| ||||||
![]() | ||||||
Электронная научно-историческая библиотека «Гербовед.ру» | ||||||
![]() | ||||||
» Библиотека › Санти-Мадзини Д. Геральдика. История, терминология, символы и значения гербов и эмблем (2005) › [Символический код]: Фигуры и символы власти | ||||||
Санти-Мадзини Д.
[Символический код]: Фигуры и символы власти// Геральдика. История, терминология, символы и значения гербов и эмблем (2005)Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: В монографии: Санти-Мадзини Д. Геральдика. История, терминология, символы и значения гербов и эмблем [пер. с итал.] - М.: АСТ, 2007. С. 427-438 [Часть III. Глава V (продолжение).] Аннотация: Поговорка «хотеть - это мочь» при всей своей риторичности выражает бесспорную правду, ибо нет сомнений, что неуклонная воля является лучшим способом выхода из любой трудной ситуации. Если же поменять местами эти два слова, то будет уже не поговорка, а не что иное, как фундамент Истории, ибо тот, кто имеет власть, будь то духовную или материальную, имеет возможность облекать свое «могу» в методы исключительно «убедительные» - от тайного контроля до угрозы пытками или полного уничтожения. Разумеется, это относится к власти абсолютной и опирающейся на жестокость, поскольку власть разумная, призывающая также к согласию и справедливости, избегает таких методов и облекает свою волю в своды законов. И Об авторе публикации/статьи: Санти-Мадзини Д. Просмотр публикации в формате PDF:
› См. также другие статьи автора: Санти-Мадзини Д.
в библиотеке найдено еще 43 публикации(й) автора
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать ![]() Объем текста: 79434 знаков (с пробелами)
К Фигуры и символы власти Поговорка хотеть это мочь при всей своей риторичности выражает бесспорную правду, ибо нет сомнений, что неуклонная воля является лучшим способом выхода из любой трудной ситуации. Если же поменять местами эти два слова, то будет уже не поговорка, а не что иное, как фундамент Истории, ибо тот, кто имеет власть, будь то духовную или материальную, имеет возможность облекать свое могу в методы исключительно убедительные от тайного контроля до угрозы пытками или полного уничтожения. Разумеется, это относится к власти абсолютной и опирающейся на жестокость, поскольку власть разумная, призывающая также к согласию и справедливости, избегает таких методов и облекает свою волю в своды законов. История, правда, столь же скупа на подобные примеры, сколь редки в ней и примеры свободы духа, широты мышления, что обусловлено страхом перед сверхъестественным и робостью перед властью коварной, обладающей харизмой в восприятии толпы. Это объясняет изобилие символов власти или подчинения, согласно рабскому либо свободному духу того, кто с ними сталкивается в гербах, которые необходимо разделить на два класса во первых, гербы с отображением иерархической власти, церковной и светской, во вторых, гербы чисто светские, принадлежавшие городским сообществам и выражавшие их горделивый, знающий себе цену суверенитет сколь бы ограниченным он ни был в реальности. Если проанализировать состав наследственных богатств феодального мира в первые века его существования, то на первом месте будет стоять земельная собственность Церкви. Трудно понять, как и почему этим теоретически безоружным собственникам, аббатствам, удавалось обогащаться даже больше, чем могущественным и воинственным баронам, располагавшим войском, наемными бандитами, сборщиками податей на границах владений и правом силы, которым они распоряжались по своему усмотрению. Воистину эти первые аббатства находились под защитой провидения, сумев сохранить культурное наследие античности и исполнив другое важное дело защитить простой народ, выступив в решительной оппозиции произволу баронов отсюда приток дарений и завещательных отказов, и дальнейшее процветание зависело лишь от умелого обращения с получаемой собственностью. В реальной практике существовали оброк или подати, в любом случае ненавистные населению как налог, и осуществлялся этот налог почти как вымогательство, но были и добровольные отказы по завещанию. Иногда дарение более или менее очевидно подразумевает условие do ut des давай, чтобы получать никто не стал бы давать барону, ибо те добывали все себе сами, но дать аббатству, местному представителю Церкви значило получить кое какую выгоду, хотя бы обеспечить моральную защиту от произвола баронов. Герб города Флиссингена Нидерланды В красном поле серебряное кадило, сопровождаемое в главе золотой короной Герб провинции Сентонж Франция В синем поле серебряная митра, сопровождаемая тремя золотыми лилиями, две в главе, одна в оконечности Герб города Кольберга Померания Рассеченный в первом поле во втором серебряном поле два накосо перекрещенных золотых епископских посоха, сопровождаемых вверху пурпурной митрой с золотой инфулой Обратимся иллюстрации ради к последнему периоду истории этрусков То же, что не передано хронистом, обнаруживается ясными словами в некрополях, если их осветить в погребальных камерах начинают выступать из тьмы фигуры и сцены страха и ужаса. Изображение внушающего страх потустороннего мира, населенного ужасными демонами и мрачными исчадиями ада, всегда вовлекает гораздо больше вещей, заставляя появляться на стенах гробниц видения подземного мира мертвых и уничтожения, вызывающего испуг и ужас Так убедительно пишет Вернер Келлер в своем сочинении Цивилизация этрусков Garzanti, 197 1с. 298 где автор приводит показательный отрывок из книги Г. Денниса жрец лукумон, размахивающий зажатыми в одной руке двусторонним мечом власти светской и духовной и книгами Тагета в другой, повергает подданных во власть священного ужаса и заклинания верить и повиноваться И далее Нет сведений, как проходила христианизация в районах, где жили этруски. С уверенностью можно лишь сказать, что древние города государства станут центрами епархий, среди которых епископства Розелле, Вольтерра, Вульчи и Орвьето. В местах, где правили лукумоны глава каждого из двенадцати союзных государств Этрурии. Примеч. туч. ред. ныне располагаются духовные князья новой иерархии, окруженные помпезностью и торжественным церемониалом и в их церквах, как некогда в торжественности религиозных церемоний этрусков, покачиваются бронзовые кадила, источая приторный запах ладана Всего этого достаточно для солидного обоснования ответа на поставленный нами вопрос о причинах завещательных отказов, но Келлер не отметил, что в отличие от этрусских жрецов античности христианские священники не только грозили грешникам карой, явленной в порождениях дьявола, весьма схожего с ужасным этрусским Тухулькрой, но и открывали картину благодатных небес и ангельских созданий желанная цель для верующих, достижимая скорее и надежнее с дарением на помин души. Do ut des. После такой пояснительной записки нет необходимости рассуждать, почему митры и пастырские посохи столь редко появляются в гербах по сравнению с коронами, которые, напротив, в них избыточествуют истинная власть не нуждается в том, чтобы выставлять себя, равно как самые древние знатные фамилии с полным основанием и молчаливой гордостью удовлетворялись самыми простыми гербами одно деление, два три цвета, одна фигура или никакой. Но если верно, что количество определялось рамками дальновидной скромности, того же нельзя сказать о характере символов чаши, кадила, посохи с на вершиями из слоновой кости, митры и тиары настоящие образчики ювелирного дела, где золото выступает самым презренным материалом, короче, все ради вящей славы Господней ad maiorem Dei gloriam Родовой герб фамилии Ламбардани Равенна В синем поле золотой потир, сопровождаемый тремя золотыми шестиконечными звездами в неправильном порядке 427 Помимо своей символической и чисто финансовой ценности, священнические одежды заключают в себе очарование весьма отдаленной временной дистанции, нашедшей продолжение и развитие в религиозных верованиях разнообразного толка, но скрепленных одной нитью эзотеризма невидимой, но достаточной, чтобы прикрывать часто мишурную видимость. На рис. 349 приведена репродукция из сочинения Джинанни. Автор, хороший геральдист, запечатлел большую часть атрибутов прелатов, встречающихся в гербах тиара, митра, кардинальская шляпа, книги миссал и Евангелие папский крест, епископские посохи, причем один с наверши ем в виде креста, другой с круглой ручкой посоха пастуха или пилигрима. Эта разница отражает эволюцию от древнего изогнутого baсolo pastorale пастушьего посоха, имевшего еще дохристианское происхождение, называвшегося pedum и схожего с современным ствол прямой, ручка изогнутая, конец заостренный Прямой, суковатый, с утолщением яблоком наверху прут ferula сambuta использовался папами с конца VI века, а крестовина сroссia в форме буквы Т осталась в литургическом обиходе восточнохристианских церквей в армянской закругление было в форме змеи, символизируя епископское благоразумие Пастырский жезл с крестом наверху тем не менее оставался, судя по всему, самым распространенным в Средние века, раз уж англичанин и француз называли его, соответственно, сrozier и сrosse и оба термина имеют итальянскую подоснову. После 1000 года стала преобладать, наконец, оригинальная форма pedum пастушеского посоха все три части которого наделялись собственной символикой прямая часть означала твердое управление стадом закругленное навершие способность возвращать заблудших овец острый конец отгонять волков, угрожающих стаду. Рис. 349. Геральдические инсигнии священнической власти иллюстрация из издания Джинанни, XVIII век Пастушеский посох является знаком сана епископа и архиепископа в немецком языке употребимы как слово Вisсhofstab жезл епископа так и Кrummstab клюка, закругленная палка Столь важный атрибут не мог оставаться грубым прутом первых веков, и во времена позднего Средневековья и Возрождения во все большем количестве появлялись великолепные по уровню исполнения образцы подлинно высокого ювелирного искусства к его примерам относятся и жезлы, приведенные на рис. 350 в центре и слева епископский посох Сан Гальгано Посох можно найти и вне щита как знак сана в церковной иерархии, а внутри щита он означает рremio di virtu награду добродетелью если это родовой герб в гербах городов былой суверенитет над городом епископов или аббатов. Особый случай представляет собой Базель, который вплоть до 1833 года имел герб серебряный с черным епископским посохом но затем был разделен на два полукантона город и окрестности, непоправимо отвернувшиеся друг от друга с добавлением второго, красного, обращенного посоха. Гербы кантона Базель Швейцария Родовой герб фамилии Анастази Равенна В синем поле золотой епископский посох Герб города Ставерена Нидерланды Пересеченный золотой и красный и два накосо перекрещенных перевитых лентой епископских посоха переменных цветов Родовой герб фамилии Пини Пистоя В синем поле золотой епископский посох Рис. 350. Епископские посохи XIV века pedum, лат. пастушеский посох в более раннем I и более позднем II вариантах Герб города Салеми В синем поле фигура Святого Николая естественного цвета Герб города Схарсберга Нидерланды Герб города Сан Филиппо д Арджиро В синем поле фигура Святого Филиппа естественного цвета 428 Другой епископский знак митра, головной убор с раздвоенным концом, история которого тоже начинается с античности, когда это была простая повязка с двумя свисающими концами будущие infule В этой форме она использовалась еще греками, которые как раз и называли ее митрой, и этот термин дошел до нас но только термин, а не форма головного убора. Для того исторического отрезка это выглядело кажущимся отклонением от цели, поскольку в имперском Риме митру ввели в обиход фригийские куртизанки, сделав его тем самым символом разврата все это удивительно, но лишь на первый взгляд, поскольку фригийский колпак, который носил также бог Митра, был именно митрой и похожа она, заметим попутно, на шапку венецианского дожа С распространением христианства произошла полная переоценка ценностей уже в IV веке в Африке девы, посвятившие себя Богу, носили митры, а с VIII и в Испании, пока в X веке этот головной убор не был официально принят Церковью. Раздвоенный верх рис. 353 утвердился в конце XII века. Символика формы была определена папой Иннокентием III понтификат 98 12 16 двуглавие означает Ветхий Завет и Новый Завет красный и белый цвет инфулы букву и смысл Священного Писания все в целом величие Христа. Эта форма, невысокая и пятиугольная, была преобразована в стреловидную в XIV веке, и, наконец, современный вид приобрела в XVII веке рис. 354 В гербах, приведенных на соседней странице Салеми, Схарсберга и Сан Филиппо д Арджиро, эта медленная эволюция хорошо прослеживается, а в гербах Ма риенвердера и Сентонжа митра представлена в своем последнем варианте. Поскольку митра служит знаком пастырского достоинства, ее использование, казалось бы, должно было ограничиваться только епископами, но папа мог разрешать носить ее также аббатам, которые в таком случае назывались с правом ношения митры а в более редких случаях капитулу некоторых соборов например, в Лионе и Безансоне Поднимаясь по иерархической лестнице, обнаруживаем плоский и низкий головной убор с широкими круглыми полями это кардинальская шляпа красного цвета рис. 355 Чаще она присутствует на внешних элементах герба, нежели в поле щита. Та же разновидность, но иначе окрашенная и с кистями, обозначает ранг низших прелатов см. с. 538 Рис. 35 1Геральдические инсигнии священнической власти иллюстрация из издания Арменго, XIX век Герб города Мариенвердера Западная Пруссия В синем поле справа епископский посох, соседствующий с лапчатым крестиком слева, сопровождаемым вверху митрой, все серебряное Родовой герб фамилии Императо Сицилия В синем поле два про тивовосстающих льва, сопровождаемых в главе кардинальской шляпой, все золотое Рис. 352. Фигуры пророков и царя Соломона в еврейской митре фрагмент росписи в крипте собора в Шартре, Франция, XII век Рис. 353. Епископ в митре и с посохом роспись по дереву, церковь Эннеза, Верхняя Луара, Франция, XIII век Рис. 354 Митра XIX век Рис. 355. Кардинальская шляпа с 1245 429 Наконец, тиара, которая как слово и собственно объект имеет древнеперсидское происхождение как разновидность жесткого высокого тюрбана, который носили цари у сановников, наоборот, эти тюрбаны были плоские, свисавшие на лоб, наподобие конца шапки у дожа Время, когда тиара официально превратилась в головной убор римских пап это 1048 год, понтификат Дамасия II правда, есть мнения, что фактически это произошло в 744 году, в понтификат Святого Сильвестра. Расхождения во мнениях историков существуют и по вопросу введения первой и третьей корон, и лишь в связи со второй твердо называется имя Бонифация VIII, который буллой Unam sanсtam возвестил папский суверенитет всему миру. Как бы то ни было, увенчанная тремя коронами тиара, triregno, символизирует священническую власть, королевскую и императорскую прочие интерпретации, сколь бы ни хитроумные, представляются менее реалистичными. Тиара редко появляется в гербах, и лишь у тех немногих семейств, которые обладали титулом викарий или гонфалоньер Святой Церкви как д Эсте или флорентийское семейство Николини Сиригатти герб на с. 238 Вне поля щита, вверху это знак папского достоинства рис. 356 357 ключи в данном случае означают судебную власть они не относятся конкретно к папе, но остаются в ведении Святого Престола. Наоборот, не столь редко встречается папская хоругвь разновидность золотого зонта, увенчанного крестом, обычно связанного со скрещенными ключами зонтик иногда образован чередующимися полосами, красными и золотыми, как на гербе рода Монтефельт ро. Эта семья, равно как Альбани, Фар незе, Фалько Пио, римский род Бонелли и другие, имеет такой зонтик в своих гербах как гонфалоньеры Святой Церкви, а также как префект Рима см. на с. 538 пример, касающийся гербов достоинства или чина В качестве знака достоинства он появляется и над щитом у кардинала камерария см. с. 538 Согласно определению А. Манно папская хоругвь это собственно папское знамя в виде зонтика с красными и желтыми клиньями, с зубчатой каймой контрастных цветов основа в форме копья со стопором перекрещена папскими ключами, золотым и серебряным, идущими перевязями и проти вообращенными, перевязанными красным это инсигния папского двора. Как бы ни называть этот предмет, очевидно, что речь идет об известном с XIV века подвижном балдахине, называемом оmbre который несли в процессиях над Святыми Дарами. Глава герба Николини Сиригатти Родовой герб фамилии Содерини Флоренция угасла В красном поле три серебряных оленьих черепа в правильном порядке глава красная с золотыми ключами и тиарой, пониженная главой Святого Георгия Рис. 357. Тиара папская тиара, XIX век Родовой герб фамилии д Эсте красный столб, обремененный накосо перекрещенными золотым и серебряным ключами, соединенными в кольцах синей лентой, сопровождаемыми вверху золотой тиарой. Поверх всего щиток в синем поле серебряный орел герб д Эсте см. также с. 536 Родовой герб фамилии да Монтефельтро Рассеченный в первом серебряном поле три золотые перевязи слева во втором серебряном поле папская хоругвь, золотая и красная, с золотым крестом, сопровождаемая двумя ключами, связанными красными лентами возможно, ошибочный, согласно Кроллаланце Рис. 356. Папские инсигнии тиара, ключи, стола и епитрахиль иллюстрация из издания Арменго, XIX век 430 императив действует еще строже в случае внешних элементов герба, где корона и шлем проясняют титул знатного лица как будет видно в следующем разделе, одному и тому же титулу в двух разных странах не всегда соответствуют две одинаковые короны Представленные здесь исторические короны занимают в геральдике особо почетное, но явно побочное место коронами Святого Стефана и Австрии действительно отмечены соответствующие гербы см. с. 194 и 3 16 но австрийскую корону, в частности, можно найти в гербе над двуглавым орлом одну над обеими головами или над каждой отдельно. В любом случае орел описывается как с имперской короной и если она одна, то над двумя головами Все эти почитаемые символы светской власти, сведенные к чистой предметной функции, показывают конструктивную эволюцию короны, суть которой состоит в соединении металлического обода принцип античной диадемы, подобно ободу Железной, или Золотой, короны рис. 358 с верхним покрытием относящимся примерно к юстиниановым временам Верхний край обода потом увеличивался по ширине, и от него поднимались заостренные лучи соronа radiatа соответствует геральдической короне древнего типа или декоративные элементы башнеобразные, цветочные и т. д. которые иногда сопровождались некоторым числом поднимающихся вверх полукруглых дуг, называемых по французски диадемами наличие или отсутствие таких прилегающих к берету полукругов делает корону открытой или закрытой. На первый взгляд, корона Австрийской империи не соответствует этой эволюции рис. 362 однако это не так на месте берета действительно находится митра, идущая в продольном направлении по сравнению с обычным диадемным полукругом. Рис. 363. Корона Святого Вацлава Чешское королевство 1347 Если папы имели три короны или царства regni, как их почтительно называют светским правителям приходилось удовольствоваться одной но это только видимость. Кроме той, что обычно использовали а имелась еще и императорская, поскольку были императоры, рис. 359 360 правящие особы располагали богатыми коллекциями корон, среди которых были и исторические то есть принадлежавшие их самым древним и почитаемым предкам, как в случае со Святым Стефаном Венгерским рис. 36 1или Святым Вацлавом Чешским рис. 363 это были символы национального сознания и подтверждение правоты всего свершенного их предшественниками, что каждый толковал на свой лад. Обследование этих корон не только раскрывает процесс эволюции от архаических корон, открытых с отходящими от них заостренными лучами, к полностью закрытым, но часто позволяет обнаружить, кто из августейших заказчиков был инициатором роскошного произведения ювелирного искусства. Следует, однако, признать, что интерес к королевским и императорским коронам, с точки зрения геральдики, включает два важных аспекта, хотя и парадоксальных по отношению друг к другу. Первый чисто исторический, поскольку корону как знак династического происхождения можно рассматривать как некую веху на длинном пути, которой каждый монарх отмечает начало собственного царствования второй аспект, напротив, чисто геральдический, поскольку бесчисленные короны, появляющиеся в гербах над головой персонажа, различные животные и предметы не могут выбираться случайно часто в описании герба заботливо указывается вид короны, но еще чаще все доверяется добросовестности рисовальщика, и в таком случае появляется обычная формула корона древнего типа с тремя заострениями Все короны, следовательно, должны быть узнаваемыми, и этот Рис. 358. Железная корона Еisenkrone, до 593 года Рис. 359. Корона императоров Священной Римской империи эпоха каролингов, IX век Рис. 360. Корона германских императоров 1889 Рис. 362. Корона австрийских императоров правление Рудольфа II, 1570 Рис. 36 1Корона Святого Стефана Angeliсa Венгерское королевство 100 1 43 1 В гербах можно найти короны всех видов и как самостоятельный мотив см. гербы городские и родовые, представленные на этой странице и как сопровождающий различных животных или предметы это зависит от фонетического сходства В первом случае корона символизирует власть, достоинство, древнее происхождение рода или подтвержденный суверенитет или же служит знаком признания заслуг или одержанных побед когда корона золотая в красном поле, это представляет достоинство, обретенное пролитием собственной крови Корона древнего типа по словам Джинанни, состоит из золотого круга, со вставками разных цветов, из которой выходят двенадцать остроконечных зубцов в виде лучей, представляющих, по мнению некоторых, двенадцать месяцев года но приводимое им изображение, как и у других геральдистов, включает девять зубцов. Таким образом, будет ли корона с неким числом зубцов или лепестков изображена фронтально или в легкой перспективе, надлежит указывать только видимые зубцы в приведенном случае указано 12, пять внутри и две половинки то есть зубцы в профиль а всего их семь с боковыми девять Не следует удивляться тому, что часто встречаются гербы, на которых короны древнего типа имеют три зубца их может быть до девяти, а высота весьма различной рис. 365 Очень распространенный пример и в геральдике, и в живописи ХIII ХV веков это круг, из которого поднимаются четыре стилизованных лепестка видны три сельдерея или петрушки, предшествовавших более каноническому типу аканта. Упоминание сельдерея или лиственного орнамента в общем смысле лепестки подчеркивает преемственность орнамента от поздней античности к Средним векам в античности лист венца был, бесспорно, растительным лавр, дуб, пырей и т. д. позже металлическим, но в рисунке не было ничего нового. Привычка правителей ради декора или прохлады украшать голову листьями в Средние века вызвала появление новых геральдических мотивов и некоторые из них стали представлять династии, подобно тому как дрок англо норманнскую династию Плантагенетов. Эмблема долго просуществовавшего и разветвленного Саксонского дома восходит к первому герцогу Бернарду Анхальтскому скорее согласно легенде, чем традиции это корона из руты Кranzlin, Reutenkranz, сranсelino которая была дана для различения братьев в 56 году нетерпеливым Фридрихом Барбароссой совершенно импровизированным образом прочие фамилии Средней Европы также имеют в собственных гербах подобную корону всегда перевязью, саксонскую зеленую, а чаще других цветов Рис. 364. Набросок фигуры царя Ирода из альбома Виллара д Оннекура, XIII век Герб королевства Швеции Три короны Герб города Брассо Кронштадт Венгрия Родовой герб фамилии Амдуа Сицилия Пересеченный в первом золотом поле черный двуглавый орел с коронами того же металла над обеими головами второе поле, разделенное на три части перевязью справа, синее, серебряное и черное Знак ордена Железной короны, учрежденного 12.02. 18 16 австрийским императором Францем I Герб города Штральзунда Померания Родовой герб фамилии Апруццо Сицилия, происх. из России В серебряном поле красная гора о трех вершинах, сопровождаемая вверху короной того же цвета Герб Саксонского дома Чередование восьми золотых и черных поясов и зеленая рутовая корона перевязью справа поверх всего Родовой герб фамилии Фанцони Фландрия Чередование серебряных и черных поясов и красная рутовая корона перевязью справа поверх всего Родовой герб фамилии Бретценхайм фон Регец Австро Венгрия В красном поле золотая рутовая корона перевязью справа поверх всего Родовой герб фамилии Фор Дофинэ В синем поле три золотые короны, нанизанные на синюю перевязь справа Рис. 365. Древние короны 432 Родовой герб фамилии Корнелио Палермо Рассеченный, синий и красный, и пересекающая золотая корона на линии деления Родовой герб фамилии Франкис Палермо, происх. из Генуи Пересеченный, красный и серебряный, и пересекающая золотая корона на линии деления Герб города Кобленца Рейнская область В серебряном поле красный крест, обремененный золотой короной Герб города Кёльна В серебряном поле одиннадцать знаков горностая 5, 4, 2 красная глава обременена тремя золотыми коронами Герб города Ратцебурга Мекленбург В красном поле усеченный серебряный крест, увенчанный золотой короной Герб области Даларн Швеция В синем поле две накосо перекрещенные золотые стрелы, остриями вверх, сопровождаемые в главе короной того же металла Родовой герб фамилии Сандало Сицилия В синем поле старинная золотая корона, прикрытая перевязью слева, тоже золотой Герб города Халла Великобритания В синем поле три золотые короны одна над Другой, большая в главе, средняя в сердце, меньшая в оконечности Личный герб Перси ди Бидейл Йорк, Великобритания В синем поле герцогская серебряная корона, сопровождаемая тремя золотыми перекрещенными крестиками, два в главе, один в оконечности Герб провинции Мунстер Ирландия В синем поле три золотые короны 2, 1 Родовой герб фамилии Мартини Сицилия В красном поле три золотые короны 2, 1 Герб города Си оф Или Великобритания В красном поле три серебряные короны 2, 1 Родовой герб фамилии Корона Сицилия В синем поле золотая герцогская корона, нанизанная на хвост золотой восьмиконечной кометы, расположенной столбом Герб города Снека Нидерланды Рассеченный в первом золотом поле половина черного орла, выходящего из линии деления во втором черном поле три золотые короны одна над другой Родовой герб фамилии Сигнер Мессина, происх. из Каталонии В синем поле золотой крест, сопровождаемый в четвертях четырьмя коронами того же металла Родовой герб фамилии Фьорини Форли В золотом поле синяя корона с лилией в центре и двумя листиками сельдерея по бокам, между ними шесть шипов, те, что повыше, увенчаны жемчужинами 433 Родовой герб фамилии Тьеполо Венеция В синем поле серебряная скрученная шапка дожа Рис. 366. Шапка дожа Корона венецианского дожа, несмотря на свое название малоупотребимое не является настоящей короной это головной убор довольно раннего и не вполне ясного происхождения. Кое кто считает, что ее придумал первый легендарный дож Па улико Анафесто в 697 году другие приписывают ее изобретение королю франков Пипину, который, увидев дожа с непокрытой головой, придумал возложить на нее рукав собственной одежды. Берет в форме рога рис. 366 367. 1который отчасти напоминает фригийский колпак, первоначально был бархатным и украшенным драгоценными камнями. В таком виде он просуществовал вплоть до дожа Николо Марчелло 1473 1474 нового Мидаса, сделавшего его золотым ценою, включая драгоценные камни, в 150 тысяч дукатов Генуэзские дожи, напротив, носили на голове настоящую корону рис. 367. II золотой обод с драгоценными камнями, подбитый пурпуром и увенчанный восемью лепестками. С XV века обод стал закрытым, с четырьмя полудужьями, украшенными жемчугом, поддерживающими Рис. 367. Дожи Венеции I и Генуи II шар, в подражание новой короне французского короля Карла VIII. Упомянутый только что шар, или держава, другой важный символ императорской власти. Ранние хронисты сообщают, что подобный шар находился в левой руке утраченной конной статуи императора Юстиниана рисунок, воспроизводящий ее, хранится в Национальной библиотеке в Будапеште Однако достоверно известно, что золотой шар, увенчанный крестом, был выполнен по распоряжению папы Бенедикта VIII и вручен им императору Генриху II во время обряда коронации в 10 13 году как символ высшей власти в деле защиты Веры. Державу мы видим в когтях двуглавых орлов, австрийского и российского с. 3 16 и, кроме того, в гербе Главного казначея Империи. При блазонировании указывается цвет как собственно шара, так и опоясывающего его обода который может быть различным Скипетр, который в обычном представлении сопровождает корону как часть королевских инсигний, первоначально был палкой, жезлом, медленно поднимаемым в священнодействии, каким сопровождается восхождение на престол. В геральдике в поле щита это знак власти, души справедливой и великой два перекрещенных скипетра обозначают генерала. Однако от великого до смешного один шаг подтверждением этого горького вывода Наполеона, вернувшегося из России, служат шуты при ренессансных дворах, размахивавшие десакрализованными скипетрами под названием марота еще их называли foll a Все эти символы власти одновременно и символ бренности vanitates vanitatum но нельзя отрицать, что богатые и торжественные коронационные облачения императора, представленные на соседней странице рис. 368 внушают уважение к воскрешаемому в них обществу. Родовой герб фамилии Кантелли Парма В золотом поле два красных скипетра, расположенных опрокинутым острием Родовой герб фамилии Арлотти Реджо нель Эмилия В синем поле три золотых скипетра с лилиями, расходящихся из серебряного полумесяца в оконечности Родовой герб фамилии Гилгенберг Швейцария В черном поле два серебряных скипетра с лилиями, расположенные Андреевским крестом Родовой герб фамилии де Викариис Салерно В синем поле серебряная перевязь справа, обремененная тремя черными скипетрами, расположенными в направлении фигуры Родовой герб фамилии де Куртен Ла Специя В красном поле золотая держава с черным поясом, поддерживающая золотой ореховый крест кайма зеленая Герб города Монтелимара Франция В синем поле золотая императорская держава, опоясанная золотом Родовой герб фамилии Бодо Турин В серебряном поле красный Андреевский крест, глава золотая, обремененная синей императорской державой, опоясанной серебром Марота 434 Рис. 368. Символы светской власти коронационное облачение, короны и инсигнии Священной Римской империи и германского королевства 1корона германского короля 2 императорская корона 3 держава 4 плащ 5 королевский скипетр 6 императорский скипетр 7 церемониальный королевский меч 8 меч Святого Маврикия 9 10 коронационные перчатки 2 коронационные туфли 6 12 3 5 7 9 2 4 10 8 435 Ключ является объектом, наделяемым множеством символических значений, от вполне конкретного до смутно намекающего, вызывая самые разные чувства например, флорентийский сквернослов Пьер делле Винь высказывается так Я тот, кто держит связку ключей от сердца Федериго и кто может его закрывать и открывать фавориты короля носили ключ на шее, прикрепляя его к золотой цепи Но начнем с символики. Подлинная власть выражается не количеством денежных запасов, но распоряжение ими, разумеется, в значительной степени облегчает пользование ею. Монархи древности хранили казну в комнате, которую называли сокровищницей aerarium и ключи от которой доверялись хранителю камерарию камергеру. Происхождение термина связано с функцией официальной, придворной, подразумевающей службу при комнате сamera короля и эта служба включала множество обязанностей, от домашней ответственности за охрану королевских апартаментов до наружной во время войны охраны королевского штандарта, а также защиту собственно помещения, где находилась казна сhambre, фр. сhamber, англ Kammer, нем. сamera, ит. сamara, исп. откуда и происходят, соответственно, все варианты названия соответствующей придворной должности камергер сhambe n, сhamberlain, Kammerherr, сamarero, сiambe no, во Франции сохранявшейся до времен Второй империи, а в Англии существующей и поныне Объектом деятельности камергера был, следовательно, дом короля не путать с древними майордомами меровингской эпохи, поскольку этот термин непосредственно происходит от латинского major domus старший раб в доме или императора arсhiсamerarius, ErzK mmerer С точки зрения геральдики это происхождение интересно французский Главный казначей действительно носил как знак своей должности два ключа, прикрепленные крест накрест, тогда как главный распорядитель финансов носил их вертикально, столбами и противообращенными. В последние три века существования французской монархии камергер уступил свои первоначальные финансовые функции хранителя казны другому более влиятельному сановнику, сохранив домашние функции и роль главного церемонимейстера. Папский ключ, ключ Святого Петра, мы уже видели в его значении свершаемой справедливости золотой ключ власть священническая, серебряный ключ светская он был и есть также знаком Наместника того, кто облечен на земле властью открывать и закрывать врата Неба огромная власть, как это подтверждают две тысячи лет истории папства. В более скромном измерении речь идет о пожалованных гербах в которых появляется один ключ и более signum сlavis как в гербах Авиньона и равеннского семейства Распони. Среди частных лиц, надо сказать, ключ выбирали гвельфы, причем того цвета, которым хотели подчеркнуть свою верность, право на власть и попечение либо из за простого созвучия со своей фамилией Кьявари, Клавари, Клавер, Клерк Но власть принадлежит не только папам и королям городская община также может пользоваться не меньшей властью, и две первые ее опасаются. Если выражение принести ключи от города дожило до наших дней, когда ворот и стен уже давно не существует, это означает, что такой формальный жест городская община воспринимала как выражение покорности, преданности или, в худшем случае, сдачи. В городском гербе ключ может, следовательно, означать кроме вышеупомянутых случаев пожалования независимость народа, и в этом допущении уже присутствует символика более универсального характера, относящаяся к городской буржуазии borghesma как местной borgo так и третьего сословия в целом К этому следует добавить иероглиф Знания раз уж ключ Власти может запирать сознание народа в темницу обскурантизма, то ключ Знания его освобождает, открывая двери познания и осведомленности. Но касательно всех этих закрываний и открываний филология в пользу того, что первоначально слово ключ имело одно значение сlavis, сlаuderе закрывать В многочисленных гербах, где появляются ключи, следует указывать, как всегда, их число, цвет и расположение, которое обычно дается столбом, бородкой вверх и обращенным вправо, как в гербах Штаде и Анже если в другую сторону, то называется противообращенным бородка может быть двойной и довольно сложной по форме. Кольцо, обычно овальное или трехлепестковое, может быть дано в виде ромба, древнего типа Два Родовой герб фамилии Клерк Нидерланды В серебряном поле два накосо перекрещенных черных ключа Родовой герб фамилии Клавари Урбино В красном поле золотой ключ столбом Герб города Штаде Ганновер В синем поле ромбовидный серебряный ключ столбом, бородкой вверх Герб города Анже Франция В красном поле серебряный ключ столбом глава синяя, обремененная двумя золотыми лилиями Герб города Ле Ман Франция В красном поле золотой крест, обремененный обращенным черным ключом столбом, бородкой вверх, сопровождаемый в четвертях четырьмя предметами естественного цвета старинная глава Франции Герб города Мон де Маран Франция В синем поле два серебряных про тивообращенных ключа столбом Родовой герб фамилии Клюни Бургундия В синем поле два золотых противообращен ных ключа столбом, соединенных кольцами Родовой герб фамилии Кьявари Генуя вариант В красном поле два противостоящих золотых ключа столбом 436 ключа могут размещаться столбами, повернутыми в разные стороны, иногда со связанными кольцами, или же друг к другу, равно как располагаться накосо перекрещенными, бородками внутрь или наружу, связанными или Герб города Кивассо Турин Пересеченный, красный и серебряный, и два ключа поясами один цвета поля другого, нижний обращенный Герб кантона Гревенмахера Люксембург Герб Люксембурга, обремененный обращенным ромбовидным серебряным ключом, расположенным перевязью, бородкой вверх Герб города Зёсте Вестфалия В серебряном поле ромбовидный красный ключ перевязью справа Герб города Вормса Гессен Рейн В красном поле серебряный ключ перевязью справа, сопровождаемый в левом кантоне главы золотой звездой Родовой герб фамилии делла Кьяве Удине В пересеченном, золотом и черном, поле железный естественного цвета ключ, опрокинутый и расположенный перевязью справа Герб города Лейдена Нидерланды В серебряном поле два накосо перекрещенных красных ключа бородками вверх и наружу Герб города Регенсбурга Бавария В красном поле два накосо перекрещенных ромбовидных серебряных ключа бородками вверх и наружу Герб города Наумбурга Саксония В серебряном поле красный ключ перевязью слева, накосо перекрещенный с красным мечом перевязью справа острием вверх Герб города Маурена Люксембург Скошенный слева в первом черном поле накосо перекрещенные золотые ключ и меч второе сплошное золотое Родовой герб фамилии Тальяборги Флоренция В золотом поле два накосо перекрещенных черных ключа, связанных зеленой лентой Герб города Ваддинксвена Нидерланды В золотом поле два накосо перекрещенных черных ключа бородками вверх и наружу Герб области Конта Венессен Франция В красном поле два накосо перекрещенных золотых ключа, бородками вверх и наружу Герб города Абкауде Нидерланды Пересеченный в первом синем поле два накосо перекрещенных золотых ключа бородками вверх и наружу во втором красном поле три серебряных мельничных затвора 2, 1 Родовой герб фамилии Гритти Морлакки Флоренция В красном поле два накосо перекрещенных ключа с противостоящими бородками, сопровождаемых в главе и в оконечности двумя розами, в правой стороне савойским узлом и в левой двумя переплетенными треугольниками, все серебряное Герб города Авиньона Франция В красном поле три золотых ключа поясами один над другим, обращенных вправо, бородками вниз Родовой герб фамилии Гори Флоренция В синем поле два накосо перекрещенных золотых ключа, скрепленных в кольцах цепью того же металла Герб города Кьети В красном поле серебряный крест, сопровождаемый в четвертях ключами того же металла, расположенными поясом, с противостоящими бородками нет. Более редкие варианты связкой, поясом, вилообразным крестом и т. д. можно встретить и гербы с перекрещенными ключом и мечом, что указывает на коменданта крепости или защиту пограничных земель. 437 Родовой герб фамилии Теллеш Португалия В золотом поле синяя цепь перевязью справа Родовой герб фамилии Герини Флоренция В красном поле три золотые цепи перевязью справа золотая глава обременена красным охотничьим рогом Герб города Шенерая Франция, Марш В красном поле три золотые цепи перевязью слева Родовой герб фамилии Альберти Флоренция В синем поле четыре золотые цепи, выдвигающиеся из четырех углов и соединенные в сердце кольцом того же металла Родовой герб фамилии Фоти Мессина В пересеченном, золотом и черном, четыре цепи переменных цветов, выдвигающиеся из четырех углов цепи, соединенные в сердце кольцом того же металла Родовой герб фамилии Мальвето Лентини В красном поле золотая цепь, расположенная двойной внутренней каймой, прямым и косым крестом Как и многие другие изделия, цепь может подразумевать много полезных функций, равно как и вызывать мрачные представления, но она прочно связана с темой власти, даже если исходить лишь из исторических сообщений. Но будь она реальной или метафорической, сомкнутой или разомкнутой, воплощает идею тирании или свободы, в геральдике иногда показывает согласие и единство помыслов подтверждая еще раз амбивалентность слова и предмета не столь редки и гербы, в которых это не подразумевается. Действительно, ею изображаются покоренные народы, как население Наварры, ее сделал своим знаком Санчо, сильный наваррский король, одержавший в 12 12 году победу над зеленым флагом Магомета, Мирамолином Африканским и Испанским альмохадским правителем Абу Юсуфом аль Назиром. Примеч. науч. ред. он разорвал и поместил в разных церквах Наварры цепи, которыми этот сарацин окружил весь свой лагерь Джинанни и именно в напоминание об этом подвиге многие испанские фамилии имеют цепь в своих гербах по крайней мере, так они похваляются как замечает Кроллаланца Не менее важно пускание в ход небольшого предмета весьма низкого происхождения и вида столь же невинного, сколь опасными могут быть следы, оставляемые им на бумаге настал Родовой герб фамилии Милост фон Мильденхауз Триест В синем поле зеленая оконечность, поддерживающая книгу в красном переплете с серебряным обрезом, на которой покоится золотой лев с красным языком, с хвостом о двух концах, увенчанный имперской короной и держащий в лапе ветвь оливы обрез книги обременен накосо перекрещенными серебряными мечом и копьем черед поговорить о гусином пере, писчем пере в геральдике, где оно фигурирует как эмблема благодарности за содеянные блага и снискание бессмертной славы Таков основной комплекс связываемых с ним чувств столь же редких, как и степень применения их в геральдике. То же относится и к книге за исключением гербов европейских университетов. Примеч. науч. ред. в равной мере опасной, что и перо. Наконец, подошла очередь колокола и колокольчика, официальная символика которых подразумевает божественный призыв и лучи славы Возможностей изображения этого звучащего предмета немного, впрочем, как и реальных функций это не только призыв верующих к исполнению ими религиозных обязанностей, на что намекают ге ральдисты, но и гражданский инструмент призыва к труду la br loque, сигнал разойдись во французских арсеналах на общий сбор, выражения тревоги, скорби, радости Значительная доля приходится и на говорящие гербы Кам пана, Кампанелла, Кампаниле Колокол изображается вместе с ушками иногда даже с брусом автор имеет ввиду характерный для Европы так называемый очапный колокол, закрепленный на приводимом в движение брусе. Примеч. науч. ред. и с билом, или языком. Родовой герб фамилии Греч Чехия В красном поле золотое писчее перо перевязью слева Родовой герб фамилии Каупенс Великобритания В красном поле три серебряных писчих пера, расположенных столбом Родовой герб фамилии Козенца Сицилия В синем поле серебряный колокол с языком Герб города Кампаньятико В синем поле подвешенный к брусу колокол с языком, сопровождаемый по сторонам двумя шестиконечными звездами, все серебряное Герб города Франекера Нидерланды В синем поле золотой колокол с языком Родовой герб фамилии Кампанелла Путиньяно В синем поле пониженная серебряная пирамида, обремененная колокольчиком цвета поля с черным языком Родовой герб фамилии Сент Астье Перигор В серебряном поле три черных колокола с золотыми языками 438 Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте. Санти-Мадзини Д. [Символический код]: Фигуры и символы власти (2005)
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|
||||||
![]() | ||||||
© 2007-2023 Электронная некоммерческая библиотека открытого доступа «Гербовед.ру» Редакция: gerboved@gerboved.ru | › Пользовательское соглашение | ||||||
![]() | ||||||
Проект сетевого издания «Геральдика.ру» | ||||||
Примечание: представленные в библиотеке научные тексты размещены только для ознакомления и получены большей частью посредством распознавания оригинальных текстов публикаций (OCR), поэтому в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания и степенью сохранности бумажных оригиналов. |