| ||
![]() | ||
Электронная научно-историческая библиотека «Гербовед.ру» | ||
![]() | ||
» Библиотека › Государственная символика России › : Мурзин-Гундоров В.В. Генеалогия фантастической двуглавой птицы на гербе государства Российского / 2007 | ||
Мурзин-Гундоров В.В.
Генеалогия фантастической двуглавой птицы на гербе государства РоссийскогоБиблиографические данные публикации / опубликовано в издании: Обсерватория культуры. 2007. №2. С. 126-131 Аннотация: Интереснейшую родословную представляет историческая символика императорского двуглавого орла. Она существовала задолго до того, как во второй половине XV в. при Великом князе Московском Иоанне III стала эмблемой государства Российского. Ее легендарная генеалогия, овеянная преданиями, уходит своими корнями в трудно различимую даль веков и теряется в далеком прошлом среди мифов разных культур, религий и народов. Об авторе публикации/статьи: Мурзин-Гундоров Виктор Владимирович (Москва) Просмотр публикации в формате PDF:
› См. также другие статьи Мурзина-Гундорова В.В.
в библиотеке найдено еще 6 публикации(й) автора
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать ![]() Объем текста: 49329 знаков (с пробелами)
В МУРЗИН ГУНДОРОВ ГЕНЕАЛОГИЯ ФАНТАСТИЧЕСКОЙ ДВУГЛАВОЙ ПТИЦЫ НА ГЕРБЕ ГОСУДАРСТВА РОССИЙСКОГО Кто не теряет то, что имеет, тот долговечен. Дао Дэ цзин глава XXXIII и нтереснейшую родословную представляет историческая символика императорского двуглавогоорла. Она существовала задолго до того, как во второй половине XV в. при Великом князе Московском Иоанне III стала эмблемой государства Российского. Ее легендарная генеалогия, овеянная преданиями, уходит своими корнями в трудно различимую даль веков и теряется в далеком прошлом среди мифов разных культур, религий и народов. Орел один из символов, известных со времен глубокой древности. Изначально в античности орел был одноглавый, он царь птиц символ богов и светской власти. В Египетском царстве орла изображали на монетах с молнией в когтях. Он считался личным родовым знаком александрийской династии Лагидов. Символом Египта орел стал при Птолемее VIII в 6 107 гг. до н. э. 1с. 50 53 На римских монетах изображения орла разнообразны. В Риме орел это и атрибут Юпитера, и символ Конкордии, и украшение набалдашника императорского жезла. Особое значение орел приобрел как фигура на штандарте римских легионов. СВЯЗЬ ВРЕМЕН В МУРЗИН ГУНДОРОВ. Генеалогия фантастической двуглавой птицы на гербе государства Российского Появление государственной эмблемы двуглавого орла в христианском мире связано с императорами Константином I Великим 306 337 и Юстинианом 1527 565 Первоначально эмблема была введена в 326 г. н. э. при Константине 1Когда произошло объединение под одним скипетром Восточной и Западной частей Империи, каждая из которых имела в гербе по одноглавому орлу, тогда в качестве государственной эмблемы и был принят двуглавый орел. С тех самых пор и до своего падения в 1453 г. Восточная Римская империя Византия имела в своем гербе двуглавого орла 2, т. 3, с. 37 Четвертый крестовый поход в 1204 г. привел к падению столицы Византийской империи Константинополя. На незавоеванной территории помимо Эпирского государства образовались Никейская и Трапезундская империи, где и удерживалась символика двуглавого орла. Падение Византии положило основу Латинской Священной Римской империи считавшей себя наследницей Римской империи. И орел в качестве символа власти перешел к ней. На монетах, например на Маастрихтском пфенниге при Фридрихе 52 90 была вычеканена надпись sсutum imperiale щит Императора. Со времени Фридриха 2 16 1250 стилизованный черный орел на золотом фоне изображен в момент взлета, с головой, повернутой вправо, с растопыренными когтями и раскрытыми крыльями. С появлением геральдики он стал центральной фигурой герба империи германской нации. С XIII XIV вв. некоторые германские правители графы Ангальт, маркграфы Бранденбург и несколько вольных имперских городов, например Аахен, Хильдесгейм стали использовать геральдическое изображение имперского орла, не меняя ни цвета, ни формы. В 126 1г. Михаил VIII Палеолог восстановил Византийскую империю и двуглавый орел вернулся. Римский Император Сигизмунд 4 10 1437 принял символику двуглавого орла, объявив его императорским. После распада Священной Римской империи в 1806 г. двуглавый орел перешел к Австрии. В 19 19 г. его место занял черный одноглавый орел со стенным венцом и с серпом и молотом в когтях. В 187 1г. Германская империя Гогенцоллернов переняла одноглавого Бранденбургско Прусского орла. Он остался и после 19 19 г., но без монархических атрибутов. Наполеон 1 Наполеон и позже Гитлер заимствовали символику орла римских легионов 3, с. 198 В России государственная историческая эмблема двуглавого орла была принята Великим князем Московским Иваном Васильевичем в 1472 году. Одна из версий об утверждении фантастической птицы на Руси в качестве герба построена на факте второго брака Ивана с принцессой Софьей Зоей Палеолог. Женившись на наследнице дома Палеологов, Великий князь тем самым получил священное правопреемство от базилевсов не только по вероисповеданию, но и по родству. Софья, приходившаяся племянницей Константину XI последнему императору погибшей Византии, привезла регалии своих предков и трон с изображением двуглавого орла. Это впоследствии повлекло за собой изменения в государствен ной символики Руси. В 1453 г. Византия пала под натиском турок. Казавшийся незыблемым Константинополь второй Рим ушел в небытие, подтвердив пророчества святого Мефодия и Льва Мудрого о том, что измаильтяне овладеют Великим Городом, а также и другое предсказание славяне победят измаильтян и воцарятся на седьми холмах 4, с. 2 12 Падение Царьграда произвело на Русь огромное впечатление. Греция была для нас как бы вторым Отечеством россияне всегда с благодарностью вспоминали, что она первая сообщила нам Христианство писал Н Карамзин Там же Со второй половины XV в. Московское государство стало вполне способным к защите православных святынь, к исполнению роли Византии как центра Православной Эйкумены. Так, Третьим Римом хранителем истинной веры и наследником сакральной власти Византийских Римских императоров стала Московская Русь, переняв бремя державной ответственности за судьбы Божественной Истины на земле. Именно в Византии был впервые сформулирован и осуществлен на практике идеальный порядок права взаимодействия церковной и гражданской власти, именуемый симфонией. Задолго до Руси этот принцип был принят в древнем государстве франков династией Меровингов. Формально они не подчинялись Константинополю, но в основу государственного закона положили кодекс императора Феодосия II от 437 года 5 6, с. 22 Воцерковленные граж данские кодексы и после падения Империи признавались православными Поместными церквями как аналог церковного права наравне с соборными канонами. Иван Васильевич подтвердил династическую преемственность, но это произошло 25 лет спустя после бракосочетания Ивана и Софьи Палеолог. Он поместил на государственную печать рядом с гербом Московии образом Георгия Победоносца двуглавого орла. По мнению Н Соболевой Иван использовал эту эмблему в соответствии со своими политическими замыслами в противовес гербу императора Священной Римской имп ерии Основные фигуры Российского государственного герба двуглавый орел и всадник, поражающий копьем дракона. Они стали известны по государственной печати Ивана Васильевича 1497 года. Одна фигура помещена на лицевой стороне, а другая на оборотной 7, с. 45 Позднее эмблема стала вь 1глядеть иначе. В золотом щите изображен черный двуглавый орел, ленты лазоревые. На груди орла в червленом щите с золотыми краями святой Георгий Победоносец в серебряном вооружении и лазоревой мантии, сидящий на серебряном коне, покрытом багряной тканью с золотой бахромой. Всадник поражает восьмиконечным крестом копьем золотого с зелеными крыльями дракона 2, т. 1с. 38 Вторая версия об упрочении на Руси двуглавого орла построена на факте принятия московским государем атрибутов оформления верховной власти, соотносимой с подобными символами в странах Западной Европы. Поэтому Иван использовал эту эмблему в соответствии со своими политическими замыслами и в противовес гербу императоров Священной Римской империи из дома Габ 127 РАЗДЕЛ 8. СВЯЗЬ ВРЕМЕН сбургов. Третья версия об упрочении двуглавой символики построена на идее заимствования Москвой южнославянского опыта. Тому зримое свидетельство тесные связи Руси с ближайшими соседями. Под влиянием Византии двуглавый орел был принят в качестве государственного символа Албанией, Болгарией, Румынией, Сербией, Черногорией. В пользу этой гипотезы говорят близость территорий, религии и временные рам ки распространения двуглавого орла. Изначально его вид был соотносим с прообразом на троне, привезенным Софьей Палеолог двуглавый орел с ниспадающими крыльями, обе главы которого венчает обод с возвышающимися семью жемчужинами 2, т. 1с. 37 Супруг Софьи Иван III Васильевич наглядно подтвердил династическую преем ственность, присоединив к прежнему гербу Московии образу Георгия Победоносца двуглавого орла. Не случайно вопреки веками установленной традиции дома Рюриковичей передавать трон старшему сыну или его потомству по нисходящей мужской линии, после смерти Ивана III престол достался его сыну от второго брака Великому князю Василию III Ивановичу 1505 1533 При нем изменений в государствен ной символике не было, она сохранялась в прежнем виде. Однако на золотых буллах 15 14 и 15 17 гг., приложенных к грамотам, в первом случае императору Максимилиану I, во втором гроссмейстеру Тевтонского ордена Альбрехту, маркграфу Бранденбургскому, впервые появляется титул царь которым Великий князь Василий III Иванович хотел подчеркнуть свое равенство с иностранными государями. Титул царь германцы переводили как Empereur или как Kaiser император. Эти две золотые буллы были привешены на красно золотых шнурках, что совпадает с традиционным цветовым сочетанием золото червлень, которое использовали последние византийские императоры 8, с. 23 При внуке Софьи Палеолог Иване IV Грозном двуглавый орел и всадник стали единым символом. Подобные печати скрепляли внутригосударственные и межгосударственные акты. Уже в конце XVI в. потомки Цезарей, как в Москве, так и в Вене, думали о необходимости совместно противостоять туркам вплоть до изгнания их из Европы. В январе 1576 г. посол Германского императора Максимилиана I Ян Кобенцель, обращаясь к Ивану IV, предлагал Изгоним Турков из Константинополя в Аравию, искореним Веру Магометову, знамением креста вновь осеним Фракию, Элладу и все древнее Царство Греческое на восход солнца да все будет твое, о Царь Великий 9, с. 58 Период правления Ивана IV Васильевича 1530 1584 Великого князя всея Руси с 1533 года и первого русского царя 1547 1584 характеризовался усилени 128 ем самодержавия, что нашло отражение в различных сторонах его деятельности, прежде всего в изменениях государственной rтечати. С этого времени щит с московским гербом уже не покидает груди орла. Начиная с 1539 г. изменился тип орла на печати великого князя. Орел изображен с раскрытыми клювами и высунутыми языками, крылья птицы остаются опущенными. В геральдике такой тип называется вооруженный орел 10, с. 143 с. 4 17 На малых государственных печатях в царствование Ивана IV присутствовали изображения двух видов. Их общее отличие от предыдущих состоит в том, что в легенду включен титул царь На лицевой стороне печати 1569 г. изображен двуглавый орел под двумя трехзубцовыми коронами. На оборотной стороне единорог. На лицевой стороне второго вида помещен ездец на оборотной стороне двуглавый орел. На золотой булле 1562 г. впервые ездец и единорог помещаются в щите на груди двуглавого орла, причем с 1563 г. единорог изображается на лицевой стороне, а ездец на оборотной. Упомянем еще и печать, приложенную к послушной грамоте 1566 г. на ней единорог находится на груди двугла вого орла. На Большой государственной печати 1577 г. орла венчает одна пятизубцовая корона. Здесь впервые вокруг фантастической птицы изображены двадцать четыре эмблемы земель, входивших в состав Российского государства. Все клейма это печати царств, земель, княжеств, областей, наименования которых входили в царский титул. Не только гербов, но и печатей всех означенных территорий не существовало. Тем не менее, сочетание общегосударственной эмблемы и территориальных клейм символично вся композиция выражает единство земель, собранных под эгидой московского государя 12, с. 6 163 В правления Федора Ивановича 1584 1598 Бориса Годунова 1598 1605 Василия Шуйского 1606 16 10 Михаила Федоровича Романова 16 13 1645 существенных изменений русского государственного герба не происходит. Укажем, что головы орла венчают две короны, между которыми появляется Голгофский крест без главы Адама и орудий страстей, символизирующий приоритеты православной составляющей Московского царства 13, с. 3 1 Исчезновение центральной короны на печатях исследователи объясняют тем, что на данных сфрагистических памятниках отсутствуют земельные эмблемы 14 На некоторых печатях Лжедмитрия I 1605 1606 крылья орла подняты, как и на печатях 1497 и 15 14 годов, приложенных к договорам с Германским императором Максимилианом I. Среди изображений русского герба времени Лжедмитрия определенный интерес представляет печать, приложенная к его Записи Сандомирскому воеводе Юрию Мнишеку от 25 мая 1604 года 15 В МУРЗИН ГУНДОРОВ. Генеалогия фантастической двуглавой птицы на гербе государства Российского Лицевую сторону печати матрица печати состояла из двух половин, вращавшихся на петлях Лжедмитрий использовал для запечатывания писем польскому магнату Ю. Мнишеку. На этой печати орел под тремя коронами впервые изображен с поднятыми и распушенными крыльями. В соответствии с западноевропейскими геральдическими правилами ездец на груди орла повернут в левую сторону от смотрящего. Поэтому можно предположить, что печать была изготовлена в Польше 10, с. 145 146 16 Время Смуты не оставило заметного следа в развитии русской государственной геральдики. Повторялись уже известные типы основных геральдических фигур без особых изменений. Первое и второе ополчения именуемые Советом всей земли использовали так называемую земскую печать. На ней не было атрибутов власти, лишь одноглавый орел, который держит в лапах змею. Вероятно, это означало государство без государя 17, с. 15 16 18, с. 10 Примечательно, что единорог, который еще сохранялся на Больших печатях в первой половине XVII века, традиционно повернут направо от смотрящего. До царя Михаила Федоровича над головами орла было две короны, между ними изображался русский восьмиконечный крест. Вступив на престол России, Романовы сохраняют на государственном гербе двуглавого орла, унаследовав его от пресекшейся 736 летней царственной династии Рюриковичей. Не одно десятилетие новая династия чувствовала зыбкость своего положения в глазах монархов Западной Европы, поэтому об использовании существовавшей личной родовой эмблемы не могло быть и речи. Самое раннее изображение орла с символами власти можно отнести к 16 16 году, когда на русском престоле уже утвердилась династия Романовых. Оно украшает две круглые бляхи зерцала 19, с. 259 20, табл. X XV сделанного мастером Андреем Тиерманом по указанию кравчего Михаила Саблукова для царя Михаила Федоровича. До середины XVII столетия продолжается широкое использование печати, на которой двуглавый орел коронован двумя коронами, а между головами орла поднимается православный восьмиконечный крест. Это сохранившийся тип изображения конца XVI века, где отсутствуют только надписи по сторонам креста 2 1с. 2 122 С 1625 г. вместо креста, который изображался между двух корон, помещают третью корону с исходящими от нее источниками Символ Бога. Одновременно может пониматься и как символ Третьего Рима, оправдывая утверждая идеологему Москва Третий Рим 2, т. 1с. 37 На Малых печатях Михаила Федоровича орловской воротной с 1625 г. и двойной кормчей с 1627 г. над и между головами орла появляется третья, большая по размеру корона. Три короны над головами орла помещены на доспехах Михаила Федоровича. В царствование Михаила Федоровича и позднее, при Алексее Михайловиче, произошел ряд существенных изменений в изображении государственного герба. С 1645 г. третья корона присутствует и на Большой государственной печати, а три короны венчают головы орла. Короны символизировали по одной версии Пресвятую Трои цу, по другой три царства Казанское, Астраханское и Сибирское 13, с. 33 2, т. 1с. 37 Помещенный в щите ездец поражает змия уже не в шею, а в пасть, что стилистически сближает всадника со Святым Георгием Победоносцем и во второй половине XVI XVII вв. трактуется как изображение Государя 22, с. 346 347 Первая Большая государственная печать, на которой двуглавый орел с ездцом на груди коронован тремя коронами, датируется 1645 годом. Начиная с этого времени, постоянно использовался именно такой тип изображения. Не исключено, что печати с орлом под тремя коронами могли быть вырезаны либо иноземцем Исааком Богданом, гравировавшим печать в 1656 г.,либо Андреем Гомулином, выполнявшим заказы Михаила Федоровича в 1642 г. и Алексея Михайловича в 1664 г., когда были изготовлены две Государевы печати с большими титлами К жалованной грамоте царя Алексея Михайловича Богдану Хмельницкому и его потомкам на город Гадяч от 27 марта 1654 г. приложена печать, на которой впервые двуглавый орел под тремя коронами изображен с символами власти скипетром и державой в лапах. Впоследствии этот тип печатей использовался Малороссийским приказом 23, с. 140 24, с. 36 Успехи или неудачи внешней политики России влекли за собой изменения царского титула в 1645, 1655, 1667 гг. это, в частности, добавление наименований присоединенных территорий, что в свою очередь находило отражение в государственной геральдике. В 1667 г. для скрепления Андрусовского договора с Польшей по рисунку Г Благушина была сделана Большая печать с изображением на ней государственного герба. На этой печати орел изображен под тремя коронами, со скипетром и державой в лапах он и поныне удерживает эти символы власти 25, с. 485 486 26, с. 55 56 Прежде всего в геральдическом изображении печати 1667 г. закреплялись конкретные политические реалии. Они просуществовали вплоть до начала XVIII в. начального периода правления Петра I 27, с. 96 28, с. 90 став впоследствии архетипом всей общественно государственной жизни. Такой была двухсотлетняя эволюция государственной символики в России. Выше довольно широко представлен исторический анализ геральдической символики государственного двуглавого орла. Но не менее интересно выглядит она с религиозно философской и религиоведческой точек зрения. В 1666 г. в Киеве была издана книга Епископа Лазаря Барановича Меч духовный Ее печатание осуществлялось на деньги, полученные от царя Алексея Михайловича. Полное название литературноrо труда Меч духовный, еже есть глагол Божий. На помощь Церкви Воюющей, из уст Христовых поданный, или Книга проповеди Слова Божьего юже сооружи Господу поспешествующу и слово утверждающу Лазар Баранович, Епископ Черниговский Новгородский и пр Эту свою книгу Преосвященный Лазарь преподнес Самодержцу во время пребывания в Москве на церковном Соборе 1666 1667 годов 29, с. 8 15 Книга продавалась в Москве и по царскому указу рассылалась по монастырям, что обеспечило 129 РАЗДЕЛ 8. СВЯЗЬ ВРЕМЕН Животворящее дерево ей широкую известность. Среди имеющихся в ней ксилографий есть иконографическая прорись Животворящее дерево где заметна аналогия с ветхозаветным сюжетом корня Иессеева Гравюра представляет собой пиар иллюстрацию легитимности новой династии в глазах общества и мира. Композиция гравюры Животворящее дерево умозрительно представляет триумф династии Романовых, в ней выражена идея невозможно христианам иметь Церковь, а царя не иметь. Царство и Церковь имеют между собой тесное единение и общение и невозможно отделить одно от другого и кто принесет в жертву помощь нам, тот обретет у Бога большую награду 30, т. IV., с. 108 т. V, кн. с. 47 1Истолкование композиции позволяет увидеть переплетение событийных образов русской истории с каноническими текстами Ветхого Завета. Пророчество Иезекииля ассоциируется с историческими реалиями России рубежа XVI XVII веков и закрепляется в иконографии, в частности гравюре Животворящее дерево В нижней части изображения на гравюре Животворящее дерево расположены три дерева с правой стороны финиковая пальма, которая опоясана лентой с текстом Праведник яко финик процветет Возле паль 130 2 2007 мы стоит святой князь Глеб, держащий в правой руке меч. С левой стороны кедр, который опоясан лентой с текстом Яко кедр иже в Ливане умножишся Рядом с кедром св. князь Борис, который сжимает в левой руке копье. Оба древа венчают перевернутые венцы с тремя орлиными головами, выходящими из них. У основания центрального дерева виноградной лозы возлежит со скипетром святой равноапостольный князь Владимир прародитель дома Романовых по женским линиям, через княжеские фамилии Шастуновых, Холмских, Горбатых Шуйских, Волконских. Об этом родстве уже упоминалось выше. По центру ствола написан текст, подтверждающий святое родство Аще корень свят, то и ветви Рим. 6 В ветвях помещены пять поясных изображений. Внизу три царевича в центре ствола Иоанн V справа Федор слева царевич Алексей. Выше сыновей справа на ветви изображена царица Мария Ильинична Милославская, слева царь Алексей Михайлович. По сторонам виноградной лозы ленты с текстом. Слева Яко древо насажденное при исходиших вод и справа Еже плод свой даст во время свое Пс. 13 Венчает дерево такой же венец с головами орла в окружении цветов, символизирующий Пресвятую Троицу с надписанной лентой Род правых благословится Пс. 2 Выше над ними горизонтально лежащий полумесяц символ ладьи, в которой Церковь странствует в мире. В навершии изображений двуглавый орел, символизирующий Бога. Это символ двух природ и двух воль во Христе Божественной и Человеческой, а также символ Церкви, парящей над миром и источающей миру благодать и светом Христова учения просвещающей мир. Из клювов исходят источники с текстом. Правый уходит в сторону поясного изображения Пресвятой Богородицы Очи мои выну к Тебе левый направлен в сторону поясного изображения Иисуса Христа Очи мои выну к Господу Головы орла венчают три короны, а над ними в ленте текст В сем знамении победиши На груди орла помещен щит с гербом Москвы. На одном уровне с орлом с левой стороны в сиянии поясное изображение Иисуса Христа, с правой такое же изображение Пресвятой Богородицы. Их лики обращены к двуглавому орлу образу Христа и образу Церкви. Кисти Их рук преподают имяславное благословение. Над поясным изображением Пресвятой Богородицы лента с текстом Избраная яко Солнце Над поясным изображением Иисуса Христа в Солнци положи селение Свое Орел держит в лапах развивающиеся пенты с текстом. В правой лапе надпись Уповающие же на Господа наследят землю Пс. 36, 9 Под лентой в профиль изображен летящий одноглавый коронованный орел. От него разлетаются малые некоронованные орлы. В левой лапе орла лента с текстом Пожену враги моя и постигну, и не обращуся доколе не скончаются Пс. 17, 38 Под этой лентой изображен всадник верхом на коне в окружении воинства. Его главу венчает корона, на груди крест, копьем он поражает змия. Над коронованным орлом в облаках и сиянии рав В МУРЗИН ГУНДОРОВ. Генеалогия фантастической двуглавой птицы на гербе государства Российского наконечный Крест с монограммой Иисус Христос Святоотеческая традиция говорит о Кресте как о древе жизни, называя его новым живоносным древом Откровение Святого Иоанна Богослова Откр. Апок. 2, 7 22, 12, 14 говорит о новом, чудесном древе жизни 3 1с. 773 В облаках изображены руки Бога Отца. Над Пресвятой Богородицей десная рассыпает звезды, а вокруг лента с текстом Солнцу бурут сиять во веки яко звезды Дан. 12, 3 Над Христом ошуя держит три короны, вокруг также лента с текстом Он венчает милостию и щедротами Пс. 102, 3 10 Таким образом, двуглавый орел символизирует восходящую к горнему Небу земную Церковь как общество, при этом одна глава орла означает власть царя над народом, другая духовную власть патриарха, т. е. символ священства и символ царстьа, дарованные Богом и явленные миру Иисусом Христом в Его крестоношении как Великого Первосвященника и Царя царей. Образ двуглавого орла становится образом животворящего древа государства Российского. Случайно ли, что на другом изображении, на одной из резцовых гравюр в Библии, выпущенной в 1650 г. голландским издателем и гравером Николасом Иоаннисом Клас Висхер Пискатором Pisсator около 1586 1652 изображен Елисей с той же двуглавой птицей на плече и возведенным из мертвых юношей. На поле листа над Елисеем подпись Сугуб дар Духа Елисей стяжавый, еже являет голубь двоеглавный, и Израильский же люд сей защищаше, и ассириан врагов им вручаше, но и по смерти мертваго воскреси, иже положен быть и сего телеси Не есть ли это прочтение идеи о воскрешении на Руси сакральных символов священства и царства, дарованных Богом в лице первых представителей семьи Романовых патриарха Филарета и его сына царя Михаила Федоровича. Список литературы 1Мурзин Гундоров В. Самая красивая из женщин, когда либо жившая на земле или развенчанный миф о царице царей Антикватория. 2005. 5 16 Сентябрьоктябрь. 2. Думин С Дворянские роды Российской империи. М., 1996. 3. Фенглер Х., Гироу Г Унгер В Словарь нумизмата. М., 1982. 4. Карамзин Н История Государства Российского. СПб., 1842. Т. V. Кн. 2. 5. Лебек С. Происхождение франков V IX века. М., 1993. 6. Иоанн, митрополит Санкт Петербургский и Ладожский. Русь соборная Царское Дело СПб., 1995. 7. Каменцева Е Соболева Н Двуглавый орел снова в полет Родина. 199 15. 8. Вилинбахов Г Государственная геральдика в России теория и практика. Дисс док. ист. наук. СПб., 2003. 9. Тиктопуло Я. Мираж Царьграда Родина. 199 12. 10. Лакиер А Русская геральдика. М., 1990. Собрание государственных грамот и договоров, хранящихся в Государственной коллегии иностранных дел В 4 ч. М., 18 13. ч. 2. Соболева Н Российская государственная символика История и современность. М., 2002. 13. Вилинбахов Г Государственный герб России 500 лет. СПб., 1997. 14. Орешников А Прибавление третьей короны на двуглавом орле Нумизматический сборник. Т. 1М., 19 5. РГАДА. Ф. 149. Оп. 1Д. 18. 16. Лаврентьев А Царевич царь цесарь Лжедмитрий 1 его государственные печати, н градные знаки и медали 1604 1606 гг. СПб., 200 7. Лиха ев Н Земская печать Московского государства в Смутное время. М., 19 14. С. 15 16. 18. Трутовский В. К. Апофеоз Астреи. Среди коллекционеров. 192 16 7. 19. Иванов В Топоров В Орел Мифы народов мира Энциклопедия. М., 1992. Т. 2. 20. Иванов П Сборник снимков с древних печатей, приложенных к грамотам и другим юридическим актам, хранящимся в Московском архиве Министерства юстиции. М., 1858. 2 1Вилинбахов Г История Российского герба и флага. СПб., 2004. 22. ЮргановА Категории русской средневековой культуры. м., 1998. 23. Каменцева Е Устюгов Н Рус ская сфрагистика и геральдика. М., 1963. 24. Соболева Н Артамонов В Символы России. М., 1993. 25. Орешников А Прибавление третьей короны на двуглавом орле. 26. Герб Государственный Энциклопедический юридический словарь Под общ. ред. В Крутских. М., 1999. 27. Дуров В Дуров Д Российская государственная символика XVIII начало ХХ века. М., 2003. 28. Орел и лев Россия и Швеция в XVII в. Каталог выставки. м., 200 1 29. Бусева Давыдова И Апофеоз меча Фреска церкви Ильи Пророка в Ярославле Собранiе. 2005. 2. Май. 30. Макарий Булгаков митр. История Русской Церкви. СПб., 1886. Т. IV Т. V. Кн. 3 1Полный православный богословский энциклопедический словарь. М., 1992. Т. 1 Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте. Мурзин-Гундоров В.В. Генеалогия фантастической двуглавой птицы на гербе государства Российского (2007)
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|
||
![]() | ||
© 2007-2025 Электронная некоммерческая библиотека открытого доступа «Гербовед.ру» Редакция: gerboved@gerboved.ru | › Пользовательское соглашение | ||
![]() | ||
Проект сетевого издания «Геральдика.ру» | ||
Примечание: представленные в библиотеке научные тексты размещены только для ознакомления и получены большей частью посредством распознавания оригинальных текстов публикаций (OCR), поэтому в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания и степенью сохранности бумажных оригиналов. |