Кручинин А.С.
Небывалый флаг выдуманного пирата
// Вспомогательные исторические дисциплины в современном научном знании (2020)
Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: Вспомогательные исторические дисциплины в современном научном знании: Материалы XXXIII Международной научной конференции. Москва, 2020 г. − М.: ИВИ РАН, 2020. - С. 231-233
Аннотация: Второй том «Всеобщей Истории Пиратов» (Лондон, 1728) открывался очерком о «капитане Миссоне», французском офицере, якобы учредившем на Мадагаскаре утопическую пиратскую республику Либерталию. Рассказ, который однозначно расценивается сейчас как одна из литературных вставок в повествование о существовавших в действительности разбойничьих вожаках, отличается рядом подробностей. Одной из подробностей является и описание выбора пиратского флага (ensign).
Об авторе публикации/статьи:
Кручинин Андрей Сергеевич (Москва) Архивист и историк белого движения; заведующий отделом военно-исторического наследия Дома Русского Зарубежья имени А. И. Солженицына
Просмотр публикации в формате PDF:
› См. также другие статьи Кручинина А.С.в библиотеке найдено еще 7 публикации(й) автора
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать
Текст из PDF-файла получен посредством автоматического машинного распознавания оригинального текста публикации (OCR-технологии), поэтому в нем содержатся многочисленные ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания текста. Текст предоставляется по принципу "КАК ЕСТЬ".
Объем текста: 10871 знаков (с пробелами)
23 1
А.С. Кручинин, зав. отделом
Дом Русского Зарубежья им. А.И. Солженицына
Небывалый флаг выдуманного пирата
Второй том Всеобщей Истории Пиратов Лондон, 1728 от
крывался очерком о капитане Миссоне французском офицере,
якобы учредившем на Мадагаскаре утопическую пиратскую рес
публику Либерталию. Рассказ, который однозначно расценивается
сейчас как одна из литературных вставок в повествование о суще
ствовавших в действительности разбойничьих вожаках, отличается
рядом подробностей, причем иные явно ему вредят как, например,
попытка записать в соратники Миссону действительно существо
вавшего капитана Т. Тью, чья смерть в бою не позднее декабря 1695 г. документально зафиксирована, хотя начало пиратских похо
ждений Миссона автор точно датирует 1707 г. Тем не менее обаяние Либерталии оказывается настолько сильным, что даже серьезные
исследования подчас пытаются отождествить ее с пиратскими ба
зами на Мадагаскаре или близлежащих островах.
Одной из подробностей является и описание выбора пиратского
флага ensign Вопреки совету боцмана, рекомендовавшего черный, как наиболее устрашающий после увещеваний помощника Мис
сона, монаха расстриги Карачиоли, горячо убеждавшего слушате
лей не считать себя пиратами но если весь свет воюет против нас,
то и мы должны атаковать, а не только защищаться был принят
новоизобретенный вариант флага A white Ensign, with Liberty
painted in the Fly, and if you like the Motto, A Deo a Libertate, For God
and Liberty Надо заметить, что пересказ этого фрагмента обычно
сопровождается значительными упрощениями a white flag with the
motto For God and Liberty без упоминания нарисованной Сво
боды и если в советское время вариант флаг, придуманный Ка
раччиоли, был необычным белый, с надписью За Бога и свободу с идеологически верным комментарием Молодые утописты
сознавали, что именно в такой форме в виде исполнения божест
венного предначертания их стихийный коммунизм будет понятнее
рядовым пиратам был явным следствием незнания первоисточни
ка, то почему ссылкой на правильную страницу его аутентичного
издания сегодня снабжается фраза белый флаг с надписью За Бо
232
га и свободу впервые взвился над французским кораблем Викту
ар объяснить трудно.
Возможно, впрочем, что сложности перевода и даже осмысления
текста англоязычными авторами происходят от непонимания выра
жения in the Fly и преодолеваются не менее простым способом
игнорированием его. Само же выражение относится к специальной
флажной терминологии и обозначает часть полотнища, удаленную
от древка таким образом, рисунок на флаге Миссона Карачио
ли располагался несимметрично. Из буквального прочтения ис
точника не следует также, что пиратами был принят девиз if you
like как будто придает оттенок предположительности Другим
примером того, как домыслы могут вступать в противоречие с бук
вой источника, является утверждение одного из историков, что де
виз был вышит embroidered на полотнище, в то время как Все
общая История говорит о нарисованном красками изображении, и
правдоподобнее предположить, что и девиз написали бы кисточкой.
Символика белого цвета достаточно исчерпывающе раскрывает
ся в перечне достоинств, которые связывает с ним автор смелость,
справедливость, благородство, невинность неиспорченность ре
шимость и честность, а девиз заставляет провести очевидную па
раллель с разбойниками Балтийского и Северного морей XIV в.,
гордо называвшими себя друзьями Бога и врагами всего света
хотя трудно предположить, чтобы легенды о них были на слуху у
французских моряков три столетия спустя.
Но идентифицирующая функция флага тех, кто противопоста
вил себя всему свету, вряд ли достигалась, поскольку сам флаг бы
ло слишком легко перепутать с каким либо из уже существовавших различные варианты английского, французского, испанского, пор
тугальского все с преобладанием белого цвета А потому до
полнительная фигура на флаге Либерталии оказывалась вовсе не
лишней, и чем более броско она была бы нарисована, тем было бы
лучше.
Но тут то и кроется главная загадка, ибо нарисовать Свободу
было совсем не трудно в конце XVIII в., но в его начале задача эта
представляется далеко не столь очевидной. В Древнем Риме суще
ствовала персонификация Свободы государства или Свободы
республики в виде женской фигуры, атрибутами которой могли
быть фригийская шапка, лавровая ветвь, скипетр, трон. Но с тече
нием веков она сходит со сцены, и даже в эпоху многочисленных и
порой переусложненных аллегорий, эмблем и персонификаций об
раз Свободы уже не популярен. Возможно, это связано с неопреде
233
ленностью самого понятия свобода не моральная категория, не
стихия, не чувство, не сохранилась она в культурной памяти и в
составе пантеона языческих божеств. Характерно, что в таком об
ширном своде, как знаменитые Символы и эмблемата первое
издание 1705 г. на 840 эмблем понятие свободы возникает лишь
трижды и с довольно неожиданными изобразительными воплоще
ниями башня на море девиз Свободна и безопасна англ. Free and frank конь бегущий Вольность со страхом Liberty
but with fear и попугай в клетке сопровождаемый деви
зами Лучше быть вольным. Свобода лучше золотой клетки Nothing better than liberty Конечно, пытливый ум и художест
венное воображение могли изобрести фигуру или композицию, ко
торая в глазах ее автора олицетворяла бы Свободу, но при этом не
медленно возникла бы необходимость объяснять зрителям, начиная
с команды собственного корабля, что же эта фигура или компози
ция, собственно, должна означать.
Лет через шестьдесят после выхода в свет Всеобщей Истории
Пиратов в революционную эпоху, такого объяснения не потребо
валось бы, но в первой четверти XVIII в. выбор для флага Либер
талии нарисованной Свободы относясь к области сравнительно
ограниченной книжной культуры может рассматриваться как
один из дополнительных аргументов в пользу литературного ха
рактера всей истории о пиратской Утопии.
Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте.
Кручинин А.С. Небывалый флаг выдуманного пирата (2020)
Обсуждение – комментарии, дополнения, новости
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|