| ||||||
Электронная научно-историческая библиотека «Гербовед.ру» | ||||||
» Библиотека › Гербоведение. Том II. (2012) › Ражнёв Г.В., Ранчугова Н.Г. Двуглавый орел в мировой культуре: истоки и аккультурация | ||||||
Ражнёв Г.В., Ранчугова Н.Г.
Двуглавый орел в мировой культуре: истоки и аккультурация// Гербоведение. Том II. (2012)Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: Гербоведение. Том II. М.: Старая Басманная, 2012. С. 161-172 Аннотация: Изображения двуглавого орла известны не только в России. Они популярны во многих странах Запада и Востока, особенно в Албании, Гватемале, Индии, Мексике, Сербии, Турции, Черногории и др. Многие ученые уверенно утверждают, что двуглавый орел известен с древнейших времен, а его происхождение – Восток. Однако где конкретно появилась эта мифическая птица, какова была ее первоначальная символика, почему она веками олицетворяла высшую власть и силу, никто из них не указывал. Большинству исследователей сам вопрос о происхождении и путях распространения двуглавого орла до сих пор кажется не столь важным. Например, известный историк А.Л. Хорошкевич считала его не существенным и даже крупнейший историограф современной России О.Н. Наумов расценил появление двуглавого орла на монетах хана Джанибека (1341–1357) «только как курьезный факт истории». Об авторах публикации/статьи: Ражнёв Геннадий Владимирович (Смоленск) Ранчугова Наталья Геннадиевна (Смоленск) Просмотр публикации в формате PDF:
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать Текст из PDF-файла получен посредством автоматического машинного распознавания оригинального текста публикации (OCR-технологии), поэтому в нем содержатся многочисленные ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания текста. Текст предоставляется по принципу "КАК ЕСТЬ".
Объем текста: 43034 знаков (с пробелами)
Г.В. Ражнёв, Н.Г. Ранчугова Двуглавый орел в мировой культуре истоки и аккультурация Изображения двуглавого орла известны не только в России. Они популяр ны во многих странах Запада и Востока, особенно в Албании, Гватемале, Ин дии, Мексике, Сербии, Турции, Черногории и др. Многие ученые уверенно утверждают, что двуглавый орел известен с древнейших времен, а его проис хождение Восток. Однако где конкретно появилась эта мифическая птица, какова была ее первоначальная символика, почему она веками олицетворяла высшую власть и силу, никто из них не указывал. Большинству исследователей сам вопрос о происхождении и путях распространения двуглавого орла до сих пор кажется не столь важным. Например, известный историк А.Л. Хорошке вич считала его не существенным 1и даже крупнейший историограф современ ной России О.Н. Наумов расценил появление двуглавого орла на монетах хана Джанибека 134 357 только как курьезный факт истории 2. Вместе с тем вопрос о происхождении двуглавого орла чрезвычайно важен в двух отношениях. Во первых, в результате его разрешения может сформиро ваться концепция его появления, распространения и аккультурации как фено мена мирового культурного наследия. Во вторых, уяснение первоначальной семантики двуглавого орла с помощью компаративного кросс культурного метода даст представление о последующем ее развитии. И первое, и второе необходимы не только теоретически, но и для эффективной работы по фор мированию уважительного отношения к государственному гербу России и по его популяризации, о чем говорится в распоряжении Президента Российской Федерации3. Первое изображение двуглавой птицы на территории Древней Руси най дено под Смоленском в 1857 г. при строительстве железной дороги рядом с деревней Гнёздово, где был обнаружен клад серебряных вещей. Среди них ар хеологи нашли круглую подвеску высотой 4,3 см с изображением двуглавой птицы рис. 1Подвеска датируется 950 1000 гг. н. э. и находится сегодня в Государственном Эрмитаже. Как установил авторитетный археолог профессор 1Герб и флаг России, X XX вв. М., 1997. С. 140. 2 Наумов О.Н. Государственный герб России как проблема исторического знания Преподава ние истории в школе. 2009. 5. С. 3. 3 Распоряжение Президента РФ О программе мероприятий по популяризации государствен ных символов России до 20 10 г. от 7 декабря 2004 г. 572 рп Собрание законодательства РФ. 2004. 50. Ст. 5055. Ражнёв Г.В., 20 12. Ранчугова Н.Г., 20 12. 162 Г.В. Ражнёв, Н.Г. Ранчугова Г.С. Лебедев, подвеска относится к ве щам местного происхождения 4. Судя по особенностям композиционной сти листики птицы, можно утверждать, что сюжет подвески с двуглавой птицей смоленские ремесленники взяли с вос точных образцов у византийцев или арабов. На Востоке двуглавый орел извес тен с глубокой древности. Под именем Гандаберунда он впервые упоминается в древних канонических текстах инду изма. На дравидийском языке каннада, на котором говорят более 50 миллионов индийцев, ганда сильный, берунда двухголовый. В Вишну пуране расска зывается, что Вишну превращался в Ган даберунду, когда требовалось проявить фантастическую силу орел легко мог поднять в каждой лапе и клюве по слону или льву. Интересно, что такое изобра жение Гандаберунды сохранилось не только на средневековых монетах, но и на барельефе храма Рамешвар в городе Келади Индия который построен в XVI веке рис. 2 а также в гербе коро левства княжества Майсур, где Ганда берунда держит в каждой лапе по слону рис. 3 В индийских пуранах все боги на делялись необыкновенной силой. Это объяснялось тем, что индийцы населяли полные изобилия тропики, могучие силы которых удивляли людей. Это природное окружение повлияло на ста новление менталитета индийцев, отразившего и адекватные представления о красоте, главными качествами которой считались мощь и сила. Так, например, полубогини якшини изображались с утолщенными руками и ногами, круг лой, высокой грудью и широкими бедрами. Все это обусловило специфическое представление индийцами Гандаберунды. Его образ сохранился до наших дней 4 Лебедев Г.С. Эпоха викингов в Северной Европе и на Руси. СПб., 2005. Рис. 1Подвеска из клада в Гнёздово. Рис. 2. Гандаберунда символ фантастичес кой силы. Двуглавый орел в мировой культуре истоки и аккультурация 163 опущенные вниз крылья, повышен ная пластичность и декоративность рис. 4 Таким предстает Гандабе рунда в качестве эмблемы династии королей Майсура Водеяров, на ряде золотых и медных монет могу щественной империи Виджаянагар юг Индии XIII XVI вв., на памят ном знаке в честь 129 й авиаэскад рильи королевских ВВС Великобри тании в 194 1г. рис. 5 а в наши дни в гербах штата Карнатака, города Майсур и его университета, эсмин ца Майсур рис. 6 в ряде кор поративных гербов, на ювелирных изделиях и др. Гандаберунда воспринимался индийцами не только как символ Вишну, его высшей власти и огром ной силы. Как аватар воплощение Вишну, он символизировал также соблюдение принципов дхармы пути благочестия и поддержания социального порядка. Видная ин дийская исследовательница из Бан галора, доктор философии К.Л. Кэ мэт в книге Prani Parisara издана в 1975 г. на языке каннада о живот ных в индийской скульптуре писала, что Гандаберунда выражает также идею изобилия, плодородия и могу щества5. Представления о двуглавом орле распространились в соседние с Индией регионы. Одним из подтверждений этого стала находка, сделанная недавно экспедицией В.И. Сарианиди. В Бакстрийско Маргианском археологическом комплексе ученые нашли сотни артефактов, среди которых бронзовую мини атюру, изображающую божество, воплощающееся в двуглавого орла рис. 7 Скульптура датируется III началом II тысячелетия до н. э. О сенсационных 5 htt p www.kamat.сom jyotsna blog.php BlogID 49 Рис. 3. Герб Королевства Майсур. Рис. 4. Гандаберунда в искусстве Индии. 164 Г.В. Ражнёв, Н.Г. Ранчугова находках в Бакстрийско Маргианс ком комплексе рассказал в Нью Йорк таймс один из самых почитаемых в США журналистов, пишущих о научных открытиях, Джон Нобл Уилфорд6. Индийский Гандаберунда стал попу лярен в Шри Ланке. Образ двуглавого орла почти не претерпел изменений с древности, судя по барельефу на Мемо риале независимости в городе Коломбо рис. 8 Морские пути между Индией и Ин донезией установились с первых веков нашей эры, и острова Малайского ар хипелага стали территорией индийской колонизации, где возникли первые ин донезийские княжества. В них правящий слой составляли завоеватели из Индии, насаждавшие в Индонезии культ инду изма. Одна из индийских династий, ко торая основала султанат Тернате, взяла в качестве династической эмблемы Ганда берунду рис. 9 7. В буддизме двуглавый орел исполь зовался как символ силы и власти Будды, для чего на груди орла иногда помещали свастику один из главных его символов рис. 10 Предметы с такими изображе ниями обнаружены на территории сов ременной Монголии. Этот факт показы вает, откуда на монетах хана Джанибека могли быть заимствованы двуглавые орлы. Процесс аккультурации двуглавого орла в Малой и Средней Азии происхо дил не только через заимствование пре жнего паттерна, но и путем адаптации, 6 htt p samoistina.at.ua bmaс.htm. 7 htt p ternate.worldpress.сom 2008 09 05 kie se gam ma gugu ma tit Рис. 5. Знак в честь 139 й авиаэскадрильи. Рис. 6. Герб эсминца Майсур Двуглавый орел в мировой культуре истоки и аккультурация 165 то есть изменения пат терна двуглавого орла под влиянием куль туры реципиентного этноса. Такой путь объясняет процессы комбинации культур ных элементов кон тактирующих этносов, в результате которых складываются новые паттерны с прежней сущностью. Ярким примером этого является аккультура ция двуглавого орла во всем мусульманском ареале и особенно в Сельджукской империи. Сущность индийского двуглавого орла, олицетворявшего Вишну, осталась, но теперь он олицетворял Аллаха или высшую власть султана, поэ тому на многих изображениях на его груди арабскими буквами помещалось одно из имен Аллаха или слово аль султан рис. Эстетические аспекты ментальности народов, исповедующих ислам, запрещали изображать божест во, поэтому акцент в изображении двуглавого орла зачастую делался на изощ ренной декоративности. Орнаментальность стала основой образа двуглавого орла, породив удивительное искусство узора, который сплошь покрывал всю поверхность орла рис. 12 Аккультурация двуглавого орла в Византийской империи находилась под влиянием хрис тианства, поэтому византийцы видели в нем свое божество Ии суса Христа. Поскольку он был богочеловек, то одна голова орла символизировала его божествен ную сущность, а другая челове ческую. В VI IX вв. императору стали поклоняться наравне с Бо гом. Так в менталитете византий Рис. 7. Бронзовая миниатюра, изображающая божество, найденная экспедицией В.И. Сарианиди. Рис. 8. Двуглавый орел из мемориала в Коломбо. 166 Г.В. Ражнёв, Н.Г. Ранчугова цев формируется идея симфонии сотрудничества двух властей духовной и светской. Византий ские императоры Палеологи взяли двуглавого орла в качестве династической эмблемы, поэто му в XIII XV вв. двуглавый орел считался символом Византии и православия8. В Западной Европе распро странение христианства, как религии бедноты, вызвало изме нение менталитета европейцев. В их психологии утвердились от речение от житейских благ, культ аскетизма, скромности и беднос ти. Эстетические аспекты хрис тианского менталитета прослав ляли красоту и возвышенность духа, а не тела, что обусловило иконографию двуглавого орла в готическом стиле, который отра зил идею духовной, а не физичес кой силы Христа. В этот же период возникает изображение двуглавого орла в кельтском стиле. Кельты исполь зовали его как источник для при чудливых ленточных орнаментов. Ленты на концах сплетались в изощренно запутанные извивы. Этот стиль прямо связан с менталитетом кельтов, которые верили, что дух человека это часть мирового духа, и через множество жиз ней, смертей, возрождений человек проходит особенный, неповторимый путь со своим переплетением событий. Цель пути божественное совершенство и красота. Поэтому кельтский орнамент, вплетенный в фигуру двуглавого орла является символической схемой, замысловатой картой этого пути рис. 13 Появление двуглавого орла как герба Священной Римской империи отно сится к XV в. Тогда формируется германский стиль его изображения, отразив 8 По нашему мнению, роль двуглавого орда в идеологии и культуре Византийской империи не вполне ясна и нуждается в дальнейшем, тщательном изучении. Прим. ред. Рис. 9. Эмблема султаната Тернате. Индонезия. Рис. 10. Буддийский двуглавый орел. Двуглавый орел в мировой культуре истоки и аккультурация 167 ший воинственный менталитет нации. Немецкий философ Вальтер Шубарт 1897 1942 характеризуя его, пи сал, что немцы, как прирожденные солдаты, любят войну, а воинственное пруссачество наиболее точное выра жение германского духа. Он остроум но заметил Англичанин хочет пре вратить окружающий мир в фабрику, француз в салон, немец в казарму, русский в церковь Англичанин хо чет нажиться от ближнего, француз импонировать ближним, немец ко мандовать им, а русский ничего от него не хочет 9. Живописно охарактеризовал германский менталитет М.Е. Салты ков Щедрин во второй главе книги За рубежом Военный аспект гер манского национального характера писатель характеризует претензией на вселенское господство. Это, по его мнению, видно даже по Берлину Вся суть современного Берлина, все мировое значение его сосредоточе ны в здании, возвышающемся в виду Королевской площади и носящем на звание Главный штаб Писатель заметил ту сущностную особенность Берлина, что там пахнет офицерским самодовольством Когда я прохо жу мимо берлинского офицера, меня всегда берет оторопь. Даже в Баден Бадене, в Эмсе мне делалось жутко Не потому жутко, чтоб я боялся, что офицер кликнет городового, а потому, что он всем своим складом, посадкой, устоем, выпяченной грудью, выбри 9 Шубарт В. Европа и душа Востока. М., 1997. С. 388. Рис. Двуглавый орел с надписью Аль султан Рис. 12. Сельджукский двуглавый орел. 168 Г.В. Ражнёв, Н.Г. Ранчугова тым подбородком так и тычет в меня я герой Мне кажется, что если б, вместо этого, он сказал я разбойник и сейчас начну тебя свежевать, мне было бы легче. А то Герой 10. Именно такими стали изображать в Германии двуглавых орлов. Крылья орла подняты вверх, а между маховы ми перьями помещаются фады ни тевидные перья. Лапы у орла мощные, широко расставлены, а пальцы и когти вырисованы с гротесковым натурализ мом. Клювы хищнически открыты, из вивы языков далеко высунуты. Хвост вычурный, декоративный. Весь об лик орла воинственен, устрашающ рис. 14 В этом стиле двуглавых ор лов изображали великие немецкие ху дожники А. Дюрер и А. Альтдорфер. В последующие годы представ ление и восприятие двуглавого орла изменялись в связи с развитием изоб разительного искусства и его стилей. Так, после византийского, готическо го, кельтского и германского стилей орла изображали в художественных традициях барокко, ампира, орнамен тализма, модерна, тату и др. Достигает расцвета популяризация двуглавого орла. Особенно наглядно это про явилось в Австро Венгерской 1867 19 18 и Российской империях. Худож ники, проявляя фантазию, помещали удивительные изображения двуглавых орлов на разные предметы быта хум пены высокие кружки для пива и кувшины, светильники и вазы, табакерки и портсигары, шкатулки и ювелирные изделия, плакаты и открытки, обложки книг и журналов, мебель и посуду, витражи и мозаики, станковые гравюры, 10 Салтыков Щедрин М.Е. За рубежом. М., 1989. С. 7 172. Рис. 13. Кельтский двуглавый орел. Рис. 14. Германский двуглавый орел. Двуглавый орел в мировой культуре истоки и аккультурация 169 марки и многое другое. Список предметов, на которых удалось найти изобра жения двуглавых орлов, занимает более чем 200 позиций. Особой популярностью двуглавый орел пользовался у масонов, восприни мавших его в качестве олицетворения Иисуса Христа, борющегося со злом, по этому у них птица сжимает в лапах меч. Масоны считали, что только тот может носить это изображение, в ком нет невежества и порочных страстей. Иконог рафия двуглавого орла у масонов разнообразна, хотя чаще всего он изображал ся с опущенными крыльями, реже в стиле ампир, а иногда с удлиненными, в египетском стиле, крыльями. Аккультурация двуглавого орла в Центральной Америке происходила с XVI в. в контексте ее испанизации. Тогда Испания входила в состав Священ ной Римской империи, гербом которой был двуглавый орел, насаждавшийся испанцами вместе с христианством. Его своеобразно восприняли гватемаль ские и мексиканские индейцы уичоль huiсhol и виррарика wirrarika Следуя доколумбовым традициям, они стали изображать двуглавых орлов на ритуаль ных масках, предметах одежды и быта. Первые украшались разноцветными бусинками. Сегодня они используются и как обереги, и как сувениры, и как непременные атрибуты карнавалов. Двуглавый орел понимался индейцами как символ их общей Матери. Одна голова орла общается с Богом, в то время как вторая слушает молитвы людей и помогает им. В Северную Америку двуглавого орла завезли русские в XIX в., когда осва ивали Аляску. Он подвергся воздействию этнокультурных традиций индейцев народов тлингиты ngit и хайда haida которые трактовали его как символ единства племени Орла и племени Ворона. В традициях народа хайда жених из племени Орла должен брать невесту из племени Ворона и наоборот, поэтому художники часто изображали двуглавую птицу с головами орла и ворона в тра диционном тлингитском зверином стиле рис. 15 Долгое время была популярна версия о происхождении российс кого двуглавого орла, связанная с женитьбой Ивана III на племяннице последнего византийского импера тора Софье Палеолог в 1472 г. Ди настической эмблемой Палеологов был двуглавый орел, поэтому заимс твование его, как полагали В.Н. Тати щев и Н.М. Карамзин, демонстриро вало преемственность православия и Рис. 15. Двуглавый орел народа хайда. Аляска. США. 170 Г.В. Ражнёв, Н.Г. Ранчугова высшую власть. Памятником, подтверждающим это, явилась восковая печать, привешенная к грамоте, данной Иваном III своим племянникам в 1497 г. Иную версию высказали сначала американский историк Г. Алеф, а затем российский историк В.А. Кучкин, 12 которые установили, что матрица печати 1497 г. была изготовлена немецким гравером в 1490 г. в связи с заключением договора меж ду Москвой и Священной Римской империей, направленного против польско го короля. Вместе с тем отметим важную деталь двуглавый орел на печати стилис тически идентичен византийскому, а не германскому образцу. Видимо, это и хотел подчеркнуть Иван III, исповедовавший православие. Русь была под мощ ным воздействием византийской культуры, поэтому Москва была включена в формулу Москва третий Рим Двуглавый орел воспринимался как символ великой и могучей державы, высшей справедливой власти, данной от Бога, как символ свободолюбия и достоинства, евразийского единства России, а также как символ особой заботы о подданных, ибо забота орла и орлицы о птенцах вызывала у древних славян удивление и восхищение. Христиане считали, что орел символизирует также омоложение и долго летие. По древней притче, дряхлеющий орел поднимается высоко в небо, где палящие лучи солнца накаляют его крылья и устраняют тусклость глаз. После этого он камнем падает в воду и выныривает с парой обновленных крыльев, вновь становясь молодым и сильным. Двуглавый орел воспринимался также в качестве симфонии духовной и светской властей как их гармонии, взаимопомощи, сотрудничества и тесного союза. В духовной среде он, соответствуя древнейшим традициям, трактовался как божество Иисус Христос с его двойственной природой божественной и человеческой. Двуглавого орла воспринимали, как отметил Д.Ю. Кривцов, так же и как воплощение христианских добродетелей Веры и Ревности, Крепости и Силы, Милости и Истины, Правды и Свободы и др. 13. Они рассматривались как условия успешного царствования монарха. В XIX в. изображение двуглавого орла как герба России претерпело замет ные изменения. В 1856 г. в России была проведена геральдическая реформа под руководством приглашенного из Германии барона Бернгарда Кёне, известного Аlef G. Th e Adoption of the Muskovite Two Headed Eagle A Disсordant View Speсulum. V. 4 966. P. 12 2 Кучкин В.А. Великокняжеская печать с двуглавым орлом грамоты 1497 года Вопросы ис тории. 1999. 4 5. С. 24 39. 13 Кривцов Д.Ю. Образ двуглавого орла в символике западнорусских посвятительных предисло вий XVII начала XVIII века Геральдика материалы конф. 10 лет восстановления геральди ческой службы России СПб., 2002. С. 59 60. Двуглавый орел в мировой культуре истоки и аккультурация 17 1 специалиста по геральдике. Не об ладая ни российским мировоспри ятием, ни художественным вкусом, он просто дал волю своему герман скому воинственному менталитету, который выразился в новом худо жественном облике двуглавого орла. Если раньше он часто изображался в византийском стиле, то теперь по явились изображения с раскрытыми клювами и высунутыми языками, поднятыми вверх и расправленны ми крыльями. В просветах, образо вавшихся между концами маховых перьев, как подчеркнул Г.В. Вилин бахов, под влиянием германских образцов 14 помещались фады. Та ким предстает двуглавый орел на Малом государственном гербе Рос сийской империи, утвержденном в 1856 г., и с еще более выраженными фадами в родовом гербе импера тора Александра II, утвержденном в 1857 г. Тогда же появилась первая российская почтовая марка с двуг лавым орлом, что отразило новую веху в его популяризации. Бесспорно, вид птицы стал более воинственным и хищным, а акцент в восприятии изменился в сторону военно политической семантики. Двуглавый орел в русском искусстве получил широкое распространение. Его изображения украшали не только царские регалии, но и произведения архитектуры, изобразительного, декоративно прикладного искусства, осо бенно предметы из сферы военного дела, христианства и усадебного быта дво рян. К их созданию привлекались многие выдающиеся художники, например, А.Н. Бенуа, И.Я. Билибин, В.М. Васнецов, Б.В. Зворыкин рис. 16 М.О. Мике шин, В.Д. Поленов, Н.С. Самокиш, С.И. Ягужинский рис. 17 В последние годы фигура двуглавого орла привлекает внимание художни ков, работающих в стиле тату. Искусство татуировки данного изображения вобрало все художественные стили, известные сегодня, но самыми привлека 14 Вилинбахов Г.В. Государственный герб России. 500 лет. СПб., 1997. С. 47. Рис. 16. Двуглавый орел. Рисунок В.В. Зворыкина. Рис. 17. Двуглавый орел. Рисунок С.И. Ягужинского. 172 Г.В. Ражнёв, Н.Г. Ранчугова тельными, аттрактивными для воплощения орла стали византий ский, барокко, германский, готи ческий, кельтский, древнерусский, ампир и модерн. В последние годы часть мастеров тату обратились к изысканным стилям арабской кал лиграфии и к изощренному стилю каллиграфического росчерка Первые татуировки найдены на останках людей, живших около 5300 лет на зад, но ученые считают, что татуировки появились гораздо раньше. В древнос ти они служили средством для демонстрации своей принадлежности к опреде ленному племени, роду, для акцента на происхождении, высоком обществен ном положении, а также для того, чтобы уберечь себя от злых духов, сглаза или несчастного случая. Татуировки использовались при ритуальных посвящениях юношей во взрослых мужчин, а также в качестве награды для отличившихся. В Европе татуировки стали пользоваться популярностью с XIII в. в среде ба лаганных и цирковых артистов, а вскоре начали использоваться для демонс трации профессиональной принадлежности, особенно моряками, горняками и литейщиками. В то же время к татуировкам стали обращаться карательные органы, используя их в качестве уголовной санкции для преступников воров, шулеров, фальшивомонетчиков, проституток и др. Сегодня искусство татуировки, вплетаясь в общую философию языка укра шения человека, служит другим целям подчеркнуть свое неповторимое Я самовыражение и самоидентификация выразить гордость за принадлеж ность к Отечеству, к определенному клану, социальной группе или фан клубу, привлечь к себе внимание, выделиться из общей массы людей, украсить себя, удивить, произвести эстетическое рис. 18 а иногда и эротическое впечатле ние, символически выразить какую либо идею, мысль или даже скрытый, тай ный смысл. Появившись в Древней Индии более 4 тысяч лет назад, двуглавый орел распространился в соседние и дальние регионы. Несмотря на смену религий, в которых использовался, он сохранял семантическую сущность, олицетво ряя бога и высшую, самую справедливую, власть. Двуглавый орел стал вопло щением Вишну, Будды, Аллаха и Иисуса Христа. Каждый этнос вносил в его иконографию и семантику особенности, обусловленные кросс культурными процессами и собственным менталитетом. В настоящее время орел имеет раз ные символические значения, связанные с геополитическими, религиозными, нравственными, военными, эстетическими, декоративными, субъективно се мантическими аспектами. Рис. 18. Двуглавый орел в стиле тату. Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте. Ражнёв Г.В., Ранчугова Н.Г. Двуглавый орел в мировой культуре: истоки и аккультурация (2012)
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|
||||||
© 2007-2025 Электронная некоммерческая библиотека открытого доступа «Гербовед.ру» Редакция: gerboved@gerboved.ru | › Пользовательское соглашение | ||||||
Проект сетевого издания «Геральдика.ру» | ||||||
Примечание: представленные в библиотеке научные тексты размещены только для ознакомления и получены большей частью посредством распознавания оригинальных текстов публикаций (OCR), поэтому в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания и степенью сохранности бумажных оригиналов. |