Под гербовой моей печа
тью Бытование фамиль
ного герба в России XVIII
XX веков из частных
собраний каталог выставки сост. А.П. Алексеевский. М.,
20 13. 199 с. ил. Тираж 300
экз.
В феврале марте 20 13 г. во
Всероссийском музее декоратив
но прикладного и народного ис
кусства проходила выставка Под
гербовой моей печатью посвя
щенная геральдической культуре
русского дворянства XVIII XX вв.
На ней было представлено
280 экспонатов с гербами извест
ных дворянских родов Адодуро
вых, князей Барятинских, графов
Бобринских, Всеволожских, Демидовых, князей Долгоруковых, князей Ло
пухиных, Нарышкиных, князей Оболенских, Оленевых, Ржевских, Римских
Корсаковых, Столыпиных, графов Толстых, графов Уваровых, Ушаковых,
графов Чернышевых, Шиповых, князей Юсуповых и других. Больше всего
выставлялось вещей князей Голицыных и Шереметевых из дворянской и
графской ветвей что закономерно и отражает высокий уровень геральди
ческой культуры в этих семьях.
В видовом отношении собрание оказалось вполне разнообразным мат
рицы и оттиски печатей, перстни, книги, экслибрисы, гравюры, посуда,
письменные источники, элементы одежды эполеты и пуговицы предме
ты быта шкатулки, часы, канделябры, столовые приборы и т.п. экспони
ровался даже слепок с фрагмента надгробия из Донского монастыря в Мос
кве. Многие из предметов представляют несомненную художественную,
мемориальную, культурную ценность и являются замечательными образ
цами, как русского, так и европейского геральдического искусства. К числу
уникальных следует отнести, в частности, гербовую печать Бибиковых сере
дины XIX в., тарелку с гербом графов Уваровых, изготовленную в Париже в
середине XIX в., стул с гербом Ушаковых последней трети XIX в., парадную
конскую попону с гербом князей Голицыных первой четверти XIX в., ка
минные часы Алтарь Венеры изготовленные около 1770 г., с гербом того
же рода и др.
Выставка имела определенное значение для развития отечественной
научной геральдики и способствовала расширению представлений о ее Наумов О.Н., текст, 20 15.
248 Критика и библиографи
источниковедческом пространстве. Особенно важно то, что демонстриро
вались разные категории гербов не только официальные, утвержденные
варианты, которые, тем не менее, представляют интерес при изучении ико
нографии, но также самобытные версии внесенных в Общий гербовник
дворянских родов изображений например, гербы князей Барятинских и
князей Голицыных с щитодержателями. Сравнительно много было неут
вержденных гербов графов Бенкендорф, Бутеневых, князей Кантемир, гра
фов Келлер, Соболевских и др
В целом, выставка позволяла составить полное представление о быто
вании геральдики в дворянской культуре XVIII XX вв. Значение ее опреде
ляется не только тем, что это первое в Москве подобное мероприятие, но и
тем, что оказались собраны предметы из частных коллекций и от потомков
известных родов, малодоступные для исследователей и легко подвержен
ные гибели. Поэтому особое внимание следовало уделить каталогу, благо
даря которому изображения фиксируются, и появляется возможность их
изучения в дальнейшем. Подготовка подобного справочника представля
ет собой серьезную археографическую, научную задачу, требует обширных
знаний, внимания и терпения.
Каталог выставки Под гербовой моей печатью издан. Он состоит из
предисловия, фотографий и описаний экспонатов, списка использованной
литературы.
Этому факту можно было бы порадоваться, но книга получилась неудач
ной, исполнена небрежно, поражает обилием самых различных погрешнос
тей что называется на любой вкус.
Предисловие к каталогу поверхностно, невразумительно, неуместно
сентиментально, написано плохим литературным языком с претензия
ми на утонченность Не обошлось без неточностей. Грубейшей ошибкой
является утверждение, что в России начало пользования отдельными ге
ральдическими символами можно отнести к XII XIII веку 1С. 5 На самом
деле, в середине XII в. отдельные гербы стали появляться только в Западной
Европе, и на Руси об их существовании не подозревали ни тогда, ни через
столетие. Составление Общего гербовника дворянских родов Всероссийс
кой империи сложное мероприятие, вызванное совокупностью многих
социально правовых и культурологических факторов2, примитивно объ
ясняется желанием императора упорядочить употребление гербов С. 5
Первую часть этого гербовника издали не в 1798 С. 6 как утверждает ката
лог, а в 1799 г. именно в июне того года о появлении книги из типографии
сообщила газета Санкт петербургские ведомости 3. В полное недоумение 1Именно так в единственном числе видимо, век у автора длится 200 лет.
2 См. подробнее Наумов О.Н. Научная геральдика России. М., 20 13. С. 12 22.
3 Санкт Петербургские ведомости. 1799. 17 июня. 48. С. 68.
Критика и библиографи 249
приводит фраза о том же несчастном справочнике До 19 17 года вышло в
свет десять томов и собраны материалы еще на одиннадцать томов С. 6
Сведения об Общем гербовнике настолько известны, что даже неудобно
повторять в рецензии на якобы научное издание элементарное до февраля 19 17 г. утверждено императорами а не собраны материалы 20 томов, из
них первые 10 опубликованы, а так называемый XXI том составили гербы,
утвержденные Временным правительством. Отмечать все неточности пре
дисловия нет никакого смысла, их слишком много, и любой специалист об
наружит их самостоятельно.
После предисловия целый разворот посвящен случайным цитатам из
литературных произведений и воспоминаний. Воспроизведены даже пос
ловица и фрагмент из пьесы великого пролетарского писателя М. Горько
го На дне Видимо, очень хотелось произвести впечатление на читателя глубоким проникновением в тему геральдики, ибо никакой иной пользы
от этих фраз не обнаруживается.
Справки об экспонатах написаны странно, непрофессионально, они
даже не унифицированы, не отредактированы. В качестве примера мож
но привести раздел биографических данных о владельцах предметов или
изображенных на гравюрах исторических деятелях. Об одних сообщаются
подробнейшие, вплоть до перечисления членов семьи, сведения, о дру
гих все укладывается в считанные слова, причем дело совершенно не в
известности лица. Так, о Василии Андреевиче Жуковском сказано просто поэт С. 154 о графе М.И. Воронцове видный государственный деятель
и дипломат С. 37 но им еще повезло. О канцлере графе Гавриле Ивано
виче Головкине, выдающемся дипломате графе Никите Ивановиче Панине
и многих других сообщаются только даты жизни С. 67, 12 1Такая краткость
смотрится, по меньшей мере, удивительно в сравнении с помещенным при
супервесте с гербом Зубовых обширным экскурсом о советском искусство
веде Н.Н. Соболеве какая связь между предметом и этим человеком понять
невозможно, хотя текст повторен зачем то дважды С. 80, 149
При редкости и скудости геральдических комментариев к предметам
нелепо выглядит обширный, на полторы страницы, очерк об истории герба
Пушкиных С. 126 127 единственный подобный опус в каталоге. Причи
ной его стало, видимо, обилие литературы о родовом символе, создавшее
непреодолимый для автора соблазн продемонстрировать свою осведом
ленность хотя бы в чем то.
Многие гербы идентифицированы неточно, ссылки на Общий гербов
ник дворянских родов Всероссийской империи не были проверены. Автор
постоянно путается в титулах и приписывает гербы одних владельцев дру
гим. Герб дворян Дмитриевых Мамоновых С. 76 сопровождается утверж
дением, что это графский герб и отсылкой к XXI тому Общего гербовни
ка утвержденному в 19 17 г., хотя представленное на выставке изображение
250 Критика и библиографи
относится к 1792 г. При неутвержденном гербе Платовых сделана ссылка на
мало с ним схожий Высочайше утвержденный графский герб С. 123 При
гербе графов Мусиных Пушкиных С. 2 указана часть Общего гербов
ника и номер листа, где находится герб дворян Мусиных Пушкиных то
есть вместо правильной ссылки часть I, 17 указано часть IV, 22
Герб графа Александра Сергеевича Строганова4 перепутан с гербом графа
Григория Александровича Строганова5 С. 146 147 Герб графов Суворовых
приписан графам Суворовым Рымникским светлейшим князьям Италий
ским С. 149 Род это, конечно, один, но гербы его утверждались дважды,
попав во второй и четвертый тома Общего гербовника
Курьезная ситуация сложилась с гербом князей Белосельских Белозерс
ких на гравюре, изображающей надгробный памятник княгини В.Я. Бело
сельской Белозерской умершей в 1792 г. С. 25 Произведение датируется
около 1795 г. Все бы хорошо, но на самом деле такой княгини никогда не
существовало. Фамилию Белозерские Белозерские семья князей Белосель
ских получила только в феврале 1797 г.6, то есть и после смерти княгини, и
после изготовления гравюры. В Общем гербовнике род также именуется
просто князьями Белосельскими7, а не Белосельскими Белозерскими, как в
каталоге.
В отдельных случаях атрибуция проведена неполно. При определении
герба графов Толстых на сервизной тарелке 1870 х гг. С. 152 автор сету
ет, что неизвестно, кому принадлежал изображенный вместе с ним девиз Vitam utile impendere aspiro С. 152 Однако в широко известном, осно
вополагающем для русского гербоведения справочнике С.Н. Тройницкого8
данный девиз имеется, он указывает на графа А.В. Толстого. Это помогает
идентифицировать предмет конкретному человеку, а не приписывать его
всему многочисленному роду графов Толстых. Не вызывают особых трудов,
при знании литературы и владении методикой гербовой экспертизы, ко
нечно, атрибуции и других изображений из каталога. Остается только изум
ляться, почему не удалось определить точную принадлежность печатки
графов Кенсона рубежа XVIII XIX в., хотя предстояло выбрать всего лишь
между двумя братьями эмигрантами, обосновавшимися на короткое время
в России. Сведения о владельце, кстати, позволили бы уточнить датировку
предмета, которая, по нашему мнению, не вполне верна.
4 Общий гербовник дворянских родов Всероссийской империи. Ч. II. СПб., 1800 16.
5 Там же. Ч. X. СПб., 1836. 12.
6 Любимов С.В. Титулованные роды Российской империи. М., 2004. С. 17.
7 Общий гербовник дворянских родов Всероссийской империи. Ч. I. СПб., 1799 13.
8 Тройницкий С.Н. Гербовые девизы русского, польского, финляндского и прибалтий
ского дворянства. СПб., 19 10. С. 40.
Критика и библиографи 25 1
После ознакомления с немногочисленными геральдическими коммен
тариями к экспонатам иногда возникает мысль, что лучше бы их не было
совсем. Научный уровень пояснений наглядно демонстрирует искреннее
изумление автора в том, что существует трехчастный вариант герба дворян
Зубовых, не соответствующий внесенному в Общий гербовник четырех
частному С. 80 Между тем, такая иконографическая модификация пре
красно известна в литературе и описана еще в начале XX в. выдающимся
геральдистом С.Н. Тройницким9. Версия бытовала с конца XVIII в., зафик
сирована в Гербовнике А.Т. Князева 1785 г. 10 и сравнивать ее только с изоб
ражением из XVIII тома Общего гербовника утвержденного в 1908 г., как
сделано в каталоге, совершенно не корректно источниковедчески. Столь же
виртуозно невежественен комментарий к гербу Ушаковых, изображенному
на стуле С. 157 В пояснениях замена официальной дворянской короны на
княжескую объясняется удобством в повседневном использовании так
как последняя имеет более округлую форму удобную для головы сидяще
го. На самом деле, Ушаковы настойчиво подчеркивали свое сомнительное
происхождение от касожского князя Редеди убитого в 1022 г. и, в конце
концов, получили княжескую корону в соединенный герб, внесенный в XIII
часть Общего гербовника Изображение отразило серьезные генеалоги
ческие претензии рода, а фантазии об удобстве пользования просто лже
научны.
В каталоге открыты неизвестные науке виды исторических источни
ков. Заурядные официальные копии с Общего гербовника массово выда
вавшиеся дворянам, называются почему то копиями с грамоты на утверж
дение герба С. 9 42 хотя даже на самом документе четко обозначено,
чем он является.
Оставляет желать лучшего библиографический раздел, в котором пере
числяются книги, где ранее описаны выставленные вещи. При этом не от
мечена никакая литература о попавших на выставку экслибрисах, и созда
ется ложное впечатление, что все они экспонируются и вводятся в научный
оборот впервые. Геральдическая историография игнорируется полностью,
даже если в ней упомянуты демонстрируемые предметы. Так получилось с
попоной князей Голицыных, уже опубликованной в журнале Гербовед 12.
Много в каталоге антропонимического невежества. Любители исто
рии, как правило, не подозревают о существовании научной дисциплины
9 Тройницкий С.Н. Гербы Зубовых Гербовед, 19 13 19 14 гг. М., 2003. С. 252. 10 Гербовник Анисима Титовича Князева 1785 года издание С.Н. Тройницкого 19 12 г.
М., 2008. С. 88. Борисов И.В. Дворянские гербы России опыт учета и описания XI XXI частей Об
щего гербовника дворянских родов Всероссийской империи. М., 20 С. 90. 12 Гербовед. 2007. 7 99 Л. вкл. 7.
252 Критика и библиографи
археографии, которая разрабатывает правила передачи исторических ис
точников. Поэтому они руководствуются собственными представлениями
о правильности публикации текстов, сводящимися, в большинстве случа
ев, к слепому желанию воспроизвести без изменений старую орфографию
вне зависимости от века. В таком повторении видится какой то особый
смысл прелесть старины На самом деле, никакой прелести здесь нет,
а есть неудобство для читателей и дискредитация сделанной работы. В ре
цензируемом каталоге также воспроизводятся старые написания фами
лий, причем с соответствующим размещением по алфавиту 13. В результате
отыскать нужные сведения становится невозможно. Так, герб Коробановых С. 87 помещен не там, где следует, а между гербами Капцевич и Картавце
вых. Это произошло из за старого написания фамилии Карабановы. Герб
князей Борятинских правильно Барятинские располагается вслед за гер
бом графов Бобринских. Вместо современного Катенины в каталоге ис
пользуется устаревшее Котенины С. 93
Лингвистически безграмотна и форма множественного числа, предлага
емая для иностранных фамилий. Крупнейшие исследователи антропоними
ки А.В. Суперанская и А.В. Суслова 14 однозначно указывали написание по
добных фамилий во множественном числе должно совпадать с единствен
ным лицом мужского рода, то есть графы Берг, а не графы Берги. В каталоге
все сделано наоборот графы Бенкендорфы, Веймарны, Леммы, Поггенпо
ли не ясно, каково же единственное число Поггенполь или Поггенполи,
если они итальянцы и т.д. С. 26, 35, 100, 124 Однако даже этот ошибочный
принцип не доведен до единообразия. Среди филологической безграмот
ности вдруг мелькнуло правильное графы фон дер Пален С. 120 Автору,
видимо, неизвестно, что украинские фамилии в современном языке неиз
меняемы, и написание Савоньки вместо Савонько С. 136 смотрится,
по меньшей мере, смешно. Столь же орфографически неверно обозначено
множественное число фамилии Капцевич в каталоге Капцевичи С. 86 и
других, заканчивающихся на формант ич
На большие сложности обречены те, кто попытается отыскать в справоч
нике брачные или, как их вслед за современной модой называют в каталоге, марьяжные гербы от французского le mariage брак Они состоят из
двух изображений мужа и жены. В каталоге ссылки на второй герб почти
всегда отсутствуют по моему, есть только два исключения Обнаружить
изображения гербов супруг практически невозможно, надо просматривать
все изображения см. с. 53 герб графов Строгановых, с. 185 князья Баря
тинские и др 13 Автор сделал наивное примечание, что написание фамилий в каталоге повторяет
их написание в Общем гербовнике С. 10 но оно совершенно не оправдывает на
рушение правил археографии. Сохранять устаревшую форму нет никакого смысла. 14 Суслова А.В., Суперанская А.В. О русских именах. 3 е изд., испр. и доп. Л., 199 1
С. 2 10.
Критика и библиографи 253
Список использованной литературы в книге поражает убогостью и не
соответствием правилам библиографического оформления. В перечне нет
даже самых основных и фундаментальных трудов по геральдике. Видимо,
указано только то, что обнаружилось в небогатой личной библиотеке.
В тексте не обошлось без своеобразных красот стиля Можно, напри
мер, попытаться получить наслаждение от следующих выражений Парад
ный сервиз графов Толстых, вероятно, был заказан к свадьбе в графской
семье 15 С. 152 или утвержденный герб был более многосложным С. 75
Сам герб определен как наглядный символ С. 5 Вопреки правилам сов
ременного русского языка слова престол император цесаревич и т.д.
написаны с прописной буквы, опять под старину Но, по сравнению со
всем остальным, это, конечно, мелочи.
Полиграфически каталог издан весьма посредственно, на некоторых ил
люстрациях разобрать ничего невозможно, но цена на книгу чрезвычайно,
примерно раза в три, завышена и, видимо, демонстрирует подлинные уст
ремления издателей. Не поддается объяснению отсутствие каких либо вы
ходных данных нет информации даже об издательстве и международного
книжного номера ISBN Вследствие последнего обстоятельства рецензиру
емый каталог книгой юридически не является, а представляет собой гераль
дический самиздат
Многих недостатков было легко избежать, если бы к подготовке текста
привлекли профессиональных историков. Однако, почти как всегда, личные
амбиции, желание прославиться взяли верх над здравым смыслом. В оче
редной раз появилось в высшей степени небрежно исполненное геральди
ческое издание, плодящее неточности и ошибки, которые теперь будут от
равлять другие работы и приносить отечественному гербоведению больше
вреда, чем пользы. Единственное ценное в нем иллюстрации, но каждую
из них следует изучать любому, кто возьмет в руки каталог, самостоятель
но.
О.Н. Наумов 15 Выделено нами.