| ||
![]() | ||
Электронная научно-историческая библиотека «Гербовед.ру» | ||
![]() | ||
» Библиотека › Территориальная символика России (города и регионы) › : Рахимов Р.Н., Азнабаев Б.А., Фролова И.В. Образ всадника в лучах солнца: геральдические кейсы Башкортостана и Тувы / 2022 | ||
Рахимов Р.Н., Азнабаев Б.А., Фролова И.В.
Образ всадника в лучах солнца: геральдические кейсы Башкортостана и ТувыБиблиографические данные публикации / опубликовано в издании: Новые исследования Тувы. 2022. № 3. С. 226-240 Аннотация: В 1992–1993 гг. республики Тува и Башкортостан — субъекты Федерации — приняли новые гербы, в основе которых находится образ всадника в лучах солнца. Тува вернула основу герба 1935 г., а Башкортостан поместил на гербе памятник национальному герою Салавату Юлаеву в лучах солнца. Образ всадника в лучах солнца уходит в древность. Он олицетворяет архетип кочевника, гармонию с природой. В тюрко-монгольском эпосе конь, в некоторых случаях, выполняет функцию солнца. Феномен геральдической традиции Башкортостана и Тувы заключается в том, что древний образ как основа национальной идентичности в символической практике оказался значимее, нежели образы, связанные с религиозной или политической идентичностью Об авторах публикации/статьи: Рахимов Р.Н. Азнабаев Б.А. Фролова И.В. Просмотр публикации в формате PDF: › ![]()
Иллюстрации к статье/публикации:
![]() 1. Неутвержденный герб Татарской АССР, 1920 г.
ID: 3076
![]() 2. Герб Татарской АССР, 1926 г. (утвержден ЦИК Совета рабочих, крестьянских и солдатских депутатов Автономной Татарской ССР).
ID: 3077
![]() 3. Герб Автономной Башкирской Социалистической Советской Республики 1925 г., три варианта А. Э. Тюлькина
ID: 3078
![]() 4. Герб Автономной Башкирской Социалистической Советской Республики 1926 г.
ID: 3079
![]() 5. Герб Тувинской Народной Республики 1935–1939 гг.
ID: 3080
![]() 6. Герб Республики Тува 1992 г.
ID: 3081
![]() 7. Герб Республики Башкортостан 1993 г.
ID: 3082
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать ![]() Объем текста: 97736 знаков (с пробелами)
НОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ТУВЫ www.nit.tuva.asia THE NEW RESEARсH OF TUVA 3 2022 Novye issledovaniia Tuvy Образ всадника в лучах солнца геральдические кейсы Башкортостана и Тувы В 1920 1930 е гг. в национальных республиках РСФСР и Тувинской Народной Республике проходил процесс конституционного развития и создания символов государственности. В 1925 г. в Автономной Башкирской Социалистической Советской Республике был принят государственный герб, в основе которого лежал образ всадника со знаменем в лучах солнца. Герб не был утвержден федеральным центром. В 1930 е гг. процесс советизации гербов автономий привел к тому, что все они получили герб РСФСР с названием конкретной республики. Это явление было связано с провалом политики коренизации проводимой ВКП б в СССР в 1923 1928 гг. Направленная на создание советской национальной элиты, она привела к появлению национализма в регионах. Откат на консервативные позиции заставил партийное руководство перейти к унификации геральдической практики. В Тувинской Народной Республике левый эксперимент привел к кризисным явлениям, что обусловило отход от проведения радикальной политики. Смена курса привела к замене советского варианта герба на национальный с образом всадника в лучах солнца. В гербе 1935 г. через знак мандалы древнетюркская культурная традиция была интегрирована с буддийской. В 1992 1993 гг. республики Тува и Башкортостан субъекты Федерации приняли новые гербы, в основе которых находится образ всадника в лучах солнца. Тува вернула основу герба 1935 г., а Башкортостан поместил на гербе памятник национальному герою Салавату Юлаеву в лучах солнца. Образ всадника в лучах солнца уходит в древность. Он олицетворяет архетип кочевника, гармонию с природой. В тюрко монгольском эпосе конь, в некоторых случаях, выполняет функцию солнца. Феномен геральдической традиции Башкортостана и Тувы заключается в том, что древний образ как основа национальной идентичности в символической практике оказался значимее, нежели образы, связанные с религиозной или политической идентичностью. Ключевые слова геральдика национальная политика СССР история Башкортостана история Тувы всадник Тува Башкортостан герб Рамиль Н. Рахимов, Булат А. Азнабаев, Ирина В. Фролова Башкирский государственный университет, Российская Федерация Рахимов Рамиль Насибуллович кандидат исторических наук, заведующий кафедрой истории России, историографии и источниковедения Института истории и государственного управления Башкирского государственного университета, член Комиссии по государственной символике при Главе Республики Башкортостан. Адрес 450076 Россия, г. Уфа, ул. Заки Валиди, д. 32, каб. 20 1Тел. +7 347 272 63 70. Эл. адрес reсtor bashedu.ru, rakhimovrn mail.ru Азнабаев Булат Ахмерович доктор исторических наук, заведующий кафедрой истории Республики Башкортостан, архе ологии и этнологии Института истории и государственного управления Башкирского государственного университета. Адрес 450076 Россия, г. Уфа, ул. Заки Валиди, д. 32, каб. 20 1Тел. +7 347 272 63 70. Эл. адрес reсtor bashedu.ru, azbulattt mail.ru Фролова Ирина Васильевна доктор философских наук, профессор кафедры истории России, историографии и источниковедения Института истории и государственного управления Башкирского государственного университе та. Адрес 450076 Россия, г. Уфа, ул. Заки Валиди, д. 32, каб. 20 1Тел. +7 347 272 63 70. Эл. адрес reсtor bashedu.ru, irina frolova mail.ru DOI 10.25 178 nit.2022 15 Для цитирования Рахимов Р. Н., Азнабаев Б. А., Фролова И. В. Образ всадника в лучах солнца геральдические кейсы Башкортостана и Тувы Новые исследования Тувы. 2022, 3. С. 226 240. DOI https www.doi.org 10.25 178 nit.2022 15 Статья Кому 227 НОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ТУВЫ www.nit.tuva.asia THE NEW RESEARсH OF TUVA 3 2022 Novye issledovaniia Tuvy The image of a horseman in the sunlight Heraldiс сases of Bashkortostan and Tuva In the 1920s 1930s, a proсess of сonstitutional development and сreation of symbols of statehood took plaсe in the national republiсs of the RSFSR and the Tuvan People s Republiс. In 1925, the сoat of arms was adopted in the Autonomous Bashkir Soviet Soс st Republiс, and it was based on the image of a horseman with a banner in the rays of the sun. The сoat of arms was not approved by the federal сenter. In the 1930s, the proсess of Sovietization of the autonomies сoats of arms led to the faсt that all of them reсeived the сoat of arms of the RSFSR with the name of a partiсular republiс. This phenomenon was assoсiated with the failure of the poliсy of korenizatsiya indigenization whiсh was pursued by the сPSU b in the USSR in 1923 1928. Aimed at сreating a Soviet national elite, it led to the emergenсe of nationalism in the regions. The throwbaсk to сonservative positions forсed the party leadership to move towards the unifiсation of heraldiс praсtiсe. In the Tuvan People s Republiс, the leftist experiment led to сrisis phenomena whiсh resulted in the retreat from the radiсal poliсy. The сhange of сourse led to the replaсement of the Soviet version of the сoat of arms with the national one that had the image of a horseman in the sun. In the сoat of arms of 1935, the anсient Turkiс сultural tradition was integrated with the Buddhist one through the sign of the mandala. In 1992 1993, the republiсs of Tuva and Bashkortostan the subjeсts of the Russian Federation adopted new сoats of arms whiсh are based on the image of a horseman in the rays of the sun. Tuva used the basis of the сoat of arms of 1935, and Bashkortostan plaсed the monument to the national hero Salavat Yulaev in the sunshine on the сoat of arms. The image of a horseman in the sun goes baсk to antiquity. It personifies the arсhetype of the nomad and harmony with nature. In the Turkiс and Mongolian epiс literature, the horse, in some сases, serves the funсtion of the sun. The phenomenon of the heraldiс tradition of Bashkortostan and Tuva lies in the faсt that the anсient image as the basis of national identity in symboliс praсtiсe turned out to be more signifiсant than images assoсiated with religious or politiсal identity. Keywords heraldry national poliсy USSR history of Bashkortostan history of Tuva horseman Tuva Bashkortostan сoat of arms Ramil N. Rakhimov, Bulat A. Aznabaev, Irina V. Frolova Bashkir State University, Russian Federation For сitation Rakhimov R. N., Aznabaev B. A. and Frolova I. V. Obraz vsadnika v luсhakh solntsa geral diсheskie keisy Bashkortostana i Tuvy The image of a horseman in the sunlight Heraldiс сases of Bashkortostan and Tuva New Researсh of Tuva, 2022, no. 3, pp. 226 240. In Russ DOI https www.doi.org 10.25 178 nit.2022 15 Artiсle RAKHIMOV, Ramil Nasibu viсh, сandidate of History, Head, Department of Russian History, Historiography and Sourсe Studies, Institute of History and Publiс Administration, Bashkir State University. Postal address 32 Zaki Validy St., 450076 Ufa, Russian Federation. Tel. +7 347 272 63 70. E mail reсtor bashedu.ru, rakhimovrn mail.ru ORсID ID 0000 0002 5642 659 1 AZNABAEV, Bulat Akhmeroviсh, Doсtor of History, Head, Department of History of the Republiс of Bashkortostan, Arсhaeology and Ethnology, Institute of History and Publiс Administration, Bashkir State University. Postal address 32 Zaki Validy St., 450076 Ufa, Russian Federation. Tel. +7 347 272 63 70. E mail reсtor bashedu.ru, azbulattt mail.ru ORсID ID 0000 0002 155 19783 FROLOVA, Irina Vasilyevna, Doсtor of Philosophy, Professor, Department of Russian History, Historiography and Sourсe Studies, Institute of History and Publiс Administration, Bashkir State University. Postal address 32 Zaki Validy St., 450076 Ufa, Russian Federation. Tel. +7 347 272 63 70. E mail reсtor bashedu.ru, irina frolova mail.ru ORсID ID 0000 0002 6687 1963 Кому 228 НОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ТУВЫ www.nit.tuva.asia THE NEW RESEARсH OF TUVA 3 2022 Novye issledovaniia Tuvy Введение Одним из феноменов отечественной геральдики является герботворчество национальных республик РСФСР и Тувинской Народной Республики 1920 1930 х гг. В нем, наряду с революционными символами серп и молот, венки, красная звезда, колосья пшеницы использовались символы национальные. Это символизировало рост национального самосознания, отражало в той или иной мере политическую ситуацию, складывавшуюся в процессе реализации модели советской модернизации. Однако ко второй половине 1930 х гг. все герботворчество свелось к принятию герба РСФСР с указанием названия конкретной республики. В начале 1990 х гг., в период становления новой России, субъекты Федерации разработали и приняли государственную и региональную символику, отражающую национальные, территориальные особенности, исторические традиции, стремление к развитию. В некоторых гербах нашли свое отражение образы и символы, идущие из древности, но сохраняющиеся в исторической памяти народа. Отметим, что процесс отечественного герботворчества в советский и постсоветский периоды до недавнего времени не был исследован в полной мере, хотя можно выделить ряд работ, посвященных этой проблематике. В частности, в статье А. В. Безрукова констатировался факт принятия национальных гербов с последующей их советизацией и унификацией с гербом РСФСР в конце 1930 х гг., но не объяснялось, чем это было вызвано Безруков, 20 17 В ряде трудов описывался процесс составления гербов автономий Ткаченко, 20 15 Государственные и муниципальные 20 17 В них подавление национального геральдического контекста советским рассматривалось как произвол центра в отношении регионов без отсылок к изменениям национальной политики. Большая часть публикаций приводила описание гербов Сметанников, 2003 Сапрыков, 2004 Моченов, Коржик, 2005 Геральдика России 2008 и др Ряд авторов предлагал классификацию региональных гербов, анализировал обстоятельства их создания, закономерность использования тех или иных символов Корников, 20 16 и др Серьезным прорывом в изучении влияния советской геральдики на геральдику государств Востока новейшего времени стала монография К. А. Бичелдея и Б. Б. Монгуша, посвященная государственным символам Тувы Бичелдей, Монгуш, 20 19 Анализируя герботворчество Тувинской Народной Республики 1920 1930 х гг., авторы показали эволюцию символической политики, тесно связанную со сменой идеологических ориентиров, которая привела к вступлению в 1944 г. формально самостоятельного государства в состав СССР и трансформации ТНР в автономную республику РСФСР. Обращение к геральдике Башкортостана и Тувы связано с интересным фактом и в той, и другой системе представлен всадник в лучах солнца Возникнув в 1920 1930 е гг., данный этнокультурный образ, ставший символом, был впоследствии отвергнут советской геральдикой, но вернулся в гербы двух республик субъектов Российской Федерации. Важно отметить, что в гербах других регионов России данный феномен никак не проявился. Наш исследовательский фокус сконцентрирован на геральдических традициях Башкортостана и Тувы, связанных с этим символом и являющихся основой как существовавших в 1920 1930 е гг., так и современных гербов. Интерес к этой проблематике в современном Башкортостане оживился в связи с празднованием столетия первой автономной советской социалистической республики, широко отмечавшемся в 20 19 г. Фролова, Уразова, 2020 Особенности региональной геральдики РСФСР 1920 1930 х гг. Первым опытом советской геральдики был герб РСФСР 19 18 г., утвержденный Конституцией РСФСР 1925 г. На гербе на червлёном немецком барочном картуше размещались в лучах восходящего солнца перекрещенные серп и молот 1над серпом и молотом, на картуше располагалась надпись Р Ф Р. щитодержателями выступали колосья пшеницы с наложенной на них внизу красной лентой с девизом Пролетарии всех стран, соединяйтесь Впоследствии, в 1978 г., в герб добавилась красная пятиконечная звезда с золотой каймой, расположенная над щитом. Важно подчеркнуть, что советское государство создавало собственную геральдическую традицию, отказавшись от традиционного для дореволюционной России французского щита2 и вводя 1Немецкий щит геральдический щит в форме растянутой шкуры картуша образующего выемки и завитки. 2 Французский щит геральдический щит в виде прямоугольника с наибольшим заострением в средней нижней части. 229 НОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ТУВЫ www.nit.tuva.asia THE NEW RESEARсH OF TUVA 3 2022 Novye issledovaniia Tuvy новые символы колосья, перекрещенные серп и молот, восходящее солнце с лучами. В том же 19 18 г. был учрежден первый советский орден орден Красного Знамени с таким же девизом и символами. Геральдическое новаторство опиралось на символическую практику революционной эпохи. Н. А. Соболева отмечала, что ещё с середины XIX в. в символике социал демократов использовались мотивы красного знамени, восходящего солнца и молота. Изображение эмблемы Серп и Молот отмечается в источниках сразу после Февраля 19 17 г. Соболева, 20 18 535 Красная звезда, по мнению исследовательницы, появилась как военная эмблема осенью 19 17 г. по инициативе Н. И. Подвойского и вскоре стала символом Красной армии там же 538 Н. А. Соболева отмечает также влияние на большевиков античной символики, обусловленное в том числе увлечением античным стилем сотрудничавших с властью представителей художественного течения Мир искусства там же 539 54 1Если в первые послереволюционные годы в агитационно массовой работе античным сюжетам отводили значительное место, способствуя романтизации революции, то со второй половины 1920 х гг. новое направление советской внешней и внутренней политики привело к постепенному снижению их применения там же 54 1542 После мая 1925 г. принятия Конституции символы серп и молот, восходящее солнце с лучами, колосья пшеницы и снопы пшеницы, девиз Пролетарии всех стран, соединяйтесь становятся не только общеизвестными, но и легитимными. Советский Союз унаследовал многонациональную территорию бывшей Российской империи, однако национальная политика, с которой в революцию вступили большевики, была декларативной. Перед партией стояла двуединая задача преодоление великодержавного шовинизма центра и борьба с национализмом местных элит. Это привело к выработке мер, направленных на создание советских местных элит, развитие национальных языков, что получило название политика коренизации Ее сущность была изложена И. В. Сталиным в 1923 г. на XII съезде РКП б Борисёнок, 2006 Дроздов, 20 16 В 1925 г. при ВЦИК была создана комиссия под председательством А. С. Енукидзе для выработки предложений и рекомендаций по созданию и утверждению флагов и гербов автономий. В апреле 1926 г., в связи с подготовкой проекта новой Конституции СССР, ВЦИК остановил работу по утверждению конституций автономных ССР и рассмотрению их флагов и гербов. Как показывает перечень предложений руководителей национальных образований на совещании при СНК РСФСР по проблемам национальной политики, направленный 2 декабря 1926 г. В. М. Молотову, одним из существенных вопросов было конституционное оформление автономных республик, предполагавшее расширение их прав ЦК РКП б ВКП б 2005 446 447 В докладе председателя ВЦИК и ЦИК СССР М. И. Калинина в Политбюро ЦК ВКП б о работе комиссии Строительство национальных республик и областных органов РСФСР 2 1марта 1927 г. говорилось, что в части мероприятий, направленных на урегулирование взаимоотношений РСФСР и национальных автономий в области оформления правовых норм предлагается ускорить разработку конституций автономных республик в соответствии с их бытовыми национальными особенностями, в направлении предоставления определенных прав этим республикам в области законодательства и управления там же 485 В итоге рекомендовалось для ускорения решения вопроса разработать Президиумом ВЦИК типовую Конституцию автономных республик там же 486 Иными словами, федеральный центр пошел по пути унификации, заметив возросшие запросы на свои права со стороны автономий. Как эти процессы отражались в геральдической практике автономных республик РСФСР Рассмотрим их на примере поволжских республик Татарской и Чувашской АССР. Первый, неофициальный герб Татарской АССР художник Б. Урманче был показан 25 июня 1920 г., в день провозглашения республики рис. 1Он представлял собой круглый щит, где на фоне восходящего солнца были изображены лук со стрелой, серп и молот, обрамленные венком из колосьев. Щитодержателями выступали татарин рабочий и татарин крестьянин Государственный и муниципальные 20 17 3 133 Данный герб не был утвержден. Положение о гербе закрепила Конституция ТАССР 1926 г. Был разработан новый герб, автор его не известен рис. 2 Он повторял герб РСФСР и дополнялся надписями на русском и татарском латиницей языках Пролетарии всех стран, соединяйтесь и Татарская Социалистическая Советская Республика Российской Федерации в Конституции 1937 года Татарская АССР 230 НОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ТУВЫ www.nit.tuva.asia THE NEW RESEARсH OF TUVA 3 2022 Novye issledovaniia Tuvy В 1920 г. была образована Чувашская автономная область, преобразованная в 1925 г. в Чувашскую АССР. По заданию правительства герб республики в 1926 г. разработал художник П. Е. Мартенс. Он состоял из изображения серпа и молота в лучах солнца, окруженных венком из колосьев с правой стороны и из дубовых и еловых веток с левой стороны, перевитого снизу лентой с красной каймой с чувашским орнаментом на концах и с надписью на чувашском языке Пролетарии всех стран, соединяйтесь Над серпом и молотом помещалась пятиконечная звезда вокруг шла надпись на чувашском языке Чувашская автономная Социалистическая Советская Республика и РСФСР Уже в 1927 г. герб изменился фон стал красным, а серп, молот, звёзды и лучи золотыми Ткаченко, 20 15 63 66 В феврале 193 1г. IV IX съезд Советов Чувашской АССР кардинально изменил герб. Чувашские национальные орнаменты было решено убрать как не отражающие правильную национальную политику пролетарского государства там же 72 В Конституции Чувашской АССР 1938 г. гербом ЧАССР объявлялся герб РСФСР с добавлением надписи Пролетарии всех стран, соединяйтесь и Чувашская АССР на чувашском языке. Как видим, и проект герба ТАССР 1920 г., и герб ЧАССР 1926 г. содержали советскую символику, но имели национальные особенности лук со стрелой, национальные орнамент и язык. Заметим, что лук со стрелой не принятого проекта герба Татарской АССР окажется впоследствии основным символом на эмблеме тюркских легионов Идель Урал сформированных из попавших в плен представителей тюркских народов Поволжья и Приуралья в нацистской Германии в 1942 г. Дробязко, Каращук, 2000 Гилязов, 2005 Таким образом, непринятая национальная символика была использована в символике вооруженных сил, воевавших на стороне противника СССР. Гербы с национальными элементами, заменёнными в 1937 г. гербом РСФСР с надписями на русском и национальном языках, кроме вышеуказанных республик, имели Дагестанская и Мордовская АССР. У Автономной Крымской, Якутской АССР, Автономии Немцев Поволжья гербы сразу повторяли герб РСФСР. Бурят Монгольская АССР не имела герб, используя герб РСФСР. Те же автономии, что были образованы в 30 е годы ХХ века, в качестве герба также утвердили герб РСФСР с надписями на Рис. 1Неутвержденный герб Татарской АССР, 1920 г. Fig. 1Unapproved сoat of arms of the Tatar ASSR, 1920. Рис. 2. Герб Татарской АССР, 1926 г. утвержден ЦИК Совета рабочих, крестьянских и солдатских депутатов Автономной Татарской ССР Fig. 2. The сoat of arms of the Tatar ASSR, 1926 approved by the сentral Exeсutive сommittee of the сounсil of Workers Peasants and Soldiers Deputies of the Autonomous Tatar SSR 23 1 НОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ТУВЫ www.nit.tuva.asia THE NEW RESEARсH OF TUVA 3 2022 Novye issledovaniia Tuvy русском и национальном языках Марийская, Удмуртская, Коми, Карело Финская, Кабардино Балкарская, Чечено Ингушская, Северо Осетинская, Калмыцкая. В это же время в процесс советизации государственной символики была вовлечена и Тувинская Народная Республика Бичелдей, Монгуш, 20 19 На наш взгляд, геральдический феномен исправления гербов автономий РСФСР от национальных до советских в определенной мере объясняет концепция американского историка Т. Мартина о построении в СССР в 1920 1930 е гг. империи положительной деятельности Мартин, 20 Это означало, что на каждой национальной территории язык титульной национальности становился государственным, национальные элиты должны были после переподготовки влиться в советские партийные органы, возглавить управление, образование, культуру и хозяйство на местах там же 23 Большое внимание уделялось развитию национальных культур как основы национальной идентичности и национального самосознания нерусских народов СССР через символические признаки национальной идентичности фольклор, музеи, национальную одежду и кухню, музыку, литературу, историю там же 25 При всем этом Москва не желала давать реального наполнения понятию федерация поэтому все властные полномочия оставались за центром. По мнению Т. Мартина, политика положительной деятельности началась в 1923 г., продолжалась до ее пересмотра в период Большого террора в 1938 г. и имела свои периоды НЭП 1923 1928 социалистическое наступление культурная революция 1928 1932 и великое отступление 1933 1938 там же 43 В декабре 1932 г., в связи с кризисными явлениями отказ от коллективизации на национальных окраинах и провалом политики украинизации были приняты постановления, направленные на пересмотр данной политики там же 45 Как отметил Мартин, в реальности коренизация имела своим следствием появление национал коммунистического уклона. Великое отступление в 1933 1938 гг. привело к реабилитации русской культуры, развитию процесса национальной идентификации русских. Сама же русификация РСФСР проводилась посредством метафоры дружба народов там же 54 1 Почему провалился проект коренизации Т. Мартин объясняет это, опираясь на схему становления национализма среди малых народов Восточной Европы, предложенную М. Грохом Hroсh, 1985 По мнению последнего, вначале формируется интерес местной элиты к фольклору и народной культуре, за ним идет консолидация националистической элиты, стремящейся к созданию моноэтнического государства, а в результате возникает националистическое движение, пользующееся массовой поддержкой народа Мартин, 20 28 Таким образом, сложилась парадоксальная ситуация. Укоренение советской власти в национальных регионах привело к значительному подъему национального самосознания, так что уже с 30 х гг. ХХ в. власти начали рассматривать национализм как одну из серьезных опасностей и первыми элементами, подвергшимся ревизии, стали конституции автономий и государственные символы. Неутвержденный проект герба АБССР 1925 года V Всебашкирский съезд Советов, проходивший 2 127 марта 1925 г. в Уфе, принял Конституцию Автономной Башкирской Социалистической Советской Республики. В ней указывалось, что республика имеет свой государственный флаг и государственный герб. БашЦИК объявил конкурс на составление герба, и к 9 октября поступило пять проектов. На заседании Президиума БашЦИК 25 октября 1925 г. был утвержден проект герба, который представлял собой изображение на фоне символа лесоводства земледелия и промышленности, с надписями на башкирском и русском языках Автономная Башкирская Социалистическая Советская Республика и включением инициалов РСФСР как отображением идеи федеративности 1Свод законов и нормативных правовых актов Башкортостана, 2006 233 Под изображением подразумевался всадник с красным знаменем, скачущий навстречу лучам солнца. 1Свод законов и нормативных правовых актов Башкортостана. VII том. 1923 1926 гг. сост. А. Б. Юнусова. Уфа, 2006. 5 12 с. С. 233. Электронный ресурс Государственное Собрание Курултай Республики Башкортостан. URL https gsrb.ru ru materials izdatelskaya deyatelnost 3704 1дата обращения 05.2022 232 НОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ТУВЫ www.nit.tuva.asia THE NEW RESEARсH OF TUVA 3 2022 Novye issledovaniia Tuvy Данный проект герба разработал известный в республике художник А. Э. Тюлькин, советский живописец, организатор Уфимского отделения Высших государственных художественно технических мастерских, впоследствии Народный художник БАССР, Заслуженный деятель искусств РСФСР, изучавший быт и культуру башкир. Им были предложены три варианта герба. Два других проекта герба и их авторы нам, к сожалению, не известны. Как видно из рис. 3, все три варианта, предложенные Тюлькиным, имели в своей основе итальянский щит сложной формы с оконечностью в верхней части 1Щит обрамлял венок из колосьев, в принятом варианте снопов пшеницы, перевитых лентой рис 3с У двух непринятых вариантов внизу располагалась девизная лента с литерами АБССР у утвержденного сноп и перекрещенные серп и молот. Оконечность щита во всех случаях венчалась красной звездой. На непринятых вариантах всадник скакал навстречу лучам солнца по степи на фоне силуэта далеких гор. Всадник был одет в национальную одежду, с национальным головным убором. На принятом варианте присутствовали производственные постройки здания и поросшие лесом горы. Надписи были на русском и башкирском языках, в последнем случае выполнены арабской графикой. Если изображения снопов, колосьев, красного знамени, серпа и молота, звезды, лучей солнца, являлись сложившейся традицией с общепринятым набором символов, то всадник в лучах солнца олицетворял идею свободы башкирского народа, его стремление к лучшей жизни. Необходимо отметить, что у башкирского народа культ коня составляет одну из основ этнической идентификации Илимбетова, Илимбетов, 20 12 55 1555 Также этнологи отмечают, что у башкир, как и у многих других народов, образы небесных коней переплетаются с солярным культом там же 579 Без лошади башкир не мог считаться воином, следовательно, и полноценным членом общины. Судя по челобитным XVII в. башкир, потерявший коня коньми опал получал от государства отсрочку в выплате ясака. Этнографы, изучавшие коренное население Южного Урала в начале XX в. отмечали, что башкиры смотрели на безлошадного человека так, как другие народы на бездомного, т. е. неполноценного члена общества. Ведь за него кто то другой должен был отправляться на военную службу и выполнять обязанности перед государством и обществом. О социальном значении лошади для башкир говорит поговорка Аты бул а, ил таный Когда имеешь коня мир признает тебя В обыденном сознании до сих пор сохранилось представление о башкире как о всаднике. Даже слово мужчина в башкирском языке звучит как ир ат, то есть мужчина конь Преобладание в башкирском стаде лошадей позволяет отнести башкирский социум к хозяйственно культурному типу, который в науке получил название всаднического Под ними понимают определенное военное преимущество племен верховых номадов над племенами оседлыми Азнабаев, 20 16 Напомним, что башкирская конница активно участвовала в войнах России XVII XIX вв., а в только что завершившейся Гражданской войне принимала участие башкирская Рис. 3. Герб Автономной Башкирской Социалистической Советской Республики 1925 г., три варианта А. Э. Тюлькина. Fig. 3. The сoat of arms of the Autonomous Bashkir Soс st Soviet Republiс, 1925 three variants proposed by A. E. Tiulkin. 1Итальянский щит геральдический щит овальной формы. A B с 233 НОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ТУВЫ www.nit.tuva.asia THE NEW RESEARсH OF TUVA 3 2022 Novye issledovaniia Tuvy кавалерийская бригада М. Л. Муртазина. Всадник со знаменем был не только образом, но и символом исторической памяти, реальностью недавнего прошлого. Использование итальянского щита, вероятно, было связано с тем же желанием не повторять геральдическую практику Российской империи, использовавшую французский щит герб РСФСР имел в основе своей немецкий щит Из герба РСФСР в проект герба АБССР перешли основные элементы венок из колосьев, звезда, серп и молот, восходящее солнце с лучами, надпись РСФСР Однако комиссия ВЦИК по рассмотрению проектов конституций автономий Башкирской, Татарской, Немцев Поволжья не утвердила в своем заключении Конституцию АБССР, а также герб. В качестве герба Башкирская автономия с 1926 г. использовала герб РСФСР с надписью на картуше АБССР рис. 4 Унификация в геральдике была одним из важнейших элементов укрепления власти центра, реализации советского проекта модернизации. Окончательно она была реализована после принятия Конституции СССР и затем конституций автономий в 1936 1937 гг. 9 февраля 1938 г. БашЦИК утвердил герб БАССР, который вновь в целом повторял герб РСФСР с добавлением надписи Башкирская АССР на русском и башкирском языках рис. 5 В таком виде с некоторыми дополнениями герб просуществовал до 1993 г. Гербы Тувинской Народной Республики 1935 и 1939 годов Тува под названием Урянхайский край в 19 14 г. получила протекторат Российской империи. В 192 1г. здесь была провозглашена Тувинская Народная Республика Народная Республика Танну Тува В 192 926 гг. герб и флаг у Тувы отсутствовали, известны варианты знамени Правительства ТНР Бичелдей, Монгуш, 20 19 9 13 В 1925 г. было принято решение о создании государственной символики. 24 ноября 1926 г. IV Великим Хуралом была принята Конституция Тувы, в которой описывался государственный герб буддийский символ хорло внутри которого вписан земной шар в лучах солнца и в венке из колосьев, на него наложены перекрещенные серп и грабли. Герб был составлен К. Дондуком, но в него включили элементы из проекта герба, предложенного Ф. Ф. Разумовым там же 15 Герб сочетал в себе символы буддизма круг хорло и революции венок из колосьев, серп и грабли, лучи восходящего солнца В 1929 г. в Туве к власти пришло новое правительство, ориентированное на социально классовый подход. Была принята новая Конституция Тувинской Народной Республики. В ней к прежнему гербу добавлялась пятиконечная звезда, надпись ТАР 1и Пролетарии всех стран, соединяйтесь Монгуш, 20 Бичелдей, Монгуш, 20 19 18 19 Рис. 4. Герб Автономной Башкирской Социалистической Советской Республики 1926 г. Fig. 4. The сoat of arms of the Autonomous Bashkir Soс st Soviet Republiс, 1926. Рис. 5. Герб Башкирской Автономной Советской Социалистической Республики 1937 г. Fig. 5. The сoat of arms of the Bashkir Autonomous Soс st Soviet Republiс, 1937. 1ТАР Тыва Арат Республика, Тувинская Аратская Республика. 234 НОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ТУВЫ www.nit.tuva.asia THE NEW RESEARсH OF TUVA 3 2022 Novye issledovaniia Tuvy Левый эксперимент привел к росту народного недовольства. Внутренняя политика была откорректирована, принят новый политико хозяйственный курс аналог советского НЭПа, советская идеология ослаблена. Буржуазно демократические реформы отразились в новой Конституции 1936 г., оставшейся не утвержденной. Однако в символической политике изменения были более явными. 2 июля 1935 г. VII сессия и президиум Малого Хурала утвердили новый государственный герб, третий по счету рис. 6 который состоял из пятиконечной звезды с дугообразными концами, окаймленной двумя жёлтыми кругами, а между этими кругами красная лента, с изображением на голубом фоне территории ТАР серо коричневого цвета, с лошадью белого цвета и сидящим на ней всадником аратом в красном национальном костюме в черной шапке с красным околышем и в чёрных маймаках с северо запада освещает солнце с юго востока на север серп зеленого цвета, внизу надпись ТНР. Пролетарии и угнетенные народы всего мира, соединяйтесь жёлтого цвета Монгуш, 20 16 57 В 1939 г. в связи с изменением руководством Тувы политического курса произошло укрепление позиции элит, ориентированных на СССР, что выразилось в усилении советской идеологии и политических репрессиях. В 1938 г. в герб были внесены изменения Государственный герб республики состоит из изображения на голубом фоне пятиконечной тупой звезды, контуры территории республики серо коричневого цвета, по которым изображен мчащийся на бело серой лошади всадник арат с красным шестом на руках в темно синем национальном костюме, в чёрной национальной обуви, обращенный лицом к Востоку. С северо запада освещает серебряное солнце, с юго запада лежит серебряный серп с золотой рукояткой, внизу герба надписи жёлтого цвета ТАР и Пролетарии всех стран, соединяйтесь на тувинском языке латинским шрифтом Бичелдей, Монгуш, 20 19 25 26 Пятиконечная тупая звезда по справедливому замечанию Б. Б. Монгуша, на самом деле представляла собой пятичастный щит в виде пяти лепестков, а сам герб семантически был связан со знаком мандалы, ритуального магического круга в тибетском буддизме Монгуш, 20 16 58 Мандала состоит из внешнего круга, вписанного в него квадрата и внутреннего круга, отражая представления тувинцев о гармоничном устройстве мироздания и государства там же 60 Схематично пятилепестковая пентаграмма заменяла внешний круг символ Неба, Космоса, абрис территории Тувинской Народной Республики, квадрат символ Земли, а всадник хозяина земли там же 6 1 Всадник с уруком шестом с веревочной петлей для отлова животных символизировал тувинский народ и, одновременно табунщика коневода, который пас священный скот тувинцев коней, воздушного коня олицетворяющего счастье всего тувинского народа там же 60 Этнологи отмечают, что в тюрко монгольском эпосе конь, в некоторых случаях, может играть функцию солнца Рис. 6. Герб Тувинской Народной Республики 1935 1939 гг. Fig. 6. The сoat of arms of the Tuvan People s Republiс, 1935 1939. 235 НОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ТУВЫ www.nit.tuva.asia THE NEW RESEARсH OF TUVA 3 2022 Novye issledovaniia Tuvy Илимбетова, Илимбетов, 20 12 58 1Таким образом, в гербе ТНР 1935 и 1939 гг. древнетюркская культурная традиция была интегрирована с буддийской традицией Монгуш, 20 16 6 1 Почему произошла радикальная смена герба с сохранением нескольких его элементов По мнению Б. Б. Монгуша, левый эксперимент 1929 1932 гг., связанный с ускоренным построением социализма в Туве, не осуществился, и властные элиты Тувинской Народной Республики признали особый тувинский путь развития Монгуш, 20 16 6 1Этот курс выразился в выделении национального элемента, высказанного языком геральдики. В 194 1г. была принята новая Конституция ТНР. Герб вновь изменился, став уже пятым по счету. В нем совмещались изображения 1926 и 1930 гг. земной шар, звезда, серп и молот, колосья и 1935 г. территория республики, всадник, скачущий навстречу солнцу В данном случае элементы герба СССР и революционная символика сохранились, национальные особенности показывал всадник в лучах солнца, буддистская символика исчезла. Советизация герба была связана с тесными контактами, сложившимися в 1920 1930 гг. с СССР и с союзническими отношениями, оформившимися с началом Великой Отечественной войны. октября 1944 г. ТНР вошла в СССР, с 13 октября 1944 г. в составе РСФСР появилась Тувинская автономная область, которая герба не имела. В 196 1г. область была преобразована в Тувинскую АССР и с 1962 г. в качестве герба имела герб РСФСР с надписью Тув. АССР на русском и тувинском языках. В 1978 г. в герб добавилась пятиконечная звезда, изменился порядок надписей. Данный герб просуществовал до 1992 г. Примерно такую же композицию, с изображением всадника арата с урагой в лучах солнца, имел герб Монгольской Народной Республики с 1940 по 1992 г. Современный герб этого государства основной фигурой имеет изображение священного жеребца и национальную эмблему соёмбо, означающие независимость, суверенность и дух Монголии. Таким образом, в 1920 1930 гг. в дружественной СССР Туве и в советских автономиях, в том числе Башкирии, шли процессы становления национальной государственности, включавшие в себя конституционное развитие и формирование государственной символики. Если в башкирской автономии развитие государственной символики шло от самобытной символики с обязательными атрибутами советской геральдики, то в Туве, формально независимом государстве, геральдические поиски, воплотившиеся в пяти гербах, отражали как национально религиозную идентичность тувинцев, так и изменения внутреннего курса политических элит 1И в том, и в другом случаях советская идеология в итоге вела к отказу от этноконфессионального начала в геральдике, постепенно вытесняя его унифицированной советской символикой. Однако на определенном этапе и в Башкирии, и в Туве был предложен, а в Туве и утвержден в гербе образ всадника в лучах солнца, соединяющий древние фольклорные представления и символизирующий новую жизнь. Необходимо отметить, что советское герботворчество 1920 1930 х гг., нарушая правила геральдики, использовало на гербах надписи Пролетарии всех стран, соединяйтесь названия республик. Однако это нарушение ввело в мировую геральдическую практику языки народов СССР, в том числе башкирский и тувинский. Постсоветские гербы Тувы и Башкортостана Начавшаяся в Советском Союзе перестройка вызвала сложный социально экономический кризис и привела к параличу власти. Начались процессы дезинтеграции, в 199 1г. СССР прекратил свое существование. 12 декабря 1990 г. была принята Декларация о суверенитете Республики Тува 17 августа 1992 г. были приняты герб и флаг Республики Тува, утвержденные 17 сентября Верховным Советом Тувы. В качестве герба был утвержден проект художников И. Ч. Салчака и О. И. Лазарева Бичелдей, Монгуш, 20 19 36 37 Он представлял собой пятилепестковый щит из полукругов с золотым контуром, имеющим посередине серебряную полосу. Голубое поле щита имело в верхнем углу изображение солнца с пятнадцатью лучами, а в центре золотого всадника в национальной тувинской одежде на золотой лошади, скачущего навстречу лучам. В оконечности изображалась традиционная лента кадак белого цвета с надписью золотом на тувинском языке Тыва рис. 7 1Такие же процессы другие авторы отмечают на знаках почтовой оплаты Тувы Воронин, 2022 236 НОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ТУВЫ www.nit.tuva.asia THE NEW RESEARсH OF TUVA 3 2022 Novye issledovaniia Tuvy В официальном пояснении символики герба уточнялось, что всадник на гербе арат крестьянин скотовод, олицетворяющий самобытность тувинского этноса, традиционный уклад жизни и основную хозяйственную деятельность. Он одет в национальный костюм и головной убор, который носили предки тувинцев. Само изображение всадника, скачущего навстречу лучам солнца, символизировало движение к светлой и счастливой жизни, миру, высоким идеалам. Кадак церемониальный шарф, который преподносится как почетный дар, выражает гостеприимство и дружелюбие тувинцев. Пятилепестковый щит стилизованный древнебуддийский знак вечности Сат, Иргит, 20 13 4 15 Герб Тувы во многом повторял герб ТНР 1935 г. Таким образом, геральдика Тувы вернула свой основной символ образ всадника в лучах солнца. Как отмечают эксперты, в России в процессе создания гербов, лишь только республики Карелия и Тува могли опереться на существовавшие ранее региональные символы Корников, 20 16 55 Остальные республики использовали в основном эпические сюжеты и образы, элементы национального орнамента, религиозные буддистские символы. Во всех республиках символика в той или иной степени олицетворяла возрождение национального самосознания титульных народов. 2 1октября 1993 г. внеочередная XXIV сессия Верховного Совета приняла Конституцию основной закон Республики Тыва. В ней было повторено описание герба и флага республики. При издании текста Конституции 4 декабря 1993 г. было допущено искажение герба солнце, всадник изображены серебряными с золотым контуром Ошибочное изображение герба попало в ряд справочников 1 По рекомендации Геральдического Совета при Президенте Российской Федерации в 2004 г. был разработан новый вариант герба авторы В. С. Тойбу Хаа, Д. Тойбу Хаа Он сохранял прежний герб в целом, но сам пятилепестковый щит вписывался во французский щит с золотым полем. Такой щит является традиционным для российской геральдики, а пятилистник становится, таким образом, отдельным символом Самбыга На гербе исчезла лента кадак с надписью Тыва вместо нее появились серебряные горы, всадник получил в руку кнут, солнце осталось без лучей. 28 апреля 2004 г. проект был отклонен на заседании Верховного Хурала Республики Тыва Бичелдей, Монгуш, 20 19 4 1 Действующим остался герб, утвержденный в 1993 г. Рис. 7. Герб Республики Тува 1992 г. Fig. 7. The сoat of arms of the Republiс of Tuva, 1992. Рис. 8. Герб Республики Башкортостан 1993 г. Fig. 8. The сoat of arms of the Republiс of Bashkortostan, 1993. 1Напр. Символика России ответ. вып. М. Заячковский, А. Польщикова. М. Профиздат, 1997. С. 160. 237 НОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ТУВЫ www.nit.tuva.asia THE NEW RESEARсH OF TUVA 3 2022 Novye issledovaniia Tuvy Верховным Советом Башкирской Автономной Советской Социалистической Республики октября 1990 г. была принята Декларация о государственном суверенитете. БАССР была преобразована в Башкирскую Советскую Социалистическую Республику. С 25 февраля 1992 г. она получила название Республика Башкортостан. В целях реализации Декларации 26 ноября 1990 г. был объявлен конкурс на лучший проект герба, флага и гимна. 12 октября 1993 г. Верховный Совет Республики Башкортостан утвердил Государственный герб, автором которого был художник Ф. Ф. Ислахов. Герб имеет форму круглого щита, обрамленного башкирским орнаментом рис. 8 В центре расположено изображение памятника Салавату Юлаеву скульптор С. Д. Тавасиев в лучах восходящего солнца. В оконечности щита расположена лента, окрашенная в цвет Государственного флага Башкортостана, с надписью на башкирском языке Башкортостан и соцветием курая зонтичное растение, из стебля которого изготавливается народный музыкальный инструмент из семи лепестков, символизирующим связь с прошлым. Композиционно герб оказался близок к проекту герба АБССР А. Э. Тюлькина 1925 г. 1Первоначально изображение памятника было ориентировано по правилам геральдики слева направо. Однако памятник на местности расположен по линии север юг и в таком варианте он находится в лучах заходящего солнца. В геральдике стороны определяются для держателя щита, владельца герба, таким образом, для зрителя правая сторона наблюдается как левая и наоборот. Для того, чтобы изображение соответствовало описанию, в лучах восходящего солнца изображение перевернули, и всадник двигается на гербе влево, что нетипично для геральдики. На памятнике Салават Юлаев изображен в момент, когда он остановил коня перед прыжком. Тем не менее, одна нога у коня поднята, а в геральдике такой вариант обозначает движение. Памятник Салавату Юлаеву трактуется как обобщённый образ джигита воина, борца за свободу и справедливость, символизирует дружбу и единение народов Башкортостана. Таким образом, как и в Туве, герб Башкортостана 1993 г. наследовал от проекта герба 1925 г. образ всадника в лучах солнца. Сравнительный анализ образа всадника в лучах солнца А. А. Корников выделил среди гербов субъектов Федерации две группы Корников, 20 16 первая гербы, опирающиеся на дореволюционные, вторая гербы, включающие новые эмблемы, порывающие с традиционной дореволюционной геральдикой. Отличительная черта второй стремление подчеркнуть национальное своеобразие определенного субъекта Федерации там же 54 с помощью исторических и мифологических персонажей, элементов национального орнамента, представителей местной фауны и флоры. Исследователь подчеркивает, что, разрабатывая новые гербы, национальные республики намеренно отказались от возможности использовать дореволюционную символику территории, чтобы подчеркнуть национальное своеобразие, включая традиционные гербовые щиты там же 55 Например, в отношении Республики Башкортостан А. А. Корников отмечает отказ от дореволюционного герба Уфимской губернии. Здесь в рассуждения автора необходимо внести комментарий. Дело в том, что Уфимская губерния включала в себя как территории, вошедшие в состав Башкирской АССР, так и вошедшие в советский период в Татарскую АССР Мензелинский уезд Челябинскую область Златоустовский уезд что не могло не привести к упрекам в территориальных претензиях. Тува и Башкортостан не имели дореволюционной символики, геральдическая история у них началась лишь в 1920 е гг. В начале 1990 х гг. республики обрели новую государственную символику, в основе которой оказался образ всадника в лучах солнца. Интересно, что наследниками кочевой культуры на постсоветском пространстве, кроме башкир и тувинцев, являются и казахи, киргизы, туркмены, буряты, и ряд других народов. Культ лошади присутствует у народов Кавказа, Алтая, и можно было предполагать, что образ всадника станет частью государственной символики этих народов. Однако выбор новых геральдических символов, проходивший в этих регионах повсеместно путем открытых конкурсов, не нашел своего воплощения в образе всадника, за исключением Тувы и Башкортостана. Разумеется, основанием для выбора основного символа герба было не прямое желание обратиться к образу, несущему древнюю символику. В Туве это было новое прочтение герба 1935 г., сохранение 1Башкортостан. Государственные символы и символика городов и районов. Уфа Башкортостан, 2007. С. 3 19. 238 НОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ТУВЫ www.nit.tuva.asia THE NEW RESEARсH OF TUVA 3 2022 Novye issledovaniia Tuvy геральдической традиции, отказ от советских элементов геральдики. В случае Башкортостана основным символом стал широко известный скульптурный образ национального героя, со сложившимся в советское время культом имя Салавата Юлаева носят город, район, предприятия, хоккейный клуб и также отказ от элементов советской геральдики. Феномен новой, постсоветской геральдики Башкортостана и Тувы заключается в том, что древний образ как основа национальной идентичности в символической практике местных элит и общества оказался значимее, нежели образы, связанные с религиозной или политической идентичностью. Но в обоих случаях национальная идентичность ассоциирует всадника в лучах солнца с символом свободы, независимости. В гербах Тувы и Башкортостана всадники в лучах солнца не идентичны, каждый из них имеет свои отличительные черты. Например, если в тувинском варианте всадник демонстрирует образ арата скотовода, то в башкирском он персонифицирован в лице национального героя Салавата Юлаева. Несмотря на кажущуюся очевидность, данная персонификация на самом деле условна. Если для россиянина имя Салавата возможно известно из школьного курса истории, то для граждан других стран это просто всадник, остановивший на миг бег лошади перед прыжком, либо перед началом новой дороги. В гербе Башкортостана образ всадника включает элементы этнографии орнамент кускар соцветие курая растения, из которого изготавливается одноименный музыкальный инструмент Наличие у всадника оружия сабли, плетки подчеркивает историческую память о военной службе башкир, воинах защитниках Отечества, и одновременно показывает ценность свободы. Лучи солнца подтверждают правильность выбора пути, соединяя прошлое и будущее народов Башкортостана. В гербе Тувы образ всадника в лучах солнца сочетается с элементами буддизма и этнографии. Всадник органично соединяет религиозную картину мира и этническую идентичность тувинцев олицетворяя древность, он движется в будущее, а его путь освещен солнцем, что символизирует верность пути народов Тувы. Необходимо отметить, что многие старые геральдические символы общество наделяет новыми смыслами, поэтому образ всадника в лучах солнца универсален, открыт для нового прочтения последующими поколениями. Заключение Рассматривая региональную геральдику 1920 1930 х гг. на примере Башкирии и Тувы во взаимосвязи с менявшимся курсом национальной политики в СССР и Тувинской Народной Республике этого времени необходимо отметить, что и проект герба Автономной Башкирской Социалистической Советской Республики 1925 г., и гербы ТНР 1935 и 1939 гг. были связаны с левым экспериментом политикой коренизации Однако если в Башкирии, как и в других автономиях РСФСР, он привел к отказу от самобытных гербов, имевших национальные символы в АБССР всадник в лучах солнца то в ТНР, напротив, к принятию герба с ним. Дальнейшая вовлеченность в процессы советской модернизации Башкирии и Тувы имела следствием принятие унифицированной советской геральдики. В постсоветский период традиционные представления элит Башкирии и Тувы привели к тому, что в основу гербов была положена не религиозная или советская символика, а уходящий вглубь веков образ всадника в лучах солнца, ставший символом развития и стремления к свободе. Иными словами, в символической практике архетип кочевника, человека, находящегося в гармонии с природой, оказался значимее, чем образы, связанные исключительно с религиозной или политической идентичностью. В начале 1990 х Республики Тыва и Башкортостан вернули на свои гербы образы всадника в лучах солнца. Данный образ созвучен символам, присутствующим в традиции народов Евразии Святой Георгий всадник со знаменем погонь 1 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Азнабаев, Б. А. 20 16 Башкирское общество в XVII первой трети XVIII в. Уфа РИЦ БашГУ. 370 с. Безруков, А. В. 20 17 Становление и развитие государственного регионального герба на примере субъектов, входящих в состав РСФСР Наука. Общество. Государство. Т. 5. 2 18 С. 5 9. 1Погонь, погоня в геральдике изображение всадника с поднятым мечом. 239 НОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ТУВЫ www.nit.tuva.asia THE NEW RESEARсH OF TUVA 3 2022 Novye issledovaniia Tuvy Бичелдей, К. А., Монгуш, Б. Б. 20 19 Государственные символы Тувы. Герб, флаг и гимн. Денежные и почтовые знаки. Кызыл Тувинское книжное издательство. 2 с. Борисёнок, Е. 2006 Феномен советской украинизации. 1920 1930 е годы. М. Европа. 256 с. Воронин, Р. М. 2022 Почтовые марки периода Тувинской Народной Республики как отражение эволюции общественного сознания тувинцев Новые исследования Тувы. 2. С. 177 187. DOI https doi.org 10.25 178 nit.2022 12 Геральдика России полная иллюстрированная энциклопедия 2008 сост. А. Г. Меринов. М. Аванта+. 5 12 с. Гилязов, И. А. 2005 Легион Идель Урал Представители народов Поволжья и Приуралья под знаменами третьего рейха Казань Татарское книжное издательство. 383 с. Государственные и муниципальные символы Республики Татарстан 20 17 авт. сост. Л. М. Айнутдинова, И. Р. Валиуллин, Б. Л. Хамидуллин, Р. В. Шайдуллин. Казань Татар. кн. изд во. 248 с. Дробязко, С., Каращук, А. 2000 Восточные легионы и казачьи части в вермахте. М. АСТ. 48 с. Дроздов, К. С. 20 16 Политика украинизации в Центральном Черноземье, 1923 1933. М. Институт российской истории РАН. 487 с. Илимбетова, А. Ф., Илимбетов, Ф. Ф. 20 12 Культ животных в мифоритуальной традиции башкир. 2 е изд., испр. и доп. Уфа АН РБ, Гилем. 704 с. Корников, А. А. 20 16 Геральдическое многообразие России. Гербы субъектов Российской Федерации современное состояние, проблемы и поиски Вестник Ивановского государственного университета. Серия Гуманитарные науки. 3 9 С. 5 158. Мартин, Т. 20 Империя положительной деятельности Нации и национализм в СССР. 1923 1939 пер. с англ. О. Р. Щелоковой. М. Российская политическая энциклопедия РОССПЭН Фонд Президентский центр Б. Н. Ельцина 855 с. Монгуш, Б. Б. 20 Становление государственной символики Тувинской народной республики Новые исследования Тувы. 4. С. 79 82. Монгуш, Б. Б. 20 16 Герб Тувинской Народной Республики 1935 1939 гг. отражение в символике традиционных космологических представлений тувинцев Новые исследования Тувы. 3. С. 54 64. Моченов, К. Ф., Коржик, Ю. В. 2005 Гербы современной России справочник. М. Гербы и флаги. 296 с. Сапрыков, В. Н. 2004 Государственная символика регионов России. М. Парад. 96 с. Сат, С. Ч., Иргит, А. Ш. 20 13 Государственные символы Тувы на современном этапе Вестник Иркутского государственного технического университета. 12 83 С. 4 14 4 17. Сметанников, И. С. 2003 Гербы и флаги субъектов Российской Федерации. М. Компания Ритм Эстейт. 2 с. Соболева, Н. А. 20 18 Идентичность Российского государства языком знаков и символов эмблематики, геральдики, сфрагистики, вексиллологии. 2 е изд. М. Издательский дом ЯСК 656 с. Ткаченко, В. Г. 20 15 Государственная и муниципальная символика Чувашии в историческом дискурсе. Чебоксары Новое время. 184 с. Фролова, И. В., Уразова, А. И. 2020 Политика памяти и историческая наука научные итоги года, посвященного столетию Республики Башкортостан Новейшая история России. Т. 10. 4. С. 10 19 103 1DOI https doi. org 10.2 1638 70 1spbu24.2020.4 13 ЦК РКП б ВКП б и национальный вопрос 2005 в 2 кн. сост. Л. С. Гатагова, Л. П. Кошелева, Л. А. Роговая. М. Российская политическая энциклопедия РОССПЭН Кн. 9 18 1933 гг. 784 с. Hroсh, M. 1985 Soсial preсonditions of national revival in Europe A сomparative analysis of the soсial сomposition of patriotiс groups among the smaller European nations. сambridge, UK сambridge University Press. xiii, 220 p. Дата поступления 14.06.2022 г. REFERENсES Aznabaev, B. A. 20 16 Bashkirskoe obshсhestvo v XVII pervoi treti XVIII v. Bashkir soсiety in the 17th first third of the 18th с Ufa, Editorial and Publishing сenter at Bashkir State University. 370 p. In Russ Bezrukov, A. V. 20 17 Stanovlenie i razvitie gosudarstvennogo regional nogo gerba na primere sub ektov, vkhodiashсhikh v sostav RSFSR The formation and development of state regional emblem the example of the regions of the RSFSR Nauka. Obshсhestvo. Gosudarstvo, vol. 5, no. 2 18 pp. 5 9. In Russ Biсheldei, K. A. and Mongush, B. B. 20 19 Gosudarstvennye simvoly Tuvy. Gerb, flag i gimn. Denezhnye i poсhtovye znaki State symbols of Tuva. сoat of arms, flag and anthem. Money and postage Kyzyl, Tuvan Book Publishing House. 2 p. In Russ Borisenok, E. 2006 Fenomen sovetskoi ukrainizatsii. 1920 1930 e gody The phenomenon of Soviet Ukrainization. 1920s 1930s Mosсow, Evropa. 256 p. In Russ 240 НОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ТУВЫ www.nit.tuva.asia THE NEW RESEARсH OF TUVA 3 2022 Novye issledovaniia Tuvy Voronin, R. M. 2022 Poсhtovye marki perioda Tuvinskoi Narodnoi Respubliki kak otrazhenie evoliutsii obshсhestvennogo soznaniia tuvintsev Postage stamps of the Tuvan People s Republiс as a refleсtion of evolving publiс сonsсiousness of the Tuvan people New Researсh of Tuva, no. 2, pp. 177 187. In Russ DOI https doi.org 10.25 178 nit.2022 12 Geral dika Rossii polnaia ustrirovannaia entsiklopediia Heraldry of Russia A сomplete illustrated enсyсlopedia 2008 сomp. by A. G. Merinov. Mosсow, Avanta+. 5 12 p. In Russ Giliazov, I. A. 2005 Legion Idel Ural Predstaviteli narodov Povolzh ia i Priural ia pod znamenami tret ego reikha Legion Idel Ural Representatives of the peoples of the Volga region and the сisurals under the banner of the Third Reiсh Kazan, Tatar Book Publishing House. 383 p. In Russ Gosudarstvennye i munitsipal nye simvoly Respubliki Tatarstan State and muniсipal symbols of the Republiс of Tatarstan 20 17 сompiled by L. M. Ainutdinova, I. R. Valiullin, B. L. Khamidullin and R. V. Shaidullin. Kazan, Tatar Book Publishing House. 248 p. In Russ Drobiazko, S. and Karashсhuk, A. 2000 Vostoсhnye legiony i kazaсh i сhasti v vermakhte Eastern legions and сossaсk units in the Wehrmaсht Mosсow, AST. 48 p. In Russ Drozdov, K 20 16 Politika ukrainizatsii v Tsentral nom сhernozem e, 1923 1933 The poliсy of Ukrainization in the сentral сhernozem region, 1923 1933 Mosсow, Institute of Russian History of the RAS. 487 p. In Russ Ilimbetova, A. F. and Ilimbetov, F. F. 20 12 Kul t zhivotnykh v miforitual noi traditsii bashkir The сu of animals in the Bashkir mythologiсal tradition 2nd ed. Ufa, Aсademy of Sсienсes of the Republiс of Bashkortostan, Gilem. 704 p. In Russ Kornikov, A. A. 20 16 Geral diсheskoe mnogoobrazie Rossii. Gerby sub ektov Rossiiskoi Federatsii sovremennoe sostoianie, problemy i poiski The heraldiс diversity of Russia. сoats of arms of the subjeсts of the Russian Federation сurrent state, problems and researсh Vestnik Ivanovskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriia Gumanitarnye nauki, no. 3 9 pp. 5 158. In Russ Martin, T. 20 Imperiia polozhitel noi deiatel nosti Natsii i natsionalizm v SSSR. 1923 1939 The affirmative aсtion empire Nations and nationalism in the Soviet Union, 1923 1939 transl. from Engl. by O. R. Shсhelokova. Mosсow, Rossiiskaia politiсheskaia entsiklopediia ROSSPEN Foundation Boris Yeltsin Presidential сenter 855 p. In Russ Mongush, B. B. 20 Stanovlenie gosudarstvennoi simvoliki Tuvinskoi narodnoi respubliki Formation of the state symbols of the People s Republiс of Tuva New Researсh of Tuva, no. 4, pp. 79 82. In Russ Mongush, B. B. 20 16 Gerb Tuvinskoi Narodnoi Respubliki 1935 1939 gg. otrazhenie v simvolike traditsionnykh kos ogiсheskikh predstavlenii tuvintsev Elements of traditional Tuvan сos ogy in the state emblem of the People s Republiс of Tuva, 1935 1939 New Researсh of Tuva, no. 3, pp. 54 64. In Russ Moсhenov, K. F. and Korzhik, Yu. V. 2005 Gerby sovremennoi Rossii сoats of arms of modern Russia A guide. Mosсow, Gerby i flagi. 296 p. In Russ Saprykov, V. N. 2004 Gosudarstvennaia simvolika regionov Rossii State symbols of Russian regions Mosсow, Parad. 96 p. In Russ Sat, S. сh. and Irgit, A. Sh. 20 13 Gosudarstvennye simvoly Tuvy na sovremennom etape State symbols of Tuva at the present stage Vestnik Irkutskogo gosudarstvennogo tekhniсheskogo universiteta, no. 12 83 pp. 4 14 4 17. In Russ Smetannikov, I 2003 Gerby i flagi sub ektov Rossiiskoi Federatsii сoats of arms and flags of the subjeсts of the Russian Federation Mosсow, Kompaniia Ritm Esteit. 2 p. In Russ Soboleva, N. A. 20 18 Identiсhnost Rossiiskogo gosudarstva iazykom znakov i simvolov emblematiki, geral diki, sfragistiki, veksi logii The identity of the Russian state in the language of signs and symbols Emblematiсs, heraldry, sphragistiсs, vexi logy 2nd ed. Mosсow, LRс Publishing House. 656 p. In Russ Tkaсhenko, V. G. 20 15 Gosudarstvennaia i munitsipal naia simvolika сhuvashii v istoriсheskom diskurse State and muniсipal symbols of сhuvashia in historiсal disсourse сheboksary, Novoe vremia. 184 p. In Russ Frolova, I. V. and Urazova, A. I. 2020 Politika pamiati i istoriсheskaia nauka nauсhnye itogi goda, posviashсhennogo stole u Respubliki Bashkortostan Memory poliсy and historiсal sсienсe Sсientifiс results of the year dediсated to the сentenary of the Republiс of Bashkortostan Modern History of Russia, vol. 10, no. 4, pp. 10 19 103 1In Russ DOI https doi.org 10.2 1638 70 1spbu24.2020.4 13 TsK RKP b VKP b i natsional nyi vopros The сentral сommittee of the RсP b the сPSU b and the national question 2005 in 2 books сomp. by L Gatagova, L. P. Kosheleva and L. A. Rogovaia. Mosсow, Rossiiskaia politiсheskaia entsiklopediia ROSSPEN Book 9 18 1933. 784 p. In Russ Hroсh, M. 1985 Soсial preсonditions of national revival in Europe A сomparative analysis of the soсial сomposition of patriotiс groups among the smaller European nations. сambridge, UK. сambridge University Press. xiii, 220 p. Submission date 14.06.2022. Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте. Рахимов Р.Н., Азнабаев Б.А., Фролова И.В. Образ всадника в лучах солнца: геральдические кейсы Башкортостана и Тувы (2022)
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|
||
![]() | ||
© 2007-2025 Электронная некоммерческая библиотека открытого доступа «Гербовед.ру» Редакция: gerboved@gerboved.ru | › Пользовательское соглашение | ||
![]() | ||
Проект сетевого издания «Геральдика.ру» | ||
Примечание: представленные в библиотеке научные тексты размещены только для ознакомления и получены большей частью посредством распознавания оригинальных текстов публикаций (OCR), поэтому в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания и степенью сохранности бумажных оригиналов. |