Шадунц Е.К.
Вензели Высочайших особ в церковных интерьерах Переславля-Залесского
// Вспомогательные исторические дисциплины в современном научном знании (2020)
Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: Вспомогательные исторические дисциплины в современном научном знании: Материалы XXXIII Международной научной конференции. Москва, 2020 г. − М.: ИВИ РАН, 2020. - С. 439-441
Аннотация: Целью сообщения является введение в научный оборот сведений о трех императорских вензелях XVIII в. в архитектурном декоре, не привлекавших внимания исследователей и практически не упомянутых в литературе.
Об авторе публикации/статьи:
Шадунц Елена Константиновна (Переславль-Залесский) кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Переславского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника
Просмотр публикации в формате PDF:
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать
Текст из PDF-файла получен посредством автоматического машинного распознавания оригинального текста публикации (OCR-технологии), поэтому в нем содержатся многочисленные ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания текста. Текст предоставляется по принципу "КАК ЕСТЬ".
Объем текста: 11191 знаков (с пробелами)
439
Е.К. Шадунц, к.и.н., с.н.с.
Переславский гос. историко архитектурный
и художественный музей заповедник
Вензели Высочайших особ в церковных интерьерах
Переславля Залесского
Целью сообщения является введение в научный оборот сведений
о трех императорских вензелях XVIII в. в архитектурном декоре, не
привлекавших внимания исследователей и практически не упомя
нутых в литературе.
В Успенском соборе Горицкого монастыря, на западной грани
свода четверика расположен лепной литер Е, переплетенный с рим
ской буквой I, в обрамлении из цветов и листьев с императорской
короной. Внизу композиции сидящие на карнизе ангелы указывают
на вензель. Барельефная композиция западной грани свода находит
ся напротив такой же по масштабу композиции восточной грани,
состоящей из орудий страстей Христовых копия, трости с губкой,
тернового венца и пучка розог. Орудия страстей венчают велико
лепный барочный иконостас, в котором императорская корона по
ставлена под образом Царь Царем у ног Христа. По сторонам
лепных композиций на восточной и западной гранях свода распо
ложены медальоны с образами Евангелистов и их символами. Се
верная и южная грани свода украшены овальными живописными
медальонами с избранными Святыми и Священномучениками.
Штукатурные тяги в форме лучей, идущие от центрального свето
вого проема, собирают разбросанные по своду цветовые пятна в
символическую картину света Христова.
Вензель повторяет тип, изображенный на коронационном аль
боме императрицы Елизаветы Петровны, но без латинского литера P Картуш с позолоченным вензелем Императрицы здесь является
440
частью общего замысла храмовой декорации, раскрывающей соот
ношение царства и священства.
Автором программы украшения интерьера Успенского собора
был епископ Переславский и Дмитровский, настоятель Воскресен
ского Новоиерусалимского монастыря Амвросий Зертис Каменский.
Развивая идею символической образности монастырской архитек
туры, епископ Амвросий осуществляет преобразование ансамбля
церковных зданий Успенского Горицкого монастыря в место памяти
главных событий, связанных с земной жизнью Пресвятой Богоро
дицы, с престолами Зачатия, Рождества, Введения во Храм, Благо
вещения, Успения. Собор и трапезную монастырскую церковь
должна была объединить постройка между ними так называемой
Гефсимании. В 1753 176 1гг. был перестроен Успенский собор, но
Гефсиманию довели лишь до верха опорных конструкций сводов.
Интерьер собора был полностью завершен к освящению в 1760 г., а
в 176 1г. Амвросий был переведен в Москву на Крутицкую кафедру.
Необычность его замысла раскрывает письмо к Государыне от 3
марта 176 1г. Точию едино сие ко прискорбности меня приводит,
что начатой мною церкви, в которой Гепсиманский Богородичный
Гроб, и Трофей заведенного в Переславле Российского Флота имели
быть поставлены, несподобился докончать РГАДА Ф. 18. Оп. 1
Д. 160. Л. 10.
На западной стене Успенского собора, в пышном лепном карту
ше над высокой арочной нишей, виден ещё один вензель. В поле
щита расположены литер Е переплетенный с литером I и рим
ской цифрой II увенчанные императорской короной, поддержи
ваемой двумя крылатыми фигурами. Тип изображения напоминает
описанные М.И. Пыляевым щиты триумфальных ворот Москвы в
дни коронационных торжеств Екатерины II Пыляев М.И. Старая
Москва. М., 2007. С. 67 Стиль завитков литера Е несколько отли
чается от известных по монетам и знакам отличия, что может объ
ясняться как теснотой поля картуша, так и ранним временем созда
ния изображения. Появление в уже законченном интерьере нового
императорского вензеля связано с путешествием императрицы из
Москвы в Ярославль в мае 1763 г. В Переславле Екатерина II оста
навливалась дважды, 2 123 и 30 3 1мая Бессарабова Н.В. Путеше
ствия Екатерины Великой по России от Ярославля до Крыма. М.,
20 14 22 мая Императрица соизволила иметь выход в монастырь
Успения Пресвятыя Богородицы, который называется Горицкий и
у Святых ворот встретил Переславской епархии Преосвященный
Сильвестр с святым крестом и с братиею, и в церковь следовала с
духовной церемониею КФЗ 1763. С. 94 95 В Успенском соборе
состоялись Литургия и молебен с участием Императрицы, затем она
44 1
посетила Его Преосвященство в кельях. Таким образом, расположе
ние картуша с вензелем Екатерины II над арочной нишей западного
входа в Успенский собор, действительно, соответствует образу три
умфальной арки.
Ещё один вензель Екатерины II сохранился в интерьере приход
ской церкви Сретения Господня, построенной на средства жителей
Подгорной, Даниловской и Федоровской слободок. Над аркой в за
падной стене четверика находится круглый выпуклый щит с пере
плетенными литерами Е I и латинской цифрой II располо
женными в середине даты 1785 Короны над литерами в настоя
щее время нет, однако неровность в поле щита над вензелем может
быть следом от неё.
История этого храма необычна и связана с тем же епископом
Амвросием Зертис Каменским. В 1755 г. его указом приходская
церковь подмонастырной слободки, расположенная вплотную к
стене Горицкого монастыря, дабы катедралному зданию красоты
не отнимала была перенесена на новое место вблизи Большой
Московской дороги. Церковь Подгорной слободы до этого времени
называлась Сергиевской, однако по резолюции Амвросия перене
сённый храм освятили во имя святаго благовернаго князя Алексан
дра Невскаго, по тому резону, что он как из истории явствует из
князей Переславских Малицкий Н.В. Сретенская церковь в гор.
Переславле Владимирские епархиальные ведомости часть неофи
циальная 19 12. 2 июня 22 С. 465 470.
Деревянная Александроневская церковь сменилась каменной,
посвященной Сретению Господню с приделом Александра Невско
го, уже при епископе Феофилакте Горском в 1785 г.
Причина появления императорского вензеля в приходском храме предмет дальнейшего исследования. При этом качество исполне
ния фигуры весьма высокое литеры искусно вырезаны в стукко,
точно соответствуя в линиях и пропорциях монетному екатеринин
скому вензелю того же времени.
Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте.
Шадунц Е.К. Вензели Высочайших особ в церковных интерьерах Переславля-Залесского (2020)
Обсуждение – комментарии, дополнения, новости
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|