Корзинин А.Л.
Печати московских великих княгинь второй половины XV века
// Вспомогательные исторические дисциплины в современном научном знании (2020)
Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: Вспомогательные исторические дисциплины в современном научном знании: Материалы XXXIII Международной научной конференции. Москва, 2020 г. − М.: ИВИ РАН, 2020. - С. 223-226
Аннотация: В средневековой России в XIV–XVI вв. основной формой удостоверения подлинности документов были печати. Великие князья не ставили свои личные подписи на актах, но скрепляли их именными печатями. В великокняжеской администрации имелась особая должность печатника. Печатниками назначались духовные лица, вероятно, с целью придания процедуре выдачи документа религиозной санкции. У великих княгинь также имелись собственные печати. Наиболее ранние из сохранившихся печатей принадлежат великой княгине Софьи Витовтовне и относятся к середине XV в.
Об авторе публикации/статьи:
Корзинин Александр Леонидович (Санкт-Петербург) доктор исторических наук, профессор кафедры истории России с древнейших времен до XX в. Института истории СПбГУ
Просмотр публикации в формате PDF:
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать
Текст из PDF-файла получен посредством автоматического машинного распознавания оригинального текста публикации (OCR-технологии), поэтому в нем содержатся многочисленные ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания текста. Текст предоставляется по принципу "КАК ЕСТЬ".
Объем текста: 11488 знаков (с пробелами)
223
А.Л. Корзинин, д.и.н., доц., проф.
ИИ СПбГУ
Печати московских великих княгинь
второй половины XV века
Исследование выполнено по гранту РНФ 19 18 00247 Двор русских княгинь в системе властных структур Древней Руси и Западной
Европы в период Средневековья и раннего Нового времени XI XVI вв.
В средневековой России в XIV XVI вв. основной формой удо
стоверения подлинности документов были печати. Великие князья
не ставили свои личные подписи на актах, но скрепляли их имен
ными печатями. В великокняжеской администрации имелась осо
бая должность печатника. Печатниками назначались духовные ли
ца, вероятно, с целью придания процедуре выдачи документа рели
224
гиозной санкции.
У великих княгинь также имелись собственные печати. Наибо
лее ранние из сохранившихся печатей принадлежат великой княги
не Софьи Витовтовне и относятся к середине XV в. Известны печа
ти великой княгини Марии Ярославны, жены Василия Темного.
Сведений о печатях Софьи Палеолог, Соломонии Сабуровой, Елены
Глинской не сохранилось. Можно высказать предположение, осно
вываясь на рельефном выпуклом рисунке печатей, их миниатюрных
размерах, описаний перстней в царских завещаниях, что печати
представляли собой искусно выполненные инталии, вставленные в
металлические ободки с выгравированной надписью об их вла
дельце и крепившиеся к кольцам, перстням Лакиер А.Б. Русская
геральдика. Кн. 1СПб., 1855. С. 148 150 Письма русских госуда
рей и других особ царского семейства. Т. 1М., 1848. С. 4 5 Мате
риалом для инталий служили драгоценные камни рубин, сапфир,
изумруд, а также яшма, оникс, сердолик. Печати княгинь были од
носторонними. Известно, что в XIV XV вв. главными сюжетами
для изображений на печатях были античные геммы, которые попа
дали на Русь из Византии, с XIV XV вв. из Западной Европы, бал
канских стран Лакиер А.Б. Указ. соч. С. 9 199, 135, 16 1Соболе
ва Н.А. Русские печати. М., 199 1С. 128 133, 138 142
Сохранившиеся печати княгинь в большинстве случаев при
кладные. Только печать Софьи Витовтовны на ее духовной грамоте 145 1г. вислая, она прикреплена к документу с помощью шелкового
малинового шнура. Форма печатей овальная, чаще всего это попе
речный овал. На печатях княгинь помещались круговая надпись с
титулом печать княгини великая Софьи печать великие княги
ни Марьи и оригинальное изображения в центре.
Выбор рисунка зависел от индивидуального вкуса госпожи,
примерами для заимствования служили античные образы, запечат
ленные на различных украшениях брошах, диадемах, камеях воз
можно, древнегреческих вазах. Большинство рисунков на княгини
ных печатях, к сожалению, сохранилось фрагментарно, что дает
поводы к их различной интерпретации.
Следует признать удачной и близкой к действительности атри
буцию изображения на желтовосковой печати, привешенной к ду
ховной Софьи Витовтовны, предложенную Е.В. Пчеловым похи
щение дочери афинского царя Эрехтея Орифии богом северного
ветра Бореем Пчелов Е.В. Печать Софьи Витовтовны и изображе
ние на ней Международная нумизматическая конференция Ну
мизматические коллекции наследие исторической Литвы и связан
225
ных с ней стран открытия для просвещения и науки Vilnius,
20 12. С. 142 143 На печати изображена крылатая фигура человека,
сжимающая в руках другую человеческую фигуру РГАДА. Ф. 135.
Отд. I. Рубр. I. 20 Печать довольно крупная по размерам овал
шириной 28 мм, длиной 35 мм, длина неполная, так как верхушка
печати отломана и, возможно, была изготовлена специально для
скрепления завещания великой княгини.
Второй тип печати Софьи можно обнаружить на нескольких ак
тах, в частности на грамоте Кирилло Белозерскому монастырю 1448 145 1гг. размер данной желтовосковой печати 15х24 мм ОПИ
ГИМ. Ф. 17. Оп. 2. Картон V. 4 136. 7 Изображение стерлось,
удается разобрать лишь его фрагменты в нижней части деталь с
четырьмя точками вмятинками, напоминающая лист дерева, и на
верху два декоративных завитка. Другая черновосковая печать Со
фьи по внешнему виду близка к первой ее размер 18х24 мм, в
верхней части заметен завиток и была приложена к жалованной
грамоте Ферапонтову монастырю 1448 г. Архив СПбИИ РАН.
Колл. 12. Оп. 1Ед. хр. 10 1
Существуют трудности при атрибуции изображений на печатях
Марии Ярославны. Перечень сохранившихся печатей помещен в
книге Н.А. Соболевой Соболева Н.А. Русские печати. С. 154
Можно выделить три типа печатей великой княгини. Первый тип
представлен фрагментом желтовосковой печати на жалованной
грамоте Кирилло Белозерскому монастырю 1477 1482 гг. В овале 17х25 мм помещена фигура охотника или охотницы в профиль
держащая в руке лук. Позади нее слева едва различима другая чело
веческая фигура, как будто наблюдающая либо идущая за охотни
ком ОР РНБ. Ф. 532. Оп. 175
Второй тип, наиболее распространенный размер 23х26 мм
представлен черновосковой печатью на жалованных грамотах Ма
рии Благовещенскому монастырю 1453 г., Троице Сергиеву мона
стырю 1475 г., желтовосковой печатью на грамоте Спасскому Яро
славскому монастырю 1466 г. Архив СПбИИ РАН. Кол. 4 1Ед. хр.
2 1РГАДА. Ф. 28 1497 0 106 Он содержит рисунок охотника охотницы с луком либо копьем в руке и бегущей перед ним спра
ва собаки с загнутым хвостом.
Изображение на третьем типе черновосковой печати 18х20 мм
в грамотах на земли по р. Шексне 1478 1485 гг. и на владения в
Дмитрове в 1468 1478 гг. ОР РГБ. Ф. 19 152 Ф. 303. 1008
почти стерлось. Архимандрит Амвросий подробно описал оттиск от
печати на акте Дионисиево Глушицкому монастырю 1462 1470 гг.
226 Внизу сокол, сидящий над убитою птицей, под облаками цапля, а к
ней подлетающий кречет, а за ним с правой стороны на дыбы став
шая к облакам лающая собака Амвросий. История российской
иерархии. Ч. V. М., 18 13. С. 573 Такая филигранная прорисовка
птиц на печати представляется сомнительной. Возможно, архиман
дрит спутал образ охотника, затертый на печати, с фигурками птиц.
Что касается атрибуции изображения на печатях великой княгини,
то можно предположить, что Мария Ярославна распорядилась изо
бразить богиню охоты Артемиду с луком в руке и собакой, бегущей
впереди нее. Во второй фигуре, отразившейся только на одной пе
чати, как будто угадывается Актеон, случайно увидевший богиню
на охоте. Не исключено, что на печатях Марии показана не Артеми
да, а ее брат Аполлон с луком и охотничьей собакой.
Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте.
Корзинин А.Л. Печати московских великих княгинь второй половины XV века (2020)
Обсуждение – комментарии, дополнения, новости
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|