| ||||||
![]() | ||||||
Электронная научно-историческая библиотека «Гербовед.ру» | ||||||
![]() | ||||||
» Библиотека › Герб и символ: научные исследования (2022) › Емелин И.Б. Между мифом и историей: заметки по поводу геральдического краеведения | ||||||
Емелин И.Б.
Между мифом и историей: заметки по поводу геральдического краеведения// Герб и символ: научные исследования (2022)Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: В сборнике: Герб и символ: научные исследования. М.: Клипарто, 2022. С. 36-43 Аннотация: Несмотря на богатую библиографию, ничего лучше работы Н.А. Соболевой про территориальную геральдику России пока не написано. Если и появляются работы по городской геральдике, они носят общий характер, где объем издания не позволяет уделить повышенное внимание конкретному гербу, либо вообще больше внимания уделяют градоописанию, а не геральдике. Стоит отметить, что в последние годы регулярно появляются публикации новых источников и статьи исследователей, но не так много ученых-геральдистов федерального уровня занимаются историей гербов конкретных городов. Об авторе публикации/статьи: Емелин Илья Борисович (Сочи) Просмотр публикации в формате PDF:
› См. также другие статьи Емелина И.Б.
в библиотеке найдено еще 45 публикации(й) автора
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать ![]() Объем текста: 48292 знаков (с пробелами)
Герб и символ научные исследования Сборник научных статей под ред. И Афонасенко 36 Емелин И Между мифом и историей заметки по поводу геральдического краеведения Несмотря на богатую библиографию, ничего лучше работы Н Соболевой про территориальную геральдику России пока не написано 1Если и появляются работы по городской геральдике, они носят общий характер, где объем издания не позволяет уделить повышенное внимание конкретному гербу, либо вообще больше внимания уделяют градоописанию, а не геральдике. Стоит отметить, что в последние годы регу лярно появляются публикации новых источников и статьи исследователей, но не так много ученых геральдистов федерального уровня занимаются историей гербов кон кретных городов. Все бремя по изучению городской геральдики ложиться на краеведов. В этом безусловный плюс краеведческой литературы, только благодаря ей мы знаем исто рию создания и судьбу многих городских гербов. Как пример идеального, на наш взгляд, издания посвященного геральдике конкретного региона, можем отметить учебное пособие А Аксенова, рассказывающее о Дальневосточной геральдике2. О гербах Дальнего Востока рассказано в контексте геральдики российской, при этом без многостраничных цитирований текста книг Соболевой. В основе исследования лежит огромный массив источников из центральных и местных архивов. Автор не копирует штампы, а поднимает научные проблемы, вступает на страницах книги в дискуссии и демонстрирует знание принципов и основ исторического исследования и актуальных публикаций по геральдике, в том числе в социальных сетях. Немаловажен и научно справочный аппарат. К сожалению, не все краеведческие издания, посвященные геральдике, выпол нены на столь высоком уровне. Автор этого текста не ставит задачей дать исчерпы вающий историографический очерк современной краеведческой литературы посвя щенной геральдике, просто желает отметить некоторые моменты, с которыми стал кивался в собственной практике. Может показаться, что автор отрицательно относит ся к краеведческой литературе, на самом деле это не так. Мы признаем ее большой вклад в развитие гербоведения России. Но, считаем полезным подвергнуть критике отрицательные стороны, возможно, это повлияет на исследователей будущего. Не все краеведы имеют историческое образование, среди них есть военные, врачи, коллекционеры, музейные работники и библиотекари. Соответственно, они не знакомы с методами исторического исследования и оформления работ. Во многих работах банально не проставлены ссылки. К тому же, часто та или иная монография или статья является не научной публикацией, а научно популярной, поэтому авторы ориентируются на потенциального читателя и не проставляют ссылки. Например, 1Соболева Н Российская городская и областная геральдика XVIII XIX вв. М., 198 1 2 Аксенов А Дальневосточная геральдика дореволюционный период Комсомольск на Амуре, 202 1 Герб и символ научные исследования Сборник научных статей под ред. И Афонасенко 37 А Пашков имеет научную степень по истории, однако его книга Гербы и флаги Ка релии 1снабжена только списком литературы. Краеведы ограничены в выборе тем. Им необходимо писать про гербы конкрет ных регионов и городов. А стоит признать, что российская геральдика в некоторых случаях хорошо изучена и в какой то мере даже скучна. То есть герб конкретного го рода часто не ставит перед исследователем научных проблем. Поэтому многие статьи по геральдике регионов имеют реферативный характер, просто пересказывая обще доступную информацию без постановки и решения исследовательских задач. В тех же случаях, когда есть в гербе та или иная загадка, решение ее невозмож но без привлечения дополнительных источников. Система создания гербов в XVIII XIX веках была централизованная, и большинство документов по герботворчеству осело в центральных архивах. А не все провинциальные исследователи имеют к ним доступ. Поэтому вынуждены объяснять загадки, придумывая сказки и плодя мифы. Наконец, на краеведах отрицательно сказывается любовь к родному краю. Как столь прекрасное чувство, как любовь, может сказываться отрицательно Очень про сто. Трудно поверить, что родной любимый город обладает самым обычным, триви альным гербом. Очень хочется, чтобы этот герб был уникальным, связанным с вели кими людьми или указывал на особый статус города. На заре своей научной карьеры автор этих строк написал статью Уникальный случай Российской геральдики 2, в ко торой рассказывалось о том, что два города Петрозаводск и Олонец поменялись гер бами. Указание на уникальность придавало дополнительный вес истории, однако, как показали дальнейшие исследования, это действительно произошло, но случай был отнюдь не уникальный. Гербами менялись Уфа и Оренбург, Вологда и Архангельск, и другие города3. Все вышеперечисленные причины порождают в краеведческой ге ральдической литературе мифы, на которых и хотелось бы остановиться подробней. Герб Костромы 1767 года занимает особое место в российской геральдике. Его называют первым городским гербом России что отражено даже на муниципаль ных наградах. На реверсе медали За особые заслуги перед Костромой есть даже соответствующая надпись4. Однако, не понятно, как костромской герб 1767 года мог быть первым, если в тех же изданиях рассказывается о гербе Костромы 1746 года5. Получается, что первый городской герб 1767 года был даже не первым гербом Ко стромы. Термин городской герб употреблялся еще в 1692 году по отношению к гербу Ярославля. Костромские краеведы апеллируют к тому, что герб Костромы был утвер жден именно как городской, в то время как остальные были гербами не только и не столько городов, сколько княжеств, царств, губерний и уездов. Но если посмотреть указ об утверждении герба, то герб сочиняли городу Костроме, и его уезду 6, то есть 1Пашков А Гербы и флаги Карелии. Петрозаводск, 1994. 2 Емелин И Уникальный случай Российской геральдики Гербовед. 2006 187 С. 26 36. 3 Подробней смотри Емелин И Под чужим гербом Тезисы доклада Семинар Геральдика вспомогательная ис торическая дисциплина 22 июня 2022 года. СПб., 2022. 4 Решение Думы города Костромы от 3 1августа 20 17 года 122. 5 Позин А История Костромской геральдики Губернский дом. 2022. 26 С. 5. 6 Полное собрание законов Российской империи. Собр. 1Т. XVIII. 12992. Герб и символ научные исследования Сборник научных статей под ред. И Афонасенко 38 на тех же основаниях, что и предыдущие гербы. Более того, именно Кострома была пожалована гербом, в том числе и потому, что окрестные города уже имели герб, а костромичи заявили, что герба у города нет. Получается, что фраза первый город ской герб не действительность, а лишь красивое изложение фактов. Что не делает герб Костромы менее значимым для российской геральдики. Другой способ сделать историю герба более значимой и привлекательной для читателя связать ее со знаменитой личностью. Директор Ставропольского музея и секретарь Геральдической комиссии при Губернаторе Ставропольского края Н.А Охонько тиражирует в книгах, СМИ, лекциях, выставках и интернете следующую ле генду В 1822 г. Ставрополь становится центром обширной Кавказской области, герб которой был принят в 1828 г. В нем главной фигурой стал орел, сидящий на вершине Кавказских гор. А Пушкин, увидев этот герб, написал На негодующий Кавказ подъялся наш орел двуглавый 1Только вот беда, поэма Кавказский плен ник откуда взята эта строчка, закончена в 182 1году2, то есть за семь лет до герба. Директор музея села Рождествено А Семочкин связывает происхождение герба рождественского герба с другой известной личностью царевичем Алексеем Тень царевича Алексея, который был владельцем села, витает над гербом. На нем конкретный холм, на котором Царевич Алексей выстроил Рождественскую цер ковь. Правда, допущена неточность холм из красного песчаника, а на гербе гора из известняка. В 17 18 Алексей Петрович был объявлен государственным преступ ником и погиб при невыясненных обстоятельствах. Волков, конечно, знал эту ис торию, но напрямую упомянуть имени царевича не мог, он государственный пре ступник, и указа Правительствующего Сената, объявившего его таковым, никто не отменял. Вот он и выкрутился, ничего крамольного не сказав и сказав гербом все. Как говорится умный не скажет, дурак не поймет а историческая правда восторжествовала. Солнечный луч должен был символизировать императорскую милость, ведь императрица сама указала быть тут уезду 3. Здесь проявляется не знание краеведам общероссийских геральдических процессов характерных для по следней четверти XVIII века. По указу от 1января 1780 г., дворцового ведомства село Рождественское сделали городом, а его уезд составили земли бывшего Копорского дистрикта4. 7 мая 1780 года утвержден герб Рождественский В голубом поле ме ловая гора, на оную ударяет из облака солнечного луч, от которого оная гора и про зябла 5. Логично, что Рождественский герб создан на основе Копорского герба 1730 года Копорской, по старому, камень белый, над ним облако, поле лазоревое 6. По добные случаи происходили и с другими уездами7. Но история с несчастным цареви 1Охонько Н Исторические символы Кавказа. Пятигорск, 2006. С. 12. 2 Пушкин А Кавказский пленник. СПб., 1822. С. 45. 3 https vk.сom rozhdestvenomus w wall 12957350 2438 2Fall дата обращения 16.06.2022 4 ПСЗ. Собр. 1Т. XX. 14958. 5 Там же. 150 12. 6 Российский государственный исторический архив. Ф. 14 Оп. 1Д. 1Л. 3 об., 76. 7 Подробней смотри Емелин И Под чужим гербом Тезисы доклада Семинар Геральдика вспомогательная ис торическая дисциплина 22 июня 2022 года. СПб., 2022. Герб и символ научные исследования Сборник научных статей под ред. И Афонасенко 39 чем гораздо привлекательней правды о том, что герб просто заимствование. Поэтому фантазии краеведа цитируются и в геральдической литературе, хотя и с сомнением 1 Причина, почему на гербе Ульяновска Симбирска изображена, именно корона на столбе, представляет загадку для многих краеведов, которые справедливо полага ли, что такой герб должен был означать какое то памятное событие, но какое не из вестно до сих пор 2. А когда краеведы чего то не знают, они начинают сочинять. Уже в конце XVIII века Т Масленицкий писал, что герб пожалован Симбирску за двукрат ную храбрую оборону от разбойника Стеньки Разина3. А Семенов Тян Шанский при водил свою версию Во время Пугачевщины, когда восстание охватило все Повол жье, Симбирск остался верным престолу, за что Екатерина II пожаловала в 1780 году Симбирску новый герб белый столб с золотой короною, отчего коренные дворяне приволжского края долго писались в своих актах столбовыми 4. Но несо стоятельность этих версий уже в XIX веке показал П Мартынов ошибочным пред ставляется господствующее и до настоящего времени предположение, что импе ратрица Екатерина II пожаловала городу Симбирску, в 1780 году, новый герб, же лая этим оказать ему особое Монаршее благоволение за двукратную храбрую оборону от разбойников Стеньки Разина и Федьки Шелудяка и за верность присяге и верноподданническому долгу во время Пугачевского бунта. Несостоятельность такого предположения становится очевидною если принять во внимание, что Во время Пугачевского бунта Симбирское население, осталось верным присяге только потому, что Пугачев прошел мимо Симбирска Равным образом оказывается то же неосновательным существующее предположение о том, что когда город Сим бирск получил в гербе белый столб с золотой короной, то Симбирские дворяне стали называться столбовыми. Правда, что это прозвище вошло в народную по говорку, когда кто либо хотел выразить про дворянина, что он происходит от древнего рода, но белый столб в гербе города Симбирска тут совершено не при чем 5 Современные краеведы пошли еще дальше. В газетных и журнальных статьях, интернет публикациях выдвигались различные версии происхождения герба. Среди прочих символику герба выводят из топонима Венец самой высокой точки Симбир ска, собственно корона и есть венец, а столп означает возвышенность, но забывают, что в 17 12 году эмблемы на знамена выбирали в столице, и живописцы военного ве домства вряд ли знали местную топографию. Корону рассматривали как символ того, что Симбирск был основан царем хотя большинство городов было основано царем а колонну как символ города хотя авторы тут же отмечают, что в Симбирске не было зданий с колонами Происхождение герба связывали со столпом закона хотя он появился позже и с масонами6. Особняком в этом ряду стоит версия архитектора Б 1Башкиров К Калашников Г Романова Н Штейнбах С Геральдика Ленинградской области. СПб., 20 17. С. 252. 2 Драчук В Рассказывает геральдика. М., 1977. С. 86. 3 Масленицкий Т Топографическое описание Симбирского наместничества Б 1785. С. 8 1 4 Семенов Тян Шанский П Географическо статистический словарь Российской империи. СПб., 1868. Т. 4. С. 60 1см. также Календарь Симбирской губернии. Симбирск, 1879. С. 43. 5 Мартынов П Город Симбирск за 250 лет его существования. Симбирск, 1898. С. 29 30. 6 Подробней Емелин И Герб, Ленин и масоны Sub сlypeo. 20 14. 6. С. 4 2 1 Герб и символ научные исследования Сборник научных статей под ред. И Афонасенко 40 Аржанцева, который считается одним из столпов симбирского краеведения как бы иронично это не звучало Ее трудно изложить своими словами, поэтому приведем здесь целиком Все издревле сложившиеся легенды образования первоначального названия города Синбирск находят свое подтверждение. Так, на мордовском языке он означал Зеленые горы что, естественно, в связи с тем, что при одном из основных занятий пчеловодстве, летом ульи размещались в дуплах деревьев на чувашском языке Синбирск означал Белая гора и Обиталище людей что также правомочно. Скандинавское происхождение такого названия связывается с Горной дорогой и Придорожной березой Нагайская дорога по правому верхнему берегу Волги также упоминается в древних письменных источниках. На обще тюркском языке такое название означает Одинокая могила В совокупности всех древних названий города, очевидно, надо искать и происхождение герба города Симбирска 1780 г., Симбирского Наместничества и герб Симбирской губернии 1878 г., основу которых составляет изображение на щите колонны, увенчанной импе раторской короной, символизирующей собирательный образ всех предыдущих ле генд названий города. Одиночная белая колонна является наиболее обобщенным идеальным образом символом вертикали как мировой оси, одинаково присущей и горе, и дереву, и одинокой могиле. Венчающая корона ассоциируется с природным Венцом города и соответствует идее духовного превосходства над материаль ными и стихийными силами физического мира. Одиночная колонна символизирует также связь микрокосмоса человека с макрокосмосом Вселенной Фигура каж дого человека тоже имеет вертикальную ось, как и колонна, изображенная на гер бе Колонна в гербе одновременно является символом архитектурностроитель ного искусства и как нельзя лучше соответствует всему природному окруже нию 1А ведь Борис Васильевич автор многих книг, краеведческий авторитет, науч ный руководитель студенческих работ в том числе и по геральдике о нем самом делают доклады и еще долгое время будут цитировать. Какое влияние это окажет на научное знание об Ульяновском гербе Ни одна из научных или околонаучных гипо тез выдвинутая современными краеведами не выдерживает критики. А когда наука не дает ответов, люди обращаются к мифотворчеству и созданию легенд. Один из по добных литературных памятников объяснял и символику Симбирска, о том, откуда явился этот образ, гласит легенда Душе и державе Опора Жил в посаде симбир ском богомаз один, Ванюшкой прозывался Наработался Ванюшка на заливном лу гу приволжском, да и задремал прямо там, на духмяном, из сена свежего стожке устроенном. И снится ему сон необычайный сошлись вдруг над Русью и над горо дом тучи темные претемные, беспросветные. Хлад и горе с собой принесли, не чистые Видит он, как во тьме этой страхотной, да из маковки горы родной Сим бирской, всю округу венчающей, ясно столбный свет вдруг к небу вознесся стре мительно, трубы ангельские чистым звуком запели. Задрожала в ответ та тьма заморская, бессердечная, и начала в бессилии развеиваться С той поры Иван что 1Аржанцев Б Архитектурно исторические образы Симбирска. Ульяновск, 2004. С. 134. Герб и символ научные исследования Сборник научных статей под ред. И Афонасенко 4 1 ни раз знай себе столб тот краской светлою вырисовывает на листах, на досках, на хоругвях. Да и людям тот знак распонравился. Ведь не зря ж с хоругви воинской в щит города губернии переправился и гербом стал его достойнейшим 1Зачем мы приводим изначально не научный текст в своей статье Мало ли какие сказки люди сочиняют. Но в данном случае эта выдумка повлияла на реальность. В 20 13 году герб Ульяновской области дополнен девизом созвучным названию сказки Опора души и державы 2. При этом у самой эмблемы легшей в основу герба Ульяновска был девиз Подперта честию Да и происхождение ее известно. Эмблема взята из книги Сим волы и эмблемата 3. Куда попала через несколько заимствований разными европей скими сборниками эмблем друг у друга. Первоисточником можно признать труд ис панского философа и политического деятеля Диего Сааведра изданный в Мюнхене в 1640 году. В своей книги Диего Сааведра излагал моральные основы власти, сопро вождая каждую из глав эмблемой. Столп с короной иллюстрировали 3 1главу, основ ная мысль которой государство, стоит и сохраняется лишь собственным авторите том и репутацией. Что ученый подтверждал множеством примеров из истории, ан тичных и библейских сочинений4. И в этом случае реальная история эмблемы гораздо интересней всех выдумок и легенд, созданных краеведами в разные века. Просто до нее надо было докопаться, а это сложнее, чем придумать легенду. Очень схожая ситуация с воронежским гербом петровского времени. Цветные знамена в Воронежском пехотном полку были черные с красным, пересеченные крестом сих же двух цветов, и с изображением, в верхнем углу, у древка, золотого облака, а под ним, птицы, сидящей на стреляющей пушке 5. Герб Воронежа обладает богатой историографией местных специалистов. В попытках объяснить происхожде ние и символику эмблемы они выдвинули несколько гипотез. По одной версии, Во ронежский герб обозначает величие России, возрождение духа, ратный подвиг, а зо лотое облако скопление народа и покровительство высших сил6. По другой, симво лика герба восходит к сборнику Альчиато, появление герба относят к 1692 году, что свидетельствует об особых привилегиях, данных Воронежу7. Кроме того, сюжет и де виз эмблемы воронежских полков связываются с легендой о Святой Варваре, отец ко торой отрубил ей голову, но был поражен молнией8 там же создание Воронежского герба приписывается Вальтеру Кребсу, который основывался на словах, якобы ска занных Петром Великим Когда выстрелили воронежские пушки, орлом взлетела слава России 9 только Петр Великий таких слов не говорил Встречаются в историо графии мнения, что герб Воронежа был изображен на елизаветинском государствен 1Душе и Державе Опора Легенда о возникновении герба Симбирска Ульяновска Мономах. 1998. 2. 2 Закон Ульяновской области 247 ЗО от 26. 12.20 13. Ст. 4. 3 Symbola et emblemata. Amsterdam, 1705. Эмблема 65. 4 Diego Saavedra Fajardo Idea De Un Prinсipe Politiсo сhristiano Representada en сien empresas. Monako 1640 Milan, 1642. P. 207 225. 5 Висковатов А Историческое описание одежды и вооружения российских войск. СПб., 1899. Т. 2. С. 60. 6 Расторгуев В Геральдика Воронежской земли XVIII века. Воронеж, 2007. С. 15. 7 Юрасов А Символы Воронежской области. Воронеж, 20 10. С. 27. 8 Юрасов А Эмблематика Черноземья, или История края в символах. Воронеж, 2007. С. 38. 9 Там же. С. 56. Герб и символ научные исследования Сборник научных статей под ред. И Афонасенко 42 ном знамени 1на самом деле там изображен герб Смоленский что истоки эмблемы нужно искать в гербе Штральзунда, который город получил после осады его Валлен штайном2 у Штральзунда иной герб что изначально орлы изображались с опущен ными крыльями, и перерисовать их велел лично Петр Великий после победы в Нарв ском сражении 1700 года хотя русские войска проиграли эту битву 3. Ничего из этого не соответствует действительности. Интересно, что подобные сказки стали появляться у Воронежских краеведов не сегодня. Уже в XIX веке Митрополит Евгений писал, что герб старинный города Воронежа, как видно по старым печатям Губернским, был сидящая на пушке ворона Впрочем, ошибка тут понятна. Белый орел назван воро ной, поскольку это делает герб гласным, ворона Воронеж. Цвет же птицы на печатях не виден. На самом деле этот герб Воронежа тоже происходит из европейских книг эмблем. И эта эмблема часто использовалась в русской сфрагистике и искусстве4. Более загадочен герб Воронежской губернии с двумя елями. Изначально было найдено лишь его описание в труде Харитона Чеботарева5. Вероятно, воронежским краеведам не достаточно было одного описания, они пожелали иметь рисунок, а за одно и высосать из пальца символику. Все тот же А Юрасов пишет Ели означают корабельные верфи, вечность жизни, введение нового календаря, к чему Петр Ве ликий пришел в Воронеже, не зря новогодним символом стала ель, которая обла дает волшебными качествами и защищает корабли от казаков Мазепы, для чего ветки втыкали в воронежские ворота Он также утверждает, что ели на гербе Во ронежа обладают волшебными качествами и помещает рисунок герба6. Который на деле оказывается отредактированным гербом рода фон Даль из Балтийского гер бовника 7. В результате более глубоко изучения оказалось, что ели нарисованы не рядом друг с другом, а одна под другой. И, скорее всего, являются неправильно вос произведенным по описанию елецким гербом из Знаменного гербовника, на белом поле Елень красная над ним Ель Зеленая где слово елень приняли за слово ель8. Получается никакой магии, корабельных верфей и Петра Великого в этом гербе нет, он просто чужой и нарисован с ошибкой. Одной из причин появления такого количества выдумок в геральдическом крае ведении, как мы уже отмечали, является недоступность для провинциальных иссле дователей материалов центральных архивов. Следовательно, и информация из ис 1Коржик Ю Об истории гербов Воронежа Вестник геральдиста. 1993. 6. С. 5. 2 Кожемякин А. Исторические ремарки Неизвестный герб Воронежа Коммуна. 2006. URL http сommuna.ru nauka i obrazovanie istoriсheskie remarki neizvestnyy gerb voronezha дата обращения 16.06.2022 3 Воронежская область Воронеж Государственная символика. URL www.statesymbol.ru russymbols regions 200504 14 3959464 1html дата обращения 22.08.20 17 4 Емелин И Герб Воронежа в XVIII веке История эмблемы Тезисы доклада Семинар Геральдика вспомогатель ная историческая дисциплина 4 октября 20 17 года. СПб., 20 17. 5 Чеботарев Х Географическое методическое описание Российской империи. М., 1776. С. 376. 6 Юрасов А Символы Воронежской области. Воронеж, 20 10. С. 38. 7 Baltisсhes Wappenbuсh Wappen s mm сher den Rittersсhaften von Livland, Estland, Kurland und Oesel zugeh riger Adelsgesсhleсhter. Stoсkholm, 1882. Р. 24. 8 Подробнее смотри Емелин И Происхождение одного из вариантов герба Воронежской губернии Signum. 202 С. 157 166. Герб и символ научные исследования Сборник научных статей под ред. И Афонасенко 43 точников, на основе которой можно было бы установить истину, заменяется фантази ей. Но есть примеры того, как доступные источники игнорируются. Тут хотелось бы обратить внимание на Виктора Ильича Кочедамова архитектора и краеведа Сибири. В 60 х годах XX века, то есть до появления ключевых работ по русской городской ге ральдике, он написал рукопись, посвященную территориальной геральдике Сибири. К сожалению, рукопись оставалась неизвестной и была опубликована только в 202 1 году 1Работа была создана на высоком профессиональном уровне и была бы для своего времени революционным изданием. Даже спустя больше чем полвека, в ней все еще есть мысли и гипотезы, до которых не дошли последующие поколения ис следователей. Ее стоит прочитать, чтобы узнать, что там есть, но гораздо интересней чего там нет. Дело в том, что доступен архив Виктора Ильича. В 20 13 году внук пере дал его в фонды Омского государственного историко краеведческого музея2. Поэтому нам доступны материалы, на основе которых исследователь писал свою рукопись. Среди этих материалов есть копии утвержденных Екатериной Великой гербов Иркут ского наместничества, где вместо тигра изображен бобр. Однако, в самой рукописи данные копии проигнорированы и даже не упомянуты. По какой причине исследова тель проигнорировал доступные нам материалы неизвестно. Но обсуждение этого вопроса актуально еще и в наше время3. В итоге можно сказать, что краеведческая литература по геральдике, несмотря на огромный вклад, который она внесла в изучение городских символов, требует к себе осторожного отношения. Краеведы, вольно или невольно, сочиняют байки и, поэтому, каждое их громкое утверждение требует проверки. А отсутствие научно справочного аппарата усложняет эту проверку. Хуже того гербов в России гораздо больше, чем специалистов по геральдике и в некоторых регионах существуют всего один два человека пишущих на эту тему. В местном научном сообществе они стано вятся непререкаемыми специалистами в этом вопросе, и любое их мнение воспри нимается без должной критики. Оно плодиться через общие краеведческие издания и энциклопедии, студенческие работы, обзорные и компилятивные геральдические издания и даже прорастает в официальных документах. Это мифы, подменяющие правду, с которыми очень трудно бороться. Но уничтожающие научную репутацию авторов, когда все вскрывается. И если после прочтения нашей заметки, хоть один исследователь откажется от сочинения или тиражирования мифов, а будет проводить объективно исследования, опираясь на источники, мы будем считать свою задачу вы полненной. Ведь научная истина порой интересней любых мифов. 1Кочедамов В Административное деление Сибири Труды по истории градостроительства с комментариями совре менных ученых. Т. 3. СПб., 202 1С. 98 227. 2 Омский государственный историко краеведческий музей. ОМК 15907 15 ВОМК 22 17 177. Материалы из архива В Кочедамова по геральдике Сибири. 3 Подробнее смотри Емелин И Полное собрание законов Российской империи как исторический источник по гераль дике на примере гербов Петрозаводска, Иркутска и других городов Труды Государственного Эрмитажа. Т. 102 Ге ральдика исследования и практика. СПб., 2020. С. 27 32. Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте. Емелин И.Б. Между мифом и историей: заметки по поводу геральдического краеведения (2022)
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|
||||||
![]() | ||||||
© 2007-2025 Электронная некоммерческая библиотека открытого доступа «Гербовед.ру» Редакция: gerboved@gerboved.ru | › Пользовательское соглашение | ||||||
![]() | ||||||
Проект сетевого издания «Геральдика.ру» | ||||||
Примечание: представленные в библиотеке научные тексты размещены только для ознакомления и получены большей частью посредством распознавания оригинальных текстов публикаций (OCR), поэтому в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания и степенью сохранности бумажных оригиналов. |