| ||||||
Электронная научно-историческая библиотека «Гербовед.ру» | ||||||
» Библиотека › Гербоведение. Том V. (2016) › Молчанова О.В. К истории бытования герба графов Суворовых-Рымникских князей Италийских (по материалам коллекции Государственного исторического музея) | ||||||
Молчанова О.В.
К истории бытования герба графов Суворовых-Рымникских князей Италийских (по материалам коллекции Государственного исторического музея)// Гербоведение. Том V. (2016)Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: Гербоведение. Том V. - М.: Старая Басманная, 2015. С. 97-109 Аннотация: В отделе дерева и мебели Исторического музея хранится интересный памятник мебельного искусства – настольный кабинет, украшенный металлическими живописными пластинами (см. вкладку, рис. 64). На одной из них помещено изображение герба русского полководца Александра Васильевича Суворова (1730–1800). Об авторе публикации/статьи: Молчанова Ольга Васильевна (Москва) Просмотр публикации в формате PDF: › Молчанова О.В. К истории бытования герба графов Суворовых-Рымникских князей Италийских (по материалам коллекции Государственного исторического музея) (2016)
› См. также другие статьи Молчановой О.В.
в библиотеке найдено еще 3 публикации(й) автора
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать Текст из PDF-файла получен посредством автоматического машинного распознавания оригинального текста публикации (OCR-технологии), поэтому в нем содержатся многочисленные ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания текста. Текст предоставляется по принципу "КАК ЕСТЬ".
Объем текста: 63127 знаков (с пробелами)
о.в. Молчанова К истории бытования герба графов Суворовых Рымникских князей Италийских по материалам коллекции Государственного исторического музея В отделе дерева и мебели Исторического музея хранится интересный па мятник мебельного искусства настольный кабинет, украшенный металли ческими живописными пластинами см. вкладку, рис. 64 На одной из них помещено изображение герба русского полководца Александра Васильеви ча Суворова 1730 1800 Настольный кабинет популярный в европейских интерьерах XVII XIX вв. предмет мебели. Он представлял собой шкафчик высотой около полуметра со множеством выдвижных ящиков, потайными отделениями и распашными дверцами, в закрытом виде скрывающими все разнообразие начинки Многие ящики, отделения, да и сами дверцы имеют отдельные замки и запоры. По бокам шкафчика укрепляют ручки, позволяющие от носительно легко его переносить. При создании таких кабинетов исполь зовались ценные породы дерева. Они обычно бывают богато украшены, с применением различных художественных материалов и техник. В целом форма и декор кабинета оказываются выполнены в стилистике господству ющего направления в искусстве. Конструкция же кабинета явно указывает на его происхождение от сун дука, поставленного на бок и начиненного выдвижными ящичками. Не которые кабинеты сохраняли и верхнюю подъемную крышку. Возможно, прообразом европейского кабинета стали формы мебели, популярные в странах Востока Индии, Японии, Китае. Недаром колониальные державы сформировали свои национальные формы кабинетов к примеру, порту гальские контадоры связаны формой и приемами отделки с мебелью Ин дии, да зачастую и импортировались из Гоа По традиции считается, что первые кабинеты появились в Италии как и многие другие новинки тогдашней модной обстановки. Именно там еще в конце эпохи Возрождения сложился тип кабинета, композиционно явно ориентирующийся на тенденции архитектурного декора грамотные про порции, богато украшенный фасад, снабженный пилястрами и колоннами, карниз с фронтоном, полихромная разделка поверхности. Удовлетворял кабинет как предмет мебели и интерес к собирательству, накапливанию и систематизации неких занимательных сокровищ, с тем, чтобы иметь воз можность не только тешить самолюбие владельца, но и демонстрировать их избранным посетителям дома, ранжируя доступ посторонних буквально Молчанова О.В., текст, 20 16 98 О.В. Молчанова к внутреннему содержанию вещи, нарядной и занимательной самой по себе. Не исчезла в то время и потребность, сложившаяся в Средние века, закрывать ценности в складнях, глухих с замками переплетах и тому подобные приемы ограждения духовных и культурных ценностей от взгляда простецов. Особенный расцвет этот вид мебели обрел в эпоху барокко, вскоре поро див массу вариантов форм и конструкции. Наряду с настольными кабинета ми возникли их варианты на ножках, из этого же семейства появились бюро, конторки, секретеры и тому подобные удобные предметы мебели для сорти ровки и хранения всяких вещиц и бумаг, ценных для владельца мелочей. Для барокко важным свойством кабинета оказалась его мобильность, причем не только в целом виде. Пользование кабинетом подразумевало движение и как трансформацию формы, и как разнонаправленную мобильность множества элементов конструкции, и как перетекание элементов декора с внешних на внутренние поверхности, позволявшие будто бы выворачивать хранилище наизнанку Мобильность деталей была привлекательной и как возможность манипулировать разорванностью силуэта не только визуально, а в подлин ном движении. По вкусу времени пришлись возможности включить систему декора и конструктивные детали из блестящего металла, дополнить отделку кабинета полихромией, блеском. К месту в оформлении кабинетов эпохи ба рокко оказались и формальные стилевые признаки, в первую очередь, почер пнутые из арсенала архитектуры. Недаром некоторые кабинеты получили функцию кукольных домиков или хранилищ для минц коллекций. Возмож ность оформить особым образом отдельные ящики и полочки такого кабине та делало их интригующим динамичным трансформером, открывающим то свиток, то фигурку из цветного камня, то раковину с далекого побережья, то дозу табака или флакон, а то и мешочек монет. Ящики оклеивались бумагой, тканью, получали вкладыши из гигроскопических или мягких пород дерева. В кабинете универсальность, многофункциональность и мобильность соеди нились с декоративностью и занимательностью. Его общая конструкция и внешний вид, многочастность и закрытость подразумевали не только разум ное размещение и сохранение, но и возможность поиска сокровищ. Внешний вид кабинета указывает на его место в интерьере и основные функции. В многочисленных ящиках этого предмета мебели хранились не большие по размеру ценные вещи и бумаги, особо важные для владельца. При необходимости эта мобильная сокровищница могла быть перенесена в другие покои или даже в другое жилище, взята в путешествие, спасена при опасности. Но обычно кабинет служил достойным украшением жилых или парадных помещений дворцов, богатых домов или иных обиталищ знатных людей. Его выставляли обычно на особой консоли или просто на столе. Бога тый декор, покрывающий его со всех четырех сторон, позволял размещать шкафчик и посередине комнаты. С закрытыми дверцами кабинет оставался нарядным и модным предметом мебели. Ну а с распахнутыми ее подлин ным украшением, наряду с коврами, картинами, скульптурой, зачастую пре К истории бытования герба графов Суворовых Рымникских князей Италийских 99 восходящим эти произведения искусства тонкостью отделки, красочностью и другими художественными достоинствами. Обыкновение помещать на внутренней стороне дверец и на скрываемых ими панелях различные изоб ражения, объединенные художественным замыслом, тематикой или даже единым сюжетом, придавало такому элементу интерьера функцию иллюс трированной книги или походного иконостаса. Возможность же скрывать за дверцами от посторонних начинку кабинета и часть его украшений при давала шкафчику дополнительную занимательность, заставляя ценить воз можность видеть его с распахнутыми дверцами. В определенные эпохи эта особенность казалась владельцам особенно ценной. К числу их относится и период конца XVIII начала XIX в. эпоха богатая не только развитием литературных форм, в том числе и эпистоляр ных, но и формами невербального общения. При этом последние обретали сложную многоуровневую структуру, используя шифры, эмблемы, созда вая бесчисленное число символических образов как в профессиональном искусстве, так и в ежедневном обиходе. Благодаря этому быт культурных и образованных слоев общества не только эстетизировался, но и насыщал ся сложными ассоциативными образами. Базой для формирования такого культурного языка зачастую становились вновь обретаемые научные зна ния, а не только актуализированные античные и средневековые традиции. Желание же комфорта, при все более распространенной привычке к путешествиям по деловым и личным надобностям, включая знаменитый гранвояж путешествие в Италию по открытии Помпей и Геркуланума, как цитадель высших достижений цивилизации вновь вызвала интерес к мобильной мебели. К числу самых устойчивых форм кабинета относится тип итальянский, с распашными дверцами. Он сложился в XVII в. и его лучшими образцами стали флорентийские кабинеты с декором из цветного камня знаменитой petra dura, флорентийской мозаикой. Последняя отличается от иных разно видностей тем, что композиция набиралась из элементов, предварительно вырезанных по форме силуэта цветового пятна. Такая великолепная камен ная аппликация позволяла продемонстрировать не только мастерство ху дожника мозаичиста и мастера камнереза, но и природную фактуру и цвет поделочного камня. Одним из устойчивых мотивов отделки флорентийских кабинетов стали изображения птиц среди ветвей и цветов. Она удовлетво ряла эстетические потребности современников и вселяла в них гордость как образец гармоничного союза человека как ремесленника, мастера и природы Творца идею еще вполне ренессансную, но не противоречащую и последовательно сменявшим ее идеям классицизма и барокко 1Такие ка бинеты делались по заказу лучшими мастерами и затем оказывались при 1Сейчас часть этих флорентийских кабинетов собрана в так называемой люксем бургской коллекции. 100 О.В. Молчанова больших и малых европейских дворах, во дворцах аристократов и вельмож. Помимо неподражаемых мозаичных полотен эти шкафчики украшались роскошным металлическим декором. Флорентийский кабинеты породили массу подражаний и вариантов, в которых использовались другие материалы и техники отделки маркетри, костяной и перламутровой мозаики по дереву. Естественно, использовались и возможности полихромной живописи масляными красками на различ ных поверхностях по преимуществу на дереве и металле. Металлическая основа могла полностью покрываться грунтом, по которому производилась роспись цветными красками, а могла быть умело включена в колористичес кую композицию, дополнять декоративность живописи. Постепенно модная форма мебели проникла в дома зажиточных горо жан, небогатых дворян и представителей других социальных групп, ориен тировавшихся в своем обиходе на быт аристократов и государей. Наряду с изысканными и дорогостоящими образцами декоративного искусства, создававшимися по особым заказам, часто по эскизам, лично одобренным вельможными владельцами, руками лучших мастеров, из драгоценных ма териалов и с использованием сложных технологий, стали создаваться ка бинеты попроще и подешевле, на продажу. Сложился особый круг таких предметов столяр создавал кабинет стандартных размеров, предусмотрев места для декоративных вставок. И имел набор таких вставок из того или иного декоративного материала, также как и комплект фурнитуры ручек, замков, запоров, петель Эти дополнения изготавливались другими ремес ленниками бронзовщиками, медниками, живописцами, керамистами и ремесленниками других специальностей. Покупатель получал возможность в соответствии со своим вкусом и кошельком приобрести кабинет нужной формы, конструкции и декора. Получал он возможность и обговорить с ме бельщиком некоторые эксклюзивные детали, в числе прочего поместить на фронтоне ка бинета изображение герба. К числу последних принадлежит кабинет с гербом графов Суворовых Рымникских кня зей Италийских, ныне находящийся в Истори ческом музее. Тут то и возникает атрибуционная пробле ма принадлежал ли кабинет к личным вещам великого полководца, когда и при каких обсто ятельствах он был создан, дополнен геральди ческой эмблемой и обретен владельцем В Исторический музей этот предмет посту пил в 1928 г., в феврале 1929 г. оказался запи санным в Главную инвентарную книгу с указа нием, что передан он в отдел домашнего быта Герб графов Суворовых Рымникских князей Италийских Общий гербовник дворянских родов Всероссийской империи 1800 г. К истории бытования герба графов Суворовых Рымникских князей Италийских 10 1был такой в структуре музея в 1920 е гг. ГИМ 66322 Д II 2096. 14 февраля 1929 года. Шкафчик черного дерева с двумя дверцами и 14 ю выдвижными ящиками с резьбой. На ящиках и дверцах вставлены медные пластинки с живописными изображениями событий из жизни Христа. В верху на дверце герб графа А.В. Суворова Рымникского князя Италийского. Снаружи нало жены бронзовые просечные украшения. По бокам 2 бронзовых ручки. Высо та 57 см. Из центрального хранилища Государственного музейного фонда. Акт 84 от 27 декабря 1928 года. В Отдел домашнего быта Источник поступления не раскрывает историю домузейного бытования памятника Государственный музейный фонд был хранилищем, где оказы вались собранными художественные предметы, до того пребывавшие в час тных домах и дворцах, в императорских и государственных резиденциях, в общественных и ведомственных музеях. Сохранялся ли этот интересный с различных точек зрения предмет в доме потомков великого полководца или других близких к его личности персон, оберегался ли он почитателями А.В. Суворова, например, в одном из полковых музеев или учебных заведе ний выяснить пока не удалось. Возможно, и впредь придется довольство ваться предположениями по этому вопросу. В целом это первичное описание кабинета соответствует действитель ности. Дано его видовое название шкафчик, и в общих чертах описана конструкция. Отдельные деревянные детали действительно резные, но в целом декор образован накладными деталями, лишь имитирующими рель ефную резьбу по массиву. Серия евангельских сюжетов на медных пласти нах создана неизвестным художником по мотивам популярных гравюр, не однократно воспроизводимым при оформлении предметов декоративного искусства. Герб же действительно принадлежит графу Александру Василье вичу Суворову Рымникскому, но уже во времена, когда он был пожалован титулом князя Италийского см. вкладку, рис. 65 2. При более подробном рассмотрении можно описать этот предмет мебе ли как кабинет настольный в форме шкафчика на четырех ножках в форме приплюснутого шара, с фигурным фронтоном, 2 распашными дверцами и выдвижным ящиком в нижней части. В фронтонной части размещены три выдвижных ящика по бокам и вверху и в центральной части за распаш ными дверцами еще 4 ящика 3 потайных, спрятанных за одним встав ным наружным На фронтоне две деревянные колонны фланкируют цен тральную часть, верхней его линии придана характерная барочная форма с симметричными декоративными пластинами завитками. На этих плас тинах и на филенках ящиков и дверец накладные орнаментированные деревянные детали. Рисунок этого рельефного орнамента подчеркивает 2 См. также Добровольская М.А. Печати с гербом Суворовых Рымникских, князей Италийских, в Эрмитаже Труды Государственного Эрмитажа. Л., 1986. Т. 26. С. 65 68. 102 О.В. Молчанова стильную форму предмета мебели. По фронтальной и боковым сторонам шкафчик черного цвета под цвет черного дерева внутренняя поверхность ящиков не тонирована и имеет естественный цвет древесины, но прикрыта наклеенной красной бумагой. Вставной ящик из светлого, очень плотно го и легкого дерева см. вкладку, рис. 66 На задней стенке шкафчика и на внутренней поверхности маленьких дверец геометрический орнамент в технике маркетри из пород дерева темного и светлого тонов. Композиция деревянной мозаики на задней стенке шкафчика воспроизводит конструк цию фасада, обозначая якобы дверцы и ящики, симметричные настоящим, тем, что на фасаде то есть представляет собой типичный жанр искусства XVIII в. обманку. Металлический декор и фурнитура литые из медного сплава, золоченые отдельные элементы ажурные, из них некоторые с гравированным орна ментом см. вкладку, рис. 67, 68 По бокам С образные литые ручки, укреп ленные на фигурных ажурных накладках, на верхних ящиках литые хват ки, на дверцах такие же петли. На ключевое отверстие дверцы в верхней части, в нижнем ящике и на обеих дверцах центральной части наложены ажурные фигурные накладки с гравированным орнаментом. Металличес кой пластиной прикрыта щель между створками дверец центральной части. Несколько удивляет разность металлических деталей и различие в качестве работы. Ажурные пластины сложные по рисунку, в орнамент включены эле менты гротеска, металл хорошего качества и покрыт золочением методом через огонь Литые же элементы стилистически менее определенны. Они кажутся скорее разнокачественными, чем разновременными. Очевидно, что подбор их при оформлении кабинета, осуществлялся из двух готовых наборов. Крепление и тех, и других металлических деталей указывает на неоднократность чинки шкафчика, сопровождавшейся демонтажем фурни туры. Дополняется нестроение простыми стальными гвоздями, довершав шими починку. На дверце в фронтонной части кабинета помещена прямоугольная ме таллическая пластина со скругленным верхом, на которой изображен по лихромный герб, уже изначально, при поступлении в музей, определенный как герб А.В. Суворова. Когда же дверцы на центральной части фасада рас пахнуты, то предмет мебели превращается в алтарь, однако венчает много частную композицию все та же пластина с гербом российского генералис симуса. Когда дверцы распахнуты, видно, что в центре, на пластине, по фор ме идентичной той, на которой изображен герб, размещено изображение Распятия на внутренних поверхностях распахнутых дверец Воскресение слева и Снятие с креста справа Вокруг центральной композиции на фи ленках 9 ящиков, на овальных пластинах написаны евангельские сцены, а на верхнем изображение Всевидящего Ока см. вкладку, рис. 69 Кроме того декор дополнен 10 пластинами с флористическими и орнитологичес кими мотивами. Любопытно, что, как это стало популярно для флорентий К истории бытования герба графов Суворовых Рымникских князей Италийских 103 ских кабинетов, пластины с птицами попарно помещены над пластинами с закругленным верхом, как бы восстанавливая прямоугольный формат эле мента композиции, но при этом не будучи с нею связанными тематически. Еще 4 пластины в форме вытянутого неправильного овала размещены над и под колоннами по сторонам от центральной пластины. Небольшой и довольно скромный шкафчик трансформируется в наряд ный, яркий, играющий золотистыми и красно зелеными тонами живопис ный алтарь полиптих. При этом он остается шкафчиком, скрывающим за распашными дверцами центральной части 10 выдвижных ящиков и отде ление с дверцей по центру, за которой, в свою очередь, по прихоти масте ра, оказались помещены дополнительный вставной и выдвижной ящики. Ручки этих ящиков и накладка на ключевое отверстие дверцы исполнены подобно тем, что оформляют элементы, видимые и при закрытии дверец центральной части. Вероятно, при первоначальной записи вкралась ошиб ка при подсчете количества ящиков, либо в их число были включены и вкла дыши, и ячейки за дверцами. Таким образом, перед нами типичный для XVIII в. предмет мебели, со зданный из недорогих материалов с использованием обычных для того времени технологических приемов. В целом, шкафчик имеет характерную барочную форму и причудливую конструкцию, включающую выдвижные и вставные ящики, несколько систем запоров, врезные замки. При этом с тыльной стороны он панно обманка. На основании конструктивных, технологических и стилевых особеннос тей кабинет может быть отнесен к западноевропейской мебели последней трети XVIII в. Отдельные элементы конструкции и декора определяют реги он Северной Италии как место его вероятного производства. Рассмотрим подробнее геральдический элемент, не только обозначаю щий принадлежность кабинета, но и размещенный таким образом, что он венчает очень важную композицию, обычно имеющую устойчивую после довательность и иерархию элементов. Герб изображен на французском щите, увенчан русской княжеской ко роной, нижняя часть которой оформлена как отделка горностаевым мехом с 5 хвостиками. Щит разделен поперечно на равные части. В верхней на золотом поле изображен двуглавый черный орел в двух коронах, с об витым лавровой гирляндой скипетром и державой в лапах и с голубым, непрописанным детально, щитом на груди. Под орлом изображена карта Аппенинского полуострова, расположенная горизонтально таким обра зом, что Адриатическое море подразумевается сверху Нижняя часть щита рассечена по вертикали и поделена диагоналями на 4 части, а вверху цен тральной части изображен геральдический щит, в свою очередь поделен ный вертикально пополам. По его периметру расположена белая лента с девизом ЗА ВЕРУ И ВЕРНОСТЬ На этом малом щите справа по геральди ческим правилам от зрителя же слева изображен серебряный доспех на 104 О.В. Молчанова коричневом подразумевается, видимо, золотом поле, а слева перекре щенные белые шпага и стрела, остриями вниз, на красном поле. В сегмен тах же основного поля поочередно размещены слева направо на красном поле жемчужное перо с литерой К по центру на красном поле в сиянии две сабли, острием вверх, образующие силуэт Андреевского креста на ко ричневом воспринимаемом нами как золотое поле красное сердце на синем поле композиция из ленты с надписью Р.РЫМНИКЪ изображаю щей означенную реку параллельно нижней линии поля, по диагонали щита над ней опрокинутый белый полумесяц. Над ними, в том же поле, большое облако, из которого в реку ударяют две молнии. В целом это изображение соответствует описанию герба графов Суво ровых Рымникских князей Италийских, внесенного в Общий гербовник 3 см. вкладку, рис. 70 см. рис Но есть и некоторые различия. Герб на ка бинете упрощен нет щитодержателей, намета, уменьшено число шлемов. Не все детали прописаны должным образом. Эти особенности можно легко объяснить ограниченностью формата работы и плохими навыками рисо вальщика, специализирующегося на стандартных композициях. Несом ненно, во всех случаях, этот неизвестный художник воспроизводил некие образцы, скорее всего, графические. По эскизу образцу, должно быть, вос производил он и геральдическую композицию. Однако данное обстоятель ство не объясняет важные новации в рисунке герба снаряжение российско го геральдического орла вместо короны и шпаги у него в лапах скипетр и держава громовые стрелы, ударяющие не в поверженный полумесяц, а рядом, в реку. Смысл этих элементов геральдической композиции быи ху дожнику не ясен или показался не существенным. 3 Курсивом выделены элементы, не воспроизведенные в гербе, помещенном на фронтоне описанного выше кабинета щит, рассечен горизонтально. В верхней час ти, в золотом поле российский государственный орел, на груди которого в щитке, на голубом поле вензель императора Павла I. Орел держит в левой лапе королевскую корону, а в правой шпагу, обвитую лавром. Ниже орла помещена карта Аппенин ского полуострова, положенная горизонтально. Нижняя половина щита рассечена перпендикулярно и двумя диагоналями на четыре части. Из них в правой верхней в пурпуровом поле алмазное перо с буквою К обозначающее Кинбурн мес то боя с турками на косе против Очакова, где Суворов был ранен. В левой верхней части, в голубом поле вылетающие из туч две громовые стрелы, поражающие луну, обращенную рогами вниз. Под ней диагонально течет река с надписью Рымникъ В левой нижней части, в серебряном поле красное сердце. Герб фамилии Суворовых помещен в середине гербового щита в особом щитке, окруженном лентой с девизом За веру и верность данным Суворову императором Римской империи Иосифом II при возведении в графы Римской империи. Над щитом на горностаевом намете мантии три шлема Щит покрыт княжеской мантией и увенчан российско княжеской шапкой Общий гербовник дворянских родов Всероссийской империи. СПб., 1800 Ч. 4. 7 К истории бытования герба графов Суворовых Рымникских князей Италийских 105 В то же время важной особенностью воспроизведения герба является то обстоятельство, что три буквенных фрагмента изображены абсолютно вер но, и графика письма соответствует русским шрифтам. Правда, следует при знать, что ни в девизе фамилии Суворовых, ни в названии реки, ни в лите ре, обозначающей город Кинбурн, нет букв русского алфавита, сложных для восприятия и копирования иностранцем. Они либо полностью графически совпадают с буквами алфавита латинского, либо очень близки к ним. С вос произведением подобных русских надписей по образцу легко бы справился и иноземец. Малый щит в центре это фамильный герб Суворовых, который Алек сандр Васильевич унаследовал от отца4. Фигуры на этом щите однозначно указывают на принадлежность семьи к сословию военному и на этом поп рище достойным образом отличившейся. Гордый девиз соответствует деви зу одного из главнейших орденов России Святого Андрея Первозванного, цвет его лент голубой, и он неоднократно воспроизведен на гербе гене ралиссимуса. Верхняя часть щита указывает на государственную миссию А.В. Суворова как полководца, и на то, что он положил к ногам своего го сударя, магистра Мальтийского ордена всю Италию 1799 г За эти воен ные победы он был произведен в генералиссимусы и возведен в княжеское достоинство с фамилией Италийский. Именно данный момент вершина военной карьеры и всей жизни А.В. Суворова зафиксирован в верхней час ти герба и отражен в его общем оформлении. В нижней же части отмечены главнейшие вехи в биографии владельца уничтожение турецкого десан та под Кинбурном 1787 г. и разгром превосходящих сил турок при реке Рымник 1789 г. в ходе русско турецкой войны 1787 179 1гг. Сердце здесь означает верность, а скрещенные сабли личную храбрость. В целом же герб А.В. Суворова обозначает, что его обладатель граф Российской импе рии с фамилией Суворов Рымникский, граф Священной Римской империи 1789 г. князь Российской империи с фамилией Италийский 1799 г. гранд испанской Короны, наследный принц Сардинского Королевского Дома до стиг этих высоких титулов благодаря воинской доблести и таланту полко водца. И почет ему дан за победы над внешними врагами Российской импе рии и всего цивилизованного мира, как он понимался в то время современ никами. Другие же достижения А.В. Суворова солдата и военачальника в гербе не отражены. 1799 год год великих побед великого полководца и год великих на град за них. Его биограф историк А.Ф. Петрушевский подробно описал этот период жизни Суворова5. Статус Александра Васильевича возносился головокружительно, что отражалось и возвеличиванием его официальных 4 См. о нем Дружинин П.А. Русский геральдический суперэкслибрис. М., 2000. С. 145 146 Он же. Геральдика и редкая книга. М., 20 14. Т. 2. С. 152. 5 Петрушевский А.Ф. Генералиссимус князь Суворов. СПб., 1909. С. 546 749. 106 О.В. Молчанова титулов. В Вену он прибыл в середине марта, в апреле возглавил союзную армию и начал боевые действия на севере Италии, и стал одерживать побе ду за победой Успехи были достойно вознаграждены. В середине лета сар динский король пожаловал А.В. Суворову звание фельдмаршала и главно командующего союзной австро российской армией и возвел, по праву первородства в достоинство князя, королевского родственника кузена короля и гранда Королевства Сардинского одновременно русский пол ководец был сделан великим маршалом пьемонтским. Император Павел I приветствовал его как родственника и дозволил Высочайшим рескриптом от 2 13 августа 1799 г. означенные титулы принять и пользоваться ими в России. Завершен же этот парад чествования великого полководца в том же месяце, спустя всего неделю. Именным Высочайшим указом от 8 19 авгус та генерал фельдмаршал граф А.В. Суворов Рымникский возведен с нисхо дящим его потомством в княжеское Российской империи достоинство. Пос ле последующего за этими успехами героического Швейцарского похода А.В. Суворову было присвоено звание генералиссимуса. Этот поход сентяб ря октября 1799 г. прибавил славы, хотя, казалось бы, апогей ее для смерт ного уже был достигнут. Возвращалась русская армия через Богемию и Се верную Австрию, сам полководец провел какое то время в Праге, а затем проехал через Краков, Кобрин, Ригу, Стрельну в Санкт Петербург. Русская армия двинулась домой в середине января наступившего 1800 г. По пути А.В. Суворов заболел и скончался в мае 1800 г. Таким образом, лишь в середине августа 1799 г. мог появиться герб Алек сандра Васильевича графа Суворова Рымникского князя Италийского в из вестном нам начертании. И владел лично он этим геральдическим знаком менее года. Летом и осенью 1799 г. А.В. Суворов был поистине кумиром всей Европы. За его здоровье пили и награждали его драгоценными подарками и награ дами короли, щедро миловал российский государь. Почести ему оказыва лись беспримерные. При всем своем известном чудачестве несомненно, усиливавшем колоритность его личности и дополнительно привлекавшем внимание к его персоне Александр Васильевич был человеком высоких и строгих понятий, всегда помнил, когда, где и с кем и в какой степени и фор ме можно позволять себе вольности поведения и поступков. Его появление в итальянских и немецких городах вызывало фантасти ческие всплески народного внимания. Имя Суворова, выросшее в Италь янскую компанию, после Швейцарской облеклось двойным блеском ког да он вступил в Германию, стал центром всеобщего внимания. Всюду на его пути, особенно же при более продолжительных его остановках в Линдау, Аугсбурге, Праге, стекались путешественники, дипломаты, военные, наез жали любопытные, чтобы услышать от него несколько слов, выразить ему К истории бытования герба графов Суворовых Рымникских князей Италийских 107 удивление или просто взглянуть на него 6. Дамы целовали ему руки и под носили ему детей для благословения, простолюдины на коленях заполняли площади Сам Александр Васильевич писал другу Мы здесь плавали в меде и масле 7. Улицы городов, освобождаемых союзническими армиями и, тем более, имевших честь принимать у себя знаменитого героя, украшались его порт ретами и вензелями. Поначалу внешность А.В. Суворова была мало извест на в Европе, немногочисленные его портреты, принадлежавшие соотечес твенникам, провоцировали настоящие паломничества любопытных. Очень скоро его изображения, в том числе и карикатурного характера, наводнили Европу. Быстро расходились портреты А.В. Суворова в итальянских, немец ких, австрийских землях, в Англии, конечно в России. Имя Суворова сде лалось даже предметом моды и коммерческой спекуляции явились Суво ровские прически, Суворовские шляпы, Суворовские пироги и проч. 8. Но что же шкафчик Даже невозможно представить, чтобы А.В. Суворов, денно и нощно нахо дившийся на глазах соратников, противников, любопытствующих и восхи щающихся, принял в подарок тем более заказал сам такой предмет если бы только он не был обеспечен особенным символическим значением, но такое обстоятельство обязательно нашло бы отражение в мемуарах и био графиях полководца Всю жизнь солдат и генералиссимус не видел пот ребности обставлять свою жизнь лучше лагерного образца он ненавидел роскошь, приписывая ей растлевающее влияние 9. А.В. Суворов в зените славы и достатка не имел даже собственных верховых лошадей 10, обед его обычно бывал прескверный до модной ли обстановки ему было Да и не отмечено, чтобы благодарное население, устраивавшее ему не подражаемые встречи и величания, позволяло себе предлагать какие ни будь материальные дары, кроме цветов, фруктов, лавровых венков 12. Такие подарки и подносились и принимались, безусловно, как символические. Имя и образ, сама личность новотитулованного князя Италийского были столь популярны, вызывали такой энтузиазм у публики, что, естес твенно, породило некую сувенирную индустрию. Конечно, Суворовские пироги могли быть испечены где угодно, но памятные вещицы, связанные непосредственно с личностью обожаемого героя, имели в глазах поклон 6 Там же. С. 7 12. 7 Там же. С. 7 13. 8 Там же. С. 628. 9 Там же. С. 748 749. 10 Там же. С. 564. Там же. С. 63 2 Там же. С. 7 12, 729. 108 О.В. Молчанова ников более высокую цену. Одежду его разрывали в некоторых местах на клочки, чтобы иметь память о великом современнике. Следуя сентимен тальной традиции, береглись оброненные им цветы или какие то мелочи. Издавались листы с его портретами фантастическими, реалистическими, карикатурными публиковались брошюры с описанием подвигов. Кто то из поклонников мог и специально заказать памятную вещь с изображением знаменательного эпизода его военной биографии или недавнего триумфа. Могли такую вещь украсить портрет или вензель героя. Воспроизведение же герба не укладывается в традицию, так сказать, геральдического обихо да Европы конца XVIII в. Владельческий герб применялся для обозначения собственности на печати, на экипаже, на посуде, на ливрее слуги, наконец. Также изображение герба могло прилагаться к портрету владельца. Однако украшение чужим гербом своего домашнего скарба Подобная вольность оказала бы сомнительную честь инициатору. Лишь малотребовательные потомки, случается, фальсифицируют релик вии в коммерческих или иных спекулятивных интересах, но кабинет с гер бом А.В. Суворова из собрания Исторического музея аутентичный арте факт, живописный декор которого создан одновременно и одним автором. Потому остается лишь одна версия создания этого предмета. Он был со здан летом 1799 весной 1800 г. в качестве предполагаемого подношения полководцу от лица простодушного обывателя, его поклонника. Но обсто ятельства явно продемонстрировали невозможность осуществления дара дарения. Потому, на память, шкафчик был взят кем то из русских офи церов не как деталь обстановки жилища, а как памятник важной эпохи, пусть лишь косвенно связанный с именем героя. Если со временем будут обнаружены его аналоги, тогда придется при знать, что ассортимент сувенирной продукции а ля Суворов гораздо шире, чем было принято считать до сих пор. Мог этот шкафчик добраться до России и при каких то других оказиях. В завершении, в поддержку неслучайности создания кабинета с гербом А.В. Суворова, следует подчеркнуть, что выбор тематики росписи был бы весьма характерен. Общеизвестна религиозная истовость А.В. Суворова, гармонично сочетающаяся с благочестием и набожностью русских, с не которым удивлением отмечавшаяся за границей 13. И в последние, триум фальные, месяцы своей жизни Александр Васильевич неоднократно имел возможность видеть искреннее и особенное отношение к нему не только как к успешному полководцу, но и как к вождю в духовном смысле. Очень показателен пример оказания ему особых почестей в Праге, при посещении им театра. Зрители устроили ему овацию, которую А.В. Суворов пытался ос тановить, пресечь, но затем уже просто кланялся, а в конце благословил 13 Там же. С. 546. К истории бытования герба графов Суворовых Рымникских князей Италийских 109 зрителей и в ложах, и в партере. Никто не находил это смешным, напротив, все отвечали ему полонами, точно папе 14. В таком контексте структура полиптиха, когда евангельский цикл вен чает герб этого человека, может оказаться закономерностью, а не дерзкой прихотью или небрежностью. 14 Там же. С. 7 17. Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте. Молчанова О.В. К истории бытования герба графов Суворовых-Рымникских князей Италийских (по материалам коллекции Государственного исторического музея) (2016)
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|
||||||
© 2007-2025 Электронная некоммерческая библиотека открытого доступа «Гербовед.ру» Редакция: gerboved@gerboved.ru | › Пользовательское соглашение | ||||||
Проект сетевого издания «Геральдика.ру» | ||||||
Примечание: представленные в библиотеке научные тексты размещены только для ознакомления и получены большей частью посредством распознавания оригинальных текстов публикаций (OCR), поэтому в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания и степенью сохранности бумажных оригиналов. |