| ||||||
![]() | ||||||
Электронная научно-историческая библиотека «Гербовед.ру» | ||||||
![]() | ||||||
» Библиотека › Гербоведение. Том V. (2016) › Тахнаева П.И. Из истории дагестанской вексиллологии: к вопросу о знамени аварского ханства | ||||||
Тахнаева П.И.
Из истории дагестанской вексиллологии: к вопросу о знамени аварского ханства// Гербоведение. Том V. (2016)Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: Гербоведение. Том V. - М.: Старая Басманная, 2015. С. 186-196 Аннотация: Знамена являются яркими, уходящими в глубокую древность историческими ориентирами общественной и военно-политической культуры. Представляющие чрезвычайный интерес старинные дагестанские знамена, уникальные материализованные символы власти, своего рода «маркеры» истории, оказались, тем не менее, практически не востребованными и не исследованными в дагестанской историографии и источниковедении. Об авторе публикации/статьи: Тахнаева Патимат Ибрагимовна (Москва) Просмотр публикации в формате PDF:
› См. также другие статьи Тахнаевой П.И.
в библиотеке найдено еще 1 публикации(й) автора
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать ![]() Объем текста: 55419 знаков (с пробелами)
Тахнаева П.И., текст, 20 16. П.И. Тахнаева Из истории дагестанской вексиллологии к вопросу о знамени аварского ханства Знамена являются яркими, уходящими в глубокую древность истори ческими ориентирами общественной и военно политической культуры. Представляющие чрезвычайный интерес старинные дагестанские знамена, уникальные материализованные символы власти, своего рода маркеры истории, оказались, тем не менее, практически не востребованными и не исследованными в дагестанской историографии и источниковедении. Между тем, в настоящее время известно около 50 экземпляров дагестан ских знамен и значков в основном времен Кавказской войны храня щихся в фондах различных музеев Республики Дагестан, Российской Феде рации, Грузии, а также в частных коллекциях. Большая часть их не описана и не классифицирована, не составлены каталоги дагестанских знаменных собраний. Наряду с уникальными сохранившимися реликвиями, практи чески не исследован и сопутствующий, но достаточно ценный материал по дагестанским знаменам, заключенный в изобразительных, письменных и фольклорных источниках. Замечу, что в музейных коллекциях по настоя щее время не выявлено ни одного знамени государственного образования Дагестана. Тем ценнее находки такого ряда. В данной статье речь пойдет об одном из таких памятников, а именно, о знамени Аварского ханства. Первая подобная попытка была предпринята по Карте Иберийского царства или всея Грузии см. вкладку, рис. 87 составленной в 1735 г. царе вичем Вахушти Багратиони 1Она примечательна прежде всего тем, что на ней, на особом щитке изображены 16 гербов и знаков составляющих Грузию земель, отдельных грузинских княжеств, исторических областей и соседних территорий Грузия, Картли, Кахетия, Имерети, Одиши, Гурия, Самцхе, Сванетия, Абхазети, Осети, Сомхити, Ширван и др Среди них представлен и знак как гласит грузинская надпись на карте, лекиса да гистаниса то есть леков горцев Дагестана см. вкладку, рис. 88 В 1992 г. по инициативе Т.М. Айтберова и К.Р. Фаталиева была пред принята попытка визуализации знака лекиса дагистаниса как знамени 1География Грузии царевича Вахушти введ., пер. и примеч. М.Г. Джанашвили Записки Кавказского отдела Императорского русского географического общества. 1904. Кн. ХХIV. Вып. 5. Приложение. с. I XLIX, 124 1Рукопись и оригиналы карт Вахушти хранятся в Институте востоковедения РАН Орбели Р.Р. Собрание грузин ских рукописей Института востоковедения АН СССР Ученые записки Института востоковедения. М., 1954. Т. 9. С. 35. Из истории дагестанской вексиллологии к вопросу о знамени Аварского ханства 187 Аварского хана 2. Руководствовались они словесным описанием знака в статье Г. Тогошвили, опубликованной в 1979 г. в тбилисском сборнике Ис точниковедческие разыскания 3. Изображение флага, реконструирован ного художниками Еленой и Тагиром Гапуровыми, было опубликовано в 1992 г. в Историко биографических и исторических очерках Хайдарбека Геничутлинского4 рис Получилось довольно известное в настоящее вре мя стилизованное изображение на черном фоне над геометрической це пью гор изображен волк, в передних лапах которого размещен штандарт с солярным символом, голова волка повернута назад, в сторону полумесяца в правом верхнем углу полотнища. Однако насколько этот реконструирован ный на основании письменных источников флаг соответствовал отправно му источнику Вахушти составил два географических ат ласа первый, Казанский в 1735 г., и второй, Петербургский с уточнениями и дополне ниями в 1742 1743 гг Каждый атлас состоял из обзорной карты, в относительно мелком масштабе изображающей всю Грузию с приле гающими к ней областями, и ряда крупномас штабных, подробных карт отдельных частей страны. Как было отмечено исследователями, особенно подробно и верно изображена у Ва хушти территория Картлийского, Кахетского и Имеретского царств. Остальные территории изображены более схематично на основании упрощенной маршрутной сети, либо же по картам других авторов6. Нас интересует первый атлас Вахушти, в котором находится Карта Иберийского царс тва или всей Сакартвело так называемая 2 Хайдарбек Геничутлинский. Историко биографические и исторические очерки пер. с араб. Т.М. Айтберова под ред. М.Р. Мугумаева, вступ. статья, комм. и общая ред. В.Г. Гаджиева. Махачкала, 1992. С. 168. 3 Тогошвили Г.Д. Вопросы истории народов Северного Кавказа в труде грузинского историка XVIII в. Вахушти Багратиони Источниковедческие разыскания. Тбили си, 1979. С. 192. 4 Хайдарбек Геничутлинский. Указ. соч. С. 168. 5 Впервые оба атласа были опубликованы в 1997 г., к юбилею 300 летия со дня рож дения ученого Академией наук Грузии и Институтом географии им. Вахушти Багра тиони в издании Вахушти Багратиони. Атлас Грузии, XVIII век Тбилиси 6 Маруашвили Л.И. Вахушти Багратиони, его предшественники и современники. Географические труды и путешествия. М., 1956. Знамя аварских ханов ре конструкция Елены и Тагира Гапуровых, 1992 г 188 П.И. Тахнаева Общая карта Грузии О ней академик М.И. Броссе в 1852 г. писал Первая из сохранившихся пяти карт этого атласа, есть общая карта Грузии. На особом щитке грузинская надпись с подробным исчислением разных стран, включенных в карты. Это исчисление оканчивается словами Мною описа ны с поспешною охотою. Ваш слуга царственный Вахушти. Гербы или зна ки всех тех частей порознь выше выставлены. 1735 янв. 22 Действительно, на этой же карте изображены 16 гербов всех частей бывшего грузинского царства 7. М.И. Броссе несколько небрежен в обобщении, когда пишет, что на этой карте изображены гербы всех частей бывшего Грузинского царс тва он уже отмечал выше, что на особом щитке грузинская надпись с подробным исчислением разных стран, включенных в карты Практика подобного размещения гербов была распространенным явлением в геогра фических трактатах и картах XIV XVII вв., которые содержали значитель ное количество различных изображений и описаний гербов8. Сам Вахушти называет свои изображения на карте гербами или зна ками По всей видимости, гербами являются изображения Картлийского, Кахетского и Имеретского царств, несомненно, хорошо известные царевичу Вахушти. Трудно пройти мимо замечания современных исследователей о картографической основе первого атласа Вахушти которая недостаточ но точна и построена путем простого разделения пространства на прямо угольники вместе с тем наиболее совершенны изображения территории царств Картли, Кахети, Имерети. Местность там изображается с большой подробностью, вплоть до небольших селений 9. Замечу, непродолжитель ный период времени август ноябрь 1722 г. царевич Вахушти сам являл ся правителем Картлийского царства. Любопытно было бы сравнить гербы этих царств по Вахушти с их более ранними изображениями, известными по русскому гербовнику Титулярник 1672 г. царя Алексея Михайлови ча, в котором были изображены четыре кавказских герба Грузинских и Карталинских земель Черкасских и горских земель Иверской земли герб Кабарды 10. К сожалению, у Вахушти, много позже Титулярника со ставлявшего свои геральдические знаки последние три отсутствуют. 7 Броссе М.И. О бумагах астронома Делиля, хранящихся в архиве Императорского Русского географического общества. СПб., 1852. С. 2 3. 8 Королев Г.И. Гербы в географических трудах XIV XVII вв. Исторический источ ник человек и пространство. М., 1997. С. 304. 9 Абрамидзе Т.З. Географические и исторические изыскания Вахушти Багратиони 1696 1784 в контексте грузинской эпохи XVIII в. Вестник Костромского государс твенного университета им. Н.А. Некрасова. 20 13. 1С. 139. 10 См. Царский Титулярник. М., 2007. Т. 1 Из истории дагестанской вексиллологии к вопросу о знамени Аварского ханства 189 Современные исследователи гербоведы М.В. Загоруйко и И.Л. Бичи кашвили полагают, что в атласе Вахушти изображены рисунки знамен М.В. Загоруйко также предполагает, что лишь в ряде случаев мы имеем дело со знаменами, разработанными царевичем он склонен усматривать в знаках Вахушти также символы народов и княжеств, находившихся на территории современной Грузии, Осетии и Дагестана Автор уверен, что данные земли имели сложившийся и общепринятый символизм, извест ный и принимаемый не только внутри княжеств, но и за их пределами 12. Но чем являлось известное в числе этих гербов и знаков изображение, имеющее отношение к Дагестану Знак лекиса дагьистаниса представляет собой светло зеленое полот нище в виде штандарта, без перекладины форма, избранная автором для всех знаков На нем центральной фигурой изображен выбегающий из за горной гряды волк, задняя часть его тулова скрыта меж гор, между передни ми лапами размещено древко флага с двухконцовым полотнищем, шаро видное навершие венчает фигурный наконечник. Знак сверху надписан на грузинском языке лекIиса дагьистаниса горцев дагестанских Вахушти отобразил на карте и этнополитическую картину частей Да гестана середины XVIII в., раскрасив и надписав их Андреевцы Авары Леки Дидо Дидоети Хунзахи Гулхадари Кулмухи Дагиста ны Чилдагистани Табасараны Куба Мускуры 13. Историческая Бичикашвили И.Л. О грузинском историческом государственном флаге и гербе Гербовед. 1998. 29. С. 134 14 2 Загоруйко М.В. Символы современной Грузии историческая ретроспектива http www.e notabene.ru hr artiсle 14534.html 13 Андреевцы Эндирейское владение территория нынешних Хасавюртовского и большей части Бабаюртовского районов Авары общество Бактлулал Гумбет примерно соответствующее современным Гумбетовскому, Казбековскому районам и частично прилегающие территории Чечни Леки Хиндалал современный Унцу кульский, Гергебильский, части Хунзахского, Гумбетовского районов Дидо север ная часть современного Цунтинского района Дидоети южная и западная части современного Цунтинского района Хунзахи Аварское нуцальство современные Хунзахский, большая часть Шамильского, Ахвахского, Ботлихского, Цумадинского районов и другие сопредельные территории, в том числе горная Чечня Гулхадари современные Тляратинский, Чародинский, частично Гунибский районы Енисели Закатальский округ Кулмухи Гази Кумухское ханство современные Лакский, Кулинский районы, частично Дахадаевский, Чародинский и некоторые районы Юж ного Дагестана Дагистаны охватывает территорию соответствующую Тарковс кому шамхальству, Акуша Дарго, Кайтагскому уцмийству равнинный Дагестан от река Сулак и почти до Дербента Чил Дагистани то есть внутренний Дагестан охватывает большую часть южного Дагестана Табасараны современные Табаса ранский, Хивский районы Куба горная часть Кубинского ханства ныне Кубинс кий, Кусарский районы Азербайджанской Республики Мускуры низменная часть Кубинского ханства ныне Хачмасский район Азербайджанской Республики 190 П.И. Тахнаева география Дагестана этого периода предполагает на карте ряд этнополи тических образований, которые не всегда коррелируют с представления ми о них Вахушти Аварское ханство Хунзахи Казикумухское ханство Кулмухи Тарковское шамхальство Дагистаны Мехтулинское ханс тво, Кайтагское уцмийство, Эндиреевское Андреевцы Аксаевское и Кос тековское владения, ряд крупных союзов сельских обществ 14. В частности, под этнонимом леки в Грузии понимали обычно дагестанцев в целом 15, Вахушти же размещает территорию Леки в северных и северо восточных аварских районах, в основном в историческом Хиндалале, словно очерчи вая географические пределы, откуда в основном исходила угроза так назы ваемой лекианобы Таким образом, знак лекиса дагистаниса автор от носит к определенной исторической области. Как было неоднократно замечено исследователями, высокой точностью географические сведения Вахушти по территориям за пределами Грузии не отличаются. Тем не менее, вызывает удивление, что область Леки и Хун захи издревле известное своими тесными политическим связями с Грузи ей государственное образование, у Вахушти территориально не совпадают, хотя по грузинской средневековой хронике Картлис Цховреба датируе мой ХI ХII в. существовала прямая историческая связь между Хунзахи и леками Грузинский историк ХI в. Леонти Мровели писал о Хозонихе, что был самым знаменитым в роду Лекана который ушел в горную теснину, воздвиг там город и дал ему свое имя Хозонихети 16, и о землях Леке тии которые тянулись от моря Дарубандского до реки Ломеки Терека 17. Под исторической Лекетией, по мнению этнографа кавказоведа А.В. Гад ло, скрывается государственное образование Сарир 18, которое к концу ХII в. распалось на ряд независимых союзов политических образований с выде лением более сильного, Хунзахского нуцальства, ставшего вскоре одним из политических центров в регионе. К XVIII в. верховенство аварских нуцалов ханов признавали практически все аварские общества 19. Сказанное позволяет полагать, что знак лекиса дагистаниса изобра женный на карте Вахушти, мог принадлежать аварским ханам, быть стя 14 Алиев Б.Г., Умаханов М. С.К. Историческая география Дагестана XVII нач. XIX в. Махачкала, 1999. 15 Абдуллаев И Микаилов К.Ш. К истории дагестанских этнонимов лезг и лак Этнография имен. М., 197 1С. 15. 16 Мровели Леонти. Жизнь Картлийских царей. Извлечение сведений об абхазах, на родах Северного Кавказа и Дагестана пер., предисл. и комм. Г.В. Цулая. М., 1979. С. 25. 17 Мровели Леонти. Жизнь грузинский царей Картлис Цховреба. История Грузии. Тбилиси, 2008. С. 14. 18 Гадло А.В. Этническая история Северного Кавказа X XIII вв. СПб., 1994. С. 184. 19 Алиев Б.Г., Умаханов М. С.К. Указ. соч. С. 246. Из истории дагестанской вексиллологии к вопросу о знамени Аварского ханства 19 1 гом Аварского ханства, несмотря на то, что надпись леки на этой карте покрывает территорию не Аварского ханства, а Хиндалала. Однако, как представляется, на мой взгляд, ни в первом случае Аварское ханство ни во втором Хиндалал неуместно допускать принадлежность знака лекиса дагестаниса к какому либо из дагестанских политических образований, мусульманских, если помнить о том, что речь идет о середине XVIII в. и о существовавшем в исламе запрете на изображение живых существ. Скорее, этот знак леков горцев дагестанских имеет условный характер, является изображением самого Вахушти, а не передает реально существовавшую эм блему. На это может указывать само наличие и необычность изобразитель ного сюжета и отличие этого знака от известных дагестанских знамен, хотя и более поздних. Возможно, что в образе волка, появляющегося из за гор, царевич Ва хушти условно изобразил дагестанские народы. Это животное традицион но олицетворяло у многих народов Дагестана храбрость, мужество, отва гу. Кавказовед П.К. Услар в конце 1890 х гг. писал о культе волка у аварцев Всякое уподобление волку у горцев считается похвалой, подобно тому, как у нас уподобление льву 20. В 1920 е гг. этнограф Г.Ф. Чурсин отмечал, что культ волка популярен в центральных аварских районах, подчеркивая, что смелость и отвага, с какими волк совершал свои хищнические набеги, по родили у аваров уважение к нему, некоторого рода культ У него нет ни стад, ни закромов, он добывает пропитание своей удалью. Уважая волка за силу, смелость и отвагу, народ естественно приписывает различным частям тела волка магические свойства. К примеру, волчье сердце варят и дают есть мальчику, чтобы из него вышел сильный, воинственный мужчина 2 1Если автором рассматриваемого изображения, как я полагаю, являлся грузин, а не дагестанец, то, возможно, образ волка ассоциировался у него совсем с другими качествами этого животного, а именно с хищничеством, разбоем, нападением. О лезгинских набегах получивших название груз. лекианоба и вошед шее в грузинский язык наряду с синонимами арабской, ирано турецкой агрессии арабоба, османолоба, кизилбашоба22 грузинские историки писа ли Их главной целью являлось не покорение страны, а захват пленных и другой добычи. Лезгины разбивались на мелкие отряды, совершали набеги, похищая людей и грабя население. Отряды лезгин врывались в грузинские селения и, пользуясь отсутствием мужчин, занятых в поле, уводили женщин и детей и расхищали имущество. Нагруженные добычей, лезгины скрытыми тропами и по безлюдным местам возвращались в Да 20 Услар П.К. Этнография Кавказа. Аварский язык. Тифлис, 1889. Ч. III. С. 50. 2 1Чурсин Г.Ф. Авары. Махачкала, 1995. С. 58. 22 Мегреладзе Д.Г. Из истории грузино дагестанских взаимоотношений Мацне. Тбилиси, 1967. 6. 192 П.И. Тахнаева гестан. И снова возвращались в Картли и Кахетии для новых грабежей. Особенно участились набеги на Картли и Кахетии в 1754 1760 гг. 23. Еще в конце XVII в., в 1669 г. сын антиохийского патриарха Макария Павел Алеп пский, побывав Грузии упоминал об одном из правителей леков шевка ле лезгинском и его подданных, у которых и дела иново нет, как красть и пленити в Кахете християнов грузинцов. Когда Теймураз царь жив был, всегда с ним бился, и как ево не стало, укрепишася они и беспрестанно пленят християнов 24. Спустя чуть более ста лет, в конце XVIII в., в 1784 г. полковник С.Д. Бурнашев, российский комиссионер уполномоченный при карталинском и кахетинском царе Ираклии II писал князю П.С. Потемкину о 46 ти дагестанских селениях коим е. выс. царя Ираклий яко некоторую подать выдавал пред сим 25 в ряде случае речь в списке шла не об отдельных селениях, а аварских сельских обществах Чуть позже в другом рапорте, с приложением списка дагестанских деревень, находящихся в мирных от ношениях с Грузией, и о расходах, связанных с поддержанием этих отно шений говорящее название списка автор перечислит лезгинские мес та аварские, даргинские, лакские, табасаранские, кумыкские селения и общества и назовет получающих жалованье от Грузии лезгин всего 440 старшин 26. Напомним, что в конце XVI в. пограничная часть Кахетинского царства, позже известная как Саингило, фактически была отдана шахом Аббасом I во владения своим дагестанским союзникам, а в начале 1720 х гг. отец царе вича Вахушти царь Вахтанг VI активизировал свои усилия по противодейс твию набегам горцев и в 1722 г. решил присоединить свои силы к армии Петра I во время его Персидского похода. Однако заключение мира между Персией и Россией привело вскоре к включению Грузии в состав Османской Турции и активизации набегов горцев. Не исключено, что именно эта тяже лая ситуация обусловила знак лекиса дагестаниса в образе волка, напада ющего с гор, на карте Вахушти. Возвращаясь к знаку лекиса дагестаниса обратим внимание на флаг, размещенный в его лапах. В местных источниках почти не известны опи сания знамен тех или иных этнополитических образований Дагестана, кроме самого упоминания их. Ознакомившись с коллекцией дагестанских горских знамен времен Кавказской войны имамов, наибов, сотенных хра нящихся в Национальном музее Грузии и Дагестанском государственном 23 Бердзенишвили Н., Джавхишвили И., Джанашиа С. История Грузии с древнейших вре мен до начала XIX в Тбилиси, 1946. Ч. 1С. 405 438. 24 Асатиани Н.Ш. Материалы к истории Грузии XVII в. Описание Грузии, составлен ное Павлом Алеппским Тбилиси, 1973. С. 77 78. 25 Межкавказские политические и торговые связи Восточной Грузии сб. док тов. Тбилиси, 1980. С. 162 163. 26 Там же. С. 173 174. Из истории дагестанской вексиллологии к вопросу о знамени Аварского ханства 193 объединенном историко архитектурном музее из собрания Кавказского военно исторического музея можно сделать следующие предварительные заключения 1знамена отличаются как по функциональному назначению, так и по техническом исполнению полотнищ ткань, рисунок, цвет, размер, форма 2 знаменные полотнища имели разнообразную форму от треугольных, прямоугольных и до фигурных, так называемых рыцарских трехконцо вых и двухконцовых 3 надписи знаменных полотнищ носили религиозный характер в ос новном суры из Корана 4 построение знаменных полотнищ горцев носило произвольный ха рактер, в имамате не были регламентированы и формализованы какие ли бо иконографические, либо колористические особенности знаменной сим волики. Нужно отметить, что в аварском фольклоре знамя фигурирует как не пременный атрибут военных походов. В одной из исторических песен о событиях времен конца XVIII в. упоминаются знамена войска правителя Аварского ханства Уммахана Вахъана ГIумахан гъизилбашалъе ТIад та рихал хъварал дугъалги росун Выступил Уммахан в Кызылбаш Взяв зна мена, покрытые надписями 27. В другой исторической песне, Шабан из Джара о событиях 1830 г. у аварского войска упоминаются те же знамена с навершиями Зудихъ моцI бахъулел дугъалги росун Цо къукъани араб Со знаменами, чьи острия достигают луны, Отправилась дружина 28. В исторической песне, повествующей о событиях времен А.П. Ермо лова 1820 е гг. вновь упоминаются знамена времен Уммахана Вахъ инарищ тIаде, лачен ГIумахан ГIурусал кIурулеб къолденги борчун ТIад тарихал хъварал догъалги росун Не встанешь ли, сокол Уммахан В коль чуге, наводящей на русских страх Со знаменами в письменах 29. В этой же песне упоминаются отрядные знаменосцы Гъорлъе жорон унел байрахъча гIигун Со знаменщиками, бросающимися в гущу врагов 30. В целом фольклор дает нам, помимо самого факта наличия знамен в войсках, общее визуальное представление о знаменах аварского войска времен Уммахана на высоких древках, с металлическими навершиями и надписями на полотнищах. Одно из таких знамен изображено на картине художника Н.С. Самоки ша Баталия при реке Иори 1888 Знамя горцев можно рассмотреть на 27 МагIарул хъалкъиял кIучIдул хIадурана С.М. ХIайбуллаевас, М. К. Гьиматовас. МахIачхъала, 200 1С. 228. 28 ЧIарахъа ШагIбанил кIечI Шабан из Джара Ахлаков А.А. Героические песни и баллады аварцев. Махачкала, 1972. С. 53, 200. 29 Ермолов Дагъистаналде вачIин Приход Ермолова в Дагестан Там же. С. 45, 205. 30 Там же. 194 П.И. Тахнаева втором плане на высоком древке с копьевидным навершием развевается полотнище красного цвета. Известно, что художник специально ездил на Кавказ, в Тифлис для сбора материалов для картин, заказанных Кавказским военно историческим музеем. В 1887 1889 гг. вместе с И.К. Айвазовским, Ф.А. Рубо и А.Д. Кившенко художник написал несколько работ для Кавказс кого военно исторического музея Храм Славы в Тифлисе. Он создал тогда три полотна Сражение при Авлиаре Баталия при реке Иори Защита Наурской станицы которые принесли ему известность как баталисту. На картине Баталия при реке Иори 1888 по замыслу автора, был изображен кульминационный момент, когда решалась судьба сражения. По Указателю 1907 Кавказского военно исторического музея, на картине изображен момент, про который генерал Лазарев доносил Мы приняли их картечным и ружейным огнем, затем бросились в штыки и вместе с по бедным русским ура погибла вся неприятельская сила. Сам Омар хан по лучил смертельную рану, и знамя его было взято мушкетерами 3 1То есть на картине изображено знамя правителя Аварского ханства. На самом деле, в тот же день, буквально с поля сражения, генерал майор Лазарев доносил генерал лейтенанту Кноррингу в рапорте от 8 ноября 1800 г., что знамен трофейных было захвачено несколько, но о знамени дагестанского владельца Омар хана он ничего не сообщает Сверх же того взято у неприятеля несколько знамен, которые подбираемы были по большей части грузинскими конными воинами Возможно, он не успел сделать это в спешке, в конце рапорта он приписал Я не премину, прибыв в Тифлис, с прописанием подробных всех обстоятельств события сего, пред ставить список особенно отличившихся ныне спешу о всем сем, сколь поспешность позволяет вкратце известить Ваше Пр евосходительство 32. Чуть позже он написал другой рапорт, но и там не упоминал знамя да гестанского владельца Омар хана Из рапорта генерал майора Лазарева ге нерал лейтенанту Кноррингу от 14 ноября 1800 г. У неприятеля отбито выстрелами нашими несколько знамен, в чем особенно отличился мушке терского батальона пор учик Новицкий, находясь с охотниками против не приятеля впереди и убив собственноручно одного неприятельского знаме носца, взяв его знамя себе прочие знамена подбирала грузинская конница, имея проворных лошадей и быстро примечая, где от выстрела повалится знамя. Препровождая при сем представить честь имею одиннадцать знамен, во время сражения у неприятеля отбитых 33. Генерал майор Лаза рев также дал высочайшую рекомендацию мужеству и храбрости команди ру Кабардинского мушкетерского полка генерал майора Гулякова. Позже 3 1Указатель по Кавказскому военно историческому музею. Тифлис, 1907. Правый зал. С. 1 32 Акты Кавказской археографической комиссии. Тифлис, 1866. Т. 1С. 169. 33 Там же. С. 170. Из истории дагестанской вексиллологии к вопросу о знамени Аварского ханства 195 император Павел наградил генерал майора Гулякова командорским крес том ордена Святого Иоанна Иерусалимского, а его батальон, впервые взяв ший горское знамя получил полковое Мальтийское Георгиевское знамя с надписью С нами Бог За взятие у Аварских войск знамени при реке Иоре, 7 ноября 1800 г По Указателю Кавказского военно исторического музея известно, что наградные знамена Кабардинского мушкетерского полка За взятие у Аварских войск знамени при реке Иори 7 ноября 1800 г. посту пили в 1906 г. из Артиллерийского исторического музея Санкт Петербурга, однако само трофейное знамя Аварского войска в Тифлис не поступило34. Возможно, Н.С. Самокиш мог видеть трофейное знамя в Петербурге, в Артиллерийском музее. Художник жил в Петербурге, а с 1887 г., как прико мандированный к военному ведомству, нередко выполнял по его заданию рисунки, посвященные маневрам и истории кавалерийских полков и впол не мог рассмотреть его в коллекции знамен знаменитого Артиллерийского исторического музея. Изначально трофейные знамена, поступавшие с Кавказа в XVIII XIX вв. передавались в Царскосельский дворцовый арсенал в 1864 г. хранилище Арсенала было передано в ведение Министерства юстиции, а, чуть позже, все его имущество было распределено между Императорским Эрмитажем, Петропавловским собором и Оружейной палатой в Москве, при этом основ ная часть коллекций поступила в Кронверк Петропавловской крепости, где был образован Артиллерийский исторический музей. Кроме того, знамена хранились в Петропавловском, Казанском, Спасо Преображенском и Тро ицком соборах традиционных памятниках русской военной славы, а так же в полковых соборах, церквах и музеях. Об этих знаменах вспомнили в 1888 г., когда в Тифлисе создавали Кавказ ский военно исторический музей Храм Славы Предполагалось привезти в музей все трофейные кавказские знамена, а также трофеи русско персид ских и русско турецких войн, но этого не случилось. В общей сложности в музей за 1907 19 12 гг. успели передать 42 горских знамени дагестанских 35. Однако не все знамена были переданы в Кавказский военно исторический музей. Знамена иных государств и народов остались в Эрмитаже и Артил лерийском историческом музее. В Кратком указателе коллекции Артиллерийского исторического му зея отмечается, что в коллекции помимо прочих знамен имеется свыше 1000 знамен турецких и вообще мусульманских В 1948 г. основная масса знамен из Артиллерийского музея поступила в Государственный Эрмитаж, где они хранятся до сих пор в Артиллерийском музее остались знамена ар 34 Указатель по Кавказскому военно историческому музею. Тифлис, 1907. С. 8. 35 Центральный исторический архив Грузии. Ф. 1087. Оп. 2. Д. 222. Опись иму щества хранящегося в Кавказском военно историческом музее Храма Славы 13 ноября 19 12 г. 196 П.И. Тахнаева тиллерийских частей, в Центральный Военно Морской музей были переда ны морские знамена У знамен владетелей Аварского ханства не было возможности сохра ниться на родине в силу определенных исторических коллизий. В сентябре 1835 г. в Хунзахе во время вспыхнувшего заговора против имама Гамзата был подожжен ханский дворец. По всей видимости, именно там хранились знамена, символы высшей власти ханства в отличие от военных отрядных, сотенных стягов где они и погибли в огне. Известно, что одно из жалованных хунзахцам аварским ханам рус ских знамен каким то образом сохранилось о нем упоминает очевидец, повествуя о событиях 1843 г. Могли ли сохраниться другие По видимому, нет. Известно, что в 1882 г. жители аварцы селения Хунзах обращались к командующему войсками Кавказского военного округа генералу адъ ютанту князю Дондукову Корсакову с просьбой об исходатайствовании им нового знамени взамен, по их словам и расспросам местных жителей, сгоревшего 36. Таким образом, трофейное аварское знамя, взятое в битве на реке Иори и сразу ставшее музейным экспонатом, очевидно, единственное, которое могло сохраниться. В Государственном Эрмитаже в настоящее время хранится одна из крупнейших коллекций знамен, штандартов, флагов, бунчуков, вымпелов и т. д., насчитывающая около 6500 предметов. Среди них около 4000 русских, около 600 европейских и около 2000 восточных знамен Средняя Азия, Кав каз, Персия, Турция см. вкладку, рис. 89. К сожалению, и поныне мусульманс кие знамена в восточной коллекции знамен Государственного Эрмитажа не ат рибутированы архив утерян и не изучены37. На основании сохранившихся ин вентарных записей по государственной или национальной принадлежности они предварительно распределяются следующим образом турецких 1859, персидских 2, кавказских 3. Это пока условное распределение, которое при проверке не всегда соответствуют действительности эта неопределен ность связана, прежде всего, с первоначальным хранением и учетом трофей ных знамен, которые после доставки в Петербург отправлялась на хранение в соборы Петропавловский, Казанский, Спасо Преображенский, Троицкий, где их развешивали на стенах и колонах. В результате такого хранения многие из них утрачивали полотнища, позднее полотнища могли быть прикреплены к другим древкам, теряли первичную паспортизацию с указанием происхожде ния. Поэтому уже в описях Достопамятной залы и Артиллерийского истори ческого музея, Царскосельского арсенала и других хранилищ часто содержатся самые общие определения, такие как знамя восточное знамя турецкое и т. д. По всей видимости, в их числе могут быть и не атрибутированные трофейные знамена Аварского войска и дагестанского владельца Омар хана 36 Военная история аварцев. Махачкала, 20 15. С. 372. 37 Вилинбахов Г.В. Русские знамена. СПб., 2006. Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте. Тахнаева П.И. Из истории дагестанской вексиллологии: к вопросу о знамени аварского ханства (2016)
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|
||||||
![]() | ||||||
© 2007-2025 Электронная некоммерческая библиотека открытого доступа «Гербовед.ру» Редакция: gerboved@gerboved.ru | › Пользовательское соглашение | ||||||
![]() | ||||||
Проект сетевого издания «Геральдика.ру» | ||||||
Примечание: представленные в библиотеке научные тексты размещены только для ознакомления и получены большей частью посредством распознавания оригинальных текстов публикаций (OCR), поэтому в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания и степенью сохранности бумажных оригиналов. |