Фагурел Ю.Е.
Дворянские гербы на карете XVIII в. из собрания Государственного исторического музея (к вопросу атрибуции памятника)
// Гербоведение. Том IV. (2015)
Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: Гербоведение. Том IV. - М.: Старая Басманная, 2015. С. 86-91
Аннотация: В собрании Исторического музея хранится редкий памятник искусства экипажного дела XVIII в. – парадная карета дворян Глебовых-Стрешневых. Принадлежность ее была определена по накладным гербам, помещенным на кузове. Однако во время реставрации памятника обнаружились владельческие знаки более раннего периода бытования экипажа, значительно изменившие его атрибуцию.
Об авторе публикации/статьи:
Фагурел Юлия Евгеньевна (Москва) старший научный сотрудник отдела дерева и мебели Государственного исторического музея.
Просмотр публикации в формате PDF:
› См. также другие статьи Фагурел Ю.Е.в библиотеке найдено еще 1 публикации(й) автора
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать 
 Текст из PDF-файла получен посредством автоматического машинного распознавания оригинального текста публикации (OCR-технологии), поэтому в нем содержатся многочисленные ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания текста. Текст предоставляется по принципу "КАК ЕСТЬ".
Объем текста: 27904 знаков (с пробелами)
Ю.Е. Фагурел
Дворянские гербы на карете XVIII в. из собрания
Государственного исторического музея к вопросу атрибуции памятника
В собрании Исторического музея хранится редкий памятник искусства
экипажного дела XVIII в. парадная карета дворян Глебовых Стрешневых.
Принадлежность ее была определена по накладным гербам, помещенным
на кузове. Однако во время реставрации памятника обнаружились владель
ческие знаки более раннего периода бытования экипажа, значительно из
менившие его атрибуцию.
Карета является образцом репрезентативного экипажа для официаль
ных и торжественных выездов. Она относится к четырехместным экипажам
типа berline и оснащена поворотным кругом, кучерскими козлами, запят
ками для лакеев, пластинчатыми С образными рессорами, раскладными
подножками. Сдержанность убранства экипажа в полной мере восполня
ется изяществом форм необычайной плавностью линий и изысканностью
пропорций. Сдержанность же декора является следствием удивительной
гармоничности сочетания различных декорационных техник и материа
лов резьбы и росписи по дереву, литья, чеканки, золочения, бронзы, инк
рустации перламутром и др. см. вкладку, рис. 78
Выделяются лишь гербы, повторяющиеся на дверцах, передней и задней
стенках кузова кареты, выполненные изысканной по колориту росписью.
Это два овальных щита, заключенные в картуш и объединенные общей
мантией под княжеской короной. Щит, расположенный с правой стороны,
четверочастный, в первой и четвертой части в красном поле изображен
стоящий воин, одетый в панцирь, правой рукой держащий обнаженный
меч. Во второй и третьей части в черном поле видны три пера строусовые страусовые. Ю.Ф. белые, обвитые посредине лавром, вставленные в про
долговатую золотую на концах острую подставку 1На другом щите изобра
жены в золотом поле дерево натурального цвета под короной, из которой
протягивается вверх рука с мечом, под деревом черный медведь. Мантия
и корона выполнены в красном цвете с горностаевой опушкой. Три золотые
дуги, усеянные жемчужинами, над которыми помещена золотая держава с
крестом, дополняют ее украшение. В геральдическую композицию вклю
чены щитодержатели в виде медведей, расположенные по обеим сторонам
мантии. Резной картуш из перламутра и серебряной фольги эффектно вы
деляет геральдические изображения, выполненные в едином решении со 1Общий гербовник дворянских родов Всероссийской империи. Ч. II. СПб., 1800 9 1Фигурел Ю.Е., текст, 20 15.
Дворянские гербы на карете XVIII в. из собрания ГИМ 87
всеми элементами художественного оформления кареты. Это обстоятельс
тво позволяет утверждать, что гербы принадлежали первым владельцам и
заказчикам экипажа см. вкладку, рис. 79
Живописные геральдические композиции позднее были закрыты ме
таллическими накладными гербами последующих обладателей экипажа.
Фигурные накладки в форме геральдической мантии содержали компози
цию из двух щитов, увенчанных рыцарскими шлемами под коронами, на
шлемников, щитодержателей и лент с девизами, выполненными в техни
ке чеканки. На щите герба, расположенном справа, изображена в голубом
поле серебряная подкова, увенчанная золотым крестом цвет поля передан,
в том числе, горизонтальными полосами Щит украшен шлемом, наметом
и увенчан короной. Шлем западноевропейский, с пятью решетками, пос
тавлен прямо. Намет решен в листовидном орнаментальном стиле. Корона
дворянская с тремя видимыми зубцами и двумя жемчужинами. Нашлемник
представляет собой собаку, стоящую на задних лапах. Декоративно разве
вающаяся под щитком лента с девизом содержит латинскую надпись сUM
BENEDIсTIONE DEI По благословению Бога Щитодержатель собака
помещен с геральдически правой стороны от щита. Во втором гербе изоб
ражен в серебряном поле скачущий из леса черный олень. Шлем, намет и
корона соответствуют дворянскому достоинству, в художественном реше
нии они подобны соседнему гербу. Имеются нашлемник и щитодержатель,
расположенный с геральдически левой стороны от щита, повторяют глав
ную гербовую фигуру скачущего оленя. Девиз на ленте, размещенной под
щитом, звучит как NIHIL ME RETARDAT Ничто меня не задержит см.
вкладку, рис. 80
Изысканность форм, необыкновенное очарование убранства и техни
ческое совершенство кареты демонстрируют высокое мастерство ее созда
телей и позволяют отнести к лучшим произведениям экипажного искусства
XVIII в. На запятках клеймо мастера E. QUENEL на рессорах имя изго
товителя этих деталей P. JAсQUIN
Исследования, проведенные по атрибуции памятника технические ха
рактеристики, стилистика, специфика декоративного оформления поз
волили с уверенностью датировать его первой половиной 60 х гг. XVIII в
Экипаж, по всей видимости, был создан в России. На это обстоятельство
указывают обнаруженные в архивных материалах Придворной конюшен
ной конторы сведения о мастере кареты.
Этьен Кенель E. Quenel числился в списке иностранных специалистов,
приглашенных на русскую службу в 1760 г. Сохранились так называемые
2 Фагурел Ю.Е. Карета berline и императорская коляска из собрания ГИМ Труды
Государственного исторического музея. Вып. 149 Забелинские научные чтения
2004 Исторический музей энциклопедия отечественной истории и культуры. М.,
2005. С. 158 163.
88 Ю.Е. Фагурел кондиции перечень условий, на которых подписывался договор о служ
бе нескольких французских мастеров экипажного дела указанного года3.
Среди них присутствует и имя автора кареты. Кроме того, в документе со
держатся краткие сведения об этом мастере. Судя по архивным данным,
Этьен Стефан в русскоязычной части документа Кенель имел французское
происхождение и был уроженцем города Эпона. До поступления на русскую
службу работал первым подмастерьем в придворных экипажных мастерс
ких в Париже и проживал в форштате святого Дениса 4. Однако в 1760 г.
Э. Кенель поступал на службу Ея Величества Государыни императрицы
всероссийской каретником то есть полноценным экипажным мастером,
на четыре года5. Помимо казенных работ Э. Кенель, очевидно, планиро
вал осуществлять и частную деятельность, для чего просил дозволения в
Санкт Петербурге собственную лавку иметь 6. По всей видимости, фран
цузский мастер получил такое разрешение и принимал заказы на изготов
ление карет не только от Двора, но и от русских вельмож.
Имя изготовителя рессор экипажа П. Жакана P. Jaсquin не открыло
нам пока никаких подробностей его жизни и творчества. Возможно, детали
для изготовления кареты были импортированы из Европы, такая практика
в экипажном строительстве получила широкое распространение уже на ру
беже XVIII XIX вв. Вместе с тем в России в середине XVIII в. работало много
мастеров иностранцев, в том числе французов.
Несомненно, заказчиками кареты были ее первые владельцы. Их имена
позволили определить изображенные гербы. В живописной геральдической
композиции объединены гербы графов Матюшкиных и князей Гагариных,
причем графский герб расположен с правой, главной стороны, а княжеский
представлен только той частью, которая указывает на родовое происхож
дение владельца. Вероятнее всего, такое соединение появилось вследствие
брачного союза. Действительно, княжна Анна Алексеевна Гагарина 1722 1804 была замужем за графом Дмитрием Михайловичем Матюшкиным 1724 1800
Князья Гагарины и графы Матюшкины две старинные именитые рус
ские семьи. Род князей Гагариных происходит от князей стародубских, по
томков великого князя Владимира Святославича. Именно общая эмблема
князей стародубских7 как указание на высокое происхождение помещен в
3 О выписанных из Франции разных мастеров для определения в Конюшенную
службу 1760 г. Российский государственный архив древних актов далее РГАДА
Ф. 1239. Оп. 3. Ч. 2. Д. 60 194. Л. 14 15
4 Там же. Л. 16.
5 Там же.
6 Там же.
7 О гербах стародубских князей см. Наумов О.Н. Герб князей Хилковых Наумов О.Н.,
Хилков Б.М. История рода князей Хилковых. Екатеринбург, 2008. С. 34 40.
Дворянские гербы на карете XVIII в. из собрания ГИМ 89
княжеском гербе на карете. Представители рода князей Гагариных служи
ли российскому престолу в боярах и других знатных чинах. Претендовал
на знатность и род Матюшкиных, ведший свою родословную, по легенде,
с XIII в. Воевода Иван Павлович Матюшкин был женат на Феодосье Лукья
новне Стрешневой, родной сестре царицы Евдокии Лукьяновны. Благодаря
этому родству отец графа Дмитрия Михайловича генерал аншеф Михаил
Афанасьевич Матюшкин с детства оказался близок с Петром Великим. В
семь лет он стал комнатным стольником при царе и одним из первых по
тешных
Дмитрия Михайловича записали в службу в 1743 г., и через два года, по
лучив чин прапорщика гвардии Преображенского полка, он был назначен
дворянином посольства в Швецию. В 1755 году произведен в капитан по
ручики и взят ко Двору в камер юнкеры. По вступлении на престол Ека
терины II отправлен с объявлением о том к Венскому Двору. Император
Франц I возвел его 18 ноября 1762 г. в достоинство графа Римской импе
рии. Впоследствии граф Дмитрий Михайлович получил чины действитель
ного камергера 1763 г. и тайного советника 1773 г Император Павел I
пожаловал его в кавалеры ордена Св. Анны первого класса 8.
Супруга графа Дмитрия Михайловича Анна Алексеевна являлась стар
шей дочерью князя A Гагарина и баронессы А.П. Шафировой, с 1746 г.
была фрейлиной великой княгини Екатерины Алексеевны. В 1762 г. импе
ратрица Екатерина II пожаловала ее в статс дамы, а при императоре Павле
I она стала обер гофмейстериной и была пожалована орденом Святой Ека
терины Большого креста.
Брачный союз граф Д.М. Матюшкин и княжна А.А. Гагарина заключили
в 1754 г. Однако заказ столь великолепного экипажа связан не со свадьбой,
а с другими знаменательными событиями, происходившими в жизни граф
ской семьи в первой половине 1760 х гг. о них сказано выше Возможно,
экипаж создали к коронационным торжествам 1763 г. Судя по геральдичес
кой композиции, предназначалась карета для графини Анны Алексеевны
Матюшкиной, рожденной княжны Гагариной.
К сожалению, пока не удалось установить причины и точную дату смены
владельцев кареты9. Вместе с тем, очевидно, что ими стали представители
дворянской фамилии Глебовых Стрешневых. Можно предположить, что
передача экипажа от Матюшкиных Стрешневым была связана с давним
родством, о котором не только помнили, но и гордились в обеих семьях.
Кроме того, практика вторичного использования экипажей, уже бывших
8 Бороздин К.М. Опыт исторического родословия дворян и графов Матюшкиных.
СПб., 184 1С.
9 Сыном А.А. Матюшкиной был граф Николай Дмитриевич умер в 1775 г. холостым
на нем пресекся род Матюшкиных по мужской линии. Дочь Софья 1755 1796 вы
шла замуж за графа Юрия Михайловича Виельгорского.
90 Ю.Е. Фагурел
в употреблении, практиковалась в России достаточно широко. Не пренеб
регали этим даже царствующие особы. Императрица Елизавета Петров
на, например, давала такое распоряжение в Придворную конюшенную
контору На которых каретах имеются в виду экипажи, поступавшие
от частных лиц в казну. Ю.Ф. есть гербы, оные переправить, а написать
государственные 10.
Геральдические знаки новых владельцев кареты объединили два герба
Стрешневых и Глебовых. Как и у предыдущих владельцев, эта геральдичес
кая композиция может быть отнесена к так называемым брачным гербам.
Тот факт, что гербы мужа и жены помещены в двух щитах под одной манти
ей, указывает на желание супругов продемонстрировать свое родовое про
исхождение. Объединение гербов Глебовых и Стрешневых могло появиться
не ранее 1772 г., когда дочь и единственная наследница генерал аншефа
Петра Ивановича Стрешнева Елизавета Петровна 175 837 вышла замуж
за генерала поручика Федора Ивановича Глебова 1734 1799 известного
участника Семилетней и русско турецкой войн. В 1803 году апреля 19 дня
Его Величество Государь император Александр Первый, именным Высочай
шим указом вдове генерала аншефа Глебова, урожденной Стрешневой, и
детям ее Петру и Дмитрию дозволил присоединить к фамилии их фамилию
Стрешневых, на ней генерала аншефа Глебова вдове пресекающуюся, и
именоваться Глебовы Стрешневы и употреблять герб сих фамилий, вместе
соединенный Новый герб объединил символы обеих фамилий в одном
щите, но значительно отличался от накладного герба, помещенного на ка
рете. Следовательно, как и рассмотренная геральдическая композиция, ка
рета использовалась не позднее 1803 г.
Как известно, герб Глебовых Стрешневых позже вошли в герб князей
Шаховских Глебовых Стрешневых 12, причем в последнем использованы
уже оба обозначенных выше девиза, размещенные на одной ленте.
Изображение в рисунке на карете лишь части одной геральдической
фигуры герба Глебовых вполне соответствует правилам геральдики, когда
при заключении браков соединялись лишь родовые символы супругов. Од
нако пока не вполне ясной остается причина размещения в геральдической
композиции герба Глебовых с левой стороны. В то время как геральдичес
ки герб мужа должен находиться справа, а жены слева. Возможно, каре
та предназначалась для супруги Ф.И. Глебова Е.П. Стрешневой, которая не
только отличалась непреклонной волей и гордостью, но и, по ее собствен 10 РГАДА. Ф. 1239. Оп. 3. Ч. 0. Д. 60078. Л. 37. Общий гербовник дворянских родов Всероссийской империи. Ч. VII. СПб., 1803. 9. 12 Борисов И.В. Дворянские гербы России опыт учета и описания XI XXI частей Об
щего гербовника дворянских родов Всероссийской империи. М., 20 С. 50 5 1
Дворянские гербы на карете XVIII в. из собрания ГИМ 9 1
ным словам, замуж за своего мужа вышла потому, что могла властво
вать над ним, вместе с тем уважая его 13.
Экипаж больше владельцев не менял и до того момента, как поступил в
Исторический музей, находился, вероятно, в каретных сараях усадьбы Пок
ровское Стрешнево 14.
Различные средства транспорта играли важную роль в оформлении це
ремониальных выездов, которым в России всегда придавалось особое зна
чение. Для вельможи XVIII в. было весьма важным не только впечатление,
произведенное выездом на окружающих, но и то место, какое займет его
экипаж в праздничном поезде, что отражало положение владельца в обще
ственной иерархии. Экипаж поэтому являлся не просто средством пере
движения, но еще и вещью, выражающей качественно особый статус своего
владельца как живого символа и важной опоры социального устройства 15.
В связи с этим владельческие знаки становились особо значимым атри
бутом внешнего убранства репрезентативных транспортных средств. При
покупке бывших в употреблении экипажей новые обладатели спешили ус
тановить собственные знаки, порой даже не уничтожив предыдущие, как
было и с рассмотренным нами памятником.
Изучение гербов на карете из собрания Исторического музея существен
но обогатило атрибуцию этого памятника позволило выявить владельцев,
уточнить период и особенности бытования экипажа. Кроме того, были оп
ределены новые подробности практики размещения владельческих знаков
на транспортных средствах в XVIII в., что расширило в целом представле
ния об отечественной геральдической культуре этого периода. 13 enс diс.сom enс biography Glebova streshneva elizaveta petrovna 97507.htm 14 Источник поступления кареты в Государственный исторический музей не установ
лен. 15 Кириллова Л.П. Старинные экипажи. Сокровища Оружейной палаты. М., 2000.
С. 15.
Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте.
Фагурел Ю.Е. Дворянские гербы на карете XVIII в. из собрания Государственного исторического музея (к вопросу атрибуции памятника) (2015)
Обсуждение – комментарии, дополнения, новости
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|