Артёмова А.М.
Геральдика в школе: ошибки преподавания и возможные способы их устранения
Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: В сборнике: Исторический опыт мировых цивилизаций и Россия. Материалы X Международной научно-практической конференции. Владимир, 2022. С. 460-465.
Аннотация: В статье рассматриваются вопросы использования материалов по истории геральдики на уроках всеобщей истории в шестом классе. Дан краткий обзор по теме учебников по истории средних веков. Выделены основные ошибки преподавания школьникам среднего звена материала о геральдике эпохи Средневековья. Предложены возможные способы их устранения.
Об авторе публикации/статьи:
Артёмова А.М.
Просмотр публикации в формате PDF:
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать
Текст из PDF-файла получен посредством автоматического машинного распознавания оригинального текста публикации (OCR-технологии), поэтому в нем содержатся многочисленные ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания текста. Текст предоставляется по принципу "КАК ЕСТЬ".
Объем текста: 15733 знаков (с пробелами)
УДК 929.6, 372.893
А Артёмова Владимир
ГЕРАЛЬДИКА В ШКОЛЕ ОШИБКИ ПРЕПОДАВАНИЯ И ВОЗМОЖНЫЕ СПОСОБЫ ИХ УСТРАНЕНИЯ
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы использования материалов по истории геральдики на уроках всеобщей истории в шестом классе. Дан краткий обзор по теме учебников по истории средних веков. Выделены основные ошибки преподавания школьникам среднего звена материала о геральдике эпохи Средневековья. Предложены возможные способы их устранения.
Ключевые слова герб, геральдика, щит, методика преподавания истории.
Знакомство с геральдикой начинается у учеников в шестом классе в курсе всеобщей истории. Именно тогда ученики знакомятся со средневековой историей, эпохой, когда зарождается и оформляется данная специальная историческая дисциплина. Однако после шестого класса гербы продолжают встречаться на страницах школьных учебников, как в курсе отечественной истории, так и в курсе всеобщей истории. Более того, гербы окружают нас в повседневной жизни на различных официальных бумагах, документах. Тем не менее, представление о геральдике остаётся у российского общества весьма размытым. Один из самых ярких примеров небрежного отношения к понятию герб именование государственной эмблемы Советского союза гербом На повседневном уровне гербом принято именовать чуть ли не любой символ, логотип, эмблему.
В чём же состоит причина данных заблуждений и что для устранения этой путаницы могут сделать учителя истории
Чтобы ответить на данные вопросы обратимся к учебникам истории по всеобщей истории для 6 класса и посмотрим, как в них представлен материал о геральдике. Для этого проанализируем учебник Агибаловой Е. В. Всеобщая
история. История Средних веков и учебник Всеобщая история. История средних веков М. А. Бойцова, М Шакурова. Начнём с того, какое определение даётся понятию герб в данных учебных пособиях. В учебнике Агибаловой Е. В. в Словаре основных понятий даны следующие определения Геральдика средневековое искусство составления и описания гербов Герб отличительный родовой знак феодала 1с. 276 В учебнике М. Бойцова, М Шакурова в Основных понятиях нет определения герба или геральдики. Но на странице 98 представлена миниатюра XIV века. К ней дано следующее описание Доспехи рыцарей украшены отличительными знаками гербами, которые появились у знатных семейств Европы с XII в. Гербами украшали стены замков и дворцов, но в первую очередь щит рыцаря 2, с. 98
Что касается заданий, связанных с гербами, в учебнике Е. В. Агибаловой после параграфа В рыцарском замке в разделе вопросов ученикам предлагают подумать над следующей традицией, сложившейся в геральдике Предположите, почему изображения животных на рыцарских щитах всегда повёрнуты в правую сторону она так и называлась геральдическая 1с. 100 В учебнике М. А. Бойцова Р. М. Шукурова ученикам предлагается рассмотреть миниатюру и ответить на вопрос Куда ещё помимо щита, сочли необходимым поместить свои гербы изображённые здесь рыцари и почему 2, с. 98
Оба рассматриваемых учебника отличаются обилием иллюстраций с гербами. Они представлены по большей части сканами средневековых миниатюр, а также изображениями монет и печатей, включающих в себя геральдические изображения.
Учителя истории часто по этой теме предлагают представить себя рыцарем и нарисовать свой герб или герб своего рода. Обычно ученики с энтузиазмом берутся за это задание и с удовольствием его выполняют. Однако результат их работ показывает, что подавляющее большинство из них не
понимают, что такое герб. Опыт учёбы и преподавания в школе показывает, что рисунки учеников можно разбить на следующие категории Изображения без щита картинки с различными животными, материалами. Изображения на щите, но не по правилам геральдики. Мультяшные животные, обилие цветов. Просто включение красивой картинки в обрамление щита. Это самый распространённый вариант, так как школьники считают, что самое главное это сам щит. С одной стороны они правы, щит это основа, но содержание герба не менее важно. Детальные, вычурные гербы, срисованные со сложных образцов например, большого герба Российской империи и немного исправленные на свой лад. Обычно, ученики не могут объяснить значение подобного герба. Также, стоит учитывать, что подобные сложные гербы принадлежат к более поздним эпохам, на ранних гербах атрибуты и аксессуары часто полностью или частично отсутствуют.
Таким образом, данное задание без предварительного объяснения, что же такое герб в его первоначальном смысле с подобным результатом является тратой времени, так как ученики не получают представление о средневековом щите и гербе. Они либо просто рисуют красивую картинку, используя свою фантазию на тему того, каким должен быть герб, либо срисовывают бездумно чужие гербы.
Как же стоит действовать учителю истории, чтобы ученики узнали о геральдике и её связи с жизнью общества Чтобы для учеников картинки из средневековых миниатюр с гербами, заиграли новыми смыслами, превратились именно в изображения, наполненные геральдическим содержанием.
В первую очередь, стоит дать ученикам задание попробовать самим найти изображения гербов в учебнике. После того, как они это сделают, учитель может попросить учеников выделить общие и различные черты в данных изображениях, попросить объяснить их свой выбор, почему именно
данную картинку ученик считает гербом. Кроме этого, уместными будут следующие вопросы На что чаще всего наносится герб Что чаще всего изображено на гербе Почему именно данные изображения рыцари наносили на свои щиты Наконец, ученики могут попробовать сами дать определение изучаемому понятию.
После подобного обсуждения стоит обратиться к определению из учебника и сравнить его с предложениями учеников. Были ли они правы в своих предположениях Согласны ли с данным определением Что бы они к нему хотели добавить Далее целесообразно будет разграничить родственные понятия, а именно герб щит символ знак эмблема логотип По итогу данного обсуждения важно будет привести учеников к мысли, что эмблемы наглядны и понятны для всех, символы несут в себе более скрытый смысл, понятный порой только узкому кругу людей. Но, тем не менее, эти понятия могут пересекаться. Их общая характеристика состоит в том, что они имеют вневременной характер, в отличие от герба, который был рождён в Средневековую эпоху, развивался во время неё и пришёл в упадок с её окончанием 4, с. 10 Развитие геральдики неразрывно связано с зарождением, расцветом и упадком рыцарства. Факт нанесения геральдических изображений именно на щиты связывает геральдику с историей рыцарского вооружения и облачения в целом. Для закрепления и визуализации материала учитель может сделать подборку с изображением обсуждаемых понятий, дать задание на совмещение изображений и изучаемых новых слов.
Далее учитель даёт наиболее существенную информацию о том, что и почему наносили на герб, какие цвета использовались, каким образом размещались фигуры на щите. Обычно многие учителя пренебрегают одним из основных правил геральдики о запрете наносить металл на металл золото, серебро и краску на краску эмаль на эмаль или финифть на финифть, то есть, все остальные цвета 3, с. 3 1
На примере самой распространённой геральдической фигуры льва удобно продемонстрировать геральдические позы. Стоит предложить ученикам выделить особенности изображения животных на щитах. Чем отличается геральдический лев от обычного льва
По итогу, учитель может дать в качестве домашнего задания нарисовать свой рыцарский герб и быть уверен в том, что ученики принесут не набор красивых картинок, а плод продуманной работы.
Таким образом, следование данным рекомендациям помогут учителю и ученикам лучше понять историю Средних веков и один из самых ярких продуктов данной эпохи, которой продолжает бударажить умы людей и поныне геральдику.
Библиография 1Агибалова Е. В. Всеобщая история. История Средних веков. 6 класс учеб. Для общеобразовательных организаций Е. В. Агибалова, Г. М. Донской под ред. А. А. Сванидзе е изд. М. Просвещение, 202 1287 с. ил., карт.
2. Бойцов М. А., Шукуров Р. М. Всеобщая история. История Средних веков учебник для 6 классе общеобразовательных организаций М. А. Бойцов, Р. М. Шакуров. 5 е изд. М. ООО Русское слово учебник 20 16. 264 с. ил.
3.Лакиер А История российской геральдики А Лакиер. М. Эксмо, 2007. 400 с. ил
4. Левандовский А В мире геральдики А ЛевандовскиЙ. М. Вече, 2008. 184 с. ил.
A Artemova Vladimir
HERALDIс AT SсHOOL TEAсHING MISTAKES
AND POSSIBLE WAYS OF ELIMINATING THEM
Abstraсt. The artiсle examines the presentation of heraldiс material in sсhools in history сlasses. A brief overview of the topiс of textbooks on the history of the Middle Ages is given. The main mistakes of teaсhing the material on medieval shields are highlighted. Possible ways to eliminate them are proposed.
Keywords сoat of arms, Heraldry, shield, history teaсhing methodology.
Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте.
Артёмова А.М. Геральдика в школе: ошибки преподавания и возможные способы их устранения (2022)
Обсуждение – комментарии, дополнения, новости
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|