Зайченко М.Г., Яровая Е.А.
Церемониальная шпага Наполеона Бонапарта из собрания Государственного Эрмитажа: судьба и символика
// Гербоведение. Том II. (2012)
Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: Гербоведение. Том II. М.: Старая Басманная, 2012. С. 57-63
Аннотация: Шпага, которая была с Бонапартом во время коронации, с репортажной точностью зафиксированная работавшим на торжестве Ж.-Л. Давидом с помощниками, зримо отличалась от тех образцов холодного оружия, что сопутствовали императору на его позднейших портретах в полном облачении, и не стала частью его парадного канонического изображения. Ее судьба сложилась иначе, чем у большинства из многочисленных личных шпаг и сабель Наполеона. Коронационная шпага сравнительно рано покинула первого владельца, ее нет среди оружия, находившегося при нем на момент отречения от престола, сопровождавшего в ссылке, перечисленного в завещании. Ее следы удается отыскать в коллекции Арсенала Государственного Эрмитажа.
Об авторах публикации/статьи:
Зайченко Мадина Гадельяновна (Санкт-Петербург) старший научный сотрудник Государственного Эрмитажа, хранитель оружия
Яровая Елена Александровна (Санкт-Петербург) Кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Отдела нумизматики Государственного Эрмитажа
Просмотр публикации в формате PDF:
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать
Текст из PDF-файла получен посредством автоматического машинного распознавания оригинального текста публикации (OCR-технологии), поэтому в нем содержатся многочисленные ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания текста. Текст предоставляется по принципу "КАК ЕСТЬ".
Объем текста: 27930 знаков (с пробелами)
М.Г. Зайченко, Е.А. Яровая
Церемониальная шпага Наполеона Бонапарта
из собрания Государственного Эрмитажа судьба и символика
Эпиграфом для данной статьи могло бы послужить известное высказыва
ние Наполеона Я нашел корону Франции на земле и поднял ее концом своей
шпаги Эту историческую фразу он произнес при подготовке собственной ко
ронации, комментируя свое намерение возложить на себя корону самому, а не
принимать ее из рук папы римского. В помпезной церемонии 2 декабря 1804 г.,
насквозь проникнутой только что сконструированной символикой новой им
перии, метафора шпаги была в каком то смысле материализована включением
в одеяние императора атрибута военного вождя клинка на левом боку, так
называемого glaive de dignitaire церемониального меча
Шпага, которая была с Бонапартом во время коронации, с репортажной
точностью зафиксированная работавшим на торжестве Ж. Л. Давидом с по
мощниками, зримо отличалась от тех образцов холодного оружия, что сопутс
твовали императору на его позднейших портретах в полном облачении, и не
стала частью его парадного канонического изображения. Ее судьба сложилась
иначе, чем у большинства из многочисленных личных шпаг и сабель Наполе
она. Коронационная шпага сравнительно рано покинула первого владельца,
ее нет среди оружия, находившегося при нем на момент отречения от престо
ла, сопровождавшего в ссылке, перечисленного в завещании. Ее следы удает
ся отыскать в коллекции Арсенала Государственного Эрмитажа см. вкладку,
рис. 20 1
Провенантные данные хранящейся там французской церемониальной
шпаги начала XIX в., ее полное внешнее соответствие облику шпаги, запечат
ленной на полотне Ж. Л. Давида, а также характерные эмблематические мо
тивы в декоративном оформлении позволяют указать на нее как на искомую
историческую реликвию Наполеона I. Представляя интерес как произведение
оружейного искусства и вместе с тем как предмет, обладающий мемориальным
значением, эта шпага примечательна еще и как показательный источник по ран
ней эмблематике наполеоновской империи. 1Инв. ЗО 7 100. Опубликована Зайченко М.Г. Собрание оружия герцогов Лейхтенбергских
в Эрмитаже. Русские потомки французской императрицы. Герцоги Лейхтенбергские в Петер
бурге. СПб., 20 С. 68 7 1кат. 63. Яровая Е.А., текст, 20 12. Зайченко М.Г., текст, 20 12. Государственный Эрмитаж. Санкт Петербург, иллюстрации, 20 12.
Церемониальная шпага Наполеона Бонапарта 59
Если украшенный в верхней части золотой инкрустацией по вороненому
фону четырехгранный клинок шпаги является обычным для такого рода пред
метов, то эфес несет новый для своего времени синтетический образ. Его дета
ли отлиты из золота крестовина в виде двух орлов с распростертыми крыльями,
навершию придан вид двухсторонней львиной головы см. вкладку, рис. 2 1На
устье перламутровых ножен с золотыми чеканными накладками имеется грави
ровка Manufaсture a Versailles entrepr. сe Boutet. см. вкладку, рис. 22 что
позволяет отнести шпагу к изделиям действовавшей с 1793 г. в Версале ору
жейной мануфактуры, инспектором, а с 1800 г. директором которой являлся
Н. Н. Буте 176 833 Это было крупное предприятие, обслуживавшее зака
зы правительства по массовому выпуску огнестрельного и холодного оружия
для войск, но располагавшее, кроме того, и специальным отделением по произ
водству богато декорированного церемониального и подарочного оружия2.
В Эрмитаж шпага поступила в 19 19 г. в составе коллекции герцога Николая
Николаевича Лейхтенбергского, прямого потомка Евгения Богарне пасынка
Наполеона, сына императрицы Жозефины. В 1805 г. он стал вице королем Ита
лии при Наполеоне, а с 1807 г. наследником итальянского трона. Между тем
именно из Италии происходит второе известное изображение интересующей
нас шпаги. Она среди прочих атрибутов присутствует на парадном портрете
Наполеона см. вкладку, рис. 23 как короля Италии работы Андреа Аппиани 1754 18 17 придворного живописца итальянского двора Наполеона, лично
присутствовавшего в марте 1805 г. на коронации Бонапарта в Милане. Приняв
титул, Бонапарт оставил итальянцам вместо себя любимого пасынка. Видимо,
тогда же в Италии осталась и шпага, которую изобразил Аппиани см. вкладку,
рис. 24
После краха империи Богарне получил княжество от баварского короля,
своего тестя, и стал основателем дома герцогов Лейхтенбергских. Его сын
Максимилиан Евгений Иосиф Наполеон 18 17 1852 в 1839 г. вступив в брак
с любимой дочерью Николая I Марией 18 19 1876 перебрался в Россию и
привез с собой множество фамильных реликвий.
В 1845 1862 гг. артефакты, связанные как с родом Богарне, так и с Бона
партом, в том числе документы, живопись, мебель, предметы прикладного
искусства, оружие, хранились в резиденции Лейхтенбергских Мариинском
дворце. Возможно, впоследствии собрание оружия, в котором, по данным био
графа Лейхтенбергских З.И. Беляковой, некоторые экземпляры принадлежа
ли принцу Богарне и Наполеону 3 покидало Россию, поскольку в 1862 г. за
2 La Manufaсture d armes de Versailles et Niсolas No l Boutet. Paris, 1993.
3 Белякова З.И. Честь и верность. Российские герцоги Лейхтенбергские. СПб., 20 10. С. 2 1
3 1
60 М.Г. Зайченко, Е.А. Яровая
границу уехала овдовевшая герцогиня Мария Николаевна, а в 187 1г. ее сын
Николай Максимилианович 1843 1890 Многочисленные художественные
ценности, преимущественно связанные, однако, с собственной собиратель
ской деятельностью Марии Николаевны, находились затем на вилле Кварто
во Флоренции, где поселилась их владелица. Отметим, что близость Лейхтен
бергских к личности Наполеона нашла, по видимому, воплощение и в выборе
данной резиденции, поскольку вилла некогда принадлежала младшему брату
Наполеона Жерому, королю вестфальскому. Часть художественных сокровищ
Лейхтенбергских всю вторую половину XIX в. оставалась в России, в том чис
ле предметы, обладавшие мемориальным значением. Парадные портреты из
наполеоновского цикла А. Аппиани, на одном из которых Бонапарт был пред
ставлен в образе итальянского короля, а на другом восседал на троне в окруже
нии аллегорических фигур, экспонировались в 1884 г. в Академии художеств на
выставке коллекции герцога Н.М. Лейхтенбергского4.
Сын Николая Максимилиановича Николай в 189 1г. вернулся в Россию
на постоянное жительство, привезя с собой собрание французских картин
и коллекцию оружия. В феврале 19 19 г. из бывшей петербургской квартиры
герцога было конфисковано более 700 предметов, имевших художественную
ценность, среди них 45 экземпляров оружия. Сам герцог Лейхтенбергский с
семьей уже находился за пределами страны. Его поверенный Л.Г. Васильченко
удостоверил для отдела по охране, учету и регистрации памятников искусст
ва и старины список конфискованных вещей. Ныне этот перечень хранится в
архиве Государственного Эрмитажа5. Под 12 в нем значится предмет, опи
сание которого полностью соответствует и шпаге, хранящейся в Арсенале, и
иконографическим свидетельствам Ж. Л. Давида и А. Аппиани Шпага. Эфес
из ляпис лазури, наверху 2 головки льва, внизу два чеканных орла. Ножны пер
ламутровые с ажурным золоченым орнаментом и барельефами 6. Таким обра
зом, шпага, возможно, еще раз побывавшая за границей, к этому времени опять
оказалась в России на сей раз окончательно.
Система декоративных элементов, примененных при изготовлении шпаги
из эрмитажного Арсенала, является, по сути, синтезированной репликой на
бурное творчество в области монархического антуража, летом предкоронаци
онного 1804 года охватившее придворные и административные сферы Парижа.
Бонапарт отказался стать королем и возрождать эстетику прежней династии,
считая, что титул короля изношен, он несет в себе готовые идеи, он сделал бы
4 Каталог картинной галереи Его Императорского Высочества герцога Н.М. Лейхтенбергского,
выставленной в залах Императорской Академии художеств. СПб., 1884. С. 39, 46.
5 Архив Государственного Эрмитажа. Ф. 4. Оп. 1Д. 557. Л. 1
6 Там же. Л. 4 4 об.
Церемониальная шпага Наполеона Бонапарта 6 1
из меня нечто вроде наследника, а я не желаю быть ничьим наследником. Ти
тул, который я ношу, более велик. Он еще несколько неопределенен, но служит
воображению 7. Чтобы направить воображение подданных в нужное русло,
разрабатывались оригинальная обрядность, этикеты, геральдика, эмблематика.
Памятником определенному периоду этих поисков служит шпага из собрания
Лейхтенбергских.
Лазурный цвет ее рукояти является отсылкой к одному из основных цветов
нового герба. Количество золотых звезд на рукояти их 16 позволяет вспом
нить о первоначально планировавшейся структуре ордена Почетного легио
на, жизнь которого де факто началась в июле того же 1804 г. кавалеры L gion
d honneur должны были составлять 16 когорт и распределяться по такому же
количеству орденских округов на территории Франции. Однако главные моти
вы новой имперской эмблематики, причем еще не вполне устоявшейся, усмат
риваются в изображениях львов, орлов и золотых пчел, что увязывает создание
церемониальной шпаги с одним из главных споров лета 1804 г. в области новой
символики вопросом об анималистических эмблемах новой государствен
ности.
Дискуссия о символах развернулась 12 июня на заседании Государствен
ного совета. Главные идеологи Дюрок, Лебрен, Ломон, Камбасерес, Крюте и
Сегюр предложили императору в качестве вариантов эмблем для нового герба
представителей фауны, издавна символизирующих власть и могущество льва,
слона, орла. Из объектов флоры выдвигался дуб как эмблема силы и неруши
мости. Иные настаивали на традиционно французских эмблемах галльском
петухе и флер де лизах лилиях При этом полярность предложенных вариан
тов не смущала галльский петух известен как фольклорный образ и в то же
время как образ республики, а флер де лизы родовая инсигния королевской
династии Бурбонов, свергнутой революцией.
Ж. Ж. Р. Камбасерес, один из ближайших советников императора, пред
ложил символ пчелы как наиболее многозначный и богатый смыслами. Пчела
с древности считалась символом трудолюбия, но вместе с тем олицетворяла
идею власти и господства, поскольку пчелиная матка ассоциировалась с коро
лем. Такую эмблему можно было прочитать и как указание на личные качества
императора, достигшего величия собственным трудом, и как республиканский
мотив пчела существо социальное и даже как дань историческим традици
ям. Последний момент приобрел необычайную актуальность для формировав
шейся идеологии новой империи.
Самой модной французской идеологемой этого времени было утверждение
преемственности между государствами Наполеона и Карла Великого, объявле
7 Мемуары госпожи Ремюза. М., 20 С. 192.
62 М.Г. Зайченко, Е.А. Яровая
ние Бонапарта не наследником Бурбонов, а, впервые за тысячу лет, импера
тором Запада С Карлом Наполеона сравнивали в публичных речах Вы, по
добно Карлу Великому, определили победами своими древние и естественные
границы Франции подобно ему приобретете Вы распоряжениями вашими до
стославное название восстановителя Французского государства 8. Внешнепо
литический курс страны понимался как стремление в европейском масштабе восстановить великие феоды и воскресить Карла Великого 9. Крупным про
пагандистским событием лета 1804 г. оказались пышные торжества в Ахене, на
месте погребения Карла, в присутствии императорского двора. Применитель
но к имперской символике дополнительные возможности для визуализации
темы возвращения к древнему франкскому первообразу давал именно предло
женный Камбасересом образ пчелы.
Пчела, или, точнее, цикада, символ бессмертия и возрождения, была извес
тна как один из популярных франкских декоративных мотивов. Фибулы в виде
этих насекомых в изобилии присутствовали, например, в найденном в 1653 г. в
Турнэ Бельгия захоронении короля Хильдерика отца Хлодвига, фактичес
кого основателя единого франкского государства см. вкладку, рис. 25 Изоб
ражения обнаруженных там ювелирных изделий, в том числе цикад, тиражи
ровались по всей Европе. В общественном сознании цикады отождествились с
королевской династией франков, став одной из ее узнаваемых эмблем. Теперь
же произошло совмещение образов цикады и пчелы, гибрид которых пчела со
сложенными крыльями и вошел в окончательный вариант государственного
герба при Наполеоне см. вкладку, рис. 26 Эти изображения хорошо заметны
на эфесе эрмитажной шпаги.
Рассматривая прочие анималистические символы, Государственный совет
на заседании 12 июня проголосовал за галльского петуха в качестве централь
ной фигуры герба. Однако Наполеон волевым решением предпочел льва, и в
течение недолгого времени этот образ мог восприниматься как ключевой в
формирующейся имперской символике. Видимо, стремлением популяризо
вать эмблему в народе объяснялась, например, предпринятая в начале июля 1804 г. торжественная установка перед парижским Домом инвалидов трофей
ной фигуры льва, в минувшую войну снятой с венецианской площади святого
Марка 10. Весьма вероятно, что недооформленность новой символики сделала
возможным помещение головы льва на набалдашнике коронационной шпаги и
ее соседство с орлами на эфесе притом, что орел был удачливым конкурентом
8 Санктпетербургские ведомости. 1804. 10 мая. С. 45.
9 Мемуары госпожи Ремюза. С. 200. 10 Санктпетербургские ведомости. 1804. 22 июля 59 С. 1770 177 1
Церемониальная шпага Наполеона Бонапарта 63
льва в борьбе за статус главного символа империи, и их одновременное при
сутствие в оформлении шпаги означало взаимоисключающие тенденции.
Уже спустя месяц, 10 июля 1804 г., Наполеон отказался от символа льва и
санкционировал помещение в центре геральдического щита в окончатель
ном варианте государственного герба римского одноглавого орла в лазурном
поле, сжимающего в лапах ликторский пучок с молниями. Тем самым зримо
подчеркивалась преемственность Бонапарта не только от Карла Великого, но
и от римских цезарей. Попутно фигурой орла, по античному примеру, было
решено украшать древки полковых знамен. Наполеон лично принял участие в
пропаганде нового государственного символа, тем же летом 1804 г. проведя
торжественное вручение орлов частям императорской армии.
После того, как герб империи был утвержден декретом от 2 1мессидора XII
года 10 июля 1804 г. прерогативы геральдического и эмблематического при
менения двух основных государственных символов, орлов и пчел, закрепились
лично за Наполеоном. Российский источник несколько позднее отмечал, на
пример, что их использование может быть разрешено не иначе, как с точного
на то соизволения императора, а потому и не следуют вносимы быть в прожек
тируемые гербы
Пчелы еще раз возникли в жизни Наполеона уже во время его пребывания
на острове Эльба. Как отмечал в мемуарах Наполеон. Годы изгнания Луи
Жозеф Маршан, император обратил особое внимание на герб острова, в ко
тором оказались пчелы, и счел это благим предзнаменованием. Заметим, что
в фамилии придворного живописца Андреа Аппиани также есть корень appi,
означающий по итальянски пчела
Символическая программа шпаги Наполеона из собрания Лейхтенбергских
позволяет четко локализовать этот предмет хронологически и связать его с
конкретными историческими событиями двумя коронационными торжест
вами 1805 г., запечатленными в полотнах известных придворных живописцев. Северная почта. 1809. 18 дек. 14 С. 3.
Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте.
Зайченко М.Г., Яровая Е.А. Церемониальная шпага Наполеона Бонапарта из собрания Государственного Эрмитажа: судьба и символика (2012)
Обсуждение – комментарии, дополнения, новости
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|