| ||||||
![]() | ||||||
Электронная научно-историческая библиотека «Гербовед.ру» | ||||||
![]() | ||||||
» Библиотека › Санти-Мадзини Д. Геральдика. История, терминология, символы и значения гербов и эмблем (2005) › [Символический код]: Оружие, кони, всадники и знамена | ||||||
Санти-Мадзини Д.
[Символический код]: Оружие, кони, всадники и знамена// Геральдика. История, терминология, символы и значения гербов и эмблем (2005)Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: В монографии: Санти-Мадзини Д. Геральдика. История, терминология, символы и значения гербов и эмблем [пер. с итал.] - М.: АСТ, 2007. С. 386-403 [Часть III. Глава V (продолжение).] Аннотация: Судя по грамматике, вооруженный - это тот, кто носит оружие, а рыцарь (саvaliere) - человек, поднимающийся на коня (саvallo); из этого следует, во-первых, что пеший «вооруженный» - это всего лишь оруженосец, а во-вторых, что без лошади не могли бы сформироваться ни конница как род войск, ни рыцарство как сословие, ни даже, по всей вероятности, сама геральдика. Рыцарство как важное историческое явление развивалось во всех своих сторонах - и в благородных проявлениях, включая турниры и куртуазную культуру, и в низменных, связанных с теми позорной славы баронами, которые и сделали в народном сознании знать синонимом угнетения. Настало время поговорить о вооружении рыцарей. Об авторе публикации/статьи: Санти-Мадзини Д. Просмотр публикации в формате PDF:
› См. также другие статьи автора: Санти-Мадзини Д.
в библиотеке найдено еще 43 публикации(й) автора
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать ![]() Объем текста: 109363 знаков (с пробелами)
I Оружие, кони, всадники и знамена Судя по грамматике, вооруженный это тот, кто носит оружие, а рыцарь саvaliere человек, поднимающийся на коня саva из этого следует, во первых, что пеший вооруженный это всего лишь оруженосец, а во вторых, что без лошади не могли бы сформироваться ни конница как род войск, ни рыцарство как сословие, ни даже, по всей вероятности, сама геральдика. Рыцарство как важное историческое явление развивалось во всех своих сторонах и в благородных проявлениях, включая турниры и куртуазную культуру, и в низменных, связанных с теми позорной славы баронами, которые и сделали в народном сознании знать синонимом угнетения. Настало время поговорить о вооружении рыцарей. В феодальном обществе рыцарство формировалось как род войск и академия военного искусства. Поскольку финансовой базой была земельная собственность во временном или наследственном владении, постольку относительная иерархия внутри войска зависела от людских резервов феода, тех связанных родственными узами вассальных ячеек, которые могли выставить определенное число вооруженных воинов. Уточнение этого числа имеет большое значение, ибо если сеньор мог позволить себе экипировку тридцати человек от своего феода, поведя их с собой на войну, то он мог претендовать на право получения звания баннерета франц. banneret от banni re знамя Происхождение термина ясно указывает на то, что такой человек получал право идти на войну со своими людьми, объединенными под его личным знаменем, которое имело квадратную форму. Низший рыцарь bas сhevalier, башельер не располагавший феодом и, соответственно, вассалами, должен был, напротив, на копье поднимать вымпел, то есть знамя с косицей, которое надлежало укорачивать и уменьшать до квадрата, а точнее, до формы трапеции, если он поднимался до звания баннерета. Так получается, что к трем уже упомянутым актерам пьесы под названием рыцарство надо добавить и четвертого знамя, которое имело не меньшее значение и в истории, и в геральдике. Родовой герб фамилии Барроу Великобритания В черном поле два накосо перекрещенных серебряных меча с золотыми рукоятями, сопровождаемые в главе и по сторонам серебряными лилиями, в оконечности якорем того же металла Родовой герб фамилии Минербетти Флоренция В красном поле три серебряных меча с золотыми рукоятями, остриями вниз Рис. 287. Рыцарский поединок фрагмент росписи в замке Сен Флоре, Овернь, XIII век Действие охарактеризовано лаконично и точно суть происходящего поясняют шлемы, копья, щиты и мечи рыцари спешились, на ногах у них шпоры, взнузданные кони стоят рядом, тут же и дама, с куртуазной невозмутимостью присутствующая при жестокой победе своего защитника Родовой герб фамилии Брюнель Гасконь В красном поле серебряный меч Родовой герб фамилии Моро Пуату В красном поле серебряный меч с золотой рукоятью, острием вниз Родовой герб фамилии Гонфалоньери Милан 386 Ни одного из актеров этой пьесы нельзя назвать главным или, наоборот, второстепенным действующим лицом каждый играл свою роль и каждая из них была не только одинаково важна, но и необходима и даже обязательна для самого существования всех остальных. Однако, возвращаясь к логике, уже заявленной выше, согласно критерию хронологической необходимости, следует сделать их следующую расстановку на первое место поставить оружие на второе человека, его носящего на третье коня, благодаря которому он входит в сложившуюся социальную систему наконец, на четвертое эмблему, отражавшую его место в этой самой системе. Каждый из этих актеров с разной частотой появляется на сцене которая называется гербом, в одиночку или вместе с другими рис. 287 образуя с точки зрения их происхождения и значимости то, что можно определить как геральдику Геральдики. Родовой герб фамилии Морра происх. из Беневенто В красном поле два перекрещенных серебряных меча с золотыми рукоятями, остриями вниз, сопровождаемых в четвертях четырьмя золотыми шпорами В мире рыцарства меч был чем то большим, нежели куском металла, закаленного и заостренного с двух сторон, предназначенного для нанесения колющего или рубящего удара он был, согласно португальской поговорке, душой рыцаря не зря его одушевляли и наделяли собственным именем, как это часто встречается в средневековых рыцарских романах и ренессансных эпических поэмах Жуайёз Радость у Карла Великого, Дюрандаль, или Дюрлиндана, у Роланда, Эскалибур у Артура Те, что присутствуют в гербах, анонимы, но они представляют собой образцы рыцарского обихода, хотя лезвия были более широкими, особенно у турнирных мечей, а крестовины нередко делали изогнутыми буквой S, как это видно на некоторых гербах. Отделка guarnitura крестовины и рукояти, как правило, изображается золотой, лезвие серебряным обычное положение меча на щите столбом. Родовой герб фамилии Интерланди Кальтаджироне В красном поле три перекрещенных золотых меча, остриями вниз Личный герб Эдварда Батлера Великобритания Рассеченный справа золотое поле с зазубренной синей главой и двумя раковинами, одна цвета поля другой четверочастный щиток в первом и четвертом синем поле девять серебряных шестиконечных звезд 3, 3, 2, 1Бейли во втором серебряном поле шесть черных львов 3, 2, 1Сэвидж в третьем черном поле серебряное стропило, сопровождаемое тремя отсеченными серебряными головами единорога Хэд слева в черном поле три серебряных меча с золотыми рукоятями, остриями вниз Поулет Двуручный английский меч XIII век Родовой герб фамилии Спади Пистоя В золотом поле два накосо перекрещенных синих меча остриями вниз Герб города Херманштадта Венгрия совр. Сибиу Румыния В красном поле два накосо перекрещенных серебряных меча с золотыми рукоятями, сопровождаемых в главе золотой короной и пронзающих серебряный треугольник с зелеными листьями на углах Родовой герб фамилии Тонти Пистоя В синем поле два накосо перекрещенных се ребряных меча с золотыми рукоятям Саксонский меч около X века 387 Родовой герб фамилии Геррьери Сардзана В пересеченном синем и золотом поле серебряный меч с золотой рукоятью столбом, сопровождаемый в главе двумя золотыми лилиями и красный пояс, пересекающий линию деления Родовой герб фамилии Ваньоне Турин Чередование серебряных и зеленых перевязей справа, вторая серебряная перевязь обременена красным мечом Родовой герб фамилии Скарселли Болонья В красном поле три серебряных меча с золотыми рукоятями, расположенных перевязью справа один над другим остриями вверх, сопровождаемые шестнадцатью золотыми шарами 4, 4, 4, 4 четырьмя перевязями глава Анжу Родовой герб фамилии Гандольфи Павия Четверочастный в первом и четвертом синем поле два накосо перекрещенных серебряных меча с золотыми рукоятями во втором и третьем серебряном поле дельфин естественного цвета Родовой герб фамилии Спадуларини Равенна В синем поле серебряный меч с золотой рукоятью столбом, острием вверх, сопровождаемый в главе и по сторонам сердца тремя шестиконечными золотыми звездами в неправильном порядке Родовой герб фамилии Хименес де Арагон Португалия В красном поле два накосо перекрещенных серебряных меча с золотыми рукоятями, остриями вниз, сопровождаемые по сторонам двумя колоннами, каждая увенчана лилией, все золотое Герб города Залтбоммела Нидерланды В синем поле серебряная дага с золотой рукоятью, расположенная столбом, сопровождаемая по сторонам двумя серебряными розами Родовой герб фамилии Спада Рим В красном поле три серебряных меча с золотыми рукоятями, расположенных перевязью справа один над другим глава герб Франции Родовой герб фамилии д Ангри Франция В серебряном поле три красных наконечника 2, 1 Наконечник ножен кортика Королевский флот, XIX век Родовой герб фамилии Шебах Тюрингия В серебряном поле три красных наконечника 2, 1 Родовой герб фамилии Лониго происх. из Эсте Рассеченный в первом золотом поле шесть черных накосо перекрещенных по два мечей, расположенных столбом второе поле, разделенное на три части столбообразно, красное, серебряное и черное Герб города Харлема Нидерланды В красном поле серебряная дага с золотой рукоятью, расположенная столбом острием вверх, сопровождаемая в главе серебряным лапчатым крестиком и по сторонам четырьмя серебряными шестиконечными звездами по две с каждой стороны 388 Символика меча связана прежде всего с военной доблестью рода, но может также представлять месть утверждает Джинанни. Во внешнем оформлении щита два меча столбом в двух руках во Франции указывают на достоинство коннетабля. Будучи важными частями рыцарского снаряжения, пояс и ножны, похоже, не пользовались вниманием у оружейников, если не считать окончания ножен см. с. 388 Морской лист foglia marina особая фигура в немецкой геральдике, которую приводит Кроллаланца, хотя ее часто путают с наконечником, особенно если тот продолговатый. Только рыцари и обладатели гербов имели право носить меч, равно как и копье. Им пользовались в первую очередь как оружием на турнире, предназначенным для выбивания противника из седла, или же чтобы прикрепить к нему вымпел или знамя. К первом случае выражение преломить одно или несколько копий рис. 288 означало одержать одну или несколько побед и напротив, считалось бесславным не сломать ни одного копья которое в геральдике символизировало рыцарскую честь, непоколебимую стойкость и величие благородной души Родовой герб фамилии Ланси Каппони Римини В красном поле три перекрещенных золотых копья с серебряными наконечниками и вымпелами, и щиток Каппони поверх всего Родовой герб фамилии Ланцавеккья Александрия В синем поле три золотых турнирных копья с вымпелами, обращенными вправо, расположенные тремя столбами глава Империи Рис. 288. Рыцарский поединок на ясеневых копьях в нагрудных латах еще не введен щиток, который появится на панцире в конце XIII века, дав точку опоры для древка копья Родовой герб фамилии Ленсель Прованс В черном поле серебряный наконечник копья перевязью справа Рис. 289 Английское турнирное копье ti g lanсe а копье без гарды b копье с гардой с наконечник конец XIII XIV века Родовой герб фамилии Синьораччо Пистоя Заостренно пересеченный, серебряный и синий, первый обременен черными наконечниками копий столбом, расположенными поясом Родовой герб фамилии Ланци Баньорея В красном поле серебряное копье столбом глава синяя, обремененная тремя шестиконечными золотыми звездами, подпираемая малым золотым поясом Родовой герб фамилии Сало Париж В красном поле три тупых серебряных наконечника копья 2, 1 Родовой герб фамилии Сент Илэр Бургундия В золотом поле три опрокинутых черных наконечника копья 2, 1 389 Топор и булава, разумеется, оружие самое древнее и повсеместное, но вышедшее из употребления и всегда чрезвычайно устрашавшее вплоть до появления огнеметных орудий хотя свое краткое, но тем не менее варварское возвращение получили на австрийско итальянском фронте во время Первой мировой войны В гербах Средневековья часто представлены именно они, и точное их наименование боевые секиры и боевые булавы чтобы различать с похожими орудиями у плотников и кузнецов Боевая булава рис. 290, а е происходит от грубой, но весьма действенной палицы, не такой уж незнакомки в геральдике. Она была оружием ближнего боя, и ею охотно пользовались уже франки lа сotue, фр. и применяли на турнирах, пока они не перестали быть настоящими смертельными поединками, когда употреблялись мечи и церемониальные булавы из дерева рис. 29 1по своему действию гораздо менее опасные, нежели железная булава рис. 292 и боевой цеп рис. 293 fl au d armes, фр. morningstar, англ. утренняя звезда Итальянский Рис. 290. а палица франков b е боевые булавы ХIII ХV века f боевой молот XV век боевой цеп mazzafrusto представлял собой тройную булаву с утыканными шипами головами, каждая из которых весила около четырех килограммов и прикреплялась к рукояти цепью. Весь этот арсенал хорошо представлен на гербовых щитах, и в случаях с так называемыми говорящими гербами в Италии это фамилии Мацца, Маццеи, Маццола, Мадзотти, Манара от mannaia и при использовании символических значений мощи, силы и напористости характера В довершение, булава была любимым оружием королей в сражении, а кроме того, единственно полагавшимся тем воинам, которые имели духовное звание вроде Филиппа де Дрё, епископа Бове в XIII веке которые благодаря булаве избегали нарушения запрета на пролитие крови но не раздробление костей Специальная свинцовая булава была сделана для английских лучников рис. 294 чтобы приканчивать спешенных вражеских рыцарей, неспособных из за доспехов подняться на ноги, однако по этой же причине неуязвимых для лезвий меча. Родовой герб фамилии Мелькиорри Реканати В красном поле золотая палица перевязью слева синяя глава, обремененная тремя золотыми лилиями, расположенными поясом Родовой герб фамилии Маццола Брешиа Пересеченный, синий и золотой с тремя черными железными булавами столбом 2 и 1 Родовой герб фамилии Маццеи Флоренция В серебряном поле красная перевязь справа, обремененная тремя железными булавами, расположенными в направлении фигуры Рис. 29 1Церемониальное оружие а деревянная булава b деревянный меч ХII XIII века Родовой герб фамилии Мацца Тедески Катания В синем поле две накосо перекрещенные и перевязанные лентой золотые булавы Рис. 292. Железная булава Рис. 293. Боевой цеп XII XIII века Родовой герб фамилии Массеи дельи Аитанти Лукка В золотом поле три железные булавы естественного цвета, расходящиеся из подножия Родовой герб фамилии Мильорати происх. из Прато В красном поле две накосо перекрещенные и перевязанные лентой золотые булавы глава Анжу, подпираемая малым беличьим поясом в три ряда, серебряным и черным Родовой герб фамилии Массола происх. из Леванто Накосо четверочастный, зеленый и золотой, первое зеленое поле обременено серебряной железной булавой, расположенной столбом Родовой герб фамилии Гонди Флоренция В золотом поле две черные булавы Андреевским крестом, с красной петлей на рукояти 390 Местный герб кантона Санкт Галлен Швейцария В зеленом поле серебряный консульский топор с фасциями, перевязанными синей лентой Родовой герб фамилии Мадзарини Флоренция В синем поле серебряный консульский топор с золотыми фасциями, перевязанными волнистой серебряной лентой поверх всего малый красный пояс, обремененный тремя золотыми звездами Рис. 297. Рыцарь с боевым топором на длинной ручке, обтянутой кожей Франция, XIII век Рис. 295. Топоры эпохи бронзы Палица, конечно, была первым оружием первобытных людей сук дерева, кость животного или какой то другой предмет лишь бы он был тяжелым и удобным в руке. Палица имеет собственную мифологию, будучи оружием Геракла, и свою историю, изложенную во всех красках у тех народов, которые долго изживали остатки варварства. Боевая секира, напротив, являет собой рациональную эволюцию действительно, зачем прикладывать немалые силы, когда можно обойтись гораздо меньшими их затратами. Топоры времен неолита и кельтские топоры эпохи бронзы рис. 295 являются уже шедеврами, в которых учтены все боевые качества, так что последующим временам лишь в чем то осталось их улучшить, вплоть до консульского топорика римских ликторов sesus и до франциски, обоюдоострой секиры франков frankiska Средние века не изменили унаследованной от темных веков традиции применять в сражениях самое смертоносное оружие, и в символике гербов возникает понятие символ силы и доблести Топорик предлагает двойное символическое толкование во пер вых, права на порубку леса во вторых, справедливость, умудренность, скорое наказание и истинное суждение что, собственно, и ожидалось от римских консулов гербы, обремененные фасциями и консульскими топориками, как полагается, это и подтверждают. Топор похож на секиру без рукояти, но скорее напоминает топор Рис. 296. Боевой топор и секира ХII ХIV века Родовой герб фамилии Дю Бо Бретань В серебряном поле два противообращенных черных боевых топора Родовой герб фамилии Маццо Ровиго Пересеченный во втором синем поле пришитый возникающий красный лев, держащий в лапах серебряный боевой топор во втором золотом поле четыре синие перевязи слева Родовой герб фамилии Манара Парма В пересеченном синем и красном поле поверх линии деления два накосо пере, крещенных топора, соединенных внизу цепью, сопровождаемых в главе шести конечной звездой, все серебряное палача и редко изображается в гербах. Равно как редко встречается боевая секира, которую можно принять за небольшую алебарду, более подходящую для ближнего боя. Рис. 294. Рыцарь и лучник Англия, XIV век 39 1 Хотя лук и арбалет в военных действиях были оружием необходимым и, так сказать, повседневным, его использование поручалось частям лучников и арбалетчиков рис. 298 контингенту отборному, но из низов, хотя не исключался и ввод в бой части рыцарей, прежде всего тех, кто умел отлично охотиться с луком на охоте. Принимая во внимание благороднейшее классическое прошлое лука см. гомеровскую Одиссею песнь XXI а не только его механические свойства, составители гербов и знатоки геральдики приписали ему доблестный досуг и решительный характер а если с серебряной тетивой и в красном поле, то силу авторитета, руководствующегося разумом и сохранением чистой совести Аллегории прозрачные и приемлемые, но далее следует констатировать, что большая часть гербов, имеющих подобные изображения, относится к числу говорящих Арко, д Арко, Ларшье, л Арше и не всегда последовательных см. герб Балестриери Обычное положение лука в гербе столбом, с тетивой в правой стороне щита кроме такого положения в покое можно встретить просто натянутый или натянутый с наложенной стрелой. Родовой герб фамилии Ларшье Пуату В синем поле три золотых лука с серебряной тетивой Герб города Арко Тироль Рассеченный в первом синем поле золотой лук во втором герб Австрии Рис. 298. Лучник и арбалетчик XIV век Олень, пораженный стрелой английская шлемовая эмблема Некоторые трудности возникают в блазонировании гербов, которые имеют дротик или стрелу ныне они воспринимаются почти как синонимы, но в действительности отличаются дротик большей длиной и весом, его можно метать рукой, как короткое копье, или выпускать из лука стрелу же только из лука. Также различным может быть и острие треугольное в первом случае и языком змеи во втором, но полет и того, и другого определяется силой толчка. В блазоне указываются цвета, если у острия и корпуса они разные. Обычное положение столбом, острием к главе во всех же иных случаях надлежит конкретизировать поясом, перевязью справа или слева, острием к подножию. Три перекрещенные стрелы или дротика одна столбом и две накосо перекрещенные могут быть связанными лентой например, красной как это видно на одном из гербов на с. 143. Герб города Дюркхайма Тюрингия В серебряном поле два противообращенных черных лука Родовой герб фамилии Балестриери Брешиа В пересеченном, серебряном и красном поле, лук переменных цветов Родовой герб фамилии д Арко Мантуя В золотом поле три синих лука, расположенных поясом один над другим Родовой герб фамилии Барбарих Далмация В синем поле две накосо перекрещенные золотые стрелы Родовой герб фамилии Бест Великобритания В красном поле три связки по три стрелы с серебряными наконечниками и оперением и золотыми древками Родовой герб фамилии Фарсетти Венеция Пересеченный в синем поле серебряный полумесяц, в красном две накосо перекрещенные золотые стрелы, остриями вниз Родовой герб фамилии л Арше Франция Пересеченный в золотом и красном поле два обращенных натянутых лука со стрелами, один цвета поля другого 392 Арбалет рис. 299 300 один из самых эффективных видов оружия в Средние века более точный и более мощный, чем лук, выпускающий обычную стрелу, а его тяжелые стрелы способны пробивать кольчугу и кирасу. Арбалет продолжали использовать вплоть до середины XVI века, а эпизодически и позже. Церковь неоднократно выступала с осуждающими постановлениями так, Второй Латеранский собор 39 года фактически запретил его под угрозой отлучения как оружие дикое и смертоносное, ненавистное Богу и недостойное христиан кроме как применяя его против неверных и еретиков. Последних всегда было множество, судя по тому, что во Франции чин гранд мэтр арбалетчиков присваивался командиру, стоявшему во главе пехоты, а он в ту эпоху начиная с Людовика IX и кончая Людовиком XI, 1526 ведал также артиллерией и инженерными войсками. Редкое присутствие арбалета в геральдике зависит не от этих вспомогательных доводов, а скорее от того факта, что он считался оружием горожан недостойным благородных рук однако один из таких образцов arbal te a jalets, фр. prodd, англ выпускал свинцовые шрапнельные пули, и поэтому его использовали также и для охоты. В тех редких случаях, когда он предстает на гербовом щите, его ставят столбом, а отдельные части описывают, если они выделены цветом механизм натяжения, тетива, корпус включая наличие стрелы. Символизирует превосходного воина, доблестного и готового победить или умереть Родовой герб фамилии Перрен де Жалокур Лотарингия В синем поле три золотых арбалета Рис. 299. Арбалетчик с арбалетом с натяжным механизмом и стременем XIV век Рис. 300. Арбалет обычный и тяжелые стрелы Геральдическое счастье по разному улыбалось различным предметам воинского дела в их число входили также тараны, осадные лестницы и осадные крюки, или кошки последние изображаются в стилизованной форме и встречаются исключительно в гербах германского ареала. Рис. 30 1Таран с французского герба Герб города Пюрмеренда Нидерланды В черном поле три серебряных осадных крюка Герб города Хальберштадта Бранденбург В рассеченном, серебряном и красном, поле черный осадный крюк перевязью справа поверх линии деления Герб города Маннгейма Баден В золотом поле красный осадный крюк столбом Личный герб Эдварда Ллойда Уильямса Кардиган, Великобритания Четверочастный в первом и четвертом серебряном поле черный лев Уильямс во втором черном поле три серебряные осадные лестницы 2, 1над средней серебряный наконечник копья глава красная, обремененная серебряной башней с тремя башенками, выдвигающейся из линии деления Ллойд 393 Рыцарь собственной персоной редко предстает на щите, который он сам и носит все это выглядит не безусловным актом скромности, представляя гордость личную и сословную, что подчеркивают девизы под гербом однако это скорее надлежит понимать как отражение догеральдической символики, понимаемой только посвященными. Своеобразной тенью рыцаря выступают его оружие и его конь, так что он как бы присутствует всегда, хотя сам видим редко, и чаще всего на гербах сообществ некоторым исключением служат фигуры щитодержателей, облаченные в латы, однако и в таком варианте этот мотив встречается довольно редко. Сюжеты изображений на щитах иногда связаны с воинскими традициями Древнего Рима, иногда в напоминание о благородных деяниях см. герб города Яуэра с фигурой Святого Мартина, отдающего нищему половину плаща но чаще всадник в полном рыцарском вооружении изображен скачущим вправо, с династическим гербом на своем щите или на знамени. Речь, стало быть, идет о символах, но они менее абстрактны, чем обычные решения гербов, где рыцарская тема представлена прежде всего отдельными доспехами в первую очередь это шлем и шпоры. Воин с шотландским мечом Родовой герб фамилии Пьятти происх. из Бергамо Пересеченный в первом серебряном поле появляющийся воин в доспехах, держащий в правой руке пику во втором чередование серебряных и синих перевязей справа Герб города Бамберга Южная Франкония В серебряном щите воин в стальных доспехах в красной котте, обремененной серебряным большим кругом с красным крестом, держащий правой рукой копье с красным знаменем, обремененным тем же кругом с крестом, и левой рукой красный щит с золотым орлом Родовой герб фамилии Бьядрати Монферрато В красном поле рыцарь на коне, скачущем галопом, в доспехах, со щитом и вытянутым вперед мечом, все серебряное Герб города Задара ит. Зара, Хорватия В серебряном поле римский всадник в красном плаще, держащий серебряное знамя с красным крестом на черном коне, в золотой сбруе с синим седлом Итак, шлем живопись на греческих вазах показывает нам гомеровских героев, сражающихся совершенно обнаженными, защищенных только шлемом, панцирем и поножами, как будто живот и пах не считались жизненно важными частями тела. Средневековый рыцарь около 1000 года, напротив, осознавал ценность всего тела, так что от предыдущего типа доспехов остался только шлем, а защита остального тела была доверена металлическим доспехам, полностью заковывавшим человека в броню. Она начиналась от шлема капюшоном сamaglio, ит., от провансальск. сap mail, голова в кольчуге продолжалась кольчугой и парой штанин, и вся эта защита вместе называлась кольчугой usbergo, ит. hauberk, англ. haubert, фр. Halsb rgen, нем. рис. 303 В феодальной Франции доспехи означали пребывание на верхних ступенях социальной лестницы, поскольку право надевать их равнялось вассалитету fief de hauber оруженосцы носили похожие доспехи, однако без рукавиц и кольчужного капюшона haubergeon, usberghetto Герб города Яуэра Силезия Рассеченный первое поле шахматное, красное и серебряное во втором синем поле Святой Мартин на коне, отдающий половину плаща нищему, все естественного цвета Герб города Марбурга Гессен В золотом поле рыцарь в стальных доспехах на серебряном коне, держащий в правой руке серебряное копье с синим штандартом о четырех косицах, серебряной, красной, золотой и синей, в левой руке синий щит с гербом Гессена Герб города Шверина Гессен В синем поле рыцарь в золотых доспехах, на серебряном коне, скачущем по зеленой равнине в оконечности, держащий в правой руке серебряное копье со штандартом в серебряном поле восстающий синий лев Вельдентс и в левой руке щит с таким же гербом Рис. 302. Англо нормандский рыцарь XII век Рис. 303. Кольчужные доспехи XII век 394 Под доспехи рыцарь надевал поддоспешник, защищавший живот trapunta, gambeson, gambisson, gobisson все от лат. wambasium,лат. а поверх них накидку из того же материала, стеганую, но не толстую, без рукавов сotta d arme, сotte d armes, surсoat на которую наподобие щита нашивался его герб, как это видно на рис. 304 и 307.II. Этот тройной защитный слой обычно был более чем достаточен, чтобы защитить рыцаря от ударов противника, обеспечивая ему в то же время большую свободу движений без увеличения затрат мускульной силы главным же элементом этой системы, которому предстояло обеспечивать наибольшую защиту, был шлем и все же греческий шлем времен классики kataikys хорошо знали, раз уж его форму заимствовали и усовершенствовали, дав наименование barbuta В XI веке, однако, ситуация переменилась у норманнов были шлемы граненые, довольно рациональные, позволявшие избегать или гасить рубящие удары, но оставлявшие открытым лицо, полностью или частично, что делало его неприемлемым для турнирной практики. Голову, следовательно, надлежало защитить полностью закрытой металлической вазой так же наглухо, как это делал кольчужный капюшон, хотя даже не представлялось возможным приспособить шлем к форме черепа. Отсюда берет происхождение шлем, прозванный горшком рис. 305.I вариантом которого стал цилиндрический шлем flat helmet, рис. 302 Его ругали многие старинные авторы, называя самым абсурдным и нерациональным из всех, когда либо виденных действительно, перевернутый горшок, с плоским верхом и беззащитный против вибрационных ударов от применения любого оружия самим же рыцарем. Кроме того, его нерациональность заключалась в малейшем смещении ибо он ни к чему не был прикреплен чреватом опаснейшими повреждениями, если не смертельными переломами черепа, чего нельзя было избежать, особенно во время турнира. Поэтому именно с турнирной практики началась медленная, но неуклонная эволюция шлема, породившая даже форму почти двугранную чтобы избегать острия копья и продолженную вниз наподобие воротника, чтобы прикрепляться к нагрудным латам. Рис. 305.II показывает немецкий образец этого нового типа шлема, где старая основа дополнена шлемовой эмблемой, зафиксированной в гербах Шпремберга и Шпандау новый, более надежный, но неподходящий для поля боя. Но, как это случается и сегодня благодаря определенным спортивным соревнованиям, опыт турнирных состязаний обеспечил развитие военной техники ее реализацией в сфере доспехов стало появление нагрудного и наспинного панциря, к которому крепился новый шлем с забралом, происходивший от бацинета рис. 306 прикрываемый снизу воротником для защиты горла. На варианте III той же иллюстрации сразу замечается присутствие валика, или буре лета, как бы свитого, сделанного из витых лент тех же цветов, что и герб валик предназначался для смягчения ударов и использовался также для крепления развевающихся наметов. Рис. 305. Горшковидный I и турнирный II шлемы Германия, XIII XIV века Рис. 304. Рыцари фрагмент росписи в замке Сандре, Аллье, Франция, XIII век Герб города Шпремберга Франкония Герб города Шпандау Бранденбург Рис. 306. I бацинет II надеваемый на кольчужный шлем III с воротником и валиком ХII ХIII века Рис. 307. I французский оруженосец в бацинете с заостренным верхом XII век II французский рыцарь в горшковидном шлеме XIII век 395 Рис. 309. Идеальный турнир с гербами герцогов Бретонского и Бурбона 1440 Изучение истории средневекового военного дела показало, что многие иллюстраторы и живописцы изображали рыцарей еще до 1000 года, то есть легендарных времен короля Артура, полностью облаченными в доспехи, хотя таким снаряжение стало только в XIV веке. Геральдический шлем, в особенности с хорошо известными шлемовой эмблемой и наметом, характерные особенности которого материал, застежки, расположение и т. д. позволявшие различать степень знатности и происхождение, появляются не раньше означенного времени, известен в реальности под названием малый шлем или круглый шлем с креплением Он описан, например, в Популярной итальянской энциклопедии 1866 отличается от обычного шлема меньшим весом, не имеет забрала и воротника. Использовался для защиты головы странствующими рыцарями, часто упоминается в эпосе Круглого стола. Будучи более легким, соответственно, не был столь крепким, как обычный шлем но рыцари его охотно надевали, так как он позволял им чувствовать себя более удобно, не уставая от тяжелого шлема который, как известно, достигал веса в восемь десять килограммов. Малый шлем поначалу использовали как принадлежность парадного облачения, но затем он вошел и в практику сражений появиРис. 308. Турнирные шлемы с забралом лись и самые простые, и чрезвычайно украшенные, отличавшиеся большим разнообразием форм. В XIV веке добавили маску, состоящую из двух и более подвижных частей, имелся также маленький гребень и небольшой воротник Итальянские авторы довольно часто путают малый шлем и обычный и результаты этих ошибок видны сегодня как нельзя лучше, поскольку противоречивая терминология привносит некоторую путаницу. В самом деле мы видим порой, что турнирные шлемы, снабженные забралом с решеткой устойчивые к ударам деревянной палицы и непроницаемые для таких же турнирных мечей рис. 308 309 обозначаются иногда как бацинеты и даже малые шлемы термин, который может показаться крайне неопределенным, но, несомненно, он правилен прежде всего с точки зрения геральдики. Примеры гербов на этом пока заканчиваются, демонстрируя свою символику пригодность к полю брани, благоразумие и военные деяния Кроме шлема, нет недостатка в изображении и прочих доспехов, далее по частоте следует такой образец высокого искусства уже виденный нами на с. 380 как рука в доспехах реже встречаются нагрудные латы и панцирь, а также латные рукавицы, то есть железные перчатки. Родовой герб фамилии Барни Лоди В красном поле серебряный малый пояс, сопровождаемый тремя графскими шлемами естественного цвета с золотой отделкой, расположенными треугольником Герб города Хелмонда Нидерланды В красном поле шлем, увенчанный веткой дуба, обремененной обращенной птицей, все серебряное Родовой герб фамилии Эльми Фолиньо В красном поле четыре шлема естественного цвета 12, 1сопровождаемых каждый тремя восьмиконечными золотыми звездами в неправильном порядке Родовой герб фамилии Ланциротти Палермо, происх. из Салеми В красном поле золотой пояс, обремененный восемью синими шлемами Родовой герб фамилии Модика Спаккафорно В синем поле золотая глава, обремененная зеленым шлемом в фас с зеленым наметом Родовой герб фамилии Панчера ди Цоппола Портогруаро Полурассеченный и пересеченный в первом красном правом поле шахматная перевязь справа, серебряная и синяя в три ряда во втором красном поле серебряный панцирь в третьем синем поле семиконечная золотая звезда Рис. 3 10. Латная рукавица 396 Не менее важными частями доспехов а для некоторых даже более важными, чем шлем, являются шпоры рис. 3 о которых в их упрощенной форме упоминают уже античные авторы как о шипах, накладываемых на пятки чтобы лошадь, понукаемая ими, двигалась с большей скоростью сalсares, лат., шпоры что в разных языках дало пищу всевозможным поговоркам. Казалось бы, эта тема ограничена контингентом кавалеристов и ветеринаров, пока такое историческое явление, как рыцарство отсутствовало, однако шпоры, точнее, право носить их, рассматривались знаком принадлежности к определенному социальному слою и степени знатности. В самом деле, только рыцарям и оруженосцам дозволялось носить шпоры золотые первым и серебряные вторым в действительности, из посеребренного металла Значимость сословного достоинства и независимости, связываемых с этим правом, была такова, что все вассалы, принося оммаж своему сеньору, должны были их снимать. В конце своего обучения оруженосец, становясь в свою очередь рыцарем, получал золотые шпоры на особой церемонии, проникнутой откровенно воинственным духом ее практическим пунктом было получение официального свидетельства в английском и французском языках так навсегда и остались выражения to win one s spurs, gagner ses perons смысл которых сводится к окончанию ученичества, получению звания, степени переводится и как достижение своей цели Рис. 3 Шпоры а франкская X век b е английская ХV ХVI века Герб города Кольмара Эльзас В рассеченном красном и зеленом поле золотая шпора перевязью слева поверх линии деления Родовой герб фамилии Масперони Брешиа, происх. из Роденго В серебряном поле два составных стропила, красных и серебряных глава зеленая, обремененная золотой шпорой поясом Кто заботится о здоровье собственного коня, тот использует шпоры умеренно и надевает самые легкие, ибо шпоры могут повредить бока лошади, вызывая даже хронические явления в виде наростов spurgalls, англ Образцы самых губительных шпор очень древнего происхождения они имеют вид острия рис. 3 а Чтобы избежать повреждений на шкуре животного, были придуманы звездчатые колесики, которые, будучи хорошо ощутимы лошадью, не причиняли коже слишком большого вреда однако образцы заостренных шпор, b и с, нельзя считать более подходящими к данной цели Но этот вид шпор до XIII века, похоже, еще не получил употребления. В такой форме они встречаются как на фресках запаздывая не более чем на столетие по сравнению с вводом новшества в шпорах, см. рис. 287 на с. 386 так и в гербах, где шпоры символизируют древнее благородство Полностью снаряженные шпоры встречается редко, но отдельно шпорное колесико, напротив, появляется гораздо чаще, хотя в блазонировании его то и дело путают с шестиконечной звездой, от которой оно отличается отверстием в центре то есть его цвет тот же, что и поля поэтому надлежит указывать любое число концов, пусть даже замечено, что колесико английской шпоры mullet оно используется в гербах третьего ребенка имеет пять концов, а французской ette равно как и итальянской, как правило, шесть. Родовой герб фамилии Марра Неаполь В красном поле два накосо перекрещенных золотых меча остриями вниз, сопровождаемых в четвертях четырьмя золотыми шпорными колесиками Родовой герб фамилии Молан Франш Контэ В золотом поле три красных шпорных колесика Родовой герб фамилии Арденн Лотарингия Накосо четверочастный в первом и четвертом серебряном поле красная мерлетта во втором и третьем красном поле восьмиконечное серебряное шпорное колесико Родовой герб фамилии Хэссенхалл Великобритания В поле горностая красное шпорное колесико Родовой герб фамилии Бар Овернь В синем поле золотое шпорное колесико с черным вмещением колючая красная кайма глава золотая, обремененная черным титлом Родовой герб фамилии Брюне Нормандия В клиновидном поле, серебряном и черном, синее шпорное колесико бризура расположенное в первом серебряном клине 397 Родовой герб фамилии Кавалло Амантея В красном поле стоящий серебряный конь глава синяя, обремененная тремя золотыми звездами Родовой герб фамилии Кавалли Равенна В красном поле шествующий бодрый серебряный конь Родовой герб фамилии Кавалли Венеция В красном поле восстающий серебряный конь в красной уздечке, и пересекающий малый синий пояс, обремененный тремя золотыми звездами Герб города Остравы Чехия В синем поле оседланный серебряный конь, встающий на дыбы на зеленом холме, сопровождаемый в левом кантоне главы золотой розой Герб города Варна Нидерланды В синем поле восстающий серебряный конь в красной узде и конюх естественного цвета в красной и золотой одежде Родовой герб фамилии Гаудиозо Виццини Пересеченный в первом синем поле скачущий золотой конь, сопровождаемый вверху тремя шестиконечными золотыми звездами второе поле шахматное, серебряное и черное, в пять рядов Мрачный и испорченный Ричард III, по крайней мере у Шекспира, охотно сменял бы свое царство на коня, очевидно, дабы избежать злобной мести со стороны Генриха Тюдора. Настоящий рыцарь никогда не повел бы себя столь недостойным образом даже из за высокой цены предмета обмена для истинного рыцаря конь всегда был чем то иным, нежели средством бегства, это был верный и доблестный спутник, с которым вместе сражались ради чести и славы на полях как турниров, так и настоящих сражений, и относились к нему адекватно. И не только к собственному, но и к коню противника на турнире или врага на поле битвы правда, бабки лошадей оставались незащищенными от резаков простонародья из пехоты Минимальная конная экипировка рыцаря включала четыре коня все они подлежали заботам оруженосца боевой полагался для сражения, еще были турнирный и парадный, а также тягловый для грузов. Тот, который появляется на щитах, скорее всего окажется боевым, и иногда он покрыт доспехами или вьючным седлом, но чаще пусть из лучших побуждений конь представал как он есть всегда открытым вражеским ударам, намеренным или случайным. В мирные времена конские доспехи представляли собой щелковую попону, а в военную пору конь получал полное снаряжение, не менее сложное, чем у рыцаря, соответствовавшее его анатомическому строению и не сковывавшее движения. В обоих случаях и на рыцарских доспехах, и на конских воспроизводились гербы владельца, в некотором роде усеивая их, как это видно на фресках, приведенных на рис. 287, 304 и 3 12. Вместе со львом и орлом конь входит в высшую триаду натуральных геральдических животных. Подобно другим его августейшим коллегам, конь Рис. 3 12. Сражение рыцарей фрагмент росписи в Тур Ферранд ди Перн, Воклюз, Франция, XIII век блазонируется с учетом позы и цвета, но, в отличие от них, требует точного и полного уточнения деталей сбруи. Учитывая многосоставность последней, геральдика довольствуется блазонированием только главных ее частей уздечки, седла, подпруги и некоторых других с уздечкой такого то цвета с седлом такого то с копытами такими то и т. п. Как бы то ни было, гербовый щит, обремененный фигурами лошади и сидящего на ней рыцаря, также в боевом облачении, относится к одной из труднейших задач блазонирования. Более простой случай изображение коня без всадника и без сбруи, и для этого типа поза коня шествующего существует особое выражение бодрый Встающий на задние ноги называется восстающим здесь есть нюансы по степени поднятия передних ног вверх, когда вставшее на дыбы животное достигает максимальной высоты как лев восстающий эти нюансы хорошо иллюстрируют гербы Барна и Острау Острава и многие геральдисты выделяют здесь две разные позы. Пребывающий в покое конь описывается как стоящий пасущийся и пятящийся если же он находится в движении, то это бегущий или галопирующий Так же как и лев, конь может быть представлен и частично, с головой отсеченной Иногда дается передняя половина или менее корпуса рождающегося коня однако столь же значимых выделений цветом, как у льва, конь не имеет, если не считать глаз, обычно акцентируемых с глазами такого то цвета Родовой герб фамилии ла Меш Франция В зеленом поле восстающий серебряный конь Позы коня английские шлемовые эмблемы 398 Что касается символики лошади, то уже не раз упоминавшийся нами Джинан ни описывает ее весьма поэтично Самое благородное животное, встречаемое в гербах, это Конь, которого воспевают героические деяния рыцарей, даруя ему бессмертие в истории. Его посвящали Солнцу и Марсу, как животное воинственное и великодушное, что однако означает великодушие и победу, и есть истинный признак рыцаря. Золотой конь в синем поле означает бесстрашную душу, соединенную с прирожденным благородством красный конь в золотом поле представляет великодушного воина, направляемого благородными мыслями и нетерпимого к промедлению, словно излучающего огонь в своих движениях. Но конь в уздечке представляет военного человека, выполняющего команды своего капитана, то есть умеющего обуздывать свои страсти а конь бодрый, без упряжи и брони, есть символ отдохновения после полученной в ратных делах усталости Правда, всегда есть гербы говорящие не связанные с этой лирикой, ибо фамилия Кавалло и все производные от нее встречаются чрезвычайно часто. Благородное занятие кузнечным делом, отмеченное еще в мифах античности, представлено в геральдике лошадиной подковой, которая не только оберегала копыто боевого коня, но и символизировала твердую волю следовать знаменитым свершениям предков Подкова может быть изображена с открытыми или закрытыми отверстиями от гвоздей, и в последнем случае в блазоне надлежит указывать их цвет. Копыто имело врагов гораздо более опасных, чем неровная почва чтобы сдержать натиск кавалерии, оборонявшиеся разбрасывали четырехконечные металлические колючки в России известны под названием троицкий чеснок Примеч. науч. ред. рис. 3 15 три опирались на землю, но четвертый шип всегда торчал вверх, ожидая копыта лошади весьма опасные, внушавшие страх, они завоевали право появляться в гербах. Стремя Родовой герб фамилии Скудмор Великобритания В красном поле три золотых стремени 2, 1 Рис. 3 13. Конь в парадном снаряжении Рис. 3 14. Конь в боевом снаряжении а налобник b нагривник с панци рем с нагрудник d накрупник е нахвостник f седло g стремя Родовой герб фамилии Герарди Драгоманни Ареццо В красном поле отсеченная серебряная голова коня Герб города Колле В серебряном поле отсеченная красная голова коня Родовой герб фамилии Байярди Парма В золотом поле голова гнедого baio baiardo коня с черными удилами Родовой герб фамилии Ферранте Реджо ди Калабрия В синем поле золотая подкова, расположенная перевязью справа, увенчанная золотой короной Рис. 3 15. Колючки сhaussetrape, фр. сaltrop, англ Родовой герб фамилии Юго Гюго Франция В золотом поле три синие колючки 2, 1 399 Если обратиться к исторической трактовке геральдического описания, то поражает впечатляющее разнообразие терминов, относящихся к сфере инсигний, которые для удобства обычно именуют знаменем что является термином насколько общим, настолько и неточным. Академия делла Круска 1582 г. Примеч. науч. ред. с забавной тавтологией определяет инсигнию как знамя что является ошибочным, поскольку знамя всегда выполняется из материи, и в основе своей это римский vexillum то есть небольшой velum в то время как инсигния, строго говоря это signum знак, то есть какой то предмет, служащий для различения или обозначения народа, воинского контингента, государственного учреждения, корпорации и т. д. Во первых, можно было бы вспомнить всевозможные лабарумы, хоругви, орифламму, штандарты, стяги, вымпелы и проч., поскольку разновидностей знамен, обозначающих и отличающих ячейки любого социального целого, чрезвычайно много. Во вторых, следует учитывать исторический и этнический контекст, поскольку только так можно правильно определить и оценить значение и понять отдаленные причины, повлиявшие на формирование важных общественных фигур, как, например, фигура гонфалоньера буквальный перевод знаменосца, точнее, хоругвеносца. Однако в средневековой Италии этот термин обозначал значительно более высокий статус начальника городского ополчения или главы магистрата. Примеч. науч.ред Мир кавалерии Средневековья предстает менее серым во многом благодаря тем многоцветным и многообразным инсигниям, выполнявшимся из ткани, каждое из которых имело свое название и значение. Не менее важны и процессы, предшествовавшие тому героическому периоду, и их уяснение необходимо для освещения отдельных традиций в геральдике, прежде всего, какие страны вышли в этом на первые роли. Римский вексиллюм vexillum квадратной формы и пурпурного или алого цвета имел номер легиона и когорты он натягивался на палку которую в горизонтальном положении привязывали к копью. Полковые знамена европейских войск VIII IX веков не сильно от них отличались, за исключением вертикального расположения. Лабарум labarum первоначально был окровавленной одеждой врага. Император Константин Великий преобразовал его в императорский богато украшенный стяг, а вот у франков с эпохи Меровингов особо чтимой инсигнией была другого рода одежда синий плащ Святого Мартина. Герб города Вюрцбурга Гессен Нассау В черном поле серебряное копье перевязью справа с четверочастным знаменем, красным и золотым Герб города Тюбингена Вюртемберг В золотом поле красная хоругвь с бахромой цвета поля Рис. 3 16. Плащ Святого Мартина Рис. 3 17. Орифламма История Франции особо показательна для понимания истоков знамен с точки зрения их цветов, формы и самой терминологии реликвия, какой считался плащ Святого Мартина Турского, хранилась в ящике под названием сhape крышка, мантия за ее сохранность отвечали сhapelains капелланы которые заботились о знамени во время военных походов. Если ситуация складывалась критическая или опасная, ящик с реликвией оставляли в королевском дворце или аббатстве Сен Мартен, заменяя ее синим стягом рис. 3 16 как это и происходит при метонимических заменах, это знамя получило известность как мантия Святого Мартина Право быть знаменосцем принадлежало графу Анжуйскому, великому сенешалю Франции по статусу, географически связанному с Туром по этой причине синий цвет был взят домом Анжу для собственного герба с добавлением золотых лилий. Другое знамя, красная орифламма рис. 3 17 хранилось в аббатстве Сен Дени, и его также брали в сражение. Знаменосцами выступали графы Вексенские их земли в 26 году вошли в королевский домен, и Людовик VII Толстый король с 37 сделал эту орифламму национальной инсигнией. Собственно королевский стяг, который появлялся на поле боя, когда сражением командовал лично король, появился при Людовике IX квадратной формы и с синим полем, усеянным золотыми лилиями, которое получило в геральдике обозначение старинного французского Наконец, при первом короле династии Бурбонов, Генрихе IV, было даровано белое знамя кавалерии, но и оно, начиная со времен Людовика XII, развертывалось на поле боя только в случаях присутствия короля, то есть оно не было знаменем главнокомандующих, а в 166 1году Людовик XIV взял его себе в качестве личного штандарта. Так что все становится понятным, если вспомнить, что первоначальный герб Бурбонов был рассеченным синим и красным, а знамя Французской Республики с самого начала было трижды разделено столбообразно на синее, белое и красное поля, и все три цвета имели династическое прошлое В то время как французы, точнее, их монархи, серьезно занимались ограничением могущества феодалов, вассалов короля, объединяя их земли в единое государство, в Италии все больше крепчал ветер независимости, отгоняя дальше к горизонту тяжелые тучи власти германских императоров, дабы дать просвет лучам идеи античного полиса, которая обновилась в реалиях. Родовой герб фамилии Гонфалоньери Милан В красном поле серебряное знамя на турнирном копье перевязью справа Герб провинции Овернь Франция В золотом поле красная хоругвь с зеленой бахромой Родовой герб фамилии Корвайя Энна, происх. из Пизы В серебряном поле красный штандарт на черном копье, расположенном перевязью справа 400 и наименовании, но сохранила свою главную суть наличие активной социальной и политической жизни в автономных городских центрах. Знаком городской коммуны было большое полотнище под названием velum прикрепленное к горизонтальной перекладине, подобно орифламме, с эмблемой города это знамя называли гонфалон слово происходило от франконского gund fane что означало боевое облачение Это германское происхождение подтверждает, что итальянские коммуны были мятежными отпрысками заальпийской империи, а обычай выступать в военный поход и сражение под знаком своего города очень напоминал использование французами мантии Святого Мартина и орифламмы городское знамя водружали на повозку, охраняемую почетными гражданами, которых выбирали сообразно заслугам и патриотизму, приносившими клятву умереть, но не позволить знамени попасть в руки врага отсюда становится понятно, что, кроме немецких корней слова гонфалон так же и повозка коммуны, сarroссio сomunale следует франкогерманской военной традиции. Примечателен также факт, что при смене позиции с горизонтального положения на вертикальное, произошедшей за несколько веков, само коммунальное знамя осталось, напротив, без изменений, будучи сви Рис. 3 18. Флорентийская процессия XIV века на гравюре 1845 года. Проникнутое отчетливо романтическим духом, изображение воспроизводит в общих чертах историческую реальность Флорентийский народ имеет белое знамя с алым крестом. Такой герб был принят в 1292 году в бытность Джано делла Белла Джинанни детелем итальянского индивидуализма. Что касается повозки рис. 3 18 то источниками подтверждается, что первой и самой знаменитой была миланская данный проект разработал архиепископ Ариберто да Антимьяно, и назначение ее заключалось в противостоянии местной знати далее появляются сообщения, что многие другие города обзавелись собственными подобными повозками Флоренция, Кремона, Парма, Павия, Падуя Даже император Фридрих II, уразумев ее значение, приказал соорудить такую же повозку, чтобы воевать с нею против сарацин но она уже двигалась не по земле, влекомая быками, а была водружена на слона Значение повозки с точки зрения тактики и психологии хорошо описал неизвестный редактор издания 1845 года Magazzino Pittoriсo Universale Повозка воспринимается как самый священный объект на поле брани, ее направляют самые сильные, вокруг нее сплачиваются, напрягая все силы, чтобы суметь ее защитить. Миланцы в 1234 году учредили для ее сохранения Братство Смелых, члены которого в день битвы при Леньяно образовали Содружество Смерти, которому и была доверена охрана священной повозки, что означало защиту неприкосновенности городских свобод потерять их было немыслимо, так что в те времена войны беспорядочной и нередко бесчестной лучшего инструмента единения нельзя было и найти В самом деле, благодаря тяжелому ходу повозки, влекомой запряженными в нее быками, отступление становилось медленным и неспешным, а бегство невозможным, не говоря уже о том, что и постыдным Посмотрим на гравюру, где изображены три высших должностных лица городской коммуны синдик, подеста и гонфалоньер, причем только последний выполнял двойную функцию, гражданскую и военную, тогда как первый представлял защиту коммуны а второй наделение законной властью В землях Германской империи аналогичные функции закреплялись за бургомистром, и само это слово точно отражало функциональную суть городской магистрат выполнял, прежде всего, административную роль. 40 1 Дабы прояснить значение знамени, следует, как всегда в таких случаях, обратиться к исходному термину, от которого он происходит это готское слово bandwo знак. В эпоху Каролингов королевский призыв для ежегодного смотра или для войны также имел название bаn что значит объявление, и это слово имеет одинаковое происхождение как в романских языках, так и во франко германских. В соответствии с готским значением слова, объявление и знамя вместе служат знаком и в реальной жизни объявление, особенно когда оно повторялось каждый год в одни и те же сроки, так и воспринималось как письменный текст достаточно было знака, пиктограммы, печати, чтобы содержание было уяснено адресатом, так же как герба, представленного на знамени, достаточно для того, чтобы позволить определить принадлежность к семье или народу. Личная одежда знаменосца относится именно к такому же разряду знака несущего функцию объявления, призывая свой народ под свое знамя, чтобы быть узнаваемым как знак объявления и присоединения говоря словами Джинанни, это власть поднимать войска и вести под собственными знаменами Соответственно, становится понятно, почему во все времена знамя наделялось сакральным значением Тацит определял знамена как propria numina legionum то есть собственное божество легионов вплоть до того, что несмываемым позором считалась потеря своего и двойной победой взя тие знамени врага равно как и почему звание или чин знаменосца всегда получали самые молодые, даже учитывая, что они были любимой мишенью вражеских лучников. Ценность объекта намного превышала заботу о лич ной невредимости и ценность жизни того, кто его нес более того, в нем видели оружие, обладавшее высшей, магической силой не надо далеко ходить за примерами это бой на Аркольском мосту или сражение под Цорн дорфом, где в роли знаменосцев выступили, соответственно, молодой Бонапарт и Фридрих Великий. Примечательный аспект вексиллологии современной дисциплины, изучающей знамена, довольно искусственно отделяемой от геральдики, дву составность при происхождении от единого древа национального и или королевского в рамках применения сухопутного или морского. Солдаты и моряки на протяжении тысячелетней европейской включая евро американ скую истории никогда не прекращали спор об отличительных особенностях на уровне уже генетическом своих знамен. На исходе Средних веков морские сражения еще рассматривались как наземные сражения, перенесенные в иные условия, на плавучие крепости и платформы, над которыми развевались, соответственно, те же стяги, что и над сухопутными силами. Но с началом далеких экспедиций и завоевательных океанических рейдов встал вопрос не о демонстративном предъявлении гербов противнику, как то было на поле брани, а о захвате торговых караванов противника или защите собственных так рождались военно морские силы, адмиралтейства стали нуждаться в собственных знаменах, ясно отличающихся от военных и торговых судов, равно как и в знаках отличия каждого подразделения. В этом случае они подражали наземному обычаю, но если каждая часть, вплоть до полка, имела собственное знамя, то каждый корабль см. с. 367 позволял идентифицировать себя с помощью скульптурного изображения, крепившегося на носу корабля. Торговые суда, поистине зеркало агрессивной буржуазии, кроме торгового знамени, выдаваемого им адмиралтействами на практике оно служило сертификатом легального передвижения, что получило смысл с распространением пиратства поднимали также городской флаг порта, в котором снаряжались, с эмблемой города очень часто Рис. 322. Знамя Совета Королевская Троица на флагманском корабле английский морской флот, XV век Рис. 323. Адмиральский герб испанский морской флот, XVI век Рис. 32 1Полковое знамя Австрия, XIX век Рис. 320. Знамя французских лучников Франция, XV век Рис. 3 19. Морское сражение между англичанами с гербом в красном поле три золотых леопарда и сарацинами. Миниатюра с рукописи Фландрия, XV век 402 встречается в Нидерландах или же личный знак частного судовладельца, конкретного обладателя герба, или торговой компании. Джинанни справедливо уделил много внимания определению этих различий в знаменах, демонстрируя реально складывавшиеся ситуации и то обстоятельство, что различия всегда сохранялись гербы коммун и государственные, гербы статуса командира, гербы морских торговых союзов и т. д., как это показывают приведенные ниже примеры ХVII ХVIII веков. На щитах всевозможные стяги встречаются нечасто, тем не менее это не повод совсем обойти их вниманием, тем более что в Испании времен Реконкисты они получили распространение, и эта тема всплывет еще раз при разговоре о внешних элементах герба с. 5 12 Родовой герб фамилии Джибертини Парма Скошенный слева в первом поле чередование восьми синих и серебряных поясов во втором серебряном поле синее знамя перевязью слева с нижним концом, перекинутым через древко естественного цвета. Поверх всего на линии деления золотой щиток с серебряным замком о двух башнях с черными воротами и окнами Лев, держащий брейд вымпел с двумя косицами английская шлемовая эмблема Знамя корабля. Ради безопасности товаров на кораблях вывешивают знамя, называемое еще пологом раd one или полотнищем знамени, и оно служит опознавательным знаком государств или правителя, кому подвластны эти суда Джинанни У фламандцев флаг красный, серебряный и синий, как и у пикардийцев, аквитанцев и голландцев последние, в знак готовности к сражению, поднимают флаг наискось Кастильцы имеют флаг, разделенный на три части поясообразно, красный, золотой и синий Португальцы имеют флаг с перевязями справа, красными, синими и серебряными, а поверх них черный крест, обремененный еще одним крестом серебряным В действительности черный крест, сопровождаемый в правом кантоне серебряным крестом Португальцы из Индии поднимают армиллярную сферу на серебряном полотнище 403 Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте. Санти-Мадзини Д. [Символический код]: Оружие, кони, всадники и знамена (2005)
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|
||||||
![]() | ||||||
© 2007-2025 Электронная некоммерческая библиотека открытого доступа «Гербовед.ру» Редакция: gerboved@gerboved.ru | › Пользовательское соглашение | ||||||
![]() | ||||||
Проект сетевого издания «Геральдика.ру» | ||||||
Примечание: представленные в библиотеке научные тексты размещены только для ознакомления и получены большей частью посредством распознавания оригинальных текстов публикаций (OCR), поэтому в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания и степенью сохранности бумажных оригиналов. |