Чекунина Н.В.
Преосвященный Арсений (Верещагин) – «Ордена Святого Александра Невского кавалер»: к вопросу о личной символике высшего духовенства в России в конце XVIII в.
// Вспомогательные исторические дисциплины в современном научном знании (2020)
Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: Вспомогательные исторические дисциплины в современном научном знании: Материалы XXXIII Международной научной конференции. Москва, 2020 г. − М.: ИВИ РАН, 2020. - С. 429-431
Аннотация: В 1796 г. по утвержденному Павлом I «Императорскому установлению для орденов кавалерских российских» духовенство было принято в состав Российского Кавалерского Общества и возымело право на получение светских наград Российской империи. Но поначалу далеко не все его представители были в восторге от этой возможности. «Желаю умереть архиереем, а не кавалером» – возмущался митрополит Московский Платон. Архиепископ Ростовский и Ярославский Арсений (Верещагин) же получение «от императорских рук» ордена он воспринял восторженно.
Об авторе публикации/статьи:
Чекунина Надежда Владиславовна (Тверь) заведующая сектором хранения изобразительных материалов отдела фондов Тверского государственного объединенного музея, ответственный хранитель фондов драгоценных металлов и
нумизматики.
Просмотр публикации в формате PDF:
› См. также другие статьи Чекуниной Н.В.в библиотеке найдено еще 6 публикации(й) автора
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать 
 Текст из PDF-файла получен посредством автоматического машинного распознавания оригинального текста публикации (OCR-технологии), поэтому в нем содержатся многочисленные ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания текста. Текст предоставляется по принципу "КАК ЕСТЬ".
Объем текста: 9035 знаков (с пробелами)
429
Н.В. Чекунина, зав. сектором
Тверской государственный объединенный музей
Преосвященный Арсений Верещагин Ордена Святого
Александра Невского кавалер к вопросу о личной
символике высшего духовенства в России в конце XVIII в.
В 1796 г. по утвержденному Павлом I Императорскому уста
новлению для орденов кавалерских российских духовенство было
430
принято в состав Российского Кавалерского Общества и возымело
право на получение светских наград Российской империи. Но пона
чалу далеко не все его представители были в восторге от этой воз
можности. Желаю умереть архиереем, а не кавалером возму
щался митрополит Московский Платон Левин С.С. Награды Рус
ской Православной Церкви Нумизматический альманах. 2
М., 2000. С. 42
Архиепископ Ростовский и Ярославский Арсений Верещагин 173 799 пожалованный во время коронации Павла I 5 апреля 1797 г. в числе первых архиереев орденом Св. Александра Невского, не принадлежал к духовным лицам старого закала, усвоил свет
скую культуру русского общества второй половины XVIII столетия Венгеров С.А. Критико биографический словарь русских писателей
и ученых от начала русской образованности до наших дней СПб, 1889. Т. 1С. 753 754
Получение от императорских рук ордена он воспринял вос
торженно. Вслед за этим последовал целый ряд событий в биогра
фии архипастыря, непосредственно связанных с награждением, ко
торые он подробно зафиксировал в своем дневнике ЯЕВ. Ярославль, 1894 1895 ГАЯО. Коллекция рукописей. Оп. 1Д. 298 17 75
Арсений Верещагин был незаурядной личностью своего време
ни, и среди мер, призванных демонстрировать его новый статус,
были и традиционные, и весьма оригинальные.
Так, сразу после награждения живописец архиерейского дома
Н.М. Горячий написал два новых портрета преосвященного в ка
валерии со звездою и клеймом и переделал 14 старых, на которых переправлял лицо а кавалерию, звезду и клеймо вновь писал
Арсений часто дарил свои портреты, что объясняет масштаб проде
ланных работ. В это же время в дарственных надписях к портретам
архипастыря появляется комментарий о том, что портретируемый, в
том числе и Ордена Святого Александра Невского кавалер ГАЯО.
Коллекция рукописей. Оп. 1Д. 298 173 Л. 40 Колбасова Т.В.
Иконография архиепископа Ростовского и Ярославского Арсения Верещагина История и культура Ростовской земли, 2002. Ростов,
2003. С. 252 269 Клеймо на портретах владыки называвшееся им также печа
тью появилось только после его награждения орденом
Св. Александра Невского. Исследователь иконографии преосвя
щенного Арсения Т.В. Колбасова, исходя из особенностей внешнего
оформления, называет этот личный символ гербом, хотя по сути он
таковым не являлся.
Такой знак помещен в левом верхнем углу на портрете Арсения Верещагина из фондов ТОКГ инв. Ж 60 и имеет в основе
43 1
звезду ордена Св. Александра Невского. На ее зеркале изображен голубок с оливковой ветвью в клюве в христианстве знак при
мирения Бога с человеком сидящий на дереве на пейзажном фоне,
и девиз omnia paсe bona вокруг знака атрибуты архиерейского
сана митра, посох, омофор, наперсный крест и панагия и крест ор
дена на ленте по сторонам дата награждения 1797 апр. 5
Голубь с ветвью как элемент оформления вензеля архиепископа
Арсения в разных вариантах известен еще на портретах преосвя
щенного 1785 г. Колбасова Т.В. Указ. соч. но только в 1797 г. сим
вол приобрел такую смелую трактовку. Арсений Верещагин вы
ходец из духовного сословия права на герб, конечно, не имел.
О необходимости в России унификации печатей высшего духо
венства писал в послесловии к своему гербовнику 1785 г. А.Т. Кня
зев, предлагая, впрочем, снабдить гербовыми печатями не самих
архиереев, а епархии Гербовник Анисима Титовича Князева 1785
года Издание С.Н. Тройницкого 19 12 г. М., 2008. С. 2 18 2 19 В
этом свете еще более интересен упомянутый в дневниках Арсения
Верещагина гербовник представляющий собой оленя и медве
дя на котором живописец Николай Горячий в 1797 г. тоже напи
сал кавалерию и звезду ГАЯО. Коллекция рукописей. Оп. 1Д.
298 173 Л. 40
Это изображение самобытный геральдический символ архи
епископа Ростовского и Ярославского, в основу которого положены
городские гербы Ростова Великого и Ярославля. Именно при архи
епископе Арсении в 1786 г. кафедра была перенесена в Ярославль,
и появление этой новой символики, очевидно, связано с его именем.
Прибавление к ней орденских знаков делало гербовник личным
символом архипастыря.
Отдельного внимания также достойна запись из дневника архи
епископа Арсения от 23 августа 1797 г. владыка описывает, как при
освещении им новопостроенного храм во имя чудотворца Нико
лая прекрасно иллюминирована была вся церковь вокруг плошка
ми и горели две прозрачные картины 1я в честь Святителя Николая
Чудотворца, а 2я изображала вензель Арсения Архиепископа Рос
товского с приличными орнаментами и особливо горела кавалерий
ская звезда ГАЯО. Коллекция рукописей. Оп. 1Д. 298 173 Л. 48
Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте.
Чекунина Н.В. Преосвященный Арсений (Верещагин) – «Ордена Святого Александра Невского кавалер»: к вопросу о личной символике высшего духовенства в России в конце XVIII в. (2020)
Обсуждение – комментарии, дополнения, новости
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|