| ||||||
![]() | ||||||
Электронная научно-историческая библиотека «Гербовед.ру» | ||||||
![]() | ||||||
» Библиотека › Гербоведение. Том V. (2016) › Яровая Е.А. Геральдические предметы из собрания Рыбинского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника: опыт атрибуции | ||||||
Яровая Е.А.
Геральдические предметы из собрания Рыбинского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника: опыт атрибуции// Гербоведение. Том V. (2016)Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: Гербоведение. Том V. - М.: Старая Басманная, 2015. С. 48-56 Аннотация: Сегодня русская геральдика как прикладная дисциплина переживает эпоху Ренессанса, и в свете резко возросших возможностей этой некогда опальной науки экспонаты музейных собраний, несущие дворянские гербы, предстают перед нами в новых, самых неожиданных ракурсах. Геральдическая экспертиза позволяет «заставить говорить» даже совершенно обезличенные предметы, всякая память об истории которых казалась утраченной без надежды на реконструкцию. Свои приоткрытые тайны есть и у экспонатов Рыбинского музея-заповедника Об авторе публикации/статьи: Яровая Елена Александровна (Санкт-Петербург) Просмотр публикации в формате PDF: ›
![]()
› См. также другие статьи Яровой Е.А.
в библиотеке найдено еще 57 публикации(й) автора
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать ![]() Объем текста: 44184 знаков (с пробелами)
Яровая Е.А., текст, 20 16. Е.А. Яровая Геральдические предметы из собрания Рыбинского государственного историко архитектурного и художественного музея заповедника опыт атрибуции Сегодня русская геральдика как прикладная дисциплина переживает эпоху Ренессанса, и в свете резко возросших возможностей этой некогда опальной науки экспонаты музейных собраний, несущие дворянские гербы, предстают перед нами в новых, самых неожиданных ракурсах. Геральдическая экспертиза позволяет заставить говорить даже совершенно обезличенные предметы, всякая память об истории которых казалась утраченной без надежды на ре конструкцию. Свои приоткрытые тайны есть и у экспонатов Рыбинского му зея заповедника. Вряд ли дворяне минувших столетий, помещая изображения своих гер бов на утварь, оружие, книги, произведения искусства, задумывались о том, какое значение получат эти родовые эмблемы для их далеких потомков. Ге ральдика была для них не наукой, а неким живым, хорошо разработанным комплексом правил, с помощью которых они утверждали свои амбиции и наглядно иллюстрировали владельческие права. Нужда дворянина в гербе была вполне практической. Применительно к предметам российского про исхождения атрибуция на основании размещенных на них геральдических изображений стала актуальной после революции 19 17 г., когда в музеи по током хлынули национализированные ценности. Данные об их происхож дении чаще всего утрачивались в ходе перераспределения имущества быв ших посредством которого следы, ведущие к хозяевам этих предметов, окончательно запутывались. Лишь гербы, разными способами нанесенные на произведения искусства, остались своеобразными маяками, подающими знак посвященному, который будет способен прочесть эту тайнопись. Своеобразным актом борьбы за сохранение преемственности в данной дисциплине стала деятельность известного гербоведа В.К. Лукомского, со здавшего в послереволюционном Петрограде Гербовый музей и ставшего основателем русской школы геральдической экспертизы. В.К. Лукомский сделал сотни атрибуций для музейных собраний, что помогло ввести в на учный оборот множество депаспортизированных вещей из разоренных дворянских усадеб. Однако традиция, заложенная им, естественным об разом прервалась, поскольку с окончательным определением идеологии нового строя любые формы сбережения памяти о бывших стали казаться политической крамолой. Несколько поколений музейных работников были вынуждены не замечать памятников геральдики, фиксируя их наличие, но не пытаясь проникнуть в послания, содержащиеся в эмблемах. Такова была повсеместная практика, охватывавшая и главные музеи страны, и собрания регионального значения. Ныне геральдическое знание снова служит музей Геральдические предметы из собрания Рыбинского государственного музея 49 ному делу. Его возможности я попытаюсь показать на наиболее ярких при мерах, связанных с Рыбинским государственным историко архитектурным и художественным музеем заповедником, консультировать который по вопросам, связанным с геральдикой, мне неоднократно доводилось. Хрестоматийным образцом сообщения буквально математической точ ности, заложенного в гербовую композицию, является небольшая фарфо ровая чашечка первой четверти XIX в. Прочтение ее геральдического кода, связанного с событиями в истории известнейших аристократических фа милий России, позволило взглянуть совершенно по другому на экспози ционную значимость этого предмета. Происходит он из коллекции лите ратора рубежа XIX XX вв. Евгения Николаевича Опочинина 1858 1928 владевшего усадьбой Максимовское в окрестностях Рыбинска. Опочинину, увлеченному коллекционеру с довольно ограниченными средствами, но разнообразными интересами, принадлежало любопытное собрание живо писи, графики и прикладного искусства. Наследники писателя, с 19 10 х гг. жившего в Москве, со временем частью раздарили, частью распродали большую часть собранного им. При этом ряд предметов оказался в Рыбин ском музее, соединившись с немногочисленными вещами, поступившими туда после революции из Максимовского, вскоре погибшего в пожаре. Среди них в 1996 г. в Рыбинском музее оказалась украшенная гербом чашечка кремница хорошей работы, но не вполне удовлетворительной со хранности см. вкладку, рис. 50 Она не имеет заводского клейма, однако по совокупности характеристик определяется как изделие Императорского фарфорового завода. В собрании Государственного Эрмитажа есть анало гичные чашки того же производства с геральдическими мотивами, распи санные иначе, но по форме явно относящиеся к этой же партии фарфорово го белья Возможно, найдутся подобные предметы и в других российских музеях. Все они обязаны происхождением существовавшей на заводе услуге для частных лиц по различным высокоторжественным случаям предпри ятие на основании готовых форм изготавливало подарочную посуду, кото рая расписывалась геральдическими изображениями из Общего гербов ника дворянских родов Всероссийской империи в соответствии с обстоя тельствами и пожеланиями конкретных заказчиков. Чаще всего поводами для изготовления таких сервизов служили свадьбы между представителями аристократических семей. В подобных случаях на фарфор наносились ком позиции из соединенных гербов молодоженов. Такова и чашка из Рыбин ска, на которой изображен брачный составной герб под сенью и короной, внизу обрамленный лентой девиза с надписью Богу слава, жизнь тебе В части композиции, находящейся слева от зрителя, легко узнается герб графов Бобринских потомков внебрачного сына Екатерины II и графа Григория Орлова Алексея, получившего фамилию по купленному для него тульскому имению Бобрики см. вкладку, рис. 5 1Этому же роду прина длежит девиз. Герб полностью соответствует каноническому изображению, 50 Е.А. Яровая внесенному в первый том Общего гербовни ка рис. и символически отражает обсто ятельства появления на свет рода император ских бастардов. Его частями являются цитата из герба Орлова одноглавый орел, герб ро дины Екатерины II Ангальта в виде идущего по крепостной стене медведя и говорящее изображение бобра. Герб на чашке увенчан графской короной, что отражает пожалование Бобринским титула в 1796 г. Еще одна граф ская корона, венчающая всю композицию, является общей для обоих гербов, то есть рас пространяет свое достоинство на супружес кую пару, указывая нам, что к роду Бобринс ких относился жених. Менее очевидна принадлежность герба невесты, увенчанного княжеской короной и изображающего коронованного черного од ноглавого орла, держащего в левой лапе длин ный золотой крест. Это герб Чернигова, общий для князей Одоевских, Кольцовых Мосаль ских, Горчаковых, ведущих род от древнерус ских черниговских князей. Различия между гербами перечисленных фамилий минималь ны. Герб князей Мосальских отделен от других черниговских гербов буквой М в нижней части щита, а вот разница между гербами кня зей Одоевских и Горчаковых настолько тонка и неочевидна, что даже не была кодифициро вана в текстовом описании этих гербов. Она становится заметной только при изучении рисунков гербов в Общем гербовнике и со стоит в том, что у князей Одоевских орел увенчан древней царской коро ной, в то время как у князей Горчаковых на голове у орла корона княжеская рис. 2 2. Несколько забегая вперед, замечу, что эта разница оказалась не под силу экспертам нью йоркской площадки известного международного аукционного дома, когда в 20 14 г. почти через десять лет после того, как была атрибутирована чашка из Рыбинска, к ним попал предмет, являв шийся ее полным близнецом и явно относившийся к тому же сервизу. Не 1Общий гербовник дворянских родов Всероссийской империи. СПб., 1799 Ч. 127. 2 Там же. СПб., 1800. Ч. 5. 1 Рис. 1Герб графов Бобрин ских Общий гербов ник дворянских родов Всероссийской импе рии 1799 г. Рис. 2. Герб князей Горча ковых Общий гер бовник дворянских родов Всероссийской империи 1800 г. Геральдические предметы из собрания Рыбинского государственного музея 5 1 верное умозаключение о гербе невесты, который американцы приняли за эмблему князей Одоевских, не позволило им связать его с генеалогически ми данными и получить результат. В действительности же можно уверенно утверждать, что поскольку орел на этом гербе увенчан княжеской короной, то невеста принадлежала к роду князей Горчаковых. Наличие такого альянса подтверждается и родословной графов Бобрин ских. В ней есть единственный брак между представителями данной семьи и князьями Горчаковыми. Выясняется, что хозяином чашки был младший сын основателя рода Василий Алексеевич Бобринский 1804 1874 лейб гусар и член Южного тайного общества см. вкладку, рис. 52 В 1824 г. он женился на 17 летней княжне Лидии Алексеевне Горчаковой. Очевидно, к этому событию и был приурочен выпуск гербового сервиза, предмет из которого находится в Рыбинске. Лидия являлась единственным ребенком бывшего военного министра князя Алексея Ивановича Горчакова и княгини Варвары Юрьевны, рожденной княжны Долгоруковой. Жизнь ее оказалась мимолетной. Вскоре после свадьбы у нее открылось серьезное заболева ние, потребовавшее отъезда на лечение в Баден Баден. Муж сопровождал ее, и только это обстоятельство уберегло его от участия в восстании дека бристов. В 1826 г. в возрасте 19 лет Лидия умерла, не оставив потомства. Василий Алексеевич, привезя в Россию тело жены, похоронил ее в родовой усыпальнице в Бобриках. Потом он прожил долгую жизнь и был женат еще два раза. Лидия, на которой пресеклась целая ветвь Дома Горчаковых Дол горуковых, естественно, была забыта всеми. Заговорившая геральдическая композиция на чашке из Рыбинска позволила напомнить о человеке, с пе чальной судьбой которого она оказалась связана. И хотя уникальность этого герба несколько поколеблена недавним обнаружением второго предмета из свадебного сервиза, на территории России чашка княжны Горчаковой по прежнему единственная сохранившаяся. Надо признать, что далеко не всегда возможен итог геральдической эк спертизы, при котором удается с безальтернативной четкостью не только определить род владельцев герба, но и назвать конкретных хозяев предме та, помеченного гербом, и датировать время появления композиции, как в описанном случае с чашкой. Напротив, это, скорее, из области исключе ний. Однако и менее отчетливые послания, содержащиеся в геральдичес ких памятниках, довольно эффективно помогают нам восстанавливать ут раченные эпизоды из прошлого музейных экспонатов. Так, сравнительно недавно в российских художественных музеях начали серьезно обращать внимание на то, что обратные стороны рам и подрамников картин, да и са мих полотен тоже, иногда несут на себе следы сургучных оттисков печатей, в том числе и с геральдическими изображениями. Не обошлось без такой находки и в Рыбинском музее. Когда в 2008 г. под эгидой Третьяковской галереи была организована монографическая выставка к 250 летию выдающегося мастера ландшаф 52 Е.А. Яровая тного пейзажа Федора Матвеева 1758 1826 Рыбинск представил на нее картину этого ху дожника Вид в Италии 1805 г При этом сотрудники музея обнаружили на нем шесть ранее не замеченных оттисков красного сур гуча в разных местах. Видимо, картина была обвязана веревками и опечатана поверх них. Плохое, по большей части, состояние сургуча позволило определить только два отпечатка, сделанных одной и той же матрицей, ско рее всего, вставкой в перстень. Оба пострада ли от времени, в том числе и в центральной, наиболее ответственной своей части, однако детальный осмотр и сравнительный анализ сохранившихся фрагментов позволил воспол нить недостающие элементы и реконструиро вать герб. Это увенчанный графской короной четырехпольный щит, дополненный наложен ным поверх него срединным щитком. В пер вой и четвертой частях большого щита изоб ражена рука с мечом в синем поле, во второй и третьей половина орла в красном поле цве та, как это обычно бывает при графической передаче гербов, показаны соответствующи ми видами штриховки Гербовый щит нало жен на изображение большого мальтийского креста, другой знак Мальтийского ордена под вешен на ленте под гербом рис. 3, 4 Данный герб принадлежит графам Голо вкиным. Граф Гавриил Иванович Головкин 1660 1734 государственный канцлер Пет ровской эпохи и первый российский обла датель графского титула получил его в тот период, когда геральдика в стране еще на ходилась в ведении руководимой им самим Коллегии иностранных дел до 1722 г Опи сание герба графов Головкиных из Общего гербовника 3 слегка отличается в мелочах от изображения на оттиске из Рыбинска рис. 5 Например, на последнем, что особенно харак терно, фоном щиту служит княжеская горно 3 Там же. СПб., 1799 Ч. 6. Рис. 3. Оттиск с гербом гра фов Головкиных на картине Ф. Матве ева Вид в Италии 1805 г Рыбинский государственный исто рико архитектурный и художественный му зей заповедник. Рис. 4. Второй оттиск с гер бом графов Голо вкиных на картине Ф. Матвеева Вид в Италии 1805 г Рыбинский государ ственный историко архитектурный и ху дожественный музей заповедник. Геральдические предметы из собрания Рыбинского государственного музея 53 стаевая мантия. Этот прием, широко прак тиковавшийся российскими дворянами при самочинном оформлении их гербов, Павлом I был закреплен исключительно за княжески ми и некоторыми родственными им нетиту лованными родами, к которым Головкины не принадлежали. С конца 1790 х гг. с такой дета лью герб этой семьи никогда не прошел бы го сударственное утверждение. Следовательно, перед нами произведение времени, предшес твовавшего павловским геральдическим стро гостям. Делая неизбежную поправку на инер цию и некоторые вольности в соблюдении геральдического законодательства, матрица, которой был сделан оттиск, может быть датирована временем, близким к 1января 1798 г., то есть к утверждению герба Головкиных в первой части Общего гербовника Сочетание этой даты с мальтийскими регалиями на оттиске печати и биографическими данными представителей семьи графов Головкиных указывает на имя наиболее вероятного обладателя печатки и, по видимому, бывшего хозяина картины Ф. Матвеева. Обратившись для этого к семейной истории Головкиных, мы обнаружим, что при восшествии на престол Елизаветы Петровны сыновьям петровско го канцлера, державшимся иной политической ориентации, пришлось ис кать спасения за границей. Граф Александр Гаврилович Головкин, находясь посланником в Голландии, начал там новую жизнь и вступил в брак с гра финей Екатериной Генриеттой де Дона де Феррасьер. В 1783 г. четверо Го ловкиных жители Запада в третьем поколении и убежденные протестан ты решили вернуться в Россию и были благосклонно приняты при дворе Екатерины II. С пиететом относился к ним и Павел I. Сопутствовавшее ему всю жизнь увлечение мальтийским рыцарством общеизвестно, между тем графы Головкины благодаря родству с графами де Дона по женской линии числили среди своих предков Раймонда дю Пюи первого великого магис тра иоаннитов. При учреждении Павлом в ноябре 1797 г. российского при орства ордена граф Юрий Александрович Головкин стал его почетным кава лером. Вслед за ним были приняты и его родственники 12 мая 1799 г. пяти представителям рода графов Головкиных, включая самого Юрия Алексан дровича, было пожаловано почетное наследственное командорство. Павел сделал их мальтийскими кавалерами по праву рождения. Ко времени создания картины Ф. Матвеева двух Головкиных мальтий цев не было в живых. Биографии двух других шли путем, не предполагав шим возможности закупать в Италии произведения русского искусства и пересылать их в Россию. И лишь Юрий Александрович, карьера которого сложилась наиболее успешно, действительно в подходящее время оказался Рис. 5. Герб графов Голов киных Общий гер бовник дворянских родов Всероссийской империи 1799 г. 54 Е.А. Яровая в Италии, где мог встретиться с Ф. Матвеевым. Он прибыл туда в 1807 г. в длительный отпуск после завершения своей дипломатической миссии в Китай. Реконструировать конкретный ход событий можно только гадатель но, однако из описания достопримечательностей Петербурга, вышедшего в 18 17 г., известно, что в это время в доме графа Головкина действительно находились некие картины Ф. Матвеева. Связи Ф. Матвеева с четой графов Головкиных подтверждаются и тем, что хлопоты по трудоустройству ху дожника в России в случае возвращения из Италии взяла на себя супруга Юрия Александровича графиня Екатерина Львовна Головкина, урожден ная Нарышкина. Известно ее письменное ходатайство перед президен том Академии художеств графом А.С. Строгановым, датированное 1805 г., о предоставлении места преподавателя Академии живописцу Ф. Матвееву. К сожалению, переговоры затянулись, место ему гарантировано не было и в итоге его возвращение на родину не состоялось. Видимо, одна из картин, свидетельствующая об отношениях художника с графской четой и до сих пор хранящая на себе следы печати, ныне находится в Рыбинском музее заповеднике. Даже в случаях, казалось бы, совершенно ясных, когда происхождение предмета, помеченного гербом, хорошо известно, геральдическая компози ция на произведении искусства может поведать нам нечто заслуживающее внимания о его владельцах и своей истории создания. Примером тому мо жет стать знаменитый, известный далеко за пределами Рыбинска экспонат музея заповедника портрет Николая Ивановича Тишинина, написанный видным художником середины XVIII в. Иваном Вишняковым. Созданные в 1755 г. парные изображения Тишинина и его рано умершей супруги Ксе нии см. вкладку, рис. 53 относящиеся к времени, когда среди помещиков началось массовое увлечение фамильными портретными галереями, яви лись важный элементом программы по обустройству их родового гнезда усадьбы Тихвино Никольское под Рыбинском. Николай Иванович имел репутацию просвещенного человека с хорошим вкусом, близкого к людям искусства. Для строительства усадьбы он привлек архитектора Василия Ивановича Баженова, и для создания фамильных портретов ему также по надобился не доморощенный мастер, едва владеющий основами светской живописи, а подлинный артист своего дела. И. Вишняков в полной мере оп равдал оказанное ему доверие. Однако одна из деталей портрета Н.И. Ти шинина в том его виде, каким его знаем мы, все же выбивается из общего ряда основные профессиональные задачи художником решены блестяще, но левая рука его модели неловко вывернута ради того, чтобы вложить в нее грамоту с изображением герба см. вкладку, рис. 54 Исследования холста, проведенные в 1970 х гг., показали, что И. Вишняков тут ни при чем выяс нилось, что фрагмент переписан, и герб появился на нем позже создания картины. Таким образом, кому то из Тишининых понадобилось с неизвест ной целью внести изменения в фамильную реликвию. Геральдические предметы из собрания Рыбинского государственного музея 55 Сам Николай Иванович тут вне подозрений, поскольку, будь у него нуж да в такой детали, он мог бы включить ее в портрет изначально. Создание гербов еще не подлежало государственному регулированию, и Н.И. Тиши нину, который, скорее всего, герба попросту не имел, как и большинство дворян тех лет, ничто не мешало придумать себе герб и пользоваться им как самобытным то есть принятым в частном порядке. Именно так ро дилось подавляющее большинство русских частных гербов той эпохи, впоследствии прошедших официальное утверждение. Стоит отметить, что хотя истоки геральдической композиции, которую мы видим на портрете Николая Ивановича, еще только предстоит установить, внешне она выгля дит именно как искусственная, сложносочиненная компиляция символов из популярных эмблематических руководств XVIII в. Тишинины, потомки Василия Патрикеевича Тишинина, в 1669 г. получившего от царя Алексея Михайловича за службу, промыслы и храбрость вотчину в Романовском уезде, имели сугубо российское происхождение. У них не было весомых ос нований делать заимствования из геральдики якобы родственных европей ских фамилий, что открывало им полный простор для самого безудержного герботворчества. Однако ничего подобного сам Н.И. Тишинин, видимо, не сделал. Умер он в 1773 г., значительно раньше, чем началось составление Общего гербовника Видимо, появление геральдической композиции на портрете оказалось как то связано с деятельностью его наследников, причем произошло это далеко не сразу. Обнаружение каких либо неизвестных реликвий Тишини ных с изображениями гербов, вероятно, могло бы скорректировать наши представления о появлении их родовой эмблемы. Но на данный момент нет никаких признаков бытования герба Тишининых в русском геральдичес ком пространстве по крайней мере до 18 10 х гг. Однако затем род в силу неких неясных нам причин частного порядка ощутил потребность в гербе и попытался получить его официально. В 1822 г., представляя интересы всей семьи, рыбинский помещик чи новник IX класса Василий Алексеевич Тишинин, хотя и не прямой потомок Николая Ивановича, но довольно близкий его родственник, подал эскиз и заявку о внесении родовой эмблемы в Общий гербовник Прилагаемое к прошению описание герба очень близко, лишь с незначительными отличи ями, совпадало с изображением с портрета предка. Вот оно В щите, разде ленном на четыре равные части, изображены в первой в серебряном поле солнце во второй в голубом поле полумесяц, обращенной вверх, а под ним летящая пчела в третьей в красном поле два соединенные между собою дуба, сквозь которые проходит из лука пущенная стрела, а на оной поло жена секира в четвертой, в золотом поле столб, на котором крестообразно положены палаш и копие Трое земляков Тишинина во главе с ярославским губернским предводителем дворянства полковником и кавалером Влади 56 Е.А. Яровая миром Ивановичем Филатьевым удостоверяли, что герб сей действитель но употребляется издревле в роде просителя Герольдия отказала В.А. Тишинину с несколько невнятной мотивиров кой, и его герб так никогда и не был утвержден ни путем включения в Об щий гербовник ни индивидуально, в качестве так называемого диплом ного Однако вне зависимости от конкретных результатов этой попытки для нас важен один из этапов подготовки к ней, а именно вышеупомянутое подтверждение исконности использования герба, которое должны были дать представители губернской дворянской элиты. Вряд ли эти уважаемые люди могли, не читая, подмахнуть документ с заведомо ложными сведени ями. Требовалась доказательная база в виде фамильных реликвий родо вых печатей, грамот, иных геральдических носителей. Видится возможным, что задачами фабрикации этих реликвий и было вызвано к жизни появле ние новой детали на старом портрете, сделанное, возможно, при участии некоего местного богомаза или крепостного живописца самоучки. Безусловно, на данный момент это только гипотеза. Возможны и иные варианты развития событий, например, выдвигающие на первый план Кожиных потомков и наследников Николая Ивановича по линии его единственной дочери, предположительно, владевших портретом в начале XIX в. Эта семья, не в пример более древняя и заслуженная, чем Тишини ны, и располагавшая весьма гордым гербом с красивой историей, вполне могла таким образом подтянуть до своего уровня худородного предка по входящей ветви в контексте начавшейся суеты с утверждением его герба. В любом случае на сегодня нет оснований предполагать, что произошло это значительно ранее неудачных действий Василия Алексеевича. Источником возможных ответов как на эту, так и на прочие геральдические неясности, а равно источником новых, еще неразгаданных геральдических тайн, по прежнему остаются фонды российских музеев, в том числе Рыбинского му зея заповедника. Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте. Яровая Е.А. Геральдические предметы из собрания Рыбинского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника: опыт атрибуции (2016)
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|
||||||
![]() | ||||||
© 2007-2025 Электронная некоммерческая библиотека открытого доступа «Гербовед.ру» Редакция: gerboved@gerboved.ru | › Пользовательское соглашение | ||||||
![]() | ||||||
Проект сетевого издания «Геральдика.ру» | ||||||
Примечание: представленные в библиотеке научные тексты размещены только для ознакомления и получены большей частью посредством распознавания оригинальных текстов публикаций (OCR), поэтому в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания и степенью сохранности бумажных оригиналов. |