Пашков М.М.
К геральдической атрибуции портрета неизвестного мужчины из собрания ГМИИ имени А.С. Пушкина
// Гербоведение. Том VIII. (2020)
Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: Гербоведение. Том VIII. [Под. ред. О.Н. Наумова] - М.: Старая Басманная, 2020. С. 35-39
Аннотация: В собрании Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина в Москве хранится мужской портрет неизвестного (инв. № Ж-1150, № в Госкаталоге 4102956, холст, масло, 92 х 77 см.). Он приписывается то к французской или фламандской, то к английской школам живописи и называется в каталогах «Портретом пожилого мужчины». В музей он поступил в 1924 г. из Государственного музейного фонда.
Об авторе публикации/статьи:
Пашков Марк Михайлович (Челябинск) эксперт по геральдической атрибуции, специалист антикварного салона
Просмотр публикации в формате PDF:
› См. также другие статьи Пашкова М.М.в библиотеке найдено еще 20 публикации(й) автора
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать 
 Текст из PDF-файла получен посредством автоматического машинного распознавания оригинального текста публикации (OCR-технологии), поэтому в нем содержатся многочисленные ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания текста. Текст предоставляется по принципу "КАК ЕСТЬ".
Объем текста: 20182 знаков (с пробелами)
М.М.Пашков
К геральдической атрибуции портрета неизвестного мужчины
из собрания ГМИИ имени А.С. Пушкина
В собрании Государственного музея изобразительных искусств имени
А.С. Пушкина в Москве хранится мужской портрет неизвестного инв. Ж 50, в Госкаталоге 4 102956, холст, масло, 92 х 77 см Он приписывается
то к французской или фламандской 1то к английской школам живописи
и называется в каталогах Портретом пожилого мужчины см. вкладку,
ил. 1В музей он поступил в 1924 г. из Государственного музейного фонда.
Между тем, на портрете имеются два хорошо читаемых герба, что позволяет
опознать изображенного персонажа. Кроме гербов в левом верхнем
углу полотна указана существенная биографическая информация, позволяющая
легко установить годы жизни мужчины и, тем самh м, идентифицировать
его. Надписи сверху вниз гласят AETATIS XLI. ANNO. M LV., далее
идет герб и под ним последняя надпись OBIJТ. ANNO. 1576. Все вместе это
означает, что человек портретирован в возрасте 4 1года, в 1555 г., а умер
он в 1576 г. По данной информации нетрудно определить годы его жизни 15 14 1576.
Два герба на портрете, расположенные на одном уровне, почти всегда
свидетельствуют о брачной композиции, в которой первый со стороны зрителя
герб принадлежит мужу, то есть персонажу портрета, второй его супруге.
Гербы на портрете следует блазонировать, то есть описать в геральдической
терминологии. Они просты. Первый мужской герб представляет собой
в червленом поле серебряный треугольник, из которого выходят три лилии
того же металла 2 и 1Во втором женском гербе в червленом поле идущая
на задних ногах вправо серебряная пантера2 У гербов нет внещитовых
элементов статусных корон, нашлемников, наметов и щитодержателей
что свидетельствует об их принадлежности к нетитулованному низшему
дворянству или высшим слоям бюргерства. Таюке отметим, что мужчина
на портрете держит в руках перчатки, что свидетельствует о его принадлежности
к благородному сословию. 1Кузнецова И.А. Французская живопись. XVI первая половина XIX века. ГМИИ
им. А.С. Пушкина. 2 е изд. М., 1992. С. 14 предисловие С. 234 каталог
2 Пантера геральдическое фантастическое животное с рогами и длинным хвостом. Пашков М.М., текст, 2020.
r J М.М. Пашков
v
Именно присутствие в первом гербе лилий позволило советским исследователям в свое время 3 считать портрет произведением французской
школы живописи, игнорируя абсолютную иконографическую несхожесть
бурбонского герба Франции три золотые лилии в лазоревом поле с гербом
на портрете. В последнее время искусствоведческие изыскания привели
к реатрибуции школы живописи, теперь на официальном сайте музея портрет
приписывается к английской школе4
Некоторый компромисс с версией французского происхождения портрета
найден в Государственном каталоге картина приписывается кисти
английского мастера второй половины XVI в., но местом ее создания указана
Франция. Годом в терминологии портала периодом создания портрета
здесь показан 1576, хотя латинская надпись ясно говорит, что это год
смерти изображенного персонажа, а не написания картины5
Следует отметить, что работа советских искусствоведов, которая касалась
геральдика генеалогических аспектов атрибуции, проходила в очень
трудных условиях при почти полном отсутствии европейских гербовников,
других геральдических материалов и доступа к западноевропейским
архивам поэтому, естественно, не вина этих исследователей, что изучение
гербов данного портрета остановилось на уровне признания лилий французскими.
Вновь изученные материалы, прежде всего геральдические и генеалогические,
позволили провести атрибуцию портрета, установив изображенное
лицо и наиболее вероятную школу живописи.
Благодаря крайней редкости единственной фигуры мужской герб узнается
сразу. Он довольно известен и опубликован во многих гербовниках.
Герб не имеет отношения ни к Англии, ни к Франции, ни к Фландрии.
Это немецкий герб, он принадлежал одновременно двум нюрнбергским
патрицианским родам, имевшим общее происхождение Нитцель фон
Зиндерсбиль Ntitzel von Stindersbt и Штромер фон Райхенбах Stromer
von Reiсhenbaсh см. вкладку, ил. 2 4 Гербы этих семей отличаются лишь
нашлемниками у Штромеров три лилии на стебле, у Нитцелей одна
но так как нашлемники в гербах на портрете не показаны, поиск следует
вести среди представителей обеих семей.
В Германии существуют еще несколько гербов с такой же фигурой тремя
выходящими из треугольника лилиями. Это таюке отличающиеся только
нашлемником гербы родов Эберштайн Eberstein и Гёйдер фон Херольтцберг Geuder von Heroltzberg но у них лазоревое, а не червленое поле
щита, что при атрибуции герба с единственной гербовой фигурой является
критическим отличием.
3 Кузнецова И.А. Французская живопись С. 14.
4 URL https pushkinmuseum.art data fonds europe and ameгiсa j 200 13000 zh 50
index.php lang ru дата обращения 17.07.20 19 г
5 URL http goskatalog.ru portal сolleсtions id 402S9 16 дата обращения 17.07.20 19 г
К геральдической атрибуции портрета неизвестного мужчины Q v
Так как гербы идентичны, они
одновременно присутствуют под
обеими фамилиями в гербовнике
Ж. Б. Рьетстапа6 в нескольких
гербовниках старого и нового
Зибмахера7, а таюке в некоторых
баварских гербовниках XVI в.8
Следует отметить, что герб рода
Нитцель также мог быть воспроизведенным,
в том числе и на портретах,
в четверочастном варианте см. вкладку, ил. 5 В первой и четвертой
четвертях располагался основной
герб рода Stammwappen
уже известные три серебряные
лилии в червленом поле, во второй
и третьей четвертях черный
одноглавый орел в серебряном
поле9 Но в качестве сокращенного
варианта мог использоваться только
основной герб, что мы видим
на изучаемом портрете.
Ил. 1Герб рода Шойрль фон Деферсдорф
из баварского гербовника
Зибмахера.
Женский герб таюке легко опознаваем, благодаря тому, что, найдя мужской
герб, мы точно установили место поисков город Нюрнберг. Среди семей
нюрнбергского патрициата мы находим герб рода Шойрль фон Деферсдорф Sсheurl von Defersdorf в червленом поле идущая вправо на задних
лапах серебряная пантера 10 см. ил. 1Женский герб таюке является основным
гербом рода. В четверочастном варианте этого герба пантера помеще
6 Rietstap J. B. Аппогiа general. 2 ed. Т. 2. Gouda G. D. Van Gоог Zonen, 1884. Р. 33 1858. Siebmaс 1eг J. Erneueгt uпd Veгmehгtes Wappen Buсhs. 1ег Theil. Ntirnbeгg, 1695.
S. 205 Siebmaсher J. Erneuert uпd Veimehrtes Wappen Buсhs. 6 el Theil. Ntirnberg, 1705.
S. 2 1Siebmaсher s grosses und allgemeines Wappenbuсh. Bayrisсl 1er Adel. Ntirnberg
Bauer Raspe, 1857 59, taf. 63 Siebmaсher s gгosses uпd a lgemeines Wappenbuсh.
Abgestorbener Bayerisсl 1eг Adel. Вапd 6 1Ntirnbeгg Bauer Raspe, 1884 82, taf. 82.
8 Koloriertes Wappenbuсh 16 Jh. Universi tsЬiЬ iot 1ek Тtiblngeп 350 Wappenbuсl 1
Ntirnberger Familien Rosenwald Ntiшberg, 1555. Wарреп Nl 28.
9 Veгzeiсhпiss tiber das vоп dersсhauisсhe Kunstkablпett zu Ntirnberg. Veгzeiсhпiss dег
se tenen Kunst Sammlungeп Ntirnberg bei dem verpfliсhteten Auсtioпator Sс 1midmer, 1825 83 84. 10 Siebmaсhe 1s gгosses uпd al gemeiпes Wappe buс 1Вапd 2. Bayern uпd Hanпover.
Ntirnbeгg Bauer Raspe, 1854 0, taf. 134 Siebmaсl 1er s gюsses Wappenbuсh. 7tes
Sнpp ement. Ntirnberg, s. а 23 Siebmaс 1e 1J. Erneueгt uпd Vermehrtes Wappen Buсhs. 1er Theil. Ntirnberg, 1695 2 12.
GAlВlf ll П ТZ EL
Jd Л wv лg va. 1Л. S 7ёЭопи А l J
Ил. 2. Портрет Габриэля Нутцеля Нитцеля 1669 г.
М.М.Пашков
на в первой и четвертой четвертях,
а во второй и третьей четвертях
в лазоревом поле золотая перевязь
влево см. вкладку, ил. 6
Теперь, возвращаясь к уже известным
годам жизни персонажа
и зная о его принадлежности к одной
из двух нюрнбергских фамилий,
мы достаточно легко можем
его идентифицировать.
Это Габриэль III Нитцель фон
Зиндерсбиль Нютцель фон Зюндерсбюль Gabriel III Nutzel von
SundersЬйhl 15 14 4 сентября 1576
купец, дипломат, дуумвир и городской
советник в Нюрнберге, в конце
XVI в. представитель города на
безуспешных торговых переговорах
о перемещении деятельности Ганзейского
союза в другие, в основном
южно немецкие города Нюрнберг,
Аугсбург, Страсбург и Ульм
Для подтверждения правильно
сти наших выводов находим сведения
о его семейном положении. Габриэль женился 4 февраля 1544 г. на Анне
Шойрль фон Деферсдорф 2 декабря 1523 25 июня 1584 и имел в этом
браке 12 детей пять мальчиков и семь девочек 12 Наиболее известен его сын
Карл 1557 16 14 помогавший отцу в дипломатической деятельности 13
Факт женитьбы на представительнице фамилии Шойрль фон Деферсдорф
полностью подтверждает то, что мы шли в правильном направлении
и на портрете действительно изображен Габриэль III Нитцель фон Зиндерсбиль.
Таюке существует гравюра с портретом Габриэля Нутцеля Нитцеля и его
гербом, выполненная в 1669 г. Йоханном Фридрихом Леонардом 14 см. ил. 2 URL https de.wikipedia.org wiki NUtzel von SUndersbUhl дата обращения 17.07.20 19 г. Diefenbaсher М. NUtzel von SUndersbUhl Neue Deutsсhe Biographie NDB Bd. 19. Berlin Dunсker HumЫot, 1999 373 374. 12 Biederman Gesсhleсhtsiegister des Hoсhadeliсhen Patriсiats zu NUrnberg. Bayreuth
Dietzel, 1748 Tabula ссссXLII 442 13 Diefenbaсheг М. Ор. сit 374. 14 Mortzfe d Р. Katalog der Graphisсhen Portrats in der Herzog August BiЬ iothek WolfenbUttel 1500 1850. Reihe А Die Portratsammlung. Bd. 34. MUnсhen London New York
Paris De Gruyter Saur, 1990. АЬЬ. Nr. А 15 147.
К геральдической атрибуции портрета неизвестного мужчины Q v
На гравюре ошибочно указан год его рождения 1509 вместо 15 14. Можно
убедиться в некотором иконографическом сходстве лица на портрете
и на гравюре. Различия во внешности персонажа по видимому следует объяснить
именно тем, что гравюра была выполнена почти через сто лет после
смерти портретируемого с неизвестного нам оригинала. Одежда персонажа
здесь показана соответствующей времени выполнения гравюры, а не времени
жизни персонажа, то есть середине XVII, а не XVI в.
Большее иконографическое сходство показывает гравюра Йоханна
Александра Бёнера, выполненная в 16 7 4 г. и изображающая персонажа в год
смерти 157 6 см. ил. 3 15 Гравюра таюке показывает портрет в три четверти,
Габриэль на ней одет в то же, что и на портрете меховую накидку и берет.
Возможно, прототипом этой гравюры был рассматриваемый портрет.
Известно, что в 1556 г. Габриэль III Нитцель фон Зиндерсбиль находился
в Брюсселе в качестве полномочного посланника города Нюрнберга 16 Вероятно,
там же годом ранее был выполнен и его портрет. Таюке возможным
фламандским происхождением
художника объясняется указанная
И.А. Кузнецовой неотличимость
портрета от образцов фламандской
живописи ЭТОГО типа 17
Таким образом, можно сделать
вывод о том, что портрет Габриэля
III Нитцеля фон Зиндерсбиля
принадлежит к фламандской школе
живописи, а не к английской или
французской, как утверждалось ранее.
Данная локализация позволяет
искусствоведам вести дальнейший
поиск возможного автора портрета
более целенаправленно.
Ил. 3. Портрет Габриэля Нутцеля Нитцеля
в 1576 г. 1674 г 15 Paпzer G. W Veгzeiсhnis von Ntiшbeгgisсhen Pшtrait aus allen Staenden. Ntirnbeгg, 1790. s. 170. 16 Die Stadt Ntirnbeгg im JubШiumsjahre 1906. Ntiшberg G. Р. J. B ng Dietz, 1906 2 19. 17 Кузнецова И.А. Французская живопись С. 14. л Портрет Габриэля Нитцель фон Зиндерсбиля. 1555 г. Инв. Ж 50. Государственный музей изобразительных искусств имени
А.С. Пушкина. Москва.
Ил. 2. Герб рода Штромер фон
Райхенбах из гербовника старого Зибмахера.
Ил. 3. Герб рода Нитцель фо
Зиндерсбиль из гербовника
XVI в.
NUTZEL. 1
Ил. 5. Герб рода Нитцель
фон Зиндерсбиль
в четверочастном
варианте из I ербовника
Розенвальда.
DII SсHIVRL.
II
Ил. 4. Герб рода Нитцель
фон Зиндерсбиль
в баварском гербовнике
Зибмахера.
Ил. 6. Герб рода Шойрль
фон Деферсдорф
в четверочастном
варианте из гербовника старого Зибмахера.
|