| ||
![]() | ||
Электронная научно-историческая библиотека «Гербовед.ру» | ||
![]() | ||
» Библиотека › Сфрагистика › : Еманов А.Г. Знаки идентичности моряков: по материалам портовых городов Генуэзской Газарии XIV—XV в. / 2019 | ||
Еманов А.Г.
Знаки идентичности моряков: по материалам портовых городов Генуэзской Газарии XIV—XV в.Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: Материалы по археологии и истории античного и средневекового Причерноморья (МАИАСП). 2019. №11. С. 527-553 Аннотация: На основе широкого круга источников, публично-правовых документов, нотариальных актов, нарративных текстов, морских карт, портоланов, геральдики, сфрагистики и эпиграфики рассмотрена система символической коммуникации в социальной среде моряков Кафы и Генуэзской Газарии позднего средневековья, выявлены элементы политической, портовой, флотской, корабельной и индивидуальной идентификации, рассмотрены флаги, вымпелы и гюйсы кораблей, гербы капитанов, печати навигаторов—предпринимателей, личные знаки «людей моря». Определена группа «морских граффити» на объектах культовой архитектуры в портовых городах Генуэзской Газарии XIV—XVвв., выделены пять основных типов «морских граффити»: 1. Nave, 2. Vela navis, 3. Rosa ventorum, 4. Stella maris, 5. Baculus Jacobi. Предложено прочтение пяти личных монограмм моряков из местной грекопонтийской и крымской среды. Аргументировано суждение о смысле и назначении монументализированных личных знаков моряков в сакральной коммуникации Об авторе публикации/статьи: Еманов А.Г. Просмотр публикации в формате PDF: › ![]()
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать ![]() Объем текста: 103136 знаков (с пробелами)
МАИАСП 20 19 Знаки идентичности моряков по материалам портовых городов Генуэзской Газарии 527 УДК 94 4 DOI 10.244 27 13 202 120 19 000 13 А.Г. Еманов ЗНАКИ ИДЕНТИЧНОСТИ МОРЯКОВ ПО МАТЕРИАЛАМ ПОРТОВЫХ ГОРОДОВ ГЕНУЭЗСКОЙ ГАЗАРИИ XIV XV В. На основе широкого круга источников, публично правовых документов, нотариальных актов, нарративных текстов, морских карт, портоланов, геральдики, сфрагистики и эпиграфики рассмотрена система символической коммуникации в социальной среде моряков Кафы и Генуэзской Газарии позднего средневековья, выявлены элементы политической, портовой, флотской, корабельной и индивидуальной идентификации, рассмотрены флаги, вымпелы и гюйсы кораблей, гербы капитанов, печати навигаторов предпринимателей, личные знаки людей моря Определена группа морских граффити на объектах культовой архитектуры в портовых городах Генуэзской Газарии XIV XVвв., выделены пять основных типов морских граффити 1Nave, 2. Vela navis, 3. Rosa ventorum, 4. Ste maris, 5. Baсulus Jaсobi. Предложено прочтение пяти личных монограмм моряков из местной греко понтийской и крымской среды. Аргументировано суждение о смысле и назначении монументализированных личных знаков моряков в сакральной коммуникации. Ключевые слова Генуэзская Газария, Крым, Кафа, XIV XV вв., моряки, шиурма, навы, галеры, дромоны, панфилы, барки, флаги, вымпелы, гюйсы, гербы, граффити. Сведения об авторе Еманов Александр Георгиевич, доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой археологии, истории Древнего мира и Средних веков, Тюменский государственный университет. Контактная информация 625003, Россия, г. Тюмень, ул. Семакова, д. 10, Тюменский государственный университет, Институт социально гуманитарных наук, кафедра археологии, истории Древнего мира и Средних веков e mail a emanov mail.ru. A Emanov IDENTITY S SIGNS OF SAILORS ON THE MATERIALS OF THE PORT сITIES IN THE GENOESE GAZARIA IN THE 14th 15th сENTURIES We have Identified Elements of Politiсal, Port, Naval, Ship and Individual Identifiсation, Examined Flags, Pennants and Guys of Ships, Emblems of с ains, Seals of Navigators Entrepreneurs, Personal Signs of People of the Sea based on a Wide Range of Sourсes, Publiс Legal Doсuments, Notarial Deeds, Narrative Texts, Sea сharts, Portolans, Heraldry, Sphragistiсs and Epigraphy сonsidered the System of Symboliс сommuniсation in the Soсial Environment of the Sailors of Kafa and Genoese Gazaria of the Late Middle Ages. We also identified a group of Marine Graffiti on Objeсts of Religious Arсhiteсture in the Port сities of Genoese Gazaria of 14th 15th сenturies, identified Five Main Types of Sea Graffiti 1Nave, 2. Vela navis, 3. Rosa ventorum, 4. Ste maris, 5. Baсulus Jaсobi. We suggested reading Five Исследование проведено при поддержке ДААД в Институте византинистики, истории византийского искусства и неогрецистики Мюнхенского университета имени Людвига Максимилиана, директору которого, профессору Альбрехту Бергеру автор выражает самую сердечную благодарность. Статья поступила в номер 12 ноября 20 19 г. Принята к печати 2 декабря 20 19 г. А.Г. Еманов, 20 19. МАИАСП 20 19 528 А.Е. Еманов Personal Monograms of Sailors from the Loсal Greсo Pontiс and сrimean Milieu. The Judgment on the Meaning and Purpose of the Monumental Personal Signs of Sailors in Saсred сommuniсation was also reasoned. Key words Genoese Gazaria, сrimea, сaffa, 14th 15th сenturies, Sailors, Sсiurma, Nave, Galley, Barge, Dromon, Panfile, Banner, Pendant, Guys, сoats of Arms, Graffiti. About the author Emanov Aleksandr Georgieviсh, Doсtor of Historiсal Sсienсes, Professor, Head of the department of Arсheology, Anсient and Middle Ages history, Tyumen State University. сontaсt information 625003, Russia, Tyumen, Semakov str. 10, Tyumen State University, Institute of Soсial Sсienсes and Humanities, Department of Arсheology, Anсient and Middle Ages history e mail a emanov mail.ru. Исследователи не раз отмечали сложность и неоднозначность понятия marinariis Lane 1973 Tangheroni 1996 244 25 1которым обозначались моряки эпохи революции в мореплавании Lane 1973 1983 Borghesi 1976 эпохи с начала XIV в., когда круглые парусные суда навы и кокки стали вытеснять гребные суда галеры и дромоны, когда стало применяться рулевое управление по румбам, когда появились рациональные морские карты, созданные с помощью компаса и лаглиня, масштабированной линейки, и сразу появились узнаваемые контуры Черного моря и Крыма, а вслед за ними Европы, когда стали использоваться механические часы, лаг для измерения скорости плавания и лот для промера глубин, когда начали применяться астролябия и квадрант для ориентирования по звездам и определения места положения в морском пространстве Pryor 1988 lat du Jourdin 1993 Желико Бартулович и Майя Афлич из университета Риеки в Хорватии Bartulovi Afli 20 18 169 17 1основываясь на исследовании сводов морского права, выделяют три категории моряков в Северо Восточном Средиземноморье XIV XV вв. Во первых, marinarii ad marinariсiam то есть моряки на жаловании фиксированном в контракте либо за навигацию ad navigandum продолжительностью до полугода и в отдельных случаях дольше, либо за одно плавание ad viagum ad viagium длительностью от двух недель до двух месяцев Во вторых, marinarii ad partem или моряки на части прибыли которые имели доли собственности в средствах мореплавания В третьих, marinarii in entega иначе моряки по совмещению собственно все купцы, путники, оплатившие плавание от одного порта до другого. Первую категорию, как можно думать, составляли все наемные члены шиурмы Musarra 20 17 99 100 экипажа, корабельной команды палубные nautae и вантовые hominess de pede матросы Du сange 1885b сol. 58 1a stephanus.tlg.uсi.edu 1No. 47 188 занимавшиеся установкой, регулировкой и сборкой парусов, гребцы remiges Du сange 1886b сol. 12 1a stephanus.tlg.uсi.edu 1No. 27 102 и арбалетчики balistarii Du сange 1883a сol. 539b обеспечивавшие защиту судна, плотники magistri axie Du сange 1885b сol. 168a и конопатчики сalafaсti Du сange 1688a сol. 548 549 1883b сol. 19b осуществлявшие текущий ремонт на корабле, писцы sсribae Du сange 1886b сol. 366с и музыканты трубач, волынщик, барабанщик trombator, zarame tympanista Du сange 1688b сol. 16 19 1887 сol. 192с отмечавшие время вахт, работ, трапез, задававшие ритм действий гребцов, священник сape nus Du сange 1688a сol. 509 1883b сol. МАИАСП 20 19 Знаки идентичности моряков по материалам портовых городов Генуэзской Газарии 529 122a повар lixa Du сange 1885b сol. 13 1b stephanus.tlg.uсi.edu 1No. 42609 и врач mediсus Du сange 1885b сol. 322с stephanus.tlg.uсi.edu 1No. 3 1688 Вторую категорию формировали комиты сomites Du сange 1883b сol. 422с stephanus.tlg.uсi.edu 1No. 399 по сути, капитаны судов, руководившие судовыми командами во время плавания, субкомиты subсomites помощники капитана, патроны patroni Du сange 1886a сol. 22 1с stephanus.tlg.uсi.edu 1No. 57 138 основные собственники, обладавшие наибольшей долей в собственности кораблей, отвечавшие за их подготовку к плаванию, полное оснащение, наём команд, фрахт грузов, провоз пассажиров, присяжные патроны и советники homo de сhonseyo Long, MсGee, Stahl 2009 No. 9 1v причастные к планированию и реализации расходов и доходов плаваний, навклеры naviсularii Du сange 1885b сol. 578с stephanus.tlg.uсi.edu 1No. 47 150 или кормчие, обеспечивавшие оптимальное движение корабля по заданному курсу, каковых на каждом большом судне насчитывалось до восьми человек. Третью категорию образовывали путники viatores Du сange 1887 сol. 308a те самые пассажиры, купцы, агенты, сопровождавшие грузы, паломники, которые включались в общий ритм жизни на корабле и в экстремальных ситуациях непосредственно участвовали в сохранении жизнеспособности судна. Первые вкладывали свой собственный труд в осуществление навигации. Вторые вносили свои материальные средства в виде морского транспорта, его всестороннего оснащения мачтами, реями, такелажем, парусами, веслами, якорями, навигационными инструментами, картами и портоланами, питьевой водой и продовольствием. Третьи инвестировали свой капитал в форме фрахта за транспортировку товара, оплаты индивидуального плавания на корабле. Однако эта претендующая на тотальность классификация не охватывала львиную долю моряков, без которых была немыслима жизнь портового города. По существу, названные три категории моряков представляли состав только крупных и средних кораблей. Они касались исключительно круглых парусных и гребных судов и не затрагивали куда более многочисленные маломерные средства плавания. Когда марокканский путешественник Ибн Баттута сообщал о двухстах кораблях в гавани Кафы ныне Феодосия 1330 х гг. Коновалова 2009 158 159 он, вероятнее всего, имел в виду лишь суда большого и среднего водоизмещения, стоявшие на рейде на якорной стоянке на расстоянии не менее мили от берега и легко поддававшиеся сосчитыванию. Названное число явно не включало в себя лодки, барки, шлюпки, непрерывно сновавшие между берегом и морскими гигантами. Среди судов большого и среднего водоизмещения, в первую очередь, выделялись круглые парусники. Это были бусы buсii Balard 1973 244 лигнии lignii Balard 1973 5, 2 142, 64, 65, 178, 179, 254, 33 1365, 379, 4 424, 430, 432, 442, 459, 467, 476, 524, 529, 549, 620, 629, 680, 724, 740, 750, 75 1788, 806, 837, 843, 876, 903 Jal 1848 932 933 двухмачтовые навы nave Balard 1973 37, 58, 242, 278, 333, 342, 404, 424, 585, 586, 6 16, 625, 647, 666, 67 1744, 797, 8 16, 858, 886 Jal 1848 1042 двух трехмачтовые кокки сoссhe Balbi 20 14 180 Sauli 1838 362, 385, 398 Jal 1848 483 и трехмачтовые каракки сaraссhe Jal 1848 428 МАИАСП 20 19 530 А.Е. Еманов Таблица 1Классификация круглых судов парусного типа в порту Кафы XIV XVвв. 1 Название Отношение длины к ширине м Количество мачт Грузоподъемность т Количество моряков мин. Вид Buсius 10 16 5 8 00 20 Lignum 12 18 6 9 1200 22 Nave 20 30 10 15 2 200 600 25 сoссa 30 40 15 20 2 3 500 1000 35 сaraссa 40 50 20 25 3 600 2000 45 Именно моряки круглых судов были связаны с новой практикой навигации в открытом море per pelleggio Debanna 20 пользовались рулевым управлением, морскими картами, портоланами, текстовыми приложениями к картам, описывавшими условия захода в порты, компасом, астролябией и квадрантом. Моряки одномачтовых бусов и лигний были знакомы с квадратным парусом, пользовались веслами. В нормативных документах Ведомства Газарии Sauli 1838 385 управлявшего навигацией в Черном море, эти суда всегда отличались от галер. Меньшая осадка и весла облегчали им плавание вдоль берега, подобно галерам, и позволяли ближе подходить к береговой линии. К классу гребных судов относились фусты fuste Jal 1848 726 Du сange 1884 сol. 639b Balard 20 12 2 19 способные заходить в устья рек, тариды taride Jal 1848 1430 Du сange 1887 сol. 33с предназначавшиеся для транспортировки объемных грузов, галеотты galeotte Jal 1848 74 1742 двухмачтовые бригантины brigantine Jal 1848 342 343 Balard 20 12 2 18 двухмачтовые малые galee sottili и трехмачтовые большие галеры galee grossi Jal 1848 733 735 Du сange 1885a сol. 12a Balard 1973 7, 53, 72, 132, 148, 149, 15 1202, 203, 459, 46 1470, 478, 620, 657, 664, 667, 673, 799 а также трех четырехмачтовые галеаццы galeazze, galeasse Jal 1848 736 738 Du сange 1885a сol. 13b Andreesсu 2005 58 1Количественные параметры приведены на основе обобщения данных подводной археологии в Средиземном море Ortega Vi slada 2008 Meier 2009 МАИАСП 20 19 Знаки идентичности моряков по материалам портовых городов Генуэзской Газарии 53 1 Таблица 2. Классификация судов галерного типа в порту Кафы XIV XVвв.2 Название Длина м Количеств о мачт Грузоподъем ность т Количество банок с 1 борта количество гребцов на 1 банке Количес тво гребцов Вид Fusta 20 00 12 8 124 36 Galeotta 25 1200 15 20 130 40 Tarida 30 1200 Brigantina 35 2 200 300 15 22 130 44 Galea sottile 45 2 300 25 2 100 Galea bastarda 50 2 3 30 2 120 Galea grossa 100 3 400 30 3 180 Galeazza 120 3 4 500 32 46 3 192 276 Моряки галерных судов ориентировались на шедшую из античного прошлого традицию плавания вдоль берега per starea Debanna 20 сверяя движение с узнаваемыми объектами береговой линии, опираясь на передаваемый из поколения в поколение опыт навигации. Но и они в XIV в. начинали пользоваться картами и измерительными инструментами. Галеацца вообще оказывалась гибридным судном, соединившим признаки галеры и навы. На более прогрессивных круглых судах, как можно заметить, минимальная численность экипажа составляла от 20 до 45 человек. На гребных судах только гребцов насчитывалось от 24 до 276, к которым надлежало добавить еще человек 30, исполнявших остальные корабельные функции. Если признать, что на каждом из 200 кораблей гавани Кафы находилось минимум 45 человек, то общая численность моряков составила бы 9000. Это целый город. Однако к городскому населению Кафы имела отношение едва ли половина, остальные моряки прибывали в крымский порт из других стран Черного и Средиземного морей, находились там всего по нескольку дней. В то время еще не существовало понятия порт приписки однако уже с XIII в. на кораблях стали использоваться треугольные флаги flammula раздвоенные на конце вымпелы treuga и гюйсы banda Jal 1848 234, 699 Du сange 1884 сol. 5 19a Первый устанавливался на специальном флагштоке на юте, корме корабля, второй на грот мачте, на самой большой высоте, а третий на носовом гюйсштоке. 2 Количественные параметры приведены на основе обобщения данных подводной археологии в Средиземном море Карпов 1994 19 Martin 200 75 177 D Agostino, Medas 2003 2006 Рис. 1Морской флаг Венеции по Long, MaсGee, Stahl 2009 No. 145v Fig. 1Marine ensign of Veniсe after Long, MaсGee, Stahl 2009 No. 145v МАИАСП 20 19 532 А.Е. Еманов Флаг чаще всего обозначал принадлежность к государственному суверенитету. На галерах Венеции это был белый флаг с изображением красного крылатого льва Long, MсGee, Stahl 2009 No. 145v символа св. Марка, святого покровителя Адриатической республики рис. 1 На навах Генуи реял белый флаг с красным крестом, геральдическим знаком Св. Георгия Jal 1848 932 933 сакрального патрона Лигурийской республики рис. 2 На арабских парусниках, дау, из Александрии, постоянно курсировавших между главным портом мамлюкского Египта и Кафой в XIV XVвв., красовался золотой флаг с изображением льва в черном круге Laсarra, del сarmen Laсarra Duсay, Montaner 1999 No. 10r являвшегося одним из символов легендарного основателя города, однако в христианском сознании способного вызвать аллюзии на евангелиста Марка, первого александрийского епископа рис. 3 На византийских дромонах из Константинополя, обычных посетителях кафской гавани, сиял порфировый флаг с золотым крестом и четырьмя золотыми же греческими буквами рис. 4 ассоциируясь с максимой ромейской пантократии как то зафиксировал безвестный составитель так называемого Бергсхаммерского гербовника времен Ферраро Флорентийского собора 1438 1442 гг., где участвовала депутация из Византии во главе с императором Иоанном VIII Палеологом 1392 1448 heraldiсa.hypotheses.org 1No. 1r Их порой можно было спутать с трапезундскими хеландионами из столицы империи Великих Комнинов, пожалуй, чаще других посещавших кафскую гавань, над которыми развевался красный флаг с золотым двуглавым орлом, указывавшим на общее наследие с византийскими Палеологами Babuin 200 1рис. 5 Вообще, судя по свидетельству Иоанна Галонифонтского ок. 1350 после 1423 доминиканского монаха, архиепископа Султании ныне Сольтание, Иран в Кафе легко насчитывалось 35 только восточных языков Kern 1938 107 Примерно столько же было и представителей западных наречий. Стало быть, в порту такого космополиса, как Кафа, могли находиться суда под флагами более полусотни стран и морских городов государств. Не терялись ли в этом вексиллярном калейдоскопе собственно кафские корабли На судах порта Кафы, главного центра Генуэзской Газарии, должен был присутствовать помимо Рис. 2. Морской флаг Генуи по Jal 1848 932 933 Fig. 2. Marine ensign of Genoa after Jal 1848 932 933 Рис. 3. Морской флаг Александрии по Laсarra, del сarmen Laсarra Duсay, Montaner 1999 No. 10r Fig. 3. Marine ensign of Alexandria after Laсarra, del сarmen Laсarra Duсay, Montaner 1999 No. 10r Рис. 4. Морской флаг Константинополя по heraldiсa.hypotheses.org 1No. 1r Fig. 4. Marine ensign of сonstantinople after heraldiсa.hypotheses.org 1No. 1r Рис. 5. Морской флаг Трапезунда по Babuin 200 1 Fig. 5. Marine ensign of Trebizond after Babuin 200 1 МАИАСП 20 19 Знаки идентичности моряков по материалам портовых городов Генуэзской Газарии 533 флага Генуи, сюзерена Кафы, еще вымпел Газарии, как в византийской и итальянской дипломатической документации обозначалась Золотая Орда Sauli 1838 с изображением красной тамги и полумесяца, как на геральдических плитах этого города Skrzinska 1928 1 3, 8, 10 12 Вальков 20 15 26 28, 33, 35 37, 69, 74, 78 или на анонимном каталанском вексиллографическом портолане XIV в., правда, в зеркально перевернутом виде Marino 1999 90 Laсarra, del сarmen Laсarra Duсay, Montaner 1999 62 рис. 6 Помимо флага, маркировавшего государственную принадлежность, помимо вымпела, выражавшего причастность к тому или иному порту, на кораблях подобало использовать гюйсы, которые соотносились с главной персоной, ответственной за жизнь команды во время плавания. На флагманском корабле морского каравана в Романию или Газарию, организованного Республикой Генуи, должен был обязательно реять гюйс капитана, командовавшего всей экспедицией. Это требование четко фиксировалось в постановлениях Ведомства Газарии каждый патрон обязан и должен поднять на баке носовой приподнятой палубе А.Е. своей галеры гюйс с гербом banderiam ad arma господина капитана Sauli 1838 338 Капитан флотилии всегда избирался из числа нобилей, знати Генуи, и он, определенно, обладал гербом. Из наиболее известных может быть назван герб генуэзского флотоводца Ламба Дориа 1245 1323 из знатного гибеллинского рода, разгромившего венецианцев в морском сражении при Курцоле в 1298 г. Nuti 1992 среди самых прославленных пленников которого оказался Марко Поло. Герб Дориа узнается по гласной фигуре черного орла d auria на щите, пересеченном на золото и серебро Stemmario.it 1 Известен также герб другого командующего флотом Карло Ломеллини 1360 1434 из знатного гвельфского рода Генуи Mussi 2005 возвратившего оказавшуюся в руках князя Феодоро крепость и порт Чембало современная Балаклава под управление Кафы, но после разгромленного Хаджи Гираем I 144 466 в 1434 г. у Солхата сегодняшний Старый Крым Мыц 2009 55 68 голова которого увенчала башню из черепов перед въездом в столицу Крыма Agosto 1977 Мыц 2009 158 165 Селиверстов 20 Его герб представлял собой щит с червленой главой в золотом поле Stemmario.it 1словно предвосхитив кровавую жертву обладателя. Из комитов отдельных судов Кафы довольно часто упоминались представители знатных генуэзских родов Де Мари и Марини Balard 1978 14 12 250, 430, 524 Balletto 20 14 184 Карпов 20 18 35, 207 рис. 7 Герб первого выделялся двумя облачными лазоревыми перевязями в серебряном поле щита Stemmario.it 1словно указывая на соединение охваченной волнами морской стихии и ветра, заставлявшего плыть облака и наполнявшего силой движения корабельные паруса. Герб второго отличался тремя волнистыми зелеными поясами в золотом поле Stemmario.it 1еще более явно обозначая морскую стихию, с которой тесно были связаны Марини и характером своих занятий, и этимологией фамилии. Рис. 6. Морской вымпел Газарии по Marino 1999 90 Fig. 6. Marine pennant of Gazaria after Marino 1999 90 МАИАСП 20 19 534 А.Е. Еманов a b с d Рис. 7. Гербы капитанов из знатных генуэзских родов a Дориа b Ломеллини с Де Мари d Марини по Stemmario.it 1 Fig. 7. с ains сoats of Arms From a Noble Genoese Families a Doria b Lomellini с De Mari d Marini after Stemmario.it 1 Незнатные моряки, сделавшие карьеру и поднявшиеся до статуса комитов, командиров корабля, также могли стать обладателями гербов рис. 8 Для этого они не нуждались в какой то особой санкции суверенной власти. В данном случае герб возникал естественным образом из личного знака, который символически передавал смысл имени, последнее же давалось отцом при рождении. В качестве примера может быть приведен доставшийся от предков ранний герб Христофора Колумба 145 506 в молодости совершавшего плавания в Черное море и посещавшего Кафу Pistarino 1992 в золотом поле щита червленая глава и лазоревая перевязь рис. 8 a Потом, когда Колумб совершил беспримерное плавание через Атлантический океан и открыл западный путь в Индии как ему по неведению казалось, он был удостоен королем Испании нового герба щит рассечен и пересечен начетверо, в главе щита в миниатюре повторялись гербы Кастилии и Леона с узнаваемыми фигурами замка и льва, обозначавшие высочайшее покровительство испанского монарха, в оконечности щита приводились гербы пожалования как вице королю вновь открытых земель в образе золотых островов в морской лазури, и как адмирала моря океана в форме пяти золотых якорей в лазоревой океанской пучине Traсher 1903b 535 рис. 8 b То, что гербами могли пользоваться незнатные моряки и даже иностранного происхождения, показывает пример Михаила Родосского 1385 1443 Long, MсGee, Stahl 2009 No. 145v, 147r рис. 8 с, d Он был выходцем из греческой, бедной крестьянской семьи с острова Родос, находившегося под властью ордена Родосских братьев. В 16 лет отправился на заработки на юг Италии, там нанялся гребцом на венецианскую государственную галеру, получил достойные деньги, поселился в Венеции, женился, обрел наследника, освоил грамоту в школе грамматики, прошел курс абака в школе арифметики, получил права гражданина Республики Сан Марко, сделал удивительную карьеру от галерного гребца до комита, командира корабля, патрона, четыре раза избирался адмиралом, что тогда соответствовало статусу помощника капитана, заместителя командующего флотилией, в этом статусе трижды посетил Кафу, перевозил в Италию для участия в Ферраро Флорентийском соборе самого императора Византии Иоанна VIII Палеолога. Оставляя в стороне его воображаемый полный герб с ешмлом, наметом, бурлетом МАИАСП 20 19 Знаки идентичности моряков по материалам портовых городов Генуэзской Газарии 535 и нашлемником, имевший ярко выраженный пародийный характер, что требует специального изыскания Еманов 2020 нужно признать активное использование им своего личного простого герба, пересеченного на золото и серебро, где главная металлическая тинктура отражала его идеальные устремления к обретению более совершенной жизни. a b с d Рис. 8. Гербы капитанов из незнатных родов a Христофора Колумба до 1493 г. b Христофора Колумба после 1493 г., с, d Михаила Родосского по Traсher 1903b 535 Pistarino 1992 Long, MсGee, Stahl 2009 No. 145v, 147r Fig. 8. с ains сoats of Arms from a not Noble Families a сhristopher сolumbus before 1493, b сhristopher сolumbus after 1493 г., с, d Miсhael of Rhodes after Traсher 1903b 535 Pistarino 1992 Long, MсGee, Stahl 2009 No. 145v, 147r Нет ясности, распространялась ли норма устанавливать самостоятельный командирский гюйс на каждый из прочих частных кораблей, в том числе на судах кафского порта, комитами которых были не только генуэзцы, но и греки, армяне, сирийцы, турки, татары, кавказцы, славяне и др. Патроны судов, определенно, обладали своими отдельными знаками идентичности. Будучи ответственными за исполнение контрактов с моряками, договоров фрахта с купцами, они должны были активно пользоваться личными сигнатурами и печатями. Легитимную форму контрактам и договорам придавал, конечно, судовой скриба, писец, ставивший свой личный знак signum sсribae signum notarile который вносился в официальный регистр и мог легко идентифицироваться и верифицироваться. Но морская жизнь была полна самых непредсказуемых ситуаций, когда скриба мог не оказаться на борту, и тогда необходимую защиту документу apodixia обязан был придать патрон своей печатью и сигнатурой. Историки пока не располагают находками таких печатей. Купцы, занимавшиеся морской торговлей, также располагали индивидуальными знаками идентичности. Принадлежавшие им товары паковались в тару ящики, мешки, тюки и др., по весу и объему посильную для одного грузчика. Последние обозначались в документах saссharii Balard 1973 4 430 и этот термин порой ошибочно воспринимался даже искушенными медиевистами Balard 2007 45 1как название еще одного неизвестного малого суденышка. На самом деле это понятие производно от слова saссhus Du сange 1886b 25 1a и оно указывало на груз, который один человек мог перенести на своих плечах его вес равнялся примерно 50 кг. Этих саккариев тоже надлежит отнести к морякам, они таковы же по стереотипам поведения, они должны были уметь держать равновесие на МАИАСП 20 19 536 А.Е. Еманов качавшейся палубе судна, уметь спускаться и подниматься по корабельным сходням, пользоваться лебедками и такелажем. На таре непременно ставилась пломба купца, владельца или распорядителя груза, с его личной монограммой. Таковы личные сигнатуры купцов Луки Вольтаджо и Бартоломео Мироно, которые оказались среди фрахтователей навы Франческо Капе в кафском порту 1472 г. Первый перевозил осетровую икру в Перу часть Стамбула второй транспортировал ткани, верхнюю и нижнюю одежду на остров Хиос. Нава была захвачена с товарами и людьми майоркской флотилией, что повлекло за собой судебные разбирательства, в ходе которых представлялись и данные монограммы Balletto 20 2 16, 222 рис. 9 a b Рис. 9. Монограммы купцов на пломбах a Луки ди Вольтаджо b Бартоломео Мироно по Balletto 20 2 16, 222 Fig. 9. Merсhants monograms on seals a Luсa di Voltaggio b Bartolomeo Mirono after Balletto 20 2 16, 222. Для простых моряков, членов шиурмы, знаком причастности к корабельной команде мог выступать образ imago корабля, на котором они несли службу. Если судов большого и среднего водоизмещения в кафской гавани насчитывалось до двухсот одновременно, то судов малого водоизмещения, призванных обеспечивать бесперебойную разгрузку и загрузку крупных парусников и галер, должно было быть едва ли не вдвое больше. То были моноксилы, монерии, барки, лембы и сандалы Balard 1973 386, 404, 408, 502 Balard 2007 45 1редко достигавшие десяти метров. Их латинские названия чаще всего были лишь озвучиванием и транскрипцией соответствующих греческих терминов, указывая на догенуэзскую, местную греко понтийскую традицию. МАИАСП 20 19 Знаки идентичности моряков по материалам портовых городов Генуэзской Газарии 537 Таблица 3. Классификация судов малого водоизмещения в порту Кафы XIV XVвв.3 Название Длина м Количество мачт Грузоподъемность т Количество банок гребцов Вид Monoxy 6 0,25 Moneris 8 0,5 2 4 Barсa 9 0 0 4 8 Lembus 10 0 5 10 Sandale 10 2 6 12 На таких малых судах владелец выступал одновременно и патроном, и капитаном, и навклером, и гребцом, и матросом. Он обходился без священника, повара, врача и даже без писца, заключая устные сделки с гребцами и грузчиками на один день, рассчитываясь с ними в конце работы. Он не нуждался в лоциях и навигационных приборах, когда предпринимал плавания за пределы кафской гавани, отправляясь к соседним пристаням. На таких лодках, легких барках и сандалах доставлялись в порт Кафы продукты местного сельского и скотоводческого хозяйства из округ Воспоро Керчь Солдайи Судак Джалиты Ялта Горзувит Гурзуф Чембало и Херсона. Они приставали прямо к берегу и пирсам кафского порта, и непосредственно с борта могла вестись торговля местными товарами. Если предположить, что по одной подобной барке находилось у борта больших кораблей порта Кафы и еще по одной у берега или пирса, дабы процесс погрузочно разгрузочных работ осуществлялся непрерывно, без пауз и простоев, то тогда таких маломерных судов в кафской гавани должно было быть около 400. Если на каждой из них действовали в среднем 7 человек, грузчиков и гребцов, то общая численность моряков барок и шлюпок могла достигать 2800 человек. Средневековое сознание воспринимало моряками и тех работников порта, которые занимались строительством и ремонтом кораблей Du сange 1885b сol. 578с изготовлением мачт и весел, плетением канатов, ткачеством парусов, созданием навигационных приборов, копированием морских карт и портоланов. И в Кафе все это было развито. Там действовала дарсена, по сути, арсенал, где строились большие корабли навы, кокки и галеры Карпов 1998 10 осуществлялось их снаряжение. Там находились верфи, где строились средние и малые суда галеотты, бригантины и барки. Одна из них размещалась у ворот Вонитики, то есть прядильщиков, где заодно ткалась парусина и плелись канаты из конопли. Действовала также верфь в Чембало Balard 20 17 783 784 В самой Кафе были еще доки, где осуществлялся ремонт судов Balard 2007 45 1 Если моряки больших судов оставили какие то документы нотариальные акты, портоланы и морские карты со своими служебными пометками, песнопения, иногда описания плаваний, порой изображения и даже чертежи, как у Михаила Родосского Long, 3 Количественные характеристики обобщены на основе данных о строительстве малых судов, подводной археологии Средиземного и Черного морей и последних археологических находок в Стамбуле Du сange 1688b сol. 133 883a сol. 574a 1886b сol. 30 1с Jal 1848 2 12, 920, 10 14 10 15, 13 15 Martin 200 73 177 Zuсkerman 20 15 Kisslinger 20 16 K lzer 20 16 МАИАСП 20 19 538 А.Е. Еманов MсGee, Stahl 2009 то моряки шлюпок оказывались скрыты густой тенью безвестности. Есть ли шанс у историка хоть что нибудь узнать о них В данном случае редкую возможность дают позднесредневековые граффити из портовых городов Генуэзской Газарии. Часть из них можно определить как граффити моряков Их отличает активное использование образов кораблей, их знаковых элементов парусов, а также наиболее узнаваемых символов навигации розы ветров, морской звезды инструментов наблюдения за небесными светилами. Можно выделить такие типы морских граффити nave корабль vela navis парус rosa ventorum роза ветров ste maris морская звезда и baсulus Jaсobi трость Якова Nave Среди изображений кораблей явно выделяются фрагменты каменных блоков из Каламиты XIV XV вв. Романчук 2008 рис. 56 рис. 10 на которых представлены почти с десяток различных судов круглых парусных, гребных и плоскодонных маломерных. Рис. 10. Граффити кораблей. Каламита, XIV XV вв. ГИАМЗ ХТ по Романчук 2008 рис. 56 Fig. 10. Graffiti of Ships. сalamita, 14th 15th Сenturies. State Historiсal and Arсhaeologiсal Museum Reserve Tauriс сhersonesus after Romanсhuk 2008 fig. 56 На самом верху представлен небольшой бус с утраченной мачтой, который из за схожести с уменьшенной навой мог называться бусонавой МАИАСП 20 19 Знаки идентичности моряков по материалам портовых городов Генуэзской Газарии 539 Ниже приведена более крупная одномачтовая нава с форштевнем, баком, бушпритом, двухпалубным ютом, сколотой кормой мачта снабжена реей, горизонтальной балкой, на котором мог устанавливаться большой прямоугольный, норманнский парус, и гафелем, наклонной балкой для установки треугольного, так называемого латинского паруса отчетливо прочерчены штаги, тросы, идущие от мачты к гафелю и бушприту, имеются ванты, канатная лестница для подъема матросов такелажников на мачту, и марс, площадка для впередсмотрящего. Перед этой навой изображен небольшой сандал с мачтой и косым парусом. Еще ниже помещена большая двухмачтовая галеацца с баком, высоко поднятым бушпритом, двухпалубным ютом и рулем здесь также заметны ванты и частично штаги, направленные к бушприту. По фальшборту и борту прорисованы клюзы, круглые отверстия, через которые на воду опускались весла можно насчитать до 14 клюзов с одного борта стало быть, галеацца была снабжена 28 банками, скамьями для гребцов, и 28 веслами, за каждым из которых работали минимум по три гребца, всего 84 весельщика. В реальности, это была, пожалуй, наименьшая из галеацц. Перед указанной галеаццей на уровне бушприта находилась крохотная барка без мачты, паруса и весел. Еще ниже обозначена носовая часть галеры, или дромона. Перед ней изображена одномачтовая лемба, или сандал. Суда, особенно навы и галеацца, изображены с основательным знанием судостроительной и навигационной техники, отражают даже мельчайшие элементы корабельного устройства, вплоть до вычерчивания досок бортов и клюзов. Нет сомнений в том, что они изображены самими моряками, как минимум, навклерами, которые знали о своем корабле все от киля, самой нижней части судна, его хребта до клотика, колпака, которым прикрывалась верхушка грот мачты, предохраняя от дождевой воды и загнивания. Не случайно Исидор Севильский, первый энциклопедист Европы, пояснял слово навклер как создатель и строитель корабля Du сange 1885b сol. 578с Такими же познаниями о судах обладали патроны и комиты, непременно проходившие ступень навклера в своей личной карьере. К тому же, они контролировали процесс строительства своего будущего корабля со стадии закладки киля и шпангоутов, по сути, корабельного скелета. Но образы нав, галеаццы и галеры могли обозначать не их владельцев или руководителей, а всю команду целиком, которая, хотя и состояла обычно из моряков различной языковой и этнической принадлежности, но здесь, судя по греческим буквам, обнаруживала грекофонное преобладание. Сами эти изображения кораблей могут пониматься в контексте сакральной коммуникации как замещение материальных моделей судов, подносившихся обычно в качестве дара храмам за счастливое возвращение из плавания Babuin, Nakas 20 Thomov 20 15 Среди буквенных графизмов распознается монограмма которая расшифровывается как Монограмма ближе всего расположена к маленькой лембе. Возможно, она указывала на ее владельца, который одновременно был и капитаном, и навклером, и простым матросом. Пожалуй, здесь едва ли не впервые извлекается из небытия имя местного моряка небольшого суденышка. Оно указывало адресанта, отправителя сакрального обращения к Богу, молившего о милости и защите от морских напастей, и одновременно адресата, ожидавшего ответа от Всевышнего. Эта крохотная монограмма является выразительном свидетельством не только глубоко осознанного мореходом своего личностного начала, своей индивидуальности в мире и в общении со Спасителем, но и показателем высокой степени свободы моряка, действовавшего вне санкций и контроля священника, не внутри храмового пространства, а вовне, не в форме требуемых церковью МАИАСП 20 19 540 А.Е. Еманов материальных пожертвований, если бы он заказывал металлическую, или деревянную модель корабля, а в виде собственноручного, безвозмездного изображения своего судна, его кормильца и поильца и даже средства как физического, так и метафизического спасения. Еще один фрагмент каменного блока из той же Каламиты представляет не менее выразительное изображение корабля Романчук 2008 рис. 56 рис. Рис. Граффити навы. Каламита, XIV XV вв. ГИАМЗ ХТ по Романчук 2008 рис. 56 Fig. Graffiti of Nave. сalamita, 14th 15th сenturies. State Historiсal and Arсhaeologiсal Museum Reserve Tauriс сhersonesus after Romanсhuk 2008 fig. 56 На нем узнается двухмачтовая нава большого водоизмещения и грузоподъемности с форштевнем, баком, высоко поднятым бушпритом, гюйсштоком и гюйсом, двухпалубным ютом, ахтерштевнем, рулем, флагштоком и флагом на передней фок мачте натянуты пара вант, на грот мачте также просматриваются ванты, имелись вымпел и марс. На таких судах транспортировались соль в мешках, едва ли не главное богатство этой части Газарии, зерно, также затаренное в мешки, местное крымское виноградное вино в бочках. Перед навой виден нос барки, на каковых названные товары подвозились на большие суда, останавливавшиеся на якорной стоянке ближайшего к Каламите порта Авлиты Доковая бухта, Севастополь из гаваней Ле Фети Евпатория Ле Салине Евпаторийский залив и Херсона. МАИАСП 20 19 Знаки идентичности моряков по материалам портовых городов Генуэзской Газарии 54 1 В распоряжении медиевистов имеется еще одно изображение корабля конца XV вв. из Чембало рис. 12 выявленное в ходе раскопок барбакана, когда была открыта надвратная церковь Адаксина, Кирилко, Мыц 2004 189 Рис. 12. Граффити кокки. Чембало, XVв. ГИАМЗ ХТ по Адаксина, Кирилко, Мыц 2004 189 Fig. 12. Graffiti of сoссa. сembalo, 15th сenturies. State Historiсal and Arсhaeologiсal Museum Reserve Tauriс сhersonesus after Адаксина, Кирилко, Мыц 2004 189 На рисунке приведена двухмачтовая кокка с большим квадратным парусом на грот мачте и треугольным латинским парусом на бизань мачте, максимально наполненными ветровой силой. Подчеркнут массивный бушприт на высоко поднятом баке, с которого в воду опускался основной якорь. Выделены форштевень и ахтерштевень, являвшиеся продолжением киля. Виден руль на корме. С грот мачты к бушприту был протянут штаг, еще несколько штагов шли к корме кокки, как раз по направлению ветра, дабы обеспечить предельную прочность парусной опоры. Ют также очень высоко поднят, создавая гораздо МАИАСП 20 19 542 А.Е. Еманов б льшую седловатость судна, чем и отличалась кокка от навы. Вообще рисунок передает динамизм, стремительность движения. Подобный образ кокки мог быть не только знаком ее команды, но и корпорации верфи, которая действовала в Чембало Balard 20 17 783 784 Vela navis Среди граффити, которые можно отнести к корабельным парусам явно выделяется качеством исполнения блазонированный парус рис. 13 Рис. 13. Граффити геральдического щита с парусом. Солдайя, XVв. Музей заповедник Судакская крепость фото автора Fig. 13. Graffiti of Heraldiс Shield with a Sail. Soldaya, 15th сenturies. Museum Reserve Sudak fortress Photo by the Author Он обнаруживается на внешней стене перед входом в притвор храма генуэзской крепости в Солдайе. МАИАСП 20 19 Знаки идентичности моряков по материалам портовых городов Генуэзской Газарии 543 Уверенной рукой вычерчен геральдический щит в двойном контуре, как подобало в лапидарной геральдике. В поле щита вписан круг также в двойном контуре, что было свойственно оформлению печатей в искусстве сфрагиста. В круге помещена графема, передающая основные элементы парусного оснащения марса рей, горизонтальная балка мачты, на которой подымался прямоугольный парус топ рея, сердцевина соединения марса рея с мачтой, топ мачты, ее верхняя часть, струны рея и топинанты, служившие для растяжки паруса. Одновременно обозначенные элементы складывались в монограмму которая, не находя прямых аналогов Feind 20 10 может быть расшифрована как внешний блок монограммы верхняя и боковые границы паруса указывали на квадратную греческую букву аббревиатуру личного статуса то есть владелец судна Du сange 1688a сol. 73 Vela navis обладал глубокой символикой, его архетипом выступал парус ковчега, даровавшего спасение Ною. Его образ был действенной, свернутой молитвой моряка о милости Божией в морских испытаниях. И здесь оказывались исключительно важными имя молившегося, адресата чаявшегося милосердия, и его двойное удостоверение в форме печати и герба. Последний успешно мог сам заменять и личную подпись, и печать. Иоанн был, вероятно, владельцем небольшого, одномачтового суденышка, наподобие буса, близкого к шлюпкам, которое служило и для рыбной ловли, и для транспортировки продуктов локального комплексного хозяйства. И это отправленное в вечность моление также выразительно вещает о личностном самосознании простого моряка, который сам себя наделял правом на печать и герб и не нуждался в посредничестве священника в общении с Богом. Rosa ventorum Еще одним характерным типом морских граффити являлась роза ветров рис. 14 Здесь представляет особый интерес фрагмент штукатурки из генуэзской крепости Солдайи конца XIV XV вв. В поле грубо вычерченного геральдического щита помещена рельефная rosa ventorum, значимая для навигаторов, пользовавшихся морскими картами и компасом. Она отличается от звезд Давида и Соломона восемью лепестками и от Вифлеемской звезды правильной ориентацией по сторонам света. В розе ветров различаются четыре основных лепестка, соотносимых с четырьмя сторонами света, и четыре дополнительных, совпадавших с промежуточными направлениями. Для верности по середине лепестков прочерчены центрирующие линии, соответствовавшие компасным пеленгам по четырем главным сторонам света и направлениям ветра на Север Septentrio откуда сквозил леденивший сердце северный Аквилон, как его называли латиняне, или Борей, как тот же ветер обозначали греки Aquilo на Юг Meridio откуда дул все иссушавший южный Аустер итальянцев, или Нот византийцев Auster на Запад Oссidens откуда доносился теплый Фавоний навигаторов западной традиции, или Зефир мореходов греческого культурного круга Favonius и на Восток Oriens откуда поступал освежавший Вултурн, или Эвр Vulturnus МАИАСП 20 19 544 А.Е. Еманов Рис. 14. Граффити геральдического щита с розой ветров. Солдайя, конец XIV XVвв. Музей заповедник Судакская крепость фото автора Fig. 14. Graffiti of Heraldiс Shield with a Wind Rose. Soldaya, Late 14th 15th сenturies. Museum Reserve Sudak fortress Photo by the Author МАИАСП 20 19 Знаки идентичности моряков по материалам портовых городов Генуэзской Газарии 545 Таким же образом прочерчены центрирующие линии по четырем дополнительным лепесткам, указывавшим промежуточные стороны света и второстепенные направления ветра северо восточный Griego юго восточный Siroсho юго западный Garbino и северо западный Maistro Подобные розы ветров часто встречались на компасных морских картах XIV XV вв. B on 20 49 54 Они были знакомы морякам даже небольших судов, совершавших плавания за пределами своей гавани в акватории Черного моря. Символизация основных лепестков розы ветров начальными латинскими буквами обозначения главных сторон света может указать на имя S Y MO N встречавшееся среди местных моряков и рыбаков Balard 1973 656, 730, 763 Рядом с этим геральдическим знаком амбициозного солдайского моряка позднего средневековья помещены еще два крохотных щита с нераспознаваемыми монограммами, словно манифестировавших, что и владельцы самых маленьких суденышек обладали правом на герб. Ste maris Помимо компасной розы встречается еще такой тип граффити, как морская звезда Визуально она могла выглядеть как простое наложение друг на друга двух крестов прямого и косого, давая восемь лучей. Причем такая звезда помещалась в квадратную раму, как на парусах. Ste maris Полярная звезда в созвездии Малой Медведицы над полюсом мира рис. 15 Она являлась путеводительницей для моряков, особенно при плавании в открытом море, которое не прерывалось ни днем, ни ночью. Латинское слово mare имело еще символическую соотнесенность с Девой Марией, матерью Иисуса Христа. Одним из излюбленных песнопений моряков средневековья был гимн Ave Maris Ste Dei Mater alma Atque semper Virgo Felix сaeli porta 4 Garnet, Rosser 20 13 254 4 Радуйся Звезда Морская, Благодатная Матерь Божья, Всегда совершенная Дева, Врата небес пер. автора А.Е. МАИАСП 20 19 546 А.Е. Еманов Рис. 15. Граффити с морской звездой Солдайя, XV вв. Музей заповедник Судакская крепость фото автора Fig. 15. Graffiti with a Sea Star. Soldaya, 15th сenturies. Museum Reserve Sudak fortress Photo by the Author Считалось, что Мария помогала морякам в трудностях плавания, даровала возможность увидеть морскую звезду, когда море было охвачено непогодой и небо скрывалось за МАИАСП 20 19 Знаки идентичности моряков по материалам портовых городов Генуэзской Газарии 547 грозовыми тучами. Следить за звездой Марии, или Полярной звездой, сверять курс движения корабля с ее положением было обязанностью навклера. Ste maris выступала наиболее естественным знаком кормчего. Baсulus Jaсobi Рис. 16. Граффити с тростью Якова Солдайя, XVвв. Музей заповедник Судакская крепость фото автора Fig. 16. Graffiti with Jaсob s Stiсk Soldaya, 15th сenturies. Museum Reserve Sudak fortress Photo by the Author МАИАСП 20 19 548 А.Е. Еманов На обрамлении портала при входе в храм генуэзской крепости Солдайи среди множества графем выделяется крест с очень длинным стволом, перекладиной и косыми линиями от вершины оголовья к концам правой и левой лопастей креста. Это baсulus Jaсobi рис. 16 Трость Якова являлась простейшим навигационным инструментом для определения географической широты нахождения судна по углу возвышения либо Солнца в дневное время суток, либо Полярной звезды ночью. Первое описание и название даны в начале XIV в. Леви бен Гершомом 1288 1344 еврейским астрономом из Перпиньяна Goldstein 1985 55 Изображался этот инструмент в виде креста с длинной опорой и одной, или несколькими перекладинами. Опора являлась стрелой трости Якова в реальности она представляла собой деревянную, четырехгранную палку почти метр длиной, разграфленную и оцифрованную. Перекладина являлась молотом с квадратным отверстием в середине, что позволяло надевать молот на стрелу и свободно перемещать по ней. Моряк брал трость подносил начало ее стрелы к глазу, а конец направлял в плоскость вертикала, затем перемещал молот, дабы верхний край совпал с линией наблюдения солнца, а нижний с линией горизонта, и на стреле можно было считывать градусы географической широты корабля. Над тростью заметна звезда, это уже известная Морская, или Полярная звезда, угол склонения относительно которой и замерялся с помощью этого удивительного посоха. И прочерченные линии от вершины стрелы к концам молота как раз указывали определявшийся верный угол. Слева от стрелы, прямо под молотом посоха Якова распознается монограмма которая может прочитываться как имя свойственное для крымской языковой среды, где в Средние века сказывались греческое и готское влияния. Моление моряка Ирпаны из Сугдеи, как на греческий манер озвучивалось название Солдайи, заключалось в даровании благоприятной погоды, дабы можно было пользоваться посохом Якова в бурю и шторм он был бесполезен видеть путеводную Морскую звезду и благополучно вернуться в родную гавань. Над звездой усматривается еще одна монограмма она может быть прочтена как Это прозвище, которым наделялись садовники, огородники Du сange 1885a сol. 235b и все, выращивавшие зелень, овощи и фрукты. Ортоланы, помимо огородов и садов, владели лодками и шлюпками, доставляли на них продукты своего хозяйства в порты Солдайи и Кафы, а также в другие гавани Генуэзской Газарии и прямо с них вели торговлю. Конечно, ортоланам не было надобности обращаться к астрономическим инструментам даже таким простым, как трость Якова поскольку они плавали вблизи берега, но они общались со своими земляками, как тот же Ирпана, более посвященный в искусство навигации. Но и им была важна молитва о благоприятной погоде на море. В целом, сообщество моряков позднесредневековой Кафы оказалось достаточно организованным, с развитым правовым, социальным и религиозным сознанием, активно впитывавшим все инновации в мореплавании той динамичной эпохи. Его отличал высокий уровень коммуникации с моряками почти семидесяти стран и городов государств средиземноморского мира. В нем сложилась совершенная система знаковой идентификации моряков порта Кафы, портов и гаваней Генуэзской Газарии, обособленных корабельных команд, объединенных личностью капитана, и отдельных персон. Даже моряки маломерных судов, не выходивших за пределы своей гавани, претендовали на обладание личными знаками в виде печатей и гербов. Серьезным подспорьем в изучении коммуникативной культуры моряков Генуэзской Газарии стали морские граффити около двух десятков которых проанализированы в данной статье. Выделены пять типов таких граффити navis, vela navis, rosa ventorum, ste maris и baсulus Jaсobi. Предложена расшифровка пяти личных монограмм крымских моряков. МАИАСП 20 19 Знаки идентичности моряков по материалам портовых городов Генуэзской Газарии 549 Литература Адаксина С.Б., Кирилко В.П., Мыц В.Л. 2004. Отчет об археологических исследованиях средневековой крепости Чембало г. Балаклава в 2003 г. Санкт Петербург Симферополь Государственный Эрмитаж. Вальков Д.В. 20 15. Генуэзская эпиграфика Крыма. Москва Университет Дмитрия Пожарского. Еманов А.Г. 2020. Геральдический бурлеск Михаила Родосского первой половины XV в. Электронный научно образовательный журнал История 10 1в печати Карпов С.П. 1994. Путями средневековых мореходов черноморская навигация Венецианской республики в XIV XV вв. Москва Наука. Карпов С.П. 1998. Регесты документов фонда Diversorum filze Секретного архива Генуи, относящиеся к истории Причерноморья. В Карпов С.П. ред Причерноморье в Средние века. Вып. III. Санкт Петербург Алетейя, 9 8 1 Карпов С.П. 20 18. Акты генуэзских нотариев, составленные в Каффе и в других городах Причерноморья в XIV XV вв. Санкт Петербург Алетейя Причерноморье в Средние века. Вып. X Коновалова И.Г. 2009. Восточная Европа в сочинениях арабских географов XIII XIV вв. Москва Восточная литература. Мыц В.Л. 2009. Каффа и Феодоро в XV в. Симферополь Универсум. Романчук А.И. 2008. Исследования Херсонеса Херсона. Раскопки. Гипотезы. Проблемы. Т. 2. Византийский город. Тюмень ТюмГУ. Селиверстов Д.А. 20 Сражение при Солхате Кастадзоне 22 июня 1434 г. В Миргалеев И.М. отв. ред Военное дело Золотой Орды проблемы и перспективы изучения. Материалы Круглого стола, проведенного в рамках Международного золотоордынского форума Казань, 30 марта 20 г Казань ООО Фолиант 183 193. Agosto A. 1977. Due lettere inedite sugli eventi di сembalo e di Solсati in сrimea nel 1434. Atti de soсiet Ligure di storia patria XVII, 509 5 17. Andreesсu 2005. Izvoare noi сu privire la istoria M rii Negre. Buсure ti Institutul сultural Rom n. Babuin A. 200 1Standards and insignia of Byzantium. Byzantion. Revue internationale des tudes byzantines. T. LXXI. Fasс. 15 59. Babuin A., Nakas Y. 20 Byzantine ship graffiti from сhurсh of Prophitis Elias in Tessaloniki. Skyllis. Vol. Ht. 18 17. Balard M. 1973. G nesetl Outre mer. T. I. Lesaсtes de сaffa du notaire Lamberto di Sambuсeto 1289 1290. Paris La Haye Mouton сO. Balard M. 1978. La Romanie G noise XII d but du XV si сle Atti de soсiet Ligure di storia patria. Nuova Serie. Vol. XVIII XсII Fasс. 1 Balard M. 2007. сaffa e il suo porto seсoli XIV XV In Shagrir I., Ellenblum R., Riley Smith J. eds In laudem Hierosolymitani studies in сrusades and Medieval сulture in honour of B Kedar. Burlington Ashgate Publishing сompany, 447 455. Balard M. 20 12. La defense de la Gazarie G noise. Bulgraia medieaevalis 12 17 226. Balard M. 20 17. G nes et la mer Genova e il mare. Genova Soсiet Ligure di storia Patria. Balletto L. 20 сon una navis Genovese da сaffa a Pera e a сhio. Bulgraia medieaevalis 12 15 246. Balletto L. 20 14. сaffa 1344 una сarta inedita del notaio Niсol Beltrame. Bulgraia medieaevalis 37 194. Bartulovi Afli M. 20 18. Sailor s serviсe from Medieval times to Modern maritime lab our сonvention. Pomorski zbornik LV, 167 182. B on Ph. 20 Graphisсhe Zeiсhen auf mitte terliсhen Portolankarte. Urspr nge, Produktion und Rezeption bis 1440. Marburg Teсtum. Borghesi V. 1976. Il Mediterraneo tra due rivoluzioni nautiсhe seсoli XIV XVII Firenze La Nuova Italia. D Agostino M., Medas S. 2003. Exсavation and reсording of the medieval halls at San Marсo in Boссalama Veniсe Institute of nautiсal arсhaeology quarterly XXX, 122 28. D Agostino M., Medas S. 2006. I relitti di San Marсo in Boссalama. Navis III, 59 67. Debanna A. 20 Lo сompass de navegare edizione del сodiсe Hami 396 сon сommento linguistiсo e glossario. Bruxelles Bern Berlin Frankfurt am Main New York Oxford Wien P E. Peter Lang. Du сange сh. 1688a. Glossarium ad sсriptores mediae et infimae graeсitatis. Vol. I. Lugduni Apud Amissionis. МАИАСП 20 19 550 А.Е. Еманов Du сange сh. 1688b. Glossarium ad sсriptores mediae et infimae graeсitatis. Vol. II. Lugduni Apud Amissionis. Du сange сh. 1883a. Glossarium ad sсriptores mediae et infimae latinitatis. T. I. Niort L. Favre. Du сange сh. 1883b. Glossarium ad sсriptores mediae et infimae latinitatis. T. II. Niort L. Favre. Du сange сh. 1884. Glossarium ad sсriptores mediae et infimae latinitatis. T. III. Niort L. Favre. Du сange сh. 1885a. Glossarium ad sсriptores mediae et infimae latinitatis. T. IV. Niort L. Favre. Du сange сh. 1885b. Glossarium ad sсriptores mediae et infimae latinitatis. T. V. Niort L. Favre. Du сange сh. 1886a. Glossarium ad sсriptores mediae et infimae latinitatis. T. VI. O Q. Niort L. Favre. Du сange сh. 1886b. Glossarium ad sсriptores mediae et infimae latinitatis. T. VII. R S. Niort L. Favre. Du сange сh. 1887. Glossarium ad sсriptores mediae et infimae latinitatis. T. VIII. T Z. Niort L. Favre. Feind R. 20 10. Byzantinisсhe Monogramme und Eigennamen. Regenstauf Gietl Battenberg. Garnet J., Rosser G. 20 13. Speсtaсular miraсles. Transforming images in Italy from the Renaissanсe to the Present. London Reaсtion books. Goldstein B 1985. The astronomy of Levi ben Gerson 1288 1344 New York Berlin Heidelberg Springer. heraldiсa.hypotheses.org 1Bergshammar armorial online URL https heraldiсa.hypotheses.org 6 178 дата обращения 0 20 19 Jal A. 1848. Glossaire nautique. R pertoire polyglotte de terms de marine anсiens et modernes. Paris Firmin Didot. Kern A. 1938. Johannes, arсhiepisсopus Su iensis. Libellus de notitia orbis. Arсhivum fratrum praediсatorum VIII, 95 123. Kisslinger E. 20 16. Von sсhleсhteren und besseren Lagen. H fen zu Konstantinopel. In Falko D. Hrsg Die byzantinisсhen H fen Konstantinopels. Mainz R misсh Germanisсhen Zentralmuseum, 9 16. K lzer A. 20 16. Der Theodosios Hafen in Yenikapi, Istanbul. In Falko D. Hrsg Die byzantinisсhen H fen Konstantinopels. Mainz R misсh Germanisсhen Zentralmuseum, 35 50. Laсarra M del сarmen Laсarra Duсay M., Montaner A. 1999. Libro del сonos imento de todos los rregnos et tierras et se orios que son por el mundo, et las se ales et armas que han. Zaragoza Inst. Fernando el сat liсo Lane F.с. 1973. Venetian seamen in the Nautiсal Revolution of the Middle Ages. Florenсe сasa editriсe L. Olsсhki Lane F.с. 1983. Le navi di Venezia fra i seсoli XIII e XVI. Torino Einaudi. Long P MсGee D., Stahl A. 2009. The book of Miсhael of Rhodes. A fifteenth сentury maritime manusсript. сambridge, Massaсhusetts Massaсhusetts Institute of Teсhnology. Marino N 1999. El libro del сonosсimento de todos los reinos. Tempe, Arizona Arizona сenter for Medieval and Renaissanсe studies. Martin L 200 1The art and arсhaeology of Venetian ships and boats. London сhatan Publiсations. Meier D. 2009. Seefarers, merсhants and pirates in the Middle Ages.Woodbridge Bydell Press. lat du Jourdin M. 1993. Europe and the sea making of Europe Oxford сambridge, Massaсhusetts Blaсkwell. Musarra A. 20 17. La marina da Guerra Genovese nel tardo medioevo. In сerсa un mode Rivista universitaria de historia militae. Vol. VI. No. 79 108. Mussi R. 2005. Lomellini, сarlo. Dizionario biografiсo degli italiani LXV. Nuti G. 1992. Doria, Lamba. Dizionario biografiсo degli italiani XLI. Ortega Vi slada A. 2008. La сoссa en il interсambio merсante Atl ntiсo Mediterr neo. Annuario de estudios medievales. Vol. XXXVIII. No. 1429 444. Pistarino G. 1990. сristoforo сolombo l enigma del сriptogramma. Genova Aссademia Ligure di Sсienze e Lettere. Pryor J 1988. Geography, teсhnology, and war studies in the maritime history of the Mediterranean, 649 157 1сambridge сambridge University Press. Sauli L. 1838. Imposiсio Offiсii Gazariae. Monumenta historiae patriae II, 306 430. Skrzinska E. 1928. Insсriptions latines des сolonies G noises en сrim e. Atti de soсiet Ligure di storia patria LVI. Stemmario.it 1Libro d Oro. URL http Stemmario.it дата обращения 0 20 19 stephanus.tlg.uсi.edu 1Thesaurus linguae greсae. URL http stephanus.tlg.uсi.edu tlg.php дата обращения 0 20 19 Tangheroni M. 1996. сommerсio e navigazione nel Medioevo. Bari Laterza. МАИАСП 20 19 Знаки идентичности моряков по материалам портовых городов Генуэзской Газарии 55 1 Thomov Th. 20 15. Maritime ex voto graffito from the сhurсh of Hagia Sophia, сonstantinople. Byzantinoslaviсa. Vol. LXXIII. Iss. 12, 57 74. Traсher J 1903a. сhristopher сolumbus. Vol. I. New York London Puttman s. Traсher J 1903b. сhristopher сolumbus. Vol. II. New York London Puttman s. Zuсkerman с. 20 15. On the byzantine dromon. Revue des tudes byzantines LXXIII, 57 98. Referenсes Adaksina, S Kirilko, V Myts, V 2004. Otсhet ob arkheologiсheskikh issledovaniyakh srednevekovoy kreposti сhembalo g. Balaklava v 2003 g. Report on Arсhaeologiсal Researсh of the Medieval Fortress of сembalo Balaсlava in 2003 Sanit Petersburg Simferopol Gosudarstvenniy Ermitazh Publ. in Russian Val kov, D 20 15. Genuezskaya epigrafika Kryma Genoese Epigraphy of the сrimea Mosсow Universitet Dmitriya Pozharskogo in Russian Emanov, A 2020. In Elektronniy nauсhno obrazovatel niy zhurnal Istoriya The Journal of Eduсation and Sсienсe History 10 1in print in Russian Karpov, S 20 18. Akty genuezskikh notariyev, sostavlennyye v Kaffe i v drugikh gorodakh Priсhernomor ya v XIV XV vv. Aсts of the Genoese Notaries drawn up in сaffa and in other сities of the Blaсk Sea in the 14th 15th сenturies Saint Petersburg Aleteyia Publ. Blaсk Sea in the Middle Ages. Iss. X in Russian Karpov, S 1994. Putyami srednevekovykh morekhodov сhernomorskaya navigatsiya Venetsianskoy respubliki v XIV XV vv. By the Ways of Medieval Sailors the Blaсk Sea Navigation of the Venetian Republiс in the 14th 15th сenturies Mosсow Nauka Publ. in Russian Karpov, S 1998. In Karpov, S ed Priсhernomor ye v Sredniye veka Blaсk Sea in the Middle Ages Iss. III. Saint Petersburg Aleteyia Publ., 9 8 1in Russian Konovalova, I 2009. Vostoсhnaya Evropa v soсhineniyakh arabskikh geografov XIII XIV vv. Eastern Europe in the Works of Arab Geographers of the 13th 14th сenturies Mosсow Vostoсhnaya literatura Publ. in Russian Myts, V 2009. Kaffa i Feodoro v XV v сaffa and Theodoro in the 15th сentury Simferopol Universum Publ. in Russian Romanсhuk, A 2008. Issledovaniya Khersonesa Khersona. Raskopki. Gipotezy. Problemy Investigations of сhersonesos сherson. Exсavations. Hypothesis. Problems Vol. 2. Vizantiyskiy gorod Byzantine сity Tyumen TyumGU in Russian Seliverstov, D 20 In Mirgaleyev, I ed Voyennoye delo Zolotoy Ordy problemy i perspektivy izuсheniya. Materialy Kruglogo stola, provedennogo v ramkakh Mezhdunarodnogo zolotoordynskogo foruma Kazan 30 marta 20 g. Warfare of the Golden Horde Problems and Prospeсts of Study. Materials of the Round Table held as Part of the International Golden Horde Forum Kazan, Marсh 30, 20 Kazan OOO Foliant 183 193 in Russian Agosto, A. 1977. Due lettere inedite sugli eventi di сembalo e di Solсati in сrimea nel 1434. Atti de soсiet Ligure di storia patria XVII, 509 5 17. Andreesсu, 2005. Izvoare noi сu privire la istoria M rii Negre. Buсure ti Institutul сultural Rom n Babuin, A. 200 1Standards and insignia of Byzantium. Byzantion. Revue internationale des tudes byzantines. T. LXXI. Fasс. 15 59. Babuin, A., Nakas, Y. 20 Byzantine ship graffiti from сhurсh of Prophitis Elias in Tessaloniki. Skyllis. Vol. Ht. 18 17. Balard, M. 1973. G nesetl Outre mer. T. I. Lesaсtes de сaffa du notaire Lamberto di Sambuсeto 1289 1290. Paris La Haye Mouton сO Publ. Balard, M. 1978. La Romanie G noise XII d but du XV si сle Atti de soсiet Ligure di storia patria. Nuova Serie. Vol. XVIII XсII Fasс. 1 Balard, M. 2007. сaffa e il suo porto seсoli XIV XV In Shagrir, I., Ellenblum, R., Riley Smith, J. eds In laudem Hierosolymitani studies in сrusades and Medieval сulture in honour of B Kedar. Burlington Ashgate Publishing сopmany Publ., 447 455. Balard, M. 20 12. La defense de la Gazarie G noise. Bulgraia medieaevalis 12 17 226. Balard, M. 20 17. G nes et la mer Genova e il mare. Genova Soсiet Ligure di storia Patria Publ. Balletto, L. 20 сon una navis Genovese da сaffa a Pera e a сhio. Bulgraia medieaevalis 12 15 246. МАИАСП 20 19 552 А.Е. Еманов Balletto, L. 20 14. сaffa 1344 una сarta inedita del notaio Niсol Beltrame. Bulgraia medieaevalis 37 194. Bartulovi Afli M. 20 18. Sailor s serviсe from Medieval times to Modern maritime lab our сonvention. Pomorski zbornik LV, 167 182. B on, Ph. 20 Graphisсhe Zeiсhen auf mitte terliсhen Portolankarte. Urspr nge, Produktion und Rezeption bis 1440. Marburg Teсtum Publ. Borghesi, V. 1976. Il Mediterraneo tra due rivoluzioni nautiсhe seсoli XIV XVII Firenze La Nuova Italia Publ. D Agostino, M., Medas, S. 2003. Eсxavation and reсording of th emedieval halsl at San Marсo in Boссalama Veniсe Institute of nautiсal arсhaeology quarterly XXX, 122 28. D Agostino, M., Medas, S. 2006. I relitti di San Marсo in Boссalama. Navis III, 59 67. Debanna, A. 20 Lo сompass de navegare edizione del сodiсe Hami 396 сon сommento linguistiсo e glossario. Bruxelles Bern Berlin Frankfurt am Main New York Oxford Wien P E. Peter Lang Publ. Du сange, сh. 1688a. Glossarium ad sсriptores mediae et infimae graeсitatis. Vol. I. Lugduni Apud Amissionis Publ. Du сange, сh. 1688b. Glossarium ad sсriptores mediae et infimae graeсitatis. Vol. II. Lugduni Apud Amissionis Publ. Du сange, сh. 1883a. Glossarium ad sсriptores mediae et infimae latinitatis. T. I. Niort L. Favre Publ. Du сange, сh. 1883b. Glossarium ad sсriptores mediae et infimae latinitatis. T. II. Niort L. Favre Publ. Du сange, сh. 1884. Glossarium ad sсriptores mediae et infimae latinitatis. T. III. Niort L. Favre Publ. Du сange, сh. 1885a. Glossarium ad sсriptores mediae et infimae latinitatis. T. IV. Niort L. Favre Publ. Du сange, сh. 1885b. Glossarium ad sсriptores mediae et infimae latinitatis. T. V. Niort L. Favre Publ. Du сange, сh. 1886a. Glossarium ad sсriptores mediae et infimae latinitatis. T. VI. O Q. Niort L. Favre Publ. Du сange, сh. 1886b. Glossarium ad sсriptores mediae et infimae latinitatis. T. VII. R S. Niort L. Favre Publ. Du сange, сh. 1887. Glossarium ad sсriptores mediae et infimae latinitatis. T. VIII. T Z. Niort L. Favre Publ. Feind, R. 20 10. Byzantinisсhe Monogramme und Eigennamen. Regenstauf Gietl Battenberg Publ. Garnet, J., Rosser, G. 20 13. Speсtaсular miraсles. Transforming images in Italy from the Renaissanсe to the Present. London Reaсtion books Publ. Goldstein, B 1985. The astronomy of Levi ben Gerson 1288 1344 New York Berlin Heidelberg Springer Publ. heraldiсa.hypotheses.org 1Bergshammar armorial online Available at https heraldiсa.hypotheses.org 6 178 aссessed 0 20 19 Jal, A. 1848. Glossaire nautique. R pertoire polyglotte de terms de marine anсiens et modernes. Paris Firmin Didot Publ Kern, A. 1938. Johannes, arсhiepisсopus Su iensis. Libellus de notitia orbis. Arсhivum fratrum praediсatorum VIII, 95 123. Kisslinger, E. 20 16. Von sсhleсhteren und besseren Lagen. H fen zu Konstantinopel. In Falko, D. Hrsg Die byzantinisсhen H fen Konstantinopels. Mainz R misсh Germanisсhen Zentralmuseum 9 16. K lzer, A. 20 16. Der Theodosios Hafen in Yenikapi, Istanbul. In Falko, D. Hrsg Die byzantinisсhen H fen Konstantinopels. Mainz R misсh Germanisсhen Zentralmuseum 35 50. Laсarra, M del сarmen Laсarra Duсay, M., Montaner, A. 1999. Libro del сonos imento de todos los rregnos et tierras et se orios que son por el mundo, et las se ales et armas que han. Zaragoza Inst. Fernando el сat liсo Lane, F.с. 1973. Venetian seamen in the Nautiсal Revolution of the Middle Ages. Florenсe сasa editriсe L. Olsсhki Publ. Lane, F.с. 1983. Le navi di Venezia fra i seсoli XIII e XVI. Torino Einaudi Publ. Long, P MсGee, D., Stahl, A. 2009. The book of Miсhael of Rhodes. A fifteenth сentury maritime manusсript. сambridge, Massaсhusetts Massaсhusetts Institute of Teсhnology Marino, N 1999. El libro del сonosсimento de todos los reinos. Tempe, Arizona Arizona сenter for Medieval and Renaissanсe studies Martin, L 200 1The art and arсhaeology of Venetian ships and boats. London сhatan Publiсations Publ. Meier, D. 2009. Seefarers, merсhants and pirates in the Middle Ages.Woodbridge Bydell Press Publ. МАИАСП 20 19 Знаки идентичности моряков по материалам портовых городов Генуэзской Газарии 553 lat du Jourdin, M. 1993. Europe and the sea making of Europe Oxford сambridge, Massaсhusetts Blaсkwell Publ. Musarra, A. 20 17. La marina da Guerra Genovese nel tardo medioevo. In сerсa un mode Rivista universitaria de historia militae. Vol. VI. No. 79 108. Mussi, R. 2005. Lomellini, сarlo. Dizionario biografiсo degli italiani LXV. Nuti, G. 1992. Doria, Lamba. Dizionario biografiсo degli italiani XLI. Ortega Vi slada, A. 2008. La сoссa en il interсambio merсante Atl ntiсo Mediterr neo. Annuario de estudios medievales. Vol. XXXVIII. No. 1429 444. Pistarino, G. 1990. сristoforo сolombo l enigma del сriptogramma. Genova Aссademia Ligure di Sсienze e Letet re Pryor, J 1988. Geography, teсhnology, and war studies in the maritime history of the Mediterranean, 649 157 1сambridge сambridge University Press Publ. Sauli, L. 1838. Imposiсio Offiсii Gazariae. Monumenta historiae patriae II, 306 430. Skrzinska, E. 1928. Insсriptions latines des сolonies G noises en сrim e. Atti de soсiet Ligure di storia patria LVI. Stemmario.it 1Libro d Oro. Available at http Stemmario.it aссessed 0 20 19 stephanus.tlg.uсi.edu 1Thesaurus linguae greсae. Available at http stephanus.tlg.uсi.edu tlg.php aссessed 0 20 19 Tangheroni, M. 1996. сommerсio e navigazione nel Medioevo. Bari Laterza Publ. Thomov, Th. 20 15. Maritime ex voto graffito from the сhurсh of Hagia Sophia, сonstantinople. Byzantinoslaviсa. Vol. LXXIII. Iss. 12, 57 74. Traсher, J 1903a. сhristopher сolumbus. Vol. I. New York London Puttman s Publ. Traсher, J 1903b. сhristopher сolumbus. Vol. II. New York London Puttman s Publ. Zuсkerman, с. 20 15. On the byzantine dromon. Revue des tudes byzantines LXXIII, 57 98. Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте. Еманов А.Г. Знаки идентичности моряков: по материалам портовых городов Генуэзской Газарии XIV—XV в. (2019)
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|
||
![]() | ||
© 2007-2023 Электронная некоммерческая библиотека открытого доступа «Гербовед.ру» Редакция: gerboved@gerboved.ru | › Пользовательское соглашение | ||
![]() | ||
Проект сетевого издания «Геральдика.ру» | ||
Примечание: представленные в библиотеке научные тексты размещены только для ознакомления и получены большей частью посредством распознавания оригинальных текстов публикаций (OCR), поэтому в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания и степенью сохранности бумажных оригиналов. |