| ||
![]() | ||
Электронная научно-историческая библиотека «Гербовед.ру» | ||
![]() | ||
» Библиотека › Церковная геральдика › : Мурзин-Гундоров В.В. Герб патриарха Никона – символ Русской Православной Церкви / 2007 | ||
Мурзин-Гундоров В.В.
Герб патриарха Никона – символ Русской Православной ЦерквиБиблиографические данные публикации / опубликовано в издании: Обсерватория культуры. 2007. №3. С. 124-129 Аннотация: Герб патриарха Никона исполнен в характерной манере эмблематики эпохи барокко. В его орнаментальности есть сходство с гербом Киевского митрополита Петра Могилы (1574-1647). Учитывая контакты Патриарха с Киево-Могилянской академией, можно предположить, что при составлении патриаршего герба геральдическая символика митрополита могла быть использована в качестве наглядного образца эмблематики стиля эпохи. Об авторе публикации/статьи: Мурзин-Гундоров Виктор Владимирович (Москва) Просмотр публикации в формате PDF:
› См. также другие статьи Мурзина-Гундорова В.В.
в библиотеке найдено еще 6 публикации(й) автора
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать ![]() Объем текста: 54185 знаков (с пробелами)
В МУРЗИН ГУНДОРОВ ГЕРБ ПАТРИАРХА НИКОНАСИМВОЛ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ И сказал Господь Моисею и Аарону, говоря сыны Израилевы должны каждый ставить стан свой при знамени своем, при знаках семейств своих пред скинией собрания вокруг должны ставить стан свой Чис. 2, 12 н е о появлении ли первых эмблем говорят эти строки Библии. В истории России вторым, после двуглавого орла, знаком символом стал герб патриарха Никона. Святейший Никон, Божиею милостию Великий Господин и Государь, Архиепископ царствующаго великого града Москвы и всеа Великия и Малыя и Белыя России и всеа Северныя страны и Помориа и многих государств Патриарх был первым и единственным из русских первоиерархов, кто имел патриарший герб 1с. 56 1574 В России XVII столетия шло становление социальнополитических государственных институтов. Длядемонсrрации суверенитета церкви как институrа независимого ar ГОЩ арства и царя патреоовался и патриарху свой индивидУаЛьный знак символ. В европейской эмблематической культуре к середине XVII века подобные новшества характерные для России, давно стали визитной карточкой, которая отражала сущность предмета. Гербы высшего духовенства показывали их статус в церковной иерархии. На печатях аббатств и епископов церковные гербы встречаются с XII века. Их правила регламентирует церковная геральдика. Данная отрасль вспомогательной исторической дисциплины ге СВЯЗЬ ВРЕМЕН В МУРЗИН ГУНДОРОВ. Герб патриарха Никона символ Русской Православной Церкви ральдики изучает историю церковных геральдических эмблем, геральдических обычаев, включая художественные качества церковных гербов, которые относятся к различным церковным учреждениям, земельным формированиям или принадлежат священнослужителям различного ранга. Практика церковной геральдики это сфера создания и использования гербов, их разработки и применения, прав на гербы и прав обладания ими 2, р. 24 3, р. 3 Герб патриарха Никона исполнен в характерной манере эмблематики эпохи барокко. В его орнаментальности есть сходство с гербом Киевского митрополита Петра Могилы 1574 1647 4, с. 70 72 5, с. 22 36 6, 156 7, с. 87 Учитывая контакты Патриарха с Киево Могилянской академией, можно предположить, что при составлении патриаршего герба геральдическая символика митрополита могла быть использована в качестве наглядного образца эмблематики стиля эпохи. Эти гербы изначально различны по своей сути. Митрополит Петр аристократ по происхождению, представитель княжеской династии, потомок венгерской княжны Маргариты и молдавского боярина Симеона Могилы. Святейший Патриарх Никон, напротив, происходил из крестьянской семьи 8, с. 2 1И в его гербе, в отличие от эмблем Могилы, генеалогическое прочтение не прослеживается. Поскольку у патриаршего герба совершенно иное, институциональное конфессионально государственное, даже шире святоромейское, эйкуменическое значение. В нем есть духовный подтекст той идеи, согласно которой государство должно строиться по принципам Горнего мира, где функция патриарха приведение ко Христу своей паствы и защита ее от нестроений. Патриарх есть, образ жив Христов 8, с. 228 л. 97 он являет собой вещественно духовный образ Христа. Русское изобразительное искусство рубежа XVI XVII веков и более раннего периода использовало для создания композиций в основном библейские образы, вкладывая в освященные преданием символы свое видение мира. Сложный для современного восприятия иносказательный язык русской символики отражает мировоззрение человека прошлого. Поэтому при трактовке знака символа необходимо учитывать не только время создания изображения, но и исторические особенности мышления и ментальность личности той эпохи 9, с. 522 Сознание человека вкладывает особый смысл и аллегорию в вещественный предмет или явление. И даже самый тщательный анализ каждого из символов в отдельности и в совокупности с не менее значимыми другими компонентами композиции задает многоаспектность, что не исключает погрешности 10, с. 163 сохраняя элемент вероятности для будущих попыток расшифровки интерпретации. Литературный труд патриарха Никона Рай мысленный впервые напечатанный в типографии Иверского монастыря в 1658 г., открывается титульны листом, в центре которого изображена геральдическая эмблема, до настоящего времени не ставшая предметом специального рассмотрения и изучения под углом релиrиаз о илософской и религиоведческой точек зрения. По свое сути она являет образ Первосвятителя. На это указывает, согласно 3 2007 исихастской традиции понимания имени и святоотеческому пониманию образа, надпись над гербом Егда печать сию вернии сматряем, Велика Пастыря в сем уподобляем. Внизу, под эмблемой текст Десницу Светильник Ключ Евангелие, Образ Спасов Крест Жезл Венец Началие. Это не перечисление компонентов, а пояснение, являющееся основным ключом к блазонированию 1толкованию и прочтению патриаршей эмблемы. По сторонам герба заглавные литеры монограмма титула Никон Милостию Божией Великий Господин Святейший Архиепископ Московский и Всея Великия и Малыя и Белыя России Патриарх Он стоит шестым в диптихе первопрестольников Москвы. И вторым и последним из патриархов, кто был наделен не номинальным достоинством Великого Государя. Поэтому прочтение литеры Г возможно как Государь Яко ты будеши Государь Великий Царству Российскому еже и сбыстся 8, с. 23 1с. 56 1Все пути Господни милость и истина к хранящим завет Его и откровения Его Пс. 24, 10 И, очевидно, Святейший Патриарх с интересом о,носился к развитию геральдического искусства в России, несущего в себе элемент воцерковления, оживляющего знания из самой Боговдохновенной копилки человеческого опыта Библии, и в частности Псалтири, наиболее популярной и читаемой книги древности. Она предопределила появление огромного круга символов, имеющих, подчас, неоднозначное значение. В него входят, помимо изображений животных, атрибуты вооружения, священные предметы и символы. К выводу, что, помимо литературных произведений типа Шестоднева, специальных словарей, азбуковников и толковников, основным источником средневековой символики являются книги Ветхого Завета, давно пришли геральдисты. Никон мог быть и автором этого герба. Согласно его житию, он был талантливым иконописцем 8, с. 128 а труд изографа предусматривает знание иконописной символики. Не исключено, что цветовое решение герба Патриарха в его графическом изображении передано штриховкой шраффировкой2. Этот прием был и остается в многовековой геральдической традиции. Дошедшее до нас графическое изображение герба в течение трехсот пятидесяти лет казалось бесцветным. В геральдике цвета финифти, металлы и меха принято изображать не только краской, но и имитировать штриховкой. Прочтение цвета оживило его, и он, словно жезл Ааронов, от дома Левиина, расцвел, пустил почки, и принес миндали Числ. 17, 8 утверждая славу Святителя, и кого Я изберу, того жезл расцветет Числ. 17, 5 Нет источников, позволяющих утверждать, что патриарх Никон пользовался западноевропейскими книж 1Блазонирование описание герба. Примеч. ред. 2 Шраффировка передача объема предмета линиями, которые образуют сетку. Примеч. ред. 125 РАЗДЕЛ 8. СВЯЗЬ ВРЕМЕН ными источниками по истолкованию символики Поэтому можно предполагать, что он обращался непосредственно к первоисточнику Священному Писанию. Поэтому переданные в иносказательной форме посредством зримых метафор символы не просто очевидны, они продолжают быть актуальны. В патриаршем гербе выражена идея сознания мистической взаимосвязи земного, человеческого обустройства жизни и уподобления его высшему Небесному идеалу. Главная часть герба щит, в утилитарном значении защитное вооружение, прикрывающее тело воина. Согласно истории, он использовался с каменного века. И Псалтирь неоднократно упоминает его на своих страницах Господь крепость моя и щит мой Пс. 27, 7 щит мой в Боге, спасающих правых сердцем Пс. 7, щит и ограждение истина Его Пс. 90, 4 Рисунок патриаршего герба представляет собой четверочастно разделенный на поля щит обрамленный фигурным картушем, дает образ креста в виде якоря. Верхняя часть представлена малым картушем с двумя прорезанными прямоугольными отверстиями, на него сверху опирается Образ Спаса Нерукотворного на чрепии. Основанием крест уходит в сложный орнамент, напоминающий изразцовый, иконографию павлинье око якорное грузило. Якореобразный крест символизирует Спасителя, который есть и Церковь, оказывается собственно поверх щита, задавая тем самым четыре поля, в которых помещаются знаки образы архипастырского служения. В первом поле изображена книга Евангелие свет Христов, просвещение мира Христовым словом. Иисус Христос прямо требовал от своих последователей Приближися Царствие Божие покайтеся и веруйте во Евангелие Мк. 5 аще не покаетеся погибнете Лк. 13, 3 Изображение Евангелия для патриаршего герба герба Церкви весьма символично, так как Спаситель, посылая на проповедь Своих учеников, сказал им Шедше в мир весь, проповедите Евангелие всей твари. Иже веру и мет и крестится, спасен будет а иже не и мет веры, осужден будет Мк. 16, 15 16 Так учили о вере и апостолы, чьим преемником стал патриарх Никон. На лицевой стороне обложки Евангелия пять медальонов, символизирующих Христа Спасителя и четырех евангелистов на корешке переплета три насечки на продольном обрезе две пряжки закрепы. Во втором поле щита изображена Божья десница преподающая миру имяславное благословение. Благословляющая рука, подъятая вверх с двумя благословляющими и прочими согбенными перстами, означает верность, присягу, сохранение клятвы Псалтирь многократно упоминает этот элемент на своих страницах Пс. 9, 33 3 Западноевропейские эмблематические справочники XVI XVII вв., известные в XVII в. в России AldatoA. EmЫemata. Р., 16 18 Ripa С. Iсonologie. Р., 1677 сamerarius J. Symbolorum et emЫematum. Nйrnberg, 1597 Saavedra F. Idea Prinсipis сhristiano Politiсi 10 1simbolis. Amsterdam, 1659 Petrasanсta S. Symbola Heroiсa. Antverpian, 1634. Скрижаль. М., 1656. 126 3 2007 Пс. 8, 4 Пс. 88, 14 Десница в имяславном благословении олицетворяет Самого Господа Иисуса Христа. В ней Его благословение, преподаваемое человечеству со святых небес Своих могуществом спасающей десницы Своей Пс. 19, 7 которое исходит от Него через Церковь и ее служителя. В третьем поле щита ключ в столб, эмблема известная со времен античности. В Средневековье ключ символизировал безопасность, в геральдике олицетворял власть и могущество. В Евангелии он ключ разумения Лк. 52 от врат Церкви знак охранения ее Таинств. Изображение ключа представлено бородкой не вниз, а вверх, что указывает на ключ не от земных дверей им открывают врата Небесные Бороздка резьба ключа направлена в правую сторону, и на ней в центре помещен прорезной греческий крест, по сторонам которого изображены шесть квадратных нарезок. В четвертом поле щита помещен с язычками пламени зажженный пятирожковый светильник свет миру и учительство. Он стоит на двух витых ножках. Его можно истолковать так ножки подножие светильника могут символизировать то, на чем зиждется Церковь Христова. Ее фундамент Сам Иисус Христос и Его Благовестие, которое Его наша единая святая соборная и апостольская Церковь бережно хранит. Она изначально заботилась о том, чтобы иметь наиболее достоверный текст Священного Писания, а с помощью Священного Предания охранять его от извращенных толкований невежд и неутвержденных 2 Пет. 3, 16 Горящий пятиглавый светильник в образной метафоре представляет аллегорию архиерейского небесного на земле служения литургии. Где Сам Сын Божий невидимо соединяет в руках Святителя свещники трикирий и дикирий с тремя и двумя в них свечами во знамение Пресвятой Троицы и двух естеств в Спасителе Божественного и Человеческого, которыми архипастырь осеняет народ на запад, на север и на полдень юг Церковь видит в этом не только двоякий свет дикирия, являющего знамение двоякой природы Христовой Божественной и Человеческой, но и спасительную цель его воплощения Крест. Когда же архиерей возвращается в алтарь, но уже не только к Престолу, но и далее к востоку на Горнее место, изображая Христово Вознесение и сидение одесную Бога Отца, он берет трикирий, и из этой более глубокой внутренней части святилища еще раз осеняет всех Троическим Светом Божества, Живущего во Свете Неприступном Глас Господа высекает пламень огня 2 Пет. 3, 16 Ты возжигаешь светильник мой, Господи Бог мой просвещает тьму мою Пс. 17, 29 Иное толкование земное служение Небесному. Зажженный светильник олицетворяет Церковь Христову, поскольку Церковь тело Его Кол. 12 1говорит апостол. Пятиглавый пятирожковый светильник сама единая святая соборная и апостольская Церковь, предстающая как единый организм. Пять глав аллегорически представляют пять патриарших престолов Иерусалимский, Константинопольский, Александрийский, Антиохийский и Московский. Именно Церковь, осененная гласом Господа, несет пламень веры, свидетельство Истины. Церковь стала те ри 35, тро ка деJ ру 1 Фо ви, л им ев сTI пр пр и MI ИI ol те ЛI т, п п и к к и с п 1 r В МУРЗИН ГУНДОРОВ. Герб патриарха Никона символ Русской Православной Церкви тем возженным Светильником, дабы просвещать тьму неверия и нести свет миру во свете Твоем мы видим свет Пс. 35, 10 Две витые ножки есть принцип идеального мироустройства Священства и Царства Премудрой двоицы как основы для устроения на земле дела Христова. Правый ангел щитодержатель кистью правой руки держит диск зерцало, с начертанием ПАТРИАРХ Левой рукой он удерживает трилистный крест Крест святого Фомы В геральдике различается свыше двухсот разновидностей креста. Трилистный нем. KleeЫattkreuz или лилиевидный крест иначе крест святого Фомы по имени одного из двенадцати апостолов, принесшего свет евангельского учения в Парфию и Индию. Святой Фома стоял во главе парфийской группы апостолов, согласно преданию, восходящему ко времени Ефрема Сирина, он проповедовал и в городе Эдессе откуда ведет свою историю иконография Нерукотворного образа Спаса на чрепии. В гербе Патриарха неоднократно присутствует зримый символический подтекст аллегории, связанный с именем апостола Фомы. Житийный образ Святителя и образ Христова ученика Фомы имеют ряд аналогий. И тот, и другой постигали сущность предмета через свой личный опыт мировосприятия. Атрибутом святого Фомы также считается угломер знак храмостроительства. По церковному преданию, это связано с его намерением построить в Индии храм. Изображение креста апостола Индии святого Фомы 12 13, с. 282, 29 1встречается на колониальных португальских монетах в Гоа. Патриарх Никон единственный из русских иерархов, удостоенный имени храмоздателя. На одной из его панагий с тыльной стороны есть изображение лилиевидного равноконечного процветшего креста святого Фомы 14, с. 57 60 Случайным ли стал выбор Святейшего, поместившего на щит своего герба греческий крест, тождественный геральдическому кресту византийской императорской династии Палеолог Скорее всего, нет. Поскольку имя отца той, кто принесла на Русь священные регалии православных цезарей, тоже Фома. Язык символики предусматривает подобные аналогии. Русской истории известен ряд примеров, когда образ небесного покровителя реа. НО существовавшего лица становился символом города, княжества и даже государства. Так, в гербе города Москвы святой Георгий Победоносец связал имя основателя князя Юрия Владимировича Долгорукого с геральдической эмблемой государства 15, с. 240 Таким образом, можно предполагать, что трилистный крест святого апостола Фомы отражает идею просветительского зодчества Святейшего, которая как ни у какого другого Святителя Церкви Христовой была выражена в деятельности Патриарха Никона. Так, в его Иверском Валдайском, Крестном Кий островском, Воскресенском Нового Иерусалима монастырях, а также в рукотворном патриаршем острове на озере Ферапонтова монастыря. Левый ангел щитодержатель правой рукой удерживает жезл посох символ духовной власти того, кто им обладает. У Ангела он символ небесного вестничества, посланничества. Такая трактовка свойственна символике вещей в иконографии 16, с. 37 3 2007 В правой руке ангела диск зерцало с начертанием НИКОН В качестве щитодержателей выступают силы небесные, что не только подчеркивает принадлежность герба духовному лицу, но и указывает, что изрекаемая первоиерархом воля о пасении стада церковного есть воля Божественная, поскольку Патриарх образ жив Христов Свидетельством тому является не только Крест спасения и Жезл духовного пасения власти, но сам источник власти Христос, Он и Спаситель, и Священник, и Царь царей, его лик предстает в Нерукотворном образе Спаса на чрепии. Он соединен с венцом митрой короной, которая символизирует Бога Саваофа. Жезл и крест на гербе сцеплены с митрой вервиями и удерживаются Ангелами, которые не могут видеть Божью славу, но созерцают Его волю в дисках зерцалах. В них отображается Божья воля. На них надписано имя Патриарх Никон подчеркивая, что воля Божья в воинствующей земной Церкви возвещается Патриархом. Напомним здесь слова, сказанные Никоном при его поставлении на Патриаршество, и ответные слова клятвы от Царя, синклита и всей паствы всего общества и государства во всем слушать и повиноваться Патриарху яко отцу духовному, что буду возвещать в делах пасения, и не вступатися в дела Церкви 8, с. 129 Щит герба предстоятеля Русской Православной Церкви увенчан Венцом Началия иначе митрой короной Ты возложил на него честь и величие Пс. 20, 6 Нижняя часть митры соответствует изображениям венцов библейских ветхозаветных царей и других лиц того же достоинства, изображаемых на отечественных иконах. Здесь могли иметь место и заимствования из западных источников. В Европе к XVI веку уже сложилась система геральдических корон, соответствующих рангу и титулу носителя, как было отмечено выше. Шапка знак свободы и независимости, с двумя лентами или кистями, вниз висящими, означает достоинство жрецов и первосвященников гл. 1Исторические корни венца уходят в далекое дохристианское прошлое. У древних народов каждый языческий божок имел свой особый венец. Существовало более 26 разновидностей подобного священного головного убора. Их не только сплетали из листьев, ветвей, цветов и плодов различных растений, но и выполняли из золота с использованием драгоценных камней. Согласно И Шляпкину митры его имеют вид то тиары, то западной короны поэтому одним из источников при создании Венца Началия могла быть ранняя папская тиара 17, с. 64 В древности она представляла высокий конусообразный головной убор ассирийских и персидских царей. До разделения Церкви в 1054 г. на Восточную кафолическую и Западную католическую тиара пап была шапкой из белого сукна. В XII в. ее дополнили обручем образом тернового венца Спасителя. Герб Папы Римского венчает тиара, а у архиепископов и епископов гербы украшаются митрами. На гербы священников более низкого ранга помещаются, в соответствии с их статусом, особые шляпы разных цветов, снабженные разноцветными шнурами и кистями 18, 5. 208 209 127 РАЗДЕЛ 8. СВЯЗЬ ВРЕМЕН Венец Началия патриарха Никона это шлемовидная митра увенчанная равносторонним четырехконечным крестом с жемчужинами на концах. Митра препоясана крестом, видна лишь вертикальная лента. На вертикальной перевязи три жемчужины. Всего их двенадцать, что символизирует апостолов. В каждой из четвертей венца митры помещено по малому зерцалу. В фас видно два, означающих Богородицу и Иоанна Предтечу и образующих деисус. В нижней части Венца Началия в основании митры первосвятителя видим корону которая представляет собой обод с пятью однородными трилистниками, два крайних изображены в профиль, поэтому видны только два листка. Подобная корона в западноевропейской геральдике была принадлежностью герцогов не принцев по крови 19, с. 53 На кончиках листков трилистника, расположенного в центре, и двух крайних трилистников помещено по одной жемчужине. Из под обруча митры образа тернового венца нисходит цепь, символизируя Бог возлагает на нас бремя, но Он же спасает нас Пс. 67, 20 Цепь состоит из шести звеньев, на ней держится квадратная панагия, что значит Всесвятая наперсный знак лица архиерейского достоинства. В данном случае тип ее иконографического изображения это образ Спаса Нерукотворного на чрепии я в правде буду взирать на лице Твое пробудившись, буду насыщаться образом Твоим Пс. 16, 15 Сердце мое говорит от Тебя ищите лица Моего Пс. 26, 8 Ты положил беззакония наши пред Тобою и тайное наше пред светом лица Твоего Пс. 89, 8 С боковых сторон нижней части Венца Началия справа и слева из потока сладостей Твоих Ты напаяешь их, ибо у Тебя источник жизни Пс. 35, 9 10 исходят ленты, плавно переходящие в шнуры с кистями на окончаниях, оплетением удерживая крест и жезл, в которых правосудие и правота основание престола Твоего Пс. 86, 6 Щит герба размещен на скрещенных кресте и посохе. Крест трилистный и опоясан правым шнуром. Он оканчивается заостренным концом наподобие пики. Здесь крест выступает в качестве реального духовного оружия меча Божьего, которым Господь победил дьявола и смерть. Жезл с VI в. стал символом архиерейской власти. Он опоясан левым шнуром и оканчивается заостренным концом stimulus Жезл и крест завершаются одинаково, символизируя свое прямое назначение если нарушат уставы Мои и повелений Моих не сохранят посещу жезлом беззаконие их, и ударами неправду их милости же моей не отниму Пс. 88, 33 34 Жезл на гербе патриарха имеет наверху поперечную перекладину, со сплетенными змеиными головами, обращенными одна к другой, знаменуя мудрость пастырской власти. Перекладина декорирована десятью жемчужинами. Помещенный на гербе жезл введен в Русской Православной Церкви при патриархе Никоне. И напоминает о Митра от греч. mitra головная повязка в Православной и Католической церквах позолоченный и украшенный религиозными эмблемами головной убор, надеваемый при полном облачении преимущественно на время богослужения представителями высшего духовенства. Примеч. авт. 128 3 2007 его духовной власти, дарованной Богом для пасения верных чад воинствующей Церкви во имя и славу Господню. В качестве щитодержателей предстают в поясном изображении два ангела 20, с. 222, 223 15, с. 24 26 выходящие из под орнаментальных украшений по сторонам гербового щита. Поскольку геральдическая эмблема связана с главой Церкви, помещение на гербе образов бесплотных ликов оправдано Не много Ты умалил его пред Ангелами Славою и честью увенчал его поставил его владыкою над делами рук Твоих все положил под ноги его Пс. 8, 6 7 На гербе ангелы представлены с распростертыми крыльями, символизируя изъявление скорого ими исполнения Божьих повелений. Барочный намет выходящие из шлема украшения, располагаемые по сторонам щита обрамляет герб, декорированный растительным убранством. Намет ведет свое происхождение от ткани, которой рыцарь средневековья покрывал свой шлем, чтобы предохраняться от непогоды и палящих лучей солнца. Клейнодная часть герба знаковыми символами Образа Спаса, Креста, Жезла, Венца Началия олицетворяет, прежде всего, Законоучителя и Законоподателя Господа, а уж потом и самого патриарха, представляя служение Святителя миру Небесному и миру дольнему. Ведь предстоятель Церкви духовный пастырь, отец народу, ответственный пред Господом за сохранение вверенного ему стада. Образ Спасов, Крест, Жезл, Венец Началия или и жезл, и крест, и митра, и панагия, можно понимать как Иисус преславный патриархом величание поскольку крест, панагия и митра возлагаются на архиерея при совершении им Божественной литургии архиерейским чином. В Ветхом Завете образ Великого Архиерея предстает в первосвященнике Мелхиседеке Пс. 109, 4 Быт. 14, 18 в Новом Завете Господе Иисусе Христе Евр. 5, 5, 6 7, 15, 16 2 122, 24 28 9, 5, 24, 28 Жезл символ духовной власти и силы жезл правоты жезл царства Твоего Пс. 44, 7 он же посох или патерисса знак высшей пастырской власти. Происхождение его исторической символики восходит к Ветхому Завету и к первым письменным источникам христианства 1Кор. 4, 2 1Жезл Ааронов Числ. 17, 14 и Мих. 7, 14 был одной из священных принадлежностей скинии. Древнейшие христианские изображения доносят до нас образ Спасителя под видом Доброго Пастыря с жезлом в руке 2 1с. 106 Очевидно, что, помимо самой титулатуры Патриарху Никону был необходим не только вербальный знак, но и символ, ее выражающий. Государственные печати этого и более ранних периодов русской истории уже несли в себе схожие знаки символы. К этому времени Церковь приобрела значительное могущество, сделавшись в известном смысле государством в государстве 22, с. 156 168 Благодаря особому статусу правителя, которое имел его предшественник патриарх Филарет, отец царя Михаила Федоровича. При политике прочного союза Алтаря и Символика и зображений из священных книг изображения из акафиста Иисусу Сладчайшему 16, с. 38 т Л Яl п 1 BI Нё Т. Н, ж В о сг СС Ц 1 MI Нё Р 1 Цt ф 1 Кё Дё в се в П о с Жi с в МЕ НЕ ПС р де р ге Цt за лс и ЦЕ О ОВ. еоб патриарха Никона символ Русской Пра Трона симфония Церкви и Госуда лось теоретическое обоснование для поло е ятельной и независимой от государства ер проверенная историческим опытом, пришrа из древнего византийского права и канонического и святоотеческого наследия 8, с. 197 463, 946 10 23, Т. 1с. 5 3 1 Т. 2, с. 333 379, Т. 3, с. 358 365 Идея Святейшего Никона состояла в том, чтобы на деле осуществлять формулу живого единства священства и царства Священник есть освящение и укрепление царской власти, а царская власть есть сила и поддержка священства 24, с. 5 7 посредством справедливых законов управляющая миром дольним. При составлении герба цель патриарха состояла в утверждении Церкви и ее главы в глазах православного и инославного мира. Памятуя о Ромейском политическом и святоотеческом наследии, следствием которого стало образование Третьего Рима на канонической территории Русской Православной Церкви. И он попытался сформулировать и выразить графическими средствами достоинство и честь первоиерарха как образа жива Христа в системе общественно государственных, даже шире межгосударственных отношений в период их активного развития. Для этого потребовался соответствующий официальный знаково символьный эквивалент выражения чести и достоинства, присущий лицу, представляющему русское православие. В этом и состоял смысл употребления Первоиерархом герба как символа суверенитета Церкви и ее независимости от власти предержащей и государственно политических образований. В дальнейшем ходе церковно гражданской жизни и в силу известных исторических обстоятельств до настоящего времени эмблема не нашла адекватного понимания и применения. Богу было угодно вверять истины веры для хранения, сбережения и приумножения разным народам. И в последние несколько столетий это стало венцом служения русского православия и Русской церкви. Одним из тех, кто достойно пронес столь великое бремя, был Святейший Патриарх Никон, оставивший в назидание истории патриарший герб символ сильной, независимой и самостоятельной Церкви. В этом смысле геральдическая эмблема это закономерный продукт времени, явившийся в своем воплощении символом Православной церкви в мире дольнем и отличительным институциональным знаком в системе церковно государственного взаимодействия. Спмсок литературы 1Толстой М История Русской Церкви. М 1 2. d Aspry J. B. La methode du Ыаzоп. Р., 1976. 3. Mandiсh D Plaсek J Russian heraldry and nob 1 Florida, 1992. 4. Зиборов В Лобачев С Алексей Михайлович Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 3 XVII век. Ч. 1СПб., 1992. 5. Лобачев С Новгородский период деятельности Патриарха Никона Материалы науч. конференции История православия в России люди, факты, источники СПб., 1995. 6. Словарь исторический бывших в России писателях духовного чина Грекороссийской церкви. СПб., 1827. Т. 2. 7. Батюшков П Подолля Историческое описание. СПб., 189 1 8. Патриарх Никон. Труды Научн. исслед., подготовка документов к изд., сост. и общ. ред. В Шмидта. М., 2004. 9. Из истории русской культуры. Т. 1древняя ь С Аверинцев и др. М., 2000. 10. Соболева Н Российская городская и областная геральди ка XVIII XIX вв. М., 198 Гаттерер И Начертание rербов дения. СПб., 1805. 12. Никольский Благовест. 2004. 24 окт. 29 234 13. Фенглер Х., Гироу Г Унгер В Словарь нумизмата. М., 1982. 14. Никоновские чтения в музее Новый Иерусалим М., 2002. 15. История родов русского дворянства Сост. П Петров. М., 199 1по изд. СПб., 1886 Т. I С 240. 16. Будур Н. В. Русские иконы М. ОЛМА ПРЕСG, 2002. 17. Шляпкин И Св. Димитрий Ростовский и его время 165 709 СПб., 189 8. Buber М. Heraldika Albatros. Praha, 1986. 19. Лукомский В Родословная герба Родина. 199 19 10. 20. Дворянские роды Российской империи. The families of the noЬility of the Russian empire В 10 т. Науч. ред. С. В. Думин СПб., 1993 Ликоминвест 1996. Т. 3. СПб., 1996. 2 1Дмитриева Н Краткая история искусств От древнейших времен по XVI век Очерки. Вып. 1М., 1985. 22. Милюков П Очерки по истории русской культуры. 3 т. М., 1994. т. 2. ч. 1 23. Зызыкин М Патриарх Никон Его государственны е и канонические идеи В 3 х т. Варшава, 193 938. 24. Хвалин А. Восстановление м онархии в России. М., 1993. Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте. Мурзин-Гундоров В.В. Герб патриарха Никона – символ Русской Православной Церкви (2007)
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|
||
![]() | ||
© 2007-2025 Электронная некоммерческая библиотека открытого доступа «Гербовед.ру» Редакция: gerboved@gerboved.ru | › Пользовательское соглашение | ||
![]() | ||
Проект сетевого издания «Геральдика.ру» | ||
Примечание: представленные в библиотеке научные тексты размещены только для ознакомления и получены большей частью посредством распознавания оригинальных текстов публикаций (OCR), поэтому в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания и степенью сохранности бумажных оригиналов. |