| |||
Электронная научно-историческая библиотека «Гербовед.ру» | |||
» Библиотека › Гербы и флаги муниципальных образований города Москвы. Часть 1 (2004) › [Гербы и флаги муниципальных образований города Москвы]: Введение | |||
[Гербы и флаги муниципальных образований города Москвы]: Введение// Гербы и флаги муниципальных образований города Москвы. Часть 1 (2004)Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: Гербы и флаги муниципальных образований города Москвы. Часть 1. М.: Геральдическая комиссия города Москвы, 2004. Текст публикации:
[Гербы и флаги муниципальных образований города Москвы]: Введение В настоящем издании представлены гербы и флаги муниципальных образований города Москвы по состоянию на сентябрь 2004 года. На территории Москвы расположено 125 внутригородских муниципальных образований, в каждом из которых существуют собственные органы местного самоуправления - муниципальное Собрание, состоящее из избираемых москвичами депутатов, и муниципалитет. Каждое муниципальное образование может иметь свои собственные официальные символы - герб и флаг, утверждаемые решением муниципального Собрания. Процесс утверждения муниципальных символов включает обязательную геральдическую экспертизу в Геральдической комиссии города Москвы. Муниципальная символика Москвы: история развития Местные гербы и флаги - новое для Москвы явление. Еще десять лет назад их не существовало. Начало развития местной символики можно отнести к 1996 году, когда началась разработка гербовой концепции местных московских символов. Первые местные символы появились как гербовые эмблемы районов города Москвы. В 1999 году, после разработки флажной концепции, начали появляться и официальные флаги районов. Аналогично проходило развитие гербовых эмблем и флагов административных округов. В 1996-2001 году местное самоуправление в городе Москве осуществлялось на городском и районном уровне, и районные власти рассматривались как территориальные подразделения городской администрации. Поэтому, символы районов были названы не гербами, но гербовыми эмблемами, что подчеркивало несамостоятельный характер районной власти. Кроме того, гербовые эмблемы районов не рассматривались как атрибут власти, и в этом качестве не использовались на бланках, печатях и вывесках районных властей. Реформа местного самоуправления, произошедшая осенью 2002 года, оказала огромное влияние на местные символы Москвы. В границах районов города Москвы появились муниципальные образования, которые в подавляющем большинстве случаев совпадают с районами по своей территории. В силу своего статуса и прямого указания федерального законодательства, муниципальные образования вправе устанавливать собственные символы. Таким образом, собственные гербы и флаги муниципальных образований могли бы появиться наряду с гербовыми эмблемами и флагами районов. Но этот путь был явно неприемлем и мог бы привести к путанице, поскольку оказалось бы, что одна территория обладает сразу двумя символами. Закон города Москвы «О государственной и муниципальной символике в городе Москве», принятый летом 2003 года, исключил из состава территориальной символики гербовые эмблемы и флаги районов. Их место должны были занять гербы и флаги муниципальных образований в городе Москве. В большинстве случаев произошел фактический переход символа от района к муниципальному образованию. При этом была соблюдена необходимая процедура, предусматривающая одобрение проекта герба и флага муниципальным Собранием, экспертизу проекта Геральдической комиссией города Москвы, утверждение герба и флага муниципальным Собранием. Приведенные в настоящем издании гербы и флаги муниципальных образований готовы к внесению в Геральдический реестр города Москвы, новое Положение о котором было утверждено Постановлением Правительства Москвы от 14 сентября 2004г. № 624-ПП. При экспертизе муниципальных символов Геральдической комиссией города Москвы была проведена работа по уточнению описаний и объяснений символики гербов муниципальных образований, созданию детальных (с пропорциями отдельных элементов изображения) описаний флагов. Многие районы, чьи гербовые эмблемы были созданы до 1999 года, не имели своих флагов. Муниципальные образования, заимствуя районные гербовые эмблемы для своих гербов, одновременно создавали флаги. Концепция муниципальной символики Москвы Создание и развитие местных московских символов проходило с учетом истории и традиций российской территориальной символики. Символ территории должен отражать ее особенности, в частности происхождение названия, исторические события, географическое положение, экономическое и культурное развитие, уникальные природные (флора, фауна), архитектурно-мемориальные, и другие объекты. При создании герба могут быть использованы любые из приведенных особенностей, а также и иные. Главное - связь символа с территорией, недопущение создания отвлеченных, «надуманно-эзотерических» гербов. Одним из наиболее простых и выигрышных решений при создании символов было использование так называемых «говорящих гербов», то есть тех, в которых, так или иначе, отражается название территории. При создании гербов рекомендуется стремиться к лаконичности и простоте символа, избегать «перегруженности» геральдического щита большим количеством делений и гербовых фигур. Для каждой гербовой фигуры или их сочетания рекомендуется отводить отдельное поле щита. В целом, для гербов желателен принцип «одно поле - одна фигура», он позволяет создать простые, легко запоминающиеся гербы. Одна фигура присутствует в Государственном гербе России, в гербе города Москвы. Вместе с тем, соблюдение указанного принципа не всегда возможно. Важнейшим требованием при создании герба является соблюдение правил геральдики. Это требование подразумевает использование строго определенного набора геральдических цветов - голубого, зеленого, красного, пурпурного, черного, и металлов - золота и серебра (изображаемых желтым и белым цветами). Также в отдельных случаях может использоваться так называемый «натуральный» цвет. Набор возможных геральдических и негеральдических фигур (изображения явлений природы, животных, человека, искусственных предметов) также определяется традициями. В гербах, как правило, запрещается использовать современные предметы, нежелательно использование архитектурных символов. Фирменным знаком местной символики Москвы стала особая «московская» форма щита, символизирующая своими очертаниями зубец Кремлевской стены. «Московская» форма щита позволила обозначить принадлежность территории к Москве, не прибегая к другим специальным приемам, вроде помещения герба городам Москвы в вольную часть щита, использования статусных украшений герба и т.п. В начале развития территориальной символики Москвы каждая гербовая эмблема района включала в себя ленту под щитом с названием района. Наличие ленты было вызвано необходимостью идентифицировать герб, распознать его среди остальных местных гербов в Москве. Однако, в гербах муниципальных образований, лента с названием муниципального образования стала необязательным, факультативным элементом, ее использование возможно лишь в необходимых случаях. Местные флаги в Москве, как впрочем, и флаг самого города Москвы, являются гербовыми. Таким образом, флаг представляет собой развернутое на полотнище изображение герба. Такая конструкция флага позволяет ограничиться одним символом и для герба и для флага, сделать его узнаваемым и запоминающимся. Использование муниципальных символов Порядок использования муниципальных символов определяется законом города Москвы и утверждаемым муниципальным Собранием положением о гербе и флаге муниципального образования. Типовое положение о гербе и флаге муниципального образования было подготовлено Геральдической комиссией города Москвы и в подавляющем большинстве случаев, воспринято муниципальными Собраниями с незначительными изменениями и дополнениями. Типовое положение приведено в настоящем издании. Герб и флаг муниципального образования, как его официальные символы, могут и должны использоваться как атрибуты власти. Это означает, что герб помещается на бланках, печатях и вывесках органов местного самоуправления - муниципалитета и муниципального Собрания. Герб и флаг муниципального образования размещаются в рабочих кабинетах руководителей органов местного самоуправления, и зале заседаний муниципального Собрания. Иное использование герба и флага муниципального образования определяется органами местного самоуправления. Красочным и наглядным является размещение герба и флага в наружном оформлении города - на уличных щитах, информационных стендах, на зданиях и т.д. Законом города Москвы «О государственной и муниципальной символике города Москвы» закреплено право органов исполнительной власти города Москвы (в их числе - префектуры административных округов и управы районов) использовать гербы и флаги муниципальных образований в оформлении территории города. Указанное право является своеобразной компенсацией за утрату районами своих гербовых эмблем и флагов. Пример такого использования при праздновании Дня города Москвы в 2004 году дан на цветных иллюстрациях. Необходимо отметить одну тонкость, связанную с использованием лент с названием территории. Гербовые эмблемы районов включали в себя ленту с названием района. Дополнительным украшением герба муниципального образования является лента с названием муниципального образования. Названия районов и находящихся в их границах муниципальных образований могут, как совпадать, так и отличаться окончанием. Например - «Академический район», но «Муниципальное образование Академическое». Практическое значение имеет то правило, что если герб муниципального образования используется в оформлении территории города как символ района, то он должен изображаться без ленты с названием муниципального образования. Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте. |
|||
© 2007-2024 Электронная некоммерческая библиотека открытого доступа «Гербовед.ру» Редакция: gerboved@gerboved.ru | › Пользовательское соглашение | |||
Проект сетевого издания «Геральдика.ру» | |||
Примечание: представленные в библиотеке научные тексты размещены только для ознакомления и получены большей частью посредством распознавания оригинальных текстов публикаций (OCR), поэтому в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания и степенью сохранности бумажных оригиналов. |