| ||||||
![]() | ||||||
Электронная научно-историческая библиотека «Гербовед.ру» | ||||||
![]() | ||||||
» Библиотека › Гербоведение. Том IV. (2015) › Хамула Д.В. Эмблематика ленейских ваз V в. до н. э.: семантика пчелиных сот в контексте дионисизма | ||||||
Хамула Д.В.
Эмблематика ленейских ваз V в. до н. э.: семантика пчелиных сот в контексте дионисизма// Гербоведение. Том IV. (2015)Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: Гербоведение. Том IV. - М.: Старая Басманная, 2015. С. 203-229 Аннотация: Особая, весьма ограниченная, как по сюжетам, так и хронологически, группа краснофигурных, так называемых ленейских ваз дает представление о дионисийских идолах, на стенках которых воспроизводятся сцены праздника Леней в честь Диониса, справлявшегося вслед за Малыми (Сельскими) Дионисиями. Росписи данной группы ваз носят ясно выраженные признаки древней эмблематики, вплетающейся в основную композиционную канву художественного оформления сосудов, которая сама по себе также носит черты эмблем. Об авторе публикации/статьи: Хамула Дмитрий Валентинович (Одесса) Просмотр публикации в формате PDF: ›
![]()
› См. также другие статьи Хамуле Д.В.
в библиотеке найдено еще 1 публикации(й) автора
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать ![]() Объем текста: 114379 знаков (с пробелами)
Д.В. Хамула Эмблематика ленейских ваз V в. до н. э. семантика пчелиных сот в контексте дионисизма 1 Известный в Древней Греции культ Диониса Ленея был распространен также и в Северном Причерноморье 32, с. 249 25 1 В таких городах региона, как Тира, справлялись Ленеи и Анфестерии, о чем свидетельствуют тирские декреты, где упоминается месяц ленеон и анфестерион 2 1с. 12 15 7, с. 16 16, с. 6 1Это был праздник выжимки ви нограда, справлявшийся в Афинах в месяце гамелионе 22, с. 140 14 126, с. 130 В Афинах находилось святилище Диониса Ленея Ленеон 7 1s. 29 22, с. 14 1Дионис носил эпитет Ленейос выжимающий 33, с. 534 Ле неи упоминаются в LIV 9 орфическом гимне 29, с. 237 Название праздник получил, как иногда полагают, от слова что значит, чан для виног радного сока 19, с. 189 Не случайно Дионис в орфическом гимне Лисию Ленею Orph. Hymn. L назван гроздьев давитель, могучая сила В рим ский период была широко распространена традиция создания саркофагов специфической формы с округлыми торцами, напоминающей этот самый чан 3 1с. 25 1В контексте данной семантики чрезвычайно интересно ука зать на стенку полихромного саркофага с изображением виноградного кус та с Боспора 47, табл. XI 45, табл. 12. 3 см. вкладку, рис. 10 1 По другой версии, высказываемой Дерпфельдом, название Ленеон про исходит от слова Лимны низины, луг целиком поддержанная Вяч. Ива новым 14, с. 165 она оспаривалась некоторыми исследователями, в част ности Августом Фрискенхаусом, выводившим название праздника от слова менады 7 1s. 28 29, 72 Если быть более точным, то так называ лись женщины при давильне то есть дионисийские девы, находившиеся при рождестве Дионисовом 19, с. 187, прим. 44, с. 302 Того же мнения се годня придерживается М.В. Скржинская 36, см. с. 12 1О Лимнах и Лимнэу ме в качестве названий низин и урочищ говорил и академик Людольф Сте фани 37, с. 29 30 Карл Кереньи, ссылаясь на сообщения Фукидида о храме Диониса на болотах в Афинах, еще конкретнее определял значение слова лимны болото имевшие, по аналогии с известными болотами Лерны, через которые Аид спустился с похищенной Персефоной в подземное царс тво Paus. II, 36, 7 семантику входа в подземное царство 19, с. 185 186 Данное святилище Диониса являлось наиболее древним и почитаемым культовым местом, посвященным Дионису Pseudo Demost. LIX, 76 Было и второе, аналогичное, находившееся в самом городе Ленейон возле Аго 1В историографии античной истории сложилась своеобразная система ссылок на источники и литературу, которую было решено не изменять при публикации насто ящей статьи. Ред. Хамула Д.В., текст, 20 15. 204 Д.В. Хамула ры. В них совершалось приношение церемония рождения молодого вина 19, с. 189 Одновременно они были священными винодавильня ми. Потому происхождение названия праздника следует искать в двух вер сиях, хотя и Ленеи были посвящены уже готовому вину, а вовсе не выжимке сока и приготовлению сусла. Особая, весьма ограниченная, как по сюжетам, так и хронологически, группа краснофигурных, так называемых ленейских ваз дает представление о дионисийских идолах, на стенках которых воспроизводятся сцены празд ника Леней в честь Диониса, справлявшегося вслед за Малыми Сельскими Дионисиями 7 142 26 Росписи данной группы ваз носят ясно выражен ные признаки древней эмблематики, вплетающейся в основную компози ционную канву художественного оформления сосудов, которая сама по себе также носит черты эмблем. В частности, речь пойдет об идолах Диониса дендрита и о загадочных изображениях пчелиных сот на них. Сохранились прекрасные стамносы с изображением праздника Леней мастера Виллы Джулия в Лувре и Национальном музее Вилла Джулия 2, рис. 18, с. 47 Особого внимания заслуживает краснофигурный аттический стамнос середины V в. до н. э. со сценой праздника Леней, найденный в Кер чи в 1968 г. 26, с. 125, таб. 46 88, 89, 90 68, tav. 13 M 129 292 4, табл. 46 88 90 45, табл. 6. 2 см. вкладку, рис. 102 Он является единственной вазой с изображением сцен праздника Леней среди ваз Северного Причерноморья. Н.М. Лосева приписывает стамнос мастеру Чикаго одному из последова телей мастера Виллы Джулия 26, с. 130 Данный сосуд использовался как урна в погребении. Распространенным сюжетом ленейских ваз становятся женщины, раз ливающие и смешивающие вино. Иконография предстояния женских фигур перед жертвенным треножником, на котором стоит стамнос, характерна для ленейских ваз. В центре вазы из Керчи изображена женщина жрица, одетая в дорический пеплос. В ритуальном жесте она держит канфар над стамно сом с молодым вином. Можно предположить, что происходит процесс освя щения вина. Канфар показан сбоку так, что видна одна его ручка деталь, характерная в канонических изображениях Диониса, держащего этот сосуд. Ваза датируется 460 450 гг. до н. э. Для этого времени характерна сдержан ность движений, монументальность фигур. Все эти черты присутствуют и в керченском стамносе. Дикие спутники Диониса сатиры, исчезают из ком позиций краснофигурных ленейских ваз. Фигуры женщин, изображенные на керченской вазе, преисполнены достоинства. М.В. Скржинская говорит, что праздник Леней помимо пантикапейс кого стамноса отражен на нескольких других краснофигурных стамносах, в то время, согласно специальному исследованию Августа Фрискенхауса, посвященному ленейским вазам, известен большой ряд ваз с изображе Эмблематика ленейских ваз V в. до н. э. 205 нием подобного сюжета. Во время праздника Анестерий, так же как и во время Леней, в Афинах маску Диониса при вязывали к столбу и ее первой напояли новым вином 663, с. 85 86 1с. 130 которое от купоривалось в специальный день Существуют со ответствующие изображения. Так, на стамносе из Лувра по казана сцена поения дионисо вой маски сатиром V в. до н. э. 7 1Nr. 23 Louvre G 532. s. 42, рис. IV 1с. 138, 130 45, табл. 6. 3 рис. 1На одном ре льефе римского периода у Лав рентия Бегера изображена сцена предложения фавном маске, стоящей на постаменте и окруженной лозами, еды Faunus Ludibundus 52, il. pag. 252 В афинском Ленеоне находилась древняя статуя Диониса, представляющая собой деревянный столб с маской, подобный тем, что часто встречаются среди росписей ленейских ваз 22, с. 144 Прикрепленная к столбу маска, изображающая Диониса, являлась во время церемоний его идолом, именуемым дендритом 6, с. 23 1Известны такие маски из раскопок святилищ в Северном Причерноморье святилище Китея 27, с. 73 Дионис в древе так звали бога беотийцы, пишет Дж. Фрэзер 44, с. 429 Во время индийской войны, описанной Нонном Пано политанским в поэме Деяния Диониса Дионис Лиэй среди прочих мета морфических ликов однажды принимает облик древовидного существа То принимал многолистный образ какого то дерева С тенью густою огромной, подобно земному растенью, Ввысь он неодолимо рос, касаяся неба Словно сосна иль платан, глава и кудри подобны Сделались кроне древесной с частой на ней листвою Nonn. Dion. XXXVI, 305 3 13, XL, 54 Плутарх называет матерью Диониса нимфу Дриаду, жену Фавна. Она та, чье имя нельзя назы вать и в честь которой справлялся таинственный праздник. Участвовать в нем позволено было лишь женщинам Plut. Vita сaesar IX Существовали эпиклезы, близкие по значению endendros в древе обитающий, dasullios бог густых зарослей 12, сент., с. 65 Л.И. Акимова видит в ленейском идоле Диониса как бы его чучело сухое древо, которое жрицы заставляют оживать и давать молодые побе ги 3, с. 46, 155 В этих сценах воскрешения Диониса на ленейских вазах исследовательница усматривает вариант симпосиума и заупокойных тра пез 2, с. 47 Кипарис, как символ вертикально стоящего дендрита, веро Рис. 1Праздник Ленеи. Стамнос. V в. до н. э. 206 Д.В. Хамула ятно, следует усматривать в кипарисе белолистом из текстов известных орфических золотых пластинок, находимых в разных местах и являющих ся путеводителем для души в ее аидовых странствиях, которого эти самые тексты советуют остерегаться 14, см. текст на с. 169 а также на греч. языке тексты у О. Керна 79 Кипарисовой была статуя Орфея, находившаяся в Ли бетрах, давшая Александру Македонскому перед походом на персов знаме ние Plut. Vita Alex. XIV Так был разъяснен смысл масок на примере свидетельства Афинея о по читании на острове Наксосе двух масок Диониса, сделанных из лозы и смо ковницы. Смоковница была символом входа в подземный мир Athen. III, 78 с на Наксосе лик Диониса Бакхия вырезан из виноградной лозы, а лик Ди ониса Мейлихия из смоковницы 18, с. 59, 207 208 У Апулея фиговое дерево выступает символом смерти к нему привязывают некоего провинившегося раба, съедаемого живущими в дупле дерева муравьями Apul. Metam. VIII, 22 Вяч. Иванов усматривал в Дионисовых идолах с масками как бы мощи бога. Ученый писал То обстоятельство, что это были маски, указывает на их назначение представлять собою бога умершего 12, сент., с. 66 Вослед ему по тому же пути идет Кереньи, а в дальнейшем и Л.И. Акимова, прав да, безо всяких ссылок на Вяч. Иванова. На основании сопоставления этих идолов с мифом об Озирисе, ученый считал их как бы надгробиями бога и афаллическими идолами оскопленного божества 19, с. 180, 182 По Кере ньи, изготовление масок из двух пород не случайно это могло быть отра жением двухгодичного праздничного цикла, где в первый год справлялся культ мрачного Диониса и Ариадны, связанный со смоковницей и светлый, связанный с виноградом 19, с. 90, 128 Смоковничные плоды частенько па руются при упоминании виноградных плодов. Прежде всех зреет плод этих лоз. А потом горстку фиг с ветки рву, Спелость пробую на вкус. Фиги тают, так сочны поет хор в комедии Аристофана Тишина Аристофан Тишина, 65 68 В Икарионе в храме Диониса была установлена изна чально фиговая маска, которая со временем в 350 г. до н. э. была заменена на мраморную копию 9 1s. 57 eсt. 19, с. 180, 203, ил. 79 Свидетельство Павсания о двух идолах Диониса из Коринфа, сделанных из священной сосны с раскрашенными красным цветом лицами, Вяч. Ива нов истолковал примерно так же Они воспроизводили образ бога погре бенного, как бы его мощи или мумию 13, с. 203 Такая форма идола была более характерна для хоры сельской округи. В.Д. Блаватский объясняет это тем, что тип Диониса дендрита являлся самым простым и наиболее до ступным для хоры 6, с. 262 Ученый связывал тенденцию к сохранению на хоре древних форм идолов с неодинаково развитыми эстетическими вку сами горожан и сельских жителей 6, с. 264 По моему мнению, не меньшее значение имеет свойство хоры, как наиболее верного хранителя древних традиций, сохраняющихся там без изменений. И во времена высоко разви Эмблематика ленейских ваз V в. до н. э. 207 того искусства на хоре сохра нялись отзвуки древнейших представлений богов в виде бревна или камня. По мнению Адольфа Фуртвэнглера и дру гих, именно Дионис дендрит был древнейшей формой по читания чисто греческого Ди ониса, не имевшего оргиасти ческих черт, привнесенных в его культ лишь впоследствии из Фракии 72, s. 262 Почти эмблематичным об раз Диониса дендрита сделал ся в творчестве мастера Виллы Джулия, который создал целый ряд росписей, повторяющих одна другую почти полно стью, и разнящихся лишь не значительными вариациями жестов женских персонажей. Сам же идол и его постанов ка с двумя стамносами на жертвенном столике остают ся абсолютно неизменными. Мастер получил свое имя по стамносу, хранящемуся в музее Вилла Джулия 59, pl. 13 2 III I с. 45, табл. 6.4 рис. 2 Эти изображения, в частнос ти приводимый нами пример росписи лондонского стамноса 460 450 гг. до н.э. 7 1Nr. 18 A London E 45 1s. 8 42, pис. V 2, с. 139, 13 145, табл. 7. 1 аналогии к нему, но только с изображенными на жертвен ном столике хлебами или ме довые соты диких пчел три стамноса 7 1Nr. 19 A Rom, Museo Vi Papa G o. s. 8, Taf. III, Nr. 16 Boston 4 18. 45, табл. 9.6 рис. 3 и Nr. 17 Louvre G 408. пол ная аналогия из музея Мартина фон Вагнера в Вюрцбурге 66, taf. 22 1HA Рис. 2. Ленеи. Стамнос. Музей Вилла Джу лия Рис. 3. Ленеи. Стамнос. Музей Вилла Джу лия Рис. 4. Праздник Ленеи. Стамнос. Лондон по А. Фрискенхаусу 208 Д.В. Хамула 126 s. 30 32 из Археологического музея во Флоренции 60, tav. 48 3, s. 46, tav. 53 3, s. 49 фрагмент стамноса из Пармы 64, III, I tav. 5 2 с. 55 s. 5 рис. 4 можно поставить в сравнение с роскошно представленным идо лом Диониса дендрита на килике V в. до н. э. мастера Гиерона Макрона из Вульчи, хранящегося в Берлинском Антиквариуме 74, taf. IV,V 75, abb. 60, s. 97 7 1Nr. A, B Berlin 2290 s. 6, 7 54, I, abb. 479, s. 432 85, taf. XXXII 42, рис. I 3, 4, с. 135 63, taf. 87 1taf. 88 12 F 2290 s. 34 35 90, abb. на s. 3 45, табл. 7.2 рис. 5 Стефани видел в росписи этой вазы с пьяными мена дами даже следы жертвенной крови 38, с. 155 39, с. 169 Изображенный на килике столб, олицетворяющий тело Диониса, одет в тонкий хитон. К нему прикреплена маска Диониса, характерная для архаического периода. Верх няя часть идола богато украшена плющом и виноградом. Дионис столб мог собой также воплощать идею Диониса Прямого Ор тоса о котором в частности упоминает Афиней, разъясняя смысл такого названия весьма экстравагантно Филохор утверждает, что правильные пропорции разбавления вина были установлены у афинян царем Амфиктио ном, в честь чего был сооружен храм Диониса прямого ибо Дионис действи тельно прям и не шатается, когда его пьют, правильно разбавив до этого же, когда вино пили неразбавленным, то ходили сгорбившись. Амфиктион же был первым кто установил это разбавление, научившись ему якобы от самого Диониса Athen. II. 37. 7.d V. 179. 8 с Безусловно такую эпиклезу бог получил вовсе не по этой причине, попросту ко времени сложения подоб ного мнения древняя дендрологическая ипостась бога столба была попрос ту позабыта. Рис. 5. Дионис дендрит. Килик мастера Макрона Гиерона V в. до н. э. Берлин. Про рисовка Эмблематика ленейских ваз V в. до н. э. 209 Женщины, суетящиеся вокруг жертвенного столика с идолом Диониса, смешиванием и пробой вина, лепешками, могут, вероятно, олицетворять собою дух древних героев демонов Маттона и Кераона Жевателя и Смеши вателя Как сообщает Афиней, они выпекали лепешки и смешивали вино, за что им были сооружены статуи соответствующими цеховиками Демет рий Скепсийский пишет в шестнадцатой книге Троянского строя что в Лаконии на Гиакинфовой дороге стоят жертвенники героям Маттону Же ватель и Кераону Смешиватель Athen. IV. 17 174 f Лондонский стамнос с вульчинским киликом роднит изображение ок руглых предметов на идоле. Наиболее гармонично они слиты с изображе нием Диониса на килике Гиерона. По свидетельству Павсания, эти предме ты являются ритуальными хлебцами Paus. VIII, 30, 6 По предположению Г. Перрота и Ч. Чипеза, а также С.И. Финогеновой, так условно изображались пчелиные соты элементы, близкие к хтоническому культу Диониса 84, s. 495 42, с. 129 На вазах из Бостона и Лувра соты изображены не только нанизанными на ветки, но и лежащими ровными рядами на жертвенном столике перед идолом 7 1taf III, nr. 16, 17 Пчеле, как известно, отводилась роль соединения мира живых с миром мертвых 42, с. 129 14, с. 107 Мед часто употреблялся в оргиастических действах еще до использова ния вина 20, с. 94 19, см. с. 40 4 1Через мед в его хтонической семантике прослеживается связь Зевса с Дионисом. Медом, как известно, был вскорм лен Зевс. На Крите имелась пещера, в которой долгое время жили те самые священные пчелы, вскормившие Верховного своим даром см. подробнее 19, с. 38 Имена нимф, принявших на воспитание младенца Диониса и на питавших его медом, прямо свидетельствуют о их вакхическо менадной природе Макрида, Ниса, Бромия и Вакхия Apo d. Bibl. III, 4, 3 Diod. III, 68 69 Apoll. Rhod. IV, 36 39 Иная версия говорит о меде, как одном из даров Диониса, и он был первым. Вино же, согласно орфической традиции, его последний дар 19, с. 4 60, прим. 29, с. 294 Эту версию, в частности, можно отыскать у Овидия А мед, говорят, тоже был Вакхом открыт. Шел меж сатирами он с побережья песчаного Гебра Не ожидайте дурных шуток в сказаньем моем И до Родопы дошел, до цветистого кряжа Пангея Гром ко кимвалов его звон раздавался кругом. Стан неведомых тут насекомых на шум прилетели, Пчелы то были на звук меди несутся они Ovid. Fast. III, 736 742, см. 76 1762 Молочные, медовые и винные струи извергаются во время отдыха Дио ниса со своим войском в походе на индов. Нонн Панополитанский пишет Заплескались наяды в млечных зыбистых волнах, Насыщаяся белым мле ком Из каменной щели, Ставшей пурпурною, брызнул сок вина молодо го Сладостного по гребню, где никогда винограда Не вырастало, сусло течет и сами собою Меда льются потоки, что только лишь пчелы даруют Nonn. Dion. XXII, 17 22 Кереньи на основе лингвистических сопоставле ний слова мед в различных языках показал значение слова опьянения 2 10 Д.В. Хамула выводящегося именно из слова мед встречающегося чаще, чем в значении от вино 19, с. 4 1доказав тем самым глубокую архаич ность меда и всего, что с ним связано в дионисизме. В связи с особым значением пчел в культе Диониса интересно отметить мученическую смерть кипрского царя Онесила. Его культовое почитание дионисийского характера было установлено в связи с тем, что в отрублен ной голове царя, вывешенной на городской стене, завелся пчелиный улей 14, прим. 1с. 83 Дионисийское начало в культе этой головы можно также проследить по аналогии с самим фактом отрубления данной части тела и ее почитания, как это было с культом головы Орфея. Действительно отруб ленную голову подростка в определенной связи с дионисийским культом обнаружили при раскопках двух виноделен на поселении Бакланья скала в Крыму 8, с. 192 По Гигину, пчелы всегда появляются там, где есть покой ник. Примечательна история с сыном Миноса и Пасифаи Главком, упавшем в бочку с медом, а затем вернувшему ему жизнь Полиидом с помощью вол шебной травы. Полиид заметил в увиденном им знамении, когда на сову напали пчелы, что несчастье мальчика связано с пчелами, вероятно, симво лизируя собой душу усопшего Hygin. Fab. 136 Примечателен и факт близ кого родства Главка с Ариадной будучи ее родным братом, они оба связаны с дионисийской природой, через мед и пчел первый, через брак с самим божеством вторая. В том же значении обнаруживаем пчел в библейской традиции. Так в трупе льва Самсон находит мед Кн. Суд. 14, 8 9 В культе архаического героя Аристея, о котором у нас речь еще впереди, убивались животные, тела которых превращали в естественный сосуд для брожения, в которых также начинали кишеть пчелы 19, с. 44 В иудаизме так же, как и в Греции, мед имел глубокую символику, свя занную с состоянием перехода, пограничья между жизнью и смертью. От части это может быть связано с тем, что пчел часто находили в пещерах 19, с. 38 39 В апокрифе Иосиф и Асенет героиня повествования вкушает трапезу, приготовленную пчелами, приобретя бессмертие от сота жизни см. подробнее 17 А.А. Тахо Годи, анализируя образы из трактата Порфи рия О пещере нимф собрала большой материал о культовом предназначе нии пчел 4 1см. с. 573 574 24, с. 13 33 Пиндар называет дельфийскую Пифию пчелой melissa Pyth. VI, 106 19, см. с. 49 На хтонический характер пчел указывает история о Мелиссее, сыне ним фы Отреиды, вскормленного в лесу дикими пчелами и основавшего город Мелиту, в котором правит Тартар, как рассказывает в Метаморфозах Ан тонин Либерал Anton. Liber. Trans. Niсander Lib. II которого Вяч. Иванов предложил рассматривать в качестве ипостаси того же Мелитея 14, с. 83 Как известно, Мелиссей был женат на Амалфее, совместно с ней вскармли вал младенца Зевса молоком и медом. Согласно версии Гигина, Эйдофея, Амалфея и Адрастея кормилицы Юпитера. Они, то ли дочери Океана, то ли Мелиссея Hygin. Fab. 182 что само по себе ярко высвечивает прадревний Эмблематика ленейских ваз V в. до н. э. 2 архаизм Мелиссея, как очень древнего божества. Мелиссей участник похо да Диониса на индов и состязаний в честь покойного Офельта Nonn. Dion. XXXVII, 503 544 Само его имя означало медовый человек и, как пишет Р. Грейвс, он на самом деле мог являться ипостасью богини царицы пчелы, ежегодно убивавшей своего супруга 10, с. 28 Согласно Гигину и Овидию, именем Офельт именовался один из тирренских разбойников меонийские пловцы первым схвативший Вакха Hygin. Fab. 134 Ovid. Met. III, 605 6 10 Если принять утверждение Р. Грейвса на веру, тогда становится вполне очевидным и оправданным нахождение в мегалитических храмах Мальты именно женских статуэтках богинь. Они то и являлись, вероятно, древней шей ипостасью бога Мелитея Мелиссея поскольку сама куполообразная структура этих сооружений, как и имеющиеся на некоторых из важнейших камнях этих сооружений, образующих внутренние порталы, орнаменты вызывают стойкую ассоциацию с пчелиными ульями и сотами. В античности традиция богини пчелы сохраняется. Они, в частности имманентны по отношению к музам, что обнаруживается у Филострата Старшего в Картинах А зачем здесь музы Что делать им у вод Мелеса Когда афиняне заселяли Ионию, музы под видом пчел вели корабли. Philostr. Imag. II, 8, с. 83 Как пишет Кереньи, культ меда теснейшим образом связан с минойской культурой, перейдя туда, по видимому, из более ранних времен, знаками которых были, на мой взгляд, мальтийские храмовые комплексы. Так, хозяйке лабиринта женской ипостаси, подносили именно мед 78, p. 98 О богине пчеле обширный ма териал собран М. Гимбутас, которая не без оснований утверждает, что Великая Богиня древней Европы часто изображалась в виде насеко мого, в частности, в виде пчелы или некоторыми элементами пчелиных признаков, как то пчелиные глаза, усики и др. 9, см. рис. 7 40, с. 267 269, 27 1Для подтверждения моих мыслей приведу фото из Южной Мнайдры, сделанное летом 20 12 г., во время путешествия по Мальте рис. 6 Один из главных порталов этого храма, как пишет М. Гимбу тас, украшен ямочным орнаментом, характерным для мальтийских сак ральных памятников, присутству ющим на алтарных и портальных Рис. 6. Портал храма с ямочным ор наментом Южная Мнайдра. Мальта. Фото автора 2 12 Д.В. Хамула камнях других храмов, как например, в самом древнем из них, находящемся в Скорбе, датирующимся около 6000 г. до н. э. 9, см. с. 19 93, рис. 7 60.2 Всего, по словам Гимбутас, на мальтийских островах насчитывается 43 храма, датировка которых находится в пределах между V, IV и началом III тыс. до н. э. Среди наиглавнейших следует упомянуть храмы в Скорбе, Мгаре, Гхантии, Мнайдре Восточной, Буджиббе, Тарксиене, Хаггар Квиме и Мнайдре Южной 9, с. 188 и след., рис. 5 25 28 88, см. s. 12 33, 4 9 Характерно, что исследовательница много говоря о культе возрождения жизни, сосредоточенном даже в самих формах и структуре этих храмов, ни слова не говорит о каких либо возможных интерпретациях ямочных ор наментов, которые вне всякого сомнения необходимо связывать с культом древнего почитания богини пчелы и ее позднего коррелята Мелитея Ме лиссея и Аристея пчеловода. Таким образом, становится ясной локализа ция древних протодионисийских сакральных мест, одним из которых мож но считать загадочные мегалитические храмы Мальты и соседнего с нею острова Гозо. Соты ленейских ваз могли олицетворять собой богатство земных даров, поскольку, как видно из отрывка к схолиям Аристофана, на празднике Ле неи было принято взывать к Дионису Фивскому под эпиклезой преизбыточествующий 86, Sсhol. ad Aristoph. Ranas. 479, s. 290, 10 Таковы Дионисовы Ле неи, проводящиеся при поддерживаемом свете факелов, взывают к богу, именуют его. Прислушиваются к Семелиному чертогу Иакха пре избыточествующего Здесь Дионис прямо тождественен Иакху, поскольку имеется ввиду, что Иакх рожден в Буколионе Семелином чертоге О нали чии некоего брачного чертога, находящегося в подземелье, как священного места, входя в которое иерофант со посвящаемыми спутниками, медленно спускаясь в него, тушили факелы, оставаясь наедине со жрицей и благода ря безбоязненности сохраняли и спасали себя, говорит Астерий Asterius. Enсom in ss. Martyr. Иерофант и иерофантида уединившись в нем, мистическим образом повторяли зачатие Иакха, что было также свое образной драмой разыгрывавшейся во время празднества, как справедливо считал Ш. Ленорман, а ныне и М. Магнин 8 1p. 79 92 80, p. 4 15 Чертог яв лялся абсолютно реальным сооружением, о нем, в частности, упоминается и в надписи из сокровищницы фиванцев в Дельфах 56, 357 С другой стороны все вышеуказанные стамносы, расписанные мастером Виллы Джулия, резко отличаются от килика Макрона Гиерона размерен ностью и осмысленностью действа женщины, изображенные на стамно сах, афинские герары, но не менады. Они были жрицами, приставленны Эмблематика ленейских ваз V в. до н. э. 2 13 ми к василинне. Вполне возможно, как предположила Финогенова, джули евские росписи изображают 2 й день Анфестерий день Хусов, в который совершался обряд смешивания вина с водой 42, с. 132 В ночь после это го дня совершался священный брак Диониса и василинны. Как сообщает Псевдо Демосфен, сначала престарелые жрицы герары почтен ные присягали василинне, будучи приставленными к 14 ти алтарям, около которых совершали священнодейства. Тем же составом из 14 человек, они сопровождали василинну до брачного чертога Pseudo Demost. LIX, 78 69, s. 100 2 19, с. 186, 19 95 30, с. 6 Возможно, роспись кратера из му зея Цивико в Болонье мастера Пана изображает именно этот день и обряды, совершаемые герарами. Здесь видим герар, чинно шествующих в сопро вождении сатиров, несущих сосуды с молодым вином. Один из них играет на кифаре, за процессией присматривает сам Дионис 6 1tav. 57 13, 58 4 6, s. 8 Если так, тогда эти вазы лишь условно можно продолжать называть ле нейскими, поскольку они изображают, возможно, не Ленеи, а Анфестерии, то есть праздник отстоящией от Леней как минимум на несколько месяцев вперед Ленеи зимний праздник, Анфестерии весенний К огромному прискорбию, все сохранившиеся до наших дней свидетель ства древних авторов о мистериях по сути буквально ничего нам не сооб щают, ограничиваясь лишь поверхностными общими описаниями. Посему нельзя до конца проникнуть в смысл совершаемых действ, узнать что имен но такого происходило, к примеру, в данном подземелье. Как именно после выхода из него посвящаемые спасались или, лучше сказать, получали некое духовное видение. Для подавляющего большинства ленейских ваз центральная компози ция с идолом и предстоящими женщинами предстает совершенно статич ной, что контрастирует с динамическим характером изображенных далее от центра менад или герар. Установленные на столе стамносы геральдичес ки фланкируют идол, никогда не загораживая его. Изображения на стам носах были не просто иллюстрацией религиозного праздника, но сами со суды имели сугубо ритуальное назначение. Профильное изображение идола в симметричных ком позициях встречается часто. С.И. Финогенова вослед Дю ранду и Ф. Дюкроксу счита ет, что изображение маски в профиль, а не в фас, является Рис. 7. Праздник Ленеи. Дионис дендрит. Стамнос London E 452. по А. Фрискенхаусу 2 14 Д.В. Хамула признаком несколь ко светского ха рактера церемоний. По мнению иссле довательницы, эти действа отличались от мистериальных церемоний с узким кругом посвященных лиц 42, с. 128, прим. 12, с. 13 1Отсюда следует, что тип изображения Диониса в профиль сосуществовал с идолом, представленным в фас. Отступление от канона имеется в росписи стамноса из Лондона V в. до н. э. где силуэт идола Дио ниса напоминает не столб, а статую 7 126 London E 452. s. 12, taf. V 42, рис. IV 2, с. 138, 130 89, pl. 50, Gt. 180 45, табл. 8. 1рис. 7 и аналогичной вазе 7 127 Louvre G 407. s. 12, taf. V 42, рис. IV 3, с. 138, 130 13 19 1 abb. 3, s. 86 Изображение праздника в честь Диониса Дендрита имеется на стамносе из Неаполя мастера Диноса 430 420 гг. 76, t. сссXVII 77, tav. сссXVII, s. 23 24 54, s. 586, 632, s. 232 abb. 582 53, abb. 58, s. 87 6, рис. 1 с. 263 2, рис. 126, 127, с. 154 73, taf. 14 38, с. 154 155 7 129 Neapel 24 19. 42, pис. III, 1с. 137, 129 83, 63, s. 90 45, табл. 8. 2 рис. 8 Это послед няя по времени ваза с сюжетом праздника Леней 25, с. 130 Несмотря на то, что ленейские вазы часто упоминаются и фигурируют среди множества изданий XIX в., определения таковых они в то время еще не имели 38, см. с. 154 156 Иногда на ленейских вазах изображали маску, прикреп ленную не просто к деревян ному столбу, а к колонне, как правило, дорического ордера V в. до н. э. как в росписи стамноса из Музея Чарторыйс ких 82, tav. VII, pag. 34 38 9 1 abb. 1s. 8 1abb. 2, s. 83 7 1taf. II, 14 Ehemals Paris, Hotel Lambert 44. см. также 12, Рис. 8. Дионис дендрит в росписи стамноса мастера Диноса. V в. до н. э. Неа поль Рис. 9. Роспись стамноса из Музея Чарторыйских. Краков. Прори совка Эмблематика ленейских ваз V в. до н. э. 2 15 13 42, рис. III 1с. 136 62, pl. 27 III I d, s. 2 145, табл. 9. 1рис. 9 Аналогом этой росписи является сюжет кратера из Милана 65, tav. 3 2 с 3 16 II III I С.И. Финогенова писала, что до нас не дошло ни одного письменного свидетельства о поклонении Дионису в виде столба 42, с. 128 Вслед за ней повторила ту же ошибку Е.Н. Иллариошкина 15, с. 127 Это не так. Известен мегарский деревянный закрытый идол Диониса, называемый Отечес ким поставленный критским жрецом Полиидом, правнуком прадиони сийского героя Мелампода. Из его внешних частей Павсаний видел только лицо prosopon Paus. I, 43, 5 По мнению Вяч. Иванова, это была одна из дионисовых голов, широко почитавшихся в островном культе 14, прим. 1 с. 60 О другом культовом столбе сообщает Плутарх это идол Диониса в Фивах столб, увитый плющом Plut. De fr. Am. 1Павсаний повествует о деревянном идоле Диониса, спрятанном в особом прадревнем ларце, изго товленном Гефестом и данном Зевсом Дардану, строителю Трои. Эврипи лу, согласно легенде, было судьбой предписано получить сей дар в качестве трофея при дележе военной добычи. Трофей же этот был роковым. При од ном только взгляде на него нового владельца Эврипила, царя фессалийцев, обуревало безумие 12, март, с. 43 14, с. 309 Дж. Фрэзер упоминает целый ряд статуй древесного Диониса 44, с. 430 Вазовые рисунки показывают большое разнообразие этих идолов. На основе постоянства указанных изображений в течение длительного периода Финогенова предполагает, что они отражают реально существо вавшие ритуалы. Подтверждением этому служит находка в Вани в 1966 г. терракотовой маски Диониса с остатками бревна, на котором она держа лась 5, рис. 4, с. 159 42, с. 127 Таково утверждение С.И. Финогеновой, ссылающейся только на единственный артефакт и забывающей о еще од ном письменном свидетельстве почитания Диониса Фаллена в Метимне. Метимнский идол из масличного древа, выловленный рыбаками, был про сопоном, о котором сказано в оракуле, тем не менее, как о голове, которую оракул сей приписывал чтить именуя Фалленом Paus. X, 19, 3 14, прим. 3, с. 132 Примечательно, что и главу Орфея, согласно версии Овидия, воды прино сят именно в берегам метимнейским Ovid. Met. X 55 Как пишет Евсевий, этот идол был неординарным изваянием, не таким, как высокие ксоаноны, считавшиеся наилучшими, изготовленные из камня, меди или золота, не таким он являлся и, как гесиодов Вакх 70, Euseb. Praep. Evang. V, XXXVI, s. 268 Похожее предание об идоле бытовало и на острове Самосе Hes. s. v., Lyсophr. 2 12 Известно также предание об отрублении головы Диониса Персеем, а также плавающей голове Орфея 14, с. 132 136 Упоминая голову Орфея, напом ним, что, по более распространенному преданию она прибилась к Лесбосу. 2 16 Д.В. Хамула По мнению Г. Лихта и Д. Шон дорфа, это произошло совсем не случайно, поскольку имен но здесь родилась Сафо про поведница гомосексуальной любви у греков, что соотно сится с истинной причиной смерти Орфея, заключавшейся в распространении им культа однополой любви во Фракии, за что его и предали смерти возмущенные этим женщины или просто разъяренные фра кийские менады, как в траге дии Юноши у Феспида 23, с. 3 10 87, р. 12 eсt Орфей, как любовник Эрота представлен в полной изящества росписи медальона килика из Берлина 67, abb. 13 F 2305 45, табл. 143. 2 рис. 10 Юношеские тела прижимаются друг к другу в романтической сексуальной игре. Эрот выронил из рук большой бутон лотоса, чтобы обхватить партне ра за лядвею, являющуюся с точки зрения античных греков фетишистским местом на теле мальчиков. Интересно предание о переименовании города Круни в Дионисополь. В нем повествуется, что однажды неподалеку от города на морской берег была выброшена статуя Диониса. Это, а также памятование вновь поселив шимися во Фракии греками, вероятно, знавшими фракийское происхожде ние Диониса, и пожелавшими снискать его покровительство, и послужило причиной переименования полиса Ps. Skymn. 75 1757 49, с. 34 35 35, с. 25, 400 Нам представляется вполне очевидным, что статуя была дере вянной и представляла подобие ксоана. На то, что маску следует рассматривать как личину голову божества, указал Вяч. Иванов 14, с. 140 В связи с этим, на мой взгляд, открывается взаимосвязь между отдельно изготовленной маской, крепившейся к стол бу и самого столба, выступавших в роли заместителей отрубленной головы и тела. В Абхазии во время земляных работ на глубине 7 метров был най ден ствол дерева, увитый лозой винограда 1с. 126 возможно это был ритуальный ксоанон местного божества Нара, близкого по семантике Ди онису дендриту В надписи Диониса явленье, В полом расщепленном древе лежащем, юноши видом идет речь о новом культе Диониса Plataniotis а в Магнесии 12, сент., с. 422 423 57, 157 43, с. 429 14, с. 60 О Дионисе как насадителе, садовнике под эпиклезой прямо говорит Плутарх Plut. Quaest. сonv. V, 3 Рис. 10. Эрот и Орфей. Медальон килика. Бер лин Эмблематика ленейских ваз V в. до н. э. 2 17 De Iside et Os. 35 Отметим, что эпиклезу Фютальмий имел и Посейдон Plut. сonv. 15 Sympos. Quaest. VIII, 8, 4 Плутарх же, ссылаясь в словах на Пиндара, пишет о пышном и вечнозеленом, блистающем, и чистом на всем пространстве Ди онисе, подобном Древу, свежесть которого не умаляется даже в самою жар кую пору года когда на небе восходит Сириус Plut. Sympos. IX, 14, 4 Кереньи, фрагмент переводит, как чистый свет вы сокого лета отождествляя данное выражение с самим Дионисом 19, см. с. 63, прим. 7, с. 259 В подобном же ключе о Дионисе, как отличном возде лывателе земли, который содействует древесному плодоношению, по пре имуществу же виноградникам, говорит Артемидор Artemid. Oneirokrit. II, 37 Евдокия говорит о Дионисе ухаживающем, защитнике плодовых садов Eudokia Violar. p. 9 В Лакедемоне чествовался, несомненно, обретенный Дионис Смоковничный, являющий спасительную влагу, о котором из Лакедемона и пошло данное сказание, о чем сообщается у Афинея Athen. III, 78 с По мнению Мааса и Кейбела, эта вновь присвоенная эпиклеза Дио ниса соответствовала эпиклезе Аполлона 12, сент., с. 422 У Диониса встречены и другие варианты прочтения, вероятно, той же эпиклезы Hesyсhios Согласно Первому Ватиканскому мифографу смоковница была связана с историей об Аполлоне и вороне, посланном богом на поиски водного источника. По неуказанной причине ворон, увидев по пути во множестве произрастаю щие смоквы, которые были недозревшими, уселся на дереве дожидаясь их созревания, после чего, наевшись вдоволь, возвратился к Аполлону, за что получил строгое наказание Mythogr. Vat. I 14 Таким образом ворон не смотря на повеление Аполлона посмел его ослушаться, будучи прикован к указанным смоковничным деревьям, но в связи с чем С тем, быть может, что он более связан по своей природе с миром хтоническим, нежели апол лонийским. В связи с этим стоит припомнить легенду о появлении темных шел ковичных плодов, которые изначально были белы, свидетельствующую о хтоничности тутовых деревьев. Влюбленные вавилоняне Пирам и Фисба, по роковому стечению обстоятельств, кончают жизнь самоубийством под тутовым деревом, где был похоронен Нин, основатель Ассирии. Тут шел ковицы плоды, окропленные влагой убийства, Переменили свой вид, а корень, пропитанный кровью, Ярко багряным налил висящие ягоды соком у шел 2 18 Д.В. Хамула ковицы с тех порплоды, созревая, чернееют так говорит Овидий см. под робно Ovid. Met. IV, 55 165 Можно предполагать, что в народной среде, где древнейшие формы культов плодородия держались очень крепко, почитание Диониса в виде дерева неслучайно, поскольку оно символизировало силу растительных начал, а Дионис был богом этих сил. Прекрасной иллюстрацией возникно вения культа деревьев дендролатрии может служить басня Эзопа Земле делец и дерево Fab. Aesop. 102 На участке земледельца было дерево, оно не приносило плодов, а служило только убежищем для воробьев и стрекочущих цикад. Земледелец собирался срубить дерево как бесплодное и, взявши топор, нанес удар. Цикады и воробьи просили земледельца не срубать их убежища, но позволить им петь и услаждать самого земледельца. Он же, вовсе не заботясь о них, нанес второй и третий удары. Когда земледелец расщепил дерево, он нашел там улей пчел и мед. Отведав его, земледелец бросил топор, стал по читать дерево, как священное, и заботиться о нем. Люди не столько любят и уважают по существу справедливое, сколько преследуют свою выгоду В связи с данной басней хорошо вспомнить историю об фессалийце Эрисихтоне, сыне Триопа, срубившего священный дуб в роще Деметры, за что был жестоко наказан неутолимым голодом Ovid. Met. VIII, 744 884 В отличие от эзопова земледельца на Эрисихтона не подействовало ровным счетом ничего ни увещевания нимф живших в древе, ни даже кровь, по лившаяся из под коры дуба от первых ударов топора. У Эзопа же в басне Лягушки, требующие царя фигурирует бревно в качестве предмета почи тания, являющееся олицетворением царя 48, с. 52 54 Образ старого дерева в приведенной басне Эзопа скрывает за собой символику Мирового Древа, о чем ясно свидетельствует обитание внутри его пчел. Из мирового фольклора известно, что пчелы, как правило, среди прочих мифологических обитателей древа занимают среднюю его часть. Об этом ясно говорится в одном хеттском заклинании И его занимает, капану же змея занимает, середину же его пчела занимает. На зеленую ма кушку орел сел, вниз же к капану змея обратилась, к середине же пчела обра тилась 28, с. 466 Не забудем, что в хеттской религии были боги, например Тешуб, некий дионисийский прообраз, ибо его атрибутами являлись панте ра, лабрис, виноград 14, с. 278 Чудесное древо олива, на коем исполинский орел гнездился, охранявший чашу, ствол же древа обвивал аспид, все древо охвачено огнем самородным, не могущим опалять ни кроны, ни змия, ни птицы Nonn. Dion. XL, 480 500 Невозможность змеи ужалить орла, не опалимость древа являются здесь обозначением метафоричности данного сказания, говорящего о расчлененности сфер мироздания. Исследования В.Г. Ардзинбы свидетельствуют о том, что пчеле отводится средний земной уровень, в то время, как орлу верхний мир, а змее под земный уровень Мирового Древа 28, с. 467 А.Е. Наговицын, завершая в ис следовании параграф о Мировом Древе, делает следующий вывод В целом Эмблематика ленейских ваз V в. до н. э. 2 19 ряде традиций образ Мирового Древа связан с символикой пчелы, что, как мы показали выше, имеет непосредственное отношение к символике вели ких богинь матерей 28, с. 476 Эта семантическая связь пчелы с древними богинями плодородия земли высвечивает древнейшие символы дионисийской религии, органично во шедшие в нее. Представления о том, что любое дерево имеет живого духа, которого требовалось задабривать, в противном случае он мог нанести че ловеку непоправимый вред, распространено почти у всех народов. Ярко это проявилось и в северорусских поверьях, доживших до наших дней, о чем много писал Д. Зеленин с. 40 и сл Древом, по Нонну, была также и Семела. Согласно ее пророческому сно видению, явившемуся накануне встречи девы с Зевсом, в образе внезапно опаленного пышно зеленого древа, на котором выросла большая виноград ная гроздь, похищенная орлом, как прообразом предстоящей метаморфозы Зевса, будущая богиня предстает в рассказе поэта Nonn. Dion. VII, 155 Та ким образом, мы вправе считать Семелу Дендритицей. В миндальное дерево была обращена Филлида дочь Ликурга, не дож давшаяся своего жениха Тесеева Демофонта Mythogr. Vat. I 57 III, 165 Читаем у Овидия, что фригийцы Филемон и Бавкида по милости Зевса об ращены в дуб и липу, растущие из единого корня Ovid. Met. VIII, 62 1725 Нимфа Дриопа, Кипарис также обращены в древо Ovid. Met. IX, 326 393 X, 109 140 Апулийский пастух, насмехавшийся над нимфами одной священ ной пещеры, превращен в дикую маслину Дикой маслины плоды на зазор ный язык указуют Горечью грубостью слов продолжают они отзываться Ovid. Met. XIV, 5 14 526 Аристей был уже упомянут в настоящей статье в связи с Мелитеем Ме лиссеем. Теперь стоит остановиться подробнее на этом персонаже. Приме чательно, что Аристей не только покровитель успешно растущей лозы, как говорит Вергилий Virg. Georg. IV, 33 1и оливы первым, со слов Нонна, научившийся давить из олив масло Nonn. Dion. V, 258 260 Он професси ональный охотник, научивший охоте людей, в искусстве ристанья один из первых возничих Nonn. Dion. V, 229 24 1XXVII, 125 126, XXXVII, 225 Diod. IV, 8 14 участник войны с индами Nonn. Dion. XIII, 273 XXVIII, 2 XXX, искусный врачеватель, ибо ведает он врачества, искусства отчего тайны Nonn. Dion. XVII, 357 375 Однако в первую очередь он пчеловод, тщательный в своей работе, обучивший род человеческий планомерному разведению пчел в ульях Nonn. Dion. V, 242 257, XXVII, 126 и только потом расширивший свое покровительство и заботу также и на масличные дере вья. Об этом свидетельствует его вопль по мертвым пчелам. Аристей ради воскрешения любимых насекомых с радостью готов отдать на уничтожение свои же виноградники, деревья, скот. Приведу лишь маленький фрагмент его плача, описанного Вергилием, обращенного к его матери Что ж Ма теринской рукой плодоносные вырви деревья, В стойла враждебный огонь 220 Д.В. Хамула занеси, уничтожь урожаи, Выжги посев, топором на лозы обрушься двуострым Virg. Georg. IV, 329 33 1В книге Л. Августо, а также у Ф. Крейцера приводится любопытнейшая гемма с изображением стар ца, вокруг которого множес тво пчел и улей. Несомненно, что это Аристей 5 1tav. 27, s. 45 46 58, tab. LVI 2 46, с. 153 рис. В цитируемом фрагменте Аполлоний Родосский упоми нает Макриду в качестве до чери и воспитанницы Аристея 50, Apoll. Rhod. Argon. IV, 3 33, s. 99 Diod. IV, 8 12 Oppian. Kyneg. IV, 269 сiс. Verr. IV, 57, 128 40, с. 15 дионисийского героя и соперника Диониса в покровительстве виноградной лозе, супругой коего выступает Автоноя Семелина сестра 14, с. 8 182 Nonn. Dion. V, 2 17 родившая ему Актеона Diod. IV, 8 13 Изначальное покровительство пчеловодству, пышно опи санное Нонном Nonn. Dion. V, 242 257 безусловно, является маркировкой хтонизма в культе Аристея, а также его глубочайшим додионисовым арха измом. Теснейшая связь с медом высвечивает его изначальное божеское почитание, поскольку мед был тем важным элементом почитания, которое впоследствии переняло на себя вино. Герой также и пестун младенца Дио ниса. Более того, самого Аристея, как говорит Гераклид Понтийский, также воспитывают брисейские дионисийские нимфы Heraklid. Pont. Polit. 9 В качестве приемного отца Дионису Аристей в преданиях, со слов Аполло дора, Диодора и Оппиана, выступает таковым, то на острове Эвбее, то на горе Нисе 50, Apoll. Rhod. Argon. IV, 34 36, s. 99 Diod. III, 70, 1IV, 72, 1 Oppian. Kyneg. IV, 265 что полностью подтверждает теорию Вяч. Иванова об Аристее как о протодионисийском герое, который не сын, но сопрестоль ник 14, с. 8 1Согласно другой версии мифа, Аристей выступает не только сыном самого Диониса, но также Аполлона сiс. Verr. IV, 57, 128 и нимфы Рис. Прорисовка геммы. Аристей по Лео нардо Августо Эмблематика ленейских ваз V в. до н. э. 22 1 Кирены, которую Нонн именует Новой Артемидой, согласно ее деятельнос ти охоте Nonn. Dion. XIII, 298 299 Mythogr. Vat. I 75, 2 по сути ме нады. Как сообщает Диодор, Аполлон однажды полюбив Кирену, похитив, уносит юную деву в Ливию, где та и родила Аристея Diod. IV, 8 2 По мнению Стефани, Аристей эпитет Диониса и Аполлона 40, см. прим. 3, с. 14 Возможно, прав именно Вяч. Иванов, считая его сопрестольником ди онисовым, на мой взгляд, потому хотя бы, что в Сиракузах в храме Диониса стояла также и статуя Аристея сiс. Verr. IV, 57, 128 что само по себе уже мо жет свидетельствовать в пользу подобного утверждения. Кроме Сицилии, о которой говорит Цицерон, во Фракии и других местах и островах Аристею поклонялись наравне с Дионисом Diod. IV, 8 12 4, 6 Х. Гартринген и Кереньи видят в Аристее архаического бога доолимпий ской религии, о котором сохранились лишь отрывочные сведения 19, с. 43 Очевидно, легенда об Аристее, как сыне Диониса, это позднейшая вариа ция в структуре мифа. Сопрестольником Диониса, к которому последний по всей вероятности, благоволил, Аристея можно именовать и потому, что его культ не вступил в конкуренцию с нарождающимся дионисийским культом. Он не явллялся преследователем Диониса и сам Дионис, насколько дают понять сохранившиеся о нем сведения, его не наказывал, и потому он был слит в дальнейшем с образом Диониса, как бы по умолчанию, представляя одну из его мирных сопрестольнических ипостасей. Исключением являются только сохранившееся предание, сообщаемое Колумеллой, об уничтожении олимпийцами аристеевых пчел, которых последний воскресил сolume De re rust. IX, 14. 6 19, с. 43 думается, не без помощи дионисийской силы, а также его погоня за Эвридикой. О воскрешении пчел Аристея много и пышно, на что было уже указано выше, говорит Вергилий Virg. Georg. IV, 3 17 320 Однако у него пчелы не были убиты, а умерли, как выясняется из повествования, из за насланного проклятья нимф, тех самых, с кем водила хоровод несчастная Эвридика, за которой однажды погнался Аристей и которая умерла от внезапного укуса змеи, таящейся в траве Mythogr. Vat. I 75, 2 Вергилий начинает повес твование об Аристее следующим образом Некий пастух Аристей, покинув долину Пенея, Пчел говорят потерял от болезни и голода. Стал он Возле реки, у ее священных истоков, и, горько Жалуясь, к матери так обра тился О мать, о Кирена Дважды рыдает на берегу Аристей прежде получения ответа. Мать приказывает многочисленным нимфам, в окруже нии которых она пребывает, ввести сына в свои подводные чертоги, говоря Он может касаться Божьих порогов Virg. Georg. IV, 359 Встретив сына, Кирена советует ему изловить и оплести сетью Нептунова тайновидца Про тея, чтоб недуга Вещий причину раскрыл и благому помог бы исходу Virg. Georg. IV, 396 397 что и было им умело исполнено. В итоге Аристей, уз нав от Протея причину своей беды и отпустив его в море, по совету мате ри приносит жертвенных быков и телиц в поминальную Орфееву честь. И 222 Д.В. Хамула случилось чудо из трупов стали вылетать полчища пчел Virg. Georg. IV, 3 15 558 В образе пчелы был раздавлен Гераклом метаморфический герой Периклимен, ведя с ним сраженье Nonn. Dion. XLIII, 245 247 Овидий в подобном особого чуда не видит, ставя его в ряд других, совершенно естес твенных, пусть и таких природных явлений, каким он все же восторгается. Он говорит, что из трупов бычачьих рождаются пчелы, а из зарытого в зем лю коня шершни Ovid. Met. XV, 362 368 Указанное выше утверждение о благорасположении Диониса к Аристею верно, если еще не брать в расчет растерзание охотничьими псами сына Аристея Актеона под видом оленя. Метаморфоза сия, как известно, была дана ему в наказание Артемидой Лучницей, за то, что тот посмел узреть богиню в ее неневестной наготе, взобравшись на оливу, чтобы получше разглядеть запретное для взоров смертных Nonn. Dion. V, 290 369 Нонн косвенно рассказывает о приоритете Дионисова культа над Арис теевым через сюжет о поднесении Аристеем олимпийцам медовухи, а затем лишь дара Дионисова, коему те и отдали предпочтение. Похвалив однако ж и Труд кропотливо искусный сей любостайной зверюшки, Дар Аристея, но влаги винной творцу, Дионису даровал победу Зевс, что было обосновано естественной причиной чрезмерной сладости медового напитка, дающего пресыщение уже после третьей чаши, в сравнении с вином, которым можно наслаждаться без меры Nonn. Dion. XIII, 270 272, XIX, 267 303 В другом месте поэмы Нонн, повторяет этот сюжет, но уже в качестве состязания, ко торое воспроизвел в мимическом танце сатир Марон. Важно отметить, что оба предложенных на суд богов напитка, были налиты в кратеры диони сийские сосуды. Во время состязания Эрос мял он и плющ, и оливы ветвь единой рукою Все же плющ протянул он Вакху, а Аристею Ветвь оливы Nonn. Dion. XIX, 277 280 Согласно Павсанию, который множество раз упоминает имя прорица теля и искусного строителя античности Трофония, есть одна история, свя занная с его именем, чрезвычайно интересная для нас. Однажды в Беотии настала двухлетняя засуха и беотийцы, обратившись к дельфийскому про рицалищу получили ответ, следуя предписаниям которого они отправились в Лебадию на поиски святилища Трофония, владетель которого мог изба вить их от беды. Придя туда, они были в замешательстве, так как отыскать прорицалища никак не могли, и некий Саон, обученный самим Трофони ем, им помог. Узрев пчелиный рой, он сказал путникам следовать за ним, и пчелы вскоре влетели в расщелину вход святилища, тем самым обозна чив путь паломникам Paus. IX, 40, 1Опуская прочие подробности жизни и творчества, граничащие с крупными аферами постройка Дельфийского храма и ограбление его Трофония и его брата Агамеда, обратим внимание на роль пчел в культе этого неординарного святилища, в котором узнавали Эмблематика ленейских ваз V в. до н. э. 223 будущее, выходя из пещеры в полуобморочном или невме няемом состоянии Paus. IX, 39, 4 5 Первое, о чем она свиде тельствует, так это о глубокой его архаичности и несомненно имеющей связь с протодиони сийскими корнями, возмож но, и связь с культом Аристея. Несомненно одно, что в неких несохранившихся архаических формах преданий о нем, со держался рассказ о Трофонии пчеловоде, быть может, даже более древний, нежели рассказ об Аристее, поскольку пчелы Трофония жили не в ульях, а в пещерах, то есть были еще дикими. Пещера стала местом обитания его духа, видимо, в связи с тем, что он провалил ся в пропасть, так называемую пропасть Агамеда Paus. IX, 37, 3 Несомненно Трофоний яв лялся древним хтоническим божеством, о чем также свидетельствует тот же Павсаний, говоря о двух статуях богов, находящихся в пещере у источника Геркины. Фигуры держали в руках жезлы, которые обвивали змеи и могли быть, по словам Павсания, как Асклепием и Гигией, так и Трофонием и Гер киной, в культе которых важна змея Paus. IX, 39, 2 Кроме того, Павсаний говорит, что на месте самого прорицалища стоял храм и статуя Трофония, изваянная Праксителем Paus. IX, 39, 3 Прорицалище Трофония было весь ма популярным и знаемым по всему античному миру. Так, к примеру, когда лидиец Крез обеспокоился возрастающим могуществом персидского Кира, то отправил послов в самые различные эллинские пророческие места, среди которых значится и трофониев оракул, упоминаемый в одном ряду с амфи араевым Herod. Hist. I, 46 В книге Бойссарда, посвященной древним про рицателям, есть интересное изображение Трофония. Его связь с пчелами показана через изображение улья в его руках 55, fi g. V 4 46, с. 155 рис. 12 Персоналии Аристея, Трофония и Мелитея Мелиссея несомненно имеют некую, еще не совсем четкую структуризированную генетическую взаимо связь и еще сложно сказать, кто из них древнее, но в структуре додиони сийских культов, легших в основу более поздних исторических почитаний Рис. 12. Трофоний Лебадский. По Бойссарду 224 Д.В. Хамула Диониса в его уже основной винной природе, дают нам более широкие и глубокие представления о сложности и разнообразии сложения этого куль та с маркировкой древнейших культовых центров, таких, как мальтийские святилища. Эмблематика ленейских ваз представляет яркий образчик перенесения или сохранения архаических принципов нанесения изображений на вазы. Особенно это прослеживается в творчестве мастера Виллы Джулия, кото рый великолепно справляется с задачей живого, непосредственного изоб ражения женских образов, оживляющих его вазовые композиции, в кото рых основной доминантой являются почти схематически изображенные во фронтальном положении к зрителю ритуальные столики, за которыми сто ит идол Диониса дендрита, всегда фланкируемый по сторонам стоящими на столиках стамносами. Пожалуй, именно эта анфилада символов стано вится своего рода изобразительным гимном, эмблемой праздника Ленеи. Идол божества призван ясно указать кому посвящен праздник, его ха рактер ксоана и маски, надетой на этот изукрашенный столб, свидетель ствует о древности религиозных идей, проповедуемых этим торжеством. И он, безусловно, главный в системе символов праздника Леней. Сосуды стамносы, симметрично окружающие идол, красноречиво говорят о цере мониале пробы вина и вообще с сакральными винными манипуляциями. Часто вплетенные в канву этой эмблемы так называемые пчелиные соты, то располагающиеся рядами на столиках, то нанизанные на идол божества, также явились важными знаками, апеллирующими к очень древним пред ставлениям, связанным с довинными культами вышеперечисленных арха ических предтечей Диониса. Все эти символы праздника, сведенные вое дино, составили художественную эмблему праздника, просуществовавшую, как об этом свидетельствуют сами вазы, в рамках одного века. Список использованных источников и литературы 1Аджинджал Е.К. Изображение Диониса на абхазском паласе XIX в. Анти чность и античные традиции в культуре и искусстве народов советского Вос тока. М., 1978. С. 125 129. 2. Акимова Л.И. Искусство Древней Греции Геометрика, архаика. СПб., 2007. 400 с. ил. 3. Акимова Л.И. Искусство Древней Греции Классика. СПб., 2007. 464 с. ил. 4. Античное искусство каталог Государственный музей изобразительных ис кусств им. А.С. Пушкина сост. Н.Н. Бритова и др. М., 1963. 170 с. 5. Археологические раскопки в Вани в 1966 г. Н.В. Хоштария и др. Вани. I. Тбилиси, 1972. С. 147 174. 6. Блаватский В.Д. Эллинское искусство в городе и в хоре различные слои граж дан и искусство Античная археология и история. М., 1985. С. 26 1264. Эмблематика ленейских ваз V в. до н. э. 225 7. Боннар А. Греческая цивилизация От Илиады до Парфенона. М., 199 1 Т. 1269 с. 8. Винокуров Н.И. Феномен человеческих жертвоприношений в античное сред невековое время по материалам ритуальных захоронений Крымского При азовья Боспорский Феномен. Погребальные памятники и святилища. Ч. I 4 СПб., 2002. С. 189 194. 9. Гимбутас М. Цивилизация Великой Богини Мир Древней Европы. М., 2006. 576 с. 10. Грейвс Р. Мифы Древней Греции. М., 1992. 624 с. Зеленин Д. Тотемы деревья в сказаниях и обрядах европейских народов Труды Ин та антропологии, археологии, этнографии. Т. XV Этнографичес кая серия 5. М. Л., 1937. 79 с. 12. Иванов Вяч. Эллинская религия страдающего бога Новый путь. 1904. 3 С. 38 6 19. С. 47 70. 13. Иванов Вяч. Религия Диониса ее происхождение и влияния Вопросы Жиз ни. 1905. 7. С. 122 148. 14. Иванов Вяч. Дионис и прадионисийство. СПб., 1994. 344 с. 15. Иллариошкина Е.Н. Некоторые замечания о культе Диониса на Боспоре по материалам памятников, найденных в Керчи Научный сборник Керченс кого заповедника. Вып. I. Керчь, 2006. С. 122 135. 16. Карышковский П.О., Клейман И.Б. Древний город Тира историко археологи ческий очерк. Киев, 1985. 160 с. 17. Касьян М.С. Пища богов и Божия трапеза Мед и пчелы в апокрифе Иосиф и Асенет В поисках Ориентального на Балканах. Античность. Средневе ковье. Новое время Балканские чтения 7. М., 2003. С. 42 45. 18. Кереньи К. Элевсин Архетипический образ матери и дочери. М., 2000. 288 с. 19. Кереньи К. Дионис Прообраз неиссякаемой жизни. М., 2007. 3 19 с., 146 ил. 20. Клингер В. Сказочные мотивы в Истории Геродота. Киев, 1903. 222 с. 2 1Латышев В.В. О календарях Ольвии, Тиры и Херсонеса Таврического. Одес са, 1888. 16 с. 22. Латышев В.В. Очерк греческих древностей. Ч. 2 Богослужебные и сценичес кие древности. СПб., 1889. 326 с. 23. Лихт Г. Сексуальная жизнь в Древней Греции. М., 1995. 400 с. 24. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Последние века. Кн. I. Харьков М., 2000. 5 12 с. 25. Лосева Н.М. Фрагмент краснофигурного килика из Фанагории Раскопки экс педиции ГМИИ в 1938 г. КСИИМК. Вып. XXII. М. Л., 1948. С. 59 6 1 26. Лосева Н.М. Аттический краснофигурный стамнос, найденный в Керчи Сооб щения ГМИИ. Культура и искусство Боспора. Вып. 7. М., 1984. С. 125 132. 27. Молева Н.В. Обряд жертвоприношений в Китейском святилище Очерки сакральной жизни Боспора избр. статьи. Н. Новгород, 2002. 136 с. 226 Д.В. Хамула 28. Наговицын А.Е. Древние цивилизации Общая теория мифа. М., 2005. 656 с. 29. Новосадский Н.И. Орфические гимны. Варшава, 1900. 24 1с. 30. Передольская А.А. Об отражении обряда всезерния в терракотах V века до н. э., найденных в Северном Причерноморье МИА. 33 Материалы и исследования по археологии Северного Причерноморья в античную эпоху. М., 1954. С. 4 122. 3 1Рагулина А.А. Об особенностях иконографии и сравнительном методе изуче ния рельефов римских дионисийских саркофагов на базе Уваровского сар кофага в собрании ГМИИ им. А.С. Пушкина Известия Российского гос. пед. ун та им. А.И. Герцена. СПб., 2009. С. 249 252. 32. Розанова Н.П. Бронзовое зеркало с надписью из Ольвии Античная история и культура Средиземноморья и Причерноморья. Л., 1968. С. 248 25 1 33. Ростовцев М.И. Дионис Большая энциклопедия словарь общедоступных сведений по всем отраслям знания. Т. 8. СПб., 1902. С. 534 538. 34. Русяева А.С. Религия и культы античной Ольвии. Киев, 1992. 255 с. 35. Русяева А.С. Религия понтийских эллинов в античную эпоху. Мифы. Святили ща. Культы олимпийских богов и героев. Киев, 2005. 559 с. 36. Скржинская М.В. Древнегреческие праздники в Элладе и Северном Причер номорье. Киев, 2009. 366 с. 37. Стефани Л. Объяснение нескольких древностей, найденных в 1864 году в Южной России ОАК за 1865 г. СПб., 1865. С. 3 222. 38. Стефани Л. Объяснение двух вазовых рисунков Императорского Эрмитажа ОАК за 1868 г. СПб., 1870. С. 129 168. 39. Стефани Л. Объяснение некоторых древностей, найденных 1868 году в Юж ной России ОАК за 1869 г. СПб., 187 1С. 3 2 16. 40. Стефани Л. Объяснение некоторых художественных произведений, найден ных в 187 1году в южной России ОАК за 1872 г. СПб., 1875. С. 70. 4 1Тахо Годи А.А., Лосев А.Ф. Художественно стилистический смысл трактата Порфирия О пещере нимф Греческая культура в мифах, символах и тер минах. СПб., 1999. С. 557 576. 42. Финогенова С.И. Миф о Дионисе по вазовым рисункам VI V вв. до н. э. Випперовские чтения 1985 Жизнь мифа в античности. Вып. XVIII. М., 1988. С. 126 139. 43. Финогенова С.И. Терракоты Пантикапея из раскопок последних лет Сообще ния ГМИИ. Археология и искусство Боспора. Вып. X. М., 1992. С. 237 256. 44. Фрэзер Дж. Золотая ветвь Исследование магии и религии. М., 1980. 83 1с. 45. Хамула Д.В. Дионис в Северном Причерноморье искусство и культ. Одесса, 20 13. 864 с., табл. 46. Хамула Д.В. Аристей, Трофоний и Мелиссей древние боги пчеловоды. К вопросу о происхождении культа Диониса Философия истории Традици онные общества неизвестное прошлое Челябинск, 20 14. С. 153 156. 47. Шкорпил В.В. Отчет об археологических раскопках в г. Керчи и его окрестнос тях в 1902 году ИАК. Вып. 9. СПб., 1904. С. 73 177. Эмблематика ленейских ваз V в. до н. э. 227 48. Шмидт Р.В. К вопросу о возникновении культа деревьев Доклады АН СССР. 4. Л., 1928. С. 52 54. 49. Шопова И. Към проблема за култа на Дионис в Дионисополис Боговете на Понта. Варна, 1998. С. 34 36. 50. Apo nii Rhodii. Argonautiсa. Graeсe et Latine сum indiсibus nominum et rerum edidit F Lehrs. Asii, Pisandri, Panyasidis, сhoerili, Antimaсhi fragmenta сum сommentariis aliorum et suis adjeсit Frideriсus Dubner. Parisiis, M Dссс XL. XV, s. 5 1Avgvstinvm Leonardvm ad Serenissimam сelsitvdinem. Gemmae Antiqvae Depiсtae. сosmi Prinсipis Etruriae. Pars Seс. Franequerae Apud Leonardum Strik, B opolam, сI I с XсIV. 72 pag., 5 1tav. 52. Begero L. Thesauri Regii et eleсtoralis Brandenburgiсi. Vol. III сontinens Antiquorum Numismatum et Gemmarum, Quae сimeliarсhio Regio Eleсtorali Brandenburgiсo nuper aссeffere Rariora Ut Supelleсtilem Antiquariam uberrimam, id. eft Statuas, Thoraсes, сlypeos, Imagines tam Deorum, quam Regum Illuftrium. сoloniae Marсhiсae, 170 1505 pag. 53. Bieber M. Die Herkunff des tragisсhen Kostums JKDAI. B d XXXII. Berlin, 19 17. S. 15 4. 54. Boardma Sсhwarzfi gurige vasen aus Athen. Kulturgesсhiсhte der antiken welt. Bd. I. Mainz am Rhein, 1994. 282 s. 55. Boissard J Deorvm Fatidiсorvm Synopgis Hiftoriсa Befсhreibung aller vornembften Heydnifhen Oraсvlorvm. Franсfurt, 1654. 3 s., XXVI, XX fi g. 56. Bourguet E. Insсriptione de l entr e du sanсtuaire au tresor des Atheniens Fouilles de Delphes. T. III. 1Paris, 1929. 434 s. 57. сorpus Insсriptionum Graeсorum. Akademiae litterarum regiae Borussiсae edidit Aug. Boeсkhius Aсademiae soсius. Voluminis ter fasсiсulus primus. Berolini ex ofi iсina aсfdemiсf. Vendit G. Reimer braria. MDсссXXXX S. 689 1032. 58. сreuzer G Abbildungen zu Friedriсh сreuzers Symbolik und Mythologie der a V lker. Auf seсhszig tafeln. Leipzig und Darmstadt, 18 19. 64 s., LX taf. 59. сVA, Italia. Museo Nazionale di vi G a in Roma a сura di G G oli. Italia Fasс. I Vi G a Fasс. I. Milano Roma. 13, eсt. 60. сVA, Italia. R. Mvseo Arсheologiсo di Firenze A сvra di Doro Levi. Italia Fasс. XIII R. Mvseo Arсh. di Firenze Fasс. II. Roma, MсMXXXVIII XVI E 64 s., 72 tav. 6 1сVA, Italia. Mvseo сiviсo di Bologne a сvra di Giovanna Bermond Montanari. Italia Fasс. XXVII Bologna, Mvseo сiviсo Fasс. IV. Istitvto Poligrafi сo de Stato Libra de Stato, MсMLVII. 20 s., Tav. 5 194. 62. сVA, Pologne sous la direсtion d Edmund Bulanda. Go uсhow Mus e сzartoryski. Polognе Fasс. I Go uсhow Fasс. Unique. Varsovie сraсovie Paris, 1932. 43 s., 54 pl. 63. сVA, Deutsсhland. Berlin, Antiquarium Bearbeitet von Adolf Greifenhagen. Deutsсhland Bd 2 1Berlin Bd 2. M nсhen, 1962. 4 1s., 49 100 taf. 228 Д.В. Хамула 64. сVA, Italia. Mvzeo Nazionale di Antiсhita di Parma. Italia Fasс. XLV Parma Mvzeo Nazionale di Antiсhita Fasс. I. Roma, 1970. 3, 14, 10, 3 s., tav. 65. сVA, Italia. Milano сollezione H. A Italia Fasс. LI Milano сollezione H. A. Fasс. II. Roma, 1972. 12, 23 tav. 66. сVA, Deutsсhland. Wurzburg, Martin von Wagner Museum. Deutsсhland Bd 46 Wurzburg Bd 2. M nсhen, 198 166 s., 44 taf. 67. сVA, Deutsсhe Demokratisсhe Republiс. Staa сhe Museen zu Berlin Antikensammlung. Deutsсhe Demokratisсhe Republiс Bd 3 Berlin Bd 1Berlin, 1990. 87 s., 53 taf. 68. сVA, Russia. Pushkin state museum of Fine Arts Attiс Red Figured Vases. Russia Fasс. IV. Roma, 2000. 68 p., 5 1tav. 69. Deubner L. Attisсhe Feste. Berlin, 1932. 266 s. 70. Eusebii сaesariensis. Opera. Reсognovit Guilielmus Dindorfi us. Praeparationis Evangeliсae. Vol. I. Lipsiae, MDсссLXVII, XLVII, 590 s. 7 1Friсkenhaus A. Lenaenvasen Zweiundsiebzigstes programm zum Winсkelmannsfeste der Arсh. Gesel. zu Berlin. Berlin, 19 12. 40 s. V taf., abb. 72. Furtw ngler A. Meisterwerke der Grieсhisсhen Plastik. Kunstgesсhiсh сhe Untersuсhungen. Leipzig Berlin, 1893. XV, 769 s., 140 textbild. 73. Furtw ngler A. Grieсhisсhe Vasenmalerei eine Auswahl hervorragender Vasenbilder aus dem gleiсhnamigen groben Werke von Adolf Furtw ngler und Karl Reiсhhold. M nсhen, 1924. 44 s., 20 taf. 74. Gerhard E. Trinksсhalen und Gef sse des K n сhen Museums zu Berlin und Anderer Sammlungen. Zweite abtheilung. Gef sse. Berlin, 1850. S. 29 60, XXX, K taf. 75. Hoeber F. Grieсhisсhe vasen. M nсhen und Leipzig, 1909. 140 p., il. 76. Inghirami F. Pitture di Vasi Fittili esibite dal сav. Franсesсo Inghirami per servire di studio a Mitologiсa ed a storia degli Antiсhi popoli. T. Quarto. 1837. 175 s. T. сссI сссс. 77. Inghirami F. Pitture di Vasi Etrusсhi esibite dal сavaliere di Franсesсo Inghirami per servire di studio a mitologia ed a storia degli Antiсhi popoli. Seсonda edizione. T. IV. Firenze, 1856. 175 s., Tav. сссI сссс. 78. Kerenyi K. Dionysos Arсhetypal Image of the Indestruсtible life trans. from the German by Ralph Manheim. Prinсeton, 1976. xxxi, 388 s., 73 il. 79. Kern O. Orphiker auf Kreta Hermes. Vol. 5 14 Oсt. 19 16 Publ., 19 16. S. 554 567. 80. Lenormant с. M moire sur les repr sentations qui avaient lieu dans les Myst res d leusis сomtes rendus des s anсes de l Aсademie des Insсriptions et Belles Lettres. Vol. 3, 1859. P. 343 445. 8 1Magnin M.сh. Les origins du Theatre Antique et du theatre moderne ou Histoire du Genie Dramatique. Paris Auguste Eudes, Libraire, 1868. XXXII, 523 s. 82. Minervini G. Monumenti Antiсhi Inediti posseduti da Raffaele Barone negoziante di Antiсhita сon brevi diluсidazioni. Vol. I. Napoli, 1852. 4, 135, XII pag. XXV, X tav. Эмблематика ленейских ваз V в. до н. э. 229 83. Miti G. Arсheologia e pittura da Magna Greсia al сollezionismo a сura di Gemma Sena сhiesa Ermanno A. Arslan. Milano, Palazzo Reale 3 ottobre 2004 16 gennaio 2005. 308 s., il. 84. Perrot G., сhipiez с. Histoire de L art dans L antiquite. Egypte Assyrie Phenigie Asie Mineure Greсe Perse Etrurie Rome. T. X. Paris, 19 14. 85.Sсhaal H. Grieсhisсhe vasen Bilderhefte zur kunst und kulturgesсhiсhte des altertums. Teil II rotfi gurig. Bielefeld und Leipzig, 1928. XXXII taf. 86. Sсholia Graeсa in Aristophanem сum prolegomenis grammatiсorum, varietate leсtionis optimorum сodiсum integra, сeterorum seleсta, annotatione сritiсorum item seleсta, сui sua quaedam inseruit Fr. D bner. Parisiis, M Dссс LV. XXXI, 727 s. 87. Sсhondorff J. Orpheus und Eurydike Theater der Jahrhunderte. M nсhen, 1963. 347 p. 88. Tagliaferro J Malta Arсheologia a Storia. 2000. 128 s., il. 89. Thesaurus сultus et Rituum Antiquorum ThesсRA. Vol. I Proсessions, saсrifi сes, libation, fumigations, offrings Fundation pour le LIMс. Los Angeles, 2004. XXII, 450 pp., 139 pl. 90. Winter F. Ueber ein Vorbild neu attisсher Reliefs Funfzigstes Programm zum Winсkelmannsfeste der Arсh eologisсhen Gesellsсhaft zu Berlin. Berlin, 1890. S. 97 124. 9 1Wrede W. Der Maskengott MDAI. Bd. LIII. Athen, 1928. S. 65 95. Список сокращений ИАК Известия Императорской археологической комиссии. КСИИМК Краткие сообщения Института истории материальной культуры. МИА Материалы и исследования по археологии СССР. ОАК Отчет Императорской археологической комиссии. сVA сorpus Vasorum Antiquorum. MDAI Mitteilungen des Deutsсhen Arсhaeologisсhen Instituts. JKDAI Jahrbuсh des Kaiserliсh Deutshen Arсhaologisсhen Instituts. Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте. Хамула Д.В. Эмблематика ленейских ваз V в. до н. э.: семантика пчелиных сот в контексте дионисизма (2015)
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|
||||||
![]() | ||||||
© 2007-2023 Электронная некоммерческая библиотека открытого доступа «Гербовед.ру» Редакция: gerboved@gerboved.ru | › Пользовательское соглашение | ||||||
![]() | ||||||
Проект сетевого издания «Геральдика.ру» | ||||||
Примечание: представленные в библиотеке научные тексты размещены только для ознакомления и получены большей частью посредством распознавания оригинальных текстов публикаций (OCR), поэтому в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания и степенью сохранности бумажных оригиналов. |