| ||||||
![]() | ||||||
Электронная научно-историческая библиотека «Гербовед.ру» | ||||||
![]() | ||||||
» Библиотека › Герб и символ: научные исследования (2022) › Афонасенко И.М. «Серые кардиналы» и «багровые реки» русской геральдики XVIII-XIX вв. | ||||||
Афонасенко И.М.
«Серые кардиналы» и «багровые реки» русской геральдики XVIII-XIX вв.// Герб и символ: научные исследования (2022)Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: В сборнике: Герб и символ: научные исследования. М.: Клипарто, 2022. С. 20-28 Аннотация: Удивительной особенностью геральдики Российской империи было то обстоятельство, что достаточно продолжительные временные промежутки ее судьбу во многом решали не герольдмейстеры и не управляющие Гербовым отделением, а люди более низких чинов и званий – «серые кардиналы» – которые когда-то открыто, а когда-то полностью в тени определяли направления развития отечественного герботворчества XVIII-XIX вв. Не менее интересен и тот момент, что «воля случая» играла в русской геральдике не меньшее значение, чем целенаправленная государственная политика, а судьбы российских геральдистов, за редким исключением, вряд ли можно назвать счастливыми, как и их проекты такими уж долговечными. Об авторе публикации/статьи: Афонасенко Игорь Михайлович (Брянск) Просмотр публикации в формате PDF:
› См. также другие статьи Афонасенко И.М.
в библиотеке найдено еще 30 публикации(й) автора
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать ![]() Объем текста: 56194 знаков (с пробелами)
Герб и символ научные исследования Сборник научных статей под ред. И.М. Афонасенко 20 Афонасенко И.М. Серые кардиналы и багровые реки русской геральдики XVIII XIX вв. Удивительной особенностью геральдики Российской империи было то обстоя тельство, что достаточно продолжительные временные промежутки ее судьбу во многом решали не герольдмейстеры и не управляющие Гербовым отделением, а лю ди более низких чинов и званий серые кардиналы которые когда то открыто, а когда то полностью в тени определяли направления развития отечественного гербо творчества XVIII XIX вв. Не менее интересен и тот момент, что воля случая играла в русской геральдике не меньшее значение, чем целенаправленная государственная политика, а судьбы российских геральдистов, за редким исключением, вряд ли мож но назвать счастливыми, как и их проекты такими уж долговечными. Сразу вспомина ется фраза Мы господа и рабы, мы везде и нигде мы повелители багровых рек Сама институциональная история российской прикладной геральдики, фактиче ски, началась не с создания Герольдмейстерской конторы при Правительствующем Сенате и назначения первым герольдмейстером С.А. Колычева, а с определения 12 апреля 1722 г. Сборник Императорского Русского Исторического Общества. СПб., 1873. Т. С. 464 на должность товарища герольдмейстера итальянского графа Франциска Санти Франц Матвеевич Сантий который и был приглашен особливо для сочинения гербов РГАДА. Ф. 286. Оп. 2. Кн. 39. Л. 72 Хотя и до этого в России создавались и жаловались родовые гербы в дипломах Афонасенко И.М. Жалуем ему нижеследующий дворянский герб Военно исторический журнал. 202 14. С. 74 76, цв. вкладка ранее этим ведали Коллегия иностранных дел и Разряд. Но именно с этого момента и до 1727 г. теперь граф Санти определял геральдическую политику страны, хотя официальную должность герольдмейстера занимали сначала С.А. Колычев, а потом И.Н. Плещеев. Деятельность Ф. Санти довольно подробно ос вещена в отечественной историографии и его по праву считают одним из первопро ходцев российского дворянского герботворчества, а его теоретические труды, такие как Известия, касающиеся до геральдики РГАДА. Ф. 286. Оп. 1Кн. 42. Л. 978 985 и Проект Генерального регламента для Геральдической канцелярии РГАДА. Ф. 286. Оп. 1Кн. 42. Л. 10 18 105 1заслуживают отдельного внимания. Плодом его работы явились около 100 проектов территориальных гербов России РГАДА. Ф. 286. Оп. 2. Кн. 39. Л. 66 67об. государственные и ведомственные печати, а также самые интерес ные образцы жалованных грамот на дворянство и герб. Однако итог оказался плаче вен, герольдмейстеру И.Н. Плещееву не нравилась такая активность и самостоятель ность его заместителя после смерти Екатерины I граф Санти был заподозрен в при частности к антиправительственному заговору и после манифеста 27 мая 1727 г. был лишен всех должностей и сослан в Сибирь, а И.Н. Плещеев удостоен высочайшего благоволения и через год пожалован чином тайного советника. Василия Евдокимовича Адодурова, в качестве переводчика и канцеляриста, Ге рольдмейстерская контора начала привлекать к своей работе еще в годы его учебы Герб и символ научные исследования Сборник научных статей под ред. И.М. Афонасенко 2 1 при Академии наук. В.Е. Адодуров был знаком и с Ф. Санти. Но расцвет геральдиче ской деятельности Василия Евдокимовича пришелся на более поздний период. В 174 1г. из Академии наук он был направлен в Герольдмейстерскую контору ассесо ром, а позднее назначен на должность товарища герольдмейстера при бригадире Н.М. Желябужском РГАДА. Ф. 286. Оп. 2. Кн. 3. Л. 2 18 об Адодуров активизировал деятельность конторы сразу по всем направлениям создание библиотеки и архива, аккумулирование всех проектов гербов за предшествующий период, текущая работа по созданию дворянских и полковых гербов. В этот период была проведена значи тельная работа по систематизации накопленных геральдических собраний и проектов знамен, эмблем и гербов. Главным творением Адодурова можно считать создание огромного комплекса лейб кампанских гербов, которые отличались своей самобыт ностью и уникальной структурой. Лейб кампанские гербы несли огромную смысло вую нагрузку, соединив в себе и награду, и корпоративный знак, и гласный герб, и особую милость монарха, и родовую эмблему с личными и профессиональными сим волами. Впервые гербы разделились по группам происхождению армигера исто рия его основному занятию профессия и родовому имени название Весь этот ге ральдический комплекс в целом и каждый герб в отдельности представлял собой первую в российской истории уникальную единую геральдическую аугментацию с почетными элементами в столь символической и торжественной форме см. далее про герб города Костромы Эта работа оказала несомненное влияние на всю отече ственную геральдику и вексиллологию второй половины XVIII начала XIX вв. Афо насенко И.М. Родовой герб для верного гренадера Родина. 202 С. 126 129 В планах Адодурова было и создание полного комплекта российских городских гербов до окончания работы по лейб кампанским гербам это было не возможно на чать чисто физически, российская Герольдия всегда испытывала дефицит кадров и финансирования но по воле случая Василий Евдокимович повторил незавидную судьбу своего предшественника. В 1753 г. В.Е. Адодуров был назначен герольдмей стером, однако перестав быть серым кардиналом и выйдя из тени он потерял свою удачу уже через несколько лет попал в опалу и был снят с занимаемых должностей. Большинство геральдических начинаний Адодурова так и остались незавершенными. Следующим этапом в истории российской геральдики стало время правления Екатерины II. Это период расцвета территориальной геральдики, и он связан с име нем Иоганна Карла фон Эндена Иван Иванович Энден который с 26 января 1772 г. по 178 1г. Месяцеслов с росписью чиновных особ в государстве на лето 178 1СПб., 178 1С. 26 в чине коллежского советника исполнял должность товарища герольд мейстера при герольдмейстерах М.М. Щербатове и А.А. Волкове РГАДА. Ф. 286. Оп. 1Кн. 57 1Л. 139 14 1Свою деятельность он начал с переосмысления и исправления большого количества проектов городских гербов, которые скопились с Герольдмей стерской конторе за предшествующий период. Особый интерес проявлял к полковым знаменам, которые, первоначально, считал основой для создания будущих террито риальных гербов. Изменил стилистику московского герба. Фактически, весь массив городских гербов 1772 178 1г. был создан или переработан при непосредственном Герб и символ научные исследования Сборник научных статей под ред. И.М. Афонасенко 22 участии фон Эндена или вообще им единолично. Показательно, что пик высочайшего утверждения городских гербов приходится именно на 1780 1782 г., т.е. был узаконен весь массив герботворческой деятельности товарища герольдмейстера. Самым из вестным и значительным нововведением фон Эндена стало двухчастное деление го родских гербов, где в обязательном порядке присутствовала часть с наместническим гербом. Впервые такое правило было применено им при создании гербов Ярослав ского наместничества, в указе от 20 июня 1778 г. говорилось, что в сочинении же он держался главным предметом в каждом новом городе иметь часть герба Ярославля с некоторым по приличеству каждого названия, где можно было, прибавлением ПСЗ 1Т. XX. 14765 Такое деление было очевидно введено не случайно и, с одной сто роны, символически и знаково отражало иерархичность системы управления от им ператорского государственного пожалования сам акт жалования и корона к намест ничеству губернии верхняя часть и далее городу уезду нижняя часть а с другой стороны, имело вполне практическое применение размещение на печати, знаке, клейме или предмете такого герба сразу указывало какой губернии и городу принад лежит учреждение чиновник вещь даже без размещения пояснительной надписи с названием, что чрезвычайно удобно на небольших предметах печатях в первую оче редь, поскольку они применялись всегда и везде Однако, геральдическая деятель ность Эндена была неожиданно прервана его непосредственным начальником ге рольдмейстер А.А. Волков не захотел находиться в тени своего товарища и посте пенно оттеснил заместителя от создания гербов, перетянув на себя все лавры главно го герботворца екатерининского времени. В 178 1г. фон Энден был пожалован чином статского советника и переведен в Третью экспедицию Месяцеслов 178 1С. 26 Здесь считаем необходимым сделать отступление и внести небольшую ремарку в вопрос изучения практической работы Герольдмейстерской конторы в сфере терри ториальной геральдики второй половины XVIII в. Дело в том, что большинство иссле дователей отечественной городской геральдики указанного периода рассматривают процесс разработки и утверждения территориальных гербов в отрыве от аналогично го процесса в отношении дворянских гербов. Что, зачастую, в корне не верно. В пер вую очередь нельзя забывать, что и дворянские и городские и губернские гербы раз рабатывали в одном и том же учреждении, в одно и то же время, одни и те же люди. При этом, если первое высочайшее утверждение именно городского герба Костро мы хотя титульные и полковые гербы уже существовали Емелин И.Б. Герб Костро мы XVIII в. история создания Труды Государственного Эрмитажа. Т. 104. СПб., 202 1С. 128 133 произошло только в 1767 г., то количество разработанных Герольд мейстерской конторой и высочайше утвержденных российскими монархами дворян ских гербов к этому времени уже приближалось к четыремстам лишь к 1790 г. цифры примерно выровняются, но затем количество высочайше утвержденных дворянских гербов вновь заметно увеличится и будет значительно опережать городские до само го начала XX в И когда, например, речь заходит о значимости костромского герба и его уникальности как особой милости и эмоциональной прихоти императрицы, то стоит обратить внимание что несколькими годами ранее была проявлена особая Герб и символ научные исследования Сборник научных статей под ред. И.М. Афонасенко 23 императорская милость к нескольким участникам переворота 1762 г. и, отдельными указами, родовыми гербами в 1763 1766 гг. были жалованы самые отличившиеся из них письма, наказы, распоряжения Екатерины II об этом так же присутствовали Особый интерес для нас представляет указ от 24 ноября 1762 г., которым, за особли вые их услуги Сенатский Архив. XI. 289 императрице, гербами были жалованы ка валергарды Дьяков, Мерзлятьев и Толкачев Хоруженко О.И. Дворянские дипломы XVIII века в России. М., 1999. С. 102, 103, 300 переметнувшиеся на сторону Екатерины в самый решающий момент дворцового переворота и лично сообщившие ей об этом. Императрица уже тогда проявила свои эмоции повелела их наградить особо и пожаловала гербы. Интересно, что все эти три герба аугментации также объединяет общий почетный элемент орлиное крыло в нашлемнике которое применялось именно в знак Нашей Императорской милости Прямую аналогию можно рассмот реть и касательного периода с 1772 г., когда процесс городского герботворчества приобретает постоянный характер осмысление геральдики этого периода наиболее детально можно встретить в работах Е.В. Пчелова, И.Б. Емелина и А.А. Аксенова Так, двухчастный рассеченный щит герба г. Боровичи 2 апреля 1772 г. вполне укла дывался в уже ставший вполне традиционным для российской геральдики огромный массив дворянских лейб кампанских гербов, которых к тому времени было разрабо тано более двухсот. Образно говоря, Герольдмейстерская контора все 1740 е, 1750 е и начало 1760 х гг. только и делала, что рисовала двухчастные гербы, где одно поле было в знак высочайшей милости а второе указывало особливо на конкретного армигера. Аналогичная ситуация с гербом г. Вышний Волочек использование ауг ментации в виде императорской короны уже десятилетие применялось конторой в дворянской геральдике, достаточно рассмотреть гербы Шкуриных, Евреиновых, Вол ковых и т.д. Хмелевский А.Н., Афонасенко И.М. Гербовник Талызина. Российские дво рянские гербы XVIII века. М., 202 1С. 50 5 1а герб банкира Теодора де Смета, где императорская корона так же использована в знак Нашей милости и покровительст ва разрабатывался вообще в тот же момент времени. Ряд примеров может быть продолжен и по другим городским и дворянским гербам 1772 1778 гг. Поэтому ис пользование тех или иных геральдических приемов в первых территориальных гербах екатерининского времени не стоит считать случайными, поскольку они вытекали из общей герботворческой практики предшествующего периода особенно елизаветин ского времени а далее, с 1790 х гг., взаимопроникновение становится обоюдным. Это отражалось и в цифрах работы Герольдмейстерской конторы высший пик ут верждения территориальных гербов пришелся на 178 1г. Аксенов А.А. Дальнево сточная геральдика Дореволюционный период Комсомольск на Амуре, 202 1С. при этом за 178 782 гг. был утвержден всего один дворянский герб Тессоние ра времени на все разом не хватало, ограниченный состав специалистов конторы занимался разработкой либо дворянских гербов, либо территориальных, в зависимо сти от того, какое магистральное направление деятельности им было указано сверху в данный конкретный временной промежуток так, в свое время, было и при Елизавете Петровне, которая узнав о том, что работа над гербами ее верных лейб кампанцев Герб и символ научные исследования Сборник научных статей под ред. И.М. Афонасенко 24 продвигается слишком медленно, приказала отложить всю остальную герботворче скую деятельность, покуда все гренадеры ни будут обеспечены гербами Эпоха императоров Павла I и Александра I стала в отечественной геральдике, несомненно, периодом более тихим и темным 1Неуемная жажда деятельности Пав ла I привела к тому, что в наследство своему сыну он оставил множество подготов ленных, но высочайше не утвержденных, дворянских дипломов и огромные планы в городской и государственной геральдике, которые дошли до нас только в проектах. Несомненным событием стало учреждение Общего гербовника дворянских родов Всероссийской империи создание которого связано с еще одним малоизвестным именем. Матвей Федорович Ваганов, вступив в 1782 г. с гражданскую службу Список чинам в гражданской службе 1820. Ч. I. С. 12 1с 1797 г. по 182 1г. прошел путь от секретаря Герольдии и вапенрихтера до товарища герольдмейстера с 1804 г. в чине статского советника, с 18 19 г. в чине действительного статского советника Именно Ваганов стал создателем первых девяти томов Общего гербовника и начинал готовить десятый. Он, вместе с Евграфом Кузьмичом Кроминым, разработал саму концепцию будущего гербовника и провел огромную подготовительную работу были обрабо таны ответы из губернских дворянских собраний, изучены материалы архива и родо словные росписи, подготовлен к печати основной массив высочайше утвержденных дворянских гербов XVIII в. Фактически, М.Ф. Ваганов был создателем классического блазона русской геральдики, который утвердился с первых томов Общего гербовника и применялся официально до начала XX в. во многом используется и сейчас2 Дело в том, что Матвей Федорович не стал использовать блазонную манеру Л.И. Талызина, с его обширной пояснительно расшифровочной частью, но лаконичностью рисунков см. Хмелевский А.Н., Афонасенко И.М. Гербовник Талызина М., 202 1а применил более сокращенную и аллегоричную формулу описаний где значение отдельных фи гур в гербе не поясняется которая отличалась и от блазонов в жалованных грамотах первой половины XVIII в., но сами рисунки делал более детальными, с особым вни манием к внещитовым элементам при этом, генеалогические справки на страницах Общего гербовника не выдерживают критики, а расхождения между рисунком герба в оригиналах дипломов и гербовнике не редкость Таким образом, с легкой руки Ва ганова, отечественная геральдика свернула на путь темноты блазона, и атрибуция фигур в щите стала неотъемлемой частью гербоведения России. С созданием в 1857 г. особого Гербового отделения внутриведомственная си туация изменилась, теперь по Инструкции о порядке делопроизводства в Гербовом 1В конце XVIII в. в Герольдмейстерской конторе было 25 служащих герольдмейстер, 2 его товарища заместителя 1 секретарь, 1переводчик, 1протоколист, 1регистратор, 12 канцелярских чиновников, и, для создания дипломов гра мот работало 2 живописных мастера, 2 живописных подмастерья и 2 канцеляриста. К концу XIX в., по высочайше ут вержденному 12 января 1893 г. мнению Государственного Совета, штат Департамента Герольдии состоял из 24 служа щих герольдмейстер, 1его товарищ, 3 обер секретаря, 8 помощников обер секретарей, 1секретарь, 1архивариус, 1его помощник, 1протоколист управляющий Гербовым отделением, 1секретарь, 1библиотекарь, 1казенный художник и 3 художника без содержания. Кроме того, на наем канцелярских чиновников еще ассигновалось 6000 руб. в год. 2 В официальной истории Сената указано Наше законодательство почти вовсе не коснулось геральдики, и руково дством для учреждений, заведующих гербовым делом, служили и служат почти исключительно существующие в ге ральдической науке общие правила История Правительствующего Сената за двести лет СПб., 19 Т. IV. С. 388 Герб и символ научные исследования Сборник научных статей под ред. И.М. Афонасенко 25 отделении РГИА. Ф. 1343. Оп. 15. Д. 73. Л. 12 обсуждение проектов гербов про ходило в Присутствии отделения, где одинаковое право голоса имели все три члена. Поэтому действительного статского советника Степана Ивановича Афонасенко пред седательствующий Присутствия Гербового отделения статского советника Осипа Егоровича Франка, статского советника Василия Васильевича Ленца, коллежского асессора Василия Ивановича Раевского, статского советника Николая Николаевича Колесова, статского советника Егора Густавовича фон Платера, статского советника Егора Александровича Кеммерера и действительного статского советника Адольфа Васильевича Тилезиуса фон Тиленау Афонасенко И.М. Геральдисты 1850 х 1880 х гг. Департамента Герольдии Правительствующего Сената Гербоведение. Т. IX. М., 202 1С. 36 43 сложно назвать серыми кардиналами поскольку они хоть и не являлись управляющими Гербовым отделением или герольдмейстерами, но именно они официально и по долгу службы стали создателями большинства городских и дво рянских гербов второй половины XIX в. наравне с бароном Б.В. Кене и графом Л.М. Муравьевым. Хотя в литературе вопрос об их вкладе в геральдику отражен слабо. Однако, не смотря на сложившуюся в историографии довольно отрицательную оценку личности барона Бориса Васильевича Кене Бернгард Карл фон Кене не упо мянуть его не возможно. Потому что сильнее его тщеславия была только его кипучая жажда деятельности. Воздержавшись от оценки его научно исследовательской и чи новнической карьеры, упомянем, что Б.В. Кене был одним из создателей новой сис темы территориальной геральдики России. Во первых, он стремился придать унифи цированность и системность русскому герботворчеству, этому служила и попытка приведения в соответствие с европейскими правилами геральдики всех российских эмблем и разработанная система статусных внещитовых украшений и написанные им инструкции по составлению дворянских РГИА. Ф. 1493. Оп. 1Д. 19 и территориаль ных гербов в Департаменте герольдии и создание официальных государственных ге ральдических символов империи Пчелов Е.В. Создатель герба Российской империи Барон Б.В. Кене штрихи к портрету Российский государственный герб компо зиция, стилистика и семантика в историческом аспекте. М., 2005. С. 80 86 Во вторых, произошел отказ от екатерининской энденовской системы двухчастных го родских гербов с губернским верхом, теперь оригинальная городская геральдическая эмблема была основной в щите, а губернский герб переместился в вольную часть и указывал только на административно территориальную принадлежность города армигера, а не на его подчиненное состояние. В третьих, барон задумывал создание гербов для личных дворян и потомственных почетных граждан, что должно было стать революцией в русской родовой геральдике Личные дворяне имеют желез ные шлемы с золотыми украшениями и золотыми гривнами на Андреевской ленте. Потомственные почетные граждане имеют железные шлемы с серебряными украше ниями и золотыми гривнами на Александровской ленте. Личные дворяне имеют ко рону о трех зубцах без жемчужин. Потомственным почетным гражданам корона не представляется. Личные дворяне имеют на своих шлемах только короны или венок, без нашлемника. Потомственные почетные граждане не имеют на своих шлемах ни Герб и символ научные исследования Сборник научных статей под ред. И.М. Афонасенко 26 короны, ни венка, ни нашлемника РГИА. Ф. 1343. Оп. 15. Д. 74. Л. 12 А, последнее, но самое главное, Б.В. Кене был создателем в том числе в соавторстве с членами Присутствия Гербового отделения более 900 проектов городских и губернских гербов Российской империи, которые более полувека являлись символами русских земель и которые, во многом, являются основой для современной территориальной геральди ки России. И здесь мы возвращаемся к вводной мысли нашего исследования начи нали за здравие, закончили за упокой большинство гербовых проектов авторства Кене так и не были высочайше утверждены. Разработанные Гербовым отделением во главе с Борисом Васильевичем и утвержденные на заседании Присутствия, они с под писью герольдмейстера направлялись в министерство юстиции, а дальше ложились на пыльную полку. С 1862 по 1867 гг. не был утвержден ни один территориальный герб Аксенов А.А. Дальневосточная геральдика 202 1С. 47 кроме того, именно городские гербы вновь стали высочайше утверждаться только в 1870 г. бесславный закат карьеры Кене произойдет уже позднее, при императоре Александре III Дело в том, что в 1862 1867 гг. пост министра юстиции занимал Дмитрий Николаевич Замят нин, один из наиболее активных деятелей судебной реформы, который в 1840 е гг. находился в должности герольдмейстера и с плохо скрываемым неприятием и от торжением воспринимал все нововведения Кене в этой области, а также полагал, что прусская геральдическая реформа новопожалованного рейсс грейцкого барона чужда русской традиции и дискредитирует его собственную прошлую работу во главе Герольдии. Д.Н. Замятнин просто перестал давать дальнейший ход всем проектам начальника Гербового отделения в это время императору Александру II было чем заняться в ходе его Велики реформ и без гербов и теперь Борис Васильевич про должал писать свои записки о гербе очередного города уже просто в стол а по сле конфликта Б.В. Кене с С.И. Афонасенко и Н.Н. Колесовым по вопросу герба Кях тинского градоначальства в ходе которого Дмитрий Николаевич встал на сторону Афонасенко министр только укрепился в своем мнении. Отдельной ремарки заслуживает деятельность д.с.с. С.И. Афонасенко на посту инспектора и заведующего Сенатским архивом в 1856 1864 гг. Дело в том, что вступая в эту должность Афонасенко провел ревизию и, рапортом от 9 октября 1856 г. на имя министра, доложил о состоянии дел во вверенном ему учреждении Памятная книжка Сенатского Архива. СПб., 19 13. С. 15, 0 Уже после первоначальной про верки, им было выявлено, что, например, дела за время с 180 1по 1834 год почти все не перенумерованы, не сшиты, без частных описей и без алфавитов а общее ко личество не сверенных, утерянных или ошибочно уничтоженных по списанию дел за все предшествующие десятилетия еще только предстояло установить. Такое плачев ное состояние дел в Государственном архиве Правительствующего Сената нас инте ресует прежде всего по тому, что это обстоятельство может пролить свет на несколь ко казусов российской геральдики. Удивительно, но до 1845 г. Сенатский архив счи тался довольно второстепенным учреждением, руководился секретарем и имел очень ограниченный штат и бюджет. Распоряжения о тщательном учете и бережном хранении всех поступавших документов в том числе именных императорских указов Герб и символ научные исследования Сборник научных статей под ред. И.М. Афонасенко 27 выполнялись не своевременно и не качественно, а выдача справок порой затягива лась на месяцы и годы не удивительно что исполнение запросов министерств, мест ных органов управления и частных лиц производилось крайне неудовлетворительно. Ситуация начала меняться только после 9 апреля 1845 г., когда главное заведыва ние было возложено на вновь введенную должность инспектора и были существен но увеличены штат и финансирование. Именно поэтому первые инспекторы архива Христианович, Звенигородский и Афонасенко несколько десятилетий налаживали ра боту своего учреждения именно тогда были систематизированы и подшиты гербы с указами Среди материалов, разбором и восстановлением которых занимались ин спекторы были высочайшие указы Екатерины II, Павла I, Александра I и дела из Ге рольдии 33743 ед. Сенатский Архив. VII. 4 Таким образом, служебные записки и рапорты С.И. Афонасенко, посвященные состоянию дел в архиве, с одной стороны, позволяют объяснить наличие огромного количества несоответствий в описаниях и рисунках гербов, подготовленных как для Полного собрания законов Российской им перии, так и для Общего гербовника дворянских родов Всероссийской империи, и многочисленные ошибки при копировании екатерининских территориальных гербов для публикации и для рассылки по запросам центральных и местных органов власти, а с другой стороны, помогают понять отсутствие в Сборнике высочайше утвержден ных городских и местных гербов Гербовник Рейтерна оригиналов высочайше ут вержденных городских гербов до 184 1г., как и неопределенность местонахождения многих жалованных грамот. Даже если не учитывать общий бюрократический бардак в России XVIII первой половины XIX в., то конкретно в сенатских Герольдии и архиве, после Л.И. Талызина его теоретической и практической внутриведомственной коди фикации конца 1780 х начала 1790 х гг. утраченных и забытых его преемниками и вплоть до С.И. Афонасенко и Б.В. Кене 1850 е гг. был перманентный канцелярский хаос. Поэтому и приходилось создателям премьерных томов ОГ и первого издания ПСЗ зачастую работать с вторичными источниками в самом Сенате, а также с копиями и перерисовками из министерств и местных органов когда оригиналы указов, зако нов, грамот и патентов просто не смогли найти в Сенатском архиве. И не было ни од ного чиновника способного упорядочить этот хаос образно говоря, избавить всех бобров от их тигро бабровых полосок Однако, в конце XIX в. в Гербовом отделении был человек, который не занимая высоких должностей, оказал огромное влияние на развитие и систематизацию рос сийской геральдики. В 1880 х 1890 х гг. вся техническая работа в отделении осуще ствлялась секретарем Гербового отделения титулярным советником Виктором Эду ардовичем Горном в должности в 1884 1904 гг., с 1893 г. в чине коллежского ассесо ра, с 1897 г. в чине надворного советника который также принимал участие в дея тельности Общества любителей древней письменности Адрес Календарь. 1903 г. Ч. 1СПб., 1903. С. 122 Еще при герольдмейстере Евграфе Евграфовиче Рейтерне в Гер бовом отделении Департамента герольдии начался процесс внутриведомственной кодификации и теоретической систематизации геральдической практики предшест вующего периода. Этот процесс продолжился и при его преемниках на посту ге Герб и символ научные исследования Сборник научных статей под ред. И.М. Афонасенко 28 рольдмейстера Николае Ивановиче Непорожневе, Федоре Илларионовиче Шамрае и Алексее Александровиче Живковиче. Именно секретарем отделения В.Э. Горном были составлены указатель к Общему гербовнику дворянских родов Всероссийской империи справочник девизов высочайше утвержденных гербов российского дво рянства, списки титулованным родам и лицам Российской империи и Эмблематиче ский сборник дворянских гербов РГИА. Ф. 14 Оп. 2. Д. 606 608 Одновременно, в 1880 е гг. была начата подготовка к составлению собрания территориальных гербов Российской империи Сборник высочайше утвержденных городских и местных гер бов так называемый Гербовник Рейтерна РГИА. Ф. 14 Оп. 1Д. 3 7 а в 1890 е гг. при участии В.Э. Горна художниками Александром Александровичем Фадеевым и Алексеем Васильевичем Серебряковым был создан Сборник высочайше утвержден ных дипломных гербов российского дворянства РГИА. Ф. 14 Оп. 1Д. 66 85 Сте пень же его участия в процессе создания новых гербов еще только предстоит изучить исследователям огорчает тот факт, что геральдическая карьера Горна неожиданно оборвалась в 1904 г., и отечественная геральдика лишилась талантливого энтузиаста Кроме того, нужно сказать, что определенное влияние на кодификационную деятельность Гербового отделения конца XIX в. оказали работы двух известных евро пейских геральдистов в России был хорошо известен основополагающий для евро пейской дворянской геральдики Armorial G n ral голландского геральдиста Йохан неса Баптисты Рьетстапа 1828 189 1и, созданный на его основе, семитомный Diсtionnaire des figures h raldiques известного бельгийского геральдиста графа Жана Луи Теодора де Ренесса 1854 1927 преуспевшего и в своей политической карьере. Эти общеевропейские тенденции к систематизации и кодификации геральдического наследия были активно переняты отечественными геральдистами, в частности, прак тическая деятельность В.Э. Горна, а позднее и В.К. Лукомского тему его послерево люционных мытарств поднимать даже не будем четко на это указывают. В целом необходимо отметить, что роль личности в истории российской гераль дики всегда была чрезвычайно высока, как и роль случая чаще несчастного От сутствие долгосрочной геральдической политики было одной из концептуальных проблем русского герботворчества. Российская геральдика развивалась хаотично и от этапа к этапу могла испытывать как периоды застоя, так и пики развития, могла не сколько раз поменять вектор и направление. И значительную роль в ее жизни сыгра ли люди второго плана которые находились в тени. Во многом это были энтузиа сты, которые работали на благо геральдики более вопреки чем благодаря, или та лантливые случайные люди, которые переместились в Герольдию лишь по служеб ному табелю, но в итоге оставили значительный след в отечественном герботворчест ве. И, конечно, нельзя не упомянуть о тайнах и белых пятнах русской геральдики а их, ой, как много которые вот уже второе столетие разгадывают историки, и кото рые появились именно из за того, что перманентный бюрократический и институцио нальный бардак, отсутствие системы и долгосрочной выверенной государственной политики в области геральдики стали нормой российской действительности. Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте. Афонасенко И.М. «Серые кардиналы» и «багровые реки» русской геральдики XVIII-XIX вв. (2022)
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|
||||||
![]() | ||||||
© 2007-2023 Электронная некоммерческая библиотека открытого доступа «Гербовед.ру» Редакция: gerboved@gerboved.ru | › Пользовательское соглашение | ||||||
![]() | ||||||
Проект сетевого издания «Геральдика.ру» | ||||||
Примечание: представленные в библиотеке научные тексты размещены только для ознакомления и получены большей частью посредством распознавания оригинальных текстов публикаций (OCR), поэтому в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания и степенью сохранности бумажных оригиналов. |