Пчелов Е.В.
Символика медали папы Григория XIII, посвящённой календарной реформе 1582 г.
Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: Нумизматические чтения Государственного Исторического музея 2022 года. Материалы докладов и сообщений. М., 2022. С. 283–286
Аннотация: 24 февраля 1582 г. буллой папы Григория XIII была осуществлена реформа Юлианского календаря, благодаря чему в октябре того же года в католических странах Западной Европы появился новый, григорианский календарь. В связи с этим событием была отчеканена медаль, датированная тем же 1582 г. Ее создателем был известный гравер, работавший на папском монетном дворе при Григории XIII и Сиксте V, Лоренцо Франьи (1548—1619). Изображения, помещенные на этой медали, чрезвычайно примечательны и заслуживают специального рассмотрения.
Об авторе публикации/статьи:
Пчелов Евгений Владимирович (Москва) Кандидат исторических наук; доцент, заведующий кафедрой вспомогательных исторических дисциплин и археографии ИАИ РГГУ; ведущий научный сотрудник Института истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова РАН
Просмотр публикации в формате PDF:
› См. также другие статьи Пчелова Е.В.в библиотеке найдено еще 157 публикации(й) автора
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать
Текст из PDF-файла получен посредством автоматического машинного распознавания оригинального текста публикации (OCR-технологии), поэтому в нем содержатся многочисленные ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания текста. Текст предоставляется по принципу "КАК ЕСТЬ".
Объем текста: 18074 знаков (с пробелами)
НУМИЗМАТИЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОГО
ИСТОРИЧЕСКОГО МУЗЕЯ
2022 года
Москва, 22 и 23 ноября 2022 г.
Материалы докладов и сообщений
К 150 летию
Государственного исторического музея
Москва 2022
Рекомендовано к печати
Проблемным советом по нумизматике
отдела нумизматики ГИМ
Автономная некоммерческая
организация Международный
нумизматический клуб
При содействии
Межрегиональная общественная организация
содействия поиску и сохранению реликвий
истории государства Третий Рим
ISBN 978 5 89076 449 2 Исторический музей, 2022. Государственный Эрмитаж, Санкт Петербург, 2022. Коллектив авторов, 2022.
Редакционная коллегия
к н. А Акопян
к н. Е Бирюкова
Г Гасанова
к н. А Гомзин
В Зайцев
Е Захаров отв. редактор
к н. А Калашникова
к н. А Педько
Е Ушанков
И Шиканова
к н. И Ширяков
На обложке Памятный значок. 150 лет ГИМ. Отдел нумизматики.
Мастерская Р Кудрявцева
Издание осуществлено при финансовой поддержке
В сборник входят материалы докладов и сообщений Нумизматических чтений ГИМ
2022 г., посвященных 150 летию музея. Они отражают актуальные вопросы нумизма
тики всех исторических периодов, бонистики, медальерного искусства, фалеристики
и сфрагистики. Издание рассчитано на специалистов, музейных работников и всех,
кто интересуется нумизматикой и близкими ей дисциплинами.
283
Е Пчелов. Символика медали папы Григория XIII
Е Пчелов Российский государственный гуманитарный
университет, Москва
СИМВОЛИКА МЕДАЛИ ПАПЫ ГРИГОРИЯ XIII,
ПОСВЯЩЕННОЙ КАЛЕНДАРНОЙ РЕФОРМЕ 1582 г.
24 февраля 1582 г. буллой папы Григория XIII была осуществлена
реформа Юлианского календаря, благодаря чему в октябре того же
года в католических странах Западной Европы появился новый, гри
горианский календарь о б этом см. подробнее Климишин И 1990.
С. 300 306 В связи с этим событием была отчеканена медаль, да
тированная тем же 1582 г. Bonanni Ph., 1699. Vol. 1Tabl. 323, LXI
P. 368 373 Ее создателем был известный гравер, работавший на
папском монетном дворе при Григории XIII и Сиксте V, Лоренцо Фра
ньи 1548 16 19 Изображения, помещенные на этой медали, чрез
вычайно примечательны и заслуживают специального рассмотрения.
На лицевой стороне представлен профильный портрет папы Григо
рия XIII в окружении легенды GREGORIVS XIII PONT OPT MAXIMVS,
т Григорий XIII, наилучший великий понтифик традици
онный титул римских пап. Более разнообразны изображения на
оборотной стороне. Здесь в центре изображена голова барана,
подвешенная на ленте. К рогам бараньей головы подвешена гир
лянда с листьями и плодами. Над головой полукругом идет надпись
ANNO RESTITVTO M DL XXXII, т Год исправления 1582 Все это
изображение по окружности обрамляет дракон, держащий в пасти
конец своего хвоста. Рассмотрим каждый из элементов этой компо
зиции подробнее.
Изображение головы барана украшено пятью шестиконечными
звездами. Одна звезда расположена прямо над головой, между рога
284
Е Пчелов. Символика медали папы Григория XIII
ми. Две на правом роге, одна на лбу, над правым глазом, и еще
одна в середине нижней части головы. Наличие таких звезд поз
воляет полагать, что перед нами символ зодиакального созвездия
Овна Aries И действительно, если мы обратимся к изображениям
Овна на картах звездного неба, например, у А. Дюрера карта 15 15 г.
А. Целлариуса Гармония Макрокосмика 1660 г. или Я. Гевелия Уранография 1690 г. то увидим, что на голове Овна изобража
лись звезды в том же самом расположении, что и на медали. В та
ком случае первая и самая яркая в этом созвездии звезда, находяща
яся между рогами Овна, это Хамаль она описывалась Клавдием
Птолемеем как раз как звезда над головой а на правом роге верх
няя Шератан, а нижняя Мезартим. Эти три звезды и явля
ются наиболее яркими в описываемом созвездии. Они показаны и на
медали. Изображение созвездия Овна на календарной медали не
случайно, поскольку именно в этом созвездии находилась точка ве
сеннего равноденствия 2 1марта а важнейшая задача реформы за
ключалась в том числе, как говорилось в булле, в возвращении ве
сеннего равноденствия на его прежнее место Климишин И 1990.
С. 303 Таким образом накопившаяся календарная ошибка была исправлена о чем свидетельствует и легенда на оборотной сторо
не медали. Можно было бы подумать, что звезда над головой Овна
на самом деле означает Солнце. Но это не так Солнце изображалось
по другому, с длинными лучами на медали же изображены именно
звезды, а их точное расположение в созвездии показывает, что автор
медали, безусловно, ориентировался на рисунки созвездия Овна на
астрономических картах своего времени сами визуальные образы со
звездий были чрезвычайно устойчивы Итак, голова барана на меда
ли указывала на зодиакальное созвездие Овна, в котором находилась
точка весеннего равноденствия от которой, в свою очередь, отсчиты
валась дата Пасхи
Однако фронтальное изображение головы, тем более, подвешен
ной на ленте, а также с гирляндой плодов, спускающейся с рогов и об
рамляющей голову, отсылает к античной традиции такого декоратив
ного мотива, как букраний где главным элементом выступала голова
или череп быка или эгикраний голова или череп козла Этот мотив
стал чрезвычайно популярен и в эпоху Ренессанса. Букраний означал
жертвоприношение и, как правило, украшал жертвенники или алтари.
Головы жертвенных животных, подвешенные на лентах или ремнях,
и гирлянды плодов, свисающие с их рогов, символизировали жертвы
богам на христианской же медали такая гирлянда обрамляет голо
ву барана, который выступает в данном случае в качестве Агнуса Деи,
Агнца Божьего, т символа самого Иисуса, его жертвенного подвига.
285
Е Пчелов. Символика медали папы Григория XIII
В христианской традиции Агнец также считался пасхальным сим
волом, а сама григорианская календарная реформа была призвана
восстановить правильное празднование Пасхи. Таким образом, голова
барана на медали означает не только созвездие Овна, но и сопрягаю
щегося с ним одного из важнейших пасхальных образов Агнца Божь
его. Возвращение весеннего равноденствия на свое место в созвездие
Овна открывало путь к исправлению христианской Пасхалии вот
смысл центрального изображения на медали, аккумулировавшего
саму суть реформы календаря. То, что Овен мог пониматься именно
в качестве Агнца, показывает и сама история зодиакальных созвездий например, в трактате Э. Вайгеля Небесная геральдика 1688 г. Овен
трактовался как Агнус Деи визуально агнец с хоругвью и символи
зировал Церковь Следовательно, в символике медали календарно ас
трономические мотивы оказываются тесно переплетены с христианс
кими. Гирлянда с плодами сама по себе является важным элементом
символического подношения Христу, Мадонне и святым в изобрази
тельном искусстве Италии эпохи Возрождения Звездина Ю 20 16
Интересен также и дракон, выступающий в качестве кругового об
рамления. По сути, он представляет собой вариант известного симво
ла уробороса, т змеи, держащей во рту свой хвост. Этот символ так
же широко представлен в европейской эмблематике XVI XVII вв. Так,
в Книге эмблем А. Альчиато, непрерывно переиздававшейся с до
полнениями начиная с 153 1г., такая змея охватывает изображение
Тритона, трубящего в морскую раковину. При этом Тритон символи
зирует Славу, а уроборос Вечность. А у И. Камерария 1604 г. змея,
замкнутая в круг, показывает, что в человеческих делах все совершает
круговорот и конец одного становится началом другого. В более широ
ком смысле такое изображение змеи символизирует вечное круговра
щение вещей в этом мире и служит выражением образа мира imago
mundi Махов А 20 14. С. 393 394 В астрономическом же контек
сте такое изображение означает круговорот времени, вечное враще
ние времен года и знаков Зодиака, а следовательно, и вечность. Тем
самым уроборос на медали символизирует круговорот времени и веч
ность, воплощенные в календаре, исправленном благодаря папской
реформе. Однако в самом этом символе подчеркивается личность ини
циатора этого исправления В качестве образа уробороса выступает
не змея, а дракон. Это дракон родового герба папы Григория XIII.
Дракон на медали имеет ряд характерных особенностей две лапы,
перепончатые крылья с круглыми пятнами, морду с ушами и за
дранным вверх крючковатым носом. Те же черты дракона находим
и в гербе папы, только там дракон обрублен наполовину на некото
рых изображениях из обрубленного туловища дракона даже падают
286
У Волкова. История одной медали
капли крови см. прижизненные гравированные портреты Григо
рия XIII работы А. Караччи или Ч. Альберти Также известны дру
гие медали Григория XIII с его гербовым драконом, изображенным
и частично как в гербе и полностью в этом случае у дракона две
лапы и длинный хвост более того, известна даже другая медаль с
тем же драконом в виде уробороса Bonanni Ph., 1699. Vol. 1Tabl. 323,
LXIV Иными словами, гербовый дракон папы выполняет роль змеи
в символе вечного круговорота времени. Важно отметить, что изобра
жения драконов с теми же характерными чертами внешнего облика,
как и на календарной медали, встречаются в живописи итальян
ского Ренессанса, например, на картинах, посвященных подвигу свя
того Георгия кисти П. Уччелло, написанных в третьей четверти XV в.
Итак, символика папского герба, зодиакального созвездия, весенне
го равноденствия и христианской Пасхи, представленная в визуальных
формах букрания и уробороса в рамках единой композиции на рас
сматриваемой медали, служит таким образом эмблематическим воп
лощением реформы календаря, осуществленной Григорием XIII.
Литература
Звездина Ю 20 16. Гирлянда в религиозной живописи Ренессанса Акту
альные проблемы теории и истории искусства. Вып. 6. СПб. С. 36 1367.
Климишин И 1990. Календарь и хронология. М.
Махов А 20 14. Эмблематика. Макрокосм. М.
Bonanni Ph., 1699. Numismata Pontifi сum Romanorum quae a tempore Martini
V usque ad annum M.Dс.XсIX vel authoritate publiсa vel privato genio
in luсem prodiere. Roma.
Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте.
Пчелов Е.В. Символика медали папы Григория XIII, посвящённой календарной реформе 1582 г. (2022)
Обсуждение – комментарии, дополнения, новости
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|