Санти-Мадзини Д.
Геометрический код. Деления [поля].
// Геральдика. История, терминология, символы и значения гербов и эмблем (2005)
Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: В монографии: Санти-Мадзини Д. Геральдика. История, терминология, символы и значения гербов и эмблем [пер. с итал.] - М.: АСТ, 2007. С. 78-81 [Часть II. Глава IV (продолжение).]
Аннотация: Топография щита не предполагает строгого деления на четко выделенные секторы, имеющие определенную форму и размеры. К этому вопросу не стоит относиться столь щепетильно, потому что эти секторы могут объединяться в фигуры, параметры которых, по идее, должны были бы быть постоянными и неизменными во всех странах, так же, как и сами эти элементы и фигуры и различные варианты их видоизменения. Присвоенные им специальные названия должны передавать их суть. Если бы дело обстояло именно так, то в каждой национальной традиции не сложилась бы своя «метрическая система», элементы и фигуры которой имеют различные названия (пояс равной ширины в Италии именуется «divisa», а во Франции называется «trangla»).
Об авторе публикации/статьи:
Санти-Мадзини Д.
Просмотр публикации в формате PDF:
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать 
 Текст из PDF-файла получен посредством автоматического машинного распознавания оригинального текста публикации (OCR-технологии), поэтому в нем содержатся многочисленные ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания текста. Текст предоставляется по принципу "КАК ЕСТЬ".
Объем текста: 27146 знаков (с пробелами)
В Геометрический код
Топография щита не предполагает строгого деления на четко
выделенные секторы, имеющие определенную форму и размеры.
К этому вопросу не стоит относиться столь щепетильно,
потому что эти секторы могут объединяться в фигуры, параметры
которых, по идее, должны были бы быть постоянными и
неизменными во всех странах, так же, как и сами эти элементы
и фигуры и различные варианты их видоизменения. Присвоенные
им специальные названия должны передавать их суть. Если бы дело
обстояло именно так, то в каждой национальной традиции не сложилась бы
своя метрическая система элементы и фигуры которой имеют различные
названия пояс равной ширины в Италии именуется divisa а во Франции
называется trangla
Подобные несоответствия обусловлены не столько несовершенством метрической
системы по поводу которой, как мы вскоре увидим, удалось выработать
единое мнение, спорным до сих пор остается принцип ее деления или,
точнее сказать, определение ширины элемента. Итак, пространство щита принято
делить с помощью равноудаленных шести вертикальных и семи горизонтальных
линий рис. 128 Эти линии, пересекаясь, образуют систему координат,
состоящую из равных сегментов семь по горизонтали, восемь по вертикали
которые специалисты по геральдике называют модулями Наиболее
продуманная система принадлежит французам, итальянцы относятся к этому
вопросу менее рационально первые определяют ширину
элемента или фигуры количеством модулей, в то
время как вторые определяют эту величину посредством
деления щита на трети хотя и французы нередко поступают
так же Таким образом, если речь идет о самнитском
прямоугольном щите, то ширина столба окажется
меньше ширины пояса, а значит, крест, к примеру,
не сможет иметь стороны одинаковой ширины.
Продольная полоса, полученная посредством деления на трети будет шире, чем та, параметры которой будут
определяться по модулям это наглядно видно на
рис. 129 Все эти геометрические тонкости имеют зна
Геральдическая геометрия находится в непримиримом противоречии с математикой даже с геральдической в тех случаях, когда пространство щита необходимо
разделить на равные части любой принцип оказывается несовместимым
либо с делением на модули, либо с делением на трети. Как же в таком
случае поместить на щит два или три одинаковых элемента к примеру, два, три
или четыре столба Для того, чтобы разделить поле на n+ 1равных фигур, необходимо,
чтобы количество линий было кратно числу n.
Подобный искаженный эффект, если можно так выразиться, встречается при
изображении рисунка в клетку По идее, этот рисунок должен воспроизводить
шахматную доску, состоящую, как известно, из квадратов контрастных
цветов. Обычно шахматное поле описывается так разделен пятью вертикальными
и пятью горизонтальными линиями, составляющими 36 клеток, или ячеек,
которые формируют шесть рядов Кроме того, шахматные клетки, которые
теоретически должны быть квадратными, в действительности оказываются прямоугольными не путайте с брусковым и гонтовым полем, в котором на один
ряд меньше, см. с. 264
Другие сложности, связанные с размещением изображения, возникают, когда
форма щита отличается от классической самнитской формы особенно,
если речь идет о форме, имитирующей голову лошади см. с. 53 Как можно
заметить на многих немецких и английских гербах нижние четверти которых
урезаны из за резкого заострения книзу боковых сторон художнику приходится
втискивать фигуру в отведенное пространство,
сдвигать ее ближе к центру. Животные на подобных
гербах изображены в неестественных, стесненных позах,
хотя нередко этот прием бывает вполне допустимым
и оправданным. На некоторых немецких гербах,
разделенных по горизонтали, бедные львы, расположенные
в нижней части, которых художники стремились
запечатлеть с поднятыми передними лапами, выглядят
по меньшей мере странно в качестве примера
можно привести герб города Гёттингена на гербе Ха
нау лев вынужден ставить задние лапы под углом, что,
впрочем, даже украшает композицию
Рис. 129
а столб 13 b столб 2 7
Рис. 128. Деление пространства щита на модули
чение только в современной геральдике, оперирующей общепринятыми нормами
и строгими правилами. В классической же геральдике, особенно в древней,
этому не придавалось такого значения критерии были не строгими, параметры
устанавливались почти произвольно.
Герб города
Ханау Гессен В первом красном поле три
золотых стропила во втором
красном поле три золотых
пояса в третьем черном
поле золотой восстающий
лев, с короной того же цвета,
с красным языком
Герб города Гёттингена Ганновер Пересеченный в первом синем
поле серебряный замок с
тремя башнями с красными
крышами, увенчанными золотыми
шарами во втором красном
поле золотой восстающий
лев с синим языком Родовой герб фамилии Нарди Пистоя
78
Деления partitions partitions Einteilungen
Поле герба может быть разделено на две и более части по нескольким
основным принципам прежде всего с помощью линий, проведенных
по вертикали, горизонтали или диагонали справа налево
или слева направо Принцип деления поля герба одной линией получаются две части называется делением если же линий
больше одной, то этот принцип называется сечением Принятые
варианты деления, в которых могут быть задействованы различные
линии, рассекающие пространство щита, образуют геральдические фигуры,
одинаковые по своей форме и покрывающие все поле герба. Почетные гербовые
фигуры это элементы, сходные по форме и по принципу геометрического
построения с геральдическими, но отличающиеся от них по своей сути. Так называемые
нестандартные принципы деления встречаются крайне редко. Характеризуясь
необычными траекториями линий, отличными от вышеописанных, они
также разделяют поле герба на равные части, форму которых нельзя свести к известным
почетным гербовым или геральдическим фигурам.
как и многие другие аспекты, связанные с историей геральдики, вопрос, касающийся
принципов деления, считается весьма спорным. По его поводу существует
множество разногласий. Некоторые специалисты по геральдике, такие, как
Коломбьер, считают, что родоначальниками традиций деления поля щита были
англичане и изначально эти деления символизировали раны рыцарей. Другие
геральдисты де Сент Палайе относятся к этому более прозаично, полагая, что
деления символизировали следы от рубящих ударов на рыцарских щитах. Даже
если предположить, что когда то щит каждого рыцаря делился по какому то строго
определенному принципу вариантов деления существует не так уж и много то
все равно на всех дворян и рыцарей этих комбинаций не хватило бы, тем более
что этот слой неуклонно увеличивался. Следующим шагом должно было стать
наложение изображения или на целое поле герба так называемое обременение
или на некоторые его части, или поверх линий деления при этом они остаются
либо целыми, либо рассеченными пополам, их правые и левые части могут быть
Названия делений Скошенное зубчатое
или сучковатое Зубчатое Колючее Волнистое Пилообразное Зазубренное Облаковидное
или петлеобразное Чешуйчатое Ступенчатое Частокольное
или беличье
разного цвета цвета фона друг друга Если придерживаться строгих канонов,
то правила, регламентирующие изображение фигур, должны отличаться от норм,
распространяющихся на элементы герба, хотя нередко они блазонируются совершенно
одинаково, например, рассеченные, обремененные столбом, проходящим
по линии деления или пересеченные, обремененные поясом причем
такое описание можно встретить для всех элементов. Существует еще один способ
описания, приводящий к схожему результату он может считаться приемлемым
лишь в тех случаях, когда это засвидетельствовано патентом, в котором указано,
что данный разделенный щит обременяется почетной гербовой фигурой.
Столб, пояс, перевязь справа и перевязь слева это почетные гербовые фигуры
первой степени они наиболее часто встречаются и известны практически всем.
Действительно, направление четырех основных линий, о которых шла речь в
предыдущих абзацах, а также элементов и фигур, ориентированных аналогичным
образом, в описаниях гербов никогда не приводится на языке геометрических
терминов элементам просто присваивается особое наименование, говорящее
само за себя см. с. 60 в столб если направление вертикальное в пояс
если оно горизонтальное в перевязь справа если полоса проведена по диагонали
справа налево в перевязь слева если полоса проведена по диагонали
слева направо
Линии деления и сечения в том случае, если речь идет о фигурах, их следует
называть контурными линиями могут быть прямыми, волнистыми или другой
формы, как показано на примере двух щитов, изображенных внизу страницы.
В делении могут быть задействованы только самые простые линии мы сможем
убедиться в этом, ознакомившись с материалом, изложенным на следующих страницах.
Другие деления, также считающиеся простыми такие как колючее или чешуйчатое названия которых обусловлены их формой, могут использоваться
для обозначения контуров фигур в качестве примера можно привести изображения
крестов на с. 2 2 13 Что касается такого разнообразия траекторий ломаных
линий, то в Средние века они весьма часто встречаются в архитектурном Костыльные зубцы Трилистниковое Заостренное Пламеневидное Лилиевидное Ласточкин хвост Гребневое Дворянский герб Джулиари Джанфилиппи Триест
79
декоре, настенной росписи и лепнине. Тут возникает вопрос, что на что повлияло геральдика на архитектуру или же наоборот. Неужели архитекторы и художники,
с одной стороны, и герольды, с другой, черпали свои мотивы из одного
и того же источника каталога орнаментов, который, вероятно, был хорошо
знаком всем, кто занимался прикладным и декоративным искусством Сходство
деталей настолько поразительно, что порой его можно назвать полнейшей тождественностью.
Многие принципы деления щитов потрясающе напоминают мотивы,
используемые в живописи и архитектуре, поэтому в качестве доказательства
уместно привести несколько наглядных примеров рис. 130 144 Линии
зазубренные, пилообразные, зубчатые, волнистые этот список можно продолжать
долго. Здесь присутствует и чешуйчатый и беличий орнамент, хотя в
последнем случае можно утверждать, что первой использовала эти орнаменты
именно геральдика, а затем уже мастера настенной лепнины и росписи. Сходство
прослеживается и в принципе размещения фигур шествующие и противообра
щенные и в чередовании цветов одна фигура цвета фона другой, переменных
цветов это хорошо видно на примере настенных росписей.
Рис. 130. Орнаментальные зазубренные мотивы в архитектуре а, b
в настенных росписях с, d и геральдике
Рис. 133. Орнаментальный мотив волнистый в настенных росписях
и пример волнистого пояса в геральдике
Рис. 134. Орнаментальный ромбовый мотив
в архитектуре и геральдике
Рис. 13 1Орнаментальный
мотив пилообразный
в архитектуре а
настенных росписях b
и геральдике
Рис. 132. Орнаментальный мотив зубчатый в архитектуре и геральдике
Рис. 135. Орнаментальные мотивы, используемые
художниками и геральдистами четверочастный,
шахматный, обратной перевязи и зазубренный
Рис. 136. Орнаментальные мотивы, используемые художниками и геральдистами обратной
перевязи, стропилообразные простые и обратные,
противостропилообразные и перевязные
Рис. 137. Геральдический
мотив в настенных
росписях беличий
Рис. 138. Орнаментальный
мотив в живописи и геральдике
расположение фигур противообращенные чередование
цветов фигура
цвета поля другой
Рис. 139 Геральдический
мотив в настенных росписях облаковидный
Рис. 140. Орнаментальный
мотив в живописи и в геральдике
деление полей и
чередование цветов второй
цвета поля первого
80
Рис. 142 Геральдические фигуры во французской настенной живописи
XVIII века I четыре узкие перевязи II клинчатое деление
III крест IV четыре узкие перевязи влево V кайма
Рис. 14 1Кайма в композиции
настенной живописи
и геральдике
Рис. 143. Цепь, резная и расписанная, как архитектурный вверху
и геральдический внизу элемент церковь Нотр Дам дю Тертр в Шателодрен, Бретань, XIV век
Родовой герб фамилии
Андрaда Испания В зеленом поле золотая
перевязь справа, заглатываемая
двумя драконьими
головами того же
цвета
Рис. 144. Шествующий лев с головой, повернутой в фас или геральдический леопард настенная роспись в крипте кафедрального собора.
Шартр, XII век
Вот вам мой совет не доверяйте слепо геральди
стам, даже самым известным из них, жившим в минувшие
времена. Их нельзя обвинять в непоследовательности,
не следует вменять им в вину ошибки,
нередко встречающиеся в описаниях гербов. Их полностью
оправдывает то, что они отдавались этому
делу целиком, хорошо владели вопросом, изучали
науку блазона кроме того, в генеалогии каждой семьи
были ответвления, в которых нельзя не запутаться.
Описание герба венецианской семьи Катта или
Катти, эта семья имела немецкое происхождение, их
исконная фамилия была Кат являет красноречивый
Родовой герб фамилии Катти, или Катта Венеция
Родовой герб
фамилии
Борджа Сиена
или Рим В синем поле серебряный трехарочный мост, украшенный
сверху тремя зубцами того же цвета, стоит на также
серебряных волнующихся водах реки Джинанни
Родовой герб фамилии
Борджа Мандолини Перуджа или Рим второе поле герб
Борджа, в синем поле источник
из трех арок, украшенный
гибеллинскими зубцами
над текущей водой, все серебряное Спрети второе поле герб Борджа,
в синем поле серебряный
трехарочный мост, украшенный
зубцами того же цвета, выходящий
из синей реки Кроллаланца
тому пример кстати, чередование цвета фона с цветом
фигур многие считают венецианской традицией
При описании же герба семьи Борджа Мандолини
был допущен явный промах составитель герба
и художник не вполне поняли друг друга.
Составитель при описании центрального столба
прочитал источник вместо мост fonte и ponte
получилось красиво, но неверно. Мастер, исполнявший
герб Берлингуера, также справился со своей
художественной задачей блестяще, однако допустил
серьезную ошибку в блазоне фигурировала правая
рука а изображена была левая.
Родовой герб фамилии
Берлингуэр Сассари В синем поле рассеяны серебряные звезды,
правая рука в доспехах, выходящая из
правого бока щита, держит оливковую
ветвь естественного цвета, золотое солнце
расположено горизонтально вверху с правой
стороны, оконечность того же цвета Пересеченный щит се
себрянный и черный, в
каждом буква С пере
менных цветов Ко
нелли и Спрети Пересеченный щит, черный и
серебряный, с двумя буквами С,
одна серебряная в черном поле,
другая синяя в серебряном Фреско и Кроллаланца
8 1
Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте.
Санти-Мадзини Д. Геометрический код. Деления [поля]. (2005)
Обсуждение – комментарии, дополнения, новости
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|