Митрофанов А.А.
Знаки «Инсорженцы». Эмблематика антифранцузского сопротивления в Италии в 1796–1799 гг.
// Вспомогательные исторические дисциплины в современном научном знании (2020)
Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: Вспомогательные исторические дисциплины в современном научном знании: Материалы XXXIII Международной научной конференции. Москва, 2020 г. − М.: ИВИ РАН, 2020. - С. 279-282
Аннотация: В современной историографии «Инсорженцы» (Le Insorgenze), как традиционно именуется вооруженное антифранцузское сопротивление в Италии 1796–1814 гг., одним из наиболее актуальных является вопрос о визуальных образах этого вооружённого конфликта, о его эмблематическом выражении.
Об авторе публикации/статьи:
Митрофанов Андрей Александрович (Москва) Кандидат исторических наук, старший научный сотрудник лаборатории «Мир в эпоху Французской революции и Наполеоновских войн», руководитель Центра информационных технологий Института всеобщей истории; старший научный сотрудник Государственного академического университета гуманитарных наук
Просмотр публикации в формате PDF:
› См. также другие статьи Митрофанова А.А.в библиотеке найдено еще 3 публикации(й) автора
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать
Текст из PDF-файла получен посредством автоматического машинного распознавания оригинального текста публикации (OCR-технологии), поэтому в нем содержатся многочисленные ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания текста. Текст предоставляется по принципу "КАК ЕСТЬ".
Объем текста: 11146 знаков (с пробелами)
279
А.А. Митрофанов, к.и.н.
н.с. ИВИ РАН, с.н.с. ГАУГН
Знаки Инсорженцы Эмблематика антифранцузского
сопротивления в Италии в 1796 1799 гг.
В современной историографии Инсорженцы Le Insorgenze
как традиционно именуется вооруженное антифранцузское сопро
тивление в Италии 1796 18 14 гг., одним из наиболее актуальных
является вопрос о визуальных образах этого вооружённого кон
фликта, о его эмблематическом выражении. Антифранцузское со
280
противление в Италии принимало разные формы партизанского
движения, вооруженных крестьянских и городских восстаний, со
противления захватчикам регулярных частей и квазивоенных фор
мирований народного ополчения В итальянской историографии
все эти явления рассматриваются отдельно по регионам. Рассмот
рим вопросы эмблематики вооруженного сопротивления на приме
рах Тосканы, Генуи, Пьемонта, Неаполя и Вероны.
В отличие от Франции 1789 1799 гг., демонтаж институтов Ста
рого порядка и его эмблематической системы в Италии происходил
иначе, под влиянием иностранного военного вторжения, имел ре
гиональные особенности, а в хронологическом отношении растя
нулся почти на два десятилетия. Период 1789 1796 гг. отмечен ги
пертрофированным интересом итальянских элит к Франции. При
ход французов ознаменовался уничтожением отдельных геральди
ческих эмблем, установкой деревьев свободы попыткой создания
собственного триколора, формированием новых изобразительных и
словесных девизов с призывами к свободе, равенству и братству. В
Савойе и Пьемонте уничтожались гербы савойской династии, в
Тоскане поруганию подвергались флорентийские лилии и цвета
дома Габсбургов, в венецианских землях ниспровергались с веко
вых колонн золотые коронованные львы Св. Марка, в Риме уничто
жались гербы пап, а в Неаполе геральдические эмблемы дома
Бурбонов. В ментальности активистов этих событий ликвидация
знаков Старого порядка не была бессмысленным действом поруга
ние и уничтожение знаков владетельных светских и церковных
сеньоров, олигархических республик символизировали ликвидацию
и самого этого порядка вещей. В значительной степени эти порывы
вандализма совершались руками самих итальянцев, но так же часто
и силами французских завоевателей. О реальном отношении совре
менников итальянцев к эмблемам свидетельствует трагический ка
зус Н.Ж.Ю. де Басвиля политического представителя революци
онного Парижа при папском дворе, который был растерзан римской
толпой в январе 1793 г. за неуважение к французскому королев
скому гербу он был снят и заменен на аллегорию республики и
ношение трехцветной кокарды.
Вооруженные отряды сопротивления французам народное
ополчение начали создаваться в Пьемонте уже в 1793 1794 гг., где
военные действия за возвращение Савойи и Ниццы велись посто
янно королевскими властями. Здесь не стоял вопрос о новой эмбле
матике савойский патриотизм визуализировался с помощью тради
ционных геральдических эмблем, знамени и синих кокард. Даль
28 1
нейшее развитие событий в других регионах показывает привер
женность светских и церковных элит, а также населения городских
коммун и крестьянства к геральдике Старого порядка с определен
ными инновациями. Вопрос о визуализации протеста партизанско
го типа banditi, barbetti оставим в стороне В Тоскане антифран
цузские силы использовали цвета знамен Габсбургов в качестве
лент, кокард и основы знамен красно белые и желто черные В
Неаполе и провинциях Неаполитанского королевства, где действо
вала армия под командованием кардинала Руффо Armata de Santa
Fede in nostro Signore Ges сristo геральдические эмблемы на
пример, чрезвычайно пышный королевский герб дома Бурбонов
располагались на совершенно белом полотнище стяга. Двусторон
нее знамя санфедистов с одной стороны красный косой крест с
лилиями, с другой герб Неаполитанского королевства, дополнен
ный сверху всевидящим оком сопровождалось девизом Viva
Dio, viva il re. Exultat in rege suo Белое полотнище использовалось
в Генуе, Модене, Папской области.
Чрезвычайно часто итальянские национально освободительные
формирования использовали белый стяг с красным крестом в гену
эзских землях это могло иметь и смысловое значение креста
св. Георгия в окружении золотых лилий или без таковых. С той же
частотой на белых знаменах таких отрядов располагался образ Де
вы Марии с соответствующим словесным девизом Viva Maria
или без него. В отдельных областях образ Девы Марии являлся цен
тральной частью другой эмблемы повстанческой армии черного
двуглавого гасбургского орла с инсигниями образ располагался на
груди у существа, такой образец штандарта сохранился в Ареццо
Важным символическим действием, которое имело место во
всех коммунах после изгнания французов и вступления освободи
тельных частей, являлось низвержение деревьев свободы и во
дружение на их месте искупительного католического креста. Воз
вращение легитимных властей сопровождалось и восстановлением
ряда геральдических элементов в их прежних функциях. Ярким
примером выступлений восстаний против оккупантов при участии
или по инициативе регулярных частей местных армий является Веронская Пасха апрель 1797 г. соответственно использовались
имевшиеся в наличии знамена регулярных частей. Так, в венециан
ских далматских частях, восставших в Вероне, это были знамена со
львом Св. Марка.
Важнейшими особенностями эмблематики Инсорженцы бы
ли стихийная унификация изображений Дева Мария, красный
282
крест на белом полотнище рецепция геральдических эмблем коро
левских династий о стихийности этого явления говорить прежде
временно создание новых простых и ясных эмблем в противовес
узнаваемым французским синие кокарды в Пьемонте, габсбургские
цвета в Тоскане, белые в Неаполе Вместе с тем унификации эмб
лематического корпуса повстанческих движений и антиреволюци
онных армий в масштабах всей Италии не наблюдалось, конфес
сиональная католическая тематика оставалась единственным, что в
конце XVIII в. объединяло народы, населявшие итальянские госу
дарства.
Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте.
Митрофанов А.А. Знаки «Инсорженцы». Эмблематика антифранцузского сопротивления в Италии в 1796–1799 гг. (2020)
Обсуждение – комментарии, дополнения, новости
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|