| ||||||
![]() | ||||||
Электронная научно-историческая библиотека «Гербовед.ру» | ||||||
![]() | ||||||
» Библиотека › Гербоведение. Том VI (2017) › Мальцев И.В. Правовые вопросы развития ведомственных символов в Российской Федерации | ||||||
Мальцев И.В.
Правовые вопросы развития ведомственных символов в Российской Федерации// Гербоведение. Том VI (2017)Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: Гербоведение. Том VI. - М.: Старая Басманная, 2017. С. 274-288 Аннотация: В настоящее время в России отчетливо формируется институт ведомственных символов: в действующем законодательстве речь заходит не только об использовании официальных государственных символов, но и об установлении собственных символов отдельных органов исполнительной власти, государственных органов и организаций (либо санкционировании возможности их установления). Вместе с этим, системная позиция законодателя по данному вопросу отсутствует, правовые нормы о собственных символах включены в тексты федеральных законов избирательно, что обусловливает актуальность исследования данного вопроса и необходимость дальнейшего совершенствования соответствующих нормативных правовых актов. Об авторе публикации/статьи: Мальцев Иван Владимирович (Новосибирск) Просмотр публикации в формате PDF:
› См. также другие статьи Мальцева И.В.
в библиотеке найдено еще 2 публикации(й) автора
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать ![]() Объем текста: 71161 знаков (с пробелами)
И.В. Мальцев Правовые вопросы развития ведомственных символов в Российской Федерации В настоящее время в России отчетливо формируется институт ведомс твенных символов в действующем законодательстве речь заходит не толь ко об использовании официальных государственных символов, но и об установлении собственных символов отдельных органов исполнительной власти, государственных органов и организаций либо санкционировании возможности их установления Вместе с этим, системная позиция законо дателя по данному вопросу отсутствует, правовые нормы о собственных символах включены в тексты федеральных законов избирательно, что обус ловливает актуальность исследования данного вопроса и необходимость дальнейшего совершенствования соответствующих нормативных право вых актов. Так, например, в Федеральном законе от 28. 12.20 10 г. 403 ФЗ О Следс твенном комитете Российской Федерации 1упоминаются его официальные символы без конкретизации форм однако в части 4 статьи 2 Федерального закона от 05.04.20 13 г. 4 1ФЗ О Счетной палате Российской Федерации 2 аналогичное собирательное понятие не применяется установлено, что Счетная палата Российской Федерации имеет геральдический знак эмбле му и флаг а в Федеральном законе от 17.0 992 г. 2202 1О прокуратуре Российской Федерации 3 правовые нормы о собственных символах вообще отсутствуют. Фактически же для каждого из рассматриваемых государс твенных органов указами Президента Российской Федерации4 утверждены 1Собрание законодательства Российской Федерации далее СЗ РФ 20 Ст. 15. 2 Там же. 20 13. 14. Ст. 1649. 3 Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Сове та Российской Федерации. 1992. 8. Ст. 366. 4 См. Указ Президента Российской Федерации от 05.20 г. 633 Об учрежде нии геральдического знака эмблемы, флага и знамени Следственного комитета Российской Федерации СЗ РФ. 20 20. Ст. 2794 Указ Президента Российской Федерации от 16.09.20 14 г. 630 Об учреждении геральдического знака эмблемы и флага Счетной палаты Российской Федерации Там же. 20 14. 38. Ст. 5052 Указ Президента Российской Федерации от 04. 10.2008 г. 144 1Об учреждении гераль дического знака эмблемы и флага прокуратуры Российской Федерации Там же. 2008. 4 1Ст. 4652. Мальцев И.В., текст, 20 17. Правовые вопросы развития ведомственных символов в Российской Федерации 275 одноименные формы официальных символов геральдические знаки эм блемы и флаги, но Следственный комитет Российской Федерации получил еще и знамя см. вкладку, илл. 100 103 Наличие знамен, как показывает анализ действующих нормативных правовых актов федерального уровня, свойственно далеко не всем госу дарственным органам и организациям. Можно предположить, что выбор этих органов и организаций прямо связан с осуществлением ими функций по обеспечению обороны и безопасности государства и тяготеет к специ фике несения военной службы. Не случайно, что понятие знамя приме няется лишь в нескольких федеральных законах, определяющих основы и организацию обороны Российской Федерации, правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы. Так, отдельные положе ния о Боевом знамени воинской части содержатся в статье 4 Федерально го закона от 3 105. 1996 г. 6 1ФЗ Об обороне 5 и в статье 40 Федераль ного закона от 28.03. 1998 г. 53 ФЗ О воинской обязанности и военной службе 6. Положения о знамени Вооруженных Сил Российской Федерации и некоторых других знаменах являются предметом регулирования специаль ного федерального закона. Кроме того, важную информацию о понятии знамя содержит Феде ральный конституционный закон от 25. 12.2000 г. 2 ФКЗ О Государс твенном гербе Российской Федерации 7, в статье 7 которого предусмотрено размещение Государственного герба Российской Федерации на боевых зна менах воинских частей8, а также знаменах федеральных органов исполнитель ной власти, определяемых Президентом Российской Федерации. Сквозь призму указанных норм обнаруживаются правовые коллизии, свидетельствующие о недостаточной системности правового регулирова ния в области официальных символов. Так, Федеральным конституционным законом О Государственном гербе Российской Федерации как это ни парадоксально, не предусмат ривается случай размещения Государственного герба Российской Федера ции на знамени Вооруженных Сил Российской Федерации9. Необходимо вспомнить, что на момент принятия Федерального закона от 29. 12.2000 г. 5 СЗ РФ. 1996. 23. Ст. 2750. 6 Там же. 1998. 13. Ст. 1475. 7 Там же. 2000. 52. Ч. I. Ст. 502 1 8 См. Указ Президента Российской Федерации от 18. 12.2006 г. 1422 О Боевом знамени воинской части Там же. 2006. 52. Ч. 3. Ст. 5564. 9 Для сравнения, такая возможность отдельно предусматривалась в пункте 7 Поло жения о Государственном гербе Российской Федерации, утвержденного Указом Пре зидента Российской Федерации от 30. 993 г. 2050 О Государственном гербе Российской Федерации Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993. 49. Ст. 476 1 276 И.В. Мальцев 162 ФЗ О знамени Вооруженных Сил Российской Федерации, знамени Военно Морского Флота, знаменах иных видов Вооруженных Сил Россий ской Федерации 10 такая необходимость отсутствовала. Указанный закон принимался в конце 2000 г. практически синхронно с пакетом федераль ных конституционных законов об официальных государственных символах Российской Федерации и, не без определенного политического подтекста, вводил в символико правовое поле полотнище красного цвета в качестве знамени Вооруженных Сил Российской Федерации см. вкладку, ил. 104 Спустя несколько лет произошло совершенствование рисунка знамени Вооруженных Сил Российской Федерации в соответствии с историческими традициями построения знамен как официальных символов и воинских реликвий 12 и указанное знамя существенно преобразилось, на нем поя вилось изображение Государственного герба Российской Федерации см. вкладку, ил. 105, где приведены лицевая и оборотная стороны измененного знамени Вооруженных Сил Российской Федерации Согласно статей 10, 13 Федерального закона Об обороне Вооруженные Силы Российской Федерации являются государственной военной организа цией, составляющей основу обороны Российской Федерации руководство Вооруженными Силами Российской Федерации осуществляет Президент Российской Федерации, а управление министр обороны Российской Фе дерации через Министерство обороны Российской Федерации. В структуру федеральных органов исполнительной власти Вооруженные Силы Российс кой Федерации не входят 13. Таким образом, перед нами иной случай использования Государствен ного герба Российской Федерации, который не предусмотрен ни специаль ным федеральным конституционным законом, ни актом Президента Рос сийской Федерации, которому предоставлено такое право 14. 10 СЗ РФ. 200 Ч. II. Ст. 14. Первоначальное наименование Федерального закона О знамени Вооруженных Сил Российской Федерации, знамени Военно Морского Флота, знаменах иных видов Вооруженных Сил Российской Федерации и знаменах других войск См. Федеральный закон от 04.07.2003 г. 9 1ФЗ О внесении изменений в Фе деральный закон О знамени Вооруженных Сил Российской Федерации, знамени Военно Морского Флота, знаменах иных видов Вооруженных Сил Российской Феде рации и знаменах других войск СЗ РФ. 2003. 27. Ч. 1Ст. 2705. 12 Пояснительная записка к проекту федерального закона О внесении изменения в Федеральный закон О знамени Вооруженных Сил Российской Федерации, знамени Военно Морского Флота, знаменах иных видов Вооруженных Сил Российской Федера ции и знаменах других войск URL http asozd2.duma.gov.ru arhiv a dz 3.nsf ByID 24 5DсB 150с 13с5сF43256EF300450EFA OpenDoсument дата обращения 07.07.20 17 13 См. Указ Президента Российской Федерации от 2 105.20 12 г. 636 О структуре федеральных органов исполнительной власти СЗ РФ. 20 12. 22. Ст. 2754. 14 Ср. Указ Президента Российской Федерации от 04.02.2002 г. 14 1О знаменах видов Вооруженных Сил Российской Федерации Там же. 2002. 6. Ст. 564. Правовые вопросы развития ведомственных символов в Российской Федерации 277 Случай размещения Государственного герба Российской Федерации на знамени Следственного комитета Российской Федерации тоже является иным хотя вполне обоснованным с формальной стороны, поскольку из дан соответствующий Указ Президента Российской Федерации Эта вне системность обусловлена опять же общим правилом о размещении гер ба на знаменах федеральных органов исполнительной власти, к которым Следственный комитет Российской Федерации не относится в силу особого статуса 15. Однако причисление Следственного комитета к знаменным ведомствам вполне закономерно, если принять во внимание правоохрани тельный характер его деятельности, наличие системы военных следствен ных органов, собственной форменной одежды и т.д. Отсутствие же нормативно установленных требований к органам го сударственной власти государственным органам в которых допускается наличие собственных знамен, либо легального определения понятия зна мя с указанием на субъектный состав носителей, не позволяет аргументи рованно объяснить причины отсутствия собственного знамени, например, у прокуратуры Российской Федерации определенные аналогии в критери ях, приведенных выше в отношении Следственного комитета Российской Федерации, очевидны Очевидно и то, что система ведомственных символов в настоящее вре мя находится в Российской Федерации в стадии становления, действующие нормативные правовые акты о знаменах федеральных органов исполни тельной власти приняты только в 2009 20 12 гг. В отличие от знаменной система эмблематической и вексиллологи ческой идентификации коснулась значительно большего количества фе деральных органов исполнительной власти. Косвенные указания по этому вопросу, отражающие допущения законодателя по развитию системы ве домственных символов и знаков, также содержатся в специальных феде ральных конституционных законах об официальных государственных сим волах Российской Федерации. Так, в части 3 статьи 9 Федерального конституционного закона от 25. 12.2000 г. 1ФКЗ О Государственном флаге Российской Федерации 16 предусмотрено, что его изображение может быть использовано в качестве элемента или геральдической основы государственных наград Российской Федерации, а также геральдических знаков эмблем и флагов федеральных органов исполнительной власти. Согласно части 3 статьи 7 Федерального 15 Согласно части 1статьи 1Федерального закона О Следственном комитете Рос сийской Федерации Следственный комитет Российской Федерации является фе деральным государственным органом, осуществляющим в соответствии с законода тельством Российской Федерации полномочия в сфере уголовного судопроизводс тва. См. также Указ Президента Российской Федерации О структуре федеральных органов исполнительной власти 16 СЗ РФ. 2000. 52. Ч. I. Ст. 5020. 278 И.В. Мальцев конституционного закона О Государственном гербе Российской Федера ции допускается его размещение на знаках различия и форменной одежде, установленных для лиц, состоящих на военной или иной государственной службе, а также использование его в качестве геральдической основы ге ральдических знаков эмблем федеральных органов исполнительной власти и иных федеральных государственных органов. При этом собственно понятие геральдический знак эмблема указан ными федеральными конституционными законами не вводилось, первые случаи его использования зафиксированы в подзаконных нормативных правовых актах начиная с 1997 г. 17. Приводя типовой пример полного текста правовой нормы, включающей указанное понятие Геральдический знак эмблема Министерства юсти ции Российской Федерации Минюст России является официальным сим волом, указывающим на принадлежность к Минюсту России 18 выделено нами И.М. остается не без сожаления констатировать, с какой простотой философские категории символа, знака и эмблемы, которые с большим тру дом и в постоянной дискуссии разграничиваются в общенаучных концеп циях, могут отождествляться в позитивном праве Однако и здесь нормот ворческие позиции не являются единообразными. Если за основу отсчета взять, например, общее количество нормативных правовых актов о ведомственных эмблемах федеральных органов исполни тельной власти, утвержденных в настоящее время 19 5 1то в большинстве из них 38 используется формула знак эмблема является символом как в 17 К числу таких символов, введенных на первых этапах становления системы ве домственной геральдической идентификации современной России, относятся, в частности, военный геральдический знак эмблема Вооруженных Сил Российской Федерации см. Указ Президента Российской Федерации от 27.0 997 г. 46 Об уч реждении военного геральдического знака эмблемы Вооруженных Сил Российской Федерации СЗ РФ. 1997. 5. Ст. 655 флаг и геральдический знак эмблема МЧС России см. Указ Президента Российской Федерации от 15. 997 г. 123 1О флаге и геральдическом знаке эмблеме Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий сти хийных бедствий Там же. 49. Ст. 5589 18 Пункт 1Положения о геральдическом знаке эмблеме Министерства юстиции Рос сийской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 15.02.20 12 г. 19 1Об учреждении геральдического знака эмблемы Министерства юстиции Российской Федерации Там же. 20 12. 8. Ст. 990. 19 По состоянию на 0 10 120 17 г. собственные эмблемы утверждены для 70 феде ральных органов исполнительной власти для 5 1из 73 собственные флаги имеются в 59 федеральных органов исполнительной власти в 43 из 73 порядка 10 7 из 73 федеральных органов исполнительной власти используют собственные знамена и столько же собственные вымпелы. Более подробная информация о видах ведомс твенных символов, а также об уровне нормативных правовых актов, которыми они утверждены, представлена в приложении. Правовые вопросы развития ведомственных символов в Российской Федерации 279 приведенном выше примере с геральдическим знаком эмблемой Минюс та России Усеченная формула эмблема является символом содержится в 10 нормативных правовых актах, где эмблемы не ассоциируются с гераль дическими знаками, но также называются символами20. Обнаружить системные различия между геральдическими знаками эмблемами и просто эмблемами практически невозможно2 1указанная дифференциация, как показывает анализ, не зависит ни от вида федераль ного органа исполнительной власти, ни от подчиненности Президенту Рос сийской Федерации или Правительству Российской Федерации или подве домственности федеральному министерству, ни от сферы деятельности, ни от вида нормативного правового акта, которым эмблема утверждена, ни от формальных особенностей составления. На илл. 106, 10722 см. вкладку приведены геральдический знак эмблема Федеральной службы по эколо гическому, технологическому и атомному надзору и эмблема Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, утвержденные постанов лениями Правительства Российской Федерации23. Для обоснования рассматриваемой дифференциации в данном случае не поможет и факт подчинения первой федеральной службы Правительс тву Российской Федерации и подведомственности второй Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации. Так, в ведении Минприроды России находится еще одна федеральная служба, имеющая 20 Такие эмблемы утверждены для Управления делами Президента Российской Фе дерации, Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения, Федерального медико биологического агентства, Федеральной службы по надзору в сфере при родопользования, Министерства транспорта Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, Федерального агентства железнодорожного транспорта, Федерального агентства морского и речного транспорта, Федеральной антимонопольной службы и Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. 2 1В качестве наглядного примера можно привести приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 17.07.20 12 г. 240 Об учреждении геральдического зна ка эмблемы и флага Федерального агентства воздушного транспорта в наимено вании и пункте 1которого речь идет о геральдическом знаке эмблеме а затем без указания на какие либо сокращения далее по тексту утверждается Положение об эмблеме Федерального агентства воздушного транспорта Бюллетень норматив ных актов федеральных органов исполнительной власти. 20 12. 49 22 Ср. также с ил. 102, где приведен геральдический знак эмблема прокуратуры Рос сийской Федерации. 23 См. постановление Правительства Российской Федерации от 2 2.2007 г. 905 Об учреждении геральдического знака эмблемы и флага Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору СЗ РФ. 2007. 53. Ст. 6609 постановление Правительства Российской Федерации от 13.06.2006 г. 368 Об учреждении эмблемы и флага Федеральной службы по надзору в сфере природо пользования Там же. 2006. 25. Ст. 2728. 280 И.В. Мальцев геральдический знак эмблему24. Более того, право именно на геральдический знак эмблему предусмотрено в Положении о самой Федеральной службе по надзору в сфере природопользования25. Наконец, существуют немногочисленные, но показательные случаи 2 из 5 1когда в нормативных правовых актах используется формула знак эм блема является знаком Так, в настоящее время с понятием символ пря мо не сопоставлены учрежденные в 1998 г. геральдический знак эмблема органов внутренних дел Российской Федерации26, а также военный гераль дический знак эмблема Федеральной службы охраны Российской Феде рации27. Однако после 1998 г. наступает практически полное господство символов, указывающих на принадлежность к тому или иному федераль ному органу исполнительной власти. Для Федеральной службы охраны в 2002 г. был утвержден флаг, определяемый уже как официальный символ28, а в 20 г. знамя, определяемое как официальный символ и воинская ре ликвия29. Знамя Министерства внутренних дел Российской Федерации в пе риод с 1996 по 20 12 г. определялось как особо почетный знак 30, а затем также было соотнесено с понятиями символ и реликвия флаг Минис терства внутренних дел России с момента учреждения в 20 12 г. определяет ся как официальный символ3 1 24 См. приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 13.05.20 14 г. 209 Об учреждении геральдического знака эмблемы и флага Фе деральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Бюл летень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 20 14. 38. 25 См. пункт 12 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природополь зования, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 г. 400 СЗ РФ. 2004. 32. Ст. 3347. 26 См. Указ Президента Российской Федерации от 10. 998 г. 1333 Об учрежде нии геральдического знака эмблемы органов внутренних дел Российской Федера ции Там же. 1998. 47. Ст. 574 1 27 Указ Президента Российской Федерации от 05. 998 г. 1329 Об учреждении военного геральдического знака эмблемы Федеральной службы охраны Российс кой Федерации Там же. 1998. 47. Ст. 5740. 28 См. Указ Президента Российской Федерации от 30.0 12002 г. 3 О флаге Феде ральной службы охраны Российской Федерации Там же. 2002. 5. Ст. 50 1 29 См. Указ Президента Российской Федерации от 16.05.20 г. 640 Об учрежде нии знамени Федеральной службы охраны Российской Федерации Там же. 20 2 1Ст. 2926. 30 См. Указ Президента Российской Федерации от 06.05. 1996 г. 654 Об учреждении знамени Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерств внут ренних дел, главных управлений и управлений внутренних дел субъектов Российской Федерации, управлений внутренних дел на транспорте, управлений внутренних дел на закрытых территориях и режимных объектах, учебных заведений профессиональ ного образования этого Министерства Там же. 1996. 19. Ст. 2266 утратил силу 3 1См. Указ Президента Российской Федерации от 12.07.20 12 г. 983 Об учрежде нии флага и знамени Министерства внутренних дел Российской Федерации, знамен Правовые вопросы развития ведомственных символов в Российской Федерации 28 1 Оставшийся вариант 1из 5 1который строго не вписывается ни в одну из приведенных формул, касается флага и эмблемы таможенных ор ганов, вым пела водных судов таможенных органов. В современной Рос сии они были введены в 1994 г. и имеют своеобразное хронологическое первенство в системе ведомственных символов и знаков. Федеральный закон от 27. 20 10 г. 3 ФЗ О таможенном регулировании в Российс кой Федерации 32, приведенный в приложении VII в разделе Таможенное дело лишь косвенно связывает эти формы с понятием таможенная сим волика когда речь идет о запрете ее использования при осуществлении коммерческой деятельности. Как наименование статьи 13 указанного Фе дерального закона Флаг, вымпел и эмблема таможенных органов так и Указ Президента Российской Федерации от 03. 12. 1994 г. 2 152 Об ут верждении описания и рисунков флага и эмблемы таможенных органов Российской Федерации, размещения указанной эмблемы на транспортных средствах, а также рисунка вымпела морских и речных судов таможенных органов Российской Федерации 33 не содержат указания на соотнесение рассматриваемых форм с собирательным понятием символы или зна ки Однако следует упомянуть, что до введения понятия эмблема в тамо женном законодательстве применялся термин опознавательный знак 34. Одной из попыток системного урегулирования вопросов ведомствен ных символов опять же только на подзаконном уровне стало издание пос тановления Правительства Российской Федерации от 24.03.20 г. 2 10 Об организации деятельности, связанной с учреждением геральдических знаков федеральных органов исполнительной власти, руководство деятель ностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, и о отдельных территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации, центров специального назначения сил оперативного реагирования территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации на региональном уровне, образовательных организаций системы Министерства внут ренних дел Российской Федерации СЗ РФ. 20 12. 29. Ст. 4078. 32 Там же. 20 10. 48. Ст. 6252. 33 Там же. 1994. 34. Ст. 3584. 34 См. статью 12 Таможенного кодекса Российской Федерации, введенного в действие постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 18.06. 1993 г. 522 Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Со вета Российской Федерации. 1993. 3 1Ст. 1224 утратил силу В указанной ста тье предусматривалось, что описание флага и опознавательного знака утверждается Верховным Советом Российской Федерации, однако с 1994 г. до настоящего времени действует упомянутый Указ Президента Российской Федерации по данному вопросу. Противоречие было устранено в статье 404 Таможенного кодекса Российской Феде рации от 28.05.2003 г. 6 1ФЗ СЗ РФ. 2003. 22. Ст. 2066 где понятие опознава тельный знак заменено понятием эмблема а Президент Российской Федерации был уполномочен утверждать описание и рисунки флага и эмблемы таможенных ор ганов, а также вымпела морских и речных судов таможенных органов. 282 И.В. Мальцев внесении изменений в акты Правительства Российской Федерации 35. Су щественным достоинством данного документа, по нашему мнению, явля ется вклад в формирование комплексной нормативной позиции по отно шению к институту ведомственных символов, даже несмотря на то, что речь идет только о части 73 федеральных органов исполнительной власти. Рассматриваемым постановлением установлено, что федеральные орга ны исполнительной власти, руководство деятельностью которых осущест вляет Правительство Российской Федерации, вправе учреждать по согласо ванию с Геральдическим советом при Президенте Российской Федерации свои геральдические знаки36 эмблему, флаг и вымпел и геральдические знаки эмблему, флаг и вымпел подведомственных им федеральных орга нов исполнительной власти, за исключением случаев, когда иной порядок установлен федеральным законом. Таким образом, определены единообразные подходы как к формам ве домственных символов геральдический знак эмблема, флаг и вымпел знаменных служб в числе подчиненных Правительству Российской Фе дерации ведомств нет так и к порядку их учреждения. Вместе с этим, не сомненно, что динамическое развитие структуры федеральных органов исполнительной власти, переподчинение ведомств, а также внушительный багаж ранее утвержденных ведомственных символов требуют приведе ния многих нормативных правовых актов в соответствие с утвержденными Правительством Российской Федерацией позициями. К примеру, в 2008 г. Правительством Российской Федерации были учреж дены эмблема и флаг Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, вымпел руководителя и вымпел морских и речных судов указанной фе деральной службы. В настоящее время соответствующее постановление37 действует параллельно с измененным в 20 г. Положением о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта, в абзаце 2 пункта которого пре дусмотрено, что Федеральная служба по надзору в сфере транспорта вправе иметь геральдический знак эмблему, флаг, вымпел руководителя Службы и вымпел морских и речных судов, учреждаемые Министерством транспорта 35 СЗ РФ. 20 4. Ст. 1935. 36 Необходимо отметить, что в действующих нормативных правовых актах включая прилагаемые к рассматриваемому постановлению изменения иных актов Правитель ства Российской Федерации зафиксирована практика соотнесения понятия гераль дический знак только с понятием эмблема и образования устойчивого словосоче тания геральдический знак эмблема Учитывая изложенное, можно предположить, что использование понятия геральдический знак как обобщающего для эмблем, флагов и вымпелов в данном случае не является терминологически корректным. 37 Постановление Правительства Российской Федерации от 07. 2008 г. 83 1Об учреждении эмблемы и флага Федеральной службы по надзору в сфере транс порта, вымпела руководителя Службы и вымпела морских и речных судов, использу емых Службой для осуществления контроля в области морского и внутреннего вод ного транспорта СЗ РФ. 2008. 46. Ст. 5349. Правовые вопросы развития ведомственных символов в Российской Федерации 283 Российской Федерации по согласованию с Геральдическим советом при Пре зиденте Российской Федерации и используемые для осуществления конт роля в области морского и внутреннего водного транспорта38. Рассматриваемые проблемы нормативно правового обеспечения ведомс твенных символов, как представляется, напрямую связаны с теоретическими вопросами институционализации механизма государства, а сами ведомствен ные символы можно рассматривать как один из признаков как механизма го сударства в целом, так и отдельных его составляющих в частности. Неразрывное единство, в котором существуют понятия государство и механизм государства 39, подтверждается и той самой геральдической основой которой для геральдических знаков эмблем органов государст венной власти служит герб государства. Как отмечает П.К. Корнаков, дву главый орел оказался для этой цели весьма подходящей геральдической фигурой. Исторический опыт российской геральдики содержал целый ряд вариантов сочетания главной геральдической фигуры с теми или иными профессиональными атрибутами 40. Такая практика существует и в других странах мира. Большое значение имеет в данном случае и способность геральдических знаков удивительно точно и лаконично отражать самые сложные иерар хические связи внутри какой либо системы. Поэтому не случайно, что ге ральдические знаки эмблемы органа власти, основой для которых явля ется герб государства, в дальнейшем сами становятся основой для системы внутриведомственной идентификации. Примерами развитых ведомствен ных геральдических систем, опирающихся на внутренние, формально оп ределенные правила, можно назвать систему геральдического обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации4 1Министерства внутренних дел России42. 38 См. постановление Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 г. 398 Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспор та СЗ РФ. 2004. 32. Ст. 3345 в редакции постановления Правительства Российс кой Федерации от 24.03.20 г. 2 10 39 Как отмечает М.И. Байтин, государство как таковое существует, проявляет себя вовне, функционирует через свой механизм, через входящие в этот механизм госу дарственные органы и работающих в них служащих вне и без государственного механизма нет и быть не может государства Теория государства и права курс лек ций под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М., 2004. С. 97, 100 40 Корнаков П.К. Опыт и проблемы создания эмблем геральдических знаков минис терств и ведомств Российской Федерации. URL http sovet.geraldika.ru artiсle 13 109 дата обращения 07.07.20 17 г 4 1См. приказ Министра обороны Российской Федерации от 03.09.20 г. 15 15 О ге ральдическом обеспечении Вооруженных Сил Российской Федерации URL http stat.doс.mil.ru doсuments extended searсh more.htm id 330550 morfNPAProjeсt дата обращения 07.07.20 17 42 См. приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации от 27.06.20 12 г. 640 Об организации геральдического обеспечения в системе МВД России 284 И.В. Мальцев Принцип иерархичности механизма государства наглядно проявляется и в порядке установления ведомственных символов, которые учреждаются или, во всяком случае, должны учреждаться по единообразным правилам и с учетом субординационных критериев. Поэтому едва ли можно признать корректной ситуацию опять же в системе Министерства природных ре сурсов и экологии Российской Федерации когда Федеральное агентство лесного хозяйства в отличие от других федеральных служб и федеральных агентств, подведомственных указанному федеральному министерству, в 20 г. получило право на самостоятельное установление собственных сим волов43, которым воспользовалось в 20 12 г.44, однако спустя несколько ме сяцев субординационный критерий возобладал, данные полномочия были переданы Министерству природных ресурсов и экологии Российской Феде рации45, но отмены приказа Рослесхоза не последовало. Как в теоретических исследованиях о механизме государства, так и в практической работе по проведению административной реформы одной из актуальных проблем является поиск оптимальной системы государс твенного управления 46, построение эффективной системы органов власти, устранение в их деятельности избыточных и дублирующих функций47. Как отмечает Ю.А. Тихомиров, многочисленные перестройки системы испол нительных органов не устранили некоторых ее пороков. Это отсутствие или игнорирование четких критериев построения органов с учетом объема и характера функций, объектов управления. Это дробление и множест URL https mvd.ru mvd doсuments 20 120328 164545 item 2 10429 дата обращения 07.07.20 17 43 См. пункт 53 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Фе дерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.03.20 г. 2 10 Об организации деятельности, связанной с учреждением ге ральдических знаков федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, и о внесении изменений в акты Правительства Российской Федерации 44 См. приказ Федерального агентства лесного хозяйства от 17.0 120 12 г. 16 Об уч реждении геральдического знака эмблемы, флага Федерального агентства лесного хозяйства и вымпела руководителя Федерального агентства лесного хозяйства Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 20 12. 12. 45 См. постановление Правительства Российской Федерации от 30.06.20 12 г. 67 1О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Российской Фе дерации по вопросам осуществления полномочий Министерством природных ре сурсов и экологии Российской Федерации и Федеральным агентством лесного хо зяйства СЗ РФ. 20 12. 28. Ст. 3905. 46 Мелехин А.В. Теория государства и права учебник. М., 2007. С. 127. 47 См., напр. Концепция административной реформы в Российской Федерации в 2006 20 10 годах, одобренная распоряжением Правительства Российской Федерации от 25. 10.2005 г 1789 р СЗ РФ. 2005. 46. Ст. 4720. Правовые вопросы развития ведомственных символов в Российской Федерации 285 венность органов, в частности комиссий, советов при Президенте, Прави тельстве, министерствах 48. Между тем, если оттолкнуться от способности символов передавать в концентрированной форме самую существенную информацию о предме тах и явлениях и предположить, что именно такая информация, в том числе учитывающая квинтэссенцию функционального назначения, была зако дирована в геральдические знаки эмблемы и другие символы органов го сударственной власти, государственных органов и организаций, эти симво лы могли бы стать одним из ключей структурно функционального анализа механизма государства. Приложение Символы федеральных органов исполнительной власти наличие, виды, уровень нормативных правовых актов Пояснения к таблице В случае наличия у федерального органа исполнительной власти далее ФОИВ собственных символов в ячейке, соответствующей их виду, приводится инфор мация об уровне нормативных правовых актов, которыми эти символы уста новлены УП Указ Президента Российской Федерации ПП постановление Правительства Российской Федерации ПМ приказ министерства, в ведении которого находится ФОИВ С собственный приказ ФОИВ. п п Наименование федерального органа исполнительной власти Виды имеющихся символов Эмб лема Флаг Зна мя Вым пел 1Министерство внутренних дел Российской Федерации УП УП УП 2 Министерство Российской Федерации по де лам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий сти хийных бедствий УП УП УП 3 Министерство иностранных дел Российской Федерации УП УП 4 Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международ ному гуманитарному сотрудничеству 48 Теория государства и права под ред. В.К. Бабаева. М., 2003. С. 4. 286 И.В. Мальцев 5 Министерство обороны Российской Федера ции УП УП 6 Федеральная служба по военно техническому сотрудничеству УП УП 7 Федеральная служба по техническому и экс портному контролю УП УП 8 Федеральное агентство специального строи тельства УП УП 9 Министерство юстиции Российской Федера ции УП 10 Федеральная служба исполнения наказаний УП УП УП Федеральная служба судебных приставов УП УП УП 12 Государственная фельдъегерская служба Рос сийской Федерации федеральная служба УП УП 13 Служба внешней разведки Российской Феде рации федеральная служба УП УП УП 14 Федеральная служба безопасности Российс кой Федерации федеральная служба УП УП УП 15 Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации федеральная служба 16 Федеральная служба охраны Российской Фе дерации федеральная служба УП УП УП 17 Федеральная служба по финансовому мони торингу федеральная служба УП УП 18 Федеральное архивное агентство федераль ное агентство 19 Главное управление специальных программ Президента Российской Федерации феде ральное агентство УП УП 20 Управление делами Президента Российской Федерации федеральное агентство УП 2 1Министерство здравоохранения Российской Федерации 22 Федеральная служба по надзору в сфере здра воохранения ПМ ПМ 23 Федеральное медико биологическое агентство ПП ПП ПП 24 Министерство культуры Российской Федерации С 25 Федеральное агентство по туризму 26 Министерство образования и науки Российс кой Федерации Правовые вопросы развития ведомственных символов в Российской Федерации 287 27 Федеральная служба по надзору в сфере обра зования и науки ПМ 28 Федеральное агентство по делам молодежи 29 Министерство природных ресурсов и эколо гии Российской Федерации 30 Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды ПМ ПМ 3 1Федеральная служба по надзору в сфере при родопользования ПП ПП 32 Федеральное агентство водных ресурсов 33 Федеральное агентство лесного хозяйства С С С 34 Федеральное агентство по недропользованию ПМ ПМ 35 Министерство промышленности и торговли Российской Федерации 36 Федеральное агентство по техническому ре гулированию и метрологии 37 Министерство Российской Федерации по раз витию Дальнего Востока 38 Министерство связи и массовых коммуника ций Российской Федерации 39 Федеральная служба по надзору в сфере свя зи, информационных технологий и массовых коммуникаций ПМ ПМ 40 Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям ПМ ПМ 4 1Федеральное агентство связи ПМ ПМ 42 Министерство Российской Федерации по де лам Северного Кавказа 43 Министерство сельского хозяйства Российс кой Федерации 44 Федеральная служба по ветеринарному и фи тосанитарному надзору ПП ПП 45 Федеральное агентство по рыболовству ПП ПП ПП 46 Министерство спорта Российской Федерации С 47 Министерство строительства и жилищно коммунального хозяйства Российской Феде рации С 48 Министерство транспорта Российской Феде рации ПП ПП 49 Федеральная служба по надзору в сфере транспорта ПП ПП ПП 288 И.В. Мальцев 50 Федеральное агентство воздушного транс порта ПМ ПМ 5 1Федеральное дорожное агентство ПМ ПМ 52 Федеральное агентство железнодорожного транспорта ПП ПП 53 Федеральное агентство морского и речного транспорта ПП ПП ПП 54 Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации 55 Федеральная служба по труду и занятости ПМ ПМ 56 Министерство финансов Российской Федера ции 57 Федеральная налоговая служба 58 Федеральная служба по регулированию алко гольного рынка С С 59 Федеральная таможенная служба УП УП 60 Федеральное казначейство федеральная служ ба ПМ ПМ 6 1Министерство экономического развития Рос сийской Федерации С 62 Федеральная служба по аккредитации 63 Федеральная служба государственной регист рации, кадастра и картографии ПМ ПМ 64 Федеральная служба по интеллектуальной собственности 65 Федеральное агентство по государственным резервам ПП ПП 66 Федеральное агентство по управлению госу дарственным имуществом ПМ ПМ 67 Министерство энергетики Российской Феде рации 68 Федеральная антимонопольная служба С С 69 Федеральная служба государственной статис тики С 70 Федеральная служба по надзору в сфере защи ты прав потребителей и благополучия человека С С С 7 1Федеральная служба по экологическому, тех нологическому и атомному надзору ПП ПП 72 Федеральное агентство научных организаций С С С 73 Федеральное агентство по делам националь ностей Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте. Мальцев И.В. Правовые вопросы развития ведомственных символов в Российской Федерации (2017)
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|
||||||
![]() | ||||||
© 2007-2023 Электронная некоммерческая библиотека открытого доступа «Гербовед.ру» Редакция: gerboved@gerboved.ru | › Пользовательское соглашение | ||||||
![]() | ||||||
Проект сетевого издания «Геральдика.ру» | ||||||
Примечание: представленные в библиотеке научные тексты размещены только для ознакомления и получены большей частью посредством распознавания оригинальных текстов публикаций (OCR), поэтому в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания и степенью сохранности бумажных оригиналов. |