Елохин К.А.
Изобразительные девизы торжественного въезда Филиппа V в Мадрид
// Вспомогательные исторические дисциплины в современном научном знании (2020)
Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: Вспомогательные исторические дисциплины в современном научном знании: Материалы XXXIII Международной научной конференции. Москва, 2020 г. − М.: ИВИ РАН, 2020. - С. 148-150
Аннотация: Торжественная церемония въезда в Мадрид должна была повысить престиж короны Испании, утраченный во второй половине XVII в. Наиболее доступным способом выражения своих эмоций и чаяний для жителей Мадрида были аллегорические статуи и разного рода эмблемы, изобразительные и словесные девизы (обозначаемые в обоих источниках как empressa), размещённые на специально созданных для торжества арках, относящихся к так называемой эфемерной архитектуре, исполнявшей эстетические, политические, религиозные и социальные функции.
Об авторе публикации/статьи:
Елохин Кирилл Александрович (Москва) кандидат исторических наук, научный сотрудник Центра гербоведческих и генеалогических исследований Института всеобщей истории РАН
Просмотр публикации в формате PDF:
› См. также другие статьи Елохина К.А.в библиотеке найдено еще 37 публикации(й) автора
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать
Текст из PDF-файла получен посредством автоматического машинного распознавания оригинального текста публикации (OCR-технологии), поэтому в нем содержатся многочисленные ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания текста. Текст предоставляется по принципу "КАК ЕСТЬ".
Объем текста: 8670 знаков (с пробелами)
148
К.А. Елохин, к.и.н., н.с.
ИВИ РАН
Изобразительные девизы торжественного въезда
Филиппа V в Мадрид
Обретя корону Испании, Филипп V прибыл в Мадрид 19 февраля 170 1г. Однако его официальный въезд в Мадрид произошёл лишь 14
апреля всё это время он занимался насущными делами, ему пред 149
ставлялась испанская знать и готовилась торжественная церемония
въезда. 24 апреля 170 1г. Филипп V взошёл на испанский трон. Од
ной из основных особенностей его торжественного въезда в город
были триумфальные арки, во множестве расставленные по тем ули
цам, где был намечен путь церемониального шествия. Эти арки бы
ли установлены ремесленными гильдиями и должностными лицами
из Совета Индий и других ведомств Филипп II перенёс в Мадрид
органы королевского управления в 156 1г
Государственный секретарь А. де Убилья и Медина маркиз де
Рибас 1643 1726 в своём ежедневнике сообщает, что каждая арка
была разрисована, снабжена иероглифами и словесным девизом Vbi y Medina A. de. Svссession de El Rey Don Phelipe V. Madrid, 1704. P. 139
Анонимный трактат Описание украшения, сделанного в этом
дворе к королевскому въезду его величества нашего католического
короля дона Филиппа Пятого в четырнадцатый день апреля от пар
ка Буэн Ретиро ко дворцу с помпезными Арками, Горой Парнас, и
далее от Прадо и Карреры до дворца о его иероглифах, словесных
девизах и других надписях, в соответствии с буквальным, истори
ческим или естественным смыслом и задачами. От Ретиро к Прадо Desсripсion del adorno, que se hizo en esta сorte la Real Entrada de
su Magestad nuestro сatoliсo Rey Don Felipe Quinto, el dia сatorze de
Abril, desde el Buen Retiro Palaсio, сon el aparato del Arсo, Monte
Parnaso, y distanсia del al Prado, y сarrera hasta el Palaсio De sus
Geroglifiсos, Motes, y dem s Inсripсiones, segun sentido literal,
Historiсo, natural al asumpto. Del Retiro al Prado. S 170 1даёт
пояснения к каждому изображению с подписью, упомянутому в
труде маркиза де Рибас, и не комментирует иные. Поэтому полагаю,
что он вторичен по отношению к ежедневнику, а не был создан од
новременно с ним.
Торжественная церемония въезда в Мадрид должна была повы
сить престиж короны Испании, утраченный во второй половине
XVII в. Наиболее доступным способом выражения своих эмоций и
чаяний для жителей Мадрида были аллегорические статуи и разно
го рода эмблемы, изобразительные и словесные девизы обозначае
мые в обоих источниках как empressa далее И.Д. размещённые
на специально созданных для торжества арках, относящихся к так
называемой эфемерной архитектуре, исполнявшей эстетические,
политические, религиозные и социальные функции. Они были на
целены в первую очередь на главных лиц в кортежах испанскую и
французскую высшую знать, различных послов их свиту и уже 150
потом на всех остальных.
В XVI XVII вв. И.Д. делились испанскими интеллектуалами на
политические, духовные и моральные, а также героические, любов
ные и военные. И.Д., размещённые гильдиями и ведомствами на
арках, вполне соответствовали этим определениям. К сожалению,
не всегда возможно определить, какой гильдии или ведомству при
надлежала та или иная арка.
Представители гильдий обращались к профессиональным архи
текторам, художникам и нанимали рабочих. Также нельзя сказать,
из каких предпочтений исходили авторы И.Д., художники и архи
текторы известно, что они работали вместе и влияли друг на друга.
Очевидно, что они обращались к книгам эмблем, популярным в
разных социальных слоях в XVI XVII вв. Поскольку И.Д. изобра
жались на арках, возводимых гильдиями и государственными уч
реждениями например, Советами Индий, Казначейства, Крестово
го Похода то будет справедливо назвать их корпоративными.
Филиппа V в Мадриде также встречали гербовые композиции,
присутствовавшие в значительно меньшей степени, чем изобрази
тельные девизы и персонифицированные аллегории. Судя по всему,
аллегории как одна из эмблематических категорий были важнее для
короля и его придворных, тогда как изобразительные девизы, более
простые по сути, были понятны и простому народу. До конца
XVIII в. обе эти категории были востребованы в одних и тех же
сферах, где использовалась эмблематика. Можно отметить то, что
ещё в XVII в. сложные аллегории стали занимать места более про
стых изобразительных девизов как в Европе, так и в Новом Свете.
Изображённые на арках девизы, несомненно, повлияли на ви
зуализацию образа Филиппа V некоторые из них позднее были
изображены на серебряных монетах, чеканившихся на монетных
дворах вице королевств как в Старом, так и в Новом Свете, и в виде
аллегорий Славы и Победы на медалях.
Можно отметить, что все эти арки и барочные украшения, ши
роко использовавшиеся при торжествах предыдущей династией и
будучи также использованными при торжественном въезде Филип
па V в Мадрид, могли способствовать его легитимизации в глазах
общества как нового короля.
Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте.
Елохин К.А. Изобразительные девизы торжественного въезда Филиппа V в Мадрид (2020)
Обсуждение – комментарии, дополнения, новости
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|