| ||||||
![]() | ||||||
Электронная научно-историческая библиотека «Гербовед.ру» | ||||||
![]() | ||||||
» Библиотека › Вопросы геральдики (2022) › Борисов Д.Н. Вопросы определения статуса ведомственных наград в наградных системах СССР и Российской Федерации | ||||||
Борисов Д.Н.
Вопросы определения статуса ведомственных наград в наградных системах СССР и Российской Федерации// Вопросы геральдики (2022)Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: Вопросы геральдики: сборник научных статей. М.: Клипарто, 2022. С. 138-148 Аннотация: В статье дается попытка определения терминов «ведомство», «ведомственная награда», проводится краткий исторический экскурс в историю ведомственных наград начала СССР, а также автор предлагает собственную иерархию наград по способу их выражения в материальном мире. Об авторе публикации/статьи: Борисов Дмитрий Николаевич (Москва) Просмотр публикации в формате PDF: ›
![]()
› См. также другие статьи Борисова Д.Н.
в библиотеке найдено еще 1 публикации(й) автора
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать ![]() Объем текста: 50119 знаков (с пробелами)
ФАЛЕРИСТИКА 138 ВОПРОСЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТАТУСА ВЕДОМСТВЕННЫХ НАГРАД В НАГРАДНЫХ СИСТЕМАХ СССР И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Дмитрий Николаевич Борисов, фалерист, автор составитель общественного реестра наград сетевого издания Геральдика.ру vednagrady mail.ru ISSUES OF DETERMINING THE STATUS OF DEPARTMENTAL AWARDS IN THE AWARD SYSTEMS OF THE USSR AND THE RUSSIAN FEDERATION Dmitry Borisov, falerist, author сompiler of the Geraldika.ru publiс register of awards, vednagrady mail.ru В статье дается попытка определения терминов ведомство ведом ственная награда проводится краткий исторический экскурс в историю ве домственных наград начала СССР, а также автор предлагает собственную иерархию наград по способу их выражения в материальном мире. Для корректного определения термина ведомственная награда следует прежде всего дать правовое определение ведомства как учредителя любой награды. Согласно статьи 33 Конституции Основного Закона Российской Социали стической Федеративной Советской Республики от 10.07. 19 18 1Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет Советов рабочих, крестьянских, красно армейских и казачьих депутатов Российской Социалистической Федеративной Советской Республики далее ВЦИК РСФСР рассматривает и утверждает про екты декретов и иные предложения, вносимые Советом Народных Комиссаров или отдельными ведомствами, а также издает собственные декреты и распоря жения. При этом, в силу ст. 3 1Конституции РСФСР от 10.07. 19 18, ВЦИК РСФСР явля ется высшим законодательным, распорядительным и контролирующим орга ном Российской Социалистической Федеративной Советской Республики. Согласно ст. 12 Конституции РСФСР от 10.07. 19 18, верховная власть в Рос сийской Социалистической Федеративной Советской Республике принадлежит Всероссийскому съезду Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, а в период между съездами ВЦИК РСФСР. 1Конституция Основной Закон Российской Социалистической Федеративной Советской Рес публики от 10.07. 19 18 Принята V Всероссийским съездом Советов в заседании от 10 июля 19 18 года СУ РСФСР. 19 18. 5 1Ст. 582. ФАЛЕРИСТИКА 139 К этому же корреспондирует ст. 30 Конституции РСФСР от 10.07. 19 18, со гласно которой в период между съездами высшей властью Республики является Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет Советов. Аналогичные нормы закреплены в ст. 33 Основного Закона Конституция Союза Советских Социалистических Республик от 3 10 9242, Президиум Цен трального Исполнительного Комитета Союза ССР издает декреты, постановле ния и распоряжения, рассматривает и утверждает проекты декретов и постанов лений, вносимых Советом Народных Комиссаров, отдельными ведомствами Со юза ССР, центральными исполнительными комитетами союзных республик, их президиумами и другими органами власти. Согласно ст. 29 Конституции СССР от 3 10 924, Президиум Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР в период между сессиями Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР является высшим законодательным, ис полнительным и распорядительным органом власти Союза ССР. В дальнейшем происходит изменение политической позиции в отношении термина ведомство Так, в тексте Конституции СССР от 05. 12. 1936 в редакции от 29. 10. 1976 3, в п. а ст. 68 указано, что Совет Министров СССР объединяет и направляет работу 2 Основной Закон Конституция Союза Советских Социалистических Республик от 3 10 924 Принята второй сессией ЦИК СССР первого созыва 6 июля 1923 года и в окончательной ре дакции II съездом Советов СССР 3 1января 1924 года Известия ЦИК Союза ССР и ВЦИК. 150. 07.07. 1923 Вестник Правительства СССР. 1923. 2 3 Конституция СССР от 05. 12. 1936 Утверждена Постановлением Чрезвычайного VIII Съезда Со ветов Союза ССР от 5 декабря 1936 года Известия ЦИК Союза ССР и ВЦИК. 283. от 6 декабря 1936 года в редакции от 29. 10. 1976, с изменениями, внесенными Законом СССР от 15 января 1938 года Ведомости Верховного Совета СССР. 107.04. 1938 Законом СССР от 3 1мая 1939 года Ведомости Верховного Совета СССР. 19. 0 106. 1939 Законом СССР от 4 апреля 1940 года Ведомости Верховного Совета СССР. 13. 25.05. 1940 Законом СССР от 7 августа 1940 года Ведомости Верховного Совета СССР. 28. 22.08.40 Законом СССР от 1марта 194 1года Ведомости Верховного Совета СССР. 12. 09.03. 194 1Законом СССР от 1февраля 1944 года Ведомости Верховного Совета СССР. 8. 0 102. 1944 Законом СССР от 1февраля 1944 года Ведомости Верховного Совета СССР. 8. 0 102. 1944 Законом СССР от 25 февраля 1947 года Ведомости Верховного Совета СССР. 8. 06.03. 1947 Законом СССР от 17 июня 1950 года Ведомости Верховного Совета СССР. 15. 20.06. 1950 Законом СССР от 15 марта 1953 года Ведомости Верховного Совета СССР. 3. 20.03. 1953 Законом СССР от 8 августа 1953 года Ведомости Верховного Совета СССР. 7. 15.08. 1953 Законом СССР от 26 апреля 1954 года Ведомости Верховного Совета СССР. 10. 26.04. 1954 Законом СССР от 26 апреля 1954 года Ведомости Верховного Совета СССР. 10. 26.04. 1954 Законом СССР от 28 декабря 1955 года Ведомости Верховного Совета СССР. 4.0 956 Законом СССР от 28 декабря 1955 года Ведомости Верховного Совета СССР. 4.0 956 Законом СССР от 14 июля 1956 года Ведомости Верховного Совета СССР. 15. 28.07. 1956 Законом СССР от 14 июля 1956 года Ведомости Верховного Совета СССР. 15. 28.07. 1956 Законом СССР от 16 июля 1956 года Ведомости Верховного Совета СССР. 15. 28.07. 1956 Законом СССР от 12 февраля 1957 года Ведомости Верховного Совета СССР. 4. 24.02. 1957 Законом СССР от 10 мая 1957 года Ве домости Верховного Совета СССР. 28.07. 1956 Законом СССР от 20 декабря 1957 года ФАЛЕРИСТИКА 140 общесоюзных и союзно республиканских Министерств СССР, Государственных комитетов Совета Министров СССР и других подведомственных ему учрежде ний. Далее, в ст. 69 Конституции СССР от 05. 12. 1936 в редакции от 29. 10. 1976 указано, что Совет Министров СССР имеет право по отраслям управления и хо зяйства, отнесенным к компетенции СССР, приостанавливать постановления и распоряжения Советов Министров союзных республик, отменять приказы и ин струкции Министров СССР, а также акты других подведомственных ему учрежде ний. В соответствии со ст. 64 Конституции СССР от 05. 12. 1936 в редакции от 29. 10. 1976 Совет Министров является Высшим исполнительным и распоряди тельным органом государственной власти Союза Советских Социалистических Республик. Ведомости Верховного Совета СССР. 28. 3 2. 1957 Законом СССР от 25 декабря 1958 года Ведомости Верховного Совета СССР. 10 10 959 Законом СССР от 25 декабря 1958 года Ведомости Верховного Совета СССР. 10 10 959 Законом СССР от 25 декабря 1958 года Ведомости Верховного Совета СССР. 10 10 959 Законом СССР от 25 декабря 1958 года Ведомости Верховного Совета СССР. 10 10 959 Законом СССР от 7 мая 1960 года Ве домости Верховного Совета СССР. 17. 1960 год Законом СССР от 7 мая 1960 года Ведомо сти Верховного Совета СССР. 17. 1960 год Законом СССР от 22 декабря 1960 года Ведомо сти Верховного Совета СССР. 49. 1960 год Законом СССР от 22 декабря 1960 года Ведомо сти Верховного Совета СССР. 49. 1960 год Законом СССР от 8 декабря 196 1года Ведомости Верховного Совета СССР. 50. 15. 12. 196 1Законом СССР от 8 декабря 196 1года Ведомости Верховного Совета СССР. 50. 15. 12. 196 1Законом СССР от 24 апреля 1962 года 1VI Ве домости Верховного Совета СССР. 17. 29.04. 1962 Законом СССР от 13 декабря 1962 года 802 VI Ведомости Верховного Совета СССР. 50. 14. 12. 1962 Законом СССР от 19 декабря 1963 года 2000 VI Ведомости Верховного Совета СССР. 52. 27. 12. 1963 Законом СССР от декабря 1964 года 3095 VI Ведомости Верховного Совета СССР. 5 6. 12. 1964 Зако ном СССР от 2 октября 1965 года 4058 VI Ведомости Верховного Совета СССР. 39. 06. 10. 1965 Законом СССР от 9 декабря 1965 года 4225 VI Ведомости Верховного Совета СССР. 49. 15. 12. 1965 Законом СССР от 3 августа 1966 года 3 VII Ведомости Верховного Совета СССР. 32. 10.08. 1966 Законом СССР от 3 августа 1966 года 12 VII Ведомости Вер ховного Совета СССР. 32. 10.08. 1966 Законом СССР от 12 октября 1967 года 1935 VII Ведомости Верховного Совета СССР. 42. 18. 10. 1967 Законом СССР от 26 июня 1968 года 2822 VI Ведомости Верховного Совета СССР. 27. 03.07. 1968 Законом СССР от 13 де кабря 1968 года 3402 VII Ведомости Верховного Совета СССР. 5 8. 12. 1968 Законом СССР от июля 1969 года 4073 VII Ведомости Верховного Совета СССР. 29. 16.07. 1969 Законом СССР от 19 декабря 1969 года 4590 VII Ведомости Верховного Совета СССР. 52. 24. 12. 1969 Законом СССР от 15 июля 1970 года 3 VIII Ведомости Верховного Совета СССР. 29. 22.07. 1970 Законом СССР от 10 декабря 1970 года 565 VIII Ведомости Верховного Совета СССР. 50. 16. 12. 1970 Законом СССР от 20 сентября 1972 года 3355 VIII Ведомо сти Верховного Совета СССР. 39. 27.09. 1972 Законом СССР от 14 декабря 1973 года 5 189 VIII Ведомости Верховного Совета СССР. 5 9. 12. 1973 Законом СССР от 26 июля 1974 года 3 IX Ведомости Верховного Совета СССР. 3 13 107. 1974 Законом СССР от 9 июля 1975 года 184 1IX Ведомости Верховного Совета СССР. 29. 16.07. 1975 Законом СССР от 29 октября 1976 года 4694 IX Ведомости Верховного Совета СССР. 44. 03. 976 ФАЛЕРИСТИКА 14 1 Также в ст. 89 Конституции СССР от 05. 12. 1936 в редакции от 29. 10. 1976 указано, что Совет Министров Союзной республики образуется Верховным Со ветом Союзной республики в составе Председателя Совета Министров Союзной республики Заместителей Председателя Совета Министров Министров Председателей государственных комитетов, комиссий и руководителей других ведомств Совета Министров, образуемых Верховным Советом Союзной республики в соответствии с Конституцией Союзной республики. Наиболее детализировано понятие ведомство только в последней Кон ституции СССР, так в п. 164 Конституции СССР от 07. 10. 19774 указано, что высший надзор за точным и единообразным исполнением законов всеми министер ствами, государственными комитетами и ведомствами, предприятиями, учре ждениями и организациями, исполнительными и распорядительными органами местных Советов народных депутатов, колхозами, кооперативными и иными об щественными организациями, должностными лицами, а также гражданами воз лагается на Генерального прокурора СССР и подчиненных ему прокуроров. Таким образом, под ведомством подразумевается орган государственной власти не имеющий форму министерства или государственного комитета, при этом не являющийся предприятием. Также, в ст. 3 Закона СССР О порядке введения в действие Конституции Основного Закона СССР от 07. 10. 1977 6367 IX5, указано, что исполнитель ные и распорядительные органы Советов народных депутатов, министерства и ведомства, органы народного контроля, суды, органы государственного арбит ража, прокуратуры и иные государственные органы, созданные в соответствии с Конституцией СССР 1936 года, осуществляют полномочия, предоставляемые им новой Конституцией СССР, а также, впредь до принятия вытекающих из новой Конституции СССР законодательных актов, законодательством, изданным до ее принятия. Окончательная детализация термина ведомство произошла уже в новей шее время, так в ст. 2 1Закона Российской Федерации от 22. 12. 1992 4 174 1О Совете Министров Правительстве Российской Федерации 6 указано, что Совет Министров Российской Федерации объединяет и направляет работу мини стерств, государственных комитетов и других подведомственных ему органов государственного управления. 4 Конституция Основной Закон Союза Советских Социалистических Республик от 07. 10. 1977 6367 IX Ведомости Верховного Совета СССР. 4 2. 10. 1977. Ст. 6 19. 5 Закон СССР О порядке введения в действие Конституции Основного Закона Союза Совет ских Социалистических Республик от 07. 10. 1977 6367 IX Ведомости Верховного Совета СССР. 4 2. 10. 1977. Ст. 6 19. 6 Закон Российской Федерации от 22. 12. 1992 4 174 1О Совете Министров Правительстве Российской Федерации Российская газета. 104.0 193. ФАЛЕРИСТИКА 142 Министерства, государственные комитеты и ведомства Российской Федера ции являются центральными органами отраслевого и межотраслевого управле ния, подчиняются Совету Министров Российской Федерации и ответственны за выполнение порученных им задач. Далее отмечено, что Министерства, государственные комитеты и ведом ства Российской Федерации образуются, реорганизуются и упраздняются Вер ховным Советом Российской Федерации по предложению Президента Россий ской Федерации. Там же указано, что Совет Министров Российской Федерации образует в случае необходимости комитеты, главные управления и другие ведомства при Совете Министров Российской Федерации в пределах ассигнований, установ ленных федеральным бюджетом Российской Федерации на содержание Совета Министров Российской Федерации. Таким образом, под ведомством подразумевается орган государственной власти не имеющий форму министерства или государственного комитета, при этом не являющийся предприятием. В то же время, согласно ст. 2 1Закона Российской Федерации от 22. 12. 1992 4 174 1О Совете Министров Правительстве Российской Федерации в це лях реализации полномочий министерств и государственных комитетов Россий ской Федерации в республиках в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округах, краях, областях, городах и районах могут созда ваться их территориальные органы. Таким образом, ведомства Российской Федерации не могут иметь террито риальные органы. В соответствии со ст. 22 Закона Российской Федерации от 22. 12. 1992 4 174 1О Совете Министров Правительстве Российской Федерации Пере чень министерств, государственных комитетов и ведомств Российской Федера ции утверждается и изменяется Верховным Советом Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации. При этом, согласно п. 1Указа Президента РФ Об упорядочении системы государственного управления от 12.05. 1992 5 7, к центральным органам ис полнительной власти, подчиненным Президенту Российской Федерации и Пра вительству Российской Федерации, относятся министерства государственные комитеты федеральные службы и агентства комитеты при Президенте, Правительстве, министерствах Таким образом, термин ведомство в системе органов государственной власти отсутствует. 7 Указ Президента РФ Об упорядочении системы государственного управления от 12.05. 1992 5 Ведомости Съезда НД РФ и ВС РФ. 2 992. Ст. 60. ФАЛЕРИСТИКА 143 Согласно ст. 10 Конституции РФ от 12. 12. 19938, государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодатель ную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. В соответствии с ч. 1ст. Конституции РФ от 12. 12. 1993, государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федера ции, Федеральное Собрание Совет Федерации и Государственная Дума Прави тельство Российской Федерации, суды Российской Федерации. При этом, в силу пп. 12 Положения об учреждении ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания Ветеран труда федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осу ществляет Правительство Российской Федерации, и о награждении указанными знаками отличия утверждено Постановлением Правительства РФ от 25.06.20 16 578 О порядке учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания Ветеран труда 9, федеральными органами исполни тельной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правитель ство Российской Федерации, и награждения указанными знаками отличия ве домственные награды, дающие право на присвоение звания Ветеран труда учреждаются федеральными министерствами, федеральными службами и агентствами, то есть федеральными органами исполнительной власти. Аналогичная правовая позиция содержится и в инструктивном письме О ведомственных знаках отличия в труде, учитываемых при присвоении звания Ветеран труда 10. Так, согласно данного письма, к ведомственным знакам отличия в труде следует относить нагрудные и почетные знаки, нагрудные значки, медали, по четные и заслуженные звания работников отрасли ведомства народного хозяй ства, почетные грамоты, если награждение производилось от имени Правитель ства Российской Федерации и других федеральных органов исполнительной вла сти, федеральных органов судебной власти, Прокуратуры Российской Федера ции, Президиумов Верховного Совета бывшего СССР и РСФСР, Советов Мини стров бывшего СССР и РСФСР, Верховного Суда бывшего СССР, Прокуратуры быв шего СССР, министерств и ведомств бывшего СССР и РСФСР, в том числе сов местно с центральными комитетами профсоюзов отраслей народного хозяйства. 8 Конституция Российской Федерации от 12. 12. 1993 Российская газета. 237. 25. 12. 1993. 9 Постановление Правительства РФ от 25.06.20 16 578 О порядке учреждения ведомствен ных знаков отличия, дающих право на присвоение звания Ветеран труда Официальный интернет портал правовой информации www.pravo.gov.ru. 28.06.20 16. 000 120 16062800 14 Российская газета. 152. 13.07.20 16 Собрание законодательства Российской Федерации. 27 ч. III 04.07.20 16. Ст. 4479. 10 Инструктивное письмо О ведомственных знаках отличия в труде, учитываемых при при своении звания Ветеран труда Письмо Министерства труда и социального развития РФ от 10. 995 2026 ВЯ Письмо Минсоцзащиты России от 10. 995 4276 130 Ваше право. 1995. 26. ФАЛЕРИСТИКА 144 Аналогичная по содержанию правовая оценка ведомственных наград со держится также и в Письме Министерства труда и социального развития РФ от 07. 10. 1998 5635 кс О ведомственных знаках отличия в труде, учитываемых при присвоении звания Ветеран труда Однако, указанное письмо 1998 года содержит в себе интересную правовую характеристику, так в п. 17 указано, что не учитываются при присвоении звания Ветеран труда именные часы денежная премия или благодарность в приказе, если они не оформлены соответствующим федеральным органом в качестве от дельного диплома, грамоты или похвального листа. Следовательно, правоприменитель по неустановленным причинам относит к ведомственным наградам лишь те награды, которые строго регламентированы и имеют физическую форму формализованного типа. Ценные подарки в данном случае, будучи неопределенными по своей физической форме и выражению, а равно разовые денежные поощрения в виде денежной премии, относятся к по ощрениям за труд регламентированным в ст. 19 1Трудового кодекса Россий ской Федерации от 30. 12.200 97 ФЗ Следовательно, широк и круг предста вителей работодателя, уполномоченных на принятие решения о подобной награде как пример Приказ ГУСП от 29. 20 18 153 О полномочиях долж ностных лиц Службы специальных объектов Главного управления специальных программ Президента Российской Федерации по применению поощрений в виде награждения ценными подарками или деньгами 12. Исходя из вышеизложенного, ведомственная награда может вручаться только непосредственно от имени ведомства с оформлением награждения в виде приказа, в то же время иные поощрения за труд ценные подарки, денеж ные премии, грамоты, благодарности могут вручаться в рамках полномочий ни жестоящих по отношению к руководству ведомства должностных лиц и не явля ются по своей правовой природе ведомственными наградами, ввиду правового статуса награждающего органа. Таким образом, под ведомственной наградой необходимо понимать награду, выдаваемую непосредственно органом государственной власти за определенные заслуги, в связи с определенными событиями и т.д., при этом в наименовании награды как правило фигурирует наименование органа государ ственной власти в целях отграничения их от государственных наград, а также наград предприятий. Письмо Министерства труда и социального развития РФ от 07. 10. 1998 5635 кс О ведом ственных знаках отличия в труде, учитываемых при присвоении звания Ветеран труда Система Консультант +. 12 Приказ ГУСП от 29. 20 18 153 О полномочиях должностных лиц Службы специальных объектов Главного управления специальных программ Президента Российской Федерации по применению поощрений в виде награждения ценными подарками или деньгами Офици альный интернет портал правовой информации www.pravo.gov.ru. 20. 12.20 18. 000 120 18 122000 19. ФАЛЕРИСТИКА 145 Вопрос формирования системы ведомственных знаков отличия не может быть исследован и разрешен по существу без исторического анализа бытования наград, а также порядка их учреждения, поскольку наградная система Россий ской Федерации по своему существу является наследницей наградной системы СССР и, невзирая на неоднократные попытки реформирования наградной си стемы с уклоном на аналогию наград Российской Империи, продолжает нести в себе основные черты советской наградной политики бюрократизацию, награж дение по разнарядке и т.д. На заре развития советской наградной системы в РСФСР, раннем СССР в качестве наград бытовали ордена и наградное оружие несущее на себе так же знаки ордена Первая наградная государственная медаль юбилейная медаль XX лет Рабоче Крестьянской Красной Армии учреждена в январе 1938 года 13. До того времени кроме орденов в качестве наград бытовали значки. Так, в п. 4 Постановления Президиума ЦИК СССР от 23.04. 1933 указано на разрешение отдельным общественным и политическим организациям, ведом ствам и учреждениям выдачу нагрудных значков. При этом право на легитима цию данных значков оставлено за Президиумом ЦИК СССР, что свидетельствует о необходимости признания статуса нагрудного значка как награды 14. В развитие данных правовых норм, Президиумом ЦИК СССР 13.05. 1933 из дано постановление об учреждении Инструкции о порядке разрешения на изго товление нагрудных значков и об их ношении 15. Особый интерес представляет п. 4 данной Инструкции, согласно которому получение нагрудного значка, в отличие от получения ордена, не может быть связано с предоставлением каких либо государственных привилегий или выда чей денежного пособия, единовременного или помесячного. Таким образом, за конодатель отграничивает нагрудные значки как ведомственные награды от гос ударственных наград, что является знаковым событием, предопределяющим дальнейшее развитие ведомственных наград параллельно государственным. Дальнейшая практика учреждения нагрудных значков явно указывает на от несение данных знаков к ведомственным наградам 16. 13 Указ Президиума ВС СССР от 24.0 938 Об учреждении юбилейной медали XX лет Ра боче Крестьянской Красной Армии Свод законов СССР. Т. 1С. 538 542. 1990 г. Ведомости ВС СССР. 1938. 4 Постановление Президиума ЦИК СССР от 23.04. 1933 Об орденах Союза ССР и союзных рес публик и о нагрудных значках СЗ СССР. 1933. 26. Ст. 152 Известия ЦИК СССР и ВЦИК. 108. 24.04. 1933. 15 Постановление Президиума ЦИК СССР от 13.05. 1933 Инструкция о порядке разрешения на изготовление нагрудных значков и об их ношении СЗ СССР. 1933. 33. Ст. 194 Известия ЦИК СССР и ВЦИК. 123. 14.05. 1933 16 Постановление Президиума ВС СССР от 2 102. 1938 Об учреждении значка Отличник Со циалистического Соревнования Тяжелой Промышленности и утверждении образца значка и Положения о значке Законы, принятые ВС СССР, и указы Президиума ВС СССР 1938 г. ФАЛЕРИСТИКА 146 Последующее развитие системы ведомственных знаков отличия 17 свиде тельствовало о дальнейшем развитии системы ведомственных наград, учрежде ние которых производилось непосредственно ведомствами и учреждениями без согласования с центральными органами государственной власти. Таким образом, современное состояние ведомственных наград, характери зующееся полной самостоятельностью ведомств в части учреждения наград, а также широким перечнем видов наград и круга награждаемых, значительно от личается от изначального состояния ведомственных наград правопредшествен ника СССР, при котором существовала лишь система нагрудных значков, учре ждение которых находилось под контролем центральных органов государствен ной власти. Усложнение системы наград, вывод ее из подчинения центральных органов государственной власти по нашему мнению является следствием неиз бежного развития наградной системы, при котором возникает необходимость в обширной системе поощрения работников, и как следствие в большем коли честве наград, их структурном развитии. Аналогичные изменения претерпевали и государственные награды, коли чество которых неизменно стремится к росту в ходе существования государства. Таким образом, при изучении и создании каталогов и справочников ведом ственных наград следует ориентироваться на нормативно правовые акты, учре ждающие награду и закрепляющие ее правовой статус в государственной си стеме поощрения. Опора при систематизации лишь на внешний вид, либо наименование награды может повлечь за собой как неверное определение ста туса награды, так и включение в награды знака, не обладающего статусом награды, а являющегося квалификационным, либо сувенирным знаком. Также представляется необходимым в целях единообразного, полного и правильного анализа наград структурировать их также по иерархии статуса награды внутренняя иерархия При этом, следует учитывать, что каждое ве домство в силу закона и традиции права самостоятельно определяет иерархию собственных ведомственных наград. В то же время, отсутствие единообразной иерархии не позволяет стороннему наблюдателю ориентироваться в системе ведомственных наград как по причине значительного количества наград, так и 1IV 1944 г М., 1944 Постановление СНК СССР от 08.08. 1939 73 Об утверждении По ложения о значке Участник Хасанских боев и описания значка Участник Хасанских боев СП СССР. 1939. 48. Ст. 377 Постановление СНК СССР. ЦК ВКП б от 14. 939 1904 Об упорядочении изготовления нагрудных значков Отличник Социалистического Соревнова ния СП СССР. 1939. 57. Ст. 582. 17 Постановление Совмина СССР от 18.08. 1953 2 195 О нагрудных значках для отличников социалистического соревнования Система Консультант+ Постановление Совмина СССР от 29. 12. 1956 1640 О нагрудных знаках для поощрения военнослужащих Вооруженных Сил СССР Свод законов СССР. Т. 9. С. 509 Указ Президиума ВС СССР от 3 10 957 О нагрудных знаках для поощрения военнослужащих Вооруженных Сил СССР Система Консультант+ Постановление Совмина СССР от 20. 12. 1958 1375 О порядке учреждения и изготовления нагрудных значков СП СССР. 1958. 20. Ст. 157. ФАЛЕРИСТИКА 147 по причине значительного количества форм данных наград, что негативно ска зывается на популяризации изучения данных видов награждений. Внутренняя иерархия наград 1Орден. 2. Медаль наградная медаль юбилейная медаль памятная медаль. 3. Почетное звание почетный статус 4. Знак отличия наградной знак отличия действительный наградной знак отличия юбилейный наградной знак отличия почетный знак отличия. 5. Документарные награды грамоты благодарности дипломы адреса благодарственные письма. 6. Демонстрационные награды флаговые награды штандарты переходящие знамена вымпелы кубки призы. 7. Денежные награды премия стипендия. 8. Реестровые награды аллеи славы и звезд галереи славы и почета доски почета книги почета. 9. Ценные памятные подарки. 10. Наградное оружие. При этом данная внутренняя иерархия отражая в себе внешний формальный вид награды, в целях единства наградной системы также подлежит структурированию. Так, награды можно разделить на следующие ФАЛЕРИСТИКА 148 поощрительные награды, присуждаемые в знак поощрения конкретных заслуг награждаемого, либо присуждаемые в память о событии призовые награды, присуждаемые лицу в знак победы в соревновании, конкурсе как правило это звания, премии, знаки, кубки, памятные подарки, вымпелы, знамена При этом, от награды следует отграничивать квалификационные знаки, то есть знаки, присуждаемые лицу за выполнение конкретно определенных тре бований в системе организации, то есть лицу, формально входящему в круг ка кой либо организации. К этим же знакам следует отнести знаки почетного членства, почетного участия, окончания учебных заведений. Данные знаки не являются наградой, а являются частью униформологии конкретной организа ции ведомства Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте. Борисов Д.Н. Вопросы определения статуса ведомственных наград в наградных системах СССР и Российской Федерации (2022)
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|
||||||
![]() | ||||||
© 2007-2025 Электронная некоммерческая библиотека открытого доступа «Гербовед.ру» Редакция: gerboved@gerboved.ru | › Пользовательское соглашение | ||||||
![]() | ||||||
Проект сетевого издания «Геральдика.ру» | ||||||
Примечание: представленные в библиотеке научные тексты размещены только для ознакомления и получены большей частью посредством распознавания оригинальных текстов публикаций (OCR), поэтому в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания и степенью сохранности бумажных оригиналов. |