| ||||||
Электронная научно-историческая библиотека «Гербовед.ру» | ||||||
» Библиотека › Гербоведение. Том VI (2017) › Молчанова О.В. Шкатулка с гербом и монограммой графа П.П. Коновницына как исторический источник | ||||||
Молчанова О.В.
Шкатулка с гербом и монограммой графа П.П. Коновницына как исторический источник// Гербоведение. Том VI (2017)Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: Гербоведение. Том VI. - М.: Старая Басманная, 2017. С. 80-91 Аннотация: Петр – семейное имя в роду дворян Коновницыных, в XVIII–XIX вв. его носили несколько человек, и многие из них гражданской и военной деятельностью заслужили прижизненную славу и память потомков. Среди них, пожалуй, самый знаменитый представитель семьи – Петр Петрович Коновницын (1764–1822), граф, генерал от инфантерии, генерал-адъютант. Годы жизни этого человека пришлись на важный и яркий период отечественной истории, и он достойно прошел предназначенный путь. Человеком с «репутацией изысканной храбрости» назвала его в письме сыновьям Николаю и Михаилу Павловичам императрица Мария Федоровна, напутствуя их в заграничном путешествии 1814–1815 гг. Этим вояжем великих князей руководил герой войны 1812 года Петр Коновницын. Выбранные августейшей дамой слова определяют особенность личности этого незаурядного человека, выделявшую его даже в когорте знаменитых воинов своего поколения. Об авторе публикации/статьи: Молчанова Ольга Васильевна (Москва) Просмотр публикации в формате PDF: › Молчанова О.В. Шкатулка с гербом и монограммой графа П.П. Коновницына как исторический источник (2017)
› См. также другие статьи Молчановой О.В.
в библиотеке найдено еще 3 публикации(й) автора
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать Текст из PDF-файла получен посредством автоматического машинного распознавания оригинального текста публикации (OCR-технологии), поэтому в нем содержатся многочисленные ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания текста. Текст предоставляется по принципу "КАК ЕСТЬ".
Объем текста: 54722 знаков (с пробелами)
О.В. Молчанова Шкатулка с гербом и монограммой графа П.П. Коновницына как исторический источник Петр семейное имя в роду дворян Коновницыных, в XVIII XIX вв. его носили несколько человек, и многие из них гражданской и военной деятель ностью заслужили прижизненную славу и память потомков. Среди них, по жалуй, самый знаменитый представитель семьи Петр Петрович Коновни цын 1764 1822 граф, генерал от инфантерии, генерал адъютант. Годы жиз ни этого человека пришлись на важный и яркий период отечественной исто рии, и он достойно прошел предназначенный путь. Человеком с репутацией изысканной храбрости назвала его в письме сыновьям Николаю и Михаилу Павловичам императрица Мария Федоровна, напутствуя их в заграничном путешествии 18 14 18 15 гг. Этим вояжем великих князей руководил герой войны 18 12 года Петр Коновницын. Выбранные августейшей дамой слова оп ределяют особенность личности этого незаурядного человека, выделявшую его даже в когорте знаменитых воинов своего поколения. Петр Петрович, полный тезка своего отца, видного екатерининского сановника, участвовал во многих войнах и сражениях, проявляя и личную храбрость, и воинское умение, и административный талант, и усердие 1Как было заведено, еще шестилетним Петр Коновницын был записан в военную службу, но действительную начал лишь в 1785 г., достигнув двадцати одного года. Принимал участие в военных действиях. Служил при знаменитых во еначальниках. Командовал значительными подразделениями. В 1796 г., как и многие при Павле, военную службу оставил. Не торопился вступить в нее и при новом правлении Александра I. Однако в тревожный период войны России и Пруссии с Наполеоном успешно руководил дворянским ополчени ем столичной губернии, после чего в том же 1806 г. вновь вернулся на во енное поприще. Неоднократно получал раны и увечья, равно как награды и отличия, а в 18 19 г. подарил своему роду графское достоинство Российской империи. К концу жизни достиг высших военных чинов, побывал в долж ности военного министра. 1Коновницын Петр Петрович граф Энциклопедический словарь изд. Ф.А. Брок гауз, И.А. Ефрон. Т. 16. СПб., 1895. С. 19 Граф П.П. Коновницын. Биография. Одесса, 19 12 Глинка В.М., Помарнацкий А.В. Коновницын Петр Петрович Военная галерея Зимнего дворца. Л., 198 1С. 12 22 Шилов Д.Н. Государственные деятели Россий ской империи, 1802 19 17 биобиблиограф. справочник. 2 е изд., испр. и доп. СПб., 2002. С. 343 345. Молчанова О.В., текст, 20 17. Шкатулка с гербом и монограммой графа П.П. Коновницына 8 1 Дети его также отличились в отечественной истории старшие сыновья Петр и Иван были участниками Северного общества декабристов, а единс твенная дочь Елизавета, супруга декабриста М.М. Нарышкина, последовала за мужем в сибирскую ссылку. Из за того, что трое детей графа Коновницы на были признаны государственными преступниками, возникли сложности с владением семьей графским титулом. Вдова Петра Петровича, Анна Ива новна, урожденная Корсакова, была вынуждена лишь в 1830 е гг. усердно хлопотать о внесении семьи в V часть дворянской книги Санкт Петербург ской губернии как графской. Титул в 1834 г. удалось закрепить лишь за тре мя из пятерых детей, поскольку сына Петра уже не было в живых, а Елизаве та продолжала считаться женой государственного преступника. Высокое мнение императрицы матери поддерживалось другими совре менниками П.П. Коновницына. Об особенной храбрости в бою этого сдер жанного, с элегантной внешностью и благородными манерами человека, восхищаясь, упоминали и певец во стане русских воинов В.А. Жуковский, и военный историк А.И. Михайловский Данилевский. Его облик запечатле ли О.А. Кипренский и Д. Доу, а затем растиражировали безвестные копиис ты. Портрет знаменитого генерала войны 18 12 года расходился в виде гра вюр, литографий, украшая стены домов россиян по всей империи. Позднее он стал одним из персонажей Войны и мира Л.Н. Толстого. Граф П.П. Коновницын не только заметная историческая фигура статьи о нем включены во все исторические и биографические словари храбрец, генерал, член знаменитой фамилии, но и особенный культурный герой и как один из романтических Генералов Двенадцатого года, и как литературный персонаж, и как модель знаменитых живописцев. Существо вал дополнительный аспект его культурной роли как яркий представитель своего времени и среды он был хозяином и устроителем дворянского гнез да, наполненного уникальными материальными свидетельствами высокой духовной жизни его обитателей и их друзей. Отношения в семье Коновни цыных были очень теплыми и человечными. Переписка супругов, родите лей, детей наполнена искренним беспокойством друг о друге, насыщена приветливыми обращениями и пожеланиями2. Граф П.П. Коновницын родился, вырос и затем неоднократно возвра щался в имение Кярово под Гдовом Санкт Петербургской губернии. Там родились его дети. Там в домашнем уединении провел он годы своей вре менной отставки. Его супругой там была поставлена Покровская церковь, где много позже нашел он упокоение под образом Богородицы, оклад кото рого отлили из его золотой шпаги с надписью За храбрость полученной в награду в славном 18 12 году3. Петр Петрович поставил в любимом имении памятник Я.П. Гавердовскому, своему другу, погибшему в Бородинском сра 2 Отдел письменных источников Государственного исторического музея. Ф. 937. Д. 2. 3 Иванов Е. Дворяне все родня друг другу М., 2006. 82 О.В. Молчанова жении и оказавшемуся в числе тех, тела которых не были обнаружены пос ле битвы. Позднее его второй сын Иван поставил там же памятник своему брату декабристу Петру Коновницыну. Усадьба Кярово благоустраивалась не только как семейное обиталище, но со временем становилась мемори алом сердечной дружбы чувства, почитаемого как наивысшая стадия че ловеческих взаимоотношений. Несомненно, что внутри дома нередки были материальные свидетельства этого благородного чувства многочисленные сувениры сердца Конечно, как и подавляющее большинство дворянских владений в России, Кярово и другие имения Коновницыных со временем растеряли свидетельства некогда столь яркой и теплой жизни семьи, Изредка отдельные памятники можно обнаружить в музейных собра ниях, ведь интерес к членам фамилии Коновницыных не угасал никогда. В прошлом веке большее, чем верным александровским генералам вни мание уделялось разбудившим Герцена декабристам, в числе прочих Пет ру Петровичу и Ивану Петровичу Коновницыным. Потому, наверное, не слишком известен предмет, уже не одно десятилетие хранящийся в Госу дарственном историческом музее, хотя он несомненно связан с этой фа милией. Не востребован он оказался даже при создании Музея войны 18 12 года 20 13 г Речь идет о небольшой деревянной шкатулке с откидной крышкой, пря моугольной, с врезным металлическим замком, размером 5 х 38,5 х 28 см. Оформлена она нарядно и со вкусом поверхность инкрустирована расти тельными мотивами, выполненными из медного сплава и дерева, фон фа неровка палисандровым деревом см. вкладку, ил. 17 На внутренней сто роне крышки имеется монограмма, изящные литеры которой выполнены костяными пластинами на ее внешней стороне геральдическая компо зиция. Поступила коробочка в музей как шкатулка, имеющая на овальной пластине герб Коновницына 4. Подобные шкатулки типичный предмет обихода второй половины XVIII первой половины XIX в. Они редко имели узкоспециализированное предназначение. Конечно, владелец волен был держать в ней все, что забла горассудится, но чаще всего шкатулки заполнялись письмами, деловыми и финансовыми бумагами, конвертами с сентиментальными сувенирами и прочими мелкими, но ценными для хозяина вещицами. Ее держали под ру кой и в доме, и в дороге. Замочек был несложным, призванный скорее обоз начать приватность зоны, а не всерьез охранять ее. Однако декор именно этой шкатулки позволяет предположить в ней сокровищницу иного рода. Прежде всего, обращает на себя внимание упомянутая монограмма см. вкладку, ил. 18 составленная из трех букв, определенных в инвентарном описании музейными сотрудниками, как PPK Эти три литеры можно рассматривать и как русские, и как латинские. Они заключены в немного 4 ГИМ 63033 ДIV 555. Шкатулка с гербом и монограммой графа П.П. Коновницына 83 странный картуш, образованный соединенными лентой пальмовыми вет вями или растительными побегами иного вида вверху завершающими ся тонкими, завитыми в растянутую спираль отростками они то к пальме никак относиться не могут Нельзя не заметить, что в месте соединения побегов с лентой есть еще один элемент диск, сквозь отверстие в котором пропущены концы побегов и лента. Над литерами помещено изображение короны с тремя зубцами. В целом композиция довольно типична и обозначает инициалы дворя нина, мужчины и воина. Поскольку изначально герб на этом предмете оп ределен как принадлежащий Коновницыну, то и монограмма под короной должны относиться к той же персоне. Поскольку по стилистическим и технологическим признакам шкатулка несомненно относится к периоду 1780 х 18 10 х гг., то речь должна идти об одном из трех Петров Петровичей Коновницыных, а, всего вероятнее, о среднем. Корона с тремя зубцами символизирует дворянский статус вла дельца монограммы. К в русском ли, в латинском ли алфавите ее рас сматривать обозначает фамилию. Написание аббревиатуры имени от чест ва выполнено с большей выдумкой буквы выстроены в ряд, что позво лило автору композиции изящно переплести ножки двух повторяющихся литер с мачтой К На первый взгляд, две одинаковые буквы это две латинских P что для Петра Петровича, казалось бы, вполне закономерно. Однако во фран цузской или латинской, или немецкой традиции отчество не предусмат ривается. Зато две эти литеры похожи на государевы вензеля нескольких Романовых и, прежде всего, самого Петра Первого. Только вот ни один из трех Коновницыных не был первым даже в собственной династии, поэто му позволим себе посмотреть на монограмму иначе. Если словами описать ее рисунок, то можно сказать, что она составлена из трех вертикальных, изогнутых вверху и внизу линий. Справа этот ряд заканчивается характер ной частью буквы К которая в соединении с крайней из трех вертикалей букву и образует. Верхний изгиб у этой вертикали несколько отличается от тех, что венчают две другие, но не настолько, чтобы необратимо нарушить зрительный ряд. Два одинаковых, горизонтально расположенных элемента над двумя первыми вертикалями размещены таким образом, что их пра вые части заходят на поверхность второй и третьей вертикалей. Это поз воляет видеть в этих одинаковых буквах не две латинские P а две П написанные кириллицей, что позволяет расшифровать монограмму как Петр Петрович Коновницын Небезупречность шрифта можно объяснить данью времени, моде, верноподданнической лояльности и, может быть, не которым семейным амбициям ведь Коновницыны происходили от одного корня с Романовыми Последнее предположение, следует признать, кажет ся чересчур дерзким. Однако исключить криптографический смысл худо жественной композиции нельзя для той эпохи совсем не редкостью были 84 О.В. Молчанова сложные по смысловой про грамме, на первый взгляд простодушные, но весьма изощренные по сути деко ративные композиции как включающие слова и буквы, так и относящиеся к невер бальной сфере общения. Возможно, монограмма на самом деле криптограмма. Геральдическая компо зиция на наружной сторо не крышки гораздо более определенна и однозначна. На ней действительно вос произведен герб Коновни цыных см. вкладку, ил. 19 Уточнить время и обстоя тельства создания шкатулки и определить наверняка ее владельца позволяет, как часто бывает, анализ герба. Вот как описана эта ге ральдическая композиция в Общем гербовнике дворян ских родов Всероссийской империи В щите, имею щем голубое поле, изобра жены перпендикулярно зо лотые два креста и над ними дворянская корона. Щит увенчан обыкновенным дво рянским шлемом с дворян ской над ним короной, на поверхности которой видно дерево дуб. Намет на щите голубой, подложен золотом см. ил. 15. В части X указан ного справочника представ лено описание герба графов 5 Общий гербовник дворянских родов Всероссийской империи. Ч. 1СПб., 1799 39. Ил. 1Герб Коновницыных из Общего гербов ника дворянских родов Всероссийской империи 1799 г. Ил. 2. Герб графов Коновницыных из Общего гербовника дворянских родов Всероссий ской империи 1836 г. Шкатулка с гербом и монограммой графа П.П. Коновницына 85 Коновницыных напомним, полученного не ранее 18 19 г., а вероятнее в 1834 г. Щит разделен наподобие Андреевского креста на четыре части. В средине оного означен издревле употребляемый в роде дворян Коновницы ных герб 6 далее следует описание герба, приведенное выше, и описание других частей графского герба см. ил. 2 Сразу же можно сказать, что герб на шкатулке лишен признаков, поз воляющих отнести его к периоду владения самим его получателем или его потомками графским достоинством. Там помещен герб издревле употреб ляемый в роде дворян Коновницыных Однако при его воспроизведении на предмете допущены многочисленные мелкие отступления от канони ческой версии. Цвета никак не определены. Овальный геральдический щит помещен в центр восьмилучевой звезды, которую фланкируют щитодержа тели львы и венчает рыцарский шлем в трехлучевой дворянской короне, над которым помещен развесистый дуб. Восьмилучевая звезда образована пересечением двух квадратов, что напоминает орденские композиции того времени. Верхний ее луч то ли утрачен, то ли художник сознательно прикрыл ее частью доспеха. В лапах у одного из львов держава, у другого жезл, который вполне можно определить как скипетр. Опираются щитодержате ли задними лапами на две пушки, изображенные в изножии композиции. Пушки перевиты парой орденских лент, явно не соответствующих орудиям по масштабу на лентах ордена. По периметру овального щита проходит полоса с девизом часть букв утрачена ПОЛЬЗА ЧЕСТЬ И СЛАВА 7. Буквы девиза выполнены небрежным шрифтом, в целом соответст вующим тому, которым исполнена монограмма. Подчеркивая смысловое значение геральдической композиции, и так занимающей центральное место в композиции, абрис неправильного ова ла повторен двумя рогами изобилия, концы которых связаны лентой со свободными концами в нижней части и парой ветвей лавра или дуба соединенных вверху лентой, завязанной бантом. По устойчивой традиции трактовки классицистических символов в ту эпоху, этот орнамент подчер кивает понятие славы и доблести, присущих владельцу герба. Возможно, и другие элементы орнамента должны выполнять ту же роль бордюр, обра зованный мерно повторяющимися изгибами причудливо перевитой ленты на одной из ее сторон, демонстрирует параллельные полосы, что придает ленте сходство со знаменитой георгиевской символом личного мужества. Да и пушки в изножии герба, вероятно трофеи, атрибут победы в воен ном сражении. Впрочем, именно с артиллерией было связано формальное вступление Петра Петровича на военное поприще8. 6 Общий гербовник дворянских родов Всероссийской империи. Ч. 10. СПб., 1836 7. 7 В инвентарной книге девиз воспроизведен как Польза, честь, слава 8 В 1770 г. он был записан в Артиллерийский и инженерный шляхетский кадетский корпус. 86 О.В. Молчанова Все эти символы вполне убедительно могут быть отнесены к персоне того Коновницына, который со временем стал военным министром. Еще убедительнее о том же свидетельствуют ордена, включенные в геральди ческую композицию, что тоже не было редкостью в геральдических про граммах декорирования той эпохи. Определить ордена не трудно оба креста имеют весьма характерную форму. Изображение орденов на лентах выполнено в невысоком рельефе, не расцвечено, детализировано условно, но однозначно можно утверждать, что слева орден Святой Анны, а справа Георгиевский крест. В первом случае позволяет определиться лента с явно выделенными уз кими полосами по ее краям. Специфична и форма креста с прямоугольны ми ветвями и заполнением пространства между ними ажурным орнамен том с четко видными круглыми вставками в оригинале бриллиантами В крупном овальном медальоне в центре нетрудно опознать женскую фигу ру в молитвенной позе в подлинных орденах она обычно написана в рост и обращена влево. В деревянном же воспроизведении медальон подчерк нуто крупный, так же нетипично крупна и фигура, при этом она изображе на поколенно или же с сильно деформированным туловищем последний вариант встречается и в эмалевом исполнении Резчик сумел обозначить специфичность оформления ветвей креста в подлиннике это были огра ненные стекла. Специфика пропорций и отделки изображения Аннинского креста и ленты к нему соответствуют тому варианту ордена, что коллекци онерами называется павловским и относится к рубежу XVIII XIX в. Среди них есть близкие по пропорциям и стилистическим особенностям к тому, что воспроизведен неизвестным резчиком по дереву на шкатулке с гербом Коновницына. Так, ряд орденов, имея весь комплект признаков, свойствен ных Павловским Аннам отличается теми же особенностями изображения святой жены на эмалевом медальоне, что и на деревянном крупной мону ментальной фигурой, обращенной вправо. Учитывая колорит росписи по эмали, а также манеру письма в целом, можно предположить, что орден был изготовлен в Санкт Петербурге. Так же и по клеймам некоторые из этих орденов определяются как продукция столичной мастерской Афанасия Панова самого начала XIX в По види мому, образцом для оформителя шкатулки послужил вполне конкретный наградной крест, изготовленный в Санкт Петербурге в 1797 архитектор Н.А. Львов создал эскиз павловской награды, ставшей с этого года госу дарственной российской 1829 гг. Второй крест по форме определенно Святого Георгия со слегка расши ряющимися ветвями, с овальным медальоном на среднокрестии. К сожале нию, изображение на медальоне не видно, но на ветвях имеется широкая кайма, да и лента с чередующимися полосами. 9 http www.reviewdeteсtor.net index.php topiс 5 1ordena rossiiskoi imperii 1698 19 17 gg Шкатулка с гербом и монограммой графа П.П. Коновницына 87 П.П. Коновницын был кавалером обеих наград, и это довольно редкое явление, поскольку Георгиевским крестом награждались военные за лич ную храбрость, а Аннинским самым младшим в иерархии российских ор денов большей частью лица, несшие гражданскую службу. Орден Святого Георгия IV степени 537 Петр Петрович получил в 1794 г. за отличную храбрость в ходе одной из польских кампаний. В 1798 г., как и многие его соратники, он был отправлен в отставку и провел свободные от государевой службы несколько лет в своем Кярове. В 1806 г., с началом русско прусской антинаполеоновской кампании, сорокадвухлет ний отставной генерал майор кавалер единственной награды прибыл в Санкт Петербург, где возглавил земское ополчение столичной губернии. Эта деятельность была отмечена орденом Святой Анны I степени. В конце 1807 г. Петр Петрович вновь вступил в действительную военную службу, и его карьера начала бурный подъем, подкрепляемый не только благоволе нием начальства, но и личными несомненными заслугами. В марте 1809 г. П.П. Коновницын в воздаяние отличного мужества и храбрости получил второй орден Святого Георгия, уже III степени 195 На этом рост успехов генерал лейтенанта Коновницына не пресекся, он становится генералом от инфантерии, генерал адъютантом, военным министром, но к атрибуции украшенной его гербом шкатулки это уже отношения не имеет, ибо выбор кавалерии дополняющей герб, четко очерчивает границы временного периода ее создания 1806 1809 гг. Именно в этот период Петр Петрович Коновницын был кавалером обеих наград и только их. Монограмма и герб на шкатулке могли принадлежать только этому представителю рода и в ограниченный период времени. Кроме того, рису нок Аннинского креста указывает, что подлинный орден был изготовлен в Санкт Петербурге, вероятнее всего в определенной мастерской, продукция которой отличалась некоторым художественным своеобразием. Сама по себе шкатулка с гербом интересный образец декоративно прикладного искусства и позволяет сделать предположение о месте и об стоятельствах ее создания, а также изначальном предназначении. Она изготовлена из дерева фруктовых пород и инкрустирована пали сандром и другими сортами ценных пород. Инкрустация более светлыми породами дерева на темном фоне дополнена гравировкой, усиливающей художественное впечатление. Кроме того, в мозаику включены элементы, изготовленные из кости вероятно, моржовой Ими обозначены литеры монограммы и девиза. Геральдическая композиция обрамлена узкой тис неной полосой из медного сплава. Такая же полоса образует бордюр по пе риметру крышки. Художественный образ шкатулки несколько противоречив пропор ции элементов декора, рисунок растительного орнамента, лент и класси цистических атрибутов вполне удовлетворяют позднеклассицистическим стандартам. Однако детализация собственно геральдической композиции 88 О.В. Молчанова отличается грубостью и неверностью рисунка. Особенно не удались львы, их фигуры даже не совсем симметричны. Также нехорош и шрифт. В то же время отделка декоративных и геральдических элементов выполнена явно одной рукой. Если бы шкатулка в целом была образцом любительской работы, то трудно было бы объяснить подобные различия. Хотя такая возможность в ту эпоху имелась. Художественная обработка дерева, в частности, маркетри, интарсия и другие виды мозаичных работ, входили в число любимых ху дожественно ремесленных досугов представителей высших сословий, как в России, так и в зарубежной Европе. Даже императорская фамилия отдавала долг модному увлечению. Тому весьма поспособствовали принципы обра зования, опиравшиеся на систему Д. Локка и энциклопедистов. Фактичес кую помощь оказывали многочисленные пособия. В России были хорошо известны и доступны энциклопедический словарь наук, искусств и реме сел 1765 Маркетри М. Люкота, многотомное издание А. Рубо Искусст во краснодеревца 1769 1775 гг. с большим количеством иллюстраций и пояснений по технологии маркетри 10. В 1799 г. вышло в свет еще одно сочинение, раскрывавшее все секреты украшения и полирования мебе ли Современный лакировщик, или Полное и подробное руководство к составлению и употреблению всякого рода лаков написанное П. Сума роковым Препятствий для модного рукомесла не было ни в столице, ни в провинции. Даже внуки Екатерины Великой Александр и Константин в 1780 е гг. еще почти детьми осваивали мозаичное искусство под руководс твом знаменитого Х. Маера 12. Продукция благородных краснодеревщиков как и иных художников любителей из той среды становилась уместным подарком в своем кругу. Ее декор, в угоду моде, вполне мог включать любую сложную, зашифрованную в узнаваемых символах программу. Еще более вероятно изготовление шкатулки в профессиональной столичной мастер ской. Таких мастерских было немного, и их продукция пользовалась боль шим спросом, активнее всего при Дворе. Конечно, там работали и русские по происхождению, и иноземные мастера. И те, и другие пользовались в числе прочих перечисленными выше пособиями. У упомянутого Х. Маера работало одновременно над заказами около 50 человек 13. Возможно, навы ки, приобретенные у голландского краснодеревщика мозаичиста, кто то из этих работников совершенствовал позднее на собственных предприятиях. Помимо вольных ремесленников востребованное мастерство осваивали крепостные. Многие владельцы способствовали обучению своих крепост 10 Гусева Н.Ю., Кислицына О.С. Украшения из разноцветных дерев Русская набор ная мебель эпохи Екатерины II. СПб., 20 15. С. 19. Там же. С. 20. 12 Там же. С. 42. 13 Там же. С. 42. Шкатулка с гербом и монограммой графа П.П. Коновницына 89 ных искусству интарсии и маркетри, приобретая для них инструменты и пособия и даже посылая к лучшим столичным мастерам для обучения 14. Они работали затем не только в имении. Среди продукции столичных краснодеревщиков есть изделия с гераль дическими сюжетами комоды с гербами Сибири, изготовленные по заказу Екатерины II и украшенные ее вензелем к свадьбе Н.А. Демидова. Прав да, здесь гербы изображены на металлических накладках. Созданы эти ве ликолепные предметы художественной мебели в Санкт Петербурге около 1770 г. 15. И если наличие интереса к геральдической теме у авторов импе раторского заказа и шкатулки Петра Коновницына явно всего лишь отра жение общих интересов эпохи, то относительно технологии создания этих предметов можно высказать более определенные соображения. В отделке инкрустации декора комодов помимо разных пород дерева использовались металлическая проволока стальная оникс и моржовая кость. Как отмечают специалисты, со временем декорирование мебельной мозаики моржовой костью стало характерной особенностью санкт петер бургских мастеров 16. Для украшения же мелких художественно оформлен ных предметов этот материал в северной столице начал использоваться несколько ранее. Известный при императорском Дворе холмогорец Осип Дудин давал в 176 1и 1764 гг. в Санкт петербургских ведомостях объявле ния о готовности исполнять заказы не только на изделиях из кости, но и на шкатулы, баулы, кабинеты из разных дерев 17. Эти наблюдения позволяют определенно отнести шкатулку с гербом из собрания Исторического музея к числу продукции этого центра, что совпадает с обстоятельствами биогра фии ее владельца. Одной из лучших мастерских, славящихся применением широкого спектра материалов, была та, что основал уже упомянутый выше Христиан Маер, голландец по происхождению. Его продукция отличалась своеобраз ным растительным орнаментом изящного рисунка с гравировкой 18. Изог нутые тонкие побеги завершались довольно крупными цветочными розет ками, иногда вполне реалистично воспроизводящими тот или иной цветок. Другой известный петербургский мастер Матвей Яковлевич Веретен ников перенял прославившую Христиана Маера манеру декора. Для ме бели Веретенникова первая известная работа относится к 1785 г., а те, на основе которых исследователи делают выводы, к 1790 м гг. также были характерны стилизованные побеги, завивающиеся на концах, с узкими листья ми и заканчивающиеся розетками достаточно натуралистично трак 14 Гусева Н.Ю., Кислицына О.С. Указ соч. С. 35. 15 Там же. С. 2 122. 16 Там же. 17 Там же. С. 22. 18 Там же. С. 45. 90 О.В. Молчанова тованных цветов 19. Так же можно описать растительный орнамент на шка тулке с гербом Коновницыных. Схожи и другие элементы декора шкатулки с мебелью работы Веретенникова прежде всего, расположение и манера трактовки лент20. Для столичной мозаичной мебели той эпохи характерно включение в декор своеобразных элементов дискообразной формы, схожих с тем, что присутствуют в декоре шкатулки. Технология создания шкатулки также находит аналоги в практике мас терской Матвея Веретенникова. Исследователи указывают, что ей присуще дополнение набора разнообразных экзотических и местных пород деревь ев костью, а среди приемов обработки дерева обнаруживаются и морение, и травление, и чернение, и пропиловка, и гравировка2 1 Шкатулка с гербом П.П. Коновницына была изготовлена в 1806 1809 гг. в санкт петербургской мастерской, вероятно, относящейся к кругу М.Я. Ве ретенникова. Выполнена по заказу и предназначалась для хранения той самой кавалерии что изображена на ее крышке. На это предназначение художественно оформленной шкатулки указывает то, что изнутри она оби та тканью с золотым галуном вполне достойное соседство для ценных наград. Как ценность наград не в их ювелирном качестве и коммерческой цене, так и ценность футляра не в этих достоинствах. Продуманная и тща тельно выполненная программа декора, задуманная кем то из близких Петра Петровича, обладавшим художественным вкусом и необходимыми познаниями в различных областях, в том числе в геральдике, а, возможно, и воспроизведенная в собственноручном эскизе, придала довольно баналь ному бытовому предмету статус ценного свидетельства сердечной друж бы как главного культурного феномена эпохи золотого века России. В качестве предположения можно говорить о супруге генерала Коновни цына как об авторе проекта работы. Вряд ли это мог быть кто то из их детей старшему в 1806 г. не было еще и восьми лет Настроение же, способство вавшее созданию шкатулки с гербом и с кавалерией вполне понятно после восьми лет почти не разлучавшийся с семьей генерал в отставке, от нюдь не молодой по понятиям того времени человек, вновь возвращался к службе. И нес ее тяготы не только в столичном и губернском центре, но и на театрах военных действий, даже на море. Приватное и государственное в дворянском обиходе переплеталось неразрывно. На милом домашнем су венире шкатулке, украшенной тем не менее сложной декоративной тех никой, абсолютно точно воспроизведена геральдическая эмблема в акту альном варианте. 19 Гусева Н.Ю., Кислицына О.С. Указ соч. С. 48. 20 Ср. Там же. Кат. 42, 43. 2 1К сожалению, шкатулка не подвергалась технико технологической экспертизе. Шкатулка с гербом и монограммой графа П.П. Коновницына 9 1 Став музейным предметом, деревянная инкрустированная шкатулка с гербом дворян Коновницыных, оформленная символами воинской славы с дополнительным уточнением причастности к артиллерии и к победам, обозначенными трофеями, а также кавалерией ограничивающей время ее создания относительно коротким периодом второй половины первого десятилетия XIX в., оказывается ценным мемориальным памятником, вы ходящим за границы частной истории одной семьи, и также важным арте фактом эпохи дворянской усадебной культуры. Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте. Молчанова О.В. Шкатулка с гербом и монограммой графа П.П. Коновницына как исторический источник (2017)
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|
||||||
© 2007-2024 Электронная некоммерческая библиотека открытого доступа «Гербовед.ру» Редакция: gerboved@gerboved.ru | › Пользовательское соглашение | ||||||
Проект сетевого издания «Геральдика.ру» | ||||||
Примечание: представленные в библиотеке научные тексты размещены только для ознакомления и получены большей частью посредством распознавания оригинальных текстов публикаций (OCR), поэтому в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания и степенью сохранности бумажных оригиналов. |