| ||||||
![]() | ||||||
Электронная научно-историческая библиотека «Гербовед.ру» | ||||||
![]() | ||||||
» Библиотека › Соболева Н.А. Российская государственная символика. История и современность (2003) › «Славься, Отечество...» | ||||||
Соболева Н.А.
«Славься, Отечество...»// Российская государственная символика. История и современность (2003)Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: В монографии: Соболева Н.А. Российская государственная символика. История и современность. М.: ВЛАДОС, 2003. С. 168-190 Аннотация: Государственный гимн так же, как герб и флаг, является офи циальным символом любой суверенной страны. Гимн (от греческого слова hymnos — торжественная песнь в честь божества) — хвалебная песнь, музыкальное произведение торжественного характера. Если говорить о государственном гим не, то слова его, как правило, патриотичны, прославляют держа ву или правителя, отражая мировоззренческий и духовный на строй общества; музыка торжественна и вдохновенна, но вместе с тем достаточно легко воспроизводима и запоминаема. В этом со стоит специфика многих национальных гимнов, появл Об авторе публикации/статьи: Соболева Надежда Александровна (Москва) Просмотр публикации в формате PDF:
› См. также другие статьи Соболевой Н.А.
в библиотеке найдено еще 66 публикации(й) автора
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать ![]() Объем текста: 89929 знаков (с пробелами) ГЛАВА Что такое государственный гимн Государственный гимн так же, как герб и флаг, является офи циальным символом любой суверенной страны. Гимн от греческого слова hymnos торжественная песнь в честь божества хвалебная песнь, музыкальное произведение торжественного характера. Если говорить о государственном гим не, то слова его, как правило, патриотичны, прославляют держа ву или правителя, отражая мировоззренческий и духовный на строй общества музыка торжественна и вдохновенна, но вместе с тем достаточно легко воспроизводима и запоминаема. В этом со стоит специфика многих национальных гимнов, появление кото рых можно отнести ко второй половине XVIII XIX вв. В XIX в., однако, не все страны, обозначенные гербом и флагом, обладали также и гимном. В предисловии выпущенного в России в конце XIX в. Сборника национальных гимнов всех государств отмеча ется, что из 87 стран 15 не имеют гимнов вовсе. Зато некоторые страны имеют по два и более исполняемых и признанных офици альными гимнов. ХХ в. принес во все страны официальную зву ковую эмблему государства. Истоки гимнов История гимнов уходит корнями в самую глубокую древность гимны возникли намного раньше, чем гербы и знамена. Древней шие гимны были сложены в Египте и Месопотамии. Они испол нялись как молитвенные песнопения. В качестве поэтической и музыкальной формы гимн известен в Древней Греции, где его исполнял хор или отдельные певцы под аккомпанемент кифары и в сопровождении танцев. Считается, что самый ранний музыкаль ный гимн, дошедший до нас, представляет собой отрывок из траге дии Орест древнегреческого поэта Еврипида V в. до н. э Мело СЛАВЬСЯ, ОТЕЧЕСТВО 169 дия его записана на папирусе. Позднее гимн выступал в различных жанрах пеана гимн Аполлону, дифирамба гимн Дионису и т. д. Гимнам предшествовали заклинания духов, из них раз вились именные обращения призывы к богам. Тексты гимнов писали знаменитые поэты Гомер, Анакреонт, Пиндар. В эпоху эл линизма IV I вв. до н. э. гимны превратились в торжественные песнопения при религиозных обрядах. В раннем христианстве также имелись гимны во славу Бога. Со хранившиеся христианские гимны относятся к III в. н. э. и проис ходят с территории Сирии, представляя собой перефразированные тексты Библии. Из Сирии вышли известные гимнотворцы Ефрем Сирин IV в. Роман Сладкопевец VI в. автор более 1000 гим нов, из которых известны около 85 Иоанн Дамаскин VII VIII вв. причисленный к лику святых. Византийская церковь культивировала гимны как составную часть литургического пения. Культовая музыка была чисто вокаль ной, орган в богословском ритуале был запрещен. Однако при им ператорском дворе исполнялась светская музыка аккламации приветственные возгласы и славословия, распевавшиеся певцами на стихотворные тексты. Эти своеобразные гимны сочинялись для торжественных выходов византийских императоров на ипподроме, пиршествах и приемах. Известно, что существовали музыкальные инструментальные ансамбли, состоящие из трубачей и цимбали стов. Музыкальное оформление придворных церемоний отлича лось разнообразием и пышностью музыкальных звуков. Византийские нотные записи, правда, сохранили исключитель но культовую музыку. Расцвет византийских гимнов приходится на V VI вв. и охватывает несколько столетий. В IX в. центром культового гимнического творчества становится Студийский мо настырь в Константинополе, где слагал и исполнял славословия в честь Девы Марии, святых великомучеников христианской церк ви Феодор Студит. Византийская культовая музыка оказала влияние на все стра ны Восточной и Западной Европы. Первым известным автором латинского гимна был Исидор Севильский, оставивший три фраг мента гимна, близких к светской лирической песне. Исполнение гимнов в богослужении католической церкви было введено милан ским епископом Амвросием в IV в. Ему принадлежат несколько гимнов, быстро распространившихся в Западной Европе. В V VIII вв. исполнение гимнов в церквях ряда стран Западной Европы становится повсеместным. Издаются даже специальные сборни Истоки гимнов 170 СЛАВЬСЯ, ОТЕЧЕСТВО ки гимнов гимнодии. Однако лишь с XIII в. практика исполне ния гимнов в богослужении официально признается церковными властями. Создание церковных гимнов продолжалось вплоть до XIX в., в основном в монастырях. В XIV в. возникают многоголо сые гимны, исполняющиеся, правда, лишь в храмах музыка их но сила возвышенный хоральный характер. Они и сейчас исполняют ся под орган в католических храмах. В эпоху Реформации XV XVI вв. возникают новые формы гимнов, не связанных так тесно с церковными обрядами. Торже ственное пение сопровождает выходы государей. Создаются пре красные протестантские гимны, своего рода вдохновляющие на бой песни Кто они, божьи воины гимн гуситов в Чехии, Господь, твердыня наша Марсельеза Крестьянской войны в Германии и др. Первые национальные гимны В Голландии в 1568 г. в честь Вильгельма Оранского Нассау ского возглавившего борьбу против испанского владычества, была сложена песня Вильгельмус ван Нассауве которая со вре менем стала национальным гимном всего государства. Одним из старейших национальных гимнов является англий ский Боже, храни короля Музыка гимна приписывалась разным авторам Джону Булю, Ж. Люлли, Г. Ф. Генделю, Г. Кэри. В кон це концов в начале ХХ в. была принята точка зрения видных му зыковедов автором английского национального гимна является учитель музыки из Лондона Генри Кэри. Боже, храни короля было написано им в 1743 г., вышло из печати в следующем году, а еще через год началась настоящая популярность мелодии и слов. Текст гимна имел первоначально лишь две строфы, позд нее к нему добавили третью. Текст первой строфы в переводе на русский язык А. Струве звучит так Боже, на долги дни Ты короля храни Нам сохрани. Пусть лишь победу и счастье он ведает. Боже, на долги дни Короля храни. Особое значение английского гимна в том, что с небольшими из менениями в тексте музыка его была принята в качестве гимна во многих государствах Европы в течение XIX в. мелодия англий 17 1 ского гимна использовалась в 23 странах, в том числе и в России до создания собственного Боже, царя храни Такой распространен ностью не пользовался ни один из других официальных гимнов. С ним могла соперничать только французская Марсельеза кото рая стала звуковым символом мировой демократии. Великобритания пользовалась в торжественных случаях и дру гим гимном Правь, Британия созданным также в 40 е гг. XVIII в. композитором Т. Арном. По своему содержанию вторая национальная песня англичан может быть названа морским гим ном ибо представляет собой звуковой символ британской мечты о господстве на море Будь, Британия, царицей вольных вод, в рабстве никогда не будет твой народ припев песни гим на. Исполнение этого произведения в торжественных случаях со провождалось восторженными патриотическими манифестациями очень почитаем данный гимн и в современной Англии. Вторым широко известным в Европе гимном была Марселье за В начале ХХ в. она получила признание в России, а Времен ное правительство именно эту песню предполагало утвердить в ка честве официального гимна. Обстоятельства возникновения Марсельезы не имели ничего общего с тем значением, которое она затем получила. Автором му зыки и слов впоследствии знаменитого французского гимна явля ется инженер капитан королевской армии Клод Жозеф Руже де Лиль. Он писал стихи, увлекался музицированием. В 1792 г. во время приема у мэра Страсбурга пришло сообщение об объявле нии Францией войны против Австрии. В патриотическом порыве офицер, придя домой, ночью набросал слова и мелодию вполне во енной по тематике песни, которую назвал Боевая песня рейнской армии Друзья офицера способствовали быстрому распростране нию патриотической песни, и через несколько дней ее публично исполнил военный оркестр. Как пишут музыковеды, в истории не сохранилось сведений, какую роль эта песня сыгра ла в военных подвигах рейнской армии, но она имела громадное значение для развернувшегося революционного движения в самой Франции. В Париж она проникла благодаря марсельцам, прибыв шим в столицу с целью поддержать борьбу парижан с королем. Парижанам не были известны причины появления песни, но слова и музыка вызвали восторг, ей было дано название Гимн марсель цев или Марсельеза Слова К оружию, граждане На землю пусть кровь бесчест ная падет. Строй батальоны и вперед. Вперед, вперед, вперед Первые национальные гимны 172 СЛАВЬСЯ, ОТЕЧЕСТВО обладали какой то магической силой, музыка же вызывала необык новенный подъем духа, подобно русскому ура а Наполеон по сле одной из своих побед говорил Я выиграл сражение. Вместе со мною командовала Марсельеза Декретом от 14 июля 1795 г. Марсельеза была объявлена национальной песней, но только в 1879 г. ее утвердили как официальный гимн Французской Республики. В других странах национальные гимны, как уже отмечалось, поя вились позже, и происхождение их было различным. Основой для гимна чаще всего являлись уже существующие тексты, но иногда слова гимна писались на известные мелодии. По характеру музыки гим ны также различались. Часто в этом качестве использовались марши, как, например, в Испании и Португалии, исполнявшиеся без слов. После Марсельезы в XIX в., веке революций и националь но освободительной борьбы, понятие гимна по сравнению с пред шествующим XVIII в. меняется. В основном гимн становится торжественной песней светского содержания, отличающейся ге роикой, патриотизмом, призывающей к сплочению и борьбе. Именно такими были Гимн гарибальдийцев А. Оливьери в Ита лии, Ракоци марш в Венгрии, Безансон в Бельгии. В XIX в., когда развивалась идея славянского единства, возник общеславянский гимн Гей, славяне В 1834 г. известный словац кий патриот и популярный поэт, священник, кандидат богословия С. Томашик после посещения театра в Праге, где шла пьеса на чеш ском языке Чехия в то время находилась в составе империи Габс бургов под большим эмоциональным воздействием написал сти хотворение Гей, славяне Гей, славяне Гей, славяне Будет вам свобода, если только ваше сердце бьется для народа Стихотворение быстро приобрело популярность в славянских странах, и его стали петь на мелодию одной из самых патрио тичных польских песен Еще Польша не погибла мазурка В 1848 1849 гг. песню пели на пражских баррикадах восставшие против ненавистной империи чехи. В 1848 г. Гей, славяне был принят Славянским съездом как гимн славянского возрождения и братства. Этот гимн хорошо знали в России особенное значение он приобрел в первую мировую войну, когда славяне из австро венгерской армии переходили на сторону русских с паролем первыми строками гимна Гей, славяне В XIX в. появился еще один межгосударственный гимн ме ждународный пролетарский гимн Интернационал Автор слов гимна, длительное время занимавшего исключительное место в ис 173 тории России, Эжен Потье, член Парижской Коммуны, ее певец, поэт и великий гражданин Франции. Первая публикация Интер национала относится к 1887 г. В этот год в Париже был издан сборник под названием Революционные песни Среди них выде лялись стихи Э. Потье, незадолго перед этим умершего. Именно на эти стихи обратил внимание французский рабочий из Лилля, ком позитор самоучка Пьер Дежейтер, который положил их на музыку. В июне 1888 г. на празднике газетчиков в Лилле Интернационал был впервые спет хором рабочих под руководством самого автора. Гимны на Руси Как соотносится становление гимнических мелодий в России с общеевропейской картиной их развития Древняя Русь получила свое богослужебное пение из Византии вместе с крещением в конце Х в. Князь Владимир по возвраще нии из Корсуни, где по преданию он крестился, привез с собою в Киев вместе со священниками также певцов. Певцы эти были славянами, присланными русскому князю византийскими импера тором и патриархом. В Повести временных лет говорится о первых славословиях на Руси в честь Иисуса Христа скажем вместе с Давидом Воспойте Господу песнь новую, воспойте Господу вся земля пой те Господу, благословляйте имя его, благовествуйте со дня на день спасение его. Возвещайте в народах славу его, во всех лю дях чудеса его, ибо велик Господь и достохвален Специалисты по русской музыкальной культуре утверждают, что в эпоху введения христианства на Руси, когда еще не про изошло разделение христианской церкви на Восточную и Запад ную 1054 г. церковное пение Восточной и Западной церквей отличалось незначительно. Не случайно некоторые гимнические песнопения западных авторов исполнялись на Руси. К ним отно сится, например, знаменитый гимн Тебя, Бога, хвалим Te Deum Амвросия Медиоланского. Его пел вместе с соборными певчими Петр I после окончания Северной войны. Как уже отмечалось, гимны входили в состав песнопений при бо гослужении в Византии. Особенно велико значение византийских песнопений для тех стран, в которых был принят византийский строй богослужения, в том числе для Руси. Со времени вселенских соборов IV VIII вв. православной церкви в Византийской импе Гимны на Руси 174 СЛАВЬСЯ, ОТЕЧЕСТВО рии церковное песнотворчество, разнообразное по содержанию, де лится на множество видов с особыми названиями. Среди этих названий Богородичные, кондаки, славословия, ка ноны и др. Каноны составляют самый обширный отдел христиан ской гимнологии их писали лучшие гимнологи Восточной церк ви Андрей Критский, Иоанн Дамаскин, Федор Студит. Христианское церковное песнотворчество продолжалось во все время существования русской церкви. Все канонизированные святые русской церкви имеют особые песнопения, славящие их акафисты, кондаки Сложены они по форме аналогичных богослужебных пес нопений греческой церкви, находящихся в употреблении в славян ском переводе, в современной богослужебной практике православ ной церкви. Из русских церковных песнопевцев особенно известны Кирилл, епископ Мелитопольский канон и акафист святому Алек сандру Невскому Антоний, епископ Чебоксарский, ректор Казан ской духовной академии канон и акафист святому Тихону Воронеж скому епископ Афанасий Сахаров владыка Никодим, митрополит Ленинградский и Новгородский и др. Мелодии русского церковного пения по крайней мере в домон гольское время по видимому, не отличались очень сильно от ста ринных византийских. О том, каким способом обучали пению, доподлинных известий не сохранилось. Церковное пение известно было самому широ кому кругу русских людей, которые пели те же псалмы, что и в церкви, на полях сражений. В Сказании о Мамаевом побои ще сообщается, как собирал Димитрий Донской уцелевших вои нов после Куликовской битвы Храбрые же витязи, достаточно испытав оружие свое над погаными татарами, со всех сторон бре дут на трубный звук. Шли весело, ликуя, песни пели те пели бо городичные, другие мученические, иные же псалмы, все христианские песни. Каждый воин идет, радуясь, на звук трубы Что касается инструментальной музыки в Древней Руси, то ле тописи сообщают прежде всего о военной музыке. Святослава в походе на Болгарию сопровождали бубны, трубы и сопелки У князя Юрия Долгорукого было 30 знамен воинских единиц труб и бубнов 140. В Липицкой битве 12 16 г. новгородцы выставили в поле 60 труб, а владимиро суздальцы 40 труб и 40 бубнов. Количество музыкального сопровождения соответст вовало численности войска новгородцам помогали псковские, смо ленские, ростовские воины. В сообщениях, относящихся к XI в., приводятся данные о том, 175 что при дворе киевских князей состояли многочисленные игрецы на разных инструментах, по видимому, вместе с певцами они сопрово ждали пиры и другие княжеские собрания. Известны фрески ки евского Софийского собора, на которых изображены игрецы на флей тах, прямых трубах и струнных инструментах типа арфы. Что касается самой музыки, исполнявшейся на этих инстру ментах, то о ней, к сожалению, трудно сказать что либо конкрет ное памятников светской музыки, относящейся к древним перио дам русской истории, не имеется. Предполагают, что западная светская музыка могла попадать в Россию. Например, Софья Палеолог, воспитывавшаяся в Италии, где в XV в. был уже известен клавесин, могла получить какое то му зыкальное образование, умение петь. В правление Ивана III был вы писан в Москву немец игрец на органе что, по видимому, пред полагало наличие инструмента, на котором он мог музицировать. В XVI XVII вв. государи Западной Европы посылали в Мос ковию в качестве подарков разные музыкальные инструменты, преимущественно клавесины. Царю Федору Иоанновичу, напри мер, был послан из Англии клавесин, роскошный вид которого и приятные звуки приводили в восхищение посетителей царских палат. Так как русской музыки для клавесина в то время не су ществовало, вероятно, для игры на нем был приглашен иностран ный музыкант, игравший западную музыку. Дети Бориса Годунова уже обучались игре на клавесине. Иноземная слобода Немецкая слобода, Кукуй в Москве, ставшая с конца XVI в. центром поселения иностранцев различ ных профессий, имела свою церковь, где мог быть орган, имела школу, где дети могли обучаться хоровому пению и музыке. Но так как Немецкая слобода при всей ее обособленности не могла быть настолько замкнутой, чтобы русские люди различных сосло вий не посещали ее и не знакомились с обычаями и нравами живущих в ней иноземцев, то можно предположить, что они слу шали и мелодии, и пение. В XVI XVII вв. сначала в Польше, затем на Украине и в Рус ском государстве появляется особая разновидность гимнов торжественные канты, которые создавались на религиозные тексты, но постепенно их тематика расширяется патриотические, лири ческие, виватные они становятся светскими. Музыковеды не могут четко осветить всю картину музыкально го сопровождения различных торжеств в России, выходов царей и прочих государственных церемоний. Нам известно, что в период Гимны на Руси 176 СЛАВЬСЯ, ОТЕЧЕСТВО создания единого Русского государства неоднократно упоминав шийся уже великий московский князь Иван III Васильевич создал профессиональный хор государевых певчих дьяков Он пел в 1479 г. год освящения Успенского собора в Кремле В после дующие столетия этот хор исполнял духовные песнопения гим нического характера во время церковных праздников, царских ве личаний и других событий общегосударственной значимости. Время правления царя Алексея Михайловича ознаменовано соз данием нового вида царских потех В царском селе Преображен ском немецкими, специально выписанными из Германии комедиан тами представлен был в первый раз Навуходоносор, или как ца рица Юдифь царю Алаферну голову отсекла Русский текст На вуходоносора написал Симеон Полоцкий. Царь был очень доволен представлением пением, музыкой и немецкими танцами и щедро наградил комедиантов. С сего 1672 г. начались в России в первый раз позорища, т. е. представления комедий и балов с иностранны ми плясками, а до сего времени бояре потешались только соколи ною и псовою охотою, а простонародье кулачными боями и трав лею зверей Последнее не совсем верно, так как на Руси издав на существовали скоморохи, которые были желанными гостями на всяких праздниках, торжищах, свадьбах и т. д., ибо были певцами, музыкантами, танцорами, мимами, клоунами, забавлявшими народ. Представления, дававшиеся в царских палатах, характеризуются как духовные оперы, или оратории на библейские темы, текст для которых в большинстве случаев сочинял Симеон Полоцкий. В 1675 г. исполнялась, например, мистерия Страсти Иисуса Наря ду с библейскими представлениями, известны и вполне светские комические пьесы, которые исполнялись при дворах известных госу дарственных деятелей князя В.В. Голицына, А.С. Матвеева, князя Я.Н. Одоевского и других. Предполагается, что музыку писали не мецкие комедианты а играть могли и домашние актеры. В 1675 г. в тереме Софьи Алексеевны ее придворные девицы и лица знатного происхождения представили комедию Русалка, или славянские нимфы с пением и танцами. Автором пьесы была сама царевна, ко торая любила театральные представления, разыгрывала их в своих теремах. Как видим, светская музыка все шире проникает в высший московский свет, в придворный мир, явившийся законодателем мно гих изменений в русском обществе. Музыка не входила в число любимых занятий Петра Велико го. Однако сохранились известия, что он певал басовые партии в церковном хоре. Пребывание за границей в составе Великого 177 посольства и знакомство с бытом Западной Европы, вероят но, настроили его на полезность и музыки тоже, кото рая могла помочь ему в грандиозных замыслах преобразования России. В 1699 г. Петр купил у бранденбургского посланника оркестр гобоистов. По видимому, он имел также другой оркестр, для ко торого приглашались иностранцы и который участвовал в ассамб леях играл танцы. Примеру царя следовали вельможи свои ор кестры имели князь Меншиков, княгиня Черкасская и др. Граф Ягужинский явился инициатором концертов при дворе, в которых принимал участие оркестр герцога Голштинского. Концерты начались в 1722 г. и продолжались до самой смерти Петра. Все оркестры состояли первоначально из иностранных музыкантов, од нако последние начали обучать своему искусству и крепостных людей русских вельмож, так что со временем появляются крепо стные оркестры. В эпоху Петра I получают распространение виватные канты прославляющие царя и молодую Россию Виват, Россия, именем преславна Возвеселисе, Россия, правоверная страна Радуй ся, российский Орле двоеглавый эти песнопения исполнялись в знак петровских побед на суше и на море, составляя единое целое вместе с другими пропагандистскими деяниями царя соз данием военных знамен нового образца, массовым награждением памятными медалями солдат и офицеров, патриотическими фей ерверками. Естественно, русский царь, реформировавший армию, не оста вил в стороне военную музыку. В приказах 1700 г. упоминаются 6 иностранных трубачей, которые служили в армии. В составе российских военных оркестров известны гобоисты, трубачи, флей тисты, литавристы, барабанщики. Победа под Полтавой дала Пет ру I трофеи в виде музыкальных инструментов. Среди них нахо дились литавры громоздкие металлические котлы, затянутые кожаной мембраной. Какую же музыку исполняли петровские оркестры Кроме ви ватных кантов, по видимому, гимнические произведения старого времени типа общеевропейского псалмового гимна Тебя, Бога, хвалим С появлением регулярной армии появилась и регулярная му зыка в 17 г. был издан указ о штатах полковых оркестров, с 1722 г. все полки были обязаны иметь оркестры. В 17 16 г. в лейб гвардии Преображенском полку играли 40 музыкантов. Гимны на Руси 178 СЛАВЬСЯ, ОТЕЧЕСТВО Преображенский марш По видимому, этому оркестру выпала честь первому воспроиз вести мелодию знаменитого Преображенского марша Петра Ве ликого Созданный неизвестным композитором ближе к концу правления российского императора, он стал общим для всей русской армии. Четкость и скорость темпа 120 шагов в ми нуту делали его незаменимым при военных походах и парадах. Однако марш исполнялся и в дни юбилеев побед в Северной войне, в дни тезоименитства царя, в день коронации Екатерины I. Таким образом, Преображенский марш выполнял функции свет ского гимна на парадах, торжественных выходах царских особ, на посольских приемах. Известно, что в екатерининское время в конце XVIII в. в походах Преображенский марш пелся на сло ва поэта С. Марина Пойдем, братцы, за границу бить Отечества врагов. Вспомним матушку царицу, вспомним век ее каков А во второй половине XIX в. этот же марш исполняли на сло ва солдатской песни Славны были наши деды Знают турки нас и шведы К концу XIX в. Преображенский марш в качестве музыкальной эмблемы элитного Преображенского полка стал главным маршем России. Кураторами полка были все российские императоры, поэто му он всегда исполнялся в таких торжественных случаях, как, на пример, открытие памятника императору, других воинских церемо ниях в течение всего XIX начала XX в. Преображенский полк был расформирован в самом конце 19 17 г. Однако его гимн марш продолжал свое существование в белом движении. В Добровольческой армии он использовался в значе нии русского гимна. Таковым он и остается на долгие годы в рус ском зарубежье, когда его вместе с гимнами многих европейских стран исполняли в эмиграции при поднятии флага или на цере мониях памяти павших. Музыка марша Преображенского полка звучала в России и в со ветское время, в частности, в исторических фильмах и радиопо становках. Сейчас его можно услышать в исполнении военных ор кестров. 179 Гром победы В конце XVIII в. появился еще один марш всероссийского значения. По первой строке стиха он назывался Гром победы Иногда его именовали по припеву Славься сим, Екатерина Стихи написал яркий представитель русского классицизма, пер вый поэт России того времени Г.Р. Державин. Державин посвятил их победе России в войне с Турцией 1787 179 1гг., во время которой ярко проявился полководческий талант А.В. Суворова и героизм русских солдат, в частности, при взятии штурмом кре пости Измаил Гром победы, раздавайся Веселися, храбрый Росс Звучной славой украшайся, Магомета ты потрёс Прекрасные панегирические стихи Державина положил на му зыку О.А. Козловский также известная личность конца XVIII в. Козловский был уроженцем Варшавы, поступил на службу в рус скую армию, участвовал в войне с турками и в это время обратил на себя внимание князя Г.А. Потемкина незаурядными музыкаль ными способностями. Генерал фельдмаршал сделал его директором своей музыкальной капеллы. Исполнение музыки Козловского в сопровождении хора в триста голосов и оркестров состоялось в Таврическом дворце, принадлежащем светлейшему князю Потем кину Таврическому, в апреле 179 1г. Так как музыка написана бы ла в стиле полонеза, то марш использовался и как танцевальная ме лодия в русских аристократических кругах. Полонез открывал дворянские балы, звучал в парках усадеб. Это был своего рода дворянский гимн. Но под грохот оружейных залпов и стук бара банов, звон тарелок и колоколов его исполняли на полях сра жений песельники. Эта мелодия, мужественно героическая, тор жественная, волнующая до слез звучала в России в течение нескольких десятилетий, исполнялась и в войну 18 12 г., но уже с другими словами Гром оружий, раздавайся Раздавайся труб ный глас, Сонм героев, подвизайся, Александр предводит вас Через сто лет после первого исполнения Грома победы со стоялась премьера оперы П.И. Чайковского Пиковая дама В третьей картине второго акта оперы звучит мелодия Славься сим, Екатерина После подавления Россией восстания 1830 183 1гг. в Царст ве Польском известный поэт В.А. Жуковский написал Русскую Гром победы 180 СЛАВЬСЯ, ОТЕЧЕСТВО песнь на взятие Варшавы которая пелась на мотив Грома по беды Раздавайся, гром победы Пойте песню старины Бились храбро наши деды, бьются храбро их сыны. Мы под теми же ор лами. Те же с нами знамена. Лях, бунтующий пред нами, помнит русских имена Коль славен наш Господь в Сионе Одновременно с дворянским гимном Козловского появился русский духовный гимн. Его часто исполняют различные совре менные хоры, ибо мелодия Бортнянского, возвышенная, отличаю щаяся необыкновенной чистотой, не может не волновать всех, кто любит музыку, в какую бы эпоху они не жили. Знаменитый гимн Д.С. Бортнянского Коль славен наш Господь в Сионе не оста вил равнодушным и современников композитора. Стихи к нему создал известный поэт того времени и одновременно важный чиновник, куратор Московского Университета, действительный тайный советник М.М. Херасков. Бортнянский, привезенный с Украины в Санкт Петербург се милетним мальчиком, был взят в придворный певческий хор. Уме нью держаться на сцене маленький Бортнянский, как и другие певчие, обучался в Шляхетском Кадетском Корпусе. Вскоре его заметил и выделил среди других певцов итальянец Б. Галуппи, придворный оперный и балетный композитор и капельмейстер. Будущий композитор стал серьезно обучаться у него музыке, а вскоре после отъезда Галуппи в Италию последовал за ним. Бортнянский находился в Италии более десяти лет, получив там известность в качестве оперного композитора. В 1779 г. его вы звали в Россию, где поставили композитором придворного певческого хора Через несколько лет, с учреждением придвор ной капеллы, Бортнянского сделали первым ее управляющим. Он получил звание Директора вокальной науки В этой должности от остался до самой смерти, почти 30 лет. Кроме дирижирования хором и административной деятельности по управлению капеллой, Бортнянский писал музыку. Влияние итальянской школы сказыва ется в красивости и благозвучии его мелодий, однако некоторые даже великие русские композиторы видели в музыке слаща вость Большинство же слушателей внимали ей с благоговени ем, особенно слушая его Херувимские мелодии. Рассказывают, что в день кончины Бортнянский призвал к себе хор капеллы 18 1 и попросил исполнить свой концерт Вскую прискорбна еси душа моя под звуки которого тихо скончался. В течение XIX в. гимн Бортнянского Коль славен непремен но исполнялся во время торжественных церемоний несветского характера крестных ходов, церковных праздников и парадов. Его играли также при некоторых военных церемониях при погребе нии генералов, высших офицеров, умерших на службе, при про изводстве юнкеров в офицеры и т. д. Вообще же этот русский духовный гимн вместе с маршем Преображенского полка, всегда был на слуху вызваниваясь ко локолами Спасской башни Московского Кремля в 12 и 18 часов звучал Преображенский марш, а в 15 и 2 1час Коль славен Так продолжалось более 60 лет с 1856 по октябрь 19 17 г. Все вышеназванные прекрасные мелодии гимнического характе ра не являлись официальным гимном, хотя в разное время отчасти выполняли его функции, почитались и были любимы в России. Гимн Российской империи Появление в Российской империи официального гимна связа но с победой в Отечественной войне 18 12 г. и прославлением им ператора Александра I. В чести была тогда в России мелодия английского гимна Боже, храни короля о чем говорилось вы ше. В некоторых музыкальных произведениях прославлялся рус ский царь победитель. Подобные песни появляются уже в 18 13 г. Песнь русскому царю А. Востокова с мелодией английского гим на содержала такие слова Прими побед венец, Отечества Отец, Хвала тебе В 18 15 г. В.А. Жуковский написал и опубликовал в журнале Сын Отечества стихотворение под названием Молитва рус ских также посвященное Александру I. Кто то полагает, что это был перевод с английского, по крайней мере, первой строки Боже, Царя храни Боже, храни короля В 18 16 г. А.С. Пуш кин приписал к стихотворению еще две строфы. 19 октября 18 16 г. они были исполнены воспитанниками Лицея на музыку английско го гимна. Таким образом, по случаю празднования годовщины Ли цея перевод Жуковского получил оригинальное продолжение, на писанное Пушкиным. Жуковский дополнил свое сочинение в 18 18 г. оно звучало на публичном экзамене воспитанников петербургской гимназии. Гимн Российской империи 182 СЛАВЬСЯ, ОТЕЧЕСТВО Таким образом, текст Молитвы русского народа текст рус ского гимна, был практически создан, но при его исполнении му зыка оставалась английской. Этой музыкой военные оркестры в Варшаве встречали прибывшего туда в 18 16 г. Александра I. С этого времени Высочайше было повелено играть всегда гимн при встрече государя. Почти 20 лет в Российской империи офи циально использовали мелодию английского гимна. Обычно историю создания официального гимна Российской им перии объясняют прихотью императора Николая I, который буд то бы заявил Скучно слушать музыку английскую, столько лет употребляемую Уже отмечалось, что Николай I был крайне за интересован вопросом о российской государственной атрибутике, укреплении ее, придании веса монархическим символам. Вряд ли от скуки надумал он создать и народную песнь Автором музыки царь выбрал близкого и преданного ему чело века А.Ф. Львова, хотя мог выбрать русского композитора но мер один М.И. Глинку. Предполагают, что был устроен некий негласный конкурс, о котором мачеха композитора Львова вспо минала Знали мы, что многие новую музыку сочиняют на эти слова, что даже у императрицы поют и играют сочинения эти, что Царь слышит и ни слова не говорит Современники в своих воспоминаниях называют М.Ю. Виельгорского и М.И. Глинку, будто бы писавших музыку гимна. Впрочем, последний позднее со общал, что никто не поручал ему писать гимн. Алексей Федорович Львов родился в Ревеле в 1798 г. в ари стократической и музыкальной семье. Его отец, Ф.П. Львов, был директором Придворной певческой капеллы. Алексей Федорович получил хорошее музыкальное образование, учился игре на скрипке. Однако волею судьбы по окончании Корпуса инженеров путей со общения в 18 18 г. он попал на военную службу в военные по селения Новгородской губернии под начальство А.А. Аракчеева. Львов продолжал заниматься музыкой, в частности, сделал новую оркестровку Стабат Матер Перголези, которая была исполнена в Петербурге в Филармоническом обществе. За это он получает почетное звание композитора Болонской академии. Львов не раз пытался уйти со службы и заняться только музы кой. Однако не мог отказать шефу жандармов А.Х. Бенкендорфу и перешел на службу в Министерство внутренних дел, убедитель но прося, правда, для пользы службы не употреблять его по сек ретной части для чего был неспособен. В 1826 г. он был прико мандирован к свите Николая I, сначала для производства дел до 183 вояжей относящихся а затем стал управляющим делами Импе раторской квартиры. Он принимал участие в войне с Турцией 1828 1829 гг., участвовал в боях под Варной, получив свои пер вые боевые награды. В 1832 г. Львова зачисляют в почетный Ка валергардский полк, он командует царским конвоем, сопровождая царя во всех поездках. С этого времени он становится близок не только к императо ру, но и к его семье, аккомпанируя на скрипке пению княжны, участвуя в домашних концертах императорского семейства. Именно к нему обратился через Бенкендорфа Николай I с пред ложением попробовать написать гимн Русский Произошло это в 1833 г. после возвращения царя из Австрии и Пруссии. Львов вспоминал, что задача показалась ему весьма трудною, особенно когда он думал о величественном английском гимне. Я чувст вовал надобность, писал Львов, создать гимн величествен ный, сильный, чувствительный, для всякого понятный, имеющий отпечаток национальности, годный для церкви, годный для войск, годный для народа от ученого до невежды Хотя все эти мысли волновали и пугали молодого музыканта, в один из вечеров, возвратясь домой, он сел к столу и в не сколько минут гимн был написан. Здесь, как видим, А.Ф. Львов уподобился Руже де Лилю. Жуковский предоставил практически уже имеющиеся слова, подогнав их под мелодию. Так появил ся шедевр Жуковского Львова. Текст состоял всего из 6 стро чек Боже, Царя храни Сильный, державный, Царствуй на славу нам Царствуй на страх врагам, Царь православный Боже, Царя храни однако благодаря возвышенной, хоральной мелодии он звучал исключительно мощно. 23 ноября 1833 г. царь с семейством и со свитой специально прибыли в Певческую капеллу, где состоялось первое исполнение сочиненной Львовым музыки гимна с придворными певчими и дву мя военными оркестрами. Прослушанная несколько раз мелодия понравилась царю, который отдал приказание показать ее ши рокой публике. декабря 1833 г. в Большом театре в Москве оркестр и вся труппа театра участвовали в представлении Русской народной песни так был назван в афише гимн Боже, Царя храни На следующий день в газетах появились восторженные отзывы. Вот что сообщает об исторической премьере директор Московских Им ператорских театров М.П. Загоскин Сначала слова были пропе ты одним из актеров Бантышевым, потом повторены всем хором. Гимн Российской империи 184 СЛАВЬСЯ, ОТЕЧЕСТВО Не могу вам описать впечатление, которое произвела на зрителей сия национальная песнь все мужчины и дамы слушали ее стоя сначала ура а потом форо загремели в театре, когда ее про пели. Разумеется, она была повторена 25 декабря 1833 г., в день годовщины изгнания войск Наполе она из России, гимн был исполнен в залах Зимнего дворца при ос вящении знамен и в присутствии высоких воинских чинов. 3 1де кабря уходящего года командир Отдельного гвардейского корпуса великий князь Михаил Павлович отдал приказ Государю Им ператору благоугодно было изъявить свое соизволение, чтобы на парадах, смотрах, разводах и прочих случаях вместо употребляе мого ныне гимна, взятого с национального английского, играть вновь сочиненную музыку 30 августа 1834 г. на Дворцовой площади в Санкт Петербурге был открыт монумент Александровский столп в честь по беды над Наполеоном в войне 18 12 г. Торжественное открытие монумента сопровождалось парадом войск, перед которым впер вые в столь официальной обстановке исполнялся гимн России Боже, Царя храни В 1840 г. Львов отправляется в отпуск, причем как невоенный человек, артист. Он выступил с концертами в Германии, Англии, Франции и везде с огромным успехом его талантом скрипача восхищались Мендельсон, Лист, Шуман. Последний в статье Алексей Львов писал Г н Львов скрипач настолько при мечательный и редкостный, что он может быть поставлен в один ряд с первыми исполнителями вообще Музыка гимна Боже, Царя храни стала быстро известна в Евро пе. Музыкальная тема гимна варьируется в нескольких произведениях немецких и австрийских композиторов. В России П.И. Чайковский ци тирует его в двух музыкальных произведениях Славянском мар ше и увертюре 18 12 год написанной в 1880 г. и исполнявшейся по случаю освящения Храма Христа Спасителя в Москве. Львов, обласканный государем он получил драгоценную табакер ку с бриллиантами, а позднее девиз в герб Боже, Царя храни занимается активной музыкальной деятельностью, пишет церковную музыку, создает несколько опер, скрипичных концертов, песен. По сле смерти отца он унаследовал придворную певческую капеллу, создает прекрасный ансамбль и школу певческого мастерства, а за тем Петербургское Симфоническое общество. По военной службе он также получает чины флигель адъютант царя, через два года полковник, а в 1843 г. генерал майор. 185 Авторство в создании государственного гимна принесло, одна ко, А.Ф. Львову самую большую славу. Это прекрасно понимал и его соавтор. Незадолго перед смертью В.А. Жуковский написал А.Ф. Львову Наша совместная двойная работа переживет нас долго. Народная песня, раз раздавшись, получив право граждан ства, останется навсегда живою, пока будет жив народ, который ее присвоил. Из всех моих стихов, эти смиренные пять, благода ря Вашей музыке, переживут всех братий своих. Где не слышал я этого пения В Перми, в Тобольске, у подошвы Чатырдага, в Стокгольме, в Лондоне, в Риме Музыка гимна была не по душе известному критику В.В. Ста сову, она не вызывала восторга и у М.И. Глинки, но А.Ф. Львов навсегда вошел в плеяду русских композиторов, о чем свидетель ствует, в частности, картина И.Е. Репина, висящая на площадке лестницы в Московской Консерватории. Картина называется Сла вянские композиторы и на ней, вместе с Глинкой, Шопеном, Римским Корсаковым и другими, изображен в расшитом придвор ном мундире автор официального российского гимна А.Ф. Львов. Гимны России ХХ в. Отречение государя императора от престола сделало бессмыслен ным прославление его особы народной песней Почти сразу же принимаются попытки создать новый российский гимн. Большой рус ский поэт В.Я. Брюсов в марте 19 17 г. написал статью О новом рус ском гимне которая, правда, была опубликована лишь осенью. Он считал, что следует устроить всероссийский конкурс, предлагая не сколько вариантов подхода к написанию музыки и слов гимна новой России. Он писал Нужна краткая песнь, которая силою звуков, ма гией искусства сразу объединила бы собравшихся в одном порыве, сразу настроила бы всех на один высокий лад Брюсов подчерки вал, что дух народа обычно характерный для национальных гим нов стран с единообразным населением, должен быть выражен по другому в многонациональной России. По мнению Брюсова, гимн не может быть великорусским Он также не может почерпнуть па фос в православной религии из за разнообразия конфессий в стра не. Наконец, гимн не должен разделять население по классам, на циональностям и т. д. он должен звучать для всех, кто считает Россию своей Родиной. В стихах гимна, как полагал В.Я. Брюсов, должны быть отражены военная слава, размеры страны, героичес Гимны России ХХ в. 186 СЛАВЬСЯ, ОТЕЧЕСТВО кое прошлое и подвиги людей. Пафосность слов гимна должна со ответствовать пафосности мелодии и содержать идеи братства на родов, населяющих Россию, их содержательный труд на общее бла го, память о лучших людях родной истории, те благородные начина ния, которые откроют путь России к истинному величию Кроме того, писал поэт, гимн должен быть созданием художествен ным, подлинной, вдохновенной поэзией иной не нужен и бесполе зен, т. к. не останется в жизни. Внешняя форма гимн должен быть песней Высказывалось и множество других предложений относительно нового гимна. В частности глинковское Славься марселье за отечественных работников песня Эй, ухнем в обработке А.К. Глазунова. Композитор А.Т. Гречанинов создал абсолютно новый Гимн свободной России на слова К. Бальмонта Да здрав ствует Россия, свободная страна Свободная стихия великой сужде на Могучая держава, безбрежный океан Борцам за волю слава, раз веявшим туман Ни одно из этих предложений не было принято Временным правительством и многочисленными Особыми совещаниями дея телей искусства. Более приемлемой казалась Марсельеза Она пришла в Рос сию в конце XVIII начале XIX вв. Ее распевали декабристы, революционное студенчество, однако она была доступна лишь знающим французский язык. Все меняется, когда видный деятель русского революционного движения народник П.Л. Лавров создал новый, русский текст Марсельезы Под названием Рабочей Марсельезы песня стала хорошо известной с 1875 г. В дни рево люции 1905 1907 гг. ее распевали на улицах и площадях. Содер жание имело мало общего с французской Марсельезой Руже де Лиля, но было понятно революционно настроенным массам Отречемся от старого мира, отряхнем его прах с наших ног К 19 17 г. песня стала общепризнанным гимном революционного движения, причем, ее считали гимном революции и те, кто даже не знал ее содержания. Марсельезу исполняли при встрече членов Временного правительства, при приеме иностранных делегаций, при начале спектаклей в театрах и т. д. При ее исполнении сни мали головные уборы. Причем оркестры исполняли классический французский вариант Марсельезы а пелась русская Рабочая Марсельеза Между тем на митингах и собраниях все чаще звучал гимн социалистов Интернационал 14 марта 19 17 г. Петроградский 187 Совет принял манифест К народам всего мира после чего ор кестр заиграл сначала Интернационал а затем Марсельезу 3 апреля 19 17 г. в Петроград из эмиграции вернулся В.И. Ленин. На перроне Финляндского вокзала его встречали соратники пением Марсельезы Однако позднее Ленин, якобы поморщив шись, сказал Давайте петь Интернационал Как вспоминают очевидцы, слов последнего почти никто не знал, хотя Интерна ционал к тому времени уже имел русский текст. Его написал в 1902 г. поэт А.Я. Коц. Еще в 1899 г. он, бывший горный мас тер из Донбасса, присутствовал, находясь в эмиграции, на Пер вом генеральном конгрессе французских социалистов. Исполнение Интернационала возникшее при звуках этой необыкновенной, воодушевляющей, вплоть до экзальтации, мелодии так потрясло молодого студента, что он решил сделать Интернационал дос тоянием русских революционеров. Буржуазная Марсельеза и социалистический Интернационал конкурировали в России до созыва в январе 19 18 г. Учредительно го собрания и его разгона. С этого времени как гимн пролетарского государства Интернационал существовал до 1943 г., став гимном Советского Союза. Его творец, французский коммунист Пьер Дежейтер, побывал в Советской России, предвосхитив свою поездку написанием пе сен в ее честь Серп и Молот Триумф великой революции Мечта о России В 1943 г. после роспуска III Интернационала Интернационал стал только партийным гимном гимном партии большевиков, затем КПСС. Для гимна СССР была выбрана написанная в 1939 г. А.В. Алек сандровым песня Гимн партии большевиков В ночь на 1января 1944 г. прозвучал в первый раз по радио гимн Советского Союза со словами С.В. Михалкова и Г.Г. Эль Регистана. С 15 марта 1944 г. гимн начал исполняться повсеместно. Советский Союз распался на суверенные государства, у которых появились свои музыкальные символы. У России, как уже писалось, гимном стала Патриотическая песня М.И. Глинки, без слов. После десятилетнего перерыва музыка А.В. Александрова вновь начала звучать как государственный гимн гимн Российской Феде рации. 8 декабря 2000 г. Государственный Федеральный закон о гимне РФ утвердила Государственная Дума, 20 декабря совет Федерации, а 25 декабря 2000 г. его подписал президент Россий ской Федерации В.В. Путин. Гимны России ХХ в. 188 СЛАВЬСЯ, ОТЕЧЕСТВО Слова гимна написал уже известный С.В. Михалков. Возвраще ние музыки советского гимна в обществе было воспринято неод нозначно, однако мелодия достаточно знакома на слух и легко воспроизводится, что для гимна немаловажно. Как писал когда то В.Я. Брюсов, главное чтобы гимн мог спеть любой живущий в нашей стране человек. В этих обстоятельствах принято писать об авторах главного му зыкального символа страны. О С.В. Михалкове, ныне здравству ющем и активно участвующем в общественной жизни, средства массовой информации сообщают довольно часто. Биография же А.В. Александрова известна широкому слушателю меньше. И очень приятно было прочитать в одной из центральных газет интервью с его праправнуком, 25 летним артистом Олегом Александровым. Публикация называлась Возвращение Александрова Музыка Александрова действительно вернулась, но по большому счету она и не забывалась, ибо, как сказал потомок советского композитора, гимн наполнен народным духом и как бы кто либо не относился к музыке Александрова, а она по настоящему масштабна и тор жественна, всегда надо помнить, что гимн государства одна из святынь Отечества. За музыку гимна страны авторы всегда получали награды. Дос тойно награжден был и автор советского гимна. Он и до этого был известным человеком композитор и дирижер, профессор Москов ской Консерватории, доктор искусствоведения, организатор и художе ственный руководитель Краснознаменного ансамбля песни и пляски Советской Армии, народный артист СССР, лауреат Сталинской пре мии. В 1943 г. он получил звание генерал майора, затем еще одну Сталинскую премию. Это все известные из энциклопедии факты. Но мало кто знает, что Александров происходил из семьи церковных служителей с Рязанщины, что он с детства приобщился к церков ной музыке, что поступил в Петербургскую Консерваторию и учился у Глазунова, А. Лядова, в Московской консерватории у итальянского певца Мазетти. Александров выиграл конкурс в революционном 1905 г. и стал регентом архиерейского хора в Твери. Был он и пос ледним регентом церковного хора Храма Христа Спасителя в Мо скве, пока храм не закрыли. Вот какая биография у автора музыки нашего гимна. v Гимны России ХХ в. 189 ГИМН РОССИИ Россия священная наша держава, Россия любимая наша страна. Могучая воля, великая слава Твое достоянье на все времена Припев Славься, Отечество наше свободное, Братских народов союз вековой, Предками данная мудрость народная Славься, страна Мы гордимся тобой От южных морей до полярного края Раскинулись наши леса и поля. Одна ты на свете Одна ты такая Хранимая Богом родная земля Припев Славься, Отечество наше свободное, Братских народов союз вековой, Предками данная мудрость народная Славься, страна Мы гордимся тобой Широкий простор для мечты и для жизни Грядущие нам открывают года. Нам силу дает наша верность Отчизне. Так было, так есть и так будет всегда Припев Славься, Отечество наше свободное, Братских народов союз вековой, Предками данная мудрость народная Славься, страна Мы гордимся тобой 190 СЛАВЬСЯ, ОТЕЧЕСТВО МУЗЫКАЛЬНАЯ РЕДАКЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ГИМНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ музыка А.В. Александрова Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте. Соболева Н.А. «Славься, Отечество...» (2003)
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|
||||||
![]() | ||||||
© 2007-2023 Электронная некоммерческая библиотека открытого доступа «Гербовед.ру» Редакция: gerboved@gerboved.ru | › Пользовательское соглашение | ||||||
![]() | ||||||
Проект сетевого издания «Геральдика.ру» | ||||||
Примечание: представленные в библиотеке научные тексты размещены только для ознакомления и получены большей частью посредством распознавания оригинальных текстов публикаций (OCR), поэтому в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания и степенью сохранности бумажных оригиналов. |