| ||
![]() | ||
Электронная научно-историческая библиотека «Гербовед.ру» | ||
![]() | ||
» Библиотека › Ведомственная и военная символика России › : Кубышкин И.В., Кудейкин В.Ю. «На основе единства нашей тысячелетней истории…»: Геральдическое обеспечение Вооружённых сил РФ / 2021 | ||
Кубышкин И.В., Кудейкин В.Ю.
«На основе единства нашей тысячелетней истории…»: Геральдическое обеспечение Вооружённых сил РФБиблиографические данные публикации / опубликовано в издании: Военно-исторический журнал. 2021. №1. С. 22-27 Аннотация: В статье рассматриваются вопросы научного осмысления геральдического обеспечения как системы управления; анализируются объективные и субъективные факторы её функционирования; освещается политико-правовой аспект практической деятельности по созданию и совершенствованию воинских символов в Вооружённых силах РФ. Об авторах публикации/статьи: Кубышкин Илья Владимирович (Москва) Кудейкин Владимир Юриевич (Москва) Просмотр публикации в формате PDF: › ![]()
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать ![]() Объем текста: 46905 знаков (с пробелами)
22 1202 1ВОЕННО ИСТОРИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ ВОЕННАЯ СИМВОЛИКА НА ОСНОВЕ ЕДИНСТВА НАШЕЙ ТЫСЯЧЕЛЕТНЕЙ ИСТОРИИ Сведения об авторах. Кубышкин Илья Владимирович заместитель начальника Военно геральдической службы Вооружённых сил Российской Федерации, полковник Москва. E mail vgs mil.ru Кудейкин Владимир Юриевич референт Военно геральдической службы Вооружённых сил Российской Федерации, кандидат исторических наук Москва. E mal vgs mil.ru Аннотация. В статье рассматриваются вопросы научного осмысления геральдического обеспечения как системы управления анализируются объективные и субъективные факторы её функционирования освещается политико право вой аспект практической деятельности по созданию и совершенствованию воинских символов в Вооружённых силах РФ. Ключевые слова военная геральдика официальный символ официальный геральдический знак Знамя Вооружённых сил почётные наименования армейских частей военно историческая преемственность. Information about authors. Ilya Kubyshkin Deputy Head of the Military Heraldry Serviсe of the RF Armed Forсes, сolonel Mosсow. E mail vgs mil.ru Vladimir Kudeikin сonsu t at the Military Heraldry Serviсe of the RF Armed Forсes, сand. Sс. Hist. Mosсow. E mail vgs mil.ru Summary. The paper looks at issues of sсientifiс сomprehension of heraldiс support as a сontrol system it analyzes objeсtive and subjeсtive faсtors of its funсtioning, and сovers the politiсal legal aspeсt of praсtiсal work to make and perfeсt military symbols in the RF Armed Forсes Keywords military heraldry offiсial symbol offiсial heraldiс badge Banner of the Armed Forсes honorary appe tions of army units military historiсal сontinuity. И.В. КУБЫШКИН, В.Ю. КУДЕЙКИН I KUBYSHKIN, V.Yu. KUDEIKIN BASED ON THE сONTINUITY OF OUR 1000 YEAR HISTORY В КОНЦЕ 20 19 года в ходе итоговой пресс коференции Президент РФ В.В. Путин, в частности, отметил То, что выдержал русский народ и все другие народы Российской Федера ции в период 90 х начала 2000 х годов, это само по себе подвигом можно назвать Именно в кризисных условиях рождения новой российской государственности и созда ния Вооружённых сил РФ с це лью установления атрибутов суверенитета в виде государ ственных и воинских симво лов формировалась система геральдического обеспечения см. схему 1 Появление и функциониро вание данной управленческой модели обусловливались как объективными, так и субъек Геральдическое обеспечение Вооружённых сил РФ Heraldry support of the RF Armed Forсes Созданная в январе 1993 года приказом министра обороны РФ 37 Центральная ко миссия МО РФ по подготовке проектов положений о флагах и военной символике Воору жённых сил Российской Федерации стала прообразом сегодняшней Военно геральди ческой службы ВС РФ далее Служба За годы существования этого органа военного управления его сотрудники внесли весомый вклад в развитие нормативной правовой базы по учреждению официальных символов и различных знаков. При их непосред ственном участии были разработаны и изданы десятки законодательных актов указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, приказов министра обороны Российской Федерации и указаний начальника Генерального штаба Вооружённых сил Российской Федерации. Уникальность системы геральдического обеспечения заключается в её постоянном са моразвитии и совершенствовании. Военным геральдистам в тесном взаимодействии с Геральдическим советом при Президенте Российской Федерации в своей практической работе по созданию воинских символов необходимо учитывать изменяющуюся полити ческую обстановку, появление новых исторических исследований, активную жизненную позицию всё большей части населения в условиях развивающегося гражданского обще ства. Ввиду концептуальной значимости данной проблематики многие вопросы пере смотра и совершенствования государственной и военной символики требуют самого деликатного подхода и глубокого научного осмысления. ВОЕННО ИСТОРИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ 1202 123 И.В. КУБЫШКИН, В.Ю. КУДЕЙКИН. На основе единства тивными факторами. К пер вым из них можно отнести научные законы и закономер ности философии, семиотики, истории, политологии, юри спруденции, культурологии, управления и др. Ко вторым выбор и использование определённых принципов, методов, способов, средств, инструментариев вышепере численных научных отраслей соответствующие норма тивные, иные правовые акты и предписания различного уровня личностный фактор. Наиболее значимым для практической деятельности государственных органов в сфере геральдики является политико правовой аспект как в объективных, так и в субъ ективных проявлениях см. схему 2 В создании и функциони ровании системы гераль дического обеспечения ВС РФ субъективные факторы играют преобладающую роль, что находит отражение пре жде всего в меняющемся по нятийно терминологическом аппарате. В частности, в трак товке ключевых терминов ге ральдика знак символ В 20 17 году Минобороны Рос сии был нормативно опреде лён понятийно терминологи ческий аппарат, построенный на понятии официальный символ 1В связи с утвержде нием Указом Президента РФ от 18 ноября 20 19 года 56 1 нового Положения о Гераль дическом совете при Прези денте Российской Федерации использованное в предыду щей редакции2 и применяе мое до настоящего времени в ВС РФ системообразующее понятие официальный сим вол было заменено на офи циальный геральдический знак Первая вариация была обус ловлена прежде всего нор мами правовых актов феде рального уровня, к которым наряду с указом, утверждаю щим Положение о Геральди ческом совете, относятся за коны и указы, определяющие большинство государствен ных и воинских символических атрибутов как официальные символы в том числе Го сударственные герб и Флаг, Знамя Победы, различного статуса знамёна. Кроме того, данный термин используется частью четвёртой Граждан ского кодекса Российской Фе дерации и Федеральным за коном от 6 октября 2003 года 13 1ФЗ Об общих прин ципах организации местного самоуправления в Российской Федерации Вместе с ним ак тивно эксплуатируются такие понятия, как политический символ и правовой символ Под политическими симво лами политологи понимают символы, существующие и применяемые в политической жизни, воплощающие иде алы, представления и ценно сти, которые используются с целью объединения людей и побуждения к политическим действиям. Посредством политической символики происходит интерпретация политической реальности об щественным сознанием, обеспечивается идейно по литическая и практическая перестройка политического пространства 3. Центральное Схема 1 Система геральдического обеспечения Вооружённых сил Российской Федерации Схема 2 24 1202 1ВОЕННО ИСТОРИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ ВОЕННАЯ СИМВОЛИКА место в политической симво лике занимают государствен ные символы герб, флаг и гимн как неотъемлемые атри буты суверенитета и показа тели самостоятельности и не зависимости государства. Учёные правоведы в каче стве одного из средств юри дической техники используют понятие правовой символ т.е. создаваемый или санк ционируемый государством условный образ, отличитель ный знак, представляющий собой видимое либо слыши мое культурно ценностное образование, которому субъ ект правотворчества придаёт особый политико правовой смысл, не связанный с сущ ностью этого образования, охраняемый государством и используемый в особом про цедурном порядке4. Класси фикация правовых символов, несколько адаптированная к военной сфере, представлена на схеме 3. Как более значимый для практической деятельности по официальному установ лению воинской символики именно данный подход был взят за основу разработки понятийно категориального аппарата геральдического обеспечения ВС РФ. Однако с ноября 20 19 года, как отме чалось выше, основным пред метом деятельности главного государственного геральди ческого органа определены не официальные символы а официальные геральдиче ские знаки к которым отне сены гербы, эмблемы, флаги, знамёна, штандарты и вым пелы, награды, знаки отли чия, знаки различия и иные различительные элементы, в том числе предназначен ные для ношения на формен ном костюме, размещения на технике, вооружении и имуществе5. Согласно философским по ложениям символ в отличие от знака характеризуется двой ственной предметностью Первичная предметность символа определяется его внешностью, т.е. чувственно созерцаемой формой, вто ричная скрытая предмет ность обусловлена указанием на символизируемую сущ ность. Причём обе различаю щиеся предметности символа существенны 6. Таким образом, Геральдиче ский совет нормативно огра ничил свои обязанности рабо той только со знаковой частью символа созерцаемой формой т.е. в практической плоскости с рисунком знака и его описанием. Официаль ным знак становится после его утверждения правовым актом или государственной регистрации. Если знаку при сваивается смысловое содер жательное значение, обычно нормативно утверждаемое положением и или, как в Мин обороны России, семантиче ским пунктом его описания, он становится официальным символом. Именно на основе данного подхода в ВС РФ ещё с 20 17 года под терми ном официальный символ стали понимать установлен ный или санкционируемый государством государствен ным органом условный знак в виде изображения или пред мета, выражающий опреде лённое значимое смысловое содержание. Учитывая исторически сложившиеся особое пред назначение и восприятие большинства видов военных геральдических знаков от боевых знамён до нарукав ных знаков как символов еди нения, верности служебному долгу, традициям воинской доблести и чести, изменения установленных Минобороны России в 20 17 году геральди ческого понятийно категори ального аппарата и системы воинских символов, связан ные с нормативным введе нием термина официальный геральдический знак будут иметь несущественный техни ческий характер. На практическую деятель ность по созданию воинской символики главенствующее влияние по сравнению с соб ственно геральдическими правилами и другими субъек тивными факторами оказы вают принципы, цели и задачи государственной политики, актуальной на конкретном этапе исторического про цесса. К сожалению, данный аспект до настоящего вре мени учёными геральдистами не исследовался, а потому и не учитывался в оценках ге ральдических явлений но вейшей истории. Более того, Схема 3 ВОЕННО ИСТОРИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ 1202 125 И.В. КУБЫШКИН, В.Ю. КУДЕЙКИН. На основе единства экспертные заключения не которых специалистов в обла сти геральдики, эмблематики, вексиллологии становятся основными аргументами пу бликаций СМИ и отдельных изданий антироссийской направленности. Иллюстрацией вышеска занного является, например, история появления в конце 2000 года нового, ранее не су ществовавшего вида офици ального символа и воинской реликвии Знамени Воору жённых сил Российской Фе дерации. Представляются по нятными скоропалительные и непрофессиональные оценки такого рода явлений деяте лями разнополярных поли тических сил и групп, повто ряемые затем обывателями. Однако специалистам в дан ной сфере стоило относиться более взвешенно к своим экс пертным суждениям. В 2007 году в некоторых СМИ были растиражированы, а в 20 14 году повторены в пе чатном издании саркастиче ски издевательские аноним ные комментарии сотрудников Историко архивного инсти тута РГГУ по поводу установ ленных для Вооружённых сил РФ знамён, в которых новую армейскую символику срав нивали с абсурдом, схожим с конструкцией, когда Соло вецкий камень держал бы в руках Феликс Дзержинский, венчавший собой купол храма Христа Спасителя 7. Такого рода комментаторы сознательно или неосознанно игнорируют тот факт, что в те чение 10 лет с момента рас пада СССР и образования Российской Федерации не был решён крайне политизи рованный вопрос легитим ного установления государ ственной символики, в том числе флага и герба, которые должны были стать осново полагающими символами для учреждения боевых знамён нового образца. Чуть более полугода пона добилось В.В. Путину после избрания Президентом Рос сии, чтобы убедить обще ство и Государственную Думу законодательно установить государственные символы, отражающие обе предше ствующие эпохи российскую императорскую и советскую. 4 декабря 2000 года для по литического уравновешива ния флага и герба, внешний вид которых соответствовал символике императорской России, В.В. Путин своим аргументированным заяв лением предложил симво лически увековечить совет скую эпоху наряду с гимном на музыку А. Александрова официальным установлением Красного знамени в качестве Знамени Вооружённых сил России8. В результате 25 декабря 2000 года конституционными законами были установлены флаг, герб и гимн, а Феде ральным законом от 29 де кабря 2000 года 162 ФЗ Знамя Вооружённых сил с красным полотнищем без ка кой либо символики. Таким образом, в отноше нии внешнего вида Знамени Вооружённых сил состоялся, если можно так выразиться, геральдический казус когда политически оправданное деяние обеспечение леги тимизации государственных символов повлекло за со бой последствия, не соот ветствующие правилам ге ральдики и вексиллологии появление официального символа в виде пустого красного полотнища, воспри нимаемого обычно как знак опасности. Однако 26 ноября 2002 года в ходе расширенного сове щания руководящего состава МО РФ министр обороны С.Б. Иванов передал прези денту многочисленные по желания личного состава Во оружённых сил и ветеранов армии и флота, а также вете ранов войны с просьбой вер нуть на Знамя ВС изображе ние пятиконечной звезды9. Президент поддержал данную инициативу. Ранее при учреждении эм блемы Вооружённых сил были установлены три принципа формирования системы воин ских символов соответствия государственным символам, сохранения и развития исто рических традиций, восста новления преемственности в символике 10. Учитывая данные обсто ятельства, опираясь на из ложенную в заявлении от 4 декабря 2000 года позицию Президента РФ В.В. Путина о том, что мы не должны забы вать многовековые достиже ния нашего народа как импе раторского, так и советского исторических периодов, впер вые был создан и официально закреплён законом символ, отражающий в своём содер Знамя Вооружённых сил РФ 26 1202 1ВОЕННО ИСТОРИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ ВОЕННАЯ СИМВОЛИКА жании многовековую исто рию России в виде красного полотнища с изображениями пятиконечных звёзд в углах, каймы, аналогичной знамёнам образца 1883 года, государ ственного герба и эмблемы Вооружённых сил на лице вой и оборотной сторонах соответственно В настоящее время полити ческие споры и журналист ские инсинуации по поводу внешнего вида Знамени Во оружённых сил остались в прошлом, а само знамя зани мает достойное место как во инский символ в ряду государ ственных реликвий и ежегодно 9 Мая проносится в парадном строю по Красной площади. Сегодня практическая де ятельность по созданию во инских символов в Вооружён ных силах строится с учётом сформулированной Прези дентом Российской Федера ции В.В. Путиным в Посла нии Федеральному собранию 12 декабря 20 12 года идеи воз рождения национального со знания на основе понимания неразрывности и единства на шей тысячелетней истории в т.ч. эпох императорской, со ветской и постсоветской 12. 20 20 12 гг. явно оттеняют в качестве субъективного фактора, определяющего со стояние и функционирование геральдического обеспече ния, личность руководителя. Сложно найти объективные причины решения министра обороны РФ А.Э. Сердюкова о ликвидации в 20 году суще ствовавшего в системе воен ного управления с 1993 года специализированного гераль дического органа. Данным непродуманным решением функции расформирован ной Военно геральдической службы были возложены на созданный в составе Цен трального музея Вооружён ных сил отдел. В ноябре 20 12 года мини стром обороны Российской Федерации был назначен генерал армии С.К. Шойгу, и одним из первых его орга низационных решений стало возрождение Военно ге ральдической службы Во оружённых сил в статусе цен трального органа военного управления. С этого времени развитие системы воинских символов приобрело небы валые до этого темпы и ка чество. Так, например если за 20 лет, с 1993 по 20 12 год, были учреждены из 48 зна ков отличия 24 медали, то за 7 лет, с 20 13 по настоящее время, из 166 знаков отличия 54 медали после 20 12 года утверждены, изготовлены и вручены более 500 знамённых комплексов, 44 штандарта руководителей, учреждены знаки различия по принад лежности для более 600 воин ских формирований. После 20 12 года система воинских символов была до полнена новыми категориями знамёна объединений на грудные должностные знаки руководителей от министра обороны до командира от дельного батальона ква лификационные знаки, от ражающие качественные и количественные достижения военнослужащих по воинским специальностям символика ударных соединений, воин ских частей и подразделений полковые корабельные чаши вымпелы главнокомандую щих видами, командующих войсками военных округов, Северным флотом и родами войск знаки различия фе деральных государственных гражданских служащих и т.п. Многие из названных наград и новых видов воинских симво лов появились по личной ини циативе министра обороны. Однако не все идеи раз вития воинской символики, даже те, которые основыва ются на исторических тра дициях, геральдических пра вилах и поддерживаются руководством Минобороны России, находят быстрый путь к реализации. В 20 13 году во исполнение указания Президента РФ В.В. Путина о возрождении имён наибо лее прославленных полков, воинских частей, соединений прошлых эпох, и советской, и более поздних эпох, таких подразделений, как Преоб раженский, Семёновский полки 13, была установлена возможность присвоения со временным соединениям и воинским частям, в том числе вновь сформированным, в качестве почётных наиме нования соединений и воин ских частей, прославивших Россию 14. С этого времени целому ряду воинских частей и соединений присвоены по чётные наименования в честь прославленных формирова ний Советской армии и трёх полков Российской импера торской армии л гв. Пре ображенского, л гв. Семё новского и 5 го гусарского Александрийского. В этой связи Президенту России и министру обороны стали поступать предложения от общественных организа ций и отдельных граждан по символическому обозначению данного поощрения путём вручения воинским частям, получившим такого рода на именования, копий истори ческих знамён штандартов Однако обнаружились чисто правовые коллизии. Часть 1статьи 6 1Граждан ского кодекса Российской Фе дерации Федеральный закон 5 1ФЗ от 30 ноября 1994 г. устанавливает, что ликви дация юридического лица влечёт его прекращение без перехода в порядке универ сального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам Универсальное пра вопреемство определяет пе реход правопреемнику всего объёма прав и обязанностей в отличие от сингулярного частного предполагающего возможность перехода от од ного субъекта к другому от дельных прав, к которым мы можем отнести и право на ис пользование символики. В настоящее время воз можность передачи прав и обязанностей в отношении символов ликвидированных организаций вновь создан ным юридически не опреде ВОЕННО ИСТОРИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ 1202 127 И.В. КУБЫШКИН, В.Ю. КУДЕЙКИН. На основе единства лена. Однако в Минобороны России символическое за крепление исторической пре емственности признаётся не только формой обозначения заслуг и отличий современ ных воинских частей, но и действенным средством воз рождения памяти прослав ленных полков прошлых эпох. В связи с этим в оборонном ведомстве нормативно закре плено и используется понятие исторический символ под которым понимается офици альный символ в виде ориги нала или копии дубликата символа прошлых эпох, утра тивший свой первоначальный и получивший новый юриди ческий статус, для обозначе ния признанных значимыми исторических событий, фор мирований и личностей. Прецедентом присвоения юридического статуса копии символа является статья 2 Федерального закона Рос сийской Федерации от 7 мая 2007 года 68 ФЗ О Зна мени Победы в соответствии с которой наряду со Знаменем Победы официальное симво лическое содержание полу чила и его копия. Учитывая изложенное, с це лью символического обозна чения присвоения воинским частям почётных наименова ний в честь прославленных формирований прошлых эпох, основываясь на предо ставленных министру обо роны Российской Федерации полномочиях 15, им принято и одобрено в марте 20 19 года Коллегией Министерства обо роны решение об установле нии в качестве знаков отличия воинской доблести памятных знамён в виде копий истори ческих знамён штандартов со статусом официальных исторических символов. На основании данного ре шения 4 ноября 20 19 года прошла церемония вруче ния командующим войсками ЦВО генерал полковником Александром Лапиным копии штандарта 5 го гусарского Александрийского полка Российской императорской армии 15 й отдельной мото стрелковой миротворческой бригаде, которой почётное наименование Александрий ская было присвоено в ноя бре 20 18 года. Данная копия, изготовленная обществен ной организацией Союз Во енно исторический клуб Бес смертные Гусары получила положительное заключение геральдической экспертизы, проведённой в Военно ге ральдической службе. Востребованными обще ством являются копии боевых знамён воинских частей Со ветской армии, которые боль шей частью изготавливаются без участия специалистов, но при этом могут официально вручаться и использоваться в рамках проведения во енно патриотической работы представителями различного уровня государственных ор ганов и общественных орга низаций. Центральный музей Вооружённых сил Российской Федерации, несмотря на то, что его знамённый фонд со держит более 28 тыс. единиц хранения, с целью сохранения реликвий для последующих поколений давно ставит во прос о необходимости огра ничения выдачи подлинников для проведения мероприятий и использования копий зна мён, в т.ч. при проведении во енных парадов и торжествен ных шествий 16. Полагаем, что официальное установление и правильное использование копий знамён в качестве исторических во инских символов может стать не только новой формой кол лективного поощрения, но и актом увековечения памяти и заслуг прославленных воин ских формирований как Рос сийской императорской, так и Советской армий, а также на казом последующим поколе ниям защитников Отечества с достоинством и честью нести овеянные славой знамёна, приумножая своими муже ством и доблестью подвиги предков. Для окончательного решения данного вопроса осталось получить официаль ную позицию Геральдического совета при Президенте Рос сийской Федерации. ПРИМЕЧАНИЯ 1Приказ министра обороны Рос сийской Федерации от 10 июля 20 17 г. 434 О геральдическом обеспече нии Вооружённых Сил Российской Федерации 2 Указ Президента Российской Федерации от 29 июня 1999 г. 856. 3 Бабайцев А.В. Подходы к опре делению понятия политический символ Интернет ресурс https сyberleninka.ru дата обращения 5 апреля 2020 г 4 См. Шалагинов П.Д. Функции правовых символов дисс. канд. юрид. наук. Нижний Новгород, 2007 Никитин А.В. Правовые сим волы. Автореф. дисс. канд. юрид. наук. Нижний Новгород, 1999. 5 Подпункт е пункта 4 Положе ния о Геральдическом совете при Президенте Российской Федера ции, утверждённого Указом Пре зидента Российской Федерации от 18 ноября 20 19 г. 56 1 6 Веракса А.Н. Символ и знак диа лектика символического познания Вопросы философии. 20 16. 1 7 Приводить ссылки на источ ники не представляется целесо образным, чтобы не популяризиро вать псевдонаучные оценки. 8 Интернет ресурс ht tps geraldika.ru дата обращения 6 апреля 2020 г 9 Интернет ресурс https ria.ru дата обращения 9 апреля 2020 г 10 Указ Президента Российской Федерации от 27 января 1997 г. 46 Об учреждении военного геральдического знака эмблемы Вооружённых Сил Российской Федерации Федеральный закон от 4 июля 2003 г. 9 1ФЗ. 12 Интернет ресурс ht tp www.kremlin.ru дата обращения 10 апреля 2020 г 13 Послание Президента РФ Фе деральному собранию 12 декабря 20 12 г. 14 Указ Президента РФ от 25 марта 20 13 г. 284. 15 Подпункт 27 пункта 10 Поло жения о Министерстве обороны Российской Федерации, утверж дённого Указом Президента Рос сийской Федерации от 16 августа 20 19 г. 1082. 16 См., например, интернет ре сурсы https baikal.mk.ru http forum. 10divizia.ru http old.redstar.ru дата обращения 10 апреля 2020 г |
||
![]() | ||
© 2007-2023 Электронная некоммерческая библиотека открытого доступа «Гербовед.ру» Редакция: gerboved@gerboved.ru | › Пользовательское соглашение | ||
![]() | ||
Проект сетевого издания «Геральдика.ру» | ||
Примечание: представленные в библиотеке научные тексты размещены только для ознакомления и получены большей частью посредством распознавания оригинальных текстов публикаций (OCR), поэтому в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания и степенью сохранности бумажных оригиналов. |