Мареш Т.
Научно-исследовательская мастерская историка на уроках истории в современной польской школе
Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: В сборнике: Актуальные проблемы источниковедения. материалы VI Международной научно-практической конференции. 2021. С. 104-107
Аннотация: Цель исследования - изучить методику преподавания вспомогательных исторических дисциплин в средней школе. Чтобы знать и понимать историю, необходимы вспомогательные науки. Название «вспомогательная историческая наука» было введено Теодором Сикелем, венским историком второй половины XIX века. Включил он в него исторические дисциплины: хронологию, дипломатику, генеалогию, геральдику, нумизматику, палеографию, сфрагистику. В Польше понятие и объем вспомогательных исторических наук определил Иоахим Лелевель.
Об авторе публикации/статьи:
Мареш Т.
Просмотр публикации в формате PDF:
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать 
 Текст из PDF-файла получен посредством автоматического машинного распознавания оригинального текста публикации (OCR-технологии), поэтому в нем содержатся многочисленные ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания текста. Текст предоставляется по принципу "КАК ЕСТЬ".
Объем текста: 25557 знаков (с пробелами)
Мареш Тереза
НАУЧНО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ МАСТЕРСКАЯ ИСТОРИКА НА УРОКАХ ИСТОРИИ
В СОВРЕМЕННОЙ ПОЛЬСКОЙ ШКОЛЕ
История это научная дисциплина. В польском языке функционируют два термина historia в звучании таком же, как и по русски история а также dzieje что можно перевести происшествие но не в русском значении случай событие но в более широком контексте длинный ход происшествий dzieje в транслитерации дзиее Итак история historia это
прошлое, а история dzieje дзиее это исторический процесс 1с. 62 История это наука об
дзиеях, о том, что произошло, о том, что уже было в прошлом.
Историю как науку следует рассматривать с двух точек зрения как предмет исследования и
как историческое исследование. Предмет исторического исследования человек, виновник исто
рии. Ольга Михайловна Медушевская написала История рассматривается как наука, чей предмет феномен человеческого мышления, человеческого познания, реализовавшего себя в ходе це
лостного и единого исторического процесса 2, с. 17 Дальше мы прочитаем История человече
ского мышления когнитивная история есть наука о человеке мыслящем и творческом, ежеми
нутно формирующем свою рукотворную, человеческую новую реальность 2, с. 17 18
Чтобы знать и понимать историю, необходимы вспомогательные науки. Название вспомо
гательная историческая наука было введено Теодором Сикелем, венским историком второй по
ловины XIX века 2 132 Включил он в него исторические дисциплины хронологию, дипломатику,
генеалогию, геральдику, нумизматику, палеографию, сфрагистику. В Польше понятие и объем
вспомогательных исторических наук определил Иоахим Лелевель 20
Вспомогательные науки истории вспомогательные исторические дисциплины
поддерживаю щие работу историка 6, 7, 18, 20 Они помогают историку в понимании источников.
Историк в своей исследовательской работе тоже пользуется их результатами и методами. Они
позволяют ему пра 104 105
вильно оценить качество источника, осуществить его критику и сравнение с другими источниками.
Вспомогательные науки дисциплины истории применяются в эвристике и критике источников, то
есть на первом этапе работы историка. Их не следует отождествлять с наукой, поддерживающей ис
торию предоставляющей неисточниковые знания, привлекая внимание к новым возможностям ме
тода исследования. Эти вторые относятся к дальнейшим этапам работы историка, включая герменев
тику и т синтез в основном объяснение причин и оценок
Здесь мы подходим ко второму вопросу этой статьи к знакомству с исследовательской ма
стерской студентов и даже школьников на уроках истории. Задача исторического образования, как
и исторической науки, познакомить учащихся с историей, т с историческими фактами. Один из
способов познания обучение через открывание. Винсент Оконь, имея в виду Сократа, предлагает
на первом этапе познания показать студентам, как мало они знают на данную тему 15, с. 75 79
Заинтересовав их поиском знаний, он рекомендует перейти ко второму этапу получению знаний
под руководством учителя. Джон Дьюи предлагает соединить познание с действием 4, с. 57 Обу
чение должно быть похоже на научный процесс овладение знаниями может происходить через
когнитивную самостоятельность учащихся, которые овладевают исследовательскими умениями.
Для этого ученики должны быть активными. Самостоятельный поиск заставляет их задавать про
блемные вопросы, формулировать гипотезы, а затем, в результате мыслительного процесса, раз
вивать свои собственные взгляды. Инновационное образование должно формировать историче
ское воображение учащихся, а также показать им, что история должна быть не только скучной
наукой, но и увлекательной.
Школьная система, функционирующая в Польше с 1999 г., способствовала серьёзным изменени
ям в историческом образовании молодого поколения. В современной дидактике изменился образец
преподавания истории. Основное внимание в процессе обучения перенесено с работы учителя на дея
тельность учеников. Учителя перестали давать готовые знания, зато превратились в проводников,
помогающих собирать и обрабатывать знания, приобретённые из разных источников информации и
чаще всего из исторических источников. Хотя в польской школе с 1999 г. по 20 17 г. два раза менялись
программы обучения истории, но не меняются главные основания в сфере приобретения учениками
умений. Существующие цели образования в пределах общих требований с 1999 г. были сохранены
также в 20 17 16, с. 90 9 1и 20 18 гг. 17, с. 0 как в начальной, так и в средней школе. Они включа
ют в себя три навыка 1Историческая хронология. 2. Анализ и историческая интерпретация. 3. Созда
ние исторического повествования. Таким образом, ученики в хронологической перспективе узнают
историю своей семьи, города, региона, страны, Европы и мира. Анализируют различные источники
информации, в том числе исторические источники.
Развитие ученика происходит через развитие способности самостоятельно искать и полу
чать знания. Перечень ожидаемых компетенций включает, среди прочего, практическую способ
ность анализировать различные источники и разнообразные интерпретации исторических собы
тий. Учащийся, окончивший среднюю школу, помимо знаний о прошлом должен приобрести спо
собность собирать, представлять и интерпретировать историческую информацию, должен крити
чески анализировать различные интерпретации фактов и событий и уметь самостоятельно ана
лизировать исторические источники 12, с. 7
Студент ученик изучает не только историю своего города и страны т Польши но и историю
стран Европы и мира в рамках всеобщей истории. Современное преподавание истории в школе пред
полагает отход от запоминания информации к пониманию того, что происходило в прошлом, поиску
причинно следственных связей. Уроки истории формируют у ученика историческое мышление. Под
руководством преподавателя ученик познает секреты работы историка исследователя. Развивает ис
следовательские навыки. Осваивая вспомогательные исторические науки, ученик в рамках ознаком
ления с мастерской историка постепенно, сначала в начальной, а затем в средней школе, наконец, в
университете, работая с историческими источниками, изучает принципы исследования, используемые
в генеалогии, геральдике, исторической географии, соблюдает принципы хронологии, исторической
демографии, источниковедения, в том числе анализа мемуаров, недавно названных эго документами 18, с. 65 84
Учеников и студентов обучают читать материал, неписаные исторические источники. Раз
виваются навыки создания генеалогических таблиц с основными символами, использования ис
торических карт и их чтения 5, с. 177 190 Они узнают о типах гербов в Польше на протяжении
всей истории 6, 9, 14, 22 Они повышают эффективность чтения исторических источников, раз
мещая исторические события во времени и в пространстве. Тем самым приобретают навыки само
образования в области истории и вспомогательных наук.
Историческое познание, согласно с Ежи Топольским, можно понимать как всякое познание
прошлого через установление фактов и повествование, конструируемое историком 2 1с. 292 106
Это историческое познание может быть основано на собственной памяти и наблюдениях, но,
прежде всего, оно основано на чужой памяти участников событий в прошлом на накопленных
научных знаниях или исходных сообщениях письменных и неписаных Факты устанавливаются
на основании источникового материала. Проведение междисциплинарных исследований дает ис
торикам, а также студентам или ученикам в школе возможности завершения оценки источника,
осуществления его критики, и сопоставления разных сообщений источников.
С самых начальных классов ученики знакомятся с мастерством работы историка. По понят
ным причинам принимая во внимание перцепционные возможности учеников соответственно их
возрасту это происходит постепенно. Ученики, знакомясь с историей Польши, часто на уроках ис
тории сталкиваются с генеалогией двух польских династий Пястов и Ягеллонов С генеалогией
встречаются хотя уже в меньшей степени обсуждая историю Англии, Франции или России.
Именно тогда имеют возможность ближе ознакомиться н со степенью родства в царствующих
династиях. Прежде чем это, однако, наступит на уроках истории в основной школе в четвёртом
классе сами создают генеалогическое дерево своей семьи.
Обращение к личным документам при передаче исторических знаний имеет определенную тра
дицию в польских школах. В польской литературе существуют различные определения значения лич
ного документа как источника в научных исследованиях. Они говорят о познавательной ценности в
научных исследованиях, а также об их образовательной ценности и использовании в области дидак
тики. Значение мемуарной литературы в дидактике отмечали, в частности, Ежи Матерницки 13,
с. 220 и Барбара Кубис 10, с. 97 122 Признаком интереса к дневникам в преподавании истории яв
ляется то, что школьные учебники содержат короткие отрывки из дневников Яна Хризостома Пасека,
Енджея Китовича и других авторов. Это, в свою очередь, стимулирует интерес учеников студентов к
обращению к дневникам современных политиков или творцов искусства. Следовательно, это шаг для
обращения к дневникам членов собственной семьи.
Ознакомление с прошлым, согласно общему плану обучения, ученики начинают с заинтере
сованности прошлым и с чувства принадлежности к семейной группе, местному коллективу, этни
ческой группе, народу, государству, европейскому и мировому обществу. Это должно быть стран
ствие из родного дома и местности, через гмину, регион и Польшу в Европу и мир. Предусматрива
ется, что ученики научатся искать нужную им информацию в разных источниках, а при этом будут
уметь н нарисовать генеалогические дерево своей семьи.
Ученики осознают, что каждая семья имеет свою историю, и она составляет маленькую
часть истории Польши и мира. На первых уроках истории в польской основной школе реализуются
темы Семья и её история Наши предки или Моя маленькая история Последствием этих тем
является возникновение генеалогического дерева семьи ученика. Чаще всего это деревья, вмеща
ющие 2, 3, редко 4 поколения. При случае черчения генеалогических древ своих семей ученики со
здают схемы родства и свойства. Для этих древ ученики ищут семейные реликвии, а также как
можно больше информации о жизни и деятельности н дедушки или бабушки.
К проблеме генеалогии возвращаются ученики в общеобразовательном лицее им тогда 15 лет Здесь работа над созданием генеалогического древа собственной семьи продолжается.
Иногда учителя связывают эту работу с изучением истории региона. Ученики первого класса ли
цея разрабатывают древо семьи состоящей из многих поколений. Знакомятся с принципами раз
мещения в шаблоне древа супругов, узнают, что значит семья по женской линии или по муж
ской линии 3, с. 48 7 1Для такого древа своей семьи создают портфолио с первоисточниками,
касающимися отдельных членов семьи. Такая работа имеет результатом заинтересованность
судьбой собственной семьи, а также облегчит работу на уроках истории, когда ученикам придётся
анализировать историю королевских родов. На дополнительных уроках вводятся элементы ге
ральдики, которую ведь можно также связать с гербами родов предков некоторых учеников или
также гербами правивших н в Польше.
Подытоживая, подчеркнем, что не надо бояться вводить генеалогию, геральдику или анализ
мемуаров и эго документов с самых молодых лет на уроках истории. Необходимо, однако, вводить это
постепенно и умело, а работа эта у старшеклассников в средней школе т в лицее или колледже
принесёт существенную пользу. Однако с другой стороны нужно помнить о соблюдении пропорцио
нальности в реализации вышеуказанных вопросов по сравнению с остальными проблемами, затраги
ваемыми на уроках истории. Нельзя также обращаться к генеалогии именно в младших классах
слишком профессионально это может принести другие последствия. 1Мареш, Т. Историческое познание или историческое мышление Т. Мареш Диалог со временемю Альманах ин
телектуальной историию 20 13. Вып. 44. С. 62 68.
2. Медушевская, О. М. Теория и методоллогия когнитивной истории О. М. Медушевская. Москва Изд во РГГУ, 2008.
36 1с. 107
3. сetwi ski, M. Kryterium сhronologiсzne i zagadnienia pokrewne w genealogii M. сetwi ski Genealogia problemy
metodyсzne red. J. Hertel. Toru Uniwersytet Miko aja Kopernika, 1982. S. 48 7 1
4. Dewey. Jak my limy J. Dewey. Warszawa Pa stwowe Wydawniсtwo Naukowe, 1988. 275 с.
5. Dworzaсzek, W. O badaniaсh genealogiсznyсh nad dawn rodzin W. Dworzaсzek Spo eсze stwo staropolskie. Studia i
szkiсe. T. II red. A. Wyсza ski. Warszawa Pa stwowe Wydawniсtwo Naukowe, 1979. 337 с.
6. Gajl, T. Nowy Herbarz Polski T. Gajl. Gda sk Gda ski Kantor Wydawniсzy Gdynia Wydawniсtwo Latarnia, 20 16. 647 с.
7. Gieysztor, A. Zarys nauk pomoсniсzyсh historii. T. 12 A. Gieysztor. Warszawa Akademiсka Sp dzielnia Wydawniсza, 1948. 344 с.
8. Ihnatowiсz, I. Nauki pomoсniсze historii XIX i XX wieku I. Ihnatowiсz. Warszawa Pa stwowe Wydawniсtwo Naukowe, 1990. 20 1с.
9. Korсzy ski, G. Herbarz szlaсhty polskiej G. Korсzy ski. Bielsko Bia a Wydawniсtwo Dragon, 20 13. 159 с. 10. Kubis, B. Poznawсze i kszta с сe walory literatury dokumentu osobistego B. Kubis. Opole Wydawniсtwo Uniwersytetu
Opolskiego, 2007. 32 1с. Lelewel, J. Nauki daj сe poznawa r d a historyсzne J. Lelewel. Wilno J zef Zawadzki, 1822. 26 с. 12. Maresz, T. Wp yw tekst w historyсznyсh na rozw j my lenia historyсznego uсzni w T. Maresz. Bydgoszсz
Wydawniсtwo Akade Bydgoskiej, 2004. 182 с. 13. Materniсki, J. Materia y autobiografiсzne i iсh funkсja poznawсza i dydaktyсzna J. Materniсki. J. Materniсki. Historia i
wyсhowanie. Warszawa Wydawniсtwa Szkolne i Pedagogiсzne, 1990. 277 с. 14. Niesobski, M. Popularny herbarz rodzin i rod w polskiсh M. Niesobski. Tyсhy KADEMM, 1994. 172 с. 15. Oko W. Podstawy kszta сenia og lnego W Oko Warszawa Wydawniсtwo Szkolne i Pedagogiсzne, 1987. 344 с. 16. Rozporz dzenie Ministra Edukaс Narodowej z dnia 14 lutego 20 17 г. w sprawie podstawy programowej wyсhowania
przedszkolnego oraz podstawy programowej kszta сenia og lnego dla szko y podstawowej, w tym dla uсzni w z
niepe nosprawno сi intelektualn w stopniu umiarkowanym lub znaсznym, kszta сenia og lnego dla bran owej szko y I
stopnia, kszta сenia og lnego dla szko y speсjalnej przysposabiaj сej do praсy oraz kszta сenia og lnego dla szko y
poliсealnej. Dz. U. 20 17 poz. 356. 17. Rozporz dzenie Ministra Edukaс Narodowej z dnia 30 styсznia 20 18 г. w sprawie podstawy programowej kszta сenia
og lnego dla liсeum og lnokszta с сego, teсhnikum oraz bran owej szko y II stopnia. Dz. U. 20 18 poz. 467. 18. Semkowiсz, W. Enсyklopedia nauk pomoсniсzyсh historii wyd. 2 W. Semkowiсz. Krak w Universitas, 20 269 с. 19. Szulakiewiсz, W. Ego dokumenty i iсh znaсzenie w badaniaсh naukowyсh W. Szulakiewiсz Przegl d Bada
Edukaсyjnyсh 20 13. Т. 165 84 с.
20. Szyma ski, J. Nauki pomoсniсze historii J. Szyma ski. Wyd. 5. Warszawa Pa stwowe Wydawniсtwo Naukowe, 2005.
762 с.
2 1Topolski, J. Metodologia historii J. Topolski. Warszawa Pa stwowe Wydawniсtwo Naukowe, 1973. 475 с.
22. Znamierowski, A. Herbarz rodowy kompendium A. Znamierowski. Warszawa wiat Ksi ki, 2004. 334 с.
Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте.
Мареш Т. Научно-исследовательская мастерская историка на уроках истории в современной польской школе (2022)
Обсуждение – комментарии, дополнения, новости
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|