| ||||||
Электронная научно-историческая библиотека «Гербовед.ру» | ||||||
» Библиотека › Пчелов Е.В. Кабардинская земля в царском титуле и русской государственной геральдике XVI – начала XX века (2007) › Женитьба Ивана Грозного на Марии Темрюковне: династический брак | ||||||
Пчелов Е.В.
Женитьба Ивана Грозного на Марии Темрюковне: династический брак// Кабардинская земля в царском титуле и русской государственной геральдике XVI – начала XX века (2007)Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: В монографии: Пчелов Е.В. Кабардинская земля в царском титуле и русской государственной геральдике XVI – начала XX века. Нальчик: Изд-во КБНЦ РАН, 2007. С. 18-32 [Глава 2] Об авторе публикации/статьи: Пчелов Евгений Владимирович (Москва) Просмотр публикации в формате PDF:
› См. также другие статьи Пчелова Е.В.
в библиотеке найдено еще 157 публикации(й) автора
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать Текст из PDF-файла получен посредством автоматического машинного распознавания оригинального текста публикации (OCR-технологии), поэтому в нем содержатся многочисленные ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания текста. Текст предоставляется по принципу "КАК ЕСТЬ".
Объем текста: 75514 знаков (с пробелами)
Глава 2 ЖЕНИТЬБА ИВАНА ГРОЗНОГО НА МАРИН ТЕМРЮКОВПЕ ДИНАСТИЧЕСКИИ БРАК 1Сватовство и второй брак Ивана Грозного О статусе черкасских князей причём, как западно черкесских, так и кабардинских свидетельствует и сам факт второй женитьбы Ивана IV. Первая жена царя, Анастасия Романовна, скончалась 7 авrуста 1560 г. Через недеmо, 14 авrуста, митрополит Макарий с церковными иерархами и боярами били челом царю чтобы государь скорбь о своей ц арице и великой княгине отложил и подумал о новой женитьбе. 16 августа царь объявил о своём решении жениться, а искати бы ему невесты в ыных землях 34 Важно подчеркнуть, что тем самым Иван IV решил заключить именно династический брак, т.е. брак с представительницей другого иноземного правящего рода. Для чего это было нужно царю Дело в том, что последние браки подобного плана в роду московских Рюриковичей имели место лишь в конце XV начале XVI в. В 1472 г. великий московский князь Иван III дед Ивана Грозного женился на византийской принцессе Зое Софье Фоминичне Палеолог, причём сами Палеологи к этому времени престол уже утратили на племяннице Софьи Марии Андреевне женился троюродный брат Ивана верейский князь Василий Михайлович Удалой В 1483 г. старший сын и наследник Ивана III Иван Иванович Молодой женился на дочери молдавского господаря Стефана Великого Елене Волошаmсе В 1495 г. дочь Ивана Ш и Софьи, Елена Ивановна, вышла замуж за великого литовского князя Александра Казимировича. Наконец, в 1506 г. другая дочь Ивана Ш и Софьи, Евдокия Ивановна была вьщана замуж за ордынского ц аревича Кудайкула Ибреимовича единокровного брата казанского хана МухаммедаЭмина, из рода внука Чингис хана Тука Тимура который перед этим принял крещение с именем Пётр. Оба брака Василия IП отца Ивана Грозного династическими не были. Не являлся таковым и первый брак самого Ивана. Таким образом, более полувека род московских государей не заключал династических браков. За это время изменился сам стаrус московского великого князя как известно, в 154 7 г. Иван IV венчался на царство. Однако царский титул московского государя далеко не сразу был признан на международном уровне. Так, константинопольский патриарх Иоасаф П утвердил царский ТИ I Л за Иваном Васильевичем в конце 1560 г. Уложенной соборной грамотой Константинопольской Церкви о чём в Москве стало известно в сеmябре 156 1г.35 В этих условиях женитьба на иностранной принцессе могла 18 способствовать укреплению престижа российского государя на мировой арене и международному признанию его нового статуса. Сначала были направлены посольства к европейским дворам в Литву, Х королю о сестре к королю Польскому и великому князю Литовскому Сигизмунду II Августу, у которого было две сестры и к свейскому королю дочерей смотрити т.е. к шведскому королю Густаву Васа, у которого было две дочери Когда стало ясно, что попытки сватовства в Швеции и в Польше окончились неудачей36 были отправлены посольства к черкасским князьям жанеевскому князю Сибоку Кансаукову в феврале 156 1г., посол Борис Иванович Сукин к этому времени уже крестившемуся, и кабардинскому большому князю пши валию, пщышхуэ Темрюку Темrрюку Айдаровичу Идаровичу послы Фёдор Васильевич Вокшерин и Семён Мякинин Посольство к жанеевским князьям как мы помним, первым из черкасских правителей, кто обратился за помощью к Москве также оказалось безрезультатным, да и сами закубанские адыги вскоре совершенно выпали из орбиты российской политики на Кавказе, признав сюзеренитет крымского хана и турецкого султана. Посольство же к Темрюку Идаровичу увенчалось успехом 15 июня 156 1г., в воскресенье, в Москву приехала дочь Темрюка княжна Кученей Гоашаней, Гуащэней 37 которая и стала новой московской царицей Марией Темрюковной. Замечу, что приезд в Москву царской невесты именно в воскресенье, по всей видимости, имел олределённое символическое значение. То, что сватовство царя к кабардинской княжне стояло в одном ряду со сватовством к польской и шведским принцессам хотя возможному браку с представительницей европейской династии, конечно же, отдавалось предпочтение ясно свидетельствует о династическом характере второй женитьбы Ивана IV. Хотя с российской стороны кабардинские князья и считались находящимися на службе царя, по терминологии того времени холопами они признавались и на самом деле оставались государями то есть правителями самостоятельных государственных образований в данном случае княжеств что, конечно, ещё раз служит подтверждением того, что Кабарда в то время частью Российского государства не была. Тем не менее родство со своим сюзереном существенно упрочило положение Темрюка в Кабарде в качестве верховного князя38 Существенно укрепило оно и позиции Московского царства в борьбе с ее противниками. Оценивая брачный союз Ивана IV и Марии Темрюковны русский историк Семен Броневский писал Сей поступок, был ли он следствием пристрастия или политических вычетов, произвел по догдашним обстоятельствам весьма выгодное для России сближение горских народов, наипаче Кабардинцев, Тюменских и Таманских Черкесов, которые в походах Царя Ивана Васильевича на Лифляндию, Польшу и против Крымских татар, отправляли службу наряду с Российскими войсками, и храбростью, им свойственною, много способствовали его победам 39 Следует также иметь в виду, что крымские ханы и турецкие султаны нередко брали себе жён из адыгских княжеских родов. Поэтому, когда Иван Грозный посылал сватов к Сибоку и Темрюку, московское правительство, несомненно, преследовало политические цели, противопоставляя свои планы сватовства брачным связям султана и хана 40 19 Вероятно, на обращение царя Ивана в сторону кабардинских князей при поиске невесты в ыных землях повлиял и тот факт, что ещё с 1558 г. при царском дворе находился сын Темрюка Салнук мурза Салтан, Салтанкул принявший православие с именем Михаил он п риехал в Москву в октябре 1558 г. вместе с братом Булгайруком просить воеююй помощи против шамхала 4 1ОтТохтамыша и его брата Бекбулата, женатого на дочери Темрюка Айдаровича, и от Михаила Темрюковича царь Иван и его интимные советники могли иметь много сведений о дочерях кн. Тtмрюка и вообще о невестах у кабардинских князей, отмечал С.Б. Веселовский42 Кстати, впоследствии Михаил Темрюкович женился на дочери боярина Василия Михайловича Юрьева, который доводился двоюродным братом царице Анастасии Романовне. Таким образом, семьи первой и второй жён Ивана IV оказались генеалогически связанными друг с другом, и Мария Темрюковна стала родственницей покойной Анастасии Романовны. Следует обратить внимание и на тот факт, что тёщей Михаила женой Василия Михайловича Юрьева была княжна Анастасия Дмитриевна Бельская43 сестра боярина князя Ивана Дмитриевича Бельского, одного из руководителей Земщины и, самое главное, царского родственника по линии дочери Ивана IП Евдокии более подробно о генеалогических связях Бельских, Мстиславских и Черкасских речь впереди 44 Упомянув о Марии Темрюковне, нельзя обойти молчанием и ряд интересных сюжетов, связанных с этой личностью. 2. Крестильное имя княжны Гоашаней и его семантика Первый сюжет касается крестильного имени княжны. 6 июля 156 1г., опять таки в воскресенье, протопоп Благовещенского собора т.е. домового храма русских государей царский духовник Андрей будущий митрополит Афанасий огласил её ко крещению и нарек ей имя во имя Святыя Марии Магдалыни и тогда же черкасская княжна была официально наречена царской невестой. Крещение Марии произошло через две недели, 20 июля, также в воскресенье45 в кремлёвском Успенском соборе обряд совершал митрополит Макарий Венчание состоялось через месяц, 2 1августа, на память Святаго Апостола Фаддея, в четверг также в Успенском соборе, а венчал преосвященный Макарий митрополит всеа Русин 46. Память Мироносицы Равноапостольной Марии Магдалины отмечается церковью 22 июля. Это и был день тезоименитства царицы Марии Темрюковны. Имя Мария было выбрано, вероятно, не только по календарной близости дня памяти святой, но и по особой значимости Марии Магдалины для христианской церкви. Символический смысл могло иметь и то, что Мария являлась ближайшей последовательницей самого Христа, и то, что она почиталась и почитается Равноапостолыюй, т.е. в том чине святых, служение которых приближалось к служению Апостолов. Равноапостольными почитаются святые, которые распространяли Христово учение на другие народы, крестили их как, например, император Константин и императрица Елена, просветительница Грузии Нина, просветители славян Кирилл и Мефодий и др Таким образом, наречение кабардинской княжны в память Марии Магдалины могло также символически указывать и на миссионерские устремления русского православия по отношению к кабардинцам напомню, что вопрос распространения православия на земли соседних народов за 20 нимал не последнее место в политике Московского государства в этом направлении в том числе и применительно к черкасск им народам Отмечу, что само имя Мария в качестве имени супруги великого князя Московского встречается в XV веке так звали жену Василия П, мать Ивана ПJ, боровскую к няжну Марию Ярославну, и первую жену самого Ивана Ш, тверскую княжну Марию Борисовну. Вряд ли можно сомневаться в том, что Иван Грозный был наречён в память своего деда Ивана III, хотя патрональные святые у них разные у Ивана 1П таковым был Иоанн Златоуст, а у Ивана Грозного Иоанн Предтеча47 В этом контексте наречение кабардинской княжны именем Мария приобретало дополнительную семантику, отсылая к уже имевшейся в поколении деда Ивана Грозного антропонимической паре Иван и Мария Иван ПI Васильевич и Мария Борнео вна Иван IV Васильевич и Мария Темрюковна при этом следует иметь в виду, что если Иван III был дедом Ивана Грозного, то Мария Борисовна его бабкой не была Имена царя и царицы воспроизводили антропонимическую сmуацию первой семьи Ивана Ш. Ещё один аспект, связанный с именем Марии Темрюковны это храмовое строительство в московском кремле. Как известно, в к ремле существовала дворцовая церковь Рождества Богородицы, возведённая ещё в конце XIV в. по распоряжению вдовы Дмитрия Донского княгини Евдокии Дмитриевны и заново отстроенная итальянским архитектором Алевизом Новым в 15 15 15 16 гг.48 Это была домовая церковь великих княгинь и цариц. Она примыкала к комплексу дворцовых построек с запада, как бы завершая ансамбль Постельных хором, т.е. личных покоев царской семьи в 1630 х гг. на их месте был выстроен Теремной дворец Церковь Рождества Богородицы, таким образом, находилась слева от фасада Теремного дворца, обращённоrо на юг справа располагался Верхоспасский собор или слева по отношению К Благовещенскому собору, если смотреть лицом на восток. Рассматривая Соборную площадь кремля как образ храма под открытым небом49 нетрудно заметить, что церковь Рождества Богородицы в этой символической топографии относится к левой, женской части храмового пространства. Так же она занимает левое положение по отношению к дворцовым покоям, опять таки маркируя женское пространство в ориентации на фасад дворца. С начала XVII в. по письменным источникам известно о существовании у церкви Рождества Богородицы двух приделов Никиты Переяславского и Марии Магдалины. В науке высказано предположение, что возникновение обоих приделов относится к 1560 м гг. и связано с царствованием Ивана Грозного50 который, в частности, особенно почитал святого Ники у Переяславского5 1Наречение же Марии Темрюковны в память Марии Магдалины может объяснять наличие придела, посвящённого этой святой, в домовом храме цариц. Возможно, оба придела могли появиться вскоре после 1564 г., когда царская чета побывала на освящении собора в Никите ком Переяславском монастыре 14 мая Причём царь затем уехал в Троице Серrиев, а Мария Темрюковна задержалась в Никитском и просила монахов молиться о устроении земстем и мире всего православного християнства 52 3. Царевич Василий Иванович причины имянаречения Примечательно и имя единственного сына Ивана IV и Марии Темрюковны. Царевич Василий Иванович родился в воскресенье 2 1марта 1563r., 2 1 когда царь возвращался в Москву после взятия Полоцка, а скончался 3 мая того же года был похоронен в кремлёвском Архангельском соборе 53 Патрональным святым царевича, скорее всего, был Василий Анкирский, чья память празднуется 22 марта54 Рождение царевича накануне этого дня обусловило его имянаречение, в династическом плане отсылавшее, между тем, к имени его деда, т.е. отца Ивана Грозного, великого к нязя Василия III Ивановича. Т аким образом, перед нами пример весьма распространённого типа имянаречения по деду причём и имена и отчества у деда и внука были одинаковы но различны патрональные святые святым покровителем Василия III был Василий Парийский память 12 апреля, сам князь родился 26 марта55 Любопытно, что имя Василий уже носил в крещении один из черкасских правителей, а именно жанеевский князь Сибок, связи с которым, впрочем, прервались с начала 1560 х rr56 Существенно, что получение царём известия о рождении сына носило, помимо фактического, и глубоко символический характер. Недавно было обращено внимание на довольно долгое возвращение царя в Москву напрашивается предположение, что царь хотел дождаться повторения события, которое произошло много лет назад, во время возвращения его из Казанского похода. Тогда В.Ю. Траханиотов известил его о появлении на свет царевича Дмитрия 2 1марта по дороге к Москве к нему царю прискакал всё тот же Траханиотов и сообщил радостную новость Мария родила сына, названного Василием 57 И действительно, оба события почти буквально повторили друг друга. Взятие Полоцка в этой семиотической перспективе оказывалось столь же значимым как и взятие Казани, оба события ознаменовались рождением царевичей первого сына у первой жены наследника престола и первого же сына у второй больше детей у Ивана Грозного и Марии Темрюковны, впрочем, не было известия о которых царь получил, подъезжая к Москве, и даже гонцом в обоих случаях был один и тот же человек боярин Василий Юрьевич Траханиотов однако и жизнь царевича Василия оказалась даже более короткой, чем жизнь его старшего единок ровного брата В этом контексте ещё более значимым представляется выбор имён. Если взятие Казани ознаменовалось рождением царевича Дмитрия, то этот въ 1бор отсылал к имени победителя татар Дмитрия Донского, о чём прямо говорится в летописном известии оба элемента этой ангропонимической пары в данном случае оказались полностью идентичными друг другу царевич и вел икий князь носили не только одинаковые имена дмитрий но и отчества Иванович общим у них был и святой покровитель дмитрий Солунский 58 Совпадение же взятия Полоцка и рождения царевича Василия, ве роятно, определило выбор имени, отсылавшего к имени Василия Ш, который в своё время отвоевал у Великого княжества Литовского Смоленск. Захоронение царевича Василия Ивановича в Архангельском соборе не сохранилось 59 Однако можно предположить, где оно могло находиться летописные известия не указывают места погребения 4 июня 1553 г. погиб в результате несчастного случая малолетний сын Ивана IV и Анастасии Романовны царевич Дмитрий. Он был похоронен в могиле своего деда Василия Ш в ногах у великого князя на солее храма с правой стороны от царских врат 60. Как показывает анализ некрополя Архангельского собора, малолетних царевичей могли захоранивать в могилы их предков можно предположить, что и царевича Василия Ивановича похоронили в могиле кого то 22 из его ближайших прародителей, скорее всего, в ряду великокняжеских захоронений на правой части солеи храма там расположены захоронения Василия II, Ивана III и Василия III 4. Вещи Марии Темрюковны и их эмблемап 1ка Блюдо. Второй сюжет, связанный с Марией Темрюковной, касается эмблематики принадлежавших ей вещей. Сохранилось несколько предметов царицы Марии. Прежде всего необходимо назвать один из шедевров московской Оружейной палаты хорошо известное золотое блюдо диаметр 42,3 см, вес почти 3 кг декори рованное чернью, созданное в кремлёвских мастерских в 56 1г. и, вероятно, являвшееся свадебным подарком царя своей невесте на блюде ей подносили свадебный головной убор Рис. 3 6 1 Рис. фото 3. Золотое блюдо царицы Марии Темрюковны, подаренное ей Иваном IV. 156 1г. По борту блюда идёт черневый орнамент из стеблей и листьев три истника. По всей видимости, использование в декоре трилистника отсыла. 10 к символу Святой Троицы. Среди орнамента расположены шесть клейм с надписью Божиею м и л о стiю благочестиваго ц а ря i велiкоrо князя Ивана Васiльевичя r о с у д а ря всея Русiи зделано блюдо блаrоверноi ц а р и це велiкои княинi Мареи в лето 7000 шестьдес я ть девятого В словах милостiю и десятиричное с двумя точками царя а й отированное князя в первом случае юс малый, во втором а йотированное Васiльевичя и десятиричное с двумя точками и а 23 йотированное государя а йотированное всею а йотированное Русiи и десятиричное с двумя точками благоверноi и десятиричпое с двумя точками велiкои и десятиричное с двумя точками княинi а йотированное и и десятиричное с двумя точками Марею ять лето ять 7000 буквенной цифирью девятого а йотированное над словами Божиею и князя несмотря на отсутствие сокращений титла вся надпись с элементами вязи Таким образом, блюдо имеет абсолю тно определённую датировку. Между тем, интересно изображение двуглавого орла, расположенное в мишени на дне предмета. Это двуглавый орёл с раскрытыми, но опущенными крыльями, приоткрытыми клювами, из которых торчат языки, с двумя коронами на головах. Форма корон своеобразна это не трёхчастные венцы и не пятилучёвые короны, которые традиционны для изображений подобного рода, а венцы, состоящие из семи частей центральной и трёх с каждого бока. Возможно, число семь в данном случае также могло иметь символическое значение. Но лю бопытно другое. Орёл, изображённый на блюде, в целом соответствует орлу русских государственных печатей предшествующего времени. Однако известно, что 3 февраля 156 1г., т.е. за полгода до женитьбы на Марии Темрюковне, царь и велик ий князь печать старую меншую, что была при отце его великом князе Василие Ивановиче, переменил, а учинил печать новую складную орел двоеглавной, а середи его человек на коне, а на другой стороне орел же двое главной, а середи его инърог т. е. единорог 62 Иными словами, эмблемы всадник а и орла как и единорога и орла были соединены в общую эмблематическую композицию. Применительно к орлу с блюда Марии Темрюковны мы видим сохранение прежнего варианта государственной эмблемы, что может объясняться упрощённь 1f характером тех вариантов государственного герба, изображения которых помещались на различных предметах царского обихода. Перстень. Так ую же ситуацию демонстрирует и следующая вещь царицы Марии золотой перстень. До революции он храюшся в собрании Оружейной палаты, а ныне находится в коллекции Государственного Истори ческого музея63 Перстень использовался в качестве печати известна его прорисовка, сделанная для книги А.Б. Лакиера Русская геральдика СПб., 1855. Табл. XVIII Рис. 4 Рис. 4. Перстень печать Марии Темрюковн ы прорисовка из книги А.Б. Лаки ера Русская геральдика 24 Следует заметить, что эта прорисовка, часто воспроизводящаяся в различных изданиях, неточна. Щиток перстня имеет неправильную, яйцевидную форму Рис. 5 Рис. 5. Перстень печать Марии Темрюковны, между 156 1и 1569 гг. На внешней стороне ободка сохранились остатки орнамента. В центре на щитке перстня помещено изображение двуглавого орла. Эrот орёл в целом подобен орлам конца XV первой половины XVI в., в том числе и орлу с блюда. Крылья орла раскрыты, но опущены, клювы приоткрыты, но языков в отличие от прорисовки Лакиера не видно. Чётко обозначен хвост орла, состоящий из пяти перьев. Лапы орла довольно крупные, пальцы растопырены, на каждой лапе по четыре пальца, короны на головах орла лишь обозначены небольшими треугольниками. Сам размер вещи, конечно же, не позволял резчику передать все детали, но некоторые элементы получились весьма выразительными. Вокруг центрального изображения идёт легенда наверху точка, затем црцi и великiи кнгнi Марьi печать некоторые буквы соединены лигаrурами, буква в написана как в позднем полууставе Вообще надпись производит впечатление более архаичной по стиmо графики, нежели надпись на блюде, что объясняется, по видимому, особенностями того материала, с которым приходилось иметь дело мастерам. Изображение орла, как видим, также отличается от его официального сфрагистического варианта, но соответствует упрощённому варианrу предметов декоративно прикладного характера. По всей видимости, такой вариант учитывая сфрагистическую функцию перстня отличающийся от изображения герба на царской печати, был наиболее подходящим для печати царицы. Волосник. Ещё один предмет, связанный с Марией Темрюковной, это её волосник, обнаруженный в захоронении царицы. Мария скончалась в Александровой слободе, судя по надгробной эпитафии, 6 сентября 7078 1569 г. в седьмом часу ночи64, т.е. в переводе на современный суточный счёт часов незадолго до полуночи65 Встречающаяся в историографии дата 1сентября, которая, очевидно, восходит к Н.М. Карамзину66 по всей видимости, ошибочна, поскольку Карамзин ссылается на надгробную надпись, вероятно, с более позднего надгробного памятника, установленного над могилой Марии надписи XIX в. на надгробиях мужчин великокняжеского и царского рода в Архангельском соборе содержат ошибки по сравнению с эпитафиями XVII в. на тех же надгробиях Мария Темрюковна была похоронена в Воз 25 несенском соборе кремлёвского Вознесенского монастыря у западной стены храма рядом с царицей Анастасией Романовной слева от её захоронения В 1929 г. сотрудниками кремлёвского музея гробницы из обречённого на уничтожение Вознесенского собора были перенесены в подвальную палату Архангельского собора, где они находятся и по сей день. При вскрытии захоронения Марии Темрюковны был обнаружен скелет, завёрнутый в саван. Ткань саван, по определению В.К. Клейн тогдашний заместитель директора Оружейн ой палатьi по научной работе итальянская камка 16 в. хорошей сохранносrn на внешних частях У левого плеча найден восточный сосудик медная сулейка В.К. Клейн Бок её со стороны плеча проржавел и утрачен. Сосуд изъят из гробницы дневник вскрытия захоронений бывшего Вознесенского монастыря в Московском Кремле, 1929 г. 67 Хорошо сохранился головной убор царицы волосник68 обнаруженный кремлёвскими археологами под руководством Т.Д. Пановой при исследовании захоронений бывшего Вознесенского монастыря в 1984 г. Рис. 6 Рис. 6. Волосник царицы Марии Темрюковны. Вообще средневековый русский волосник представлял собой шапочку, состоящую из очелья и кружевного или сетчатого верха Волосник плотно облегал голову, туго стягиваясь сзади шнурком 69 Очелья волосников украшались орнаментом, имевшим символическое значение. Наиболее распространённым элементом в ком позиции орнамента было стилизованное древо ж изни, изображение которого повторялось несколько раз и могло чередоваться с фигурами птиц и животных. По нижнему частью очелья шла обычно полоса расrnтельного побежка, обозначающего вечное обновление жизни 70 Волосник Марии Темрюковны также имеет очелье с вышивкой, выполненной в настил золотной нитью полосу растительного побежка вдоль нижнего края очелья и кружевной верх с геометрическим орнаментом выполнен в 26 технике ллетения на рамке лричём в орнаменте очелья использованы элементы восточ ноrо характера 7 1Растительный орнамент очелья состоит из стеблей, листьев, бутонов и цветков. В нём сложно увидеть символику мирового древа, но заметны восточные возможно, лерсидские мотивы. 5. Генеалогические связи Марии Темрюковны сестры и братья Сестры и братья. Третий сюжет, интересный в отношении Марии Темрюковны, это её генеалогические связи. Хорошо известно, что у Марии было несколько братьев и две сестры. Старшая сестра, Алтынчач, была женой астраханского царевича Бекбулата Бек Пулада брата царевича Тохтамыша, приехавшего на службу к Ивану IV ещё в 1556 г. 72 Происхождение Бекбулата не вполне ясно. Очевидно только, что он был родственником последнего хана Большой Орды Ахмата и, соответственно, чинrизидом потомком Орда Ичена, одного из сыновей Джучи и брата Батыя Автор специального исследования о Симеоне Бекбулатовиче, Н.В. Лилеев, опираясь на русские родословные книги XVI в., полагал, что Бекбулат был родным внуком Ахмата через сына Ахмата Бахтиара 73 Современный исследователь истории Астраханского ханства, И.В. Зайцев, предположил, что Бекбулат это Кайбула Абдаллах сын астраханского хана Аккубека доводившегося Ахмату внуком но это предположение очевидно неверно, т.к. Кайбула выехал на Русь ещё в 1552 г. ум. в 1570 г. и имел двух сыновей Муртазу Али и Араслана Али74, в то время как Бекбулат, по сообщению летописи, приехал в Москву вместе с Марией Темрюковной. Автор фундаментального труда по истории Ногайской Орды, В.В. Трепавлов, называет Тохтамыша и Бек Пулада сыновьями касимовскоrо царевича Шейх Аулиара75 но тогда получается, что они родные братья казанского хана Шах Али, появившегося на свет в 1505 г. Известно, что у Шах Али был брат Джан Али также в будущем казанский хан который родился в 15 16 г., и в том же году умер Шейх Аулиар, родной племянник Ахмата 76 Очень сомнительно, чтобы братья ханов Шах Али и Джан Али начали самостоятельную деятельность только на рубеже 1550 х 1560 х гг. и никак не были причастны к ситуации вокруг Казанского ханства до 15 52 г. Н.В. Лилесв полагал, что Бекбулат доводился Шах Али Шиrалсю казанскому и касимовскому хану царю троюродным братом 77 Автор специального исследования о потомках Ахмата в России, А.В. Беляков, считает, что Тохтамыш и Бек Пулад были скорее всего двоюродными братьями Шах Али, т.е. внуками Бахтиара 78 Как бы то ни было, факг родства Бекбулата с Шах Али бесспорен. Таюке бесспорно родство Бекбулата и с последним казанским ханом Едиrером Ядыrар Мухаммедом сыном астраханского хана Касима Едигер был правнуком Ахмата. Одним словом, через Алтынчач и Бекбулата Иван IV находился в свойстве с казанскими, касимовскими и астраханскими ханами. Другая сестра Марии Темрюковны, Малхуруб, стала женой сына правителя Ногайской Орды бия Исмаила союзника Ивана IV Дин Ахмеда Тинехмат русских источников 79 Впрочем, она была одной из четырёх его жён старшей женой считалась Хандаза, дочь бия Саид Ахмеда б. Мусы, за ней по рангу шла некая Хантай однако, когда в 1563 г. после смерти 27 отца Дин Ахмед возглавил Большую Ногайскую Орду, Иван Грозный в обращении к нему подчёркивал взаимное племянство 80 На дочери Дин Ахмеда Хан заде был женат старший сын и наследник сибирского хана Кучума Али Алей в 1598 г. она вместе с другими родичами Куч ума попала в русский плен 8 1 Родственница Марии Темрюковны была одной из жён крымского хана Девлет Гирея82 Царь относился к родне Марии как к своей и после смерти жены, о чём говорят и хлопоты Ивана о выкупе сыновей Темрюка Мамстрюка и Беберюка из крымского плена в 1570 г. 83 и слова из письма, направленного по этому поводу ханше большой царице т.е. старшей жене ДевлетГирея Айше Фатьме Султан И в нашем законе христианском обычай и по смерти тело разлучаетца, а душа от любви духовнаго совета не отлучаетца. А мы, памятуя свою царицу и великую княгиню Марию, и по смерти ее кровных ее беречи и жаловати вперед рады есмя одновременно ханше было послано 300 рублей для поездки в Мекку 84. 6. Племянник Марии Темрюковны Симеон Бекбулатович Вместе с Марией в Москву приехал и её племянник, сын Бекбулата, СаинБулат85 Около 1570 г. он занял престол Касимовскоrо ханства, где незадолго до этого правил его дальний родственник Шах Али, а в первой половине 15 73 г. крестился с именем Симеон86 Крестильное имя Саин Булата также интересно. Можно думать, что, с одной стороны, в его выборе сыграл роль ассонанс христианского имени с мусульманским Саин Булат Симеон а с другой некая традИция имянаречения ордынских царевичей. Ещё в феврале 1563 г. принял крещение с тем же именем последний казанский хан Едигер, став таким образом царём Симеоном Касаевичем Казанским умер в 1565r Анализ крестильных имён мусульманских правителей показывает, что, вероятно, существовал определённый круг имён, наиболее часто в этих случаях употреблявшихся, к которому относились, например, такие имена, как Пётр, Александр, возможно, также Михаил. Симеон Бекбулатович известен, конечно же, прежде всего тем, что в 7084 г. от Сотворения мира, т.е. с осени по крайней мере, с октября 1575 г. по август 1576 г., являлся великим князем всея Руси Иван же Грозный в это время именовал себя всего лишь удельным князем Иваном Московским В современных исторических исследованиях новую систему, созданную Иваном Грозным в 1575 г., называют новой Опричниной и по сути уподобляют Опричнине прежней, выявляя очевидные сходства и определёпные отличия87 Остаются, впрочем, неясными два вопроса. Во первых, зачем понадобилось царю на год формально отказываться от верховной власти, а во вторых, почему для роли великого князя был выбран именно Симеон Бекбулатович. До некоторой степени эти вопросы взаимосвязаны. Относительно причин формального отказа царя от своего статуса отказа, заметим, неполного, поскольку Симеон Бекбулатович царём официально, по всей видимости, не именовался и, несмотря на некоторые косвенные данные, на царство не венчался рациональным объяснением чаще всего в историографии выступают предсказания волхвов о смерти в данном году московского царя88 Наряду с этим и другими, условно говоря, рациональными объяснениями, чрезвычайно важной представляется семиотическая интерпретация истории с Симеоном Бекбулатовичем. Один из крупнейших учёных 28 Рис. 7. Князь Симеон Бекбулатович, внук Темрюка Идарова, племянник Марии Темрюковны. в области историко культурной семиотики, Б.А. Успенский рассматривает это явление в контексте своеобразной игры в царя Поставление на царство Симеона Бекбулатовича непосредственно связано с учреждением или, точнее, возобновлением опричнины, которое также имело подчёркнуто маскарадный характер Грозный отдаёт Симеону Бекбулатовичу земщину а сам правит опричниной тот, кто стоит во главе земщины, высrупает в роли ряженого царя Чрезвычайно знаменательно вместе с тем, что Симеон Бекбулатович по своему происхождению является прямым потомком ха нов Золотой Орды, то есть тех, кому в своё время принадлежала действительная власть над русскими землями и кто назывались царями Таким образом, Грозный ставит на русский престол татарского хана. Ряженым, самозваным ц арём становит ся тот, кто ранее имел бы право называться царём и правит ь русским государством такой царь оказывается теперь царем ложным, царем лишь по внешнему обличью тем самым и прежние тараские ханы оказываются ложными, ане истинными царями. Перед нами как бы последний этап борьбы с татарским владычеством этап семиотический. В свое вре мя победив хана царя русский великий князь 29 становится царем, то есть начинает именоваться так, как именовались ханы теперь же хан превращается в царя самозваного. Весьма характерно, что так ПОС I Пает Иван Грозный первый русский царь, официально венчанный на царство, то есть первый монарх, имеющий формш ьное право называться русским царём 89 Как видим, чрезвычайно глубокая мысль Б.А. Успенского основывается в том числе и на генеалогическом происхождении Симеона Бекбулатовича. Важно подчеркнуть, что ещё до своего провозглашения великим к нязем всея Руси Симеон Бекбулатович уже являлся вполне законным царём царём Касимовским, правителем государства, которое представляло собой, по суrи, московскую модель Золотой Орды 90 Однако, возможно, не только родство с ордынскими правителями обусловило выбор Ивана Грозного9 1Другим генеалогически важным моментом было родство Симеона Бекбулатовича с самим царём Иваном. Поскольку Симеон был племянником Марии Темрюковны, то, вне всякого сомнения, он считался племянником и самого ц аря. Несмотря на то, что царица Мария скончалась в 1569 г., а царский шурин, Михаил Темрюкович, погиб в 157 1г., их родственники оставались в кругу царской родни. Собственно, Иван Грозный, таким образом, передал власть не просто потомку золотоордынских царей и самому царю Касимовскому но своему близкому родственнику, племяннику русской царицы92 Казалось бы, этому предположению противоречат слова Ивана IY, сказанные 29 ноября 1575 г. Даниилу Сильвестру приказчику общества анщийских купцов, торговавших с Россией МЫ передали сан нашего правления в руки чужеродца, нисколько не родственного ни нам, ни нашей земле, ни нашему престолу 93, но необходимо иметь в виду, что в беседе с англичанином царь вообще старался представить дело так, будто ничего существенно не изменилось и что вся реальная полнота власти и даже царские инсиrнии всё равно остаются в его руках. На самом же деле поставление Симеона Бекбулатовича на престол воспринималось как вполне реальное и вполне законное. Об этом недвусмысленно свидетельствуют тексты присяги царям из рода Годуновых присягавшие обязывались не хотеть на царство ни Симеона, ни его детей следовательно, допускалось, что дети также теоретически могли претендовать на престол, что ещё раз подчёркивает серьёзность отношения к статусу Симеона и сама судьба великого к нязя всея Руси потеря им статуса тверского великого князя при Фёдоре Ивановиче по инициативе Годунова опала при Годунове, возвращение ко двору при Лжедмитрии I и затем новая опала и постриг 94. Особенно опасался Симеона Бекбулатовича который, кажется, никаких притязаний на Московское царство и не выказывал Годунов, выбранный царём при наличии человека, у которого имелось на это если не больше, то, по к райней мере, не меньше прав. Между тем весьма показательным оказывается и ещё один аспект генеалогических связей Симеона Бекбулатовича. Вскоре после крещения вероятно, одновременно с возведением на русский престол 95 Симеон женился на княжне Анастасии Ивановне Мстиславской, дочери боярина князя Ивана Фёдоровича Мстиславского и к няжны Ирины Александровны Горбатой Шуйской. Этот брак открывал невероятную генеалогическую перспективу Во первых, Иван Фёдорович Мстиславский был кровным родственником Ивана IV. Его мать, Анастасия Петровна, была дочерью к азанского царевича Петра Кудайкула Ибреимовича и княжны Евдокии Ивановны, дочери 30 Ивана Ш и родной сестры Василия Ш, а, следовательно, двоюродной сестрой самого Ивана Грозного. Таким образом Иван Фёдорович Мстиславский доводился Ивану Грозному двоюродным племянником. Сын Ивана Фёдоровича, князь Фёдор Иванович Мстиславский шурин Симеона Бекбулатовича возглавлял впоследствии Семибоярщину 96 Важно подчеркнуrь, что некоторое время царевич Пётр, по всей видимости, считался при бездетном Василии III потенциальным наследником престола. Гипотеза о том, что наследником Василия III был вплоть до смерти царевич Пётр, позволяет объяснить тот парадоксальный на первый взгляд факт, что и сын Василия П 1Иван Грозный назначил крещёного татарина Симеона Бекбулатовича царём всея Русю подч ёркивает в своей фундаментальной монографии А.А. Зимин97 Во вторых, двоюродная сестра Ивана Фёдоровича Мстиславского по матери княжна Марфа Васильевна Шуйская также внучка Петра Ибреимовича и Евдокии Ивановны была женой боярина князя Ивана Дмитриевича Бельского98 Как уже упоминалось, сестра Ивана Дмитриевича, Анастасия Дмитриевна Бельская, была женой Василия Михайловича Юрьева двоюродного брата царицы Анастасии Романовны на их дочери был женат Михаил Темрюкович. В третьих, тёща Симеона Бекбулатовича, княжна Ирина Александровна Горбатая Шуйская была дочерью боярина князя Александра Борисовича Горбатого Шуйского, первого русского наместника Казани, казнённого в 1565 г.99 А родная сестра Ирины Александровны, Евдокия, была второй женой Никиты Романовича Захарьина Юрьева, родного брата царицы Анастасии Романовны 100 Следовательно, через свою жену Симеон Бекбулатович не только породнился с потомством Ивана III, но и стал своего рода пле tянником Никиты Романовича, а значит, и царицы Анастасии. Так великий князь всея Руси оказался племянником не только Марии Темрюковны, но и Анастасии Романовны. Связанные родственными узами, все эти деятели занимали важное положение в той системе политического устройства, которую создал Иван Грозный в 1560 х, а затем в 1570 х гг. В период Опричнины опричную думу возглавлял царский шурин Михаил Темрюкович Черкасский, земщину царские родственники условно говоря, племянники Иван Фёдорович Мстиславский и Иван Дмитриевич Бельский. Теперь же племянник Михаила Темрюковича и зять Ивана Фёдоровича Мстиславского, потомок ордынских ханов, Симеон Бекбулатович возглавил земщину в новом исполнении став великим князем всея Руси Таким образом, генеалогически он стал как бы наследник.ом князя Мстиславского по управлению земщиной. Примечательно, что весь этот клан состоял в родственных отношениях, во первых, с московской царской династией, во вторых, с разными ветвями Чингизидов прежде всего с казанскими и астраханскими царями ханами и в третьих, с каб ардинской династией Идаровичей. Все эти многочисленные и разнообразные генеалогические связи не могли не обусловить того положения, которое занимали эти царские родственники в системе государственного управления страной. Показательна ситуация с центрами тех политических образований, которые фигурировали в истории с Симеоном Бекбулатовичем. Как уже говорил ось, до своего назначения великим князем Симеон был царём Касимовским, т. е. возmавлял русскую модель Золотой Орды, будучи, по сути, наслед 3 1 ником казанского царя Шиrалея. К азанское же ханство воспринималось в качестве одного из наследников Золотой Большой Орды поэтому фактически Симеон Бекбулатович выполнял роль ордынского царя как потомок астраханских ханов, как наследник казанского хана и как правитель касимовского ханства Ког,ца Симеон стал великим князем всея Руси то Иван Грозный титуловался к нязем московским а также псковским и ростовским но центром его двора была Старица. Старицкое княжество когда то было владением последнего удельного князя Владимира Андреевича, двоюродного брата Ивана, погибшего в 1569 г. в годы опричного террора. Нет сомнения, что тем самым царь зеркально воспроизводил ситуацию предшествующего времени В годы опричнины Иван IV никого не сажал на русский престол и остриё своей политики направил против последнего удела к нязя Владимира Андреевича Теперь же Иван N, наоборот, выделяет себе удел делая Старицу его столицей 10 1 Это всё тот же маскарад та же инверсия прошлой реальности, которая имела место и в случае с ордынским наследием Симеона Бекбулатовича. В состав двора Иван Грозный вк лючил и Дмитров, последнее владение В ладимира Андреевича, а затем и его сына Василия Владимировича, который умер в 1574 г. Семиотическая игра продолжилась и позднее. После того, как Симеон Бекбулатович перестал быть великим князем всея Руси ему были пожалованы Тверь и Торжок и он стал, таким образом, великим князем Тверским Когда то тверские князья были главными противниками Москвы, а великое к няжество Тверское вторым по значению среди княжеств Владимиро Суздальской Руси как известно, оно прекратило своё существование в 1485 г. в 1485 1490 гг. тверским князем номинально считался старший сын и наследник Ивана III Иван Молодой Теперь ситуация прошлого приобрела новое семиотическое отражение бывший царь Симеон Бекбулатович остался великим князем только уже не всей Руси а Тверским, в то время как Иван Грозный являлся настоящим нынешним царём и великим князем Московским. Дальнейшая судьба Симеона Бекбулатовича была не простой. Свою жизнь он закончил в 16 16 г., будучи иноком с именем Стефан пострижен в 1606 г. по приказу Лжедмитрия I Его жена также скончалась в 1607 г. в иночестве. Её новым именем было имя Александра. Выбор этих имён определялся обычной антропонимической традицией иноческое имя должно было начальной своей частью буквой совпадать с мирским Симеон Стефан, Анастасия Александра. Тот же принцип можно наблюдать и на примере имён тестя Симеона Бекбулатовича. Князь Иван Фёдорович Мстиславский также был пострижен в монахи ещё при Фёдоре Ивановиче с именем Иона. В данном случае мы видим не просто аллитерацию но и ассонанс Иоанн Иона аналогичное иноческое имя получил при постриге на смертном одре и Иван Грозный Дети Симеона Бекбулатовича не дожили до взрослого возраста, их было пятеро и все они носили очень знаковые имена дочери Евдокия, Мария, Анастасия, сыновья Фёдор, Дмитрий и Иван. Все эти имена за исключением имени Анастасия, родового в семье потомков Петра Ибреимовича совпадают с именами детей Ивана Грозного от первого брака Мария, Дмитрий, Иван, Евдокия, Фёдор от шестого Дмитрий что чрезвычайно показательно. 32 Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте. Пчелов Е.В. Женитьба Ивана Грозного на Марии Темрюковне: династический брак (2007)
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|
||||||
© 2007-2025 Электронная некоммерческая библиотека открытого доступа «Гербовед.ру» Редакция: gerboved@gerboved.ru | › Пользовательское соглашение | ||||||
Проект сетевого издания «Геральдика.ру» | ||||||
Примечание: представленные в библиотеке научные тексты размещены только для ознакомления и получены большей частью посредством распознавания оригинальных текстов публикаций (OCR), поэтому в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания и степенью сохранности бумажных оригиналов. |