| ||||||
![]() | ||||||
Электронная научно-историческая библиотека «Гербовед.ру» | ||||||
![]() | ||||||
» Библиотека › Санти-Мадзини Д. Геральдика. История, терминология, символы и значения гербов и эмблем (2005) › Введение в историю Благородного Искусства | ||||||
Санти-Мадзини Д.
Введение в историю Благородного Искусства// Геральдика. История, терминология, символы и значения гербов и эмблем (2005)Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: В монографии: Санти-Мадзини Д. Геральдика. История, терминология, символы и значения гербов и эмблем [пер. с итал.] - М.: АСТ, 2007. С. 1-4 Аннотация: Сетования на то, что история сильно искажена и историки извратили ее смысл, звучат в наше время патетически, учитывая, что никто толком ничего не знает, а кое-кто и не желает знать. Именно эта неосведомленность, граничащая с невежеством, и лежит в основе подобного несоответствия. Я вовсе не претендую на лавры апологета истории, а тем, кто оставляет за собой право судить ее, предлагаю ознакомиться с несколькими отрывками. Об авторе публикации/статьи: Санти-Мадзини Д. Просмотр публикации в формате PDF:
› См. также другие статьи автора: Санти-Мадзини Д.
в библиотеке найдено еще 43 публикации(й) автора
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать ![]() Объем текста: 34639 знаков (с пробелами)
Auferstehn, ja auf erstehn wirst du Weider aufzublun, wirst du gesat Воскресни духом, восстань из пепла Ибо ты создана для того, чтобы расцвести вновь Отрывок из третьей части Симфонии 2, Воскресение Густава Малера Джованна Ла Пацца оплакивает смерть мужа картина Ф. Прадилья Введение в историю Благородного Искусства Истинное благородство удел немногих, оно самоценно и не подразумевает иных почестей и наград чтобы искоренить его, достаточно всего лишь насаждать его повсеместно Мишель Монтень. Опыты, VII Сетования на то, что история сильно искажена и историки извратили ее смысл, звучат в наше время патетически, учитывая, что никто толком ничего не знает, а кое кто и не желает знать. Именно эта неосведомленность, граничащая с невежеством, и лежит в основе подобного несоответствия. Я вовсе не претендую на лавры апологета истории, а тем, кто оставляет за собой право судить ее, предлагаю ознакомиться с несколькими отрывками. Истинная и уникальная функция искусства геральдики и науки блазониро вания состоит в том, чтобы соединить воедино светскую и военную историю, растолковать значение воинских знаков отличия и почета, которые символизировали рыцарскую доблесть, посредством которых различные части, подразделения и рода войск обретали свою идентификацию, а что касается простых смертных, то они, по словам Рускони, почили в той же могиле, что и представители рыцарского благородного сословия, их современники, вместе с орденами и медалями. Иронизируя и подтрунивая над этим, он не сослужил добрую службу Истории, его подход был в корне неверным, некомпетентным и избирательным, так можно погубить Историю без копья и меча, мистифицировать ее и предать забвению. А с какой горькой иронией писал свою статью о геральдике составитель Эдинбургской энциклопедии Когда то гербы были простыми и понятными, на щите было минимальное количество четко различимых элементов, специалисты того времени были единодушны в том, что чем проще герб, тем он благородней на гербах королевского дома Франции можно увидеть в синем поле три золотых лилии, на гербах королей Англии были изображены в красном поле три золотых льва Древние геральдисты сталкивались с определенными сложностями при создании новых гербов во первых, они не должны были повторять уже существующие, вариантов размещения элементов на гербе было несметное множество, при этом можно было легко дойти до абсурда, нередко так и случалось. Однако, к чести их, необходимо признать, что они не только не использовали произвольных или непонятных элементов при создании гербов, но и исполняли свою работу с особой тщательностью, с филигранной точностью, искусностью и неподражаемым мастерством. Современные геральдисты не всегда придерживаются этой похвальной точности и лаконичности, напротив, они нередко насыщают гербы новоиспеченной знати несметным количеством деталей и элементов кроме того, они придумывают немыслимые окантовки таким образом, подавляющее большинство этих гербов перегружено деталями, оформлено безвкусно и непонятно и не отвечает изначальной цели их создания. Вероятно, они рассчитывают получить большой гонорар за подобный герб, может быть, они полагают, что сегодня чем больше заказчик им платит, тем на большее число элементов он может претендовать. Герб, присвоенный некоему Эдварду Чемберсу с Ямайки, являет собой пример, достойный удивления В серебряном поле негр, держащий в руке мачете и рубящий сахарный тростник естественного цвета в верхней части герба в голубом поле две золотые грозди винограда, покрытые листьями виноградной лозы Но герб одного офицера, недавно вернувшегося из Индии, лейтенанта Джона Нэтэна Хиткинса, вы глядит гораздо более абсурдно четверочастный, в первом и в четвертом зеле ном поле восстающие и обращенные друг к другу слон и тигр, а также драгунский офицер верхом. Неподалеку мы видим пеший отряд индусов с Винтовками справа, мертвую лошадь слева, все естественного цвета. Во втором и в третьем красном поле серебряный пьедестал, над которым две восточных диадемы естественного цвета и три золотых артиллерийских орудия Девиз Auroram et Gangem pauсi dignosсere possunt 3apю и Ганг немногие могли бы различить Еще один, на этот раз французский, герб выглядит так Черное поле, с золотой главой с расположенными стропилообразно двумя пистолетами, обремененной серебряной медалью с бюстом короля Франции и надписью Людовик XV милостью Божией король Франции и Наварры подвешенной на красной ленте в сердце лавровый венок, справа скальп на копье, слева томагавк, все естественного цвета Шлемовая эмблема Гора с артиллерийскими орудиями у подножия и поднятым французским флагом вдали, и один офицер американской королевской конной полиции, держащий в руке саблю Было бы абсурдно продолжать этот список нелепых изображений и передавать тот непонятный жаргон символов, из которых они составлены. Эти гербы таковы, что даже древние герольды, истинные знатоки этого искусства, строго следовавшие его принципам, ни за что не смогли бы понять, что они означают, более того, ни один художник не сумел бы истолковать их образы, не обращаясь к собственному воображению, ведь для того, чтобы проследить развитие столь замысловатых сюжетов, может понадобиться несколько эскизов. С таким подходом преподаватель и экзаменатор в Оксфорде должен быть представлен шлемовой эмблемой древний головной убор, обремененный изогнутым вопросительным знаком и девизом по гречески Эдинбургская энциклопедия Читая этот отрывок, можно прийти в изумление, особенно принимая во внимание, что он написан британским подданным во времена расцвета Объединенного Королевства, когда Англия, одна из великих мировых держав, была на пике своего могущества. Печально констатировать, что искусство геральдики было там сведено к простой купле продаже щитов и пергаментных грамот. Автор напрямую не говорит о том, что право на владение фамильным гербом можно было попросту купить, но достаточно того, что он намекает на то, что сложность и вычурность исполнения композиции герба свидетельствуют о его высокой цене. Из этого можно сделать вывод, что три века назад в континентальной Европе искусство геральдики начало вырождаться. Поэтому чтение этих отрывков, взятых из солидных и авторитетных изданий, выбранных произвольно из множества других аналогичных, занятие удручающее. В. Палиццо Гравина в труде Гербы на Сицилии приводит свидетельство князя Филиппо ди Амато 1646 года За 120000 экю я стал владельцем области Каккамо, и король пожаловал мне титул герцога Асти В Историкогеральдическом словаре Дж. Б. Кроллаланца читаем Досточтимый Карло Амедео Чинья в 1722 году приобрел себе в феодальное владение область Линьяна и герцогский титул В. Спрети в Итальянской исторической дворянской энцик Городской герб Браунсберга Восточная Пруссия 1 лопедии Spreti. Enс. Storiсo Nobiliare Italiana приводит следующую выдержку из источника Герцогским узазом от 7 сентября 1742 года Венецианская республика предоставляет Лоренцо и Джованни Джирарди за 500 дукатов, в 10 карат каждый, право на управление областью Медуна во Фриули и графский титул, область отделяется и отходит под их юрисдикцию В другом герцогском указе упоминаются военные заслуги родного брата новоиспеченных графов, который получил заслуженное вознаграждение. Перед нами институт инвеституры в действии юридический акт введения вассала во владение феодом Возможно, подобные примеры, когда представители богатой буржуазии жаждали получить благородный статус за деньги, были ничтожно редки Не стоит обольщаться на этот счет подавляющее большинство официальных выборных должностей в той же самой Венецианской республике могло быть попросту куплено в 1779 году Паоло Реньер заручился поддержкой 300 голосов, заплатив каждому не менее 15 золотых монет Даже если дело касалось такого закрытого сословия, как патрициат родовой аристократии, то статус патриция можно было купить за 100000 дукатов возьмем, к примеру, последнего дожа Лодовико Манин, семья которого в 165 1году выложила эту кругленькую сумму ради того, чтобы приобщиться к славе Большого совета. Вышеприведенные примеры изображений на гербах, а также на их декоративных окантовках явно перегружены смыслом кто угодно может представить доблестного драгуна, убивающего тигра в отместку за своего коня, или отважного офицера конной полиции, взбирающегося на горы Квебека с оружием в руках, или тихого преподавателя Оксфорда, мучающего своих студентов заковыристыми вопросами, но куда же делось очарование той Истории, в которой находилось место аллегориям, где были звезды и вилообразные кресты, укороченный пояс и титло, безанты и единороги Рыцарское сословие в период Средневековья оставило заметный след в истории, прославилось героическими подвигами и славными походами, кроме того, оно оставило на наше попечение двоих благороднейших дочерей искусство Геральдики и науку Блазона. Две сестры были как две капли воды похожи друг на друга, тот, кто видел их впервые, не мог их различить, но тот, кто внимательнее присматривался к ним, находил существенные различия. Одна из них живая, подвижная, воодушевленная, другая более серьезная, задумчивая, погруженная в себя. У каждой из них есть своя особая сфера деятельности геральдика очень искусна и изобретательна, а блазон своей наукой интерпретирует ее находки и изобретения. Первая получила свое название от имени древнего Герольда, в рыцарскую эпоху они были личными посланцами августейших особ, наделенных всей полнотой власти согласно римским законам Именно герольды составляли гербы королям и герцогам, а также композиции на щитах, размещали на поле фигуры в соответствии с установленными правилами, чтобы каждый рыцарь мог и должен был носить их как подобает. Чтобы их изобрести, герольд должен был извлечь на свет древнюю историю семьи, разузнать родословие и законные титулы и среди тех, кто не прочь был иметь собственный герб, определить тех, кто проявили себя как трусы и предатели, не допускались к участию в рыцарских турнирах, запятнали честь своей семьи, прославились своей порочностью или транжирством. Искусство герольдов изобретать и оценивать гербы и стало называться геральдикой. Тенденции развития геральдики были неразрывно связаны со средневековым искусством, с языком символов и аллегорий, подчас не поддающихся истолкованию. При этом лишь немногие образцы геральдического искусства были исполнены на высочайшем уровне, редкие мастера в полной мере владели этим тайным языком, и созданные ими образы можно было интерпретировать. В те времена, если кто нибудь намеревался принять участие в рыцарском турнире, он останавливался перед крепостными стенами, трубил в рог на германском языке этот рог назывался blazen и при входе показывал свой щит. За то время, пока звучали звуки рога, рыцарь должен был истолковать знатоку гербов символическое значение изображения на своем щите. Чем чаще рыцарь допускался к участию в турнирах, тем он считался благороднее. Многие исследователи полагают, что именно от германского термина blazen обозначающего рожок происходит название науки блазона, или блазонирования blasoniсa Две сестры появились на свет не только при разных обстоятельствах, но и в разных государствах искусство геральдики зародилось в Германии, а наука блазона возникла во Франции. Ныне герб может быть пожалован по милости государя любому в знак благодарности теперь кто угодно может выдумать его символику, ведь ее больше не приходится истолковывать знатоку гербов у ворот крепостных стен, две сестры покоятся в той же могиле, что и средневековые рыцари, и подобно тому, как перекрещивались сферы их компетенции, смешивается теперь их прах. Скосеро и о. Менетрие не делали между ними различия, но хотели слыть знатоками геральдического искусства и относились к нему с глубоким почтением. Первый называл его чем то непостижимым, между тем тот, кто занимается геральдикой тридцать сорок лет, постоянно открывает для себя что то новое и полагает, что ему есть что постигать. Второй тщательно исследовал эту науку все ее тайны и загадки, и узрел самую суть как истинный интеллектуал все очевидно, человечество не стоит на месте, все изменяется, а геральдика является своего рода энциклопедией, иллюстрирующей эти перемены. У нее есть своя теология, своя философия, своя география, своя юриспруденция, своя геометрия, своя арифметика, своя история, своя грамматика. Теология объясняет загадки, философия трактует образы, география выявля ет области, в которых зародились знатные и благородные династии, регионы, в которых они обосновались, зарубежные страны, в которые переселились их отпрыски. Юриспруденция устанавливает права герба посредством бризур, титулы и права собственности или патроната на здания, украшенные геральдическими символами. Геометрия устанавливает параметры фигур и следит за точностью расположения элементов, арифметика их считает. История дает им обоснование. Грамматика разрабатывает специальную терминологию для точности и четкости обозначения Ныне геральдика со своими говорящими гербами влачит жалкое существование, она скорбит о том, что все установленные ею правила были нарушены. Она всегда существовала между двумя крайностями жесткой регламентацией и полнейшим самоуправством и произволом особенно это касается использования корон и шлемов. Ах, если бы о. Менетрие дожил до наших дней Ниже будет приведен пример того, какими соображениями руководствуются составители гербов при изобретении своих символов. В красном поле, покрытом горностаевой накидкой, три горы, две звезды и древний сухой древесный ствол, охваченный тремя языками пламени. Над щитом два шлема с графской короной, один шлем увенчан звездой, другой пышным султаном. Три горы символизируют три ветви одной некогда влиятельной и большой семьи, отпрыск которой, спустя годы после длительного периода благоденствия и процветания, оказался настоятелем древнего монастыря, по собственной воле принял обет безбрачия. Он сумел добиться независимости своего монастыря от Рима, получил так называемый иммунитет. Правда, эта милость была оказана ему несколько позднее, чем он рассчитывал, она была ниспослана монастырю за его набожность и милосердие, которые символизируют две звезды в красном поле. Сухой ствол олицетворяет его жизнь и историю его семейства, ствол охвачен тремя языками пламени, которые символизируют трех его сыновей, храбрых и отважных юношей. В итоге семья ограничилась тем, что поместила на свой герб лишь сверкающую звезду, в память о благочестии настоятеля монастыря, а также пышный султан в знак былой рыцарской славы. По правде сказать, невозможно подобрать более простую и тонкую аллегорию Рускони Вполне возможно, символы могут быть гораздо более емкими и при этом понятными на серебряном фоне мы видим три черных головы быка, композиция символизирует несчастного английского рыцаря, который ударом вражеского копья был лишен атрибутов своего мужского достоинства. Этот сюжет описывает Николас Аптон в своей работе De militare offiсio Ему был нанесен удар копьем в область гениталий, поэтому он больше не мог 2 иметь потомства Тот же автор замечает, что на гербе семейства Коллеони изображены три яичка рис. 1Легенда гласит, что этот герб перешел от отца к сыну щит рода Коллеони, что обозначается изображением трех яичек. Многим же из этого семейства иметь гербом три яичка было запрещено Вот пример говорящего герба по сути, аллегория как таковая здесь отсутствует. Хотя созданию этой композиции предшествует запоминающаяся история, по мнению специалистов, это не более чем легенда. Родоначальник династии некий Гизальберто умер в 69 году консул города Бергамо, получил прозвище Коллионе. Каждому известно, что итальянское слово сoglione имеет греческое происхождение сoglione по гречески означает яичко Но впоследствии эти символы, олицетворяющие атрибуты мужского достоинства, были несколько изменены и облагоображены, они стали изображаться в виде перевернутых сердец, их можно увидеть на гербах некоторых семей, которые отпочковались от этой династии Спрети. II, 498, см. рис. 2 Если гербы, подобные этому, посредством иконографии повествуют о чьей то личной истории, возможно трагической, принесшей печальную славу самому герою страдальцу, то есть и другие геральдические знаки, объединяющие своей символикой множество людей, это воинские знаки отличия, свидетельствующие о принадлежности к определенному роду войск. Такие символы, как серебро, столб, красный орел, прямое зубчатое деление, красная лилия, серебряное поле, звезды в Ломбардии и в Тоскане присутствуют на гербах и знаках отличия гвельфов. Другие символы пояс, балка, заостренное зубчатое деление, дракон, черный орел в Италии серебряная лилия в красном поле, три звезды в Романии встречаются у гибеллинов. Что означают десять серебряных ночных горшков на гербе сицилийской фамилии Соллима дельи Ори нали рис. 3 специалисты по геральдике не выяснили до сих пор, но с большой долей вероятности можно утверждать, что эти символы не имеют никакого отношения к ожесточенной борьбе гвельфов и гибеллинов. Таким образом, геральдика это пиктографический код. Я, как автор настоящей книги, не только ставлю перед собой задачу снабдить читателя ключом к его прочтению и множеством исчерпывающих примеров, но и попытаюсь отразить основные тенденции развития геральдики, неразрывно связанн ные с историей гражданских учреждений и военного искусства. Эти вопрсосы, как правило, серьезно не затрагиваются, авторы ограничиваются поверхност ными ссылками на полях, хотя, по моему мнению, именно эти тенденции в значительной степени определяют основу феномена геральдики. Вероятно, я приведу тривиальное сравнение, но тот, кто зачарованно созерцает мерцающий свет маяка и пренебрегает его сигналами, рискует нарваться на подводные рифы. Поэтому после того, как мы найдем ответ на вопрос что такое геральдика или, точнее, каковы причины возникновения этого явления необходимо будет задаться более серьезными вопросами, главный из которых почему Рис. 1Первоначальный герб Коллеони В пересеченном серебряном и красном поле три пары продырявленных яичек переменных цветов Рис. 3. Герб Соллима дельи Оринали Синее поле с двумя серебряными перевязями между ними десять серебряных ночных горшков 3, 4, 3 Рис. 2. Измененный герб Коллеони В пересеченном серебряном и красном поле три перевернутых сердца переменных цветов с синей главой, обремененной пятью золотыми лилиями 3 Родовой герб фамилии Гевартс Нидерланды В красном поле волнистая золотая перевязь, сопровождаемая шестью золотыми гонтами, расположенными внутренней каймой по три с каждой стороны 4 Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте. Санти-Мадзини Д. Введение в историю Благородного Искусства (2005)
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|
||||||
![]() | ||||||
© 2007-2025 Электронная некоммерческая библиотека открытого доступа «Гербовед.ру» Редакция: gerboved@gerboved.ru | › Пользовательское соглашение | ||||||
![]() | ||||||
Проект сетевого издания «Геральдика.ру» | ||||||
Примечание: представленные в библиотеке научные тексты размещены только для ознакомления и получены большей частью посредством распознавания оригинальных текстов публикаций (OCR), поэтому в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания и степенью сохранности бумажных оригиналов. |