| ||||||
Электронная научно-историческая библиотека «Гербовед.ру» | ||||||
» Библиотека › Гербоведение. Том VII. (2018) › Чекунина Н.В. Печать с гербом Корсаковых из фондов Тверского музея: опыт атрибуции | ||||||
Чекунина Н.В.
Печать с гербом Корсаковых из фондов Тверского музея: опыт атрибуции// Гербоведение. Том VII. (2018)Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: Гербоведение. Том VII. - М.: Старая Басманная, 2018. - С. 105-114 Аннотация: Коллекция личных геральдических печатей Тверского музея начала формироваться в конце XIX в. Сильно пострадав в годы Великой Отечественной войны, она все же насчитывает сейчас несколько десятков единиц хранения. К сожалению, при поступлении в музей ни один из этих предметов не был описан точно, и только незначительная часть имела хоть какуюто легенду о происхождении. Об авторе публикации/статьи: Чекунина Надежда Владиславовна (Тверь) Просмотр публикации в формате PDF:
› См. также другие статьи Чекуниной Н.В.
в библиотеке найдено еще 6 публикации(й) автора
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать Текст из PDF-файла получен посредством автоматического машинного распознавания оригинального текста публикации (OCR-технологии), поэтому в нем содержатся многочисленные ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания текста. Текст предоставляется по принципу "КАК ЕСТЬ".
Объем текста: 37943 знаков (с пробелами)
н.В. Чекунина Печать с гербом Корсаковых из фондов Тверского музея опыт атрибуции Коллекция личных геральдических печатей Тверского музея 1начала формироваться в конце XIX в. Сильно пострадав в годы Великой Отечест венной войны, она все же насчитывает сейчас несколько десятков единиц хранения. К сожалению, при поступлении в музей ни один из этих предме тов не был описан точно, и только незначительная часть имела хоть какую то легенду о происхождении. В 1990 е 2000 е гг. на волне возросшего интереса к отечественной ге ральдике эта группа памятников чуть ли не впервые привлекла к себе вни мание исследователей. Успешная геральдическая экспертиза неко торых из них послужила стиму лом для дальнейшего изучения не только печатей, но и иных носителей геральдических изоб ражений из фондов Тверского государственного объединенного музея2. Однако из за излишней поспешности и смелости выводов при атрибуции предметов было допущено несколько ошибок. Среди не слишком удачных на наш взгляд оказался первый опыт изучения личной геральди ческой печати из собрания Твер ского музея под Тв.М КП 87723. 1Тверской музей головной музей крупнейшего в России музейного объединения Тверского государственного объединенного музея ТГОМ 32 филиала в Тверской области в статье также употребляется как название музея в Твери, основанного в 1866 г., от которого ведут свою историю современный Тверской музей и Тверская областная картинная галерея. 2 Предметы коллекции в разное время исследовали М.В. Лавренова, В.И. Лавренов, Е.А. Яровая, В.А. Бушлякова, Н.В. Чекунина Терентьева В.В. Хухарев. 3 Матрица медесодержащий сплав рукоять инородная карболит, белый металл. Высота печати 7 1мм. без рукояти 28 мм. диаметр матрицы 35 мм. Чекунина Н.В., текст, 20 18. Ил. 1Матрица печати С.А. Корсакова. Общий вид. Металл. Начало XX в. Инв. Тв.М КП 8772. Тверской го сударственный объединенный му зей. 106 Н.В. Чекунина Информация об этом предмете в музейном акте приема кратка печать, возможно, принадлежала представителю рода графов Корсаковых, выход цев из Польши и хранилась в семье С.А. Корсакова, офицера, участника обороны Порт Артура датируется предположительно концом XIX в. Пред мет передал в музей в апреле 1980 г. зять Корсакова Л.Н. Зубов, проживав ший в г. Калинине4. Изображение на матрице печати соответствует внесенному в первую часть Общего гербовника дворянских родов Всероссийской империи гер бу нетитулованных дворян Корсаковых В щите, начетверо разделенном, находится в середине малый щиток, имеющий семь полос, из которых одна вверху голубая с тремя серебряными шестиугольными звездами, а прочие полосы серебряного и красного цвета на верхе сего щитка наложена дво рянская корона, над которой ви ден серебряный полумесяц, рога ми вверх обращенный, и золотой над ними крест. В первом голубом поле идущий влево серебряный медведь во втором красном поле два серебряные якоря, связанные кольцом в третьем красном же поле положены крестообразно две серебряные сабли, остроко нечием обращенные к подошве щита в четвертом голубом поле серебряная башня с двумя зуб цами Щит увенчан шлемом без короны, нашлемник три стра усовых пера, намет с правой стороны голубой, а с левой крас ный, подложенный серебром 5. В изображении этого герба на пе чати есть некоторые отклонения от утвержденного варианта в малом щит ке в верхней части три бруска а не звезды и изменены цвета полос 4 серебряные, 3 голубые 6 над полумесяцем шестиконечная звезда а не крест намет на щите отсутствует. Впервые предмет был исследован в 199 1г. Владимиром Ильичом Лавре новым, предположившим, что его владельцем мог быть общественный де 4 Акт приема Калининского областного музея 157 от 5 мая 1980 г. 5 Общий гербовник дворянских родов Всероссийской империи. Ч. 1СПб., 1799 83. 6 Видимо, штриховку малого щитка не следует читать как геральдическую, на этом миниатюрном фрагменте мастер мог показать, что цвета полос разные, удобными Ил. 2. Герб Корсаковых с печати С.А. Кор сакова. Металл. Начало XX в. Инв. Тв.М КП 8772. Тверской госу дарственный объединенный музей. Печать с гербом Корсаковых из фондов Тверского музея опыт атрибуции 107 ятель из дворян Тверской губернии Павел Ассигкритович Корсаков 1847 1908 7. По мнению В.И. Лавренова, печать могла принадлежать лично ему, досталась по наследству и передавалась членам его линии 8. Связь Павла Ассигкритовича с С.А. Корсаковым, из семьи которого, по легенде, происхо дит предмет, исследователем не рассматривается. Изучая этот памятник, В.И. Лавренов, на наш взгляд, допустил несколько ошибок. Датировку печати, установленную приблизительно при ее офор млении в музее конец XIX в. он принял за точную. За этим последовало неверное прочтение легенды о предмете, зафиксированной в музейной до кументации нескладно, но вполне однозначно. По мнению В.И. Лавренова, печать была передана в музей участником обороны Порт Артура Л.Н. Зу бовым, зятем С.А. Корсакова 9 по акту приема порт артурцем был сам Кор саков Кроме этого, поиск владельца предмета был безосновательно ограничен только тверскими дворянами, в то время как в Калинине жила семья зятя Корсакова. Род Корсаковых в разное время был внесен в дворянские книги нескольких губерний Российской империи в VI часть Санкт Петербургской 1789 г. Тверской 1794 г. Московской 18 17 г. Нижегородской 18 18 г. Псковской 18 19 г. Олонецкой 1838 г. Калужской 1889 г. Новгородской 1898 г. Костромской и Симбирской, а также во II и III части Воронежской 1795 и 18 15 гг. и III часть Калужской 1896 г. и Нижегородской. Сузив список возможных владельцев печати до четырех Корсаковых, служивших в Тверской губернии в 1880 г., В.И. Лавренов отдал предпочтение Павлу Ас сигкритовичу потому, что он единственный из них был землевладельцем 10. ему средствами. Возможно также, что неточности в изображении герба связаны с повреждениями и отсутствием в случае с наметом этих деталей в прототипе на предмете небольшого размера. 7 О нем см. Новый энциклопедический словарь изд. Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. Т. 22. СПб., 19 12 Стлб. 862. 8 Лавренов В.И. Печать с гербом рода Корсаковых из собрания Тверского государс твенного объединенного музея Историческое краеведение. Вопросы преподава ния и изучения. Тверь, 199 1С. 52 Он же. Печать с гербом рода Корсаковых из собра ния Тверского музея в контексте истории семьи Род и семья в контексте тверской истории Дворянские роды Тверской губернии. Вып. 3. Тверь, 2009. С. 195 196 со держание статей почти идентично. Н.Ч 9 Лавренов В.И. Печать с гербом рода Корсаковых из собрания Тверского государс твенного объединенного музея Историческое краеведение. Вопросы преподава ния и изучения. Тверь, 199 1С. 54. Он же. Печать с гербом рода Корсаковых из собра ния Тверского музея в контексте истории семьи Род и семья в контексте тверской истории Дворянские роды Тверской губернии. Вып. 3. Тверь, 2009. С. 197. 10 Лавренов В.И. Печать с гербом рода Корсаковых из собрания Тверского государс твенного объединенного музея Историческое краеведение. Вопросы преподава ния и изучения. Тверь, 199 1С. 52. Он же. Печать с гербом рода Корсаковых из собра 108 Н.В. Чекунина Как выяснилось, на самом деле, участником обороны Порт Артура был Сергей Александрович Корсаков 10.0 882 после 19 16 подпоручик 12 й роты Квантунской крепостной артиллерии, происходивший из потомствен ных дворян Московской губернии. Он окончил Оренбургский Неплюевский кадетский корпус и два класса Константиновского артиллерийского учили ща выпуск 1903 г В Русско японскую войну был дважды ранен запись в дневнике П.Н. Ларенко от 16 29 ноября 1904 г. Подпоручик Корсаков ра нен вторично, на этот раз в лоб, над глазом, но легко После капитуля ции защитников Порт Артура он оказался в плену, откуда вернулся только в феврале 1906 г. 12. В 1909 19 гг. С.А. Корсаков был поручиком 1й гре надерской генерал фельдмаршала графа Брюса артиллерийской бригады, дислоцированной в Москве 13. Согласно послужному списку 19 г., он имел награды за отличие в делах против японцев орден Святой Анны 4 й сте пени Аннинское оружие с гравировкой За храбрость 1904 г. орден Свя того Станислава 3 й степени с мечами и бантом, орден Святой Анны 3 й степени с мечами и бантом и Золотое оружие За храбрость 1907 г. 14. Широко известны работы С.А. Корсакова как военного фотографа, запе чатлевшего оборону Порт Артура от строительства укреплений до вступ ления в него японцев альбом Оборона Порт Артура. 1904 г. 15. На одной из фотографий в кадре запечатлен сам фотограф. Имеется надпись Под поручик Квантунской крепостной артиллерии, командир батареи Лесного редута Корсаков у орудий Сделанный в непростой жизненной ситуации этот снимок не лишен самоиронии командир в летней форме с припод нятой фуражкой сидит непосредственно у орудия под открытым небом на застеленной кровати, а перед ним стол с приборами для чая 16. Во время Первой мировой войны С.А. Корсаков был уже в чине штабс капитана. Он зарекомендовал себя как мастер военного фоторепортажа, его ния Тверского музея в контексте истории семьи Род и семья в контексте тверской истории Дворянские роды Тверской губернии. Вып. 3. Тверь, 2009. С. 195 196. Ларенко П.Н. Страдные дни Порт Артура Русско японская война Взгляд побеж денных. М., 2005. 12 Смородина В.А. Документальная фотография в российских иллюстрированных из даниях периода Первой мировой войны, 19 14 19 17 гг. дисс. канд. филол. наук. СПб., 2000. С. 2 12 2 13. Частично материалы работы опубликованы Смородина В.А. Русский военный фоторепортаж на фронтах Первой мировой особенности развития и персоналии Последняя война императорской России. М., 2002. 13 Общий список офицерским чинам Русской императорской армии сост. по 1е ян варя 1909 г. СПб., 1909. С. 63 1Общий список офицерским чинам Русской император ской армии сост. по 1е января 19 10 г. СПб., 19 10. С. 654. 14 Смородина В.А. Указ. соч. С. 2 13. 15 Центральный государственный архив кинофотофонодокументов Санкт Петербур га далее ЦГАКФФФД СПб Фотоальбомы. П 249. 16 Там же. Сн. 162. Печать с гербом Корсаковых из фондов Тверского музея опыт атрибуции 109 Ил. 3. Великая война в обра зах и картинах 19 14 19 15 гг. Вып. 1М., 19 15. С. 50. Ил. 4. Великая война в обра зах и картинах. Вып. 5. М., 19 15. С. 209. Ил. 5. Инициалы С. Корсакова с порт артурских фотогра фий увеличено 0 Н.В. Чекунина работы публиковались в иллюстрированных еженедельниках Искры Ле топись войны Нива Огонек Русская иллюстрация Солнце России изданиях Великая война в образах и картинах и История Великой вой ны в английском еженедельнике The Illustrated London News Сделанные им фотографии репродуцировались также на открытках Война 19 14 г. из дательства Мир и война 17. В.А. Смородина, исследовавшая творчество С.А. Корсакова этого пери ода, отмечала, что современники высоко ценили его мастерство. Сергей Александрович состоял в редакции многотомного издания История Вели кой войны и в художественном отделе Великой войны в образах и карти нах В 4 м выпуске последнего помещен его необычно крупный во весь лист портрет Фотограф корреспондент Великой войны в образах и кар тинах штабс капитан С.А. Корсаков на передовых позициях на котором он также предстает офицером артиллеристом 18. Особенность фронтовых работ Корсакова фотографа, бывшего одновременно кадровым офицером, 17 Смородина В.А. Указ. соч. С. 2 12. 18 Великая война в образах и картинах. Вып. 4. М., 19 15. С. 163. Ил. 6. Штабс капитан С.А. Корсаков на передовых позициях Великая война в образах и картинах. Вып. 4. М., 19 15. С. 163 Печать с гербом Корсаковых из фондов Тверского музея опыт атрибуции характеризуется как взгляд изнутри Практически весь русский военный репортаж в Великой войне представлен его работами, что свидетельс твует о весомости его личного вклада в освещение боевых действий. На наш взгляд, искать иного владельца исследуемой печати вряд ли целесообразно. В пользу ее датировки началом ХХ в. и принадлежности С.А. Корсакову говорят внешние особенности самого предмета. Недорогой, лишенный какого либо изящества, со строгими формами и сдержанным оформлением, он вполне соответствует образу жизни профессионально го военного сравнительно невысокого звания, проходящей в гарнизонах и на театрах военных действий. Изображение герба на матрице печати не отличается высоким уровнем исполнения, что особенно заметно в дефектах геральдической штриховки, но оно весьма точно воспроизводит оригинал из Общего гербовника При отсутствии намета эти особенности изображения делают его крайне лако ничным, даже незавершенным и потому сложным для датировки. При детальном рассмотрении заметно, что при общей значительной изношенности предмета его боковые поверхности повреждены больше, чем матрица, несущая следы в виде концентрических кругов обработки на станке. Невольно напрашивается предположение о ее подновлении и, возможно, вторичном использовании. Герб Корсаковых был нанесен на за чищенную рабочую поверхность, о чем говорят следы глубоких поврежде ний металла, в том числе под самим изображением. Таким образом, тре бования заказчика к качеству заготовки и исполнения изображения изна чально были невысоки. Эта заготовка из медесодержащего сплава с круглой матрицей вообще не характерна для личных геральдических печатей, которые в подавляю щем большинстве случаев резались на камне или стали и имели овальные или 8 угольные рабочие поверхности. Такие недорогие заготовки на рубеже веков широко использовались для казенных печатей. Практически полные аналоги изучаемому памятнику находятся среди штабных печатей воинс ких частей начала XX в. Выбор такой неказистой матрицы, да еще и плохой сохранности, для личной печати, на наш взгляд, может объясняться толь ко отсутствием всякого выбора или ее особой нематериальной ценностью для владельца. Такая ситуация ограниченности выбора материала и мастера в жиз ни С.А. Корсакова могла сложиться, например, во время обороны или после сдачи Порт Артура. Гипотетически нельзя исключить возможность изго товления печати во время его японского плена январь 1905 февраль 1906 г Она могла быть вырезана на какой то из сохранившихся штабных печа тей или на заготовке для нее, ранее не использованной по назначению, но сильно потрепанной обстоятельствами хранения. Вопреки статьям заклю ченной капитуляции уцелевшее армейское имущество в Порт Артуре часто просто уничтожалось побежденными Производство личной геральдичес 2 Н.В. Чекунина кой печати из подручного материала кем то из них вполне может приходиться на время последующего вынужденного безделья 19. Оно, в числе прочего, могло быть стимули ровано и особой культурой использования личных печатей в Японии, где они до сих пор обязательны и заменяют личную подпись20. Может быть, поэтому зять С.А. Корсакова при передаче предмета в музей из всей бога той на события биографии ее владельца со общил только о его участии в обороне Порт Артура. Появившаяся в связи с этим печать, естественно, имела бы особую ценностью для владельца как память о пережитом, а ка чество ее исполнения при этом можно было бы считать даже высоким. Изготовление ее позже, в период Первой мировой войны, вы глядит менее вероятным из за политической обстановки в армии, а в мирное время из за ее качества. Судя по загрязнениям на печати, сохра нявшимся до ее реставрации, она исполь зовалась для чернильных оттисков. Ори гинальная рукоять предмета, к сожалению, утрачена, а ее восполнение шарообразной ручкой из карболита2 1широко использовал ся в СССР следует отнести ко времени быто вания предмета у Зубовых. Таким образом, по визуальным особен ностям памятника хронологические рамки его создания отодвигаются к началу XX в. Они вполне укладываются в период взрослой жизни С.А. Корсакова, участвовавшего в обороне Порт Артура 22 летним юношей, и ограничиваются 19 17 годом, который ознаменовал закат сослов ного общества в России. Оснований полагать, что печать досталась С.А. Кор 19 Пленные русские офицеры пользовались в Японии довольно широкими свободами и жаловались, главным образом, на отсутствие занятий. 20 Из дневника П.Н. Ларенко 16 29 ноября. Солдаты приносят с позиций сво им раненым офицерам разные японские вещи шашки, флажки из белой материи с красным кругом посредине, складные японские пилы, походные письменные при боры, печати и открытые письма Ларенко П.Н. Указ. соч 2 1Синтетический полимер, отечественный аналог бакелита. Ил. 7. Матрица печати С.А. Кор сакова без рукояти. Ме талл. Начало XX в. Инв. Тв.М КП 8772. Твер ской государственный объединенный музей. Печать с гербом Корсаковых из фондов Тверского музея опыт атрибуции 3 сакову по наследству и тем более использовалась кем то из его родственни ков как личная печать после него, нет. С именем Сергея Александровича связано немало загадок. Известно, что он имел доступ в высшие круги общества так, в 19 16 г. в печати появился сделанный им снимок генерала А.Н. Куропаткина, назначенного главноко мандующим армиями Северного фронта22. Актуален и вопрос об авторстве работ С.А. Корсакова. В начале Первой мировой войны он пользовался несколькими псевдонимами З.М. Шубс кий, Shubsky Korsakov, Shubsky Korsakoff, просто Korsakov и С. Александров. Часть из них имеет отношение к фамилии его жены Зинаиды Михайловны Иосифовны Н.Ч. Шубской Корсаковой. Почему фотограф подписы вался именно так неизвестно23. Интересно, что два десятка порт артурс ких снимков С.А. Корсакова второй половины 1904 г. на лицевой стороне в нижнем левом углу, чернилами, собственноручно помечены инициалами С.К. с претензией на изящество и идентичность воспроизводимого знака, говорящими о существующей у него потребности фиксировать свое авто рство в закодированной форме24. Не ясна связь С.А. Корсакова с открывшимся в Москве в 19 16 г. Между народным агентством фотографических снимков для печати, фотолабора торий и художественных ателье, основанным его супругой. В рекламном объявлении сообщалось, что на его складе имеются фотоаппараты и прина длежности, световые и стереоскопические картины Великой войны, откры тые письма, а также фотографии со всех театров военных действий25. Худо жественное ателье Шубской Корсаковой Фотоглобус на улице Тверской, дом 38, в доме Бахрушина, существовало еще в 19 17 г.26. Других сведений о нем обнаружить не удалось, как не известна и судьба самого царского офицера Корсакова после Октябрьской революции. По материалам Тверского музея прослеживается, что у С.А. Корсакова, видимо, была дочь, вышедшая замуж за Л.Н. Зубова и еще в 1980 г. прожи вавшая с ним в Калинине. Вероятно, потомки С.А. Корсакова и теперь живут в этом городе. В российской социальной сети ВКонтакте зарегистриро ван некто Станислав Соколов из Твери, поделившийся на своей страни це в 20 16 г. портретом прабабушки Шубской Корсаковой рисованным 22 Искры. 19 16. 9. Обложка. 23 Смородина В.А. Указ. соч. С. 2 19. 24 ЦГАКФФД СПб. Фотоальбомы. П 249. Сн. 90, 12 123 33, 264, 266, 269, 27 1274, 279, 280 284, 299, 305 309. Другие фотографии могут иметь такие пометки на обороте. На лицевой стороне инициалы размещены так, чтобы не портить снимок, а это не всегда возможно. Большое количество сохранившихся анонимных фотографий Рус ско японской войны говорит о том, что фотограф как автор в это время ценился мало. 25 Вся Москва адресная и справочная книга на 19 16 г. М., 19 16. С. 736 737, 739. 26 Вся Москва адресная и справочная книга на 19 17 г. М., 19 17. С. 808 809. 4 Н.В. Чекунина Владимиром И. Соколовым 27. Простое совпадение такой двойной фами лии маловероятно, да и по возрасту 1985 год рождения С. Соколов вполне может быть правнуком С.А. Корсакова. Печать Сергея Александровича Корсакова предположительно является самой поздней по времени изготовления личной геральдической печа тью в собрании Тверского государственного объединенного музея. В кон це XIX в. геральдика считалась почти пережитком прошлого, однако в на чале XX столетия, накануне гибели старого мира пережила свое второе рождение и Серебряный век. Фотограф С.А. Корсаков, человек творческий, несмотря на суровые будни военного, оказался сопричастным к общей культурной обстановке своего времени. Его фотоработы свидетельству ют о несомненном художественном вкусе автора, который сознавал себя не только мастером документального жанра, но и до некоторой степени художником чувствовал потребность выразить свое отношение к запечат леваемой им действительности28. Не исключено, что личная печать когда нибудь поможет приоткрыть завесу таинственности вокруг жизни и твор чества своего владельца. 27 Впоследствии публикация была удалена, мной обнаружена лишь ссылка на нее. Связаться с С. Соколовым, к сожалению, не удалось. 28 Смородина В.А. Указ. соч. С. 2 14. Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте. Чекунина Н.В. Печать с гербом Корсаковых из фондов Тверского музея: опыт атрибуции (2018)
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|
||||||
© 2007-2024 Электронная некоммерческая библиотека открытого доступа «Гербовед.ру» Редакция: gerboved@gerboved.ru | › Пользовательское соглашение | ||||||
Проект сетевого издания «Геральдика.ру» | ||||||
Примечание: представленные в библиотеке научные тексты размещены только для ознакомления и получены большей частью посредством распознавания оригинальных текстов публикаций (OCR), поэтому в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания и степенью сохранности бумажных оригиналов. |