| ||||||
![]() | ||||||
Электронная научно-историческая библиотека «Гербовед.ру» | ||||||
![]() | ||||||
» Библиотека › Гербоведение. Том II. (2012) › Чернышов К.М. Эволюция нащитных изображений на немецких брактеатах XII – начала XIII в. | ||||||
Чернышов К.М.
Эволюция нащитных изображений на немецких брактеатах XII – начала XIII в.// Гербоведение. Том II. (2012)Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: Гербоведение. Том II. М.: Старая Басманная, 2012. С. 41-52 Аннотация: Гербовые изображения могли помещаться на разнообразных предметах военного, парадного и повседневного быта, однако общепризнанным является мнение о том, что важнейшим и первоначальным носителем геральдической информации был воинский щит; недаром в некоторых европейских языках (например, во французском или испанском) слова «герб» и «щит» идентичны. Для понимания процессов складывания геральдики бесспорна важность изучения изображений на европейских щитах XII – начала XIII в., времени, когда личные эмблемы воинской знати приобретают наследственный характер, обозначая права данного рода на определенные владения и привилегии. Об авторе публикации/статьи: Чернышов Кирилл Михайлович (Санкт-Петербург) Просмотр публикации в формате PDF:
› См. также другие статьи Чернышова К.М.
в библиотеке найдено еще 6 публикации(й) автора
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать ![]() Объем текста: 47200 знаков (с пробелами)
К.М. Чернышов Эволюция нащитных изображений на немецких брактеатах XII начала XIII в. Гербовые изображения могли помещаться на разнообразных предметах во енного, парадного и повседневного быта, однако общепризнанным является мнение о том, что важнейшим и первоначальным носителем геральдической информации был воинский щит недаром в некоторых европейских языках на пример, во французском или испанском слова герб и щит идентичны. Для понимания процессов складывания геральдики бесспорна важность изу чения изображений на европейских щитах XII начала XIII в., времени, когда личные эмблемы воинской знати приобретают наследственный характер, обоз начая права данного рода на определенные владения и привилегии. Изучением и публикацией письменных, изобразительных и вещественных источников, в том числе гербовых щитов, относящихся к XII XIII вв., зани мались М. Пастуро, Э. Вагнер, О. Нойбеккер, А.П. Черных и многие другие. К сожалению, с изучением щитов, относящихся к XII в., связаны немалые труд ности. При крайней скудости источников первой группы вещественных и не точности описаний и наполненности поэтическими гиперболами источников нарративных, более менее достоверную картину внешнего вида каплевидных или норманнских щитов XII вв. можно получить лишь при анализе источ ников изобразительных. Самым массовым источником, позволяющим построить наиболее полный визуальный ряд, демонстрирующий приобретение личными эмблемами харак тера родовых, являются изображения на монетах. В связи с этим обращают на себя внимание особые односторонние монеты брактеаты, выпускавшиеся на чиная с 30 х гг. XII в. в восточных и южных немецких землях. Брактеаты чекани лись на широком и тонком кружке только одним штемпелем. Односторонние монеты выпускались вплоть до начала XVIII в., но только брактеаты XII на чала XIII в. т.е. интересующего нас периода отличаются высокой степенью подробности и информативности изображений и являются настоящими ше деврами мелкой романской пластики 1 Чеканка первых брактеатов началась примерно в 30 х гг. в Майсенской Марке, во время правления маркграфа Конрада Великого 27 56 Оттуда она распространилась в северо западном направлении, первоначально предпо 1Фенглер Х., Гироу Г., Унгер В. Словарь нумизмата пер. с нем. 2 е изд. М., 1993. С. 28. Чернышов К.М., текст, 20 12. Государственный Эрмитаж. Санкт Петербург, иллюстрации, 20 12. 42 К.М. Чернышов ложительно в Эрфурт, Магдебург, Кведлинбург и Херсфельд2. Исполнение монетных штемпелей было еще примитивно, однако резчики того времени стре мились к максимальной информативности монеты путем заполнения всего ее поля надписями и изобра жениями, характеризующими правителя эмитента. Прекрасным примером первого изображения щита на брактеате является монета, относимая к майсен скому маркграфу Конраду Великому рис. 1Пра витель изображен стоящим в полный рост под аркой между двух башен, в шлеме, кольчуге, в правой руке меч, в левой большой щит, поддерживаемый также перевязью через правое плечо маркграфа. Выступа ющий в виде треугольника элемент центральной час ти щита, чья форма представляет собой переходную от норманнской миндалевидной к треугольной, безусловно, является изображением металлическо го умбона. Умбон был важнейшим конструктивным элементам для круглых щитов X в. так называемых щитов викингов с кулачным хватом, однако продол жал помещаться как рудимент на протяжении всего XI и XII в. на миндалевидные щиты конных рыца рей, снабженных локтевым хватом и перевязью для дополнительной фиксации на плече всадника. Валик вдоль внешнего края щита, иногда орнаментирован ный, может расцениваться либо как орнаментально расписанная полоса, идущая вдоль края щита, либо как обшивка кожей, в том числе, возможно, тисненой3. Четыре точки, возможно, являются изображени ем шляпок гвоздей, крепящих ремни с оборотной стороны. Подобного вида натуралистичное убранство щита умбон, шляпки от ременных заклепок и укрепленный или украшенный край можно видеть на некоторых более поз дних брактеатах, например, на бранденбургской монете, относимой к раннему чекану сына Альбрехта Медведя Оттона I в начале 70 х годов XII в. рис. 2 4. 2 Kluge B. Brakteaten. Deutsсhe M nzen des Hoсhmitt e ters. Berlin, 1976. S. 2. 3 Коровкин Д.С., Чернышов К.М. Изображения на немецких брактеатах XII начала XIII в. как источник по истории европейского доспеха и вооружения Труды Государственного Эрмита жа. Вып. LI Византия в контексте мировой культуры. СПб., 20 10. С. 535 548. 4 Bahrfeldt E. Das M nzwesen der Mark Brandenburg von den ltesten Zeiten bis zum Anfang der Regierung der Hohenzollern. Berlin, 1889. S. 42. Рис. 1Майсен, маркграф ство. Брактеат Конрада Великого 27 56 Государственный Эрмитаж. Санкт Петербург. Инв. 3302 92226. Рис. 2. Бранденбург, марк графство. Брактеат Оттона I 70 84 Государствен ный Эрмитаж. Санкт Петер бург. Инв. 2979 38355. Эволюция нащитных изображений на немецких брактеатах XII начала XIII в. 43 В 60 е 80 е гг. XII в. в искусстве оформления немецких брактеатов насту пил настоящий расцвет. Исходя из личности заказчика, а также особенности иконографии изображений, первостепенной информативной ценностью в интересующем нас вопросе обладают монеты трех групп ангальтской, магде бургско бранденбургской и тюрингской. Для монет первых двух групп харак терным стало изображение правителя или святого Маврикия в полном воору жении, стоящего в полный рост. Для монет тюрингской группы характерно изображение правителя на коне. На щитах правителей и святых воинов пок ровителей здесь появляются самые разнообразные изображения. Все они были догеральдическими, в ряде случаев можно спорить, что именно изображено на щите этого времени декоративное украшение, деталь конструкции или лич ная эмблема правителя. Наиболее редкими являются изображения, где поле щита правителя остав лено пустым. Приведем в качестве примера брактеат тюрингского ландгра фа Людвига III, чеканенный в 70 е гг. XII в. см. вкладку, рис. 15. Искусное и подробнейшее изображение полосы по краю щита, фигуры правителя вклю чая доспех и коня включая элементы упряжи заставляет предположить, что центральная часть поля щита оставлена пустой отнюдь не из за небрежности резчика, не исключено, что мастер стремился изобразить реальный щит, при надлежавший тюрингскому ландграфу. Примеры щитов с гладкой и однотон но окрашенной поверхностью встречаются в европейском изобразительном искусстве на протяжении всего XII в., например, на немецкой миниатюре из манускрипта конца XII в. см. вкладку, рис. 2 Ко второй, не менее редкой группе изображений, можно отнести бракте аты, где на щите правителя или святого помещен крест. На наш взгляд, здесь мы имеем дело не с попыткой отобразить реально существующий щит, а при дать символическое выражения устремлениям конкретной исторической персоны или государства. Самой ранней монетой с якорным или возможно змееглавым крестом на щите воина является магдебургский брактеат с фигу рой святого Маврикия см. вкладку, рис. 3 Монета отчеканена на местном монетном дворе предположительно в конце 50 х гг. XII в., во время правления архиепископа Вихманна 54 92 В это время архиепископство активно распространяло христианство среди полабских славян, поэтому появление главного христианского символа на щите небесного покровителя Магдебурга 5 Buсhenau H. Der Brakteatenfund von Gotha. M nсhen, 1928. 183 Nau E. Die M nzen der Stauferzeit Die Zeit der Staufer. Bd. 1Ausstellungskatalog. Stutt gart, 1977. 106.5 Berger F. Die mitt e terliсhen Brakteaten im Kestner Museum Hannover. Bd. 2. Hannover, 1993 1996. 220 1Der Interaktive Katalog des M nzkabinett s der Staa сhen Museen zu Berlin. 1820 89. 44 К.М. Чернышов вполне объяснимо6. Другой заметной фигурой в военной, экономической и культурной экспан сии немецких феодалов на восток был Альбрехт Медведь 23 70 окончательно подчинив ший в 57 г. столицу племени стодоран Бренну или Бранибор где им было основано маркграф ство Бранденбург. Архиепископ Вихманн оказал ему поддержку в этом предприятии, кроме того, считается, что именно магдебургские резчики из готовили штемпели для монет первых Асканиев, чья чеканка начинается вскоре на местном мо нетном дворе7. На монетах сына Альбрехта От тона I 70 84 присутствует изображение маркграфа, фигура которого очень напоминает фигуру святого Маврикия, а на одной из монет на щите правителя можно рассмотреть крест точ но такой же конфигурации, как и на упомянутом магдебургском брактеате рис. 3 Крест немного иной, лапчатой формы при сутствует на одном из брактеатов тюрингской группы, отчеканенном в конце 80 х гг. на монет ном дворе Бланкенбург рис. 4 В литературе высказывалось мнение, что данное изображение декларирует намерение эмитента, графа Генри ха II фон Шварцбург 84 123 1принять учас тие в III крестовом походе вместе с императором Фридрихом Барбароссой 52 90 8. В качестве аналогии креста, помещенного на щите, можно привести мини атюру с изображением самого Барбароссы см. вкладку, рис. 4 исполненную, очевидно, вскоре после 87 г., когда пришло известие о взятии Иерусалима Салах ад дином, и император заявил о желании освободить святой город9. 6 Чернышов К.М. Немецкие брактеаты XII нач. XIII вв. как источник по формированию ранней европейской геральдики Signum. Вып. 5. М., 20 10. С. 107. 7 Bahrfeldt E. Op. сit. S. 60 Suhle A. Deutsсhe M nz und Geldgesсhiсhte von den Anf ngen bis zum 15 Jahrhunderts. Berlin, 1964. S. 105. 8 Nau E. Op. сit. S. 140. 9 Heinriсh der L we und seine Zeit Katalog der Ausstellung, Braunsсhweig, 1995. Bd. I. M nсhen, 1995. S. 43 44. Рис. 3. Бранденбург, марк графство. Брактеат Оттона I 70 84 Государственный Эрмитаж. Санкт Петербург. Инв. 2979 38353. Рис. 4. Тюрингия, монетный двор Бланкенбург. Брактеат гра фа Генриха II фон Шварцбурга 84 123 1 Эволюция нащитных изображений на немецких брактеатах XII начала XIII в. 45 Наиболее обширной и в то же время наиболее спор ной является группа монет, несущих изображения пра вителей с щитами, украшенными разнообразными ор наментальными мотивами. Не вполне ясно, представля ют ли они собой ранние геральдические знаки, личные эмблемы, просто декоративные элементы или являются результатом намерения резчика штемпеля передать изображение металлической фурнитуры, которой в ряде случаев мог укрепляться боевой щит 10. На магде бургском брактеате середины XII в. рис. 5 щит святого Маврикия украшает непонятного вида фигура или же орнамент, похожие рельефные украшения щита можно видеть на некоторых скульптурах XII или даже начала XIII в. см. вкладку, рис. 5 Во всех случаях не представ ляется возможным точно установить, в какой технике и из какого материала могло быть выполнено украшение на реальном щите того времени и играло ли оно еще ка кую то роль, кроме декоративной. Стивен Слейтер вслед за многими исследователями предположил, что подобные орнаментальные украше ния, различимые на изображениях норманнских щи тов XII в. могли частично или полностью изготовляться из металла, наподобие, например, украшений на вратах романских и готических соборов того же времени см. вкладку, рис. 6 и помимо декоративной роли служить стяжками для досок щита, а также защищать поверх ность от рубящих ударов. Впоследствии, по мнению исследователя, некоторые из подобных металлических добавок послужили основой для возникновения геральдических фигур. Он считает, например, что косой крест на гербе с печати графа Конрада фон Ёт тинген ок. 1229 рис. 6 может происходить от пересекающихся усиливаю щих щит металлических лент В связи с этим обращает на себя внимание один из бранденбургских брактеатов Оттона, где на щите правителя просматрива 10 Бехайм В. Энциклопедия оружия пер. с нем. СПб., 1995. С. 135 Горелик М.В. Халха кал кан монгольский щит и его дериваты Восток Запад диалог культур Евразии. Культурные традиции Евразии Вып. 4. Казань, 2004. С. 182 195 Kohlmorge Der mitt e terliсhe Ritt ersсhild. Wald Miсhelbaсh, 2005. S. 33 35. Слейтер С. Геральдика иллюстрированная энциклопедия пер. с англ. М., 2005. С. 53. Рис. 5. Магдебург, архи епископство. Брактеат. Середина XII в. Госу дарственный Эрмитаж. Санкт Петербург. Инв. 2993 45003. Рис. 6. Печать графа Конрада фон Ёттингена. Около 1229 г. Про рисовка Слейтер С. Геральдика. М., 2005. С. 52 46 К.М. Чернышов ются горизонтально расположенные полосы с маленькими кружочками, напо минающие собой, возможно, шляпки от гвоздей см. вкладку, рис. 7 12. В качестве другого примера приводится геральдический карбункул стилизованная геральдическая фигура, составленная из восьми процветших лучей из одного центра или круга 13 англо нормандской семьи Мандевиль см. вкладку, рис. 8 восходящий, по мнению С. Слейтера, к металлической круглой пластине, использовавшейся кем то из семьи на боевом щите 14. Од нако похожая фигура присутствует на многих немецких брактеатах XII в., в том числе на монетах тюрингских родов Орламюнде, Шварцбург, Ротенбург см. вкладку, рис. 9 Скорее всего, она была не более чем декоративным эле ментом из кожи или гипса на поверхности реального боевого щита. Следует при этом отметить, что большинством современных оружиеведов возможность укрепления поверхности щитов XII в. какой либо дополнитель ной металлической арматурой, кроме умбона и гвоздей, категорически от вергается. Аргументом в пользу этого является отсутствие археологических находок такой арматуры для XII в., ее полное отсутствие на некоторых арте фактах сохранившихся щитах XIII и XIV вв., а также немногочисленные цвет ные рисунки и миниатюры, где полосы совершенно явственно нарисованы на поверхности щита например, рисунки французской Библии Этьена середины XII в. см. вкладку, рис. 10 Примеры металлических накладок на европейские щиты нам дает архео логия более раннего времени, например, щиты III V вв. из датского озера Иллеруп, снабженные бронзовыми накладками, служившими одновременно стяжками для досок, 15 а также несколько дошедших до нас артефактов конца XV начала XVI в., а именно венгерских тарчей, на поверхности которых рас полагаются металлические накладки в виде звезд. Их основная функция оче видна защита поверхности щита от рубящих ударов см. вкладку, рис. Весьма интересной в этой связи представляется еще одна тюрингская монета более раннего времени, а именно, 60 х гг. XII в., Людвига II 40 72 где на щите ландграфа различимо изображение, напоминающее звезды на венгерском тарче рис. 7 16. Известны случаи, когда на щите просматриваются не горизонтальные, а скошенные полосы. На одном из брактеатов Альбрехта Медведя, чеканенном 12 Bahrfeldt E. Op. сit. S. 45 Berger F. Op. сit. 1670. 13 Pastuoreau M. Trait d h raldique. 2 d. Paris, 1993. P. 363. 14 Слейтер С. Указ. соч. С. 53. 15 Ilkj r J. Illerup dal. Aarhus, 2002. Vol. 9 10. 16 Suhle A. Mitt eralterliсhe Brakteaten. Leipzig, 1965. 29. Эволюция нащитных изображений на немецких брактеатах XII начала XIII в. 47 в Ангальте и выпущенном между 57 и 69 гг., 17 на щите воина видно изображе ние правой перевязи см. вкладку, рис. 12 На брактеате его младшего сына Бернгарда 80 12 12 чеканенном в 80 е гг., на щите правителя различимо изображение аналогичной правой перевязи рис. 8 18. Допустимо, что в этом случае, хотя и с боль шой осторожностью, уже можно говорить о наследовании эмблемы. Тем не менее, на более поздних брактеатах Бернгарда, чека ненных на монетном дворе Виттенберг в начале XIII в. см. вкладку, рис. 13 пере вязь или скошенные полосы не встречают ся, зато появляются горизонтальные поло сы, которые, как нам представляется, уже есть бесспорно геральдическое изобра жение герб владения Балленштедт, древ ний герб Асканиев см. вкладку, рис. 14 19. Несомненно, что данный конкретный слу чай с монетами Альбрехта и Бернгарда за служивает отдельного более углубленного и пристального изучения. Прекрасной аналогией ко всем приве денным брактеатам могут служить изоб ражения, вышитые на ковре из Байе почти на 100 лет раньше выпуска большинства представленных монет, предположитель но, в 80 е гг. XI в. см. вкладку, рис. 15 На данной вышивке имеются минда левидные щиты с однотонной поверхностью, с изображением умбона и шля пок от гвоздей, с неровными полосами неясного назначения, пересекающими крест накрест все поле щита, со стилизованным изображением крестов, нако 17 Bahrfeldt E. Op. сit. S. 20 Th ormann H. Die anhaltisсhen M nzen des Mitt e ters. M nster, 1976. S. 8 Nau E. Op. сit. 109. 1Der Interaktive Katalog des M nzkabinett s der Staa сhen Museen zu Berlin. 1820 1080. 18 Elze T. Die M nzen Bernhards, Grafen von Anhalt, Herzogs von Saсhsen. Berlin, 1870. S. 5 Sammlung A. L bbeсke. Deutsсhe Brakteaten bearb. von E. Mertens Auktion A. Rieсhmann 3 1 Halle, 1925. S. 543. 19 Siebmaсhers J. Grosses und allgemeines Wappenbuсh bearb. von O. Hefner. Bd. I. N rnberg, 1856. S. 42 44. Рис. 7. Тюрингия, ландграфство. Брак теат ландграфа Людвига II 40 72 Государственный Эрмитаж. Санкт Пе тербург. Рис. 8. Ангальт, графство. Брактеат Бернгарда 70 12 12 Государствен ный Эрмитаж. Санкт Петербург. Инв. 3304 96570. 48 К.М. Чернышов нец, всевозможных, в том числе фантасти ческих, животных. Интересно, что на брактеатах изобра жения животных на щитах правителей не помещались вплоть до 90 х годов XII в., при том, что сами по себе животные встреча лись уже на ранних брактеатах, например на некоторых майсенских монетах Конрада 40 е гг. помещались изображения двух сидящих птиц см. вкладку, рис. 16 види мо, как декоративный элемент20. В 60 е гг. XII в. на брактеатах появились животные, как попытка дать зримый образ рода или конкретного его представителя. Как прави ло, это так называемые гласные эмблемы, вид которых связан с названием родового владения или прозвищем правителя. Примером подобного были брактеаты графа Бурхарда II фон Фалькенштайна 42 74 2 1рис. 9 с изображением сидящего сокола Falke сокол по немецки а также многочисленные бракте аты Генриха Льва с изображением царственного зверя. Тут еще не может быть речи об утвержденном родовом гербе, но впоследствии, уже в XIII в., многие из этих эмблем оформились в полноценные наследственные гербы22. На брактеатах тюрингской группы графа Фридриха II фон Бейхлингена 80 1220 см. вкладку, рис. 17 23 ранняя геральдическая эмблема в виде на искось взлетающего орла причем число орлов колебалось от одного до трех начиная с середины 80 х гг. XII в. помещалась в поле монеты, но не на самом щите, где имелась традиционная декоративная фигура в виде лучей, расходя щихся из центра. Причина отсутствия на брактеатах раннего периода 40 50 е гг. и пе риода расцвета 60 80 е гг. животных на щитах правителей, скорее всего, кроется не в том, что задача отобразить зверя в поле щита была для резчика сложна, а в том, что подобные изображения на реальных боевых щитах XII в., 20 Sammlung Dr. E. Bahrfeldt. M nzen des deutsсhen Mitt e ters Auktion Hess 17 1Frankfurt, 192 12695 Sammlung F. Friedensburg, Deutsсhes Mitt e ter Auktion A сahn 52. Frankfurt M, 1924. 1052. 2 1Stenzel T. Der Brakteatenfund von Freсkleben. Berlin, 1862. S. 97 Berger F. Op. сit. 1445. 22 Kitt el E. Siegel. Braunsсhweig, 1970. S. 259 K hn W. Die Brakteaten Heinriсh des L wen 42 95. Minden, 1995. S. 13 18. 23 Mertens E. Der Fund von Nordhausen. Halle, 1929. 266. Рис. 9. Фалькенштайн, графство. Мо нетный двор Эрмслебен. Брактеат Бурхарда II 42 74 Государ ственный Эрмитаж. Санкт Петербург. Инв. 3302 9 1353. Эволюция нащитных изображений на немецких брактеатах XII начала XIII в. 49 для центрально и восточногерманских земель в самом деле, видимо, были редки. С начала 90 х гг. в оформлении брак театов наступил новый этап. Притом что общая тенденция для монет этого време ни постепенное упрощение и стилиза ция изображений, нащитные изображе ния стали гораздо разнообразнее, в поле щитов появились хищные звери и птицы, этот процесс наиболее заметен на тюринг ских монетах разных династий с всадни ком. Сопоставление со сфрагистическими данными того же периода, а также с герба ми более позднего времени позволяет кон статировать, что в 90 е гг. на монетах гессенских ландграфов, а также таких династий, как Мансфельд, Шварцбург, Орламюнде, на монетах на щиты прави телей помещаются их ранние гербы. Наиболее часто на щитах было изображение хищного зверя, чаще всего трактуемого как лев, например, на брактеате графов Орламюнде рис. 10 24. В статье о гербах датского королевского рода Эстридсенов В.А. Антонов упо минал тот факт, что после вступления на престол Дании Вальдемар II передал свою прежнюю эмблему с двумя львами графу Альберту фон Орламюнде, кото рый изображал ее на своих печатях 1203 1223 гг.25. Данная монета, относимая к концу XII в., бесспорно является важным дополнением к истории геральдики этого рода. Прекрасной вещественной аналогией к многочисленным щитам с хищни ком на монетах и печатях служит единственный дошедший до нас подлинный боевой щит XII в., приписываемый Арнольду фон Бриенцу 80 1225 хра нящийся в музее Цюриха см. вкладку, рис. 18 Щит был переделан в начале XIII в., в частности, с него был срезан верх, и из миндалевидного он превра тился в треугольный26. Он несет изображение восстающего хищника, а из металла на нем присутствует только рудиментарный металлический умбон, который вписан в тело геральдического зверя. Достаточно часто на брактеатах конца XII начала XIII в. помещался орел с расправленными крыльями, взлетающий либо прямо вверх, либо наискось, как, 24 Buсhenau H. Der Brakteatenfund von Seega. Marburg, 1905. 364. 25 Антонов В.А. Гербы представителей датского королевского рода Эстридсенов XII XIV вв. Signum. Вып. 3. М., 2005. С. 7 172. 26 Kohlmorge Op. сit. S. 49 5 1 Рис. 10. Граф Орламюнде. Брактеат. Ко нец XII в. 50 К.М. Чернышов например, на монете графов Бейхлинген конца 90 х гг. XII в., где орел уже угнездил ся на щите всадника рис. 27. На монете графа Бурхарда I фон Манс фельда 83 1229 на щите всадника от четливо просматриваются ромбы рис. 12 возможно, это наиболее раннее изображе ние герба рода Мансфельд28. Если рассматривать именно монеты тю рингской группы, то можно констатиро вать, что на рубеже XII XIII в. на брактеатах гербовые изображения на щитах правителей встречались уже чаще, чем изображения ук рашений или укрепляющей фурнитуры а во втором десятилетии XIII в. значительно превосходили последние. При этом процесс общей схематизации и огрубления изобра жений на них какое то время не касается щитов. Например, на брактеате императора Оттона IV, выпущенном предположительно в Мюльхаузене рис. 13 в первое десятиле тие XIII в.,29 изображение правителя выгля дит в целом уже достаточно схематично и примитивно, с непропорционально огром ной головой, однако щит со львом Вельфов выделяется весьма подробным и старатель ным исполнением. Этот щит бесспорно главный элемент в поле монеты. Миндале видная форма уже архаична для XIII в., не исключено, что резчик стремился изобразить реальный щит, принадлежавшй представителю рода Вельфов, вед ших в это время острую борьбу за власть в империи с Филиппом Швабским из рода Штауфенов. Свидетельством начала распространения самого принципа узнаваемос ти сеньора на основе изображения на монете его герба может служить инте реснейший брактеат совместного чекана графов фон Цигенхайн Фридриха 86 1227 и Людвига I 84 1229 рис. 14 с изображением фигур обоих 27 Buсhenau H. Op. сit. 375. 28 Mertens E. Op. сit. S. 7 172. 29 Nau E. Op. сit. S. 138. Рис. Графы Бейхлинген. Монет ный двор Франкенхаузен. Брактеат Фридриха II 80 1220 Рис. 12. Мансфельд. Брактеат графа Бурхарда I фон Мансфельда 83 1229 Эволюция нащитных изображений на немецких брактеатах XII начала XIII в. 5 1 правителей, стоящих в полный рост. При отсутствии надписей фигура каждого из них выделена благодаря гербу на щите соответственно, это лев Цигенхайна на щите Фридриха и звезда владения Нидда на щите Людвига, приобретенного им после 1206 г.30. Финальным аккордом, сви детельствующим о геральдизации среди широких слоев населения немецких зе мель, может, как нам представляется, слу жить разовый, но весьма знаковый при мер отделения на монетах изображения гербового щита от фигуры правителя, т.е. когда щит с изображением герба сам по себе служит зримым и понятным симво лом власти данного эмитента на массо вом средстве платежа. Уникальным для XII начала XIII в. и достойным для вы несения в отдельную группу представля ется брактеат, выпущенный Адольфом III фон Шауенбургом, графом фон Холь штайн 64 1225 имеющийся в собра нии Эрмитажа рис. 15 Он, возможно, является первой немецкой монетой, где изображение гербового щита помещено отдельно от фигуры правителя, причем эмблема является ничем иным, как небе зызвестным крапивным листом став шим впоследствии гербом Голштинии см. вкладку, рис. 19 3 1 30 Mertens E. Op. сit. S. 153 154. 3 1Hildebrandt A Das Wappen von Sсhleswig. Holstein. Heimat, 1909. S. 125 130 Siebmaсhers J. Op. сit. Bd. I. S. 3 1Hatz G. Die Anf nge des M nzwesens in Holstein Die Pr gungen der Grafen von Sсhauenburg bis 1325 Numismatisсhe Studien. 5. Hamburg, 1952. 78. Рис. 13. Тюрингия. Мюльхаузен, королев ский монетный двор. Брактеат Оттона IV 98 12 18 Рис. 14. Брактеат графов фон Цигенхайн Фридриха 86 1227 и Людвига I 84 1229 Рис. 15. Монетный двор Ринтельн Брактеат Адоль фа III фон Шауенбурга 86 1225 Государственный Эрмитаж. Санкт Петербург. Инв. 3302 9 1827. 52 К.М. Чернышов Итак, первые нащитные изображения на немецких брактеатах появились в конце 30 х 40 е гг. XII в. и вплоть до 50 х гг. представляли собой натуралис тично переданное убранство поверхности боевого щита в виде умбона, гвоздей, украшенного или укрепленного края. В 60 е, 70 е и 80 е гг. изображения на щитах отличались большим разнообразием, и в ряде случаев невозможно точ но установить, что именно изображено на щите декоративное украшение, де таль конструкции или личная эмблема правителя. Первые родовые эмблемы, в том числе гласные появились на брактеатах в 70 е 80 е гг., но не поме щались на щиты. С 90 х гг. неуклонно росло число изображений, где на щитах правителей помещены бесспорно первые гербы, что доказывает их сопоставле ние с современными печатями этих родов. Со второму десятилетию XIII в. изоб ражения с гербовыми щитами превалировали, причем имеются примеры первых изображений гербового щита отдельно от фигуры правителя. Представленные примеры позволяют охарактеризовать немецкие брактеа ты XII начала XIII в. с изображением щитов как ценный массовый источник, важный как для формирования представления об облике этой детали воинско го защитного снаряжения, так и позволяющий проследить генезис геральдики в немецких землях от личной эмблемы с неутвержденным изобразительным каноном до полноценного родового герба. Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте. Чернышов К.М. Эволюция нащитных изображений на немецких брактеатах XII – начала XIII в. (2012)
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|
||||||
![]() | ||||||
© 2007-2025 Электронная некоммерческая библиотека открытого доступа «Гербовед.ру» Редакция: gerboved@gerboved.ru | › Пользовательское соглашение | ||||||
![]() | ||||||
Проект сетевого издания «Геральдика.ру» | ||||||
Примечание: представленные в библиотеке научные тексты размещены только для ознакомления и получены большей частью посредством распознавания оригинальных текстов публикаций (OCR), поэтому в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания и степенью сохранности бумажных оригиналов. |