| ||
Электронная научно-историческая библиотека «Гербовед.ру» | ||
» Библиотека › Территориальная символика России (города и регионы) › : Емелин И.Б. Знаменной гербовник 1712 г.: происхождение эмблем. Эмблема архангелогородского полка / 2018 | ||
Емелин И.Б.
Знаменной гербовник 1712 г.: происхождение эмблем. Эмблема архангелогородского полкаБиблиографические данные публикации / опубликовано в издании: Электронный научно-образовательный журнал «История». – 2018. – T. 9. – Выпуск 2 (66) [Электронная публикация. URL: https://history.jes.su/s207987840002140-3-1/ ] Аннотация: Статья опровергает популярное в историографии мнение, что на первой эмблеме Архангельска и знамени Архангелогородского полка 1712 г. был изображен архангел Михаил на коне. На самом деле на знамени был изображен Беллерофонт, а архангел Михаил появился на архангельском гербе несколько позже. Выводы автора основаны на изобразительных особенностях эмблемы и её происхождении, общем для большинства знаменных эмблем того периода. Также рассматривается история и происхождение сюжета с Беллерофонтом. Об авторе публикации/статьи: Емелин Илья Борисович (Сочи) Просмотр публикации в формате PDF:
› См. также другие статьи Емелина И.Б.
в библиотеке найдено еще 31 публикации(й) автора
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать Текст из PDF-файла получен посредством автоматического машинного распознавания оригинального текста публикации (OCR-технологии), поэтому в нем содержатся многочисленные ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания текста. Текст предоставляется по принципу "КАК ЕСТЬ".
Объем текста: 44989 знаков (с пробелами)
https history.jes.su s207987840002 140 3 1 Данный выпуск журнала приурочен к 65 летию Александра Петровича Черных, известного специалиста в области исследования вспомогательных исторических дисциплин, общее количество работ которого уже перешагнуло отметку в 300 Для многих из авторов выпуска он, как преподаватель Государственного академического университета гуманитарных наук ГАУГН и научный руководитель, открыл чудесный мир геральдики и стал проводником в мире исторической науки. Искренне желаем Александру Петровичу долгих лет и успехов в работе Сразу две публикации рождены на стыке двух дисциплин геральдики и вексиллологии. Это статья И. А. Сандалова Крымские знамёна внутренней стражи Российской Империи и статья И. Б. Емелина Знаменной гербовник 17 12 года происхождение эмблем. Эмблема архангелогородского полка Знаменной гербовник 17 12 г. происхождение эмблем. Эмблема архангелогородского полка Автор Емелин Илья Борисович Аффилиация Геральдический журнал Sub сlypeo Аннотация Статья опровергает популярное в историографии мнение, что на первой эмблеме Архангельска и знамени Архангелогородского полка 17 12 г. был изображен архангел Михаил на коне. На самом деле на знамени был изображен Беллерофонт, а архангел Михаил появился на архангельском гербе несколько позже. Выводы автора основаны на изобразительных особенностях эмблемы и её происхождении, общем для большинства знаменных эмблем того периода. Также рассматривается история и происхождение сюжета с Беллерофонтом. Емелин И. Б. Знаменной гербовник 17 12 г. происхождение эмблем. Эмблема архангелогородского полка Электронный научно образовательный журнал История 20 18. T. 9. Выпуск 2 66 URL https history.jes.su s207987840002 140 3 1DOI 10. 18254 S0002 140 3 1 Емелин И.Б. Знаменной гербовник 17 12 года происхождение эмблем. Эмблема архангельского полка. Одним из первых гласных гербов в российской геральдике стал герб Архангельска. Общим местом в историографии стало происхождение герба от полковой эмблемы Герб Архангельска архангел на коне, поражающий дьявола, появился впервые на знамени Архангелогородского полка в 17 12 году, но уже в 1730 году в гербовнике армейских и гарнизонных полков вид его изменился архангел изображен без коня 1Якобы по тому, что похож он был на герб Москвы. Действительно в 17 12 году предписывалось знаменам быть у всякой компании, а главных по два знамени в полк сделать по их именовании с гербами 2. Известно, что в 17 13 году в пехотный полк пришли 1белое камчатое знамя с гербом и 7 лазоревых камчатых знамен, в драгунский полк 10 знамен.3 Во всем известной работе Висковатова описаны знамена Архангелогородского драгунского и пехотного полков синие, с изображением, в верхнем углу, у древка, золотого Архангела на коне, поражающего копьем змея 4 Змей и дьявол в данных описаниях синонимы, их тождество, да и сюжет эмблемы основаны на Откровении святого Иоанна Богослова, более известном как Апокалипсис 1Гербы городов Вологодской и Архангельской губернии Наука и жизнь 1982 6 С.59 2 Татарников К.В. Русская полевая армия 1700 1730 Обмундирования и снаряжение. М., 2008 С.86 3 Там же С. 8 168 4 Висковатов А. В. Историческое описание одежды и вооружения российских войск, с рисунками, составленное по высочайшему повелению. С Пб., II т. 184 1С.59 И другое знамение явилось на небе вот, большой красный дракон с семью головами и десятью рогами, и на головах его семь диадим. Хвост его увлек с неба третью часть звезд и поверг их на землю. Дракон сей стал перед женою, которой надлежало родить, дабы, когда она родит, пожрать ее младенца. И родила она младенца мужеского пола, которому надлежит пасти все народы жезлом железным и восхищено было дитя ее к Богу и престолу Его. А жена убежала в пустыню, где приготовлено было для нее место от Бога, чтобы питали ее там тысячу двести шестьдесят дней. И произошла на небе война Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним.5 Русские знамена в предыдущие века обычно украшались священными изображениями и даже термин знамя происходит от слова знамение.6 В начале 18 века мы всё ещё можем наблюдать рудименты этой традиции. Поэтому, возможно предположить, что прообразом эмблемы является икона Архангел Михаил грозных сил воевода На иконах этого типа можно увидеть образ красноликого архангела, летящего на красном крылатом коне. В верхней части композиции в облачных сегментах изображается престол и медальон со Спасом Эммануилом. Архангел облачен в доспехи, на голове венец, в руках он держит книгу, крест, кадило и копье, которым попирает сатану, лежащего под ногами коня. Руки архангела расставлены в стороны, между ними изображается радуга, у его уст труба, у ног клубящееся облако.7 Никто и не сомневался, что на эмблеме изображен Архангел Михаил. Очень удачное сочетание, делающее герб гласным для Архангельска, собственноручные рисунки Петра Великого в записной книжке 170 1года изображающие среди прочих земельных эмблем Архангела Михаила.8 Но дьявол не повержен, он скрывается в деталях. Отметим сразу, что описания данных конкретных знамен у Висковатова созданы самим автором, при том больше чем на век позже, других письменных свидетельств по этим знаменам не сохранилось. Из этого следует, что если в описании архангел, то это не значит, что архангел был нарисован, значит что Висковатов увидел там архангела. Между рисунком в записной книжки Петра Великого и эмблемой на знамени полка нет преемственности. Несмотря на то, что Надежда Александровна Соболева в своей работе пишет, что в записной книжке изображен Архангел на коне поражающий дьявола.9 Мы не склонны видеть на 5 Откр 12. 3 9 6 Арсеньев Ю.В. О геральдических знаменах в связи с вопросом о государственных цветах древней России. С Пб., 19 С. 18 7 Белик Ж.Г., Савченко О.Е., Архангел Михаил Воевода http www.iсonrussia.ru iсonography 15 13 8 Письма и бумаги императора Петра Великого т.2, С Пб., 1889, С. 3 12 9 Соболева Н.А. Старинные гербы российских городов. М., 1985, С. 136 рисунке коня. К тому же там вполне может быть изображен герб Киева, что более логично в соседстве с другими титульными гербами. Петровское время характерно переходом в росписи знамен от церковных сюжетов к светской эмблематике. 10 Знамена рисовались централизовано, в Оружейной палате. Геральдика в нашем государстве была в зачаточном состоянии, пресловутая фраза о том что геральдика сие дело нового основания еще даже не прозвучала, она появится несколько позже. Художников Иван Петрова и Ивана Лопова 12 рисовавших знамена вряд ли можно назвать знатоками геральдики. При создании знамен они игнорировали геральдические знаки на печатях городов, 13 не вполне соблюдали геральдическую композицию и стилистику. Можно вообще задаться вопросом осознавали ли они понятие гласный герб чтобы использовать этот прием для создания знамени Архангельска. Главными источниками эмблем для знамен 17 12 года были эмблемы Титулярника 14 Московский, Киевский, Владимирский, Астраханский, Новгородский, Псковский, Вятский, Пермский, Нижегородский, Рязанский, Казанский, Сибирский, Тверской, Ростовский, Ярославский, Черниговский, Смоленский полки Или Книги Symbola et emblemata Олонецкий, Выборгский, Лейб регимента, Копорский, Ямбургский, Луцкий, Галицкий, Саксонский, Нарвский, Невский, 10 Мамаев К.К. Символика знамен Петровского времени. ТГЭ, т.XI, С.28 http sovet.geraldika.ru artiсle 4746 12 Соболева Н.А. Очерки истории российской символики. М., 2006, С.457 13 Соболева Н.А. Российская городская и областная геральдика XVIII XIX веков 14 Портреты, гербы и печати Большой государственной книги. С Пб., 1903 Шлиссельбургский, Тобольский, Каргопольский, Симбирский, Воронежский, Белгородский, Вологодский, Ингермаландский, Троицкий, Новотроицкий полки 15 Таким образом, остается несколько эмблем, которые нельзя сразу отнести к той или иной группе. Кроме Архангелогородского знамени это знамена Бутырского полка красный с желтым, с изображением, в верхнем углу, у древка, золотого центавра Азовского полка Из желтых и красных полос, с золотым изображением, в верхнем углу, у древка, двух накрест положенных рыб и над ними полумесяца и креста Лефортовского полка Красные, с золотым изображением, в верхнем углу, у древка, Животворящего креста и восьми звезд Санкт Петербургского полка красные, с изображением, в верхнем углу, у древка, золотого, пылающего сердца, под золотой же короною и серебряной княжеской мантией 16 Существует версия, что эмблема Санкт петербургского полка генетически связана с гербом Меншикова. 17 На гербе Меншикова, согласно диплому, центральное место занимал щит средний золотой раздвоенный, разделивший на двое герб Священной римской империи и Королевства Польского с находящимся между голов обоих орлов Короной Московскою, с вложенным в грудной щит коронованным сердцем, родовым фамилии твоей гербом 18 Опять выскажем некие сомнение, повторимся, что на наш взгляд художники не знали геральдику настолько, чтобы заимствовать отдельные элементы герба Меншикова, ещё и в искаженном виде, поскольку сердце на знамени пылающее, что отличает его от коронованного сердца в гербе Меншикова. Тут определяющим элементом является замочная скважина, изображение которой упущено у Висковатова, но которая прекрасно видна на рисунке знамени. 19 Тогда очевидно, что прообразом послужила эмблема так же из Symbola et emblemata под номером 474 een brandent hart met een sleutel gat пламенеющее сердце с замочной скважиной с девизом тебе дан ключ solus сlavem geris 20 Отметим, что на эмблеме присутствует и корона, и ветви сопровождающие сердце снизу. Возможно ли, что символика полка связана с крепостью Шлиссельбург, что в переводе и означает Ключ город, и выражает оценку Петра Великого, взятия этой крепости Нога в ваших землях фут взяла, и сим ключом много замков отперто 2 5 Symbola et emblemata. Amsterdam, 1705, эмблемы 352, 19, 12, 102, 142 260, 5 12 16, 175 504, 505 2 12, 206 70 1543, 579, 530, 9, 65, 43, 336 4 10 350, 137 370 507 165, 5 12 16 Висковатов А. В. Историческое описание одежды и вооружения российских войск, с рисунками, составленное по высочайшему повелению. С Пб., II т. 184 1С.6 162. 17 Вилинбахов Г.В. Эмблема на ротном знамени Санкт Петербургского полка 17 12 года. СГЭ. Вып.44. Л., 1979 18 Диплом на княжеское священной римской империи достоинство, дан от его Императорского Величества ИОСИФА I, избранного РИМСКАГО ИМПЕРАТОРА, Александру Даниловичу Меншикову и его потомству с титулом светлейшаго в Вене. 1706 года, генваря 2 1дня. М., 1774 год С. 13. 19 Татарников К.В. Знамена и гербы полков Российской армии царствований Екатерины I и Петра II 1725 1730 История военного дела исследования и источники. 20 12. Т. I. С. 156 http www.milhist.info 20 12 04 22 tatarnikov 20 Symbola et emblemata. Amsterdam, 1705, эмблема 474 2 1Письма русских государей т. 1М., 186 8 Что касается знамени Азовского полка, тут тоже есть гипотеза, возможно, эта эмблема так же взята из Титулярника Белозерский. Две рыбы, наверху луна с крыжем 22 Как и почему это произошло, мы не знаем, это может быть темой отдельного исследования. Но на эту мысль наталкивает иконографическая схожесть эмблем азовской на знамени и белозерской в Гербовнике старом, малеванном без красок, по титулу которым пользовались при писании знамен. Эмблемы схожи вплоть до шариков на крестах и ехидных морд рыб,23 поэтому позволим сделать себе подобное допущение. Сложнее с двумя оставшимися полками, если не знать их историю. Бутырский и Лефортовский полки это московские выборные солдатские полки сформированные в 1642 году, своеобразная старая гвардия конца XVII нач.XVIII века.24 Полки эти имели множество знамен в былые времена, среди которых были и знамена с животворящими степенными крестами в окружении звезд и с центаврами. А поскольку и до этого знамена этих полков делались в Оружейной палате, то прослеживается преемственность и живописцы могли знать и использовать эти символы.25 Таким образом, мы из всех эмблем мы имеем 18 взятых из Титулярника, 2 вдохновленные более ранними знаменами у старых полков и остальные, взятые из книги Symbola et emblemata Воспользуемся знаменитой lex parsimoniae Бритвой Оккама и не будем множить сущее без необходимости. Примем как данность, что эмблема знамен Архенгельских полков создана на основе одного из этих трёх источников, и четвертого никогда не было. В Symbola et emblemata, как на грех, нет ни одного ангела, даже пухлые, голые карапузы с крыльями, и те прозваны амурами или купидонами. Если рассматривать полковые знамена более раннего периода, можно найти множество примеров изображения Архангела Михаила на коне. Посетивший Москву в 1665 году вместе с Антиохским патриархом Макарием архидиакон его Павел Аллепский описывает в своих записках знамена, которые он видел при въезде царя Алексея Михайловича в Москву, весной 1655 года На прочих знаменах, на одних был написан образ св.Георгия или св.Димитрия и прочих храбрых витязей мучеников, на других образ св. Михаила Архангела, или херувим с пламенным мечем 26 В росписи знаменам полковым и сотенным составленной в 1664 году. 17. Прапор, а на нем написан Небесных сил Михаила Архангел, перед ним Иисус Навин по алой тафте. 47 по другую сторону Архангел Михаил в подножии Исус Навин 7 1Знамя грозного воеводы Михаила Архангела 77 по белой тафте в кругу Архангел Михаил. 22 Описание гербам Гербовед 2005 7 85 С.87 23 Татарников К.В. Знамена и гербы полков Российской армии царствований Екатерины I и Петра II 1725 1730 История военного дела исследования и источники. 20 12. Т. I. С. 178 24 Рабинович М.Д. Полки Петровской армии 1698 1725. М., 1977. С.27 28 25 Малов А.В. Московские выборные полки солдатского строя в начальный период своей истории. М., 2006, С. 238, 255 26 Павел Алеппский Путешествие Антиохийского Патриарха Макария в Москву в ХV веке Ч.3, С Пб., 1896, С.4 8 1Знамя Архангела Михаила 82. Знамя великаго Государя 1й сотни писан Архангел Михаил в кругах по белой тафте 99. Знамя Архангела же Михаила шито золотом и серебром по червчетой камке. 0. Знамя Грозного воеводы Михаила Архангела писано с обе стороны по алой камке, кайма камка белая. Другое знамя Архангела же Михаила стоящий в подножии Исус Наввин писан с обе стороны по камке огненного цвету каймы камка белая Знамя Великого Государя полковое на нем писан Грозный воевода Михаил Архангел 127. Знамя воеводское первой сотни Грозного воеводы Михаила Архангела писан по белой тафте в кругах27 Вполне рабочая версия, может, не с этих знамен, но с других многочисленных подобных знамен сюжет мог перекочевать на знамя архангельского полка. Однако архангельские полки довольно новые. Солдатский полк сформирован в 1700 году, драгунский полк на 3 года позже, название получили в 1708 году.28 Поэтому они не имеют преемственности позволившей бы им использовать символику древних знамен. 27 Яковлев Л. Древности Российского государства. Русские старинные знамена. М., 1865. Приложение С.5 9 28 Рабинович М.Д. Полки Петровской армии 1698 1725. М., 1977. В Гербовнике старом, малеванном без красок, по титулу есть единственная эмблема, которая могла бы нас заинтересовать. Герб царей грузинских.29 Святой мученик на коне под ногами у коня челюсти змию колет.30 Это, конечно, не архангел, но сюжет иконографически схож некто на коне, колет копьем змея, крылья же часто бывает можно спутать с развевающимся плащом всадника. А мы уже допустили переход Белозерской эмблемы на знамя Азовского полка. Это заставляет нас присмотреться к знамени архангельских полков внимательней. Оригинал рисунка знамени относительно недавно был опубликован.3 1И там действительно изображены крылья, а не плащ. Правда, всего одна пара крыльев, что достаточно странно для Архангела на крылатом коне. Использование архангелом бескрылого коня выглядит слегка не логично и нелепо. Вторая особенность, странное изображение для дьявола или змея, в котором присутствуют некоторые черты льва, хотя это может быть связано с тем, что в образе льва нередко представала Швеция. Есть, например, медаль в честь победы русских над шведами в Полтавской битве медальера Георга Хаутча, где всадник в образе Петра поражает копьем шведского льва.32 Вывод один на знамени изображен не архангел, а всадник на крылатом коне. Всадников в мировой геральдике и эмблематике убивающих какую либо нечисть огромное количество, но фактор наличия крыльев, причем крылья принадлежат коню, отсекает большую часть вариантов. По сути остается лишь Беллерофонт оседлавший Пегаса. И нужная эмблема как раз есть в Symbola et emblemata 33. А значит, и это знамя вписывается в общую концепцию их происхождения. Мы имеем ввиду эмблему 485 Bellerophon doodt bet monster сhimera Беллерофонт убивает 29 Татарников К.В. Знамена и гербы полков Российской армии царствований Екатерины I и Петра II 1725 1730 История военного дела исследования и источники. 20 12. Т. I. С. 184 30 Описание гербам Гербовед 2005 7 85 С.87 3 1Татарников К.В. Знамена и гербы полков Российской армии царствований Екатерины I и Петра II 1725 1730 История военного дела исследования и источники. 20 12. Т. I. С. 144 32 http www.battle.poltava.ua images сoin22.jpg 33 Symbola et emblemata. Amsterdam, 1705, эмблема 485 чудовище Химера С девизом Virtus animi superat omnia Мудрость и великодушство превосходит всех вещей В более поздних изданиях русский девиз слегка изменился Добродетель и мужество превосходят всяческая 34 Что с символической точки зрения является более правильным, поскольку иконологические описания говорят нам следующее Добродетель вообще, дочь истины изображается иногда в образе Беллерофонта, едущего на Пегасе и вооруженного копьем 35 Таким образом, на знамени изображен Беллерофонт. Возможно, его воспринимали в качестве архангела Михаила, а возможно и нет. Из за краткого существования этого сюжета на знамени, исторических свидетельств по существу нам не осталось. Мы можем привести лишь одно, хотя и очень косвенное подтверждение, что Беллерофонт воспринимался на знамени, как Беллерофонт. Это атлас Кирилова. В атласе отражена не вся Россия, в нем есть карты гравированные в 20 30 х годах XVIII века, то есть попадающие на время бытования знамени, в оформлении карт нередко использовались геральдические мотивы. Ландкарта Каргопольского уезда расположенного рядом с Архангельском украшена фигурой Беллерофонта36. Возможно, это никак не связано с тем, что гербом Архангельска и округи в тот год ещё считался Беллерофонт, но по какой другой причине этот герой изображен здесь мы вообще ума не приложим. 34 Эмблемы и символы. М., 2000, эмблема 485 35 Г.Х.Гаттерер Начертание Гербоведения. С Пб 1805 с 283 284. 36 Атлас Всероссийской Империи. Собрание карт И. К. Кирилова. С Пб 1737. С. 15 16 Забавно, что это не единственный случай, когда языческий Беллерофонт прикинулся святым хотя и не архангелом. На некоторых знаменах драгунских полков ганноверской армии изображен всадник поражающий копьем чудовище с уже известным нам девизом Virtus animi superat omnia но подразумевается, что этим всадником является Святой Георгий.37 Возможно, данный сюжет использовался в 1704 году 1января. Когда состоялся Фейерверк, сожженный по случаю удачных походов против шведов и взятия Нотебурга. Фейерверк запечатлен Андрианом Шхонебеком. Среди гравюр есть Марса Образ Бог воинской от главы даже до ног в латах с обнаженным грозным мечем в деснице, имеющем за ним видети четыре чувственные картины на сем листе напечатаны. Среди этих четырех картин и находится Беллерофонт.38 В историографии есть мнение, что эмблемы для этого фейерверка также взяты из книги Symbola et emblemata. Что само по себе не возможно, так как сам фейерверк состоялся на год раньше, нежели была издана эта книга. Непосредственным источником для данной книги являются два издания Даниила де ла Фея. Первое из них Devises emblemes d amour 1696 года39, второе, которое нам важно, издано в Амстердаме в 169 1году и называется Devises Et Emblemes Anсiennes u. Modernes 37 http www.kronoskaf.сom syw index.php title Busсhe Dragoons 38 Ровинский Д.А.Обозрение иконописания в России до конца XVII века Описание фейерверков и иллюминаций. С Пб 1903 С. 183 39 Devises emblemes d amour anсiens modernes, moralisez expliquez en sept sortes de langues. professeur des langues trang res Pa viсini. сhez Daniel de la Feuille, 1696. tirees des plus сelebres Auteurs. Среди прочих в книге есть и интересующая нас эмблема.40 Есть она и в немецком издании этой книги4 1с аналогичным девизом под номером 3 в 36 таблице. Но и эти издания не являются первоисточником эмблем, чтобы понять это достаточно перевести названия книг на русский язык Девизы и эмблемы старые и новые взятые у известных авторов Ну а тем самым известным автором, у которого была взята эта эмблема, был Альчиато. В 153 1году в Аусбурге выходит книга эмблем Альчиато по сути первая книга в этом жанре. В посвящении Альчиато указывает на отношение к эмблемам как к забаве Мальчишки развлекаются орехами, юноши коротают время за игральными костями, мужи проводят досуг за картами мы же в часы нашей праздности составляем эти эмблематические знаки Видимо игра в знаки была популярна и плодотворна, мало того что книга переиздавалась более сотни раз на разных языках, от издания к изданию пополняясь новыми эмблемами. В первое издание было включено 104 эмблемы в дальнейшем их число увеличилось до 190 в издании 1546 года, а в издании 162 1года их было уже 2 12. Книга по сути положила начало новому жанру. В книге под номером обычно 14 есть эмблема под девизом сonsilio et virtute сhimaeram superari, hoс est, fortiores et deсeptores Рассудок и смелость могут одолеть силу и хитрость Химеры Эмблема сопровождалась стихотворными строчками Bellerophon ut fortis eques superare сhimaeram Et Lyсii potuit sternere monstra soli Siс tu Pagaseis veсtus petis aethera pennis. сonsilioque animi monstra superba domas. Как мужественный рыцарь Беллерафонт смог одолеть химеру 40 Daniel de La Feuille Devises et emblemes anсiennes et modernes, tir es des plus сelebres auteurs. Amsterdam 1693. Таблица 36 3 4 1Devises Et Emblemes Anсiennes Modernes tir es des plus сelebres Auteurs. Ausburg 1697. Таблица 36 3 И убить чудовищ на ликийских землях. Так и вы поддерживаемые крыльями Пегаса воспарите в небеса и рассуждениями своего ума победите тиранических монстров Сами стихи присутствуют уже в издании 153 1года, однако наиболее раннюю версию эмблемы мы смогли обнаружить только в издании 1534 года. Естественно Альчиато основывался при составлении своих эмблем на античных мифах, историю Беллерофонта мы можем узнать, например, из мифологической библиотеки Аполлодора Беллерофонт, сын Главка и внук Сизифа, нечаянно убив своего брата Делиада некоторые называют его Пиреном, другие же Алкименом явился к Пройту для очищения от скверны. Сфенебея воспылала к нему страстью и прислала предложение с ней сойтись. Когда Беллерофонт отверг ее предложение, она заявила Пройту, что Беллерофонт передавал ей послание с целью ее соблазнить. Поверив ей, Пройт поручил Беллерофонту отнести к Иобату письмо, в котором содержался приказ убить Беллерофонта. Иобат прочел письмо и приказал Беллерофонту убить Химеру, рассчитывая, что чудовище его растерзает. Не только один человек, но даже целое воинство не могло бы его одолеть. Передняя часть туловища Химеры была львиной, хвост дракона, из трех же ее голов находящаяся посреди туловища была головой козы и изрыгала пламя. Химера опустошала землю и губила скот. Таким образом, это одно существо соединяло в себе черты всех зверей. Говорят, что эту Химеру вскормил Амисодар, как упоминает и Гомер, и родилась она от Тифона и Ехидны, как сообщает Гесиод. Итак, Беллерофонт сел на Пегаса, своего крылатого коня, рожденного Медусой от Посейдона, поднялся ввысь и оттуда поразил Химеру стрелой из лука.42 Есть также поэтическое описание этого подвига в Иллиаде Гомера И когда он приял злосоветные зятевы знаки, Юноше Беллерофонту убить заповедал Химеру Лютую, коей порода была от богов, не от смертных Лев головою, задом дракон и коза серединой, Страшно дыхала она пожирающим пламенем бурным. Грозную он поразил, чудесами богов ободренный.43 Таким образом, ошибка в восприятии Беллерофонта как Архангела Михаила на знамени Архангельского полка, стала общим местом в геральдических и флаговедческих работах. Это одна из самых крупных и распространенных ошибок в российской геральдике. При этом ошибка эта обоснована, подкреплена логикой и прекрасно вписывается в действительность прикидываясь правдой, подобно тому как Беллерофонт выдавал себя архангелом. Тем не менее, особенности изображения, такие как крылатый конь, чудовище подходящее под описание химеры, а также источники происхождения остальных эмблем подтверждают версию, что на знаменах изображен совсем другой сюжет. Мы рассматриваем утверждение, что на знамени Беллерофонт не как очередную гипотезу, а как вполне доказанный факт. Возможно, начало путанице было положено графом Санти, который в своем проекте знамени для Архангелогородских полков изобразил червленый пламенеющий меч на желтом полотнище.44 Окончательно эмблема изменилась в 1730 году, там появился в конце концов Архангел с пламенным мечем, пусть и без коня, который и поныне служит гербом Архангельска. 42 Аполлодор Мифологическая библиотека II 3 12 43 Гомер. Илиада. Песнь шестая. Свидание Гектора с Андромахой. Строки 178 183 44 Татарников К.В. Знамена и гербы полков Российской армии царствований Екатерины I и Петра II 1725 1730 История военного дела исследования и источники. 20 12. Т. I. С. 155 Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте. Емелин И.Б. Знаменной гербовник 1712 г.: происхождение эмблем. Эмблема архангелогородского полка (2018)
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|
||
© 2007-2024 Электронная некоммерческая библиотека открытого доступа «Гербовед.ру» Редакция: gerboved@gerboved.ru | › Пользовательское соглашение | ||
Проект сетевого издания «Геральдика.ру» | ||
Примечание: представленные в библиотеке научные тексты размещены только для ознакомления и получены большей частью посредством распознавания оригинальных текстов публикаций (OCR), поэтому в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания и степенью сохранности бумажных оригиналов. |