| ||||||
![]() | ||||||
Электронная научно-историческая библиотека «Гербовед.ру» | ||||||
![]() | ||||||
» Библиотека › Санти-Мадзини Д. Геральдика. История, терминология, символы и значения гербов и эмблем (2005) › [Символический код]: Архитектурные образы | ||||||
Санти-Мадзини Д.
[Символический код]: Архитектурные образы// Геральдика. История, терминология, символы и значения гербов и эмблем (2005)Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: В монографии: Санти-Мадзини Д. Геральдика. История, терминология, символы и значения гербов и эмблем [пер. с итал.] - М.: АСТ, 2007. С. 404-426 [Часть III. Глава V (продолжение).] Аннотация: Самой первой башней люди хотели покорить Небо, и понадобилось - так говорит Священное Писание - божественное вмешательство; затем они удовольствовались - факт очевидный, даже не требующий письменной фиксации - землей, и в этом преуспели. Как и зачем - познать это можно из множества увесистых томов истории архитектуры, здесь же нужна только та малая часть, где представлены гербы на эту тему. Об авторе публикации/статьи: Санти-Мадзини Д. Просмотр публикации в формате PDF:
› См. также другие статьи автора: Санти-Мадзини Д.
в библиотеке найдено еще 43 публикации(й) автора
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать ![]() Объем текста: 145825 знаков (с пробелами)
J Архитектурные образы Древние называли ее Немезидой, почитая как богиню справедливого Возмездия, ибо Справедливость сама по себе несет в себе божественное. Но История это сцена, на которой действуют лишь человеческие персонажи, и Справедливость они почти не видят в ее божественном обличье, и часто ее роль сводится к функциям жестокого палача. Ныне, когда принято судить тирана и тираническую власть, палачу с его топором придают мало значения это просто каналья, прислуживающий сильным мира сего, не важно, господин ли это со шпагой и ловкими манерами или неотесанный мясник, равно как еще меньше значит вопрос и тем лучше велико ли истребление. А истребление было во Франции после Революции и вплоть до 1830 года, когда Черные банды поставили точку на наследии феодальной эпохи, уходившей в прошлое этим мрачным названием именовалась компания спекулянтов и архитекторов, которые прибирали к рукам церковное добро и имущество эмигрантов тех, кого Республика в 1789 году объявила вне закона. Верно, что для разрушения того, что создавалось веками, в массовое сознание был вброшен политический лозунг о символах ненавистного прошлого речъ шла не о церквах, аббатствах, замках и башнях как таковых, а о тех, кто все эти здания строил и жил в них, узурпировав под защитой проповедуемой святости или королевских твердынь власть над себе подобными и даже над собственным королем. Многие из них, уже давно превратившиеся в жалкую пародию на своих гордых предков, оставили голову под уравнивающим всех и вся лезвием гильотины или были изгнаны за границу к врагам новой Франции, так что после того, как палач сделал свое дело, наступил черед черным жукам могилыцикам переварить останки. Черные банды и в самом деле приобретали конфискованные постройки для их переделки или же разрушения и продажи добытого таким путем готового строительного материала, не обращая ни малейшего внимания на их историческую или художественную значимость, и в этом они ничем не отличались от своих предшественников, обращавших в развалины выстроенные римлянами колоннады, капители и скульптуры, чтобы возвести и украсить новые христианские храмы так еще одним преступлением во имя Свободы была обманута слепая Немезида. Геральдика о чем говорилось уже не раз является нотариальным архивом феодального общества, живописный реестр которого представляет собой компактное и емкое собрание символов. Этот необычный реестр можно с удовольствием просто листать, но даже в этом случае весьма скоро бросится в глаза, что некоторые фигуры появляются с удивительной частотой, наводя на мысль о важности того, что связывалось с символом или реалистично изображенным предметом. Мы видели, сколько восстающих львов и орлов с распростертыми крыльями угрожали нам со щитов Рис. 324. Развалины замка Гарнаш в Вандее, сожженного во время повстанческого движения монархистов Родовой герб фамилии Вергара Сицилия теперь настал черед увидеть, сколько городов и домов призваны были напоминать о самом древнем символе тщеславия и человеческой гордыни. Самой первой башней люди хотели покорить Небо, и понадобилось так говорит Священное Писание божественное вмешательство затем они удовольствовались факт очевидный, даже не требующий письменной фиксации землей, и в этом преуспели. Как и зачем познать это можно из множества увесистых томов истории архитектуры, здесь же нужна только та малая часть, где представлены гербы на эту тему. В истории конкретно замкового строительства следовало бы выделить три различающихся периода, способных расширить наше представление о трех соответствующих этапах европейской истории как таковой вторжение варваров вначале, достигший зрелости феодальный режим в середине, век абсолютизма в конце. На каждом из этих этапов замок, понимаемый как небольшая крепость воплощал в себе акцию, связанную с реакцией на события, над которыми его владелец желал сохранить контроль. Хорошо укрепленное сооружение могло служить задачам как оборонительным, так и наступательным, в чем он был схож с доспехами металлическая экипировка служила ведь не только защитой от ударов, наносимых врагом, но еще чаще можно сказать, почти всегда внушала уверенность в возможность безнаказанно действовать, без необходимости опасаться реакции. Однако это разделение функций не стоит делать абсолютным, ибо в каждой стране те или иные исторические обстоятельства создали определенную архитектурную реальность и различную символику например, можно увидеть, как в Испании необходимость утверждаться на территориях, отвоеванных у мавров, диктовала возведение целой сети замков, дав красноречивое название большой территории Кастилия и иное дело Италия, где было обратное желание господствовать над близлежащей округой. 404 Таким странным образом замки, величавые и живописные развалины которых ныне необычайно возбуждают наше любопытство, и та эпоха пробудили страх, в котором на них и посмотрели Кроллаланца Рис. 326. Руины замка Машкуль в Вандее, сожженного во время повстанческого движения монархистов Пограничные линии Римской империи определялись естественной логикой обороны крупными, трудными для переправы реками, вроде Рейна и Дуная, или высокими горными грядами. Но было множество других границ, проходивших по равнинной или слабо пересеченной местности, что требовало возведения фортификационных сооружений, которые не могли, разумеется, задержать вторжение, но замедляли его почти всегда их строители именно на это и надеялись на срок, необходимый для организации концентрированной обороны. Вдоль этих искусственных препятствий, с равными интервалами и в пределах зрительной досягаемости, сооружались сторожевые башни, небольшие укрепленные замки, которые уже во времена античности называли сaste то есть маленький лагерь, сastra тогда как большой заключал некую территорию и был хорошо укреплен. В возведении их римляне были мастерами многие из таких лагерей, служивших местом постоянной дислокации легионов, дали начало ныне процветающим городам, в названиях которых присутствует один и тот же корень Кастро, Кастрис, Честер, Ланкастер, Винчестер, Манчестер, Лестер Те башни еще не были настоящими замками, как мы их трактуем сейчас, которые стали появляться только с IX века, в эпоху Каролингской империи, когда территориям, где уже успели обосноваться и цивилизоваться варвары, пришедшие из глубин Азии несколькими веками ранее, стали угрожать новые дикие племена славян, аваров, мадьяр. На базе той первой средневековой Империи сложился новый социальный порядок, известный как феодализм, основанный первоначально на отдаче с правом выкупа земель, которыми надлежало управлять и защищать их от имени верховной власти, но затем, в обход этого, данная форма владения развилась а правильнее было бы сказать деградировала в постоянную наследственную собственность, которую уже защищали и оберегали ради самих себя, а также стремились увеличить за счет земель и соседей, и самого короля. Рис. 325. Новый замок Бофор в Великом герцогстве Люксембургском, отстроенный в XVII веке близ руин старого замка XIII века Следующий период оборонительный пояс был заложен в начале второго тысячелетия, а утрачен во всяком случае, во Франции в правление Людовика XIII когда кардинал Ришелье приказал срыть большое число замков, в облике которых военные функции выражены особенно явно, конкретный и устрашающий символ той тиранической опеки которую крупные феодалы практиковали в отношении верховного сюзерена, начиная со времен Карла Лысого рис. 327 Заложенные Ришелье основы абсолютистского правления были укреплены его преемником, кардиналом Мазарини, обусловив тяжелые времена Фронды принцев во главе с Конде Луи II Бурбоном. После этой последней вспышки феодального сепаратизма архитектурные комплексы старых замков и новых построек приобрели новые качества грозные крепости уступили место приветливо красующимся в сельской округе живописным композициям, в которых свидетельства былого предназначения башни, башенки, высокие стены, иногда окруженные рвами, получили чисто художественное осмысление, восхищая нас и поныне в знаменитых замках Луары рис. 328 и означая начало эпохи кардинально иных методов ведения войны. 405 Британские острова отличаются в двух отношениях. Во первых, на территории Великобритании даже во времена короля Альфреда сооружались только деревянные башни, да и тех было мало. Дальнейшие вторжения, шедшие с восточного берега, со стороны Дании, заставили предпоследнего короля, Стефана, возвести тысячу замков, чуть лучше укрепленных, чем прежде, но лишь норманны, завоевав островное королевство в 1066 году, привнесли настоящее понятие замка еще примитивного, но уже внушающего страх, выработанное ими в Нормандии см. рис. 33 1С той поры Англия и Шотландия присоединились к общему процессу развития архитектуры на материке. Так что замки разделили общую судьбу, причем отношение к ним как к оплотам неуправляемой антимонархической силы обозначилось еще раньше, нежели во Франции уже Генрих I в борьбе со своими феодалами распорядился о ликвидации старых укрепленных жилищ и запретил строительство новых без его разрешения. Во вторых, и это не менее значимый факт, одной из специфических форм феодализма было то, что вполне реалистично называли plantation то есть колонизация в правление Елизаветы и Якова I Ирландия была разгромлена и покорена, и многие из ее земель были экспроприированы и переданы английским дворянам, для которых насущной необходимостью стало возведение хорошо укрепленного замка в центре своей новой собственности, а его размеры должны были пропорционально соответствовать протяженности их владений. В течение нескольких лет в одном только Ольстере было возведено 168 замков и три или четыре тысячи на остальной территории острова Edinburgh Enс V.6 15 в самой же Великобритании форма и структура средневекового феодального замка сastle стремительно уступали место большому загородному дому mansion в своей основе происходившему от укрепленной фермы и сохранившему ее признаки. Эти краткие заметки касательно английской истории объясняют относительно редкое появление в гербах знати мотивов с замками и, напротив, можно констатировать частую встречаемость башен, которые символизируют древнее личное благородство, не обязательно проистекающее из титулов владельцев замка. Герб города Эдинбурга Шотландия Родовой герб фамилии Де Тур Шрусбери, Великобритания В черном поле три серебряные башни 2, 1 Рис. 327. Замок Маркусси близ Парижа, построенный в правление Карла VI начало XV века 406 Родовой герб фамилии Элиотт Великобритания В красном поле золотая перевязь справа, обремененная синей усеченной малой перевязью справа синяя глава обременена серебряным замком, сопровождаемым двумя колоннами того же металла Герб города Тилбурга Нидерланды В синем поле золотой замок о трех башнях с тремя зубцами и шатрами, с зелеными воротами и окнами Герб города Шатору Дофинэ В синем поле серебряный замок с двумя башнями, с черными воротами и окнами, с красной крышей и четырьмя золотыми знаменами, обращенными вправо Герб города Стапхорста Нидерланды В синем поле золотой замок о трех башнях с золотыми крышами и знаменами, с черными воротами и окнами Герб города Остервейка Нидерланды В синем поле золотой замок о трех шатровых башнях с черной кладкой, золотыми крышами и тремя знаменами, обращенными влево Рис. 328. Замок Шенонсо на реке Шер Турень, ХV ХVI века 407 В Италии, лишенной после 10 14 года сильного короля и подчинявшейся далекому германскому императору, знать и городские коммуны могли теперь предаться каждодневной борьбе за преобладание. Башни и замки рассматривались как передовые посты, возведенные для того, чтобы держать под контролем настоящее и будущее развитие событий, как это демонстрируют два примера из множества других герб Кастильон д Орча, близ Сиены, где замок был сооружен Гильдебрандами, родственниками папы Григория VII на вершине холма для защиты собственного феода, и герб Сассетты, близ Пизы, с башней XIV века, возведенной семьей Орландо ди Пиза с теми же целями. Чрезвычайно показательны и прочие красочные истории, связанные с гербами тосканских городов, например, Арчидоссо, в изложении геральдиста Л. Пассерини Gli stemmi dei tosсani al 1860 dipinti da L. Раоletti е desсritti da L. Passerini. Примеч. науч. ред Хорошо укрепленный замок, увенчанный башней, которую можно увидеть в гербе, был сооружен Гильдебрандами, и в давние времена над его стенами возвышался дуб, воспроизведенный в гербе. Сиенский щиток с пересечением был введен в 133 1году, после того Герб города Арчидоссо Гроссето В красном поле серебряный замок с зубцами и с башней с четырьмя зубцами, стоящий на травянистой зеленой оконечности, с зеленым дубом вверху справа и щитком Сиены в левом кантоне главы как силой оружия Арчидоссо был завоеван республикой В труде Л. Пассерини нет недостатка в примерах гербов недавнего происхождения 1848 неплохого геральдического покроя поскольку они собраны из подлинных фрагментов с добавлением также аутентичных гербов, как в случае с гербом города Лайятико Пиза Вот отрывки истории, связанной с большими именами в самых малых центрах, вроде Каполона в области Ареццо Твердыня, уже баронская, синьоров Мон тедольо, изображенная в гербе, была построена ими Некоторые потом пожелали добавить голову льва, помня о покровительстве герцога Гуалтьери ди Бриенне, который во время тиранического правления во Флоренции в 1343 году даровал привилегии и неприкосновенность гвельфам Каполоны что подтверждают зубцы на башне, тогда как в гибеллинском варианте они представлены в башне Чивителлы, поставленной епископами Ареццо, которые и были там синьорами Наконец, геральдической окаменелостью можно назвать герб Рок кальбеньи процветавшего города, который жадные сиенцы лишили его прекрасной крепости свои династии продали замок сиенцам в 1298 году. Первой заботой новых сеньоров Герб города Кастильон д Орча В красном поле серебряная двухъярусная башня с зубцами, стоящая на травянистой зеленой оконечности Герб города Сассетта В красном поле серебряная двухъярусная башня с пятью гибеллинскими зубцами на первом ярусе и тремя гибеллинскими зубцами на втором, с воротами цвета поля Герб города Лайятико Пиза В синем поле серебряная башня о пяти зубцах, с черными воротами, стоящая на травянистой зеленой оконечности, поддерживающая два флага Пан нокьески и Гаэтани, с древками, перевязями и флагами столбом, и увенчанная щитком Корсини Родовой герб фамилии Гозетти происх. из Тренто В синем поле золотой пояс, сопровождаемый в главе пришитым обращенным черным орлом с красным языком и в оконечности башней на скалах естественного цвета Герб города Каполона В синем поле серебряная двухъярусная башня с зубцами, открытая, с черными проемами, сопровождаемая в средней части главы обращенной отсеченной золотой головой льва с красным языком, и по сторонам двумя шестиконечными золотыми звездами Герб города Чивителла В синем поле серебряная двухъярусная башня с гвельфскими зубцами, стоящая на зеленом островке Герб города Роккальбеньи В синем поле серебряный замок с зубцами и сопровождаемый в средней части главы восьмиконечной золотой звездой, скала справа, поддерживающая башню 408 стало срытие старого замка и возведение нового на другой скале конической формы, который угрожающе высится над страной. Оба замка представлены в этом гербе это единственная память, какая о них сохранилась, после того как в 1403 году упомянутыми сиенцами было приказано разрушение и того, и другого, чтобы никто более не надеялся захватить их в свои руки. Звезда напоминает о старшинстве первого над вторым Вот наглядный пример Истории. После сказанного выше мы вынуждены поверить, что единственной функцией башен и замков было держать в повиновении народ и устанавливать границы собственных владений так оно и было в большинстве случаев, однако не всегда. Можно сослаться на две особые разновидности башен. Одни из них, рассеянные вдоль средиземноморского побережья Европы, известны как набатные башни с их верхних площадок, оглядывая горизонт, можно было заметить вторжение варваров. Второй тип распространен прежде всего в районе Ла Манша. Во Франции их называли башнями порядка искаженное латинское turris ardens в Средние века они предназначались для предупреждения морякам в них разводили огонь, превращая тем самым башни в маяки. На Пиренейском полуострове обитают два народа, которые при всей своей родственности никогда особо сильно не дружили. От невероятного множества больших и малых замков в Испании происходит и название ее центральной области, Кастилии, и ее герба, включающего также герб Леона. Знакомясь с мотивом башни, мы уже усвоили историю о доне Алонсо де Медина и кинжале, брошенном им с башни маврам см. с. 380 В дополнение к ней появился уже братский эпос, дав толчок одному из шедевров геральдики по емкой простоте и трагичности в середине XIV века, в ходе войны между португальцами и испанцами, знатный дворянин Нуну Гонсалвеш, комендант замка Фариа от имени короля Португалии Фернанду I, был схвачен испанцами во время одной из вылазок. Они угрожали коменданту смертью в случае, если он лично не отдаст приказ о капитуляции своему сыну, остававшемуся в крепости за главного в отсутствие отца, но добились лишь того, что он дал категоричный приказ не сдаваться, невзирая ни на что. Серебряная башня Фарии в красном поле сопровождается пятью лилиями именно столько смертельных ран было ему нанесено испанцами событие действительно имело место в 1373 году, но данные о количестве ран в источниках XIV нач. XV веков отсутствуют. Примеч. науч. ред. а в 1375 году король отметил заслуги своего подданного графским титулом, дарованным его наследникам. Семь знаменитых золотых башен красуются на красной кайме герба Португалии, дав ей название замковая саste ta в данном случае из семи фигур, см. внизу Родовой герб фамилии де Лейва Испания В зеленом поле золотой замок с черной кладкой, с красными воротами и двумя окнами, с тремя башенками, средняя выше других Родовой герб фамилии де Фариа Португалия В красном поле серебряный квадратный замок, сопровождаемый пятью серебряными лилиями, три в главе и две по сторонам Родовой герб фамилии Торрес Лусера, происх. из Каталонии В красном поле пять золотых башен 2, 12 Герб королевства Кастилии и Леона Герб королевства Португалии 409 Германия тоже представляет особый случай не столько замками среди сельских просторов, воздвигнутых в стратегически выгодных местах, сколько укрепленными городскими поселениями. Мы уже знаем, что такой центр итальянцы стали называть borgо и аналогичный термин распространен по всей Европе, что свидетельствует о повсеместной необходимости заботиться о защите жизни и имущества как от набегов кочевников, так и от постоянной алчности знати. Итак борго в Италии Боргоново, Боргозе зия, Борготаро бург в Германии Гамбург, Бранденбург, Фленсбург бур во Франции Страсбур, Шербур берг или боро в Англии Эдинбург, Питерборо, Кентербери не минуя Испанию Бургос и Скандинавию Берген, Гетеборг В Германии, как и в других местах, некоторые небольшие города крепости со временем превращались в значительные города, и горожане окружали их кольцом стен, которые становились все толще и выше, возводя по периметру смотровые башни. Города тем самым становились укреплениями во всех аспектах фортификационного дела и в большинстве случаев располагали собственным ополчением, служившим ясным и горделивым предупреждением врагам и друзьям Что касается друзей а так именовалась местная знать, то об этом говорят их гербы, или реющие над стенами, что означает подчинение, или же расположенные на их уровне если на городских воротах, то это знак защиты в любом случае это служит выражением владетельных притязаний может быть, не столь откровенных, как в Италии, но в целом не столь давящих Представленные на этих страницах щиты изображают разные примеры из немецкой и голландской городской геральдики. Некоторые из них не имеют вышеописанного знака владетельных отношений, на других присутствуют цвета князя суверена почти удостоверение верности, как в гербах Линца и Вельса есть и двойное обременение знак разделения или наследственной передачи. Еще наблюдается включение герба завоевателя, который в отдельных случаях уважал национальную идентичность, оставляя старый герб. Так было в некоторых городах Галиции, присоединенных к Австрии после раздела 1772 года, или во Фленсбурге, в датском герцогстве Шлезвиг, которое было передано Пруссии по условиям Гаштайнского договора 1865 года после победы над Данией в предшествующем году ворота замка действительно обременены гербом Голыптайна, а из окон шествуют два синих льва Шлезвига два, поскольку одна провинция представляла собой унию двух герцогств В Нидерландах имеется аналогичный случай северные республиканские провинции демонстрируют гербы прежних властелинов редко, но с гордостью, в отличие от южных городов, не захотевших присоединиться к Утрехтской унии, предпочтя остаться под властью Габсбургов и в лоне католицизма. Герб города Лангензальца Саксония Щитки справа герб Майсена в центре Ройса слева Ландсберга Герб города Вельса Верхняя Австрия Щиток герб Габсбургов Герб города Линца Верхняя Австрия Щиток герб Габсбургов Герб города Майнингена Саксония Щиток герб Хенненберга Герб города Шмалькальдена Гессен Нассау Щиток рассеченный гербами Тюрингии и Хенненберга Герб города Липпштадта Липпе Знак владения геральдическая роза Липпе Герб города Бунцлау Силезия совр. Болеславец Польша Щиток герб Силезии прусская, бывшая австрийская провинция, после 1763 Герб города Цербста Ангальт Щитки справа герб Ангальта слева Берингена Герб города Шарлоттенбурга Пруссия Щитки справа герб Пруссии слева Ганновера замок назван в честь Софии Шарлоты Ганноверской, второй супруги Фридриха I Прусского Герб города Виттенберга Саксония Щитки справа герб Паппенхайма слева Саксонии Герб города Кракова Польша Щиток герб Польши аннексирован Австрией в 1772 году вследствие первого раздела Польши Герб города Фленсбурга Шлезвиг Щиток герб Голыптайна 4 10 При анализе блазонов приведенных здесь гербов очевидно, что используемая терминология как всегда разнообразна, обильна и точна на деле все или почти все части замка мы видим здесь представленными и упомянутыми тем не менее, чтобы все оценить в должной мере, необходимо прояснить архитектурную структуру замков и их основных частей от самых простых эпохи норманнов до самых сложных сооружений XVII столетия. Норманны по праву считаются основателями новой разновидности строительства не потому, что в предшествующие эпохи не существовало сооружений военного характера, а по причине обращения бывших властителей морей к более простым структурам, ставшим основой для развития новых процессов исходной формой было высокое, глухое сооружение башенного типа, окруженное стеной рис. 329 332 Эту башню во Франции называли донжон, от латинского domus junсta и определяли как самая крепкая и высокая часть замка, первоначально в форме башни некоторые итальянские авторы сделали из этого слова производное dongione хотя подлинное название, присутствующее у осведомленных авторов, это mastio или masсhio в Неаполе есть masсhio angioino Анжуйская башня Эту исходную структуру видоизменяли, а лучше сказать композиционно комбинировали, передвигая башенные сооружения от центра к краям и умножая их численно, так что стена превращалась в цепь из четырех и более башен наиболее известный и лучше всего сохранившийся норманнский пример это знаменитый замок Кастель дель Монте, построенный, правда, в Апулии в XIII веке уже не норманнами, а императором Фридрихом II как место отдыха во время охотничьих забав. Его глухой восьмиугольник происходит от укрепления квадратной площади с донжонами, вынесенными к стене, и относится, собственно, уже ко второму периоду развития этого архитектурного типа. Композиция же с донжоном в центре получила название mastio или саssero происходящее, согласно некоторым авторам, от мавританского аl qasar в свою очередь, являющегося искажением латинского слова саstrum и греко византийского kastron так что тесен средиземноморский мир Тем не менее два исходных элемента донжон и стена на щитах со старыми гербами вместе не встречаются. Башня представляет собой само, стоятельный мотив с различным историческим и символическим значением стена же фигурирует довольно часто благодаря большей открытости своей символики, связан ли ее смысл с защитой или с господством она может появляться в оконечности щита, проходить поясом от одной стороны к другой, сопровождаться одной двумя башнями, вырастающими из зубцов, а на самом деле автономных и находящихся внутри. В связи с этим существует несколько терминов, касающихся характеристики форм и их состава, которыми в блазонировании гербов никогда не стоит пренебрегать Родовой герб фамилии Рамель Померания В золотом поле красная крепостная стена о трех зубцах, с черной кладкой, сопровождаемая в главе серебряной звездой Родовой герб фамилии Корте Турин Разделенный на три части поясообраз но в первом золотом поле черный орел с распростертыми крыльями во втором синем поле серебряная крепостная стена с черной кладкой и гибеллинскими зубцами в третьем серебряном поле три красные перевязи справа Герб города Баутцена Будышин Пруссия В синем поле золотая крепостная стена с золотыми зубцами и черной кладкой Герб города Ротенбург об дер Таубер Бавария В серебряном поле красная крепостная стена с тремя зубцами и двумя красными башнями о трех зубцах, с черными окнами, выдвигающимися из стены, все с черной кладкой Родовой герб фамилии Традити Ареццо Полупересеченный и рассеченный в первом золотом поле черный орел с распростертыми крыльями с золотой короной во втором черном поле два золотых пояса в третьем черном поле зеленая крепостная стена о трех зубцах, выдвигающаяся из подножия Родовой герб фамилии Мур Испания В красном поле золотая крепостная стена с пятью зубцами, с черной кладкой Рис. 329. Старинный замок в окрестностях Гейдельберга Герб города Мемеля Восточная Пруссия совр. Клайпеда Литва В синем поле красная зубчатая крепостная стена, выдвигающаяся из серебряного моря с пересекающей серебряной лодкой и красная башня с черными окнами, сопровождаемая двумя красными 4 Родовой герб фамилии NN Франция В синем поле три серебряных стеновидных пояса с зубцами и черной кладкой, первый о пяти зубцах, второй о четырех, третий о трех, ворота цвета поля Родовой герб фамилии Валестри Реджо нель Эмилия Чередование восьми золотых и черных поясов, первый черный пояс усеченный, с четырьмя гибеллинскими зубцами На рис. 33 1представлен англо норманнский замок XII века. По сравнению с германским замком рис. 329 центральная башня восьмиугольник преобразуется в высокий параллелепипед, то есть в самый настоящий донжон donjon, или masсhio см. рис. 332 расположенный посредине окружающего кольца стен. Стены с зубчатым верхом идут вдоль скалистого обрыва непрерывной цепью главный вход в донжон соотносится с внутренними разделительными воротами и с двумя расположенными под углом у самого моря подъемными мостами. После них, перед вторыми воротами, защищаемыми решеткой и башнями, находится внутренний дворик, а второй внутренний двор, побольше, расположен между вторыми и третьими воротами, между башней и донжоном еще две башни на стенах выполняют функции дозорных вышек солдаты гарнизона проходят к ним по уступу, скрытому зубцами Рис. 332. Крепостные башни норманнов I Лош Франция II Хедингем Англия в случае простой стены которую можно определить см. пример на с. 264 как пересеченная с зубцами или с кладкой такого то цвета иногда составляющие стену прямоугольники выделены особо, обычно черной линией, это блазонируется специально выражением murata di В случае изображенной кладки речь заходит о венчающем завершении с регулярными интервалами рис. 330 то есть чередовании зубцов они получили название машикули merli итал. и пустот feritoie В блазоне стены, следовательно, упоминается n ное число зубцов, а также требуется отмечать их фор му прямую, получившую название гвельфской или ласточкин хвост то есть гибеллинскую Излишне добавлять, что такое смысловое различение Рис. 33 1Англо норманнский замок XII век Рис. 330. Кладка с квадратными гвельфскими зубцами а зубцы b бойницы имеет значение лишь применительно к Италии в английской геральдике используется термин em battlement, что напоминает о функции боевых башен be torium по латыни ba toio, ит. выступ сор, merlon может быть просто квадратным или раздвоенным пустоты называются амбразурами, или бойницами сr neau, фр В геральдике стена обычно имеет гвель фские зубцы a guelfa что дает возможность не делать дальнейшего уточнения применительно к форме ласточкин хвост встречается определение гибеллинские a ghibellina Гораздо более редки овальные и ступенчатые формы см. с. 79 Частные случаи проиллюстрированы удачным примером воспроизводимого ниже французского герба с п зубцами с кладкой такого то цвета с воротами такого то цвета 4 12 На рис. 33 1видно, что вся территория разделена на две площадки, внешнюю 5 и внутреннюю 4 на последней расположены часовня 2 словно прижавшаяся к крепостной стене, и помещения для солдат 8 а на внешней площадке, тоже у стены, конюшня 3 Отметим, кстати, что французский термин bayle используемый также англичанами, стал применяться на кораблях, фонетически изменившись в belle где обозначал часть палубы между ютами, и по итальянски назывался piazza площадка подразумевается боевая видимо, потому, что там находились взятые на борт войска. мые тяжелой решеткой, которую называли сарацинской saraсinesсa грубую конструкцию из пересекающихся балок или железных перекладин рис. 335 уже само название заставляет предполагать, что этот элемент был занесен с Востока во времена Крестовых походов, тем более что и во Франции утвердилось схожее название sarasine применявшееся наряду с orgue и porte сoulisse отсюда англ. portсullis для обозначения двери, двигающейся меж двух направляющих элементов. Если подъемный мост практически не встречается в гербах с башнями и замками, то подъемная решетка, напротив, фигурирует постоянно, обычно в поднятом положении, а иногда в самостоятельном и стилизованном виде. Герб города Равенсбурга Вюртемберг В серебряном поле синий замок с серебряными воротами и подъемной решеткой Герб города Букебурга Шаумбург Липпе В красном поле серебряный замок с воротами цвета поля и серебряной подъемной решеткой Родовой герб фамилии Малавольти Сиена В золотом поле составная серебряная и красная подъемная решетка глава Анжу Ворота могут вести и в центральную башню, массивную громаду, удлиняющую переход во внутренний двор и часто снабженную двумя подъемными решетками, что повышало гарантию стойкого сопротивления. Однако подобные входные ворота были более распространенными в городах рис. 336 и герб Шлезвига Родовой герб фамилии Апельвуазен Пуату В красном поле золотая подъемная решетка Рис. 336. Ворота в Невере Франция, 1393 Герб города Шлезвига Шлезвиг В синем поле красная башня о трех зубцах с черными кладкой и окнами, серебряными воротами и черной подъемной решеткой, с двумя красными крепостными стенами по бокам, сопровождаемая справа скошенным слева красным и серебряным щитком и серебряным полумесяцем, и слева шестиконечной золотой звездой Рис. 335 Подъемная решетка Рис. 334 Подъемный мост Родовой герб фамилии Пьятти Милан В серебряном поле синий замок с серебряными воротами и тремя окнами в каждой из двух башен 2, 1 Из трех донжонов, представленных на иллюстрациях, один лишен угловых башен, другой имеет лишь одну, третий рис. 33 1четыре три квадратные и одна близка по форме к усеченному конусу Именно из такого типа сооружений будут развиваться комплексы с угловыми фортификационными элементами, которые в некоторых замках будут образовывать единое целое с внутренним двором, настоящую цитадель или, скорее, maniero замок как таковой, если вслушаться в смысловые обертоны этого слова замечательным примером здесь служит рис. 333. Во дворе между двумя башнями находятся ворота, ведущие в замок, и это тот Элемент, который единственно изображается на щитах с гербами, хотя блазони рование не предусматривает уточнения, о каких воротах идет речь замка или города. С другой стороны, укрепленные средневековые города можно рассматривать как большие замки с просторными внутренними площадками площадями окруженные длинными стенами, так что отказ от уточнения здесь вполне оправдан. Поскольку стоявшие на равнинах замки, чтобы противодействовать осадным мероприятиям, обычно окружали рвом, необходимыми элементами становились подъемный мост рис. 334 и подъемный механизм, установленный в башнях, который приводил его в действие. Сразу за мостом находились ворота, перекрывае Рис. 333. Замок Эмавиль в долине Аосты 4 13 Porta patens esto. Nulli сlaudaris honesto Будь открывающим врата. И никому достойному их не закрывай так звучал девиз, который аббат Мартин начертал над входом в свой монастырь, прежде чем вероломный маркиз Угоне изменил его смысл, просто поставив точку так и в переносном смысле открытые двери или закрытые двери выражают, соответственно, благоволение или отвращение, и так же обстоит дело в геральдике. Все гербы с башнями и замками можно и в самом деле разделить на открытые и закрытые как выражение гостеприимности в личных гербах и муниципальных свобод в гербах городов в первом случае недоверие ко всем злонамеренным, во втором разъяснение суверенитета башни в гербах городов Алкмар и Гап, представленные на этой странице, являются шедеврами лаконизма в том, что касается красноречия геральдики. Термин дверь сам по себе двоякий его можно понимать как отверстие для прохода используемое в стене, или как створку того, что как раз закрывает этот проход. Блазонирование благоразумно ограничивается определением башен и замков как с открытыми воротами или с закрытыми воротами не уточняя, в последнем случае, идет ли речь о простой двери или двустворчатой, и какой фурнитурой она обеспечена. Все эти особенности тем не менее можно наблюдать во Герб города Горицы Герц Австрия с 19 18 с красными воротами Герб города Горсела Нидерланды с закрытыми синими воротами Герб города Райхенберга Австро Венгрия, Богемия совр. Либерец Чехия Герб города Торна Пруссия совр. Торунь Польша Герб города Алкмара Нидерланды В красном поле серебряная башня о пяти зубцах с воротами цвета поля и тремя черными окнами Герб города Гапа Франция В синем поле серебряная башня с кладкой о четырех высоких зубцах с черной подъемной решеткой и тремя черными окнами Герб города Губина Пруссия Герб города Каркасона Франция Герб города Глаухау Саксония с закрытыми серебряными воротами многих городских гербах, прежде всего германских, где створки часто хорошо прорисованы, открыты по раз ному и разные по цвету. Между тем ворота можно различать по их местонахождению, то есть ведут ли они внутрь крепостной стены или в отдельную башню а также по одинарной или усложненной конструкции изображаемые в гербах городские ворота обычно одинарные, но можно встретить и более реалистичные примеры, как в гербах Губе на, Каркасона и Райхенберга с главным проходом и двумя боковыми. Во всех случаях архитектурная структура портала хорошо прорисована, проемы обрамлены арками, заостренными или полуциркульными, согласно вкусам эпохи то же можно сказать и о дверных створках, с детально переданными засовами, замочными скважинами и артистично оформленными железными накладками Рис. 337. Порталы и ворота Герб города Грюнберга Силезия с серебряными воротами и створками того же металла Герб города Котена Ангальт с черными воротами и серебряными створками Герб города Оффенбурга Баден В серебряном поле красный замок с красной кровлей, с черными воротами и окнами, створки золотые Герб города Бромберга Познань совр. Быдгощ Польша Герб города Оденбурга Австро Венгрия совр. Шопрон Венгрия 4 14 С точки зрения уже не технической, а чисто человеческой, ворота это проход, через который могут появляться как друзья, так и враги. Мы уже видели подъемные решетки и створки ворот, охраняемые стражей а также таможенниками, в случае городских ворот это распространенный в геральдике мотив, и эти решетки могут опускаться, а створки закрываться, так что посетитель получает предупреждение в виде тяжелых засовов или грозно ощетинившихся зубьев решетки. Намек, таким образом, ясен, но с точки зрения безопасности лишнего ничего не бывает, и внутри открытого проема часто появляется охраняющее животное см. герб Риги на с. 292 и такой же герб Кведлинбурга или же герб владельцев либо правителей замка или города. Иногда охрана доверяется ключу, который нередко сочетает собственное смысловое значение с символикой дверей и башен, появляясь в таком качестве во втором гербе Бранденбурга. Зная, что благоразумие лишним не бывает, почему же нужно полагаться на бесстрашных, но уязвимых смертных или на гербы владельцев, могущественных сегодня, но испытающих превратности судьбы завтра, или на ключи, которые предатель продаст врагу за кошелек с золотом Лучше уж довериться сразу божеству всемогущему, невидимому, неустрашимому. Поэтому перед или над воротами возникают небесные заступники Богоматерь с младенцем, ангелы и святые. Герб города Бернбурга Пруссия Altstad. Старый город Neustadt. Новый город Гербы города Бранденбурга на Хафеле Бранденбург Герб города Герб города Кведлинбурга Саксония Люнебурга Ганновер Герб города Лемберга Австро Венгрия, Галиция совр. Львов Украина Герб города Будвайса Австро Венгрия, Богемия совр. Ческе Будеёвице Чехия Мост с гусаром английская шлемовая эмблема Герб города Мюнхена Бавария Герб города Горинхена Нидерланды Герб города Глейвица Силезия совр. Гливице Польша Рассеченный гербом Австрии и синим в первом поле половина черного двуглавого орла с золотым нимбом и серебряной шеей, обремененного в сердце серебряным полумесяцем во втором половина золотого двуглавого орла с нимбом того же металла, обремененного в сердце серебряным полумесяцем с серебряной башней о трех зубцах с красными воротами и тремя окнами, увенчанной Богоматерью с младенцем естественного цвета, с золотыми нимбами, выходящими из башенных зубцов и пересеченными серебряным полумесяцем Герб города Билефельда Пруссия Герб города Альтенбурга Саксония Альтенбург Герб города Позена Познань Гербы города Праги Чехия Австро Венгрия, с 19 18 Богемия Герб города Ландау Рейнланд Пфальц Герб города Фрайберга Саксония 4 15 Уверенные, бесспорно, в небесном заступничестве, строители фортификационных сооружений не из недостатка веры, но, уважая пословицу На Бога надейся, а сам не плошай часто снабжали ворота своих крепостей выдвинутыми вперед, отдельно стоящими сооружениями, иногда такими мощными и большими, что они сами становились маленькими крепостями, почти внешней цитаделью, непосредственно связанной с мостом. Судя по всему, и этот тип сооружений также был привнесен с Востока во времена Крестовых походов, что подтверждает звучание арабского bab khanah по итальянски как barbaсane то есть здание у ворот. Это небольшое сооружение, похоже, быстро переняли составители гербов равелином rivellino называли стену, выдвинутую вперед для защиты ворот по крайней мере, это кажется наиболее правдоподобной интерпретацией герба Комарома Эти основные защитные сооружения в целом были достаточно крепки, чтобы противостоять ударам тарана если тем, кто им действовал, не удавалось открыть проход или разбить ворота что было непросто из за многочисленных лучников и арбалетчиков, укрывавшихся за скошенными выступами то тогда штурмующим не оставалось ничего иного, как пускать в ход против бастионов осадные машины или лестницы см. герб Прайса Хотя это означало большие потери, такой штурм зачастую удавался, особенно если лучники снизу поддерживали воинов на лестницах, обстреливая защитников, которые уже не могли воспользоваться бойницами, чтобы отбросить лестницы крюками и рогатками. Эта опасная возможность становилась менее опасной при сооружении машикулей сaditoie которые были устроены в виде отверстий в стенах на площадках башен и в обходных галереях часто их делали одновременно с возведением самих галерей. Оттуда было удобно бросать на осаждавших тяжелые предметы, но прежде всего использовалось кипящее масло и расплавленный свинец, откуда, собственно, и происходит слово машикули франц. m сheсoulis, от m сhe что то расплавленное, и сoules бросать итал. аналог p batoio Внешний вид галереи и ее структура в разрезе приведены на рис. 338. В итоге всего сказанного уже не составит труда догадаться, почему столь часто в гербах с башнями и средневековыми замками не исключая, впрочем, и замков ренессансного времени появляются изображения зубцов. Лишь ввод в действие тяжелой осадной артиллерии сделал ненужным первоначальный штурм с лестницами он теперь был Герб города Комарома Венгрия Герб города Загреба Хорватия Рис. 340. Геральдический рисунок башня с зубцами над машикулями Рис. 339. Глухая арка в кладке тромп перенесен на заключительную фазу осады. Структура завершения стен и башен не претерпела больших изменений, поскольку сами галереи остались, разве только излишними оказались отверстия для выливания масла они уступили место глухой арке, усиливавшей арку между модульонами рис. 339 Личный герб Джона Л. Прайса Кармартен, Великобритания Дважды рассеченный и пересеченный в первом серебряном поле черный лев с обращенной головой во втором черном поле шесть трилистников 3, 2, 1 в третьем черном поле шествующий серебряный кабан в четвертом красном поле серебряная башня о трех башенках в пятом черном поле наконечник копья с каплями крови, сопровождаемый тремя осадными лестницами, две в главе, одна в оконечности, все серебряное в шестом красном поле серебряное стропило, сопровождаемое тремя серебряными розами Рис. 34 1 Башня замка Винчильята Рис. 338. Машикули а на башнях m сhiсoulis, фр. b на стенах mouсharabi, фр 4 16 Рис. 342. Смотровые I и сторожевые II башенки Герб графства Фермана Ольстер, Великобритания В зеленом поле вогнутый столб с чередованием волнистых серебряных и синих поясов, обремененный золотым замком с двумя сторожевыми башенками Рис. 345. Замок Эльц на Мозеле Германия, XII XVI века Герб города Клаузенбурга Австро Венгрия венг. Колошвар, совр. Клуж Напока Румыния В красном поле открытый серебряный замок с крепостной стеной и тремя башнями, все с зубцами, с черными проемами Своевременное обнаружение врага было залогом отражения его нападения за происками неприятеля необходимо было постоянно следить, так что крепости и замки обеспечивались смотровыми башнями, часто угловыми, создававшими максимальный обзор с. 342 В гербах эти сооружения нередко появляются в совершенно ненатуральном виде главным в изображении порой причудливых отростков от основного тела здания было акцентирование символического значения бдительности см. гербы городов Мееране и Синт Уденроде, а на с. 4 10 герб Фленсбурга Другим средством обнаружения противника, весьма дорогостоящим, было возведение башен предельной высоты, отвечавших необходимым физическим и техническим параметрам, возможным в ту эпоху. Такие башни становились настоящими достопримечательностями достаточно вспомнить башню во французском замке Куси XIII века рис. 343, где можно также заметить и полукруглое выносное укрепление равелин высота которой достигала 65, а диаметра основания 99 м Поэтому при блазонировании необходимо указывать наличие башен и башенок и их количество. Родовой герб фамилии Дзанки Равенна В синем поле серебряная башня с тремя гибеллинскими зубцами, с серебряным знаменем, с красными кладкой, воротами и окнами, на зеленом холме, сопровождаемая двумя обращенными серебряными полумесяцами Герб города Арденбурга Нидерланды В золотом поле красная башня со смотровой башней того же цвета Высота башен, очевидно, находилась в обратно пропорциональной зависимости от рельефа той местности, в которой стоял замок, но даже если она была гористой, башенок замок не лишался идеальный в данном отношении пример рис. 345 Когда в гербах передаются различные ситуации с местонахождением башен и замков, символика и терминология всегда очень точны. Кстати заметим, что необходимость подъема, то есть возвышенности, чувствовалась настолько, что очень часто в равнинной местности создавался искусственный рельеф путем подсыпки грунта французы называли эти искусственные холмы mottes Отдельно от этого случая, который можно определять термином приподнятый poggiato, ит. см. герб Дзанки в других гербах чувствуется гордость из за господствующей высоты см. гербы Делитала и Кастелли, напоминающие эффектные Родовой герб фамилии Делитала Макомер В зеленом поле серебряный замок с зубцами и двумя поставленными одна на другую башенками с зубцами, к верхней примыкают два орлиных крыла все покоится на серебряной горе о трех вершинах Рис. 343. Замок Куси Франция, XIII век взорван немцами при отступлении в 19 17 году Герб города Синт Уденроде Нидерланды Герб города Мееране Саксония 4 17 реальные виды, вроде того, что приведен на рис. 346 равно как и изолированного местонахождения, великолепно выраженного в гербе Джустиниани и в городском гербе Щецина. Родовой герб фамилии Кастелли Терлаго В синем поле серебряный замок о трех башенках, стоящий на зеленой горе о трех вершинах Родовой герб фамилии Джустиниани Генуя В красном поле шестиугольный серебряный замок с крепостной стеной и тремя башнями с гвельфскими зубцами замок покоится в синем с серебряными волнами море в оконечности золотая глава, обремененная черным рождающимся орлом в золотой короне Герб города Щецина Польша В синем поле серебряный замок с двумя башнями с красными шатрами, стоящий на серебряном острове выходящем из серебряной реки в оконечности и сопровождаемый сверху золотым орлом с распростертыми крыльями Рис. 346. Замок Гогенцоллернов В двух только что приведенных итальянских гербах замки представлены в перспективе, что встречается далеко не всегда, но позволяет понять конструктивные особенности этих комплексов, тем более в редких случаях, когда гербы обременены изображением и внутренней части города по крайней мере, неким числом зданий, передающих эту идею. Город можно описывать менем, церкви, замок и постройки с окнами такими же, перекрыты красным, башни с проемами и окружающей стеной черными, ворота открыты и обременены золотыми петлями Кроллаланца По этому описанию вполне можно было бы сделать реконструкцию, случись тогда землетрясение. Бедная геральдика Герб города Антверпена Бельгия Герб города Темешвара Австро Венгрия совр. Тимишоара Румыния Полурассеченный и пересеченный в первом поле герб Венгрии во втором золотом поле серебряная башня с черными воротами и красной кровлей, с двумя накосо перекрещенными флагами, красными с белыми крестами в третьем синем поле город естественного цвета, сопровождаемый в верхних углах золотым солнцем и серебряным полумесяцем. Поверх всего щиток в золотом поле двуглавый имперский орел В синем поле опоясанный крепостной стеной город, стоящий в оконечности, сопровождаемый летящим голубем, все естественного цвета Герб города Пресбурга Австро Венгрия совр. Братислава Словакия Родовой герб фамилии Болонья Гуазила Герб города Рендсбурга Шлезвиг Герб города Вайсенфельса Саксония Герб города Кампена Нидерланды Герб города Мариенбурга Восточная Пруссия как идеальный или реальный, и в таком случае принято указывать его название и географическое положение Жуаньи, город в Бургундии серебряный, в перспективе с полуденной стороны, губернаторский дворец с золотым зна 4 18 Эти соображения позволяют добавить несколько полезных элементов к классификации геральдического рисунка, которые в настоящем случае можно свести к трем группам рис. 347 архаической и основной I реалистической II стилизованной и символической III В частности, в реалистической можно усматривать геометрически построенное изображение с намеком на украшение так, чтобы не нарушить принцип геральдики, согласно которому щит не должен превращаться в картинку. Герб города Асколи Пичено Герб печать Фрайбурга Баден Герб печать Фрайбурга Фрибур Швейцария Герб города Дусбурга Нидерланды Герб города Копенгагена Дания Рис. 347. Типы геральдического рисунка в архитектурных формах Герб города Альтона Шлезвиг Гольштейн Герб города Зальцбурга Австрия Исходя из стиля, каким бы он ни был, теперь надо перейти к вопросу блазонирования со всеми составляющими его элементами. Тот мысленный образ, который формируется при прочтении герба, напрямую зависит от знания всех атрибутов это важно, поскольку часто на щите появляется какая то определенная фигура и ее могут обременять, сопровождать, пересекать и т. д. другие фигуры. В отличие от всего, что мы видели в случаях со львами, орлами, рыбами и деревьями, замки выглядят слишком сложными и разнообразными структурами, чтобы описание можно было свести к какому то одному образцу, поэтому надлежит представить несколько типов, выбранных из наиболее четких по своей организации и, соответственно, описанию рис. 348 Родовой герб фамилии Фацци Пистоя В золотом поле черный замок с двумя башнями и черными воротами, с серебряной кладкой и красным знаменем с большим серебряным кругом, обремененный красным крестом, стоящий на зеленой равнине Герб города Лердама Нидерланды В золотом поле красный замок с воротами цвета поля из двух башен по бокам, с черными окнами, с синими кровлей и знаменами, стоящий на усеченной зеленой равнине Родовой герб фамилии Ансельми Падуя В серебряном поле красный замок о трех башнях с гибеллински ми зубцами, средняя самая высокая с таким то количеством башен с окнами цвета поля с кладкой с воротами цвета поля с решеткой такого то цвета с воротами такого то цвета окованной таким то цветом со створками такого то цвета Рис. 348. Термины блазонирования архитектурных деталей, отличающихся цветом от основного цвета здания I I II II III III III с черепицей такого то цвета с окнами такого то цвета со знаменами такого то цвета с кровлей такого то цвета с таким то гвельфские зубцы количеством зубцов с таким то количеством башен с окнами такого то цвета гибеллинские зубцы 4 19 Джинанни пишет, что замки показывают в гербе владение вассалами, или же, что его обладатель может быть правителем на какой то территории и что он намерен защищать ее от врагов или завоевать Приведя грустные истории, связанные с гербами родов Медина и Фариа см. с. 380 и 409 этот автор освещает и тот исторический фон, который связан с появлением гербов многих итальянских Кастелли, Кастеллано, Кастеллино, Кастелуччо, дель Кастелло и испанских Кастильо семейств. Энциклопедии содержат более точные и интересные сведения, но и по геральдике можно хорошо представить пирамиду феодальной иерархии и ее эволюцию от временного поручения в управление к пожалованию королевской собственности, разрешаемой к передаче путем наследования кастеллан изначально был не более чем государственным чиновником, как и граф, которому доверялось управление территорией, подлежащей защите из какого то замка ее и называли сaste nia Наделенные с самого начала двойной властью, военной и судебной, кастелланы действуя во времена, когда временные функционеры присваивали себе подвластные территории, дав старт собственно экономической системе феодализма, не колебались в том, чтобы следовать примеру старших по званию Благодаря своим исходным функциям военной и судебной власти, они оказались в состоянии обеспечить одновременно и защиту своих новых владений, и отправление правосудия с учетом собственных и чужих интересов. Последний аспект заслуживает особого внимания, поскольку были signori сaste ni и giudiсi сaste ni первые выступали судьями в собственном феоде, а вторые судьями от имени короля и по отношению к другим феодалам. Юрисдикция, которой они обладали, подразделялась на три категории нижнюю, среднюю и высшую в ведении последней были преступления, наказуемые смертной казнью, и этой шкале соответствовала иерархия среди самих кастелланов. Однако закончилось все это присвоением права, ставшего равным для всех, судить по трем категориям без иерархического различения судей, что придало новый смысл термину сaste nia почти идентичный судебной системе ordine giudiziario Родовой герб фамилии Маркезини происх. из Ала ди Тренто В красном поле золотые весы золотая глава, обремененная синим столбом с шестиконечной золотой звездой Родовой герб фамилии Лэ Иль де Франс В золотом поле три черных пыточных колеса или Святой Екатерины 2, 1 Родовой герб фамилии Скотт Голуэй, Великобритания В черном поле пыточное колесо, сопровождаемое в главе двумя полумесяцами и в оконечности пятилис тником, все серебряное По шкале знатности кастеллан следовал сразу за бароном, что содержало некоторые ограничения он не имел права сооружать замки, а мог лишь укреплять на манер замка собственный дом не мог производить если на то не имел особого пожалования суд по тяжким преступлениям такая ситуация была до установления вышеуказанной сaste nia и, наконец, кастелланы не могли использовать в шлемовой эмблеме своих гербов корону. В качестве компенсации щиты дозволялось обременять классическими весами, башнями замка и пыточным колесом по своему устрашающему назначению аналогичным тому, что французы неправильно привыкли понимать под выражением колесо Святой Екатерины представлявшим главный инструмент исполнения приговоров средневековых судов, согласно пословице саstum agere Все только что сказанное о кастеллане характерно не только для Италии, но и для Франции, где термином сh telet со времен Людовика IX до 1790 года именовалась вся судебная, пенитенциарная и полицейская администрация, размещавшаяся первоначально в двух парижских Шатле Большой Шатле трибунал, Малый тюрьма оба здания были срыты между 1782 и 1802 годами. В Испании многие замки были доверены дворянам идальго лишенным, однако, судебной власти, в то время как в Германии и Англии фигура кастеллана в том понимании, какое ей придавали их соседи, была почти неизвестна. В Польше, напротив, сложилась другая ситуация, поскольку ее территория была разделена на зоны, каждая из которых находилась под защитой определённого замка, и его коменданты кроме исполнения функций военачальника становились вершителями судебного права. Многочисленные гербы итальянских кастелланов почти все говорящие то есть изображение иногда подкрепляемое башней перекликалось с именем и указанием властных полномочий или же выступало в качестве намека, если изображение не передавало имени, ограничиваясь достоинством Много гербов тем не менее отражают общее содержание, и мотив замка там является второстепенным, как, например, в гербе Ардиццоне, где на верхушке башни горит огонь, или гербе Фумагалли, с петухом и папскими крестами. Родовой герб фамилии Кастелли Палермо В синем поле серебряный замок о трех башнях с тремя ги беллинскими зубцами, с черными воротами и окнами, выдвигающийся из оконечности и сопровождаемый в главе золотой лилией Родовой герб фамилии Кастелли Кальяри В зеленом поле серебряный замок о пяти башенках, с черными воротами, пересеченными шествующим серебряным львом, сопровождаемый полукругом из семи золотых звезд Родовой герб фамилии Кастельново Турин В синем поле замок о трех башнях, сопровождаемый звездой, все серебряное Родовой герб фамилии Кастеллани Флоренция В серебряном поле красный замок с двумя башнями с зубцами, с черными воротами, сопровождаемый в главе двумя зелеными накосо перекрещенными пальмовыми ветвями, продетыми в золотую корону, увенчанную красным крестом Родовой герб фамилии Сеттекастелли Равенна В синем поле золотая сторожевая башня о семи зубцах, с воротами и окнами цвета поля Родовой герб фамилии Кастелли Падуя В синем поле золотой замок о трех башнях, стоящий на зеленой оконечности 420 Родовой герб фамилии Фаветти Турин, происх. из Лиона Пересеченный в первом синем поле золотая перевязь справа в золотом поле красный замок о трех башнях с зубцами Родовой герб фамилии Ардиццоне Мессина В синем поле замок с золотой башней, с черными воротами, окнами и кладкой, с красным пламенем наверху, сопровождаемый по сторонам у основания двумя восстающими золотыми львами в коронах Герб области Пуату Франция В красном поле пять крепостных башен о трех золотых башенках 2, 12 Родовой герб фамилии делла Порта происх. из Порто Вальтравалья Пересеченный в первом золотом поле черный орел с распростертыми крыльями с золотой короной во втором синем поле серебряный портал с двумя фланкирующими колоннами Родовой герб фамилии далла Порта Бассано В серебряном поле красный портал с закрытой двустворчатой черной дверью, с серебряными двухступенчатым основанием и аттиком, увенчанный синим крестиком и двумя красными знаменами, расположенными опрокинутым стропилом основание сопровождают две черные стрелы остриями вниз, расположенные стропилом Родовой герб фамилии делла Порта Палермо происх. из Кьявенны В синем поле серебряные городские ворота о пяти зубцах, сопровождаемые по сторонам двумя противовосстающими золотыми львами, покоящимися на шахматной оконечности, серебряной и синей, в два ряда Родовой герб фамилии Кастильо Сицилия происх. из Испании В серебряном поле красный замок с тремя башенками о трех зубцах каждая и черная перевязь справа поверх всего кайма красная, обремененная восемью золотыми кругами Поскольку тема двери и ворота уже разбира лась на с. 4 14, теперь стоит упомянуть лишь то, что касается говорящих гербов. Действительно, есть несколько фамилий, происхождение гербов у которых связано именно с фонетическим сходством. Здесь важны все атрибуты, указываемые в блазони ровании замков и башен с воротами с закры тыми воротами и вдобавок к ним необходимо указывать число ступенек основания на ступен чатом основании такого то числа ступеней равно как наличие и цвет архитрава и фронтона, которые некоторыми геральдистами именуются аттиком Родовой герб фамилии Протопапа Катания В красном поле серебряный замок с тремя башенками, с воротами цвета поля и черными окнами, увенчанный двумя серебряными папскими крестами, расположенными Андреевским крестом Родовой герб фамилии Ландриани Милан В золотом поле синяя башня о двух зубцах с золотыми воротами и черной кладкой, поддерживающая черного орла с распростертыми крыльями 1Джинанни 2 Спрети Родовой герб фамилии Фумагалли происх. из Бронджо В золотом поле рассеченный, синий и серебряный, замок о двух двухъярусных башнях с зубцами, с золотыми воротами и окнами, правая поддерживающая черного орла с распростертыми крыльями, левая петуха естественного цвета Родовой герб фамилии Делла Порта Родиани Каррара происх. из Комо В серебряном поле открытая двустворчатая красная дверь на трехступенчатом основании того же цвета Герб Великого герцогства Трансильвании, венг. Эрдели, нем. Зибенбурген семь замков, Седмиградия Австро Венгрия, 1848 19 18 Пересеченный в первом синем поле рождающийся черный орел с золотым клювом и красным языком, сопровождаемый справа золотым солнцем и слева серебряным полумесяцем во втором золотом поле семь красных замков 4, 3 с тремя зубцами, с черными воротами и окнами пересекающий по линии деления красный пояс 42 1 Средневековые города Италии были утыканы высокими башнями, возводимыми частными лицами или городскими общинами с главной целью наблюдать за прилегающей округой, обнаруживать возможные чрезвычайные происшествия но не менее важной задачей была представительская наряду с дворцами это был знак социальной привилегированности равно как и богатства который более состоятельные семейства, притязавшие также на власть, сооружали и для самоутверждения, и для устрашения конкурентов. Большинство тех башен было срыто одни победившей стороной, другие городской республикой или синьорией, третьи врагами во время осады, когда в ход пошел порох. В Италии их осталось лишь несколько, ныне знаменитых башня Азинелли и Гаризенда в Болонье ок. 00 Гирландина в Модене и тринадцать из леса в семьдесят в Сан Джиминьяно конкурируя с 52 башнями Каркасона, которые, однако, включены в кольцо стен Учитывая как раз местонахождение, собственно башней является отдельно стоящее сооружение, и как мы виГерб города Пьомбино В зеленом поле золотой замок о трех бастионах, с тремя башнями о четырех зубцах, с черными проемами, сопровождаемый в главе золотой короной пожалование Наполеона I выходящий из синего волнистого моря в оконечности дели по предыдущим страницам, замки развивались на основе нескольких башен, связанных стеной в нескольких гербах присутствует оригинальная структура с башнями, повернувшимися друг к другу спиной как в гербах Дусбурга и Пьомбино. Башня является знаком древнего благородства, ибо никто в старину не осмеливался строить башни, если не принадлежал к славной и властительной семье Джинанни Башни как таковые встречаются во многих гербах, как личных, так и городских, но множество отображает звучание фамилии Toppe, делла Тор ре, Торрильяни, Торрес, Торриани, Торричелли, Тореллес, де Ла Тур Однако и в этом случае не всегда можно точно сказать, а не происходит ли фамилия от факта владения башней, выступавшей признаком знатности то есть напрашивается вывод, что герб и фамилия, выступая дуэтом, отражаются друг в друге, как поставленные параллельно зеркала. Заметим, наконец, что башня ладья единственная шахматная фигура, появляющаяся в гербах см. с. 456 Родовой герб фамилии делла Toppe Лаванья Пересеченный, золотой и синий, с серебряной башней с тремя ги беллинскими зубцами, стоящей на травянистой равнине и поддерживаемой двумя противовос стающими золотыми львами в коронах рождающийся из башни черный орел в золотой короне Герб города Лара Баден Рассеченный в первом золотом поле красный пояс во втором синем поле серебряная башня Родовой герб фамилии делла Порта Палермо, происх. из Кьявенны вариант В красном поле золотая башня с пятью гибел линскими зубцами, с воротами и окнами цвета поля, увенчанная черным орлом с распростертыми крыльями кайма составная, золотая, черная, серебряная и красная Герб города Кастроново В синем поле золотая башня с тремя гибел линскими зубцами, с черными воротами и окнами, увенчанная золотым орлом с распростертыми крыльями, рождающимся из за зубцов Родовой герб фамилии Toppe Сицилия В синем поле серебряная башня о трех гвельфских зубцах, сопровождаемая по сторонам двумя противовосстающими золотыми львами с красными языками, и вверху тремя золотыми лилиями, расположенными поясом золотая глава с двуглавым черным орлом с распростертыми крыльями, с коронами Родовой герб фамилии Рокки Лукка В синем поле серебряная башня с четырьмя гибеллинскими зубцами, стоящая на зеленой травянистой равнине, сопровождаемая по сторонам двумя зелеными пальмами, укорененными в равнине и в главе тремя золотыми звездами, расположенными поясом Родовой герб фамилии делла Toppe Пистоя В синем поле серебряная башня с четырьмя гибеллинскими зубцами, с черными кладкой, воротами и двумя окнами, сопровождаемая по сторонам четырьмя серебряными летящими голубями 2, 2 Родовой герб фамилии Чани делла Toppe Пистоя В синем поле серебряная башня с пятью зубцами, с черными воротами и окнами, стоящая на зеленой оконечности Родовой герб фамилии Торриджани Флоренция В синем поле серебряная башня о четырех зубцах, с воротами и двумя окнами цвета поля, стоящая на зеленом холме и сопровождаемая тремя шестиконечными золотыми звездами в неправильном порядке Родовой герб фамилии Барбавара ди Гравеллона Вигевано В синем поле серебряная башня, стоящая на зеленой оконечности глава Империи 422 Родовой герб фамилии Каччагуерра Болонья В синем поле золотая башня с черными воротами, окном и кладкой золотая зазубренная глава Родовой герб фамилии Кастельродриго Испания В красном поле семь золотых башен 3, 12, 1 Родовой герб фамилии Фуми Орвьето В черном поле серебряная башня с красным пламенем Родовой герб фамилии Алькасар и Неро Испания В красном поле золотая башня с воротами и окном цвета поля, сопровождаемая двумя противообращенными серебряными ключами столбом Родовой герб фамилии Перолло Шакка В синем поле золотая башня с четырьмя ги беллинскими зубцами, с черными кладкой, воротами и окнами Родовой герб фамилии Ла Тур д Овернь Овернь В усеянном поле Франции круглая серебряная башня с черной кладкой, поверх всего Родовой герб фамилии Миски происх. из Праделло В синем поле золотая перевязь справа, сопровождаемая в левом верхнем углу золотым солнцем и в оконечности красной башней с зубцами, выдвигающейся из оконечности и поддерживающей черного орла Родовой герб фамилии Редзонико Комо В черном поле серебряная двухъярусная башня с зубцами, с воротами и окнами цвета поля Родовой герб фамилии дю Тур Савойя В золотом поле три черные башни 2, 1с тремя гвельфскими зубцами, с золотыми воротами и черным флагом, обращенным влево Герб города Рива дель Гарда Пересеченный в первом красном поле две серебряные башни, правая меньше, с четырьмя гвельфскими зубцами, левая больше, с пятью гибел линскими зубцами, с двумя черными окнами в каждой, соединенные выгнутой лестницей, все серебряное во втором поле чередование волнистых серебряных и красных поясов Герб города Эттен Леур Нидерланды В синем поле три золотые башни о пяти зубцах с воротами и окнами цвета поля 2, 1 Герб города Кампобассо В красном поле шесть серебряных башен с черной кладкой, с воротами цвета поля 3, 3 сопровождаемых в главе золотой короной Герб города Ренена Нидерланды В серебряном поле три красные башни, с черными воротами и окнами, с синей кровлей и золотыми флагами, обращенными вправо, пересеченными черным ключом бородкой вверх, расположенным поясом Герб кантона Эш сюр Альзет Люксембург В серебряном поле красная башня о пяти зубцах, с закрытыми воротами и окнами того же цвета, стоящая на синей волнистой оконечности с двумя волнистыми золотыми поясами и сопровождаемая по сторонам щитками с гербом Люксембурга Родовой герб фамилии Кастельвель Каталония В синем поле разрушенная зеленая башня, зазубренная зеленая кайма Родовой герб фамилии Ансельмо Парма В золотом поле зеленая башня с тремя башенками, с черными окнами и закрытыми черными воротами 423 Мост, как утверждает Джинанни, выражает благородство души, оказание почестей и получение благодати Словно парящие в воздухе, эффектные, как архитектура барокко, мосты проходят поясом в говорящих гербах да Понте, Понтичелли, Понтедера, Понтенани, дю Пон, Инсбрук, Кембридж. Они происходят от роntatiсо феодального права на мост, законной наследницей которого стала ненавистная дорожная пошлина pedaggio Как и все налоги в любые времена, мостовой сбор был признанным правом того, кто построил мост в своем феоде, собирать плату с путников, однако известно, что другой целью таких налогов было как раз сооружение и поддержание дорог и мостов ущерб кошельку проезжающих и насмешка над ними. Герб города Понтедера В синем поле серебряный мост с двумя арками над серебряной рекой Герб города Инсбрука Тироль, Австрия В красном поле серебряный мост на двух ряжах, вид сверху В геральдике чаще всего присутствуют мосты с тремя арками если их число другое, в блазоне его необходимо привести иногда с башенками и зубцами и почти всегда они возвышаются над рекой как того и следует ожидать от моста. Теме воды не чужды фонтаны и колодцы, которые в геральдике появляются не так уж редко первые символизируют ученость и благодать вторые мудрость, приобретенную в трудах, глубокую задумчивость, упование на Бога и тайну сердца Все это приносится в дар фантазии геральдистов если она, конечно, приемлема на практике речь почти всегда идет о говорящих гербах. Родовой герб фамилии да Понте Падуя В золотом поле мост с тремя арками над рекой, все естественного цвета, сопровождаемый вверху тремя красными гранатами с зелеными листьями, расположенными поясом Родовой герб фамилии Понтенани Ареццо Пересеченный в первом синем поле шесть золотых игральных костей 3, 2, 1 во втором красном поле мост с тремя арками и домиком, стоящий над рекой, все естественного цвета Родовой герб фамилии Понтичелли Реджо нель Эмилия, происх. из Кастельново ди Карфаньяна В синем поле мост с тремя арками на двух опорах над рекой, все естественного цвета, сопровождаемый в главе золотой лилией и двумя серебряными ромбами, расположенными поясом вариант В синем поле золотой мост с тремя арками, стоящий на зеленой травянистой оконечности, поддерживающий черного льва, держащего в лапах зеленый лист, сопровождаемого по сторонам двумя золотыми звездами Родовой герб фамилии Борджа Сиена, Перуджа В синем поле мост с тремя арками и тремя гибеллинскими зубцами, выдвигающийся из реки, все серебряное Родовой герб фамилии Феррари Феррарио Модика В синем поле золотой мост с тремя арками и тремя башенками о пяти зубцах каждая, стоящий над серебряной рекой в оконечности Родовой герб фамилии Фонтана Модена В синем поле фонтан с тремя чашами и струями естественного цвета, стоящий на зеленой равнине Родовой герб фамилии Фонтана Виченца В черном поле золотой фонтан с серебряными струями, стоящий на пришитой зеленой оконечности Герб города Каора Франция В красном поле серебряный мост на пяти арках с пятью серебряными башнями с черными бойницами и золотой кровлей, каждая увенчана золотой лилией Герб города Трапани В красном поле разрушенный золотой мост с двумя арками и пятью башнями о трех зубцах, стоящий на волнистой синей оконечности, сопровождаемый в главе обращенным серебряным серпом, с ручкой цвета поля серп намекает на греческое название этого города drepanon Родовой герб фамилии даль Поццо Рим В золотом поле красный колодец с черной кладкой, сопровождаемый по сторонам двумя противовосстаю щими зелеными драконами с закрученными и накосо перекрещенными хвостами Родовой герб фамилии Кварта происх. из Копертино Пересеченный в первом синем поле золотая борона во втором зеленом поле колодец естественного цвета 424 Среди мотивов столбов и поддерживающих опор, встречающихся в оформлении гербов, самой благородной, бесспорно, является колонна символ постоянства великодушного сердца, благоразумия и силы В отличие от многих других мотивов, говорящие гербы здесь возникают редко, и те, что отмечены знатностью и европейской известностью, выделяются завидной древностью прежде всего, это герб римского княжеского рода Колонна, графов Тускуланских в XI веке, связанный с названием родового феода делла Колонна в окрестностях Рима традиция возводит название от столба со 1оппа Бичевания принесенного членами этого рода в Рим из Палестины Часто в блазон включается, кроме общих атрибутов, также архитектурный ордер например, тосканский и различие цвета базы и капители, если таковое имеется. Родовой герб фамилии Кьявари из альберго Ломеллино, Генуя В золотом поле две красные тосканские колонны Родовой герб фамилии Колонна Рим В красном поле серебряная колонна с золотыми базой, капителью и короной Родовой герб фамилии Казасаджиа Сицилия, происх. из Каталонии В красном поле золотой дом с кровлей, окнами и землей того же металла Родовой герб фамилии Гарруджи Генуя В синем поле три серебряных дома под черными крышами Родовой герб фамилии Кольнаго Сицилия, происх. из Милана В красном поле три серебряные колонны, переплетенные зеленым лавровым венком Родовой герб фамилии Каталано Виццини В синем поле серебряная колонна, обремененная по сторонам двумя золотыми восстающими львами с коронами Родовой герб фамилии Гальяно Сицилия, происх. из Франции В синем поле три золотые колонны, опоясанные зеленым лавровым венком Родовой герб фамилии Стабиле Палермо В черном поле восстающий золотой лев против серебряной колонны Родовой герб фамилии Чито Неаполь В пересеченном красном и зеленом поле восстающий золотой лев и золотая колонна, увенчанная золотой лилией Родовой герб фамилии Мессана Сицилия В синем поле серебряная колонна с распростертыми золотыми крыльями Родовой герб фамилии Майорана Реджо ди Калабрия В синем поле две серебряные колонны Андреевским крестом, сопровождаемые в главе золотой лилией и по сторонам двумя серебряными розами Родовой герб фамилии Камерата Палермо В красном поле серебряная колонна, сопровождаемая слева золотым львом в короне Родовой герб фамилии Мальтезе Сицилия В красном поле серебряная колонна, сопровождаемая слева львом того же металла Родовой герб фамилии Сансоне Мадзара B синем поле золотая колонна перевязью справа, с золотым львом Герб города Капаннори В пересеченном серебряном и красном поле золотая хижина поверх всего Родовой герб фамилии Падильоне Неаполь Пересеченный в первом синем поле серебряный шатер, сопровождаемый во главе шестиконечными серебряными звездами во втором поле чередование восьми красных и золотых поясов Последним светским сооружением после этого потока благородных жилищ предстает просто дом, но каждый из них звучит чрезвычайно весомо. Нечастое появление этого мотива в геральдике продиктовано, видимо коварство или реальность его символикой зрелость мысли и осмотрительность По латыни сasa означает шалаш, хижина хрупкое и недолговечное сооружение лесников и бедных поселян, совершенно недостойное чести предстать в гербе тем не менее благодаря созвучию в одном случае la сарannа появляется вполне законно иначе, что было делать с фамилией Капаннори Шатер, наконец, напоминает нам о кочевниках, однако есть и другой шатер царя и военачальника, от которого происходит термин шатер, сень pad one созвучный ряду фамилий. 425 Расставаясь с жилищами людей, стоит обратиться к местам обитания богов, ибо только недостаток ассоциативного мышления может привести к еретической идеи ограничивать Бесконечное, ибо при всей подразумеваемой пышности место должно отражать космический строй. На наше счастье, возведение Дома Божьего считалось исключительной привилегией, и архитектурно художественные особенности вдохновлялись и направлялись высшими философскими принципами. Этот преимущественно человеческий аспект культового строительства получил явственное выражение в гербах многих германских городов, равно как и в одном тосканском Кас теллина ин Кьянти жители которых пожелали выразить горделивое сознание своей веры в Бога и в то же время показать свою осведомленность в том, что они владеют каменными шкатулками с драгоценностями, имя которым познание, а иногда и мудрость. Если в итальянской геральдике примеры говорящих гербов среди представителей знатных фамилий редки делла Кьеза то Герб города Кастеллина ин Кьянти В синем поле в правой стороне церковь Сан Сальваторе в левой полуразрушенная башня, поддерживающая обращенного отважного петуха герб Лиги Кьянти все серебряное в германской и шотландской можно встретить несколько городских гербов, происхождение которых как и название самих городов связано с корнем kirсh, kirk. К тому же разряду принадлежит известный голландский герб Ахткарспелен, что означает восемь капелл синие купола которых ясно выделяются в серебряном поле вечно хмурого северного неба. Место последнего успокоения геральдикой тоже не было забыто, так что раздел завершается мотивом гробницы. Согласно Джи нанни, тот, кто вводит в свой герб могильную плиту, делает это, чтобы, может быть, всегда жить в памяти последнего отпрыска своего рода Может быть, но бесспорно одно серебряная гробница в синем поле, окруженная золотыми звездами, обнаруживает надежду перехода из мира земного в Царство Божие Нельзя и выразить яснее Memento mori и In te, Domine, esperavi Помни о смерти и На тебя, Господи, уповаю Герб города Детмольда Липпе Герб города Мерзебурга Саксония Герб города Херфорда Вестфалия Герб города Мюнстерберга Силезия говорящий герб соборная гора нем. Герб города Шпейера Бавария Родовой герб фамилии Сакрати Феррара В синем поле серебряная гробница с двумя черными кольцами, сопровождаемая вокруг шестью шестиконечными золотыми звездами Герб города Фельдкирха Форарльберг, Австрия говорящий герб церковь в полях нем. Герб города Ахткарспелена Нидерланды говорящий герб восемь капелл гол. Герб города Вюгта Нидерланды В синем поле две противостоящие золотые церкви Герб города Изерлона Вестфалия В серебряном поле укороченный красный и серебряный шахматный пояс в три ряда, поддерживающий фигуру епископа естественного цвета в зеленом облачении, с епископским посохом в правой руке, и две серебряные башни по сторонам, с черными кладкой и окнами, синей кровлей и черными флюгерами Родовой герб фамилии делла Кьеза происх. из Салуццо В серебряном поле красная церковь глава Анжу Герб города Сан Сеполькро Пересеченный в первом черном поле серебряная гробница с зеленой инкрустацией втором поле серебряное говорящий герб 426 Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте. Санти-Мадзини Д. [Символический код]: Архитектурные образы (2005)
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|
||||||
![]() | ||||||
© 2007-2023 Электронная некоммерческая библиотека открытого доступа «Гербовед.ру» Редакция: gerboved@gerboved.ru | › Пользовательское соглашение | ||||||
![]() | ||||||
Проект сетевого издания «Геральдика.ру» | ||||||
Примечание: представленные в библиотеке научные тексты размещены только для ознакомления и получены большей частью посредством распознавания оригинальных текстов публикаций (OCR), поэтому в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания и степенью сохранности бумажных оригиналов. |