Майборода Д.В.
Из истории символики образования в России XIX в.: проект медали для студентов Ярославского Демидовского училища высших наук
// Гербоведение. Том II. (2012)
Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: Гербоведение. Том II. М.: Старая Басманная, 2012. С. 176-180
Аннотация: Ныне существующий как Ярославский государственный университет, в начале своего существования назывался Ярославское Демидовское училище высших наук и занимал одно из первых мест в системе образования, после университетов России. Список предметов, преподававшихся в нем, был обширен и включал в себя математику, политическую историю, экономию с финансами, красноречие, философию, право, химию, словесность, иностранные языки и закон Божий . В первые годы существования в лицее числилось не более 40 учащихся, однако с течением времени их количество увеличивалось . По всей видимости, это стало причиной, побудившей проректора учебного заведения Г.Ф. Покровского составить проект наградной медали для отличившихся студентов.
Об авторе публикации/статьи:
Майборода Денис Вадимович (Москва) аспирант кафедры новейшей истории России Московского государственного областного университета
Просмотр публикации в формате PDF:
› См. также другие статьи Майбороды Д.В.в библиотеке найдено еще 1 публикации(й) автора
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать 
 Текст из PDF-файла получен посредством автоматического машинного распознавания оригинального текста публикации (OCR-технологии), поэтому в нем содержатся многочисленные ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания текста. Текст предоставляется по принципу "КАК ЕСТЬ".
Объем текста: 17027 знаков (с пробелами)
Д.В. Майборода
Из истории символики образования в России XIX в. проект
медали для студентов Ярославского Демидовского училища
высших наук
В 1802 г. император Александр I, стремясь упорядочить и реформировать
систему государственного управления в стране, издал манифест Об учреж
дении министерств Кроме положения о создании Министерства народного
просвещения, в документе содержался призыв о пожертвовании средств на
нужды образования в России.
На него откликнулся известный отечественный натуралист, геолог и ме
ценат Павел Григорьевич Демидов. От его имени были направлены немалые
средства на создание в Ярославле нового учебного заведения лицейского типа.
Указ о его создании был подписан императором в июле 1803 г. 1Сам лицей,
неоднократно реорганизованный и ныне существующий как Ярославский го
сударственный университет, в начале своего существования назывался Ярос
лавское Демидовское училище высших наук и занимал одно из первых мест в
системе образования, после университетов России. Список предметов, препо
дававшихся в нем, был обширен и включал в себя математику, политическую
историю, экономию с финансами, красноречие, философию, право, химию,
словесность, иностранные языки и закон Божий2. В первые годы существова
ния в лицее числилось не более 40 учащихся, однако с течением времени их ко
личество увеличивалось3. По всей видимости, это стало причиной, побудившей
проректора учебного заведения Г.Ф. Покровского составить проект наградной
медали для отличившихся студентов.
Традиция награждения медалями наиболее талантливых учащихся к тому
времени уже прочно утвердилась в российской образовательной системе. Мос
ковский университет с момента основания ввел практику вручения наградных
и памятных медалей.
Медали отмечали наиболее заметные события в жизни страны. Одним из
них было учреждение в 1755 г. Московского университета, в честь которого
появилась первая в Российской империи медаль, посвященная образователь
ной тематике. Ее изготовил французский мастер Жак Антуан Досье, она имела 1Русский биографический словарь. Т. Аарон Александр II. СПб., 1896. С. 227.
2 Голов иков К.Д. История Демидовского юридического лицея в Ярославле 1803 1899 гг
Ярославль, 1900. С. 43.
3 Голов иков К.Д. П.Г. Демидов и история основанного им в Ярославле училища 1803 1886 гг Ярославль, 1887. С. 14. Майборода Д.В., 20 12.
Из истории символики образования в России XIX в 177
классическое для того периода иконографическое и композиционное построе
ние. На аверсе изображался погрудный профиль императрицы Елизаветы Пет
ровны, которая учредила университет. Реверс украшало изображение сидящей
на фоне Московского Кремля женщины, окруженной атрибутами наук.
Практически сразу после открытия университета учреждаются и наградные
медали, призванные отличить студентов, преуспевших в изучении наук. Они
были именными, выполнялись из золота или серебра. В течение последующих
80 лет их иконография мало изменилась, на аверсе присутствовала надпись, со
державшая имя и титул монарха, в период правления которого выпускалась ме
даль. Оборотная сторона украшалась аллегорическим изображением Минервы
вместе с символическими атрибутами наук. Под обрезом, внизу изображения,
находилась надпись Московский университет и оставалось место для нане
сения фамилии награжденного4. Изображение древнегреческой богини тут не
было случайным, она помещалась как символ государственной мудрости и пок
ровительница наук.
Согласно министерской реформе 1803 г. Российская империя разделялась
на образовательные округа, первым и самым большим являлся Московский об
разовательный округ, центральным учреждением которого стал Московский
университет. Главой учебного округа был назначаемый императором попечи
тель, одновременно являвшийся руководителем Московского университета.
Соответственно, учебные заведения более низкого уровня оказались подчи
ненными по отношению к центральному университету и свои действия обя
заны были согласовывать с ним. Согласно приведенной иерархической модели
Ярославское Демидовское училище высших наук подчинялось Московскому
университету, попечитель которого, граф Павел Иванович Голенищев Куту
зов, в 18 13 г. получил представление от совета Ярославского училища с про
сьбой об учреждении медалей для награждения отличившихся студентов.
Необходимость в них обосновывалась следующими причинами
стимулировать студентов к успехам в науках
ввести знаки отличия, подобно университетам, с которыми училище имело
регулярные связи
поднять престиж училища и повысить его общественный статус для увели
чения количества поступающих.
Среди причин называлась также небольшая стоимость медалей, которая, по
расчетам совета, не должна была превысить 250 рублей в год5.
4 Букатина Г. Награды Императорского Московского университета Наука и жизнь. 2005. 3. С. 27.
5 Центральный исторический архив г. Москвы. Ф. 459. Оп. 1Д. 124. Л. 7. 178 Д.В. Майборода
После внесения представления начался процесс утверждения медалей.
К делу подключился совет Московского университета, поддержал идею и осно
ватель училища Павел Григорьевич Демидов. Когда все необходимые рекомен
дации были собраны, документы отправились на утверждение в Министерство
народного просвещения. В октябре 18 13 г. оттуда в совет училища поступила
записка с одобрением начинания и просьбой выслать проект медали в рисунке,
а также правила к награждению6.
Согласно последнему документу медалями награждались ежегодно три вы
пускника, происходить это должно было после окончания занятий в конце
апреля. Вручались награды за достижения в обучении и примерное поведение,
причем вводилась следующая градация лучший выпускник получал золотую
медаль, остальные два серебряные. Решение о награждении принимал совет
училища и проректор.
Рисунок проекта медали также был выполнен и отправлен в Москву, его
подлинник сейчас находится в Центральном историческом архиве Москвы рис. 1Он представлял собой почти полную копию с медали, вручавшейся
в Московском университете, и данный факт, вероятно, сыграл не последнюю
роль в том, что награда так и не была утверждена. На ее аверсе предполага
лось под именем и титулом императора поместить фамилию Демидова. Минис
терство народного просвещения потребовало обосновать такую композицию.
Проректор училища аргументировал ее следующим образом Необходимо
было дать честь основателю, а имя его написано ниже, и не столь крупными
6 Там же. Л. 9.
Рис. 1Рисунок проекта наградной медали для студентов Ярославского Демидовского училища
высших наук. 18 13 г. Центральный исторический архив Москвы. Ф. 459. Оп. 1Д. 124
Из истории символики образования в России XIX в 179
буквами 7. Видимо в министерстве оста
лись удовлетворены подобным объяснени
ем, тем более что в ноябре 18 14 г. пришло
сообщение о том, что Александр I дал со
гласие на выпуск медалей.
Казалось, дело утверждения заверше
но, и успехи студентов очередного выпуска
училища будут отмечены должным обра
зом. Однако в июне 18 15 г. от совета Мос
ковского университета графу П.И. Голени
щеву Кутузову поступил рапорт, в котором
сообщалось, что Департамент горных и со
ляных дел отказывается изготовить медали
без санкции императора8. Действительно,
согласно указу от 28 февраля 1767 г. в Рос
сийской империи было запрещено изготов
ление медалей частным лицам и организа
циям без особого распоряжения монарха.
Складывалась неоднозначная ситуация с
одной стороны, проект медали существо
вал и был, по видимому, устно одобрен Александром I, но письменного ука
за не поступало, а без него изготовление медалей оказалось невозможным.
П.И. Голенищев Кутузов вновь попытался повлиять на ход дела и добиться им
ператорского утверждения. В это время в Европе проходил Венский конгресс,
и Александр I отсутствовал в стране. Тогда граф предпринял попытку решить
вопрос через Министерство финансов, в чьем ведении находился Департамент
горных и соляных дел. Однако ответ министерства оказался категоричен без
санкции государя об изготовлении медалей не могло быть и речи9.
На этом попытки утвердить наградные медали завершились. В 18 16 г.,
вследствие начала кампании по борьбе с масонами, с должности министра
народного образования был уволен граф А.К. Разумовский, пост покинул и
П.И. Голенищев Кутузов. Процесс утверждения медалей не был завершен,
собственная символика у училища в начале XIX в. так и не появилась. Она воз
никла только в самом конце столетия, когда училище стало уже Демидовским
7 Там же. Л. 9.
8 Там же. Л. 2 1
9 Там же. Л. 3 1
Рис. 2. Нагрудный знак для учащихся
Демидовского юридического лицея. 1900 г. 180 Д.В. Майборода
юридическим лицеем. В 1900 г. по Высочайшему указу для всех его выпускни
ков вводился нагрудный знак академического образца рис. 2 10.
Обнаруженные материалы о проекте медали для Демидовского училища
высших наук являются ценными источниками как по истории российской фа
леристики, так и о формировании символики отечественного образования в
XIX в. Они еще раз демонстрируют необходимость привлечения письменных
материалов для полной и всесторонней реконструкции развития наградной
системы страны. 10 Бойнович А.Д. и др. Знаки и жетоны Российской империи. СПб., 1994.
|