Яровая Е.А.
Символика коршуна и грифа
Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: Antiq.Info (Антик.Инфо). №36-37. 2006. С. 78-86
Аннотация: Уже на ранних этапах своего развития человечество особо выделяло кор-шуна и грифа среди других представителей рода пернатых. Им отводилось важное место в образно-знаковом осмыслении темы жизни и смерти. В Древнем Египте поклонялись и грифу, и коршуну.
Об авторе публикации/статьи:
Яровая Елена Александровна (Санкт-Петербург) Кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Отдела нумизматики Государственного Эрмитажа
Просмотр публикации в формате PDF:
› См. также другие статьи Яровой Е.А.в библиотеке найдено еще 56 публикации(й) автора
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать
Текст из PDF-файла получен посредством автоматического машинного распознавания оригинального текста публикации (OCR-технологии), поэтому в нем содержатся многочисленные ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания текста. Текст предоставляется по принципу "КАК ЕСТЬ".
Объем текста: 18072 знаков (с пробелами)
Е.А. Яровая
СИМВОЛИКА КОРШУНА И ГРИФА Уже на ранних этапах своего развития человечество особо выделяло кор шуна и грифа среди других представителей рода пернатых. Им отводилось важное место в образно знаковом осмыслении темы жизни и смерти. В Древнем Египте поклонялись и грифу, и коршуну.
Коршун хищная птица семейства ястребиных с небольшой головой, коротким сильным крючковатым клювом, длинными, суженными к концу крыльями и хвостом, зачастую вилообразным, как у ласточки. Тело стройное, легкое, около 55 56 сантиметров, одинаковое по размеру у самца и самки. Оби тает по всему миру в теплых районах. Питается насекомыми, рептилиями, ино гда падалью. Основные разновидности красный коршун, встречающийся в Европе, Северной Африке и степях Средней Азии, и черный коршун, повсеме стно распространенный в странах Старого Света.
Гриф также принадлежит к семейству ястребиных, известно около 20 раз новидностей. Это большие птицы, питающиеся падалью некрофаги с длинной шеей, лишенной перьев, необычайной силы загнутым клювом и длинными, но слабыми ногами. Как шакалы и гиены, грифы способны часами сохранять не подвижность, карауля умирающих. Среди европейских видов выделяется самая большая птица черный гриф размах крыльев до 3 метров, вес до 13 кило граммов обитает на юге Европы и в Малой Азии. Египетский гриф, так назы ваемый цыпленок фараона отличается малыми размерами 60 сантиметров, вытянутым в длину клювом и хохолком на затылке, напоминающим петушиный гребень. На территории России, на Балканах и Апеннинах, а также на севере Африки встречается еще одна разновидность грифон.
Задуматься об образной природе коршуна, а в связи с ним и грифа в нема лой степени побуждает знаменитый психобиографический очерк Зигмунда Фрейда о Леонардо да Винчи 19 10 Все внимание Фрейд концентрирует на следующей записи из дневников художника Должно быть, мне на роду было назначено так основательно заниматься коршуном, ибо на ум приходит самое раннее воспоминание детства, будто я лежал в колыбели, а ко мне спустился коршун, открыл мне уста своим хвостом и много раз этим хвостом ударил меня по губам Отец психоанализа трактует эти строки как фантазию Леонардо о детстве, расшифровывая ее подобно снам своих пациентов. Действия коршуна в сознании младенца связаны с процессом кормления материнской грудью. Кор шун, считает доктор Фрейд, должен выражать идею матери. Подтверждение та кой идентификации птицы ученый ищет в мифологии Древнего Египта. Но, рассматривая образную наполненность коршуна только в связи с древнеегипет скими культами, ученый, несомненно, обедняет ее. Коршун фигура много значная. Образ этой птицы по разному толковался первобытным миром, древ невосточными цивилизациями и античной классикой, был переосмыслен в ран нехристианский период и прочно вошел в эмблематику европейского Ренессан са и барокко.
Первые обнаруженные рисунки хищных птиц, имеющие сакральный ха рактер, относятся к верхнему палеолиту. Для неолита показательны изображе ния птичьих кортежей симметричных геральдических композиций из птиц, нередко в сочетании с солярными знаками над птичьими головами, а также во тивных повозок с птицами. На рельефе из Анатолии в святилище из четвертого слоя Чатал Уюка видны головы двух коршунов, охватывающих женскую грудь, а под ними череп и обглоданные кости. Там же на фресках седьмого слоя на рисованы грифы с огромными крыльями и человеческими ногами, терзающие обезглавленный труп. Очевидно, что уже на ранних этапах развития цивилиза ции коршун и гриф были выделены среди других представителей рода перна тых. Они играли значительную роль в образном осмыслении темы жизни и смерти. В Древнем Египте за неумышленное убийство коршуна или грифа пола галась смертная казнь Геродот, История II, 65
Гриф символ неба, посвященный богиням Мут и Нехбет. Последняя предстает в обличье грифа с распростертыми крыльями и символами царской власти. Дочь Ра и его око Нехбет считалась покровительницей фараона, вы полняя защитную роль повитухи правительницы в сценах царского деторожде ния. Богиня Мут подразумевалось, что она является матерью обожествляемого фараона изображалась антропоморфной, в причудливом головном уборе два крыла накрывали уши, а голова с птичьим клювом располагалась надо лбом. Такое же сакральное украшение венчало головы цариц Египта. Иероглиф в виде грифа обозначал звук а например, при написании имени Клеопатры.
Коршун связан с культом Исиды супруги Осириса, матери Гора. Боги ня приняла облик самки коршуна, дабы волшебным образом зачать от мертвого Осириса своего сына Гора. Самое известное изображение этой сцены в рель ефе храма Сети I в Абидосе. Коршун, связанный с таинством божественных ме таморфоз, был второй ипостасью Исиды.
Произведение позднеэллинистического автора Гораполло Нилуса Иерог лифика является попыткой раскрыть смысл иероглифов без знания египетской письменности. Гораполло рассматривает их как идеограммы, непосредственно передающие понятия. Автор указывает, что изображение грифа использовалось для обозначения следующих понятий мать, зрение, предел, небо, год, предска зание будущего, милосердие, природа, собака, Минерва, Юнона, Урания и две драхмы. Тексты Гораполло стали источником легенды об однополости грифов верили, будто существуют только грифы самки, оплодотворяемые восточ ным ветром. Впоследствии оно было переосмыслено христианскими толковате лями в связи с догматом непорочного зачатия.
В Библии коршун и гриф определяются как птицы нечистые, наряду с ор лом и соколом их запрещено употреблять в пищу Лев. 3 Вт. 13, 14 В книге Иова образно подмечено их острое зрение Стези туда имеется в виду путь к мудрости Божьей. Е. Я. не знает хищная птица, и не видал ее глаз коршуна Иов 28, 7 В Священном Писании говорится также о том, что вещим знаком гнева Господня на все народы будет воцарившееся запустение во двор цах знати и присутствие в них страшных тварей Там угнездится летучий змей, будет класть яйца и выводить детей и собирать их под тень свою, там и коршу ны будут собираться один к другому Ис. 34, 15
В данном случае коршуна можно расценивать как эсхатологическое пред знаменование, предвестие близкого конца света.
В классической античности коршун и гриф ассоциировались с ясновиде нием. Древние прорицатели предсказывали судьбу по полету священных птиц. Ауспиции, или птичьи знамения от латинских слов aves птица spedo наблюдаю заказывали и для определения личной судьбы знатных граждан, и для выяснения будущего целого народа. Гадали по полету орлов и коршунов, крику ворон или сов, поведению при кормлении кур и лебедей. Судьбоносным стало легендарное гадание Ромула и Рема по полету грифов, описанное Титом Ливием в его Истории Рима от основания города I, 6 7 Братья были близ нецы, различие в летах не могло дать преимущества ни одному из них, и вот, чтобы боги, под чьим покровительством находились те места, птичьим знаме нием указали, кому наречь своим именем город, кому править новым государ ством, Ромул местом наблюдения за птицами избрал Палатин, а Рем Авен тин. Рему, как передают, первому явилось знамение шесть грифов, и о знамении уже возвестили, когда Ромулу предстало двойное против этого число птиц. Каждого из братьев толпа приверженцев провозгласила царем, одни при давали больше значения первенству, другие числу птиц Тот же сюжет на ходим и у Плутарха в сочинении Сравнительные жизнеописания. Ромул В собрании Государственного Эрмитажа хранится деревянный рельеф римской работы последней четверти XVI века с редким сюжетом Ромул и Рем, га дающие по полету грифов атрибуция сотрудника Государственного Эрмитажа Ч.А. Мезенцевой На нем отчетливо видны летящие хищные птицы с характер но загнутыми клювами. Еще одно произведение изобразительного искусства на ту же тему, но созданное уже средствами печатной графики, принадлежит резцу известного итальянского гравера Джованни Баттиста Фонтана около 1524 1587 Ромул и Рем, гадающие по полету грифов из его серии эстампов История Ромула и Рема Из посвящения можно сделать вывод о том, что се рия была приурочена творцом к важному историческому событию провоз глашению Фердинанда I Габсбурга императором Священной Римской империи в марте 1558 года. Таким образом, не датированные автором листы, отпечатан ные Джованни Фонтана по собственным композициям, были, вероятно, завер шены около 1558 1559 годов. Лист VII изображает братьев в кругу сторонни ков каждого из них, гадающих, на каком холме основать столицу и кому в ней править. На первом плане виден Ромул, над головой которого кружат двена дцать грифов. Вдали на другом холме, простирая руки к небесам, стоит менее удачливый Рем. Над ним парят шесть хищных птиц.
Грифами запрягалась колесница Хроноса Сатурна символ бега време ни, скоротечности земного существования.
Коршун в античности, по свидетельству Гомера Одиссея Илиада и Овидия Метаморфозы входил в число вестников Аполлона наряду с ястре бом и соколом. Иногда коршун выступал в роли знака заменителя лучезарного Феба. Согласно Теогонии Гесиода, во время борьбы со змееногим Пифоном Аполлон обернулся коршуном. Как и орел, коршун также является исполните лем воли Зевса, его палачом, призванным наказать по заслугам ослушников громовержца Прометея и Тития Лукиан Разговоры богов Прометей и Зевс Гомер Одиссея XI, 576 580 Вергилий Энеида VI, 595 600 У Лу киана Зевс, обращаясь к Прометею, восклицает Тебе шестнадцать коршунов должны не только терзать печень, но и глаза выклевывать за то, что ты создал нам таких милых существ, как люди, похитил мой огонь и сотворил жен щин Тираном предстает коршун у Федра Басни Голубки и коршун У Апулея Метаморфозы X, 33 сатирический образ судьи взяточника вопло щен в коршуне. Он же нечестивец, лишь на смертном одре обратившийся к бо гам в басне Бабрия Больной коршун Геродот История Аристотель 0 животных Плиний Старший Естественная история и Элиан О природе животных подводят своего рода итоги исследованиям повадок коршунов и грифов, упоминая связанные с ними легенды.
Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте.
Яровая Е.А. Символика коршуна и грифа (2006)
Обсуждение – комментарии, дополнения, новости
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|