Титульный лист. Содержание. От редактора. Предисловие.
// Санти-Мадзини Д. Геральдика. История, терминология, символы и значения гербов и эмблем (2005)
Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: В монографии: Санти-Мадзини Д. Геральдика. История, терминология, символы и значения гербов и эмблем. М.: АСТ, 2007. С. [1]-[5]
Просмотр публикации в формате PDF:
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать
Текст из PDF-файла получен посредством автоматического машинного распознавания оригинального текста публикации (OCR-технологии), поэтому в нем содержатся многочисленные ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания текста. Текст предоставляется по принципу "КАК ЕСТЬ".
Объем текста: 16401 знаков (с пробелами)
ГЕРАЛЬДИКА
И С Т О Р И Я Т Е Р М И Н О Л О Г И Я С И М В О Л Ы И З Н А Ч Е Н И Е Г Е Р Б О В И Э М Б Л Е М
Москва АСТ Астрель
Giovanni Santi Mazzini
ARALDIсA
Storia, linguaggio, simboli e signifiсati dei blasoni e delle armi
Milano
Mondadori
2003
Автор выражает глубочайшую признательность маркизу Роберто Курло, а также искреннюю благодарность
доктору Марии Риччи Курло за любезно предоставленные выдающиеся труды по геральдике кроме
того, автор сердечно благодарит Витторио Спрети, автора Итальянской дворянской энциклопедии
УДК 929.6
ББК 63.2
С 18
Перевод с итальянского Т А. Бобровой, И.Л. Замойской,
Т.М. Котельниковой, Е.Ю. Лысовой, И.С. Рахновской
Научный редактор А.Л. Черных
Санти Мадзини, Дж.
С 18 Геральдика. История, терминология, символы и значение гербов и
эмблем Джованни Санти Мадзини предисл. А. П. Черных пер. с итал.
Т.А. Бобровой, И.Л. Замойской, Т.М. Котельниковой и др. М. Астрель
AсT, 2007. 593, 1с. ил.
ISBN 978 5 17 027393 5 ООО Издательство АСТ
ISBN 978 5 27 0044 4 ООО Издательство Астрель
ISBN 88 370 2290 5 итал.
УДК 929.6
ББК 63.2
Общероссийский классификатор продукции ОК 005 93, том 2 953000 книги, брошюры
Санитарно эпидемиологическое заключение 77.99.02.953.Д.003857.05.06 от 05.05.2006
Подписано в печать 27.02.2007. Доп. тираж 1500 экз. Отпечатано в Европе
ISBN 978 5 17 027393 5 ООО Издательство АСТ
ISBN 978 5 27 0044 4 ООО Издательство Астрель
ISBN 88 370 2290 5 итал. 2003 Mondadori Eleсta S.pA, Milano
Mondador bri Illustrati ООО Издательство Астрель Перевод на русский язык, 2004
Оглавление
Предисловие V
Введение в историю Благородного Искусства 1
I Геральдика и история 5 1Смысл геральдики и виды знати 7
2. Герольды, геральдисты и геральдические источники 3 1
II Наука блазона 45
3. Гербы на доспехах блазон и щит 47
4. Блазон и геральдический код I 55
А Цветовой код 64
В Геометрический код 78
III Мир геральдики 273
5. Блазон и геральдический код II 275
С Символический код 275
Д Кодекс степеней и почетных званий 469
IV Геральдика в истории 529
6. Гербы для всего и для всех 53 1
7. Развитие герба 557
Эпилог 580
Список литературы 58 1
Указатель 582
Торжествующая геральдика Поездка рыцаря Куно фон Фалькенстайн Мориц фон Швинд, 1804 187 1
Предисловие
В XXI веке геральдика остается самой притягательной из исторических тем, известных
широкой публике. Представления о загадочности геральдики основаны
на всеобщем убеждении, что за каждым гербом скрывается какая то тайна. Действительно,
легенды целого ряда европейских гербов увлекательные повествования,
даже если учесть, что значительная часть этих историй позднего происхождения,
то есть создана в XVI XVII веках.
Один из самых распространенных мифов о геральдике миф о ее сословном
характере. Однако представление, что гербы принадлежали знати,
справедливо лишь по отношению к самому позднему периоду,
то есть к временам заката геральдики.
Такое чудесное и удивительное явление, как европейская историческая
геральдика, и само по себе тайна, что, возможно,
продиктовано своеобразием источников, их немногочисленностью
и разнородностью. Самые известные из них гербовники,
даже самые полные, ставят перед исследователями больше вопросов,
чем дают ответов. Геральдические памятники, в отличие от печатей или монет,
не имеют единого носителя. Герб же имеет не только в изобразительную, но и
словесную форму, так называемый блазон, и именно в таком виде они встречаются
как в исторических хрониках, так и в литературных произведениях.
В изучении исторической геральдики существует целый ряд проблем остаются
нерешенными вопросы предгеральдической эмблематической ситуации, того фона,
на котором она возникла. Остается еще ответить на вопросы в отношении механизмов
появления геральдики, причин и обстоятельств создания конкретных гер
бов, их правового статуса, продажи, наследования, дарования гербов, пользования
одновременно разными гербами, присвоения чужих и составления фальшивых гер
бов, наказания герба и т. д. перечисление далеко от завершения. Это не удивитель
но, потому что историческая геральдика плоть от плоти европейского общества
и как часть его истории обладает многими гранями и оттенками.
Вторая половина XX века дала новый импульс к изучению
исторической геральдики, сопровождавшийся новыми изданиЭта
книга задумана, написана и проиллюстрирована верным последователем
Клио, музы Истории, очарованным этой наукой, в особенности одним из ее разделов геральдикой несмотря на то, что автор вплоть до недавнего времени
всерьез не занимался ею, он все же решил, что лучшее, что он может сделать,
это провести тщательное исследование и привлечь к геральдике внимание многочисленных
читателей. Сказано сделано.
Автор вовсе не хочет ограничиваться какими то узкими рамками и глубоко
исследовать отдельные аспекты этого явления, свысока взирая на несведущих читателей
он просто стремится удовлетворить и свое и их любопытство и намеревается
провести читателей по заповедным нехоженым тропам Истории, некогда
пройденным им самим. Он приписывает себе лишь одну единственную заслугу,
состоящую в том, что он пытался устранить те сложности и препятствия, которые
встречаются на этом пути, и сделать это путешествие для читателя более
приятным.
В этой книге присутствует стремление свести воедино три различных аспекта
человеческого бытия, каждый из которых вносит свою лепту в формирование
геральдики как подлинной науки. В первую очередь речь идет об этологии и
социологии, первая из которых является зеркалом, правдиво и без прикрас отражающим
природу человека социального животного социология, в свою
ями в никогда не иссякавшем потоке геральдической литературы. Но этот поток в
силу разного рода обстоятельств миновал отечественного читателя. Отчасти это
было связано со спецификой перевода такого рода изданий. Традиция словесной
интерпретации, европейский блазон, насчитывает более семи столетии. Она оттачивалась
многими поколениями практических специалистов, герольдов и уже
к началу XV века приобрела законченные лаконичные и емкие формы, которые
русская геральдическая терминология не всегда была готова отразить адекватно.
В настоящем переводе сохранены особенности итальянского блазона и специ фика
авторского подхода к блазонированию, что дает возможность отечественному
читателю самому сопоставить итальянскую геральдическую традицию с традициями
русского блазонирования, известного именами Г. Мальгина, А.Б. Лакие
ра, Ю.В. Арсеньева и В.К. Лукомского.
Итальянскую геральдику отличает целый ряд уникальных черт. Подобно тому,
как историческая геральдика представляет собой своего рода зеркало европейского
общества Средневековья и Нового времени, так и итальянская отражает и
итальянское общество, и европейскую геральдику в целом. Русский перевод книги
Джованни Санти Мадзини вводит в мир европейской геральдики, потому что
раскрытая Вами, уважаемый читатель, книга по подходу европейская, а не сугубо
итальянская. Книга сочетает в себе традиционный для геральдическои литературы
прием формального изложения от цветов и геральдических фигур к тематически
объединенным группам изображений с новым пониманием геральдики
как системы культурно исторических кодов.
Книга Дж. Санти Мадзини, предлагаемая Вашему вниманию, аргументированное
доказательство того, что европейская геральдика представляет собой явление,
имеющее многовековую историю и относящееся к историко культурным
сокровищам человечества.
А П. Черных, кандидат исторических наук,
руководитель Центра гербоведческих и генеалогических
исследований Института всеобщей истории РАН
очередь, изучает индивидуальное и коллективное поведение людей, их взлеты и
падения, попытки самоидентификации. Войны, которые принесли столько горя
и страдания человечеству и определили главным образом тенденции развития
геральдики ведь это явление своего рода сублимация такого понятия, как свя
щенный воинский долг Геральдика вид декоративного искусства, организованного
в особый пиктографический опознавательный код. Не так то просто
соединить три партитуры, дирижируя тремя оркестрами одновременно, добиться
единого звучания и гармонии. Это было под силу только Моцарту достаточно
вспомнить его выдающееся музыкальное произведение Дон Жуан автор
же этой книги, увы, не в силах тягаться с самим Вольфгангом Амадеем. Тем не
менее мы будем придерживаться мудрого изречения Оливера Кромвеля, который
сказал, что дальше всех заходит тот, кто не знает, куда идет
Если настоящий историографический эксперимент встретит одобрение читателей,
автор поздравит себя с тем, что он сумел соблюсти научную строгость и
историческую достоверность. Он стремился придерживаться научной методологии,
поэтому по праву сможет сравнить себя с одним из выдающихся итальян
ских специалистов по геральдике, Гоффредо ди Кроллаланца. Это поистине благородный
человек, хоть дело тут вовсе не в происхождении он получил свои
высочайший титул из рук самой богини Афины.
Джованни Санти Мадзини
Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте.
|