| ||||||
Электронная научно-историческая библиотека «Гербовед.ру» | ||||||
» Библиотека › Гербоведение. Том III. (2013) › Чернышов К.М., Чижевская О.В. Российский двуглавый орел и западноевропейское медальерное искусство XVII в. | ||||||
Чернышов К.М., Чижевская О.В.
Российский двуглавый орел и западноевропейское медальерное искусство XVII в.// Гербоведение. Том III. (2013)Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: Гербоведение. Том III. - М.: Старая Басманная, 2013. - С. 33-40 Аннотация: В XVII столетии в европейском медальерном искусстве появились изображения российской государственной символики. Ее присутствие на медалях европейских стран стало своеобразным зеркалом, отразившим уровень оценки участия России в политической и экономической жизни Европы. Как известно, впервые российский государственный герб в медальерном искусстве появился на медалях Лжедмитрия I (1605–1606). К их изучению неоднократно обращались отечественные исследователи. Об авторах публикации/статьи: Чернышов Кирилл Михайлович (Санкт-Петербург) Чижевская Ольга Валентиновна (Санкт-Петербург) Просмотр публикации в формате PDF: › Чернышов К.М., Чижевская О.В. Российский двуглавый орел и западноевропейское медальерное искусство XVII в. (2013)
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать Текст из PDF-файла получен посредством автоматического машинного распознавания оригинального текста публикации (OCR-технологии), поэтому в нем содержатся многочисленные ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания текста. Текст предоставляется по принципу "КАК ЕСТЬ".
Объем текста: 36423 знаков (с пробелами)
К.М. Чернышов, О.В. Чижевская Российский двуглавый орел и западноевропейское медальерное искусство XVII в. 1 В XVII столетии в европейском медальерном искусстве появились изобра жения российской государственной символики. Ее присутствие на медалях ев ропейских стран стало своеобразным зеркалом, отразившим уровень оценки участия России в политической и экономической жизни Европы. Как известно, впервые российский государственный герб в медальерном искусстве появился на медалях Лжедмитрия I 1605 1606 К их изучению неоднократно обращались отечественные исследователи2. Напомним, что су ществует две разновидности медали Самозванца портретная профильная, штемпели к которой, вероятно, изготовлены в Польше см. вкладку, рис. 9 3, и с портретом Лжедмитрия в фас см. вкладку, рис. 10 4, выпущенная предпо ложительно в Москве по случаю коронационных торжеств в мае 1606 г По мнению И.Г. Спасского, медали с профильным портретом представляют собой так называемые новоделы. Они отчеканены в начале XIX в. на Петербургском монетном дворе штемпелями, являвшимися, возможно, не первыми копиями с подлинных польских штемпелей6. На обороте профильной портретной медали Самозванца российский орел впервые изображен с расправленными крыльями, с новой европейского типа короной над ним, с ездецом повернутым не влево, а вправо, согласно тра дициям европейской геральдики. Резчик штемпелей явно подражал изображе нию на печати Лжедмитрия. Например, до нас дошла печать, приложенная к его грамоте Юрию Мнишеку от 25 мая 1604 г. см. вкладку, рис. 7. Мастерс тво исполнения портретных профильных медалей позволяет предположить, 1Статья основана на докладе, прочитанном на юбилее Геральдического семинара Государс твенный Эрмитаж в 2005 г. 2 Карзинкин А.А. О медалях царя Дмитрия Ивановича. М., 1889 Спасский И.Г. Новоделы Прошлое нашей Родины в памятниках нумизматики. Л., 1977. С. 105 125 Зверев С.В. Поль ские медали Лжедмитрия, их назначение и датировка Материалы научно практической кон ференции 100 летие Московского нумизматического общества М., 1990. 3 Отдел нумизматики Государственного Эрмитажа далее ОН ГЭ Инв. ИМ 13532, сереб ро, чеканка, диаметр 45 мм., вес 33,33 гр. 4 ОН ГЭ. Инв. 3 126 15040, серебро, чеканка, диаметр 40 мм., вес 27,79 гр. 5 Зверев С.В. Указ. соч. С. 47. 6 Спасский И.Г. Указ. соч. С. 105 125. 7 Снимки древних русских печатей. Вып. 1М., 1880. С. 32. Чернышов К.М., текст, 20 13. Чижевская О.В., текст, 20 13. 34 К.М. Чернышов, О.В. Чижевская что автором штемпелей являлся не польский, а, скорее всего, немецкий меда льер, то есть местом их изготовления могла быть не Польша, а один из монет ных дворов в Германии. Изображение двуглавого орла на обороте медали Лже дмитрия I в фас более традиционно и подражает российским государственным печатям XVI в. Тем не менее, эти интереснейшие памятники европейского медальерного искусства в первую очередь относятся к истории России. Не будем забывать, что Лжедмитрий I, при всем нашем негативном отношении к этой фигуре, был, в отличие, например, от Василия Шуйского 1606 16 10 официально коронован на царство патриархом, принял присягу от всей земли русской и процарствовал почти год. Таким образом, рубли Лжедмитрия являются медалями, заказанными в Европе русским царем, то есть по сути своей они ана логичны медальной серии на события Северной войны, заказанной Петром I немецкому медальеру Ф.Г. Мюллеру столетие спустя. Смутное время имело катастрофические последствия для России. Даже после изгнания из Москвы поляков и избрания в 16 13 г. на российский престол царя из династии Романовых у государства не было сил на то, чтобы оконча тельно избавиться от польских и шведских интервентов. От войны страдала и европейская торговля, так как в Европу не поступали товары российского экспорта. Английские и голландские купцы, ведшие торговлю российскими то варами на Балтике, несли серьезные убытки от оккупации шведскими войска ми северо западных областей России. После неудачной осады Пскова в 16 15 г. войсками шведского короля Густава II Адольфа 16 632 бессмысленность дальнейшего продолжения войны стала очевидной для всех, поэтому Англия с Голландией активизировали посреднические усилия для достижения мира между русскими и шведами. В 16 16 г. в Голландии создается золотая медаль, призывавшая к скорейшему заключению мира между Россией и Швецией. Изначально, по всей вероятнос ти, она была исполнена в трех экземплярах. Два из них предназначались в дар для короля Швеции и русского царя, а третий был оставлен среди драгоцен ностей штатгальтера Нидерландов. Нам удалось найти современные сведения только об одном экземпляре, хранящемся в Музее денег Geldmuseum в Ут рехте см. вкладку, рис. 12 8. На этой медали, возможно, впервые в истории ев ропейского медальерного искусства российский двуглавый орел был помещен вместе с гербом другого европейского государства. На лицевой стороне медали изображен стоящий на задних лапах голланд ский лев с мечом и пучком стрел в передних лапах, на фоне пейзажа. Вокруг 8 Gay van der Meer. Dutсh Medals illustrating Swedish Dutсh Relations. Stoсkholm, 1965 золото, литье, 16 16 г., 88 х 48 мм. Российский двуглавый орел и западноевропейское медальерное искусство XVII в. 35 расположена латинская надпись, которая гласит сONсORDIA RES PAR. сRES. DISсORDIA. MAX. DILABVNTVR Согласием малые дела растут, раздором величайшие разрушаются На оборотной стороне медали поме щены гербовые щиты России с двуглавым орлом и Швеции с тремя коронами, которые находятся в картушах, соединенных оливковыми ветвями. Двуглавый орел изображен с расправленными крыльями, без царских инсигний в лапах, с единственной большой короной, а ездец на щите повернут по европейс ки вправо. Имеется круговая надпись PAX VNA TRIVMPHIS INNVMERIS POTIOR ANNO 16 16 Один мир предпочтительнее бесчисленных побед, 16 16 г Медаль заключена в литую рамку с разнообразными символами вой ны и мира. Вверху имеется скульптурное навершие в виде сложно перевитых между собой маски, дельфинов, растительности, а также кольцо для подвеши вания. В нижней части медали небольшой орнаментальный фрагмент. В дальнейшем, на протяжении почти всего XVII в., у европейских медалье ров не было повода помещать на произведения геральдические символы Рос сии, да и вся европейская россика начала и середины столетия крайне скудна. Она связана исключительно с победами, одержанными войсками поляков над русскими или с претензиями на российский трон польского короля Владис лава IV 1632 1648 помещавшего до 1636 г. на свои медали титул великого князя московского. Кардинальным образом ситуация изменилась в 80 е гг. XVII в. В это вре мя Европа испытывала серьезную угрозу со стороны Османской империи. На тот момент турками была захвачена большая часть Венгрии с Будой и Пештом, ряд средиземноморских владений Венеции, от постоянных набегов крымских татар вассалов турецкого султана страдала Польша. Наконец, в 1683 г. поч ти трехсоттысячная армия турок и татар осадила столицу Священной Римс кой империи Вену. Несмотря на то, что объединенные силы императора Ле опольда I 1658 1705 и пришедшего ему на помощь польского короля Яна Собеского 1674 1696 нанесли туркам поражение под стенами Вены, война отнюдь не была закончена. Узловым вопросом европейской дипломатии стало создание союза христианских государств против турок. 5 марта 1684 г. в Линце был подписан договор о создании так называемой Священной лиги союза против турок под покровительством папы Иннокентия XI 1676 1689 куда вошли Священная Римская империя, Речь Посполитая и Республика Венеция. Еще до создания Священной лиги предпринимались неоднократные по пытки как со стороны Варшавы, так и со стороны Вены вовлечь в союз против турок и Россию, от которой в первую очередь ожидали военных действий про тив крымских татар. Венская дипломатия в данном вопросе по традиции, сло жившейся еще со времен Максимилиана I 1493 15 19 и Сигизмунда Гербер 36 К.М. Чернышов, О.В. Чижевская штейна, выступала в качестве посредника для заключения мира между Поль шей и Россией и вступления последней в антитурецкую войну. Однако к началу 80 х гг. XVII в. этому мешала неурегулированность территориальных вопросов между Россией и Польшей. Прежде всего, это касалось земель, присоединен ных к России в Русско польскую войну 1654 1655 г. и оставшихся за ней по Андрусовскому перемирию 1667 г. Эти земли Россия намеревалась закрепить за собой по вечному миру с Польшей. 14 мая 1684 г. прибыли наконец в Москву ожидаемые цесарские великие и полномочные послы. Они уполномочены были от цесаря сильно убеждать рос сийский двор учинить не токмо с ним, цесарем, но и с польским королем про тив султана турецкого и крымского хана оборонительный и наступательный союз. Послам ответствовано, что нужно для России прежде с польским коро лем учинить вечный мир, а без того в союз вступать ни с цесарем, ни с Польшею не будет для России ни малейшей пользы 9. Переговоры с поляками между тем шли долго и трудно. Так, на первом съезде в Андрусове 7 января 1684 г. по ляки требовали даже учинить прежде союз, а потом говорить о мире 10, в чем получили отказ. Только 9 февраля 1686 г. вступило в Москву ожидаемое славное оное посольство польское. Десять конференций было, и не могли решиться послы, так что уже готовились выехать из Москвы, как, одумавшись, решились подписать следующий навеки для России славный договор Вечный мир с Польшей, подписанный в Москве и ратифицированный польским королем Яном Собеским 2 1декабря 1686 г. во Львове, являлся круп ным дипломатическим успехом России. По нему в обмен на денежную компен сацию и обязательство начать военные действия против турок и татар Россия закрепила за собой Смоленск, всю Правобережную Украину, а также Киев и Запорожье. Известие о присоединении России к антитурецкой коалиции было с боль шим облегчением встречено и в Варшаве, и в Вене, и в Риме. Польша, Австрия, и Ватикан откликнулись на него выпуском медалей. В 1686 г. медальером пап ского монетного двора Д.Б. Гульельмадой была создана медаль на заключение Вечного мира между Польшей и Россией, а в 1687 г. в Нюрнберге в мастер ской Георга Хаутча была исполнена медаль в память образования Священной лиги 12. 9 Бантыш Каменский Н.Н. Обзор внешних сношений России по 1800 год М., 1894. С. 29. 10 Там же. С. 155. Там же. С. 156 157. 12 Щукина Е.С. О России за ее пределами Прошлое нашей Родины в памятниках нумизмати ки. Л., 1977. С. 127 128. Российский двуглавый орел и западноевропейское медальерное искусство XVII в. 37 На оборотной стороне медали Гульельмады изображен в полный рост Ян Собеский и царевна Софья регентша в 1682 1689 гг. держащиеся за руки и попирающие полумесяц см. вкладку, рис. 13 13. На оборотной стороне медали в память формирования Священной лиги см. вкладку, рис. 14 14 изображе на сидящая на берегу моря перед пропилеями женская фигура, олицетворяю щая Согласие, у ног ее связанный турок. В руках она держит четыре стрелы по числу участников коалиции. На колоннах прикреплены гербовые щиты Австрии, России, Польши и Венеции. Важно отметить, что изобразительным языком здесь подчеркивается неравномерный вклад в войну с турками входя щих в Священную лигу государств. Так, щит с гербом Священной Римской империи и щит с гербами Польши и Литвы помещены на передний план, тогда как щиты с гербами России и Венеции расположены в глубине колоннады, при этом они частично закрыты колоннами. В данном случае Россия представлена не полным государственным гербом, а лишь ездецом Сложно сказать, было ли причиной этого недостаточно хорошее знакомство немецкого медальера с российским государственным гербом. Как представляется нам, более прозаич ное объяснение этому может быть связано с чрезвычайно малыми размерами гербовых щитов. В случае помещения на дальний щит полного российского герба, двуглавый орел был бы неотличим от двуглавого орла Священной Рим ской империи. Однако более ранней европейской медалью, посвященной Священной лиге принято считать медаль, созданную по заказу польского короля Яна Собеского Иоганном Хёном Младшим 1642 1693 данцигским медалье ром, связанным заказами как с польской короной, так и с бранденбургскими курфюрстами. Эта медаль также до сих пор не публиковалась. В собрании Эр митажа имеется два серебряных экземпляра этой медали, один происходит из коллекции Я. Рейхеля см. вкладку, рис. 15 15, другой, лучшей сохранности, из собрания Строгановых 16. На лицевой стороне медали в венке из двух пальмовых ветвей, увенчанном короной, погрудный профильный портрет Яна Собеского вправо, в лавровом венке, римском доспехе и плаще. В обрезе руки монограмма медальера I H вокруг пятистрочная круговая легенда IOANNI III REGI POLONIARUM ORTHODOXO FIDEI DEFENSORI EXERсITUUM сHRISTIANITATIS GENERA LISSIMO DUсTORI TURсARUM DEBE TORI TARTARORUM FUGATORI VIENNAE AUSTRIAE AB OBSIDIONE TURсIсA A 1683 DIE 13 ОН ГЭ. Инв. ИМ 6082, медь, чеканка, диаметр 64 мм. 14 ОН ГЭ. Инв. ИМ 19 162, серебро, чеканка, диаметр 44 мм. 15 ОН ГЭ. Инв. ИМ 1287, серебро, чеканка, диаметр 56 мм., вес 66,88 гр. 16 ОН ГЭ. Инв. ИМ 18355, серебро, чеканка, диаметр 56 мм., вес 65,6 гр. 38 К.М. Чернышов, О.В. Чижевская 12 SEPT LIBERA TORI HUNGARIAE REсUPERA TORI POLON сOINSERVATORI M D MOSсOV ET REIPUBL VENETIAR AD BELLUM сOMMUNE INDUсTORI PATRI PATRI AE DIVO PIO IUSTO FELIсI AUGUSTO SAсRUM Иоанну III, королю польскому, защитнику веры, главнокомандую щему христианской армии, победителю турок, изгнаннику татар, освободив шему Вену от турецкой осады 12 сентября 1683, освободившему Венгрию, хранящему Польшу, побудившему к общей войне великого князя московского и республику Венецию, отцу отечества, божественному, набожному, справед ливому, счастливому, святому На оборотной стороне медали изображены равновеликие парящие в об лаках три орла слева двуглавый орел, увенчанный императорской короной и с австрийским гербовым щитом на груди, то есть герб Священной Римской империи, в центре одноглавый орел с короной и гербом рода Собеских, это символ польского королевства, справа двуглавый российский орел под двумя зубчатыми коронами, со щитом с изображением ездеца Под ними находит ся символ Венеции крылатый лев святого Марка со скрижалями в лапах, с надписью PAX TIBI MAR сE EY AN ME Мир тебе, о Марк Вверху надо всем изображенный опрокинутый рогами вниз полумесяц по бежденная Турция под ним на бандероли надпись DONEс AUFERA TUR PS 7 1Пока не будет повержен. Псалом 7 7. Внизу расположены виды городов с надписями над каждым из них BUDA, сAND, сAMN, сONST. Буда, Кандия, Каменец, Константинополь На медали более тесный союз Австрии и Польши передан при помощи связанных лентой лап австрийского и польского орла, находящихся ближе друг к другу, чем русский орел. Надпись на гурте гласит INGENTIBUS AUSIS QUO VIS MONSTRA T ITER A nnus 1684 Великим и отважным начинаниям всюду, куда хочешь, он указывает путь и дата 1684 Изображение российского двуглавого орла на нашей медали близко изображениям на больших государственных печатях середи ны второй половины XVII в. Например, печати, приложенной к жалованной грамоте от 27 марта 1654 г. царя Алексея Михайловича Богдану Хмельницкому см. вкладку, рис. 16 18. Существенным моментом является только разворот на медали ездеца вправо, а также отсутствие над головами орла третьей ко роны, которая впервые появилась в государственном гербе России на печати Лжедмитрия I и в виде зубчатой короны утвердилась с 1625 г. при царе Михаи ле Федоровиче 16 13 1645 17 Библия. Ветхий завет. Псалом 7 17 Во дни его процветет праведник, и будет обилие мира, доколе не престанет луна 18 Снимки древних русских печатей. Вып. 1М., 1880. Российский двуглавый орел и западноевропейское медальерное искусство XVII в. 39 Изображение и описание данной медали приводится в Корпусе польских медалей Э. Рачинского 19. Также она публиковалась в составе коллекции Гут тен Чапского, изданном в 187 1г.20, и в ряде работ известного польского нумиз мата начала XX в. М. Гумовского2 1Все польские авторы считают, что надпись на гурте однозначно свидетельствует о том, что медаль чеканена в 1684 г., в год создания Священной лиги При этом Рачинский и Гуттен Чапский выража ют недоумение по поводу наличия на обороте медали изображения российско го двуглавого орла, так как Россия присоединилась к Лиге только полтора года спустя. Объясняют они это тем, что медаль выражает лишь надежду на присоединение к союзу России и является для нее своеобразным приглаше нием к вступлению в коалицию. Принимая во внимание то, что впоследствии данной медалью ни в Польше, ни в России не занимались и архивные данные о дате ее заказа и изготовления пока не приводились, нам остается лишь принять эту версию как основную. Выпуск медалей в опережение событий соответствует духу эпохи барокко, и подобные примеры встречаются в истории медальерного искусства. И все же, учитывая, с каким трудом протекали переговоры между Польшей и Росси ей в 1684 1685 гг., остаются определенные сомнения в том, что медаль выпу щена до заключения Вечного мира в 1686 г. Косвенным подтверждением тому могут служить названия тех городов, чьи панорамы помещены на обороте медали. Мы считаем, что их можно интерпре тировать иначе, чем это сделал Гуттен Чапский. По его мнению, они символи зируют территориальные претензии участников коалиции Буда символизиру ет претензии Австрии на отвоевание у турок Венгрии, Каменец претензии Польши на Подолию, Кандия и Константинополь претензии Венеции на Мо рею Пелопоннес и господство в черноморских проливах. Сразу заметим, что относить столицу Оттоманской Порты к сфере интере сов Венеции, самого слабого из участников коалиции, достаточно нелепо, от России захвата Константинополя в то время также вряд ли кто ожидал. Конс тантинополь здесь помещен скорее как цель окончательной и полной победы всех участников Священной лиги Изображения трех других городов, по нашему мнению, могут означать не территориальные претензии, а места уже произошедших сражений, каждое из которых относится к одному из трех уже воюющих участников коалиции. Так, героическая оборона крепости Кандия венецианским гарнизоном с 1648 по 1663 г., в ходе которой турки потеряли 19 Raсzinski E. сabinet medalow polskiсh T. 2. Berlin, 1845. 220. 20 Hutt en сzapski E. сataloque de la сolleсtion des medailles et monnaies polonaises. V. 5. Graz, 1957. 2480. 2 1Gumowski M. Gdanskie herby, pieсzeсie, medale i monety. Lvov, 1927. с. 33 34. 40 К.М. Чернышов, О.В. Чижевская более 20 тысяч человек, является одной из наиболее славных страниц истории Венеции. Битва у реки Сучавы в 1676 г., в ходе которой польские войска под началом Яна Собеского разгромили крупное войско турок и татар, произошла недалеко от крепости Каменец. Что же касается Буды, то город был взят войс ками австрийцев в начале сентября 1686 г. Как известно, российское посольство, возглавляемое Б.П. Шереметевым, в ожидании ратификации мирного договора Яном Собеским пребывало во Львове с 26 сентября по 28 декабря 1686 г., после чего отправилось в Вену22. Выпуск данной медали, возможно, как то связан с длительным нахождением в Польше русского посольства, и штемпели к ней могли создаваться уже после взятия Буды. Что же касается надписи на гурте, то ее можно интерпретировать следую щим образом путь, начатый в 1684 г. год создания Священной лиги дол жен довести через одержанные победы до немыслимых высот взятие Конс тантинополя и полное низвержение турецкого полумесяца Россия выполнила свои обязательства перед Священной лигой Несмот ря на то, что Крымские походы русских войск под началом фаворита Софьи князя Василия Васильевича Голицына 1643 17 14 в 1687 и 1689 гг. нельзя признать большой военной удачей прежде всего из соображений соотноше ния затраченных усилий и полученных результатов они сыграли определен ную положительную роль, так как отвлекли Крымское ханство от оказания помощи туркам. Позднее Азовские походы Петра 1695 и 1696 гг., завершив шиеся взятием турецкой твердыни в устье Дона, принесли русскому оружию заслуженную славу. Изученные нами медали существенно расширяют представление о степени известности российской государственной символики в Западной и Централь ной Европе XVII столетия. 22 Бантыш Каменский Н.Н. Указ. соч. С. 158. Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте. Чернышов К.М., Чижевская О.В. Российский двуглавый орел и западноевропейское медальерное искусство XVII в. (2013)
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|
||||||
© 2007-2024 Электронная некоммерческая библиотека открытого доступа «Гербовед.ру» Редакция: gerboved@gerboved.ru | › Пользовательское соглашение | ||||||
Проект сетевого издания «Геральдика.ру» | ||||||
Примечание: представленные в библиотеке научные тексты размещены только для ознакомления и получены большей частью посредством распознавания оригинальных текстов публикаций (OCR), поэтому в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания и степенью сохранности бумажных оригиналов. |