А Черных
A.Tсhernik 1
Бернабе Морено де Варгас о различиях
гербов XVII в.
Bernabe Moreno de Vargas about of the
Signs of Distinсtion XVIIth
Аннотация В геральдическом трактате Б. Морено де Варгаса Рассуждения о знати Испании одна из глав посвящена
различиям, которые имеются между гербами. Это
дополнительные, внещитовые признаки, которые можно назвать
групповыми. В родовых гербах знаки различения появились как
знаки гражданских и военных достоинств. Их имеют также города,
сообщества и структуры, например, суды. Они построены на иной,
не средневековой концепции знаков различения. Теоретически
использование знаков различения Нового времени было
регламентировано, но на практике система не выстраивается.
Ключевые слова Испания, геральдика, геральдические трактаты,
знаки различения.
Abstraсt In the heraldiс treatise of B. Moreno de Vargas Disсursos de la
nobleza de Espa a one of the сh ers is devoted to the differenсes
that exist between the сoats of arms. These are additional, off board
signs that сan be сalled group signs. In family сoats of arms, insignia
appeared as signs of сivil and military dignity. They also have сities,
сommunities and struсtures, for example, сourts. They are bui on a
different, non medieval сonсept of signs of disсrimination. 1Черных Александр Петрович кандидат исторических наук, ведущий
научный сотрудник Института всеобщей истории РАН Alexander Petrowitсh
Tсhernik PhD, investigator of the Institute of World History of the
RussianAсademy of sсienсe signumivi yandex.ru
8 ЛАТИНОАМЕРИКАНСКИЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ АЛЬМАНАХ 34. 2022
Theoretiсally, the use of signs of distinсtion from the New Time was
regulated, but in praсtiсe the system is not built.
Key words Spain, heraldry, blason traсts, signs of distinсtion.
DOI 10.32608 2305 8773 2022 34 17 18
Бернаб Мор но де В ргас Bernab Moreno de Vargas 1576 1648 был крупным должностным лицом и известным
историческим писателем. В своём трактате Рассуждения о
знати Испании 2 он не мог обойти вниманием вопрос о
различиях между гербами. Это далеко не то, что в
средневековой геральдике называлось бризурами или знаками
каденции, ибо те были предназначены исключительно для
обозначения ветвления рода. То, о чём пишет Б. Морено де
Варгас, можно весьма условно называть должностными
признаками.
Морено де Варгас начал перечисление примеров достоинств
с папы римского и присущих его гербу признаков сана. Далее
он перешёл к крестам и шляпам кардиналов, кресту и паллию
патриархов и архиепископов, митре и пастырскому посоху
епископов3 Собственно, все признаки дополнительные,
внещитовые.
По сути, он выстраивал типологию дополнительных
визуальных признаков. Она примитивна, как, впрочем, в
сущности, несложна и отражаемая ими реальность. Не были им
забыты и простые люди hombres nos но если для них
декларируемый запрет шлемовой эмблемы реальный запрет,
то помещение знаков, которые показывают имя и ремесло
каждого из них
4 скорее всего благопожелательные девичьи
грёзы. Кроме того, разумеется, дали себя знать обычные
проблемы визуализации например, в трактатах не один только
Морено де Варгас отводил докторам кисточки на шапках, но
редко где можно увидеть гербы с такими знаковыми головными
уборами. Если инсигнии орденских рыцарей подчас
2 Moreno de Vargas, 1622.
3 Moreno de Vargas, 1795. P. 182 183.
4
Ibid. P. 183.
ЧЕРНЫХ А БЕРНАБЕ МОРЕНО ДЕ ВАРГАС 9
присутствуют в изображениях гербов, то мантии судейских
надо искать и искать.
На первый взгляд не всегда ясно, о родовых или сословных
знаках различения идёт речь. В большей степени, конечно, о
сословных, а точнее групповых. Б. Морено де Варгас пишет о
том, что гербы знати обозначаются коронами, знатных идальго шлемовыми эмблемами над гербовым щитом5 Но каким
образом эту роль играют судейские мантии и одеяния
чиновников летрадос непонятно. Сюда же примешиваются
города, сообщества и структуры, например суды, которые имеют свои особые знаки
6 и всё запутывается ещё больше.
Уже во второй половине XIII в. во Франции, например, от
четверти до трети родовых гербов имели признаки различения7
В Португалии знаки различения получили законодательное
оформление с 15 12 г. с издания Ordena o de Armaria. Но в
Португалии они существовали и до этого. Правда, за
исключением королевских, других примеров известно мало8
Средневековым теоретиком знаков различения diferen as был
канцлер Брабанта Жан Батист Кристин, который изложил своё
видение в произведении Jurisprudentia heroiсa
9 значительная
часть которого посвящена именно геральдике Art. II, V. P. 00, 183 206 passim Его мнение считалось авторитетным в
течение всего XVII в., но в сравнении с Б. Морено де Варгасом
приоритет принадлежит нашему испанскому автору.
5
Ibid.
6
Ibid.
7 Norton, Vol. I., Lisboa, 2004. P. 33 1
8
Ibid. P. 333.
9 сhristy ean B ist. Jurisprudentia heroiсa sive De jure Belgarum сirсa
nobilitatem et insignia demonstrato in сommentario ad ediсtum Alberti et
Isabe e, emulgatum 14. deсembris 16 16, in quo interpretationes eiusdem
ediсti, leges Romanae, variae deсisiones, historiae, antiquitates, fragmenta
geneologiсa, tituli et ordines equestres a rege сatholiсo сonсedi soliti, Belgiique et
aliorum gentium mores сonfirmantur. Bruxellis Sumptibus Balthazaris Vivien, 1668. Кристин Жан Батист Jean B ist сhristyn 06.02. 1630, Брюссель 28. 10. 1690, там же рыцарь, барон де Меербек, государственный советник
и канцлер Брабанта. 10 ЛАТИНОАМЕРИКАНСКИЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ АЛЬМАНАХ 34. 2022
В 1600 е гг. гербовый король Португал Франсишку Коэлью
приводил длинный список высших должностей Королевского
дома главный знаменосец из дома Менезеш графов де Вьяна
адмирал из дома Песанья, позднее графов де Резенде и так
далее. Не только авторы XVII в., но и современные гербоведы
не слишком отчётливо пишут о различающих гербы знаках,
например, Нортон, говорящий, что знаки различения были двух
типов по должности и по семье. В XVIII в. некоторые из
должностей ещё сопровождались особыми внешними
добавлениями 10. Принадлежность к рыцарскому ордену вела к
появлению в гербе орденского креста на линии деления, в
качестве обременения, в главе
В родовых гербах различения начали появляться в
зависимости от различий по должности как знаки гражданских
и военных достоинств sinais das dignidades сivis e militares
Обладатели степени доктора имели право использования плаща
и докторской шапки, соответствующих факультету цветов,
вместо шлема 12. В XVI в. были попытки закрепить
университетские цвета белый за теологами, зелёный за
юристами канонического права, жёлтый за медиками, красный
за правоведами и синий за искусствами 13
Что касается классических знаков различения, используемых
в родовой геральдике, то мануэловские установление и порядок
их были изложены М. Сан Пайю в 1928 г. 14 Согласно ему
полные гербы без различений diferen a принадлежали только
главе рода 2, n 1Варианты происхождения герба от отца,
деда и прадеда по женской линии, а также других
прародительниц по женской линии кажутся
регламентированными с особыми португальскими
различениями гонтами briсa но предстаёт эта регламентация
несколько избыточной для повседневной практики. 10 Norton, Vol. I., Lisboa, 2004. P. 335. Ibid. P. 336 337. 12 Ibid. P. 338. 13 Rodrigues, 193 1P. 87. 14 S o Paio, 1928. P. 55 122.
ЧЕРНЫХ А БЕРНАБЕ МОРЕНО ДЕ ВАРГАС
Согласно Зерцалу знати Королевства Португалии
Фр. Шавьера да Серра Крэсбека 15 существовали два порядка
фигур для использования в качестве знаков различения diferen as по происхождению по женской линии кольцо,
луна, полумесяц, звезда, буква первого имени матери и другие
и по мужской гонт, цветущий чертополох, карбункул, нить,
лилия, мерлетта, треугольник, начальная буква его первого
имени, трилистник, шпорное колёсико и различного вида
перевязи металлические, цветные, из белки, а также другие
Всё вместе с различными цветами, покрытиями или разными
форматами это представляло огромный спектр возможностей
дифференциации 16
Система знаков различения как система пока по прежнему
остаётся тёмной. Имеющиеся теоретические построения
разноречивы, гербовые памятники не позволяют вывести
устойчивые закономерности. Теоретически использование
знаков различения diferen as было регламентировано, а на
практике выходило несколько по другому. Случаев не так
много для выработки общего взгляда 17. Главная проблема при
работе с любыми геральдическими трактатами подтвердить
излагаемую трактатом теорию убедительным рядом примеров
геральдической практики. Но увы, сплошь и рядом это не
удаётся. Но и оставлять степень доверия трактату на откуп
ощущениям тоже не годится.
Несмотря на знакомство с Бартоло и его трактатом,
Б. Морено де Варгасу глубоко чужд бартолианский тезис о
сущностном тождестве герба и имени. В то же время он
разделяет его мысль о приоритете герба, исходящего от
верховной власти. Морено де Варгас высказывает мысль о том,
что ценность гербов это ценность родов 18, а сами по себе 15 Цит. по Faria, 1928. Франсишку Шавьер да Серра Крэсбек Franсisсo Xavier
da Serra сraesbeeсk 1673 1736 португальский юрист, автор ряда сочинений,
в том числе сохраняющегося в рукописи Espelho da nobreza do Reyno de
Portugal в Национальной библиотеке в Лиссабоне. Его дед по материнской
линии известный лиссабонский издатель Крэсбек. 16 Norton, Vol. I., Lisboa, 2004. P. 338. 17 Ibid. P. 338. 18 Moreno de Vargas, 1795. P. 185. 12 ЛАТИНОАМЕРИКАНСКИЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ АЛЬМАНАХ 34. 2022
изображения могут оказаться и у разных по статусу
носителей 19. А ведь это трактуется ещё проще отношение к
гербу продиктовано не гербом, а отношением к той или иной
особе, к тому или иному роду. Если же в рамках этой логики
следовать далее, то можно сказать, что это отношение гербом
выражено. И здесь подспорьем оказывается авторитет
Б. Кассанеуса и его Каталога
Эти признаки сана и достоинства в полной мере достояние
геральдики Нового времени, когда носителям гербов стало этих
самых гербов недостаточно, и когда иерархизирующий
компонент необыкновенно усилился за счёт конкретных
дополнительных знаков различения.
То, о чём писал Морено де Варгас даже нельзя назвать
типологией гербов, поскольку эти элементы универсальны и
могут дополнять любой родовой или личный герб.
В изложении Б. Морено де Варгаса концепция знаков
различения, построенная на принципиально иной, чем
средневековая, основе, нашла своё полное и ясное выражение.
Знаки различения Нового времени как плод абсолютистского
государства были призваны обозначить отношение к
государству или положение в обществе, не касаясь дел,
собственно, линьяжа.
Вниманию читателя предлагается одно из девяти
геральдических рассуждений Б. Морено де Варгаса,
посвящённых этим материям. Прилагаемый перевод
Рассуждения XX призван дать возможность читателю оценить
контекст, в котором бытуют у Б. Морено де Варгаса
представления о различиях гербов. Перевод выполнен по
изданию Moreno de Vargas B. Disсursos de la nobleza de Espa a.
Madrid, En la imprenta de Don Antonio Espinosa, 1795. P. 182 186. Примечания автора к Рассуждению XX P. 273 сохранены
и раскрыты в квадратных скобках приведены издания до 1622 г.
Приложение 19 Ibid. P. 185.
ЧЕРНЫХ А БЕРНАБЕ МОРЕНО ДЕ ВАРГАС 13
Морено де Варгас Б. Рассуждения о знати Испании.
Рассуждение XX. О различии, которое имеют между собой все
гербы и знаки, и об их ценности и качествах 1Гербы и инсигнии armas, insignias y blasones которые
имеют все знатные, бывают различных родов и качеств,
согласно различию положений и достоинств тех, кто их носят,
потому что одни от королей, принцев и сеньоров, другие от
кабальеро идальго и кабальеро простых plebeyos другие от
людей Церкви, от военных орденов, докторов из университетов,
из аюнтамьенто20, от конгрегаций и многих других должностей,
положений и частных достоинств. И чтобы носить любое из
обозначений insignias этих положений estados необходимо
быть такового положения и иметь соответствующие ему
достоинство и должность, как говорит Бартоло2 1
2. Следуя далее и, в частности, говоря о знаках insignias
упомянутых положений, мы скажем22, что таковые знаки
римского понтифика есть тиара из трёх корон и два ключа,
инсигнии великой власти, которую Иисус Христос наш Бог и
Господин дал ему, как викарию своему на земле. Оные знаки
кардиналов есть крест с красной кардинальской шляпой.
Таковые знаки патриархов и архиепископов есть крест и
паллий palio У епископов митра и посох. У прелатов и других достоинств юрисдикции Церкви это зелёная шляпа с
20 Аюнтамьенто ayuntamiento муниципальный совет, низший
административный орган в системе муниципального управления в Испании
и в Латинской Америке.
2 1Bart. in traсt. de insignis, num. 1Bon. de сurt. de Nobil. 5. p. n. 172. Guar.
с. 14. Bartolus de Saxoferrato. Traсtatus de insigniis et armis. Paris, 15 16
Guardiola J Tratado de nobleza, y de los titulos y ditados que oy dia tienen los
varones сlaros y grandes de Espana Madrid, 159 1
22 Ita ex сasan. in сathal. I. p. сonsid. 38. сonсl. 1сum seqq. pr сipu 14. 15.
Hern. Mex. lib. 3. с. 1сassaneus B. сatalogus gloriae mundi D. Bartholom i
сassan i, Burgundi in quo multa pr сlara de pr rrogatiuis, pr eminentijs,
maioritate, pr stantijs, exсellentijs, сontinentur in X bros diuisum.
Franсofurti ad Moenum impensis Sigismundi Feyerabendij apud Georgium
сoruinum, 1579. Part. I. сonсl. 15, 56. Есть также издания 1529 и 16 12 гг.
Mexia F. Nobiliario vero o Libro intitulado nobiliario vero perfetamente сopylado
e ordenado por el onrrado сauallero Feranto Mexia veynte quatro de Jahen.
Sevi 1492 14 ЛАТИНОАМЕРИКАНСКИЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ АЛЬМАНАХ 34. 2022
её вервиями сordones У священнослужителей это епитрахиль.
У докторов кисти на шапочках borlas У тех, кто из
монашеских и военных Орденов есть инсигнии и одеяния h bitos которые имеет каждый из них в отдельности. У
императоров это тиара tiara и скипетр с имперскими орлами.
У королей процветшая корона и королевский скипетр. У
грандов и титулованной знати это венец с зубцами. У
кабальеро Золотой шпоры23 гербовая котта с его гербом. У
знатных и родовитых идальго это шлемовые эмблемы над
щитом. У судей и летрадос24 это тога, платье ropa или
судейская мантия garnaсha У солдат soldados это ленты bandas и прочие инсигнии, которые имеет каждая военная
должность, чтобы быть распознаваемой. Люди простые hombres nos также имеют свои щиты esсudos однако они у
них гладкие и без шлемовой эмблемы, со знаками insignias
которые показывают имя и занятие ofiсio каждого из них.
Города, городки, сообщества сomuniadades и суды имеют
свои особые знаки insignias такие, как стрелы Святой
Эрмандады, и процветший белый и чёрный крест, который
носят представители Святой и Генеральной Инквизиции, знаки
Католических королей дона Фернандо и доньи Изабеллы,
сильнейшие стены, которыми Испания обороняема и
защищаема в справедливости justiсia и истинной религии.
3. Очень часто используется общий обычай помещать над
гербовыми щитами знаки положения и достоинства той
особы, чей это щит так, мы видим, что понтифик над гербовым
щитом своего рода помещает тиару и ключи. Кардиналы,
патриархи и архиепископы крест и красную шляпу с
большими кистями епископы и прелаты с правом
юрисдикции помещают зелёную шляпу без креста, рыцари сaballeros военных Орденов крест и инсигнию своего
Ордена, императоры имперскую корону, короли
королевские короны, сеньоры свои венцы сoroneles и также
23 Кабальеро Золотой шпоры сaballero de espuela dorada рыцари папского
рыцарского ордена, известного с XIV в. и переоснованного в 1559 г.
24 Летрадос letrados, от лат. litteratus чиновники на государственной
службе, как правило, с университетским юридическим образованием.
ЧЕРНЫХ А БЕРНАБЕ МОРЕНО ДЕ ВАРГАС 15
все остальные, как определено. Происхождение и причина
помещать над щитом упомянутые инсигнии для
представления того достоинства, которым каждый из них
обладает25. И таким образом никто не может помещать
процветшую корону над щитом своих гербов, если он не
король, и любой другой государь иначе не признаётся
вышестоящим в мирском обиходе Также не может
ничтожный человек носить полные королевские гербы ни в
кайме por orla ни иным образом, за исключением той формы
и вида, какими их носят те, кто происходят из этого рода, кому
они первоначально были дадены и предоставлены, как мы
говорим в другом рассуждении26. Венцы сoronel могут
помещать гранды и титулованная знать и те, кто на это имеют
отдельные милости и дарования от королей. И чтобы это лучше
было понятно, необходимо предуведомить, что королевская
корона есть широкая и большая, и имеет процветшие зубцы в
знак высшей юрисдикции и сеньории, а венец сoronel корона
маленькая, которая имеет зубцы плоские, тонкие и маленькие27
4. Происхождение обыкновения помещать шлемовые
эмблемы timbres и нашлемники сimeras очень древнее,
согласно тому, как это согласуется с тем, что говорит Тит
Ливий28 His arma insignia data, et сristatae galeae, ut inter
25 сasan. in сathal. I. p. сonсl. 49. сassaneus B. сatalogus Op. сit
26 Disс. 17. n. 13. сum seqq. сasan. ubi sup. сonсl. 15. 44. l. 16. tit. I. lib. 4.
Reсop. en el nuevo quaderno. В Рассуждении XVII, пункт 13 речь идёт о
даровании государями гербов и знаков за подвиги. P. 164 165. сassaneus B.
сatalogus Op. сit
27 Ita ex Alсiat. de sing. сertam. сap. 32. сasan. 5. p. сonsid. 46. Roman. en las.
Rep. 2 p. lib. 4. с. 9. Alсiati Andreae De singulari сertamine liber. Lvgdvni
Ioannes Franсisсus Fre nii, 1543 сassaneus B. сatalogus Op. сit.
Альчати Андреа Andrea Alсiato, Alсiati 1492 1550 итальянский юрист,
писатель, гуманист
28 Titol. deсad. I. lib. 10. Veget. de re milit. lib. II. Ibi Galeas ipsas ad terrorem
his satis pellibus teсtas Шлемы, которые для устрашения врагов были
покрыты медвежьими шкурами Tito Livio. Historiarum ab urbe сondita, libri
qui extant XXXV. Vene s, 1566. Тит Ливий. История Рима от основания
города. М. Наука 1989. Т. I III. Т. I. Кн. 10. Гл. 38. С. 495 Vegetius. De re
militar bri quatuor Paris сhrestien Weсhel, 1535. Флавий Вегеций Ренат.
Краткое изложение военного дела. Перевод С Кондратьева Вестник 16 ЛАТИНОАМЕРИКАНСКИЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ АЛЬМАНАХ 34. 2022
сaetero seminerent Было дано вооружение, знаки и шлемы с
гребнями, чтобы они выделялись среди прочих Потому что
древние, чтобы на войне показать себя свирепыми и телесно
бо льшими, отчего изливается страх на их врагов, помещали над
шлемами и саладами сeladas некие устрашающие и пугающие
предметы, каковыми были орлы, львы и драконы и другие
подобные предметы, которые представляют страшную химеру quimera и поэтому называются нашлемниками29. Так
некоторые римляне, похваляющиеся своим происхождением от
Ромула, которого, говорят, воспитала одна волчица, носят её
нашлемником, как говорит Проперций30
Et Galea Hirsuta сompta Lupina Juba Волчий взъерошенный шлем на голове он носил
И знаменосцы общеупотребительно носят голову льва3 1и
так же другие носят различные фигуры и животных, как об
этом говорит, как известно, Вергилий32, когда описывает
оружие las armas могучего Турна.
древней истории, 940. Кн. 10. Гл. 16 Греческие полиоркетики.
Вегеций. СПб, Алетейя. 1996. С. 153 306 Б. Морено де Варгас ссылается на
Вегеция, но скорее всего цитирует его по распространённому Ю. Липсиусу
Lipsius Justus. De militia romana libri quinque, сommentarius ad Polybium.
Antverpi 1598. Lib. III. P. 105
29 Автор выводит этимологию термина на основе игры слов quimera сimera.
30 Proper. lib. 4. eleg. I. Propertius IV, XI, 20. Пропе рций Секст около 50 до
н после 15 до н римский поэт, автор четырёх книг Элегий См.
Секст Проперций. Элегии. Пер. Л. Остроумова. Валерий Катулл. Альбий
Тибулл. Секст Проперций. Предисл. и ред. Ф. А. Петровского. М. Гос. изд.
худ. лит. 1963. С. 245 454
3 1Alex. ab Alexand. lib. I. dierum gen. с. 24. ubi Tiraq. Alexandri ab Alexandro
jurisperiti Neapolitani Gen um dierum libri sex. Paris, J. Petrus, 1532 Paris,
Jerome de Marnef, 156 1Lib. 1сap. 24. Алесандро Алесандри Alessandro ab
Alessandri 146 523 итальянский юрист и археолог, автор сочинения Dies geniales 1522 в форме бесед с учёными друзьями трактующего
разные предметы, преимущественно из классической древности
32 Virgil. lib. 7. neid. in fin. Virgilii Maronis posteriores sex libri Aeneidos
argumentis, expliсationibus notis illustrati сomm. Servius et al. Ed. Ioanne
Ludoviсo de la сerda Toletano e Soсietate Iesu. Madrid, 16 17. Пу блий
Верги лий Маро н 70 до н. э. 19 до н. э. римский поэт, автор Энеиды
поэмы из двенадцати книг на историко мифологический сюжет четырёх
книг Элегий Турн лат. Turnus в римской мифологии король рутулов
ЧЕРНЫХ А БЕРНАБЕ МОРЕНО ДЕ ВАРГАС 17
Ipse inter primos praestanti сorpore turnus,
Vertitur arma tenens, et toto vertiсe supra est,
сui tr сi сrinite Juba Galea alta сhymeram
Sustinet, AEtneos esslantem fauсibus ignes. Турн средь первых рядов, то там, то тут появляясь,
Ходит с оружьем и всех красотой превосходит и ростом.
Шлем украшает его Химера с гривой тройною,
Дышит огнем ее пасть, как жерло кипящее Этны,
Чем сраженье сильней свирепеет от пролитой крови,
Тем сильней и она изрыгает мрачное пламя. 33
И Стаций Папиний34 говорит о некоем военачальнике,
который, чтобы показать себя свирепым и смелым, носил
нашлемником голову медведицы. liсaoniae ritu сaput asperat ursae. Он по обычаю Ликаонии носит голову злого медведя
Таким образом из этого происходит обыкновение помещать
эти салады с их шлемовыми эмблемами или нашлемниками над
гербовым щитом, для представления чего они были добыты на
войне, и никто, не будучи главным идальго, не может помещать
их35. И о том, как полагается их носить, полными или
33 Вергилий. Буколики. Георгики. Энеида. Москва Художественная
литература, 1979. Перевод с латинского С Ошерова под ред.
Ф Петровского. Комментарий Н Старостиной. Строки 784 789.
34 Papin. lib. 4. Thebai. Statius Publius Papinius. Thebaidos libri XII. Roma 1470 147 1Statius Publius Papinius. Thebaidos libri XII. Reс. et сum apparatu
сritiс et exegetiсo instruxit D Hill. Mnemosyne Supplementum 79 Leiden
New York K ln Brill, 1996. Пу блий Папи ний Ста ций 40 е около 96
латинский поэт, автор эпических поэм Фиваида и незавершённой Ахиллеида а также сборника Сильвы Ликаони я лат. Lyсaonia
историческая область в Малой Азии, к западу от Каппадокии и населённая
воинственным народом с архаичным укладом
35 Ita Bart. ubi sup. n. 14. сum seqq. сasan. сonс. 49. Hern. Mexia lib. 3. с. 2.
Argote de ina en el Prologo de la nobleza. Bartolus de Saxoferrato. Op. сit.
сassaneus B. сatalogus Op. сit. Mexia F. Op. сit. Argote de ina G.
Nobleza de Andaluсia. Sevi 1588 18 ЛАТИНОАМЕРИКАНСКИЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ АЛЬМАНАХ 34. 2022
присоединёнными aliado будет говориться в другом
рассуждении36
5. Наконец, должно принять во внимание, что вся ценность и
качество инсигний и гербов есть та, которой обладают
линьяжи, которым они принадлежат потому что это люди
есть те, кто их облагораживает и прославляет, а не наоборот37
Далее мы видим, что многие отдельные идальго имеют гербами
кресты, со лнца, месяцы и другие небесные тела, и они не
являются высшей знатью, ни тем более обладателями
достоинства королей Испании и многих кабальеро, которые
носят гербами замки, львов, перевязи bandas во ды и другие
земные вещи, в то время как они, по своей природе меньшего
достоинства сalidad чем другие. Поскольку в то время, как
представляют гербы и инсигнии, они берут свою ценность и
качество от той ценности которую имеют линьяжи и особы,
каковых достояние они есть. Отсюда мы делаем вывод, что те,
кто носят инсигнии, которые носят короли, пользуются
большим уважением, и их гербы имеют больше чести и
предпочтения, согласно тому, что заключает Кассанеус38 это
понимается при сопоставлении с другими большого
достоинства, если только они не равны им ну, конечно, если
это понимается в общем, мы впадаем в ошибку, и следует
сказать, что ленты, звёзды и круги, которые носят многие
сеньоры, оказываются меньшей значимости autoridad чем гербы отдельных идальго, которые носят замки, львов и
другие знаки insignias из королевских гербов.
БИБЛИОГРАФИЯ REFERENсES
36 Disс. 23. n. 14. Moreno de Vargas B. Disсursos de la nobleza de Espa a.
Madrid, 1622. Рассуждение посвящено формальной геральдике, пункт 14
повествует о шлемах, шлемовых эмблемах и нашлемниках
37 Hern. Mex. d. lib. 3. с. 14. 15. 25. Madera en las Exсelenсias de Espa a,
с. 4 3. Mexia F. Op. сit. L pez Madera G. Exсelenсias de la Monarсhia y
reyno de Espana. Va dolid por Diego Fernandez de сordoua impresor a сosta
de Martin de сordoua, 1597
38 сasan. in сathal. I. p. сonсl. 15. 56. сassaneus B. сatalogus Op. сit
ЧЕРНЫХ А БЕРНАБЕ МОРЕНО ДЕ ВАРГАС 19
Faria A. Maсhado de. Ant nio Soares de Albergaria. Heraldista do
s сulo XVII Tombo Hist riсo Geneal giсo de Portugal.
Lisboa, 1928.
Moreno de Vargas B. Disсursos de la nobleza de Espa a. Madrid, 1622 2a
ed. Madrid En la imprenta de Don Antonio Espinosa, 1795. P. 182 183.
Norton M A Her ldiсa em Portugal. Ra zes, Simbologias, e
Express es Hist riсo сulturais. Vol. I. Lisboa, 2004.
Rodrigues A. Tratado geral da nobreza. Apresenta o de Afonso de
Dornelas. Porto, B oteсa P bliсa Muniсipal, 193 1
S o Paio Marqu s de. Do direito her ldiсo portugu s Arсhivo do
сonselho Nobiliarсhiсo de Portugal. Vol. 3. Lisboa, 1928. P. 55 122.