| ||
Электронная научно-историческая библиотека «Гербовед.ру» | ||
» Библиотека › Сфрагистика › : Садофеев Д.В. Мамлюкская геральдика периода Бурджи (1382-1517) / 2017 | ||
Садофеев Д.В.
Мамлюкская геральдика периода Бурджи (1382-1517)Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: Геральдика - вспомогательная историческая дисциплина [материалы семинара] - СПб., 2017. С. 66-92 Аннотация: С периодом Бурджи связывают значительное изменение в системе геральдики мамлюков, когда на место простых геральдических знаков приходят составные знаки. Составным геральдическим знаком периода Бурджи можно назвать знак, где в трехчастном поле как минимум в двух полях имеются элементы. Число элементов может доходить до восьми. В основном использовались символы должностей периода Бахри: чаша, платок, пенал, сабля, клюшки, топор; также встречаются сложные элементы, такие как лилия, седло (символ № 26?), знамя или флаг. Дополнительно возникли новые символы, которые зачастую сложно определить и описать. Об авторе публикации/статьи: Садофеев Д.В. Просмотр публикации в формате PDF:
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать Текст из PDF-файла получен посредством автоматического машинного распознавания оригинального текста публикации (OCR-технологии), поэтому в нем содержатся многочисленные ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания текста. Текст предоставляется по принципу "КАК ЕСТЬ".
Объем текста: 95580 знаков (с пробелами)
Д. В. Садофеев МАМЛЮКСКАЯ ГЕРАЛЬДИКА ПЕРИОДА БУРДЖИ 1382 15 17 С периодом Бурджи связывают значительное изменение в системе геральдики мамлюков, когда на место простых геральдических знаков приходят составные знаки. Составным геральдическим знаком периода Бурджи можно назвать знак, где в трехчастном поле как минимум в двух полях имеются элемен ты. Число элементов может доходить до восьми. В основном использо вались символы должностей периода Бахри чаша, платок, пенал, сабля, клюшки, топор также встречаются сложные элементы, такие как лилия, седло символ 26 1знамя или флаг. Дополнительно возникли новые символы, которые зачастую сложно определить и описать2. Отличительной особенностью в этот период является использова ние заряженных элементов. Так их охарактеризовал исследователь Л. А. Майер, когда поверх одного элемента изображался другой. Поверх чаши часто изображались пеналы, платки, другие более мелкие чаши, иногда топор и знамя. Майер разделил составные знаки сomposite blazons на две группы3 1один и тот же знак повторяется два или три раза 2 используются сразу несколько простых символов. В первую груп пу входят только знаки, где повторяется символ чаша Во вторую все остальные составные знаки. Если в период Бахри геральдический знак эмира был символом той службы, откуда он начал свое возвышение виночерпий, секретарь, оруже носец и т. п. 4, то по наличию сразу нескольких различных символов на поздних знаках сложно определить отправную точку в карьере эмира. Из учив значительное количество биографий эмиров, Майер пришел к вы воду, что наличие определенных символов на знаках не соответствует тем должностям, которые эти эмиры занимали за годы своей службы. Хотя были и исключения. Первым составным знаком по Майеру, где в трех полях используются три разных символа, является знак Юсуфа ал Баджаси, сына проповедни ка из города Бира Bireh 5. В трехчастном поле сверху пенал, посереди не сабля с темляком и лентами внизу сложный элемент ил. 1Знак был выбит на медресе в Каире в начале XV века. Верхней датой его возник новения является 1409 год, когда Юсуф ал Баджаси был казнен, и султан Фарадж приказал сбить с медресе изображения его геральдического зна ка. Лишь одно изображение осталось незамеченным и было опубликовано Бриггсом6. Аллан датирует знак на медресе 1408 годом7. На этом основании многие авторы связывают появление составных знаков с началом XV века8. Но если посмотреть на составные знаки, где в двух полях повторяет ся символ чаша то становится очевидным, что они использовались за долго до этого. Встречаются три типа составных знаков, где присутствуют только две чаши в двух разных полях 1чаша в верхнем и среднем полях, нижнее поле пустое 2 чаша в верхнем и нижнем полях, среднее поле пустое 3 чаша в среднем и нижнем полях, верхнее поле пустое. Все эти составные знаки можно отнести к самому началу периода Бурджи, когда у власти находился султан Баркук. Первый тип составных знаков с чашами в верхнем и среднем полях встречается у моста через реку Нахр ал Калб в современном Ливане. На со проводительной надписи упоминается эмир Сайф ад Дин Айтмиш9, слу живший у султана Баркука. Верхней датой может быть 1400 год, когда Сайф ад Дин Айтмиш был казнен, или даже 1397 1398 год, когда он вос стал против султана Баркука. Второй тип составных знаков с чашами в верхнем и нижнем полях у Майера только упоминается в общей таблице, но он не приводит ника ких сведений, откуда происходит этот знак. Третий тип составных знаков с чашами в среднем и нижнем полях встречается еще до прихода к власти Баркука на мечети в Караке, где упоминается эмир Зайн ад Дин Барака и 1380 138 1год 10. Во время прав ления Баркука этот знак использовали сразу несколько эмиров. На ос новании сравнения надписей на предметах и биографий эмиров можно отнести использование знака к 1380 14 10 м годам. Ил. 1Знак Юсуфа ал Баджаси. Прорисовка Д. В. Садофеева Ил. 2. Знак Тукузтамура ал Хамави. Прорисовка А. Н. Тепляковой 68 69 Прототипом составных зна ков можно назвать знак, где хищная птица изображалась сто ящей на чаше или же на платке ил. 2 Также встречались знаки, сов мещавшие символ должно сти и тамгу. Майер назвал все эти типы знаков гибридными, которые можно отнести к рубе жу XIII XIV веков. Но на поливной керамике сграффито, характерной для Египта XIV века, встреча ются и усложненные знаки с символами дол жностей в нес кольких вариациях фактически составные знаки сабли расположены вдоль в верхнем и нижнем полях, среднее поле пустое две сабли расположены в центральном поле, верхнее и нижнее поля пустые сабля или две сабли в объединенном среднем и нижнем полях вместе с другим элементом платком, полумесяцем, лилией, пяти лепестковой розеткой платок в утолщенных верхнем и нижнем полях, уменьшенное среднее поле пустое трубы в каждом трехчастном поле трубы во втором и четвертом полях четырехчастного круга. Все эти примеры показывают, что система составных знаков появляет ся и активно используется на керамических изделиях в XIV веке. Если же посмотреть на изделия из других материалов, то и здесь имеются приме ры, когда совмещаются два разных должностных знака. На двух стеклянных лампах с эмалями с именем эмира Сайф ад Дина Тугайтамура изображен знак в верхнем поле пенал, на среднем поле чаша, нижнее поле пустое ил. 3 В надписи на лампе из музея во Флоренции указано Из того, что сделано по приказу Его высокопревос ходительства, господина, великого эмира Сайф ад Дина ан Наджми 12, секретаря ал Малика ас Салиха, да славятся победы его Надпись на лампе из Музея исламского искусства в Каире отличается, но позиция и должность совпадают. Сайф ад Дин Тугайтамур был главным секретарем у трех султанов, правивших поочередно с 1342 по 1347 год. Сам эмир был убит 8 сентября Ил. 3. Знак Тугайтамура ан Наджми. Прорисовка Д. В. Садофеева 1347 года. Султаном с тронным именем лакабом ал Малик ас Салих в этот период был только ал Малик ас Салих Имад ад Дин Абу л Фида Исмаил. Таким образом, эти лампы можно датировать 1342 1345 годами правления султана Исмаила. Из чего следует, что составные знаки с двумя различными элементами появляются в 1340 х годах. Другим примером наличия двух различных элементов на знаке явля ется бронзовая латунная чаша из собрания Государственного Эрмитажа инв. ЕГ 1233 На чаше имеется изображение знака и надпись Из того, что сделано по приказу Его превосходительства, господина, великого эми ра, повелителя Сайф ад Дина Кутлубуги, секретаря, да славятся победы его Знак верхнее поле пустое, в среднем поле чаша, в нижнем поле пенал ил. 4, 5 В списке Майера присутствует Сайф ад Дин Кутлубуга, упомянутый в надписи на тазике из коллекции Харари 13 Из того, что сделано по прика зу Его превосходительства, господина, великого эмира, государя, властно го, повелителя Сайф ад Дина Кутлубуги, секретаря Его высокоблагородия Сайф ад Дина Аргуна ал Исарди, да славятся победы его Совпадают имя и должность, но знаки различаются. Так, у секретаря Аргуна знак верхнее поле пустое, в среднем поле пенал, нижнее поле заштриховано. Отли чается также и само изображение пенала на эрмитажной чаше две чер нильницы и два углубления для каламов, в то время как у Майера три чернильницы и три углубления для каламов. Майер датирует чашу до 1376 года, когда умер Аргун. Датировать эрмитажную чашу пока затруд нительно орнамент и надпись сильно стерты, инкрустация полностью утрачена, дно отбито и заменено на новое. Но определенная схожесть в оформлении картушей прослеживается. Ил. 4. Чаша. Инв. ЕГ 1233. Государственный Эрмитаж 70 7 1 В литературе можно встретить несколько мамлюков с таким именем в XIV первой половине XV века 14. Тем не менее эрмитажная чаша явно не выходит за границы XIV века и, скорее всего, относится к его середине. Таким образом, появление первых составных знаков с чашей в двух разных полях может быть отнесено к периоду Бахри, как и зарождение всей системы составных знаков. Типологически составные знаки периода Бурджи можно разделить на несколько групп в среднем и нижнем полях чаша в среднем поле чаша, в нижнем поле лилия в среднем поле пенал иные. Первая группа самая многочисленная, поскольку в нее входят как знаки эпохи Баркука, так и знаки эпохи Каитбая. Развитие и усложне ние первоначального знака Баркука 15 верхнее поле пустое, в среднем и нижнем полях чаша началось уже в 1380 х годах, когда к изначаль ному знаку стали добавляться дополнительные элементы ил. 6 Одним из первых добавленных элементов был пенал. На знаке Шараф ад Дина Юнуса ан Наурузи 16 он присутствует в верхнем поле, в среднем и ниж нем полях чаша. Из его биографии известно, что Юнус был назначен при Баркуке сначала секретарем, а в конце 1382 года главным секре тарем. Появление его знака по надписи на мечети в Дамаске относится к 1382 году, то есть к самому началу правления Баркука. Следует отме тить, что изображение пенала несколько отличается на разных зданиях. Ил. 5. Чаша. Инв. ЕГ 1233. Государственный Эрмитаж. Фрагмент Ил. 6. Знак Баркука Прорисовка Д. В. Садофеева Пенал то обращен вправо, то вле во. Также отличается и рельеф ность всего знака. В некоторых случаях одни и те же элементы выполнены рельефно, либо вреза ны в поверхность знака. Это может свидетельствовать о малой значи мости точного следования кано нам которые так и не сложились и даже о некоей схематичности в структуре знаков. Следующий знак, возникший в 1390 х годах, знак эмира Ала ад Дина Акбуги ибн Абдаллаха ат Тулутумри 17 в верхнем поле два платка, в среднем и нижнем полях чаша. Первоначально Акбуга был мамлюком Баркука, затем был возведен в ранг эмира десяти и в итоге стал эмиром сотни, командиром ты сячи и эмиром совета в 1398 году. На мечети Ибн Османа в Газе, заложенной в 1400 году, Акбуга упоминается как служащий ал Малику ан Насиру, то есть султану Фараджу 1399 1405, 1405 14 12 сыну и преемнику султана Баркука. На этом основании можно отнести появление двух платков на зна ке не ко времени Баркука. Скорее всего, Акбуга принял этот знак еще до смерти Баркука, когда был провозглашен эмиром. Этот же знак встречается у наместника Сирии в 1399 14 14 годах эми ра Науруза ал Хафизи также был мамлюком Баркука Бадр ад Дина ибн ал Куваиза 18 около 148 1и у Насир ад Дина Мухаммада ал Малати без даты 19. Другое исполнение двух платков встречается на знаке Сайф ад Дина Танбака ал Хасани20, мамлюка Баркука, ставшего при его правлении эми ром верхнее поле пустое, в среднем поле чаша, в нижнем поле чаша между двумя платками ил. 7 Этот знак выбит на мавзолее в Дамаске с датой 1394 и упоминанием о служении ал Малику аз Захиру, то есть Баркуку. Платки в нижнем поле гармонично фланкируют с двух сторон чашу, в то время как два платка в верхнем поле как на знаке Акбуги вы глядят незаконченно. Ведь один платок в верхнем поле выглядел бы более уместно. Но о таком знаке чуть позже. Исходя из этого, можно предполо жить, что знак с двумя платками в нижнем поле более ранний, чем зна ки с двумя платками в верхнем поле, и этот знак мог послужить основой для появления элемента удвоенных чаш и платков в более поздних знаках. В это же время появляется первый заряженный элемент2 1верхнее поле пустое в среднем поле чаша, по центру чаши круглое трехчастное Ил. 7. Знак Танбака ал Хасани. Прорисовка Д. В. Садофеева 72 73 поле, в центральной части кото рого платок в нижнем поле чаша ил. 8 Таким образом, знак в трехчастном поле как бы изо бражается на чаше, которая в свою очередь находится в среднем поле большего трехчастного знака. Майер связывает этот знак с Ала ад Дином Али, сыном Насир ад Дина Мухаммада, который после своего отца стал наместни ком крепости Субайбия и управ ляющим двором в Дамаске. Ала ад Дин Али скончался в 1406 году, что позволяет определить верх нюю дату появления этого знака22. Впоследствии на заряженных чашах элементы изображались уже без дополнительного трехчастного поля. Второй знак с заряженной чашей встречается у эмира Сайф ад Дина Шайха ал Махмуди, мамлюка Баркука23. Из биографии Шайха извест но, какие именно должности он занимал перед тем, как стать эмиром. В 1380 году Шайх был продан Баркуку, став у него хранителем дворцового гардероба, затем пажом и в конце виночерпием. После битвы под Дама ском в 1390 году Шайх стал эмиром десяти. При султане Фарадже Шайх дослужился до эмира сотни и стал наместником Сирии. После свержения и казни султана Фараджа и непродолжительного правления аббасидского халифа ал Мустаина, Шайх стал султаном в 14 12 году и принял тронное имя ал Малик ал Муайяд. Надпись на дверях мечети в Дамаске гласит Сделана эта благосло венная дверь в дни правления господина нашего, султана ал Малика ал Мансура Абд ал Азиза, по приказу Его высокопревосходительства го сподина Шайха ал Хассаки, да славятся победы его Поскольку султан Абд ал Азиз кратковременно правил только в 1405 году, то и дверь можно дати ровать этим временем. Знак Шайха верхнее поле пустое, на среднем поле чаша, заряженная двумя меньшими чашами, на нижнем поле чаша. Этот же знак встречается у эмира Сарим ад Дина Ибрахима, сына эми ра Сайф ад Дина Байгута ал Муайяди. Ибрахим руководил работами по ремонту в цитадели Дамаска в 1462 году, затем, в 1468 году, был повышен до главного секретаря в Дамаске, а в следующем году убит во время битвы против войск Шах Сувара24. В дополнение к основному списку Майер указывает, что у эмира Науруза ал Хафизи был знак25 в верхнем поле две чаши, в среднем Ил. 8. Знак Ала ад Дина Али. Прорисовка Д. В. Садофеева и нижнем полях чаша. В основном же списке отсутствует какое либо описание знака, но есть отсылка на изображение LIV 3, где присутствует знак в верхнем поле два платка, в среднем и нижнем полях чаша. В об щей таблице отсутствуют знаки, где две чаши были бы в верхнем поле. Возможно, в дополнении к основному списку имеется опечатка, и вместо двух чаш должно быть два платка. Еще один знак, который можно датировать временем Баркука, это знак Юсуфа аз Захири26 верхнее поле пустое, в среднем поле чаша и са бля, которая горизонтально пересекает чашу, в нижнем поле чаша. Дан ный знак находится на мраморном фрагменте у фонтана в Хаме. В надписи указано, что фонтан был построен по приказу Юсуфа аз Захири в 1395 году. Знак, где в каждом поле находится по чаше, встречается у Инала или Айнала ад Давадара27, то есть секретаря. Майер приводит двух потен циальных мамлюков, знаки которых могут соответствовать этому имени и должности. Инал, мамлюк Гарс ад Дина Халила ибн Шахина, начал свою карьеру в 1437 1438 году как секретарь. Скончался в 1444 году. Вто рой Инал, секретарь у Науруза ал Хафизи. В сопровождающей надписи указано Из того, что сделано по приказу Его превосходительства, госпо дина эмира Инала, секретаря Из приведенных датированных примеров видно, что эмирские знаки периода султанов Баркука, его сыновей Фараджа и Абд ал Азиза, стро ились вокруг одного основного знака чаши в среднем и нижнем по лях. Кроме описанных выше знаков, существовали и другие. В таблице Майера существует еще несколько типов знаков, которые можно отне сти к этому времени. Но, к сожалению, эти типы знаков не встречаются в описании, и нет даже указания типа объектов, на которых знаки были запечатлены. Чуть позже, приблизительно в 1420 х годах, возник тип знака, где в нижнем поле вместо чаши встречается лилия, который относится ко второй группе знаков. Одновременно с этим процесс усложнения знака Баркука продолжился. На минарете у мечети Катиб ал Валия в Газе встречается знак в верх нем поле пенал, в среднем поле чаша, в нижнем поле лилия ил. 9 В сопроводительной надписи указано, что минарет приказал построить эмир Сайф ад Дин Инал ал Алаи в 1432 году28. Инал ал Алаи был мамлю ком султана Баркука, затем султаном Фараджем он был освобожден и на значен хранителем дворцового гардероба. Султан Шайх 14 12 142 1сделал его секретарем, затем при его сыне султане Ахмаде ибн Шайх 142 1Инал был назначен эмиром десяти, потом продвигался далее по карьерной лестнице. В 1453 году взошел на престол как ал Малик ал Ашраф, скон чался в 146 1году. Время появления знака Инала ал Алаи можно ограни чить с 142 1по 1432 год. 74 75 У Сайф ад Дина Шадбака знак Инала ал Алаи был несколько из менен. Сайф ад Дин Шадбак начал свою службу у султана ал Малика аз Захира Татара 142 1в качестве пажа. При султане ал Малике ал Ашрафе Барсбае 1422 1438 в начале его правления стал эми ром, скончался в 1450 году. Знак Шадбака в верхнем поле пенал, в среднем поле чаша, заря женная платком, в нижнем поле лилия29. Знак Инала ал Алаи также встречается у двух эмиров вто рой половины XV века у Инала ал Хакима скончался в 1476 году и у Барсбая аш Шарафи скончался в 1473 году 30. Существовали и другие вариации знака, где по бокам от чаши в среднем поле изображены пороховницы или платки, но они также датируются второй половиной XV века эмиры Сайф ад Дин Джанибак, Сайф а Дин Тимраз аш Шамси, Сайф ад Дин Танибак3 1 При дальнейшем развитии к знаку Баркука в верхнее поле был до бавлен платок, в среднем и нижнем полях осталась чаша. Существует зна чительная группа медных луженых вещей, на которых встречается этот знак блюда, коробки для еды lunсhbox тазики, чаши. В большинстве случаев они датируются второй половиной XV века. Некоторые изделия можно более точно датировать по надписям на них. Сайф ад Дин Кансух ал Мухаммади32 был мамлюком ал Малика ал Ашрафа Барсбая 1422 1438 стал эмиром при ал Малике ал Мансуре Фахр ад Дине Османе 1453 скончался в 1467 году. Таким образом, можно датировать появление его знака с 1453 по 1467 год. Этот же знак появляется на общественном фонтане у мечети в Каире с упоминанием имени другого эмира Сайф ад Дина Тимраза аз Захири33, который повелел воздвигнуть фонтан. В надписи указано, что он был закончен в 147 1году. В этом случае также можно говорить о зарождении знака как минимум в 1460 х годах. Более ранний случай появления платка в верхнем поле встречается на медной чаше с именем Фатимы, дочери эмира Сайф ад Дина Судуна ал Муайяди34. Но знак Судуна несколько отличается в верхнем поле платок, в среднем поле чаша, заряженная двумя меньшими чашами, в нижнем поле чаша. Из надписи на чаше следует, что к моменту ее Ил. 9. Знак Инала ал Алаи. Прорисовка Д. В. Садофеева создания отец Фатимы был уже мертв. Судун скончался в 146 1году, что в свою очередь говорит о появлении подобного знака до этого времени в 1450 х годах. Другая вариация знака встречается у эмира Сайф ад Дина Джанибака ибн Абдаллаха35 в верхнем поле платок, в среднем поле чаша, пересеченная саблей, в нижнем поле чаша. Джанибак стал эми ром при султане ал Малике аз Захире Джакмаке 1438 1453 а был убит в 1463 году. Таким образом, его знак мог возникнуть еще в 1440 х годах, когда он стал эмиром. Интересно, что одиночный платок в верхнем поле, скорее всего, появился примерно на полвека позднее, чем удвоенный платок. Одной из поздних вариаций этого знака является знак Сайф ад Дина Яшбака аз Захири в верхнем поле платок, в среднем поле чаша между двумя платками, в нижнем поле чаша36. Этот знак изображен на тази ке, который можно отнести ко второй половине XV века. Имя Яшбака аз Захири связывают с могущественным эмиром султана Каитбая, главно командующего и секретаря, скончавшегося в 1482 году37. Особое распространение получил элемент, известный в англоязыч ной литературе как horns or trousers of nobility что можно перевести как рога или шаровары доблести который ввел Майер38. До него этот символ называли рог изобилия или страусиные перья Майер не на шел ни у Абу л Фида, ни в других арабских источниках по мамлюкскому времени точного определения и значения этого элемента. Но предполо жил, что этот элемент может быть sar w l al futuwwa, шаровары добле сти или штаны знати При этом значение элемента, скорее, не связано с какой либо должностью. Затем данный символ стали связывать с поро ховницами с рогами для питья, с рожками горнами. Но до текущего вре мени не существует единого обозначения и определения этого элемента. Еще одной его особенностью является постоянное парное использование в геральдических знаках. Единственным исключением пока является знак Кансуха ал Яхьяви. Пороховницы наиболее часто встречаются на предметах време ни Каитбая и Кансуха ал Гаури, то есть во второй половине XV начале XVI века, где располагаются слева и справа от заряженной пеналом чаши в центральном поле. Самые ранние предметы со знаком Каитбая 39 ил. 10 относятся к началу 1470 х годов. Один знак встречается на медресе ал Ашрафия в Иерусалиме, где указана дата 28 августа 1470 года40. Вто рой предмет медная луженая тарелка с именем Сайд ад Дина Билбая ал Алаи может быть по надписи датирован 1470 147 474 1475 годами4 1 На другой медной луженой тарелке с именем Сайф ад Дина Бирдибака42 имеется составной геральдический знак с пороховницами где они изображены в центральном поле слева и справа от незаряженной 76 77 чаши. Майер датирует эту тарел ку периодом с 18 октября 1466 по ноябрь 1467 года, то есть еще до прихода к власти Каитбая. Сам Бирдибак умер в 1470 году. Но наиболее раннее использование данного символа может быть об наружено на стеклянной лампе с эмалями из Музея исламского искусства в Каире. На лампе ука зано имя донатора Сайф ад Дин Канибай ал Джаркаси43. Вьет да тирует лампу 144 442 годами, когда была построена мечеть, из которой происходит эта лампа. Здесь схожий с пороховницами символ находится в нижнем поле справа и слева от чаши. Таким образом, появление данного символа начинается где то с 1440 х годов. Существует еще один составной знак с элементом, похожим на поро ховницы это знак Сайф ад Дина Яшбака ал Хамзави44 на осно вании подсвечника в верхнем поле пенал, в среднем поле чаша, заря женная двумя меньшими чашами между двумя вытянутыми элементами напо минают букву алиф в нормальном и зеркальном исполнении почер ком сулс в нижнем поле чаша. Сайф ад Дин Яшбак ал Хамзави умер в 145 1году, что определяет верхнюю дату создания этого подсвечника. Эта дата также соотносится со стеклянной лампой эмира Сайф ад Дина Канибая ал Джаркаси, что может служить подтверждением, что в 1440 х годах возникает элемент пороховницы который на первом этапе своего существования изображался по разному. На составном знаке эмира Сайф ад Дина Кансуха ал Яхьяви45 при сутствует элемент, схожий с изображенным на основании подсвечника Яшбака. Элемент расположен слева от чаши, в то время как справа от чаши находится пенал в вертикальном исполнении что также совсем нехарактерно У элемента нет заострения сверху. Считать ли его изобра жением пороховницы или иным новым элементом дискуссионный вопрос. Но определенное сходство между тремя элементами просле живается. На большинстве знаков пороховницы располагаются в централь ном поле. Также встречаются знаки, где пороховницы расположены в верхнем поле. Но если в среднем поле пороховницы изображались расходящимися кверху, то в верхнем поле пороховницы наоборот, схо дятся. Это можно объяснить округлой формой составного знака, когда Ил. 10. Знак Каитбая Прорисовка Д. В. Садофеева верхнее или нижнее поле значительно меньше по размерам, чем среднее поле. Единственным пока случаем, когда пороховницы располагаются в нижнем поле, является знак на стеклянной лампе с именем эмира Сайф ад Дина Канибая ал Джаркаси. Самым распространенным знаком периода Бурджи можно назвать знак Каитбая в верхнем поле платок, в среднем поле чаша, заря женная пеналом между двух пороховниц в нижнем поле чаша. Этот знак можно встретить на многочисленных предметах с упомина нием различных эмиров, а также султанов Каитбая и Кансуха ал Гури. Наиболее раннее использование знака относится к началу 1470 х годов, как упоминалось выше. Здесь следует отметить, что знак Каитбая отличается от более ран него знака Сайф ад Дина Бирдибака только заряженностью чаши пе налом. Возможно, на знаке Бирдибака также был заряженный пенал, но из за отсутствия изображения это невозможно подтвердить, поэтому остается только доверять словам Майера. Если же знак Бирдибака не был заряжен то знак Каитбая представляет собой хороший пример раз вития всей системы геральдики в период Бурджи. В различных музейных собраниях по всему миру существует большой комплекс вещей, на которых имеется знак Каитбая Это медные луже ные блюда, коробки для еды, различные тазики и сосуды, металлические лампы, деревянные резные панели, архитектурные детали. Особый ин терес представляют европейские источники на данную тему картины XV XVI веков. На картине неизвестного автора из собрания Лувра Прием венециан ских послов в Дамаске 15 можно обнаружить повсеместное изображе ние знака Каитбая на стенах и над воротами города46. Предположительно, автор картины не присутствовал лично на приеме, но был хорошо осведом лен о нем. Также художник, скорее всего, посетил город после указанных событий, но создал свое произведение уже в Венеции. Знак Каитбая вы полнен с использованием различных красок, что может говорить и о рас крашивании знака в случае, если это возможно. На тканях из собрания Музея Метрополитен ил. в Нью Йорке знак Каитбая также выполнен с использованием разноцветных тканей47. При этом сохранившиеся цвета элементов на двух знаках соответствуют друг другу. Подобные ткани могли использоваться в качестве знамен. Помимо ткани со знаком Каитбая су ществуют и другие, которые также относятся к периоду Бурджи. Схожее изображение знака Каитбая встречается у Джованни ди Никколо Мансуэти 1465 1527 на картинах на библейские темы о жизни Святого Марка. Но у Мансуэти знак изображен более условно, хотя и в тех же расцветках48. Это может говорить о наличии определенного канона в изображении этого знака в конце XV начале XVI века. 78 79 На этом основании можно более полно описать данный знак на червле ном верхнем поле золотой платок, на золотом среднем поле лазоревая чаша с червленым яблоком заряженная золотым или серебряным пеналом, между двумя лазоревыми пороховницами с червлеными крышками, на черненом нижнем поле золотая чаша. На основе знака Каитбая возникло три более усложненных знака49. В первом случае на нижнем поле чаша была изображена между двумя платками. Этот знак использовался Сайф ад Дином Иналом и был изо бражен на мечети в Хаме с указанием даты 1489 Во втором случае чаша в среднем поле заряжена не только пеналом, но и топором, в третьем случае платок в верхнем поле заряжен розеткой, но более вероятно, что розетка здесь лишь украшение, а не заряженность элемента. Для второй половины XV века характерно использование следующих групп знаков знак Каитбая и его вариации знак Сайф ад Дина Бирдибака, где чаша в среднем поле не заряжена и его вариации знак Сайф ад Дина Инала ал Алаи с чашей в среднем поле и лили ей в нижнем поле и его вариации. Ил. Знак Каитбая Инв. 1972. 120 The Metropolitan Museum of Art Знаки с идентичными элементами использовались сразу несколькими эмирами уже в конце XIV века. В начале XVI века можно говорить о фак тическом превращении знака Каитбая в некий аналог государственного герба или же условно в знак династии К третьей группе знаков можно отнести те, в которых в среднем поле находится пенал в верхнем поле сабля, в среднем поле пенал, в нижнем поле чаша между двумя пороховницами в верхнем и нижнем полях платок, в среднем поле пенал в верхнем поле платок, в среднем поле пенал, в нижнем поле чаша в верхнем и нижнем полях галочки в среднем поле пенал верхнее и нижнее поля пустые, в среднем поле пенал. Первый знак встречается у Канибая ал Джаркаси, о нем упомина лось ранее. Второй знак с платками в верхнем и нижнем полях встречается на мед ных луженых вещах, которые по своим формам можно отнести ко второй половине XV века. Последний, пятый, знак является простым знаком, встречающимся как в период Бахри, так и в период Бурджи. Третий и четвертый знаки достаточно трудно датировать за неимени ем достаточной информации. В целом последние две группы можно охарактеризовать как имеющие опосредованное отношение именно к эмирским знакам. На большинстве вещей имеются сопроводительные надписи, в которых указано, для кого были созданы эти вещи с пеналами. Здесь четко прослеживается, что мно гие из заказчиков работали секретарями, судьями, переписчиками, пере водчиками или же были их сыновьями. Так, на сосуде с четвертым типом знака из коллекции Харари указано, что сосуд был сделан по приказу Зайн ад Дина Абд ал Кадира сына пе реписчика и переводчика 50. К сожалению, изображение сосуда не было опубликовано Майером ни в Сарацинской геральдике ни в следующей его работе по знакам черкесских мамлюков. Более того, схематическое изображение знака изменилось вместо двух частей у галочек появилась третья этот элемент стал похож на трилистник5 1 Следует отметить, что в XIX веке в Египте усилилась ностальгия по времени Мамлюкского султаната, выражавшаяся в создании вещей, имитирующих ранние образцы XIV и XV веков, и в исполнении посвя тительных надписей с титулами, характерными для того времени. Зача стую, даже при наличии изображения вещи, трудно сразу определить, к какому периоду она относится к XIV XV векам или же к XIX началу XX века. В данном случае изображение у Майера отсутствует, и поэтому 80 8 1 невозможно точно сказать, что сосуд относится к периоду Бурджи. Тем более что использование галочек встречается на вещах XIX века. Знак с пеналом в среднем поле, пустыми верхним и нижним полями, то есть простой знак периода Бахри, дает нам больше информации. На общественном фонтане в Триполи с подобным знаком имеется сопроводительная надпись Построил этот фонтан нищий перед Всемо гущим Аллахом Мухаммад, сын покойного Зайн ад Дина Мубар аха ал Алаи в начале года 14 13 52. В данном случае невозможно точно сказать, что этот знак принадлежит именно Мухаммаду, а не его отцу Мубар аху ал Алаи. Но следует обратить внимание на отсутствие, как и у Мухаммада, так и у Мубар аха, указания на занимаемую долж ность секретаря. По имени Зайн ад Дин можно предположить, что Мубар ах был мамлюком. При этом перед его именем отсутствует упоминание о занимаемой позиции, то есть отсутствуют maqarr Его высокопревосходительство или janab Его превосходительство как и у Мухаммада. Из этого можно сделать вывод, что отец и сын не достигли того уровня, когда смогли бы использовать подобные обращения. В других случаях можно связать использование пенала с занима емой должностью. В начале XV века простой знак с пеналом встречается у Сайф ад Дина Ибрахима ибн Алам ад Дина Абд ар Раззака ибн Шамс ад Дина Гураба53. Ибрахим был судьей кади служил у Джамал ад Дина Махмуда ал Устадара управителя в 1396 году стал смотрителем казна чеем n ir al kh Неоднократно менял занимаемые должности у сул тана Фараджа, в том числе и должность личного секретаря, скончался в 1406 году. У михбара в завийе в Каире частично сохранилась надпись и его знак Ибрахим ибн Гураб, управитель смотритель победо носных армий и смотритель казначей Майер датирует этот комп лекс с 1400 по 1406 год. Также у другого чиновника середины второй половины XV века можно встретить использование пенала в соответствии с его должностью. В 146 1году Зайн ад Дин Абу Бакр Мухаммад ибн Музхир ад Димишки ал Ансари54 1428 1488 занял должность личного секретаря, потом был смотрителем конюшен, смотрителем войск и стал в 147 472 году на чальником канцелярии. В 1479 1480 году по его приказу было построено медресе в Каире, где был установлен его знак. На этом примере четко про слеживается связь между его первоначальной должностью личного секре таря и его знаком. Но сопроводительной надписи, к сожалению, нет или она не была опубликована, чтобы сопоставить его позицию и должность. В других случаях неизвестны биографии заказчиков, поэтому за отсут ствием изображений и без дополнительного изучения достаточно трудно отнести те или иные предметы к XV веку. Но даже по опубликованным предметам видно, когда в XV веке заказчиками утвари с изображением знаков выступали не только высокопоставленные эмиры, но и более низ кие по положению лица. Это следует из надписей, где отсутствуют две основные позиции мамлюков maqarr и janab55. Еще со времени правления султана Баркука на некоторые должности, которые ранее занимали ис ключительно мамлюки, стали назначаться выходцы из торговых и адми нистративных кругов56. Появление неэмирских знаков стало следствием этих действий. Характерная формула для заказчиков эмиров в XV веке может быть сконструирована следующим образом Начальная формула Из того, что сделано по приказу Позиция заказчика Его высокопревосходительства Эпитеты заказчика Сведущего, справедливого, великого Имя заказчика Сайф ад Дина Должность заказчика Секретаря Имя господина ал Малика ал Ашрафа Конечное восхваление Да славятся победы его В то время как формула для заказчиков более низкого ранга примерно следующая Начальная формула Из того, что сделано по приказу Уничижительная формула Нищего перед Богом Имя заказчика Мухаммада Конечное благословение Да простит его Аллах Небольшие отступления могут быть в каждом случае. В некоторой степени промежуточное между эмирскими и неэмир скими знаками занимает знак, где в верхнем и нижнем полях платок, а в цент ральном поле пенал ил. 12 Так, на блюде из Музея Ашмолиан инв. 1959.7 имеется этот знак и благопожелательная надпись Владе лец сего Ахмад ибн Мухаммад ибн Идрис Помимо него Майер упоминает 82 83 о медном луженом блюде и кон тейнере из частной коллекции в Иерусалиме с надписями57 Из того, что сделано по приказу Абд ал Азима переписчика в султанских провинциях Из того, что сдела но по приказу Али ибн Мухаммад ибн ас Сазфила рассчитыва ющего на прощение В частной коллекции в Аммане Майер опи сывает еще один контейнер для еды с надписью Из того, что сделано по приказу нищего перед Богом, надеющийся на прощение Всемо гущего повелителя, Мухья ад Дина ал Кадири Все эти заказчики не относились к мамлюкскому классу. В то же время этот знак использовали и те, кто мог себе позволить ука зать свою позицию. На блюде из коллекции Музея Виктории и Альберта и на сосуде из частной коллекции имеются надписи с именем Мухибб ад Дина58, где в первом случае указана позиция Его высокопревосхо дительство maqarr и должность хранителя казначея. Во втором слу чае позиция Его превосходительства janab и должность переписчика в сокро вищнице Дамаска. Если же владелец двух вещей один, мы мо жем проследить его карьерный рост. По этим позициям и должностям также выходит, что Мухибб ад Дин был мамлюком. Во втором случае заказчиком светильника из Берлина выступил Его превосходительство janab Бурхан ад Дин Сиди Ибрахим, сын покойного Сиди Мухаммада, сына Сиди Шайх Ясина и далее Его высокопревосходительство maqarr господин, великий эмир В период Бахри титул Сиди получали толь ко сыновья султана, в то время как в период Бурджи его получали и дети тех эмиров, которые женились на дочерях султанов59. С подобной родо словной Сиди Ибрахим вряд ли мог быть полноценным мамлюком при этом у него указана в двух случаях позиция janab, а в третьем пози ция maqarr с эпитетами господин, великий эмир В то же время нельзя исключить и возможность, когда символически продавали в рабство60. Существует еще несколько знаков, которые отходят от общей гераль дической традиции. Их можно отнести к четвертой группе. Знак верхнее и нижнее поля пустые, в среднем поле чаша между двумя вертикальными кинжалами. Этот знак встречается у завии в Джинсафуте, недалеко от Наблуса в современном Израиле. В сопроводительной надпи си указано Нет Бога кроме Аллаха, Мухаммад посланник Его. Это место Ил. 12. Знак в верхнем и нижнем поле платок, в среднем поле пенал. Прорисовка Д. В. Садофеева было построено Мубараком ибн Салихом ибн Алуси в год 1389. Сделал Дауд С одной стороны данный знак можно отнести к переходному пе риоду, когда система составных знаков устанавливалась, и были попытки внести новые приемы в геральдику. С другой стороны, из надписи не сле дует, что данный знак может быть эмирским, поэтому в каждом конкрет ном случае стоит маркировать подобные отхождения от общепринятой на тот момент системы. Так же и со знаком Махмуда ал Айни6 1Бадр ад Дин Махмуд ибн Ахмад ибн Муса ибн Ахмад родился в 136 1году в семье кадия, получил духовное образование. В 1399 году был назначен мухтасибом62 в Каире, в дальней шем занимал различные должности, в том числе был кадием ханафит ского мазхаба и главным кадием, скончался в 145 1году. В Каире имеется медресе и мечеть с упоминанием даты 1449 имени Махмуда ал Айни и его знака в верхнем поле пенал, в объединенном среднем и нижнем полях ваза между двух шестилепестковых розеток. Махмуда ал Айни не был мамлюком и эмиром, но он мог использовать эмирский знак. В начале XV века пост мухтасиба был предназначен исключительно для лиц, имевших духовное образование. Но со времени султана Шайха эта должность была открыта и для эмиров. Майер упоминает, что у Махмуда ал Айни в сопроводительной надписи указана его позиция maqarr, то есть он был причислен к высшему классу. На этом основании он мог пользо ваться и правом на знак, который значительно отличается от самых рас пространенных в это время. Последним знаком, несколько выходящим из системы, можно назвать следующий в верхнем поле пенал, в среднем поле две чаши, в нижнем поле платок ил. 13 Две чаши в среднем поле иногда изображены так симметрично, что трудно определить, какая из половинок является собст венно чашей, а какая ножкой. В связи с этой путаницей иногда возникает другой знак, где платок в верхней части, а пенал в нижней63. Но, скорее всего, существовала только одна вариация этого знака. Знак встречается у четырех эмиров, впервые у Сайф ад Дина Уздамура64, мамлюка султана Баркука. После смерти Баркука Сайф ад Дин Уздамур получил продвижение, и во время правления султана Шайха стал эмиром сотни, а в 142 1году был арестован султаном Татаром и скончался в том же году. В сопроводительной надписи на тазике ука зано Из того, что сделано по приказу Его высокопревосходительства, властного, повелителя, Сайф ад Дина Уздамура, эмира десяти Появле ние его знака можно отнести к первым годам XV века. В двух других случаях знак используют эмиры, жившие в середине XV века Наник ал Ашрафи и Улмас ал Ашрафи. Определить прибли зительное время жизни последнего эмира Кутб ад Дамурдаши пока не удалось65. 84 85 В 1997 году в позднесредневе ковом погребении из могиль ника МТФ 3 у станицы Старокорсун ской под Красно даром археологом Л. Э. Голубевым были обнаружены два медальона из шелка и войлока на деревянной основе. Первоначаль но Голубев предположил, что на них изображены морды зайцев Впоследствии он опубликовал изо бражение этих медальонов как мамлюкских геральдических зна ков66 в верхнем поле пенал, в сред нем поле две чаши, нижнее поле повреждено ил. 14 Данный знак имеет наибольшее сходство именно со знаком Уздамура. Пока это единственный известный мне случай обнаружения на террито рии Северного Кавказа и Причерно морья предмета со знаком периода Бурджи. Хотя не исключено, что были и другие случаи, но подобно мордам зайцев эти предметы неправильно описывались. Примером тому также может служить описание изображе ния мамлюкского пенала в работе Б. С. Агербы и С. Х. Хотко Остров ная цивилизация Черкесии. Черты историко культурной само бытности страны адыгов Авторы предпо ложили, что пенал есть схематичное изображение воина при помощи наборно поясного комплекта символов. Первый элемент пенала полу круглая чернильница был описан как шлем мисюрка второй элемент резервуары для песка и для крахмальной пасты глаза и лицо третий элемент емкость для ниток борода как обязательный атрибут черкеса четвертый элемент емкость для каламов доспехи 67. В последующих ра ботах Хотко уже не повторял подобное описание пенала, но продолжил толковать геральдические знаки периода Бурджи через призму черкесской этнокультурной самобытности68. В отличие от эмиров и иных лиц, султаны использовали эпиграфи ческий знак69, где помещалась традиционная фраза, зародившаяся еще Ил. 14. Медальон, найденный в могильнике под Краснодаром. Прорисовка Д. В. Садофеева Ил. 13. Знак Уздамура. Прорисовка Д. В. Садофеева в период Бахри Славься господин наш, султан, тронное имя имя соб ственное да славятся победы его На протяжении всего периода Бурджи знак не претерпел особых изменений. В собрании Отдела Востока Государственного Эрмитажа есть неболь шая коллекция предметов со знаками периода Бурджи. Всего можно вы делить примерно девять предметов, которые можно точно датировать этим временем. Еще в нескольких случаях есть определенные сомнения данные предметы могли быть созданы уже в XIX веке, когда получил Ил. 15. Блюдо. Инв. ЕГ 10 18. Государственный Эрмитаж Ил. 16. Блюдо. Инв. ЕГ 10 18. Государственный Эрмитаж. Фрагмент Ил. 17. Блюдо. Инв. ЕГ 1286. Государственный Эрмитаж Ил. 18. Блюдо. Инв. ЕГ 1286. Государственный Эрмитаж. Фрагмент 86 87 элемента. Вероятнее всего, здесь также знак Каитбая вокруг ко торого арабские благопожелательные стихи Ты достиг высшей степени величия, и счастливая судьба сопутствует тебе текст не окончен. ЕГ 1283 в центральном медальоне также ранее был знак, но сей час он затерт практически полностью. Удается различить лишь наличие чаши в центральном поле. Сопроводительная надпись в центральном медальоне также практически уничтожена. По бор ту блюда в двух вытянутых медальонах идут арабские благопоже лательные стихи, аналогичные ЕГ 1285. ЕГ 1286 в центральном медальоне знак в верхнем и нижнем по лях платок, в среднем поле пенал ил. 17, 18 Сопроводитель ная надпись вокруг медальона Из того, что сделано по приказу Ил. 19. Тазик. Инв. ЕГ 1287. Государственный Эрмитаж Ил. 20. Тазик. Инв. ЕГ 1288. Государственный Эрмитаж Ил. 2 1Барабан. Инв. ЕГ 7 14. Государственный Эрмитаж Ил. 22. Чаша. Инв. ЕГ 13 13. Государственный Эрмитаж массовое распространение стиль мамлюкского возрождения Пробле ма имитации мамлюкских вещей, созданных в XIX веке в Египте, Сирии и Европе, изучена мало. Хотя существует значительный корпус вещей, от носящихся к этому времени. В основном вещи XIX века не попали в музей ные коллекции, поскольку на момент создания являлись современной продукцией. В эрмитажное собрание эти предметы попали от частных лиц в начале и середине XX века. Из тех вещей, которые четко относятся к периоду Бурджи, можно вы делить группу медных луженых блюд, относящихся ко второй половине XV началу XVI века. Подробно об этом типе блюд писал Аллан и Сарди70. В собрании Отдела Востока хранятся пять таких блюд ЕГ 10 18 в центральном медальоне знак Каитбая ил. 15, 16 во круг которого арабские благопожелательные стихи. ЕГ 1285 в центральном медальоне на верхнем поле четко читается платок, в нижнем поле чаша, в среднем поле чаша, заряжен ная пеналом. Справа от чаши есть небольшие следы еще одного 88 89 Его превосходительства, господина, эмира После эмира идет еще одно слово, которое пока не удалось разобрать. На блюде ЕГ 1284 отсутствует какой либо знак, но имеется надпись Из того, что было сделано по приказу Бадр ад Дина Хусайна ибн Саида Последнее слово пока не удалось разо брать. Перед именем отсутствует ука зание на его позицию и должность, центральная часть медальона занята У образным орнаментом. Тазик ЕГ 1287 с изображением знака Каитбая на стенках и на дне ил. 19 надпись в картушах выпол нена небрежно, с ошибками и посвя щена безымянному эмиру Из того, что сделано по приказу Его высоко благородия, великого, богатого сведущего, деятельного борца за веру, стоящего на страже На фестончатом тазике ЕГ 1288 имеется знак в верхнем поле платок, в среднем и нижнем полях чаша ил. 20 В сопроводительной надписи указано Из того, что сделано по приказу Его высокопревосходительства, повелителя, великого эмира, Сайф ад Дина Уздамура аз Захири Барабан ЕГ 7 14 ил. 2 1В среднем поле пенал верхнее и нижнее поля орнаментально украшены. В трех картушах сильно поврежденная араб ская надпись. Предположительно это благопожелательные стихи. Чаша ЕГ 13 13 ил. 22 предположительно, также относится к периоду Бурджи. На ней изображен знак с пеналом в среднем поле, верхнее и ниж нее поля орнаментированы. Арабское благопожелательное стихотворе ние приведено в четырех медальонах, аналогично ЕГ 1285. Лампа ВА 1849 ил. 23 В медальонах на раструбе эпиграфический знак Слава господину нашему, султану ал Малику аз Захиру да славятся победы его ил. 24 Между медальонами надпись Слава господину на шему, султану ал Малику аз Захиру Абу Саиду. Да поможет ему Аллах Ал Малик аз Захир Абу Саид первый султан периода Бурджи Баркук. Известно около 60 ламп с упоминанием его имени в различных музейных коллекциях7 1 В Государственном Эрмитаже имеются два шлема с эпиграфичес кими знаками султана Каитбая инв. В 1230 и В 1222 один представлен на постоянной экспозиции искусства Ближнего Востока Ил. 23. Лампа. Инв. ВА 1849. Государственный Эрмитаж Ил. 24. Лампа. Инв. ВА 1849. Государственный Эрмитаж. Фрагмент Ил. 25. Шлем. Инв. В 1230. Государственный Эрмитаж Ил. 26. Шлем. Инв. В 1230. Государственный Эрмитаж. Фрагмент 90 9 1ил. 25 а второй в Восточном Арсенале. Знаки в обоих случаях иден тичные Ал Малик ал Ашраф Абу л Наср Каитбай да славятся по беды его ил. 26 Мамлюкская геральдика периода Бурджи это особая система гераль дических знаков, основанная на более ранней системе периода Бахри, развивавшаяся на протяжении практически полутора веков. В это время первоначальный основной знак Баркука был усложнен путем добавле ния новых элементов до знака Каитбая который в свою очередь стал символом всего государства и практически его гербом. Одновременно с развитием одного основного знака возникали и развивались другие зна ки, где в нижнем поле находилась лилия, пенал в среднем поле. Знаки стали использоваться не только эмирами мамлюками, но и представите лями административно бюрократического круга. Османское завоевание Египта и Сирии прекратило развитие мамлюкской геральдики. В XIX веке идея мамлюкского возрождения приводит к копированию и созданию предметов с посвятительными надписями и геральдическими знаками в стилистике XIV XV веков. Но как государственная система мамлюкская геральдика уже не возродилась. 1Mayer L. A. Saraсeniс Heraldry l. 1999. P. 8. 2 Ibid. P. 30. 3 Ibid. P. 29. 4 Данная система работала не всегда. Иногда эмир выбирал свой знак самостоятель но, безотносительно к своей первой должности. 5 Mayer L. A. Saraсeniс Heraldry. P. 257. 6 Ibid. P. 258. 7 A W. Late Mamluk Metalwork A Series of Dishes Oriental Art. 1969. Vol. 15, nr 1 spring. P. 16. 8 См. Leaf W., Purсell S. Heraldiс Symbols Islamiс Insignia and Western Heraldry. London, 1985 A W. Late Mamluk Metalwork Хотко С. Х. Султаны с чашами Геральдика черкесских мамлюков Проблемы сохранения черкесского фольклора, культуры и языка материалы Междунар. науч. конф. памяти М. И. Мижаева. Нижний Архыз, 20 15. 9 Mayer L. A. Saraсeniс Heraldry. P. 9 0 Ibid. P. 10 Herz M. Deux lampes en verre maill de l mir Toghaitimor Bulletin de l Institut gyptien. Le сaire. 1908. P. 18 87 Wiet G. Lampes et bouteilles en verre maill сatalogue g n ral du mus e arabe du сaire. Le сaire, 1929. P. 70 Mayer L. A. Saraсeniс Heraldry. P. 233. 12 С. Карбони опубликовал несколько иной перевод имени Сайф ад Дин Тугайтимур ан Насири См. Eredit dell Islam Mirat al Islam Arte islamiсa in Italia. Milan, 1993. P. 324 326. 13 Mayer L. A. Saraсeniс Heraldry. P. 193. 14 См. Steenber van. Mamluk Elite on the Eve of al Nasir Muhammad s Death 134 1 A Look behind the Sсenes of Mamluk Politiсs Mamluk Studies Review. 2005. Vol. 9 2 The Mamluks in Egyptian Politiсs and Soсiety Ed. by T. Philip, U. Haarmaan. London, 2007. 15 Знак Баркука это условное название, как и знак Каитбая здесь и далее используется для упрощения восприятия. Майер предположил, что при сильном султане эмиры использовали единый знак как принадлежность к определенной груп пе влияния военно административной группировке Личным знаком Баркука Лиф и Персел назвали лилию, Хотко белого сокола. См. Leaf W., Purсell S. Heraldiс Symbols Islamiс Insignia and Western Heraldry. P. 70, 75 Хотко С. Х. Султаны с чашами Геральди ка черкесских мамлюков. С. 293. 16 Mayer L. A. Saraсeniс Heraldry. P. 254. 17 Ibid. P. 69. 18 Alexander D. E., Pyhrr S. Islamiс Arms and Armor in The Metropolitan Museum of Art. New York, 20 15. P. 23 9 Mayer L. A. Saraсeniс Heraldry. P. 16 72. 20 Ibid. P. 2 16. 2 1Райс датирует цилиндрическую коробку из Лувра инв. 7438 137 1годом и свя зывает ее с Айдамиром ал Ашрафи. На коробке знак верхнее поле пустое в среднем поле чаша, заряженная платком, в нижнем поле чаша. Майер в свою очередь отделяет заказчика коробки от данного эмира Айдамир ал Ануки скончался в 1374 и Айдамир ал Ашрафи биография неизвестна На мой взгляд, маловероятно появле ние такого знака в 137 1году. Возможно, эмиры действительно два разных лица, но с одинаковыми именами, жившие в разное время разница примерно тридцать пять лет со знаком Ала ад Дином Али Или же первоначальный знак на коробке был позднее перебит. См. Mayer L. A. Saraсeniс Heraldry. P. 85, 86 Riсe D Studies in Islamiс Metal Work IV Bulletin of the Sсhool of Oriental and Afriсan Studies. 1953. Vol. 40 3 P. 489 499. 22 В общей таблице этот знак отсутствует. См. Mayer L. A. Saraсeniс Heraldry. P. 30, 56. 23 Mayer L. A. Saraсeniс Heraldry. P. 200. 24 Wiet G. сatalogue G n ral du Mus e Arabe du сaire Objets en сuivrea. сairo, 1958. P. 143 Mayer L. A. New material for Mamluk heraldry. P. 8. 25 Mayer L. A. Saraсeniс Heraldry. P. 266. 26 Ibid. P. 258. 27 Mayer L. A. New material for Mamluk heraldry. Jerusalem, 1937. P. 4. 28 Mayer L. A. Saraсeniс Heraldry. P. 87, другое прочтение Айнал. 29 Ibid. P. 199. 30 Ibid. P. 88, 104. 3 1Ibid. P. 130, 2 17, 267. 32 Ibid. P. 179. 33 Ibid. P. 229. 34 Ibid. P. 7. 35 Ibid. P. 13 1 36 Знак не упомянут в общем списке у Майера. 37 сhristie s, Art of the Islamiс and Indian Worlds. London, 20 15. 23 April. Lot 25 Islamiс Arts Museum Malaysia, Инв. 20 15. 12.22. 38 Mayer L. A. Saraсeniс Heraldry. P. 19. 39 Знак Каитбая в верхнем поле платок, в среднем поле чаша, заряженная пеналом, между двух пороховниц в нижнем поле чаша. 40 Berсhem, M. van. Mat riaux pour un сorpus Insсriptionum Arabiсarum. P. 2 Syrie du Sud. T. 1J rusalem Ville 1922. Р. 43, 358. MIFAO 43 4 1Mayer L. A. Saraсeniс Heraldry. P. 2. 42 Ibid. P. 264. 43 Wiet G. Lampes et bouteilles en verre maill P. 97. 44 Mayer L. A. Saraсeniс Heraldry. P. 25 1Pl. LXV, 3. 45 Ibid. P. 180, Pl. LXVI, 4. 46 Чечик Л. А. Свой Чужой в дипломатической живописи Венеции эпохи Возрождения Актуальные проблемы теории и истории искусства сб. науч. ст. под ред. С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович Денисовой. СПб., 20 Вып. 1С. 322 328. 47 New York Metropolitan Museum of Art, инв. 1972. 120 48 Джованни ди Никколо Мансуэти Святой Марк исцеляет Аниано Взятие под стражу святого Марка в синагоге Сцены из жизни Святого Марка 49 Mayer L. A. Saraсeniс Heraldry. P. 30, 89. Pl. LXVI, LXVII, LXVIII. 50 Ibid. P. 45. 5 1В таблицах были опубликованы только прорисовки самих знаков, без отсылки к конкретному предмету. См. Mayer L. A. Saraсeniс Heraldry. Pl. LVII, 8, 10 Mayer L. A. A propos du blazon sous les Mamluks сirсassiens Syria. 1937. T. 18. 52 Mayer L. A. Saraсeniс Heraldry. P. 162. 53 Ibid. P. 12 1 54 Metalwork and material сulture in the Islamiс world art, сraft and text. Venitia, 20 12. P. 184. 55 На чаше 4442 из Музея исламского искусства в Каире присутствует janab, но Вьет датирует чашу XVI веком. См. Wiet G. сatalogue du Musee Arabe Objets en сuivre. P. 122. 56 Подробнее о социальной мобильности в период Бурджи см. Behrens Abouseif D. сraftsmen, upstarts and Sufis in the late Mamluk period Bulletin of the Sсhool of Oriental and Afriсan Studies. 20 Vol. 74. P. 375 395. 57 Mayer L. A. New material for Mamluk heraldry. P. 1Idem. Saraсeniс Heraldry. P. 57. 58 Mayer L. A. Saraсeniс Heraldry. P. 165. 59 Koby Y. Mamluks and their Relatives in the Period of the Mamluk Su ate 1250 15 17 Mamluk Studies Review. 20 12. Vol. 16. P. 63. 60 Зеленев Е. И. Жемчужное дерево и Повелитель луны возникновение государ ства мамлюков Вестн. С. Петерб. ун та. 20 13. Вып. 4, сер. 13. С. 25. 6 1Mayer L. A. Saraсeniс Heraldry. P. 149. 62 Мухтасиб лицо, ответственное за организацию порядка на рынках и публичное поведение жителей. См. Broadbridge A. F. Aсademiс rivalry and the patronage system in fifteenth сentury Egypt Mamluk studies review. 1999. Vol. 3. 63 У Майера в общей таблице составных знаков под номерами 48 и 49. 64 Mayer L. A. Saraсeniс Heraldry. P. 247. 65 Ibid. P. 17 1242, 192. 66 Голубев Л. Э. Группа позднесредневековых погребений из могильника МТФ 3 близ станицы Старокорсунской Историко археологический альманах. Вып. 3. 1997. С. 5 120 Он же. Мамлюкские гербы из Прикубанья Историко археологический альманах. 2002. Вып. 8. 67 Агерба Б. С., Хотко С. Х. Островная цивилизация Черкесии Черты историко культурной самобытности страны адыгов. Майкоп, 2004. С. 33 68 Хотко С. Х. Султаны с чашами Геральдика черкесских мамлюков. С. 295 298 69 Вопрос о наличии у султана своего знака, схожего по элементам с эмирским, дискуссионный. 70 A W. Late Mamluk Metalwork Sardi M. Late Mamluk Metalwork in the Benaki Museum Mouseio Benaki. 2003. Vol. 3. P. 157 176. 7 1Jerusalem, 1000 1400 Every People Under Heaven. New York, 20 17. P. 266. Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте. Садофеев Д.В. Мамлюкская геральдика периода Бурджи (1382-1517) (2017)
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|
||
© 2007-2024 Электронная некоммерческая библиотека открытого доступа «Гербовед.ру» Редакция: gerboved@gerboved.ru | › Пользовательское соглашение | ||
Проект сетевого издания «Геральдика.ру» | ||
Примечание: представленные в библиотеке научные тексты размещены только для ознакомления и получены большей частью посредством распознавания оригинальных текстов публикаций (OCR), поэтому в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания и степенью сохранности бумажных оригиналов. |