| ||
![]() | ||
Электронная научно-историческая библиотека «Гербовед.ру» | ||
![]() | ||
» Библиотека › Территориальная символика России (города и регионы) › : Наумов О.Н. Иконография и семантика советских городских гербов / 2017 | ||
Наумов О.Н.
Иконография и семантика советских городских гербовБиблиографические данные публикации / опубликовано в издании: Актуальные проблемы истории России XX в.: сборник научных статей. М.: Изд-во Московского государственного областного университета, 2017. С. 108–128 Аннотация: После 1917 г. территориальные гербы Российской империи вышли из употребления, хотя законодательно они запрещены не были. Однако негативное отношение к монархическому прошлому, официальное неприятие прежней символики обусловили быстрое и полное их забвение. Городские символы не спасло даже то, что подавляющее их большинство не содержало никаких идеологически ориентированных эмблем, а только указывало на наиболее развитые в регионах сферы промышленности, сельского хозяйства, на характерный растительный и животный мир, географическое положение и т.д. Об авторе публикации/статьи: Наумов Олег Николаевич (Москва) Просмотр публикации в формате PDF:
› См. также другие статьи Наумова О.Н.
в библиотеке найдено еще 139 публикации(й) автора
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать ![]() Объем текста: 77468 знаков (с пробелами)
108 О.Н. Наумов, доктор исторических наук, профессор ИКОНОГРАФИЯ И СЕМАНТИКА СОВЕТСКИХ ГОРОДСКИХ ГЕРБОВ После 19 17 г. территориальные гербы Российской империи вышли из употребления, хотя законодательно они запрещены не были. Однако негативное отношение к монархическому прошло му, официальное неприятие прежней символики обусловили бы строе и полное их забвение. Городские символы не спасло даже то, что подавляющее их большинство не содержало никаких иде ологически ориентированных эмблем, а только указывало на на иболее развитые в регионах сферы промышленности, сельского хозяйства, на характерный растительный и животный мир, геог рафическое положение и т.д. В первое постреволюционное время предпринимались по пытки создать новую территориальную геральдику. Летом 19 18 г., в частности, объявлялся конкурс на герб для Иваново Вознесенс кой губернии 1Вялые, непоследовательные усилия по модифика ции института городской символики продолжались до середины 1920 х гг., но все они закончились ничем. Процесс герботворче ства в Советской России не возобновился, новый символический язык на региональном уровне не был создан. После Великой Отечественной войны, в условиях некоторого ослабления идеологического прессинга и надежд на реформы по явились предложения о возрождении в СССР городских гербов. В периодической печати публиковались статьи, где отмечалось, что многие старые символы вполне приемлемы для советской дейст вительности2. Позже, на рубеже 1950 х 1960 х гг., призывы воз родить геральдику стали еще более настойчивыми. В защиту гер 1Корников А.А. Геральдика Ивановского края. Иваново, 20 10. С. 33. 2 Андреев И., Ветров А. Герб Москвы Московский большевик. 1947. 5 Свирин А. Воскрешение традиции Огонек. 195 2. С. 32. 109 бов выступили некоторые деятели культуры писатель Д.А. Гра нин, композитор Е.А. Долматовский, журналист В.М. Песков и др. 1Этому в немалой степени способствовала хрущевская от тепель позволившая активнее обращаться к истории и культуре императорской России. Стремление хотя бы частично реабилити ровать досоветское прошлое, интерес к краеведению актуализи ровало идею о наделении городов гербами2. Стимулом для разви тия территориальной символики, своеобразной ее апологией стал также опыт социалистических стран, где геральдика продолжала существовать в повседневной жизни3. Формирование советской городской эмблематики началось в середине 1960 х гг Она прошла в развитии три этапа 1Гранин Д. Пусть у города будет герб Известия. 1959. 17 нояб. Земцов С. О гербе города Декоративное искусство СССР. 196 С. 4 5 Долматовский Е. Возродим геральдику наших городов Советская культура. 1963. 28 мая Песков В. Отечество Комсомольская правда. 1965. 4 июня и др. 2 В историографии рубежа XX XXI в. советская городская эмблематика не стала предметом обстоятельного анализа, можно указать только несколько ра бот, в которых дается ее общая характеристика, см. Лавренов В.И. Геральдика советских городов 1960 1980 годов Источниковедческий анализ Комплексное источниковедение некоторых проблем отечественной истории. Калинин, 1988. С. 130 138 Корников А.А. Гербы советских городов 19 17 конец 1980 х гг. Научно исследовательская деятельность в классическом университете. Иваново, 2004. С. 209 2 10 Кузнецов В.В. Геральдика Московского региона в советский период Вестник Московского государственного областного университета. Се рия История и политические науки 2007. 2. С. 123 126 Манжурин Е.А. Воображаемая преемственность дореволюционное геральдическое наследие в советской городской символике 1953 199 1Вестник Пермского университета. Серия История 20 15. Вып. 3. С. 6 122 и др. Имеются также немногочислен ные работы о советских гербах конкретных городов. 3 Продолжаем разговор о гербе твоего города Техника молодежи. 1966. 7. С. 37 Карпович М. Свидетельства доброй славы Советы депутатов трудящих ся. 1967. 8. С. 95, 96. 4 Возрождение герботворчества в СССР началось с герба Пензы, утвержден ного местными властями 12 сентября 1964 г. Государственный архив Россий ской Федерации. Ф. Р 7523. Оп. 83. Д. 822. Л. 1А.А. Корников называет другую дату утверждения 12 мая того же года, но это явная опечатка, так как он ссы лается на книгу Гербы городов России М., 1998. С. 350 где дата правильная Корников А.А. Основы российской геральдики. Иваново, 2004. С. 200 0 I этап середина 1960 х начало 1970 х гг. период гене зиса, который характеризуется дискуссиями о том, каким должен быть городской герб и какие реалии отражать. Во многих новых символах использовались эмблемы, заимствованные из гербов императорского периода, возникло стремление соблюдать хотя бы частично правила формальной геральдики и употреблять иде ологически нейтральные эмблемы, не несущие однозначно выра женных указаний на советскую эпоху. II этап середина 1970 х середина 1980 х гг. период, когда городская геральдика официально не запрещалась, но и не под держивалась на общегосударственном уровне. Постепенно пони мание герба как историко культурного знака вытеснялось идеей о его возможностях для идеологической и пропагандистской рабо ты, что привело к изменениям в иконографии, полному отрица нию и сознательному несоблюдению правил формальной гераль дики, которое должно было означать дистанцирование от опыта императорской России. Обращений к досоветскому геральдиче скому опыту стало меньше, расширилось использование эмблем, характеризующих экономическое развитие страны. Количество утверждаемых местными властями гербов сократилось и стаби лизировалось на уровне примерно 10 гербов в год. III этап конец 1980 х 199 1г. период кризиса советской городской геральдики, когда возникло сильное общественное движение, требовавшее восстановить исторические гербы. Мно гие советские символы упразднялись, вышли из употребления, их заменили другие эмблемы. Новые гербы составлялись по пра вилам классической геральдики. Появились ранее неизвестные категории владельцев гербов села, поселки что вело к размы ванию статусной границы, выражаемой городским символом го род деревня Количество гербов резко возросло, развивалось движение любителей геральдики, возникли структуры, которые ставили целью содействие в развитии герботворчества Коорди национная комиссия по созданию и пропаганде городских гербов при Научном совете по исторической демографии и исторической географии Академии наук СССР 1Всесоюзное геральдическое об щество и др Развитие советской городской эмблематики в 1960 е 1970 е гг. происходило неравномерно. Имелось несколько регионов, где она функционировала более активно, чем в остальной стране Прибалтика2, Белорусская ССР3, Украинская ССР4. Это объясня ется тем, что на данных территориях институт герба имел дав нюю историческую традицию. В некоторых республиках были созданы органы, занимавшиеся официальным герботворчеством. В РСФСР также можно указать регионы, где процесс возрожде ния символики оказался особенно интенсивным Московская об ласть, Сибирь5 и Урал. В целом, генезис городской эмблематики представлял собой процесс хаотичный, стихийный, а отсутствие центрального координирующего органа существенно влияло на иконографию и семантику гербов до 1990 г. их успели утвердить не менее 5306. На стадии становления региональной символики, в середине 1960 х гг., остро встал вопрос о том, какие эмблемы могут при сутствовать в гербах и должны ли они соответствовать правилам построения, сложившимся в Средние века. В средствах массовой информации высказывалось три точки зрения 1Архив Российской академии наук. Ф. 457. Оп. 1Д. 776. Л. 150 протокол заседания бюро отделения истории от 14 мая 1987 г., параграф 2 2 Андрюшкявичус А. Новые гербы литовских городов Наука и жизнь. 1970. 1С. 96. В Латвии с 1966 по 1970 г. утверждено 46 гербов Лавренов В.И. Указ. соч. С. 132 3 По некоторым данным, первым городским гербом Советской Белоруссии стал герб Полоцка, утвержденный в 1968 г. Трофимов А.И. Первый городской герб Советской Белоруссии Гербовед. 2000. 4 1С. 124 130 4 См. Балуева Г.А., Лобовская Р. Современные гербы украинских городов Наука и жизнь. 1988. 1С. 129. 5 Первым городским гербом Сибири был герб города Междуреченска 1966 г. Кошелев А.И. Герб г. Междуреченска. Из истории создания и развития первого городского герба Сибири советского периода Гербовед. 1999. 37. С. 44 47 6 Корников А.А. Основы российской геральдики. С. 200. Точное количество советских городских гербов неизвестно. Назывались также цифры более 400, более 100 Лавренов В.И. Указ. соч. С. 132 но именно точка зрения А.А. Корни кова представляется нам наиболее убедительной и достоверной, поскольку под крепляется источниками. 2 Первая заключалась в том, что новые советские гербы, кото рые отражают достижения советского образа жизни могут не учитывать прежний опыт, уже по внешнему виду отличаясь и от монархических символов и от гербов империалистических государств Вторая точка зрения высказывалась преимущественно кра еведами, которые изучали историю отечественной геральдики. Н.Н. Сперансов, в частности, считал, что следует преимуществен но использовать старые гербы, подвергнув их небольшим моди фикациям в соответствии с современными идеологическими тре бованиями. Он подчеркивал необходимость соблюдать правила формальной геральдики, которые облегчают составление гербов, придают им необходимое стилистическое единство и визуальное своеобразие. Гербы ряда старых городов построены очень проду манно и подчас требуют лишь небольших исправлений удаления царских, религиозных символов и т.д. писал Н.Н. Сперансов 1 Некто М. Карпович также отметил наличие в старых гербах мно жества ценных элементов связанных с жизнью народа. Отно ситесь бережно к лучшим из этих элементов, дополняйте их ярки ми примерами нашей советской нови могут получиться город ские эмблемы, интересные по мысли и значительные по содержа нию призывал он2. В качестве примера наиболее приемлемых для советской реальности старых символов указывались обычно гербы Ярославля с медведем Нижнего Новгорода Горького с оленем Пензы с тремя снопами Костромы с галерой и т.д. Эту точку зрения разделяли некоторые местные руководители. Так, председатель исполкома Костромского городского совета За харов выступил в прессе против введения в гербы современных эмблем. Он заявлял Создавая герб, наши художники взяли за основу прежний, старинный галера на гребле. Конечно, сейчас вместо галер мчатся по Волге корабли на подводных крыльях. Но придет время устареют и ракеты Древнее же парусное судно останется символом славной истории великой русской реки 3. 1Сперансов Н.Н. Земельные гербы России XII XIX вв. М., 1974. 2 Карпович М. Указ. соч. С. 96. 3 Известия. 1966. 25 окт. 3 Третья точка зрения была компромиссной. Наиболее четко выражена она в одной из статей журнала Техника молодежи многократно пропагандировавшего идею возрождения городской геральдики. В ней указывалось, что в большинстве полученных редакцией писем выражено пожелание сочетать в гербах исто рически сложившиеся, традиционные символы с чертами и ду хом нашего времени, с отражением революционных, военных и трудовых подвигов советского народа 1Эта позиция получила наибольшее распространение в 1960 е гг. И она, и первая точка зрения исходили из понимания герба, в первую очередь, как резер ва идеологической работы, еще одной возможности пропаганды социалистических идей, способа воспитания масс В соответствии с таким подходом большинство советских го родских символов составлялись без учета элементарных правил классической геральдики и поэтому со строго научной точки зре ния их правильнее называть не гербами, а эмблемами2, которые считаются изображениями более низкого статуса. Соответствен но, следует говорить не о советской территориальной геральдике, а о советской территориальной эмблематике. Наиболее типичными ошибками при составлении символов были3 1использование новых, иногда весьма странных форм щита, а также случаи его полного отсутствия 2 несоблюдение основного правила геральдики, предписыва ющего особое сочетание цветов, а также использование дополни тельных оттенков например, под бронзу в гербе Солнечногор ска 1988 г. 4 3 размещение надписей, названий городов и дат в щите, что запрещено в классической геральдике, поскольку информация в 1Продолжаем разговор о гербе твоего города. С. 37. 2 Предлагалось также называть их гербообразными эмблемами что не ме няет сути дистанцирования от понятия герба Лавренов В.И. Указ. соч. С. 13 1В нашей статье термин герб по отношению к советским городским эмблемам ис пользуется условно, в соответствии с устоявшейся историографической традицией. 3 Неполный перечень иконографических ошибок см. Сметанников И.С., Мо ченов К.Ф. Гербы земли Московской. М., 199 1С. 49. 4 Там же. С. 8 4 гербах должна транслироваться исключительно через эмблемы, а надписи разрешены только в девизах в советских гербах они по являлись из за невыразительности, эмблематической банальности рисунка, по которому невозможно установить владельца. 4 использование объектов современной эпохи, отражающих различные технические новации. Встречались не только иконографические, но и семантиче ские ошибки. В одной из популярных статей утверждалось, что старинный герб Курска увековечил образ курского соловья 1 хотя на самом деле, на нем изображены три куропатки. Причиной геральдического невежества была недоступность изданий, опубликованных до 19 17 г. На это прямо указывали авто ры популярных статей2. Для анализа визуально семантических характеристик советско го геральдического пространства показателен неудачный конкурс на разработку герба для Москвы, проведенный в 1965 г. На него посту пило более 170 проектов. Их можно разделить на 2 группы 1проекты, в которых использован старый герб города 2 проекты, в которых якобы было найдено новое выражение многовековой истории города Возможность использовать всадника в гербе Москвы оговари валась тем, что он олицетворял победу и не связан ни с монар хическими, ни с религиозными символами3. В итоговой статье по результатам конкурса отмечалось, что многие авторы обошлись с ним очень свободно. Всадник мог иметь гротесковый стиль и даже эволюционировать в трубача со знаменем. Кроме него в про ектах использовались иные достопримечательности Спасская Башня, зубцы Кремлевской стены и т.д. Они также имели визу альные особенности. Спасская башня изображалась либо схема тически, либо силуэтно, либо в сочетании с другими элементами московской архитектуры Мавзолеем Ленина, Собором Василия 1Домников А., Шеремеев С. Труд, вкованный в славу города Техника мо лодежи. 1966. 1С. 37. 2 Продолжаем разговор о гербе твоего города. С. 37. 3 Шепетильников Н. Герб Москвы Строительство и архитектура Москвы. 1967. 2. С. 8. 5 Блаженного, Дворцом съездов, Останкинской телебашней, Мону ментом в честь освоения космоса В группе проектов, авторы которых совершенно отказались от использования исторического опыта, в качестве символов современ ности чаще всего употреблялась эмблема советской власти серп и молот и пятиконечная звезда. Некоторые изобразили красную зве зду, венчающую Кремлевскую башню, другие рисовали на гербе звезду города героя. В отдельных случаях за основу брали Мавзо лей Ленина. К другим эмблемам, символизировавшим советскую эпоху, относились орденские ленты, революционные скульптуры, факелы, солнце, голубь мира, вечный огонь славы сжатые руки, поющий петух символ рассвета и др. Ни один их присланных про ектов не мог использоваться как герб столицы. Конкурс завершился полным провалом, создать символ для Москвы не удалось. В 1960 е гг. неоднократно предпринимались попытки урегу лировать формальную сторону новых городских гербов, посколь ку уже изначально были очевидны их противоречия с правилами классической геральдики. Н.Н. Сперансов предлагал для выде ления столиц, областных и районных городов использовать на ружные обрамления т.е. дополнительные элементы. Эта идея основывалось на опыте второй половины XIX в., который наса ждался бароном В.В. Кёне, считавшим, что необходимо разделять территориальные гербы в соответствии с рангом их владельцев, используя короны, защитовые украшения и ленты. Одновремен но Н.Н. Сперансов предлагал ввести в символы какой то общий элемент например, серп и молот как отличительный знак эпохи 1 М. Карпович относил установление канона для гербовых изображений к числу важнейших задач и считал необходимыми общую форму геральдического щита, соотношение сторон, цвета и т.д. По его мнению, такая унификация придала бы новой симво лике стилистическое единство. Кроме того, он предлагал ввести систему городских знамен и для этого также использовать гербы. Их следовало помещать на полотнища, цветовая гамма которых соответствовала флагам союзных республик2. 1Сперансов Н.Н. Гербы городов Турист. 1966. 10. С. 2 Карпович М. Указ. соч. С. 97. 6 Для гербов 1960 х гг. характерно стремление соблюдать хотя бы отдельные правила формальной геральдики, использовать традици онные формы щитов, сохранять правило соединения цветов, соче тать эмблемы, которые характеризуют и современность, и истори ческое прошлое. Это было стремление к визуальному компромиссу. Примером подобного рода является герб Загорска Сергиева Поса да утвержденный к 50 летнему юбилею Октябрьской революции в 1967 г. первый герб в Московской области. В его верхнем поле находилось изображение монастырской башни, охваченное коло сом и шестерней, в нижнем детская игрушка конек 1Колос и шестерня символизировали промышленное и сельскохозяйствен ное развитие района, башня древние архитектурные памятники Троице Сергиев монастырь конек игрушечные промыслы. Процесс герботворчества детерминировал необходимость сформулировать заново толкования геральдических цветов. Кра сный цвет предлагалось использовать как символ военных и тру довых достижений города, революционных заслуг он мог восхо дить к цвету государственного флага союзных республики. Кроме того, красный цвет должен был подчеркивать индустриальный ха рактер города, его архитектурные объекты. В отдельных случаях основанием для употребления этого цвета служило название горо да на родном языке например, Йошкар Ола Красное Селение Синий цвет в виде поля или линий символизировал море, реку, водохранилище, означал богатство региона озерами, связь города с водными магистралями, а также полярную ночь, снег, мирное небо и т.п. Полосы синего или белого цветов прямые или волни стые обозначали легкую промышленность. Черный цвет обычно применялся в качестве символа промышленности, золотой при родных богатств морей или недр, плодородия почв. Кроме традиционных для геральдики красного, синего, зе леного, черного, пурпурового, серебряного и золотого могли ис пользоваться несвойственные русским гербам цвета например, оранжевый или вводились новые цвета алюминия, кобальта, меди и т.д. 1Сметанников И.С., Моченов К.Ф. Указ. соч. С. 6 7 Из сочетаний цветов был характерен синтез красного и си него, который мыслился как парафраз флагов республик РСФСР, Латвийской или Украинской ССР Эмблемам советских гербов присуща излишняя детализация, чрезвычайно реалистичный рисунок. В мельчайших подробностях изображались сталелитейные ковши, электроопоры, самолеты и прочие механизмы. Между тем, для геральдических изображений традиционно свойственны стилизация и условность. В советских гербах встречаются 4 группы символов, в общем то традиционных для отечественного геральдического пространства Символы, отражающие промышленную и сельскохозяйст венную тематику 2. Символы, отражающие географическое положение и при роду региона 3. Архитектурно монументальные и исторические символы 4. Гласные символы. Однако соотношение этих групп в советский период отлича лось от того, которое было до 19 17 г. Первая группа безусловно преобладала, и символы отражали самые различные отрасли про мышленности. Деревообрабатывающая и бумажная промышленность сим волизировалась бумажным барабаном Коряжма фрагментом дисковой пилы Мглин трелевочным трактором Никольск циркулярной пилой Бирюсинск фрагментом химической фор мулы целлюлозы Братск лезвием пил вместе со срезом бревна Игарка По всей видимости, эту же отрасль промышленности, а не природу символизировали многочисленные изображения ели в гербах северных и сибирских городов Печора Иногда вместо ели изображалась сосна Шарья 1Последующий анализ иконографии и семантики гербов сделан на основе книги Гербы городов России М., 1998 которая была составлена на основании запросов, разосланных Геральдической комиссией Российской академии наук по всем городам страны. Изданная хотя и позже книга И.В. Борисова и Е.Н. Козиной Геральдика России М., 2006 вызывает большие сомнения в достоверности опубликованного фактического материала, поскольку авторы не указали источ ников сведений, ограничившись общим упоминанием, что были использованы книги, журналы, статьи, Интернет С. однако их список отсутствует. 8 Нефтяную промышленность символизировали нефтяная вышка Нефтекамск, Фролово, Бугуруслан, Вилюйск нефтехи мическая установка Ангарск нефтеперегонный аппарат Туап се нефтеперерабатывающий завод Ачинск нефтеперерабаты вающая установка, обремененная каплей нефти Кстово фонтан нефти Похвистнево Горнодобывающую промышленность символизировали ковш с породой Сибай кусок антрацита в серебряном сиянии Ме ждуреченск кристалл, испускающий золотые лучи Юрга угольный копр с терриконом Воркута, Инта угольный террикон Назарово горняцкая лоза Нижний Тагил обогатительная фа брика Апатиты отбойные молотки Кировск, Губаха, Белая Ка литва, Красный Сулим знак Fe железо Ковдор знаки сu медь, Ni никель, сo кобальт Мончегорск вагонетка Артем держащая кусок угля рука Черногорск В гербе города Сатки 1983 г. были помещены химические формулы различных металлов. Энергетику символизировали линия электросети Нефте камск винт турбины Братск знак электронного импульса На льчик, Дубна здание атомной электростанции со знаком атома Обнинск электростанция Назарово знак атома Дубна элек троопора Шатура плотина Заволжье электрическая лампочка Губаха В гербе Кандал и 197 1г. на развитие энергетики ука зывала сложная композиция серебряный нитевидный контур па дающей воды с золотым контуром моста и поверх всего золотая полушестерня с выходящими из нее двумя трубами. Металлургическую промышленность символизировали ста лелитейный ковш Выкса, Кулебаки, Новотроицк, Красноуральск, Нижний Тагил трубы Выкса механический ключ Верхний Уфалей или металлургические инструменты Кушва сталели тейный ковш со струей металла из него Сатка Химическую промышленность символизировали колба Шебекино, Мглин, Почеп, Долгопрудный, Апатиты ретор та Бирюсинск, Кемерово, Киров, Омск колба труба Воскре сенск колба и другие атрибуты химической промышленности Дзержинск 9 Машиностроительная промышленность была представлена в городских эмблемах автомобилем Тольятти экскаватором Пи калево и мотоциклом Ирбит Часовую промышленность символизировал циферблат Пенза Легкую промышленность означали челноки Гаврилов Посад, Климовск, Ногинск, Яхрома прядильные шпули Высоковск, Вышний Волочек бобина Дедовск, Красноармейск, Лосино Петровский, Павловский Посад, Пушкино ножницы Щелко во швейная машинка Оханск початок пряжи Карпинск игла Красноуфимск В гербе Дрезны 1990 г. две бобины образовыва ли Д первую букву названия населенного пункта. Обувную промышленность символизировал сапог в гербах Талдома и Кимр, кожевенную промышленность кожевенная за готовка в гербе Камышлова. Полиграфическую промышленность в гербе Чехова 198 1г. от образил полиграфический станок, стоящий на листе бумаги. В гербах могли присутствовать символы, указывающие не только на промышленность, но и на конкретные предприятия. Так, в гербах Фокино 1984 г. и Искитима 1987 г. был изображен цемен тный завод, в гербах Лабинска 1970 г. и Новороссийска 1974 г. стилизованные заводские строения, в гербе Хотьково 1986 г. за вод с двумя трубами, в гербе Уварово 1989 г. заводская труба с дымом. В гербе Усть Илимска 198 1г. находился знак СЭВ Совета Экономической Взаимопомощи с поясняющей надписью. Сельское хозяйство чаще всего символизировали колосья Ка мень на Оби, Сибай, Белгород, Шебекино, Мглин, Котельниково, Фролово, Юрга, Киров, Котельнич, Ачинск, Долгопрудный реже цветок картофеля Почеп ржаные и льняные снопы Никольск На транспорт мог указывать железнодорожный мост Ка мень на Оби тепловоз Унеча якорь Кириллов, Новорос сийск крылатый якорь Усть Кут стилизованная железнодо рожная колея Тихорецк танкер Туапсе пароход Игарка, Мур манск дирижабль Долгопрудный эмблема Аэрофлота Домо дедово, Лобня самолет Лобня локомотив Батайск В гербе города Ожерелье 1989 г. был помещен знак железных дорог крылатое колесо. 120 Связь получила отражение в гербе Чердыни 197 1г., на кото ром изображен телевизионный ретранслятор, и в гербе Красноту рьинска 1967 г., где находилась радиомачта с радиоволнами. Сравнительно редко встречались в городских гербах симво лы, связанные с наукой и образованием книга Долгопрудный, Климовск циркуль Балашиха, Красноармейск спутниковая ор бита и перфорированная карта Калининград молекула Верхний Уфалей 1 Медицинские учреждения курорты и санатории символи зировал общепринятый медицинский знак чаша, обвитая змеей Геленджик, Горячий Ключ Самым распространенным элементом в советских гербах была, конечно, шестеренка, которая часто соединялась с коло сом Котельниково, Фролово, Кириллов, Новохоперск, Кемеро во, Юрга, Киров, Котельнич, Яранск, Шарья, Армавир, Горячий Ключ, Тихорецк, Ачинск и др Соединения шестеренки и колоса оказались самыми разнообразными. Чаще всего шестеренка и ко лосья продолжали друг друга, образовывая круг. Иногда колосья проходили сквозь шестеренку Курган, Куртамыш Иногда ше стеренка помещалась в самых неподходящих для этого местах. Например, в гербе Далматово 1980 г. она обрамляла ворота ста ринной крепостной стены. В гербе Йошкар Олы 1968 г. концы ше стеренки украшены таким образом, что она напоминала снежин ку. В гербе Долгопрудного 1982 г. шестеренку заменило зубчатое колесо. В гербе Калининграда Королева 1988 г. на шестеренку наложен глобус. Геральдист любитель Д.В. Либерман писал, что знак инду стриализации шестеренка присутствовал в 26 гербов, за ней по частоте использования следовал колос в 14 2. У нас при 1Д.В. Либерман указывал, что в 5 советских территориальных гербов по мещались символы науки схемы атомного ядра, химическая реторта Либер ман Д.В. О современном состоянии и нерешенных проблемах советской гераль дики Вспомогательные исторические дисциплины. Т. 19. Л., 1987. С. 225 Од нако, как следует из доступных нам объяснений семантики, эти эмблемы чаще использовались в ином значении как символы химических предприятий или электростанций. 2 Либерман Д.В. Указ. соч. С. 225. 12 1 подсчетах получились другие цифры шестеренка присутствовала в 40 гербов, а колос в 26 Во всяком случае, степень повто ряемости была высокой, что вело к семантической девальвации этих символов, их обезличенности. Смысл шестеренки мог быть двояким с одной стороны, она являлась символом индустриально развитого города, с другой символом конкретной отрасли промышленности. Такая же двой ственность характерна для силуэта завода, который мог выражать и город целиком, и конкретное предприятие, в нем расположен ное. Стилизация механизмов и орудий могла приводить к тому, что некоторые эмблемы невозможно идентифицировать, не прибегая к описанию. Подобная ситуация сложилась, например, с гербами Лыткарина 1989 г. где изображено сферическое зеркало и Вы соковска 1988 г. где были две прядильные шпули, соединенные золотой нитью 1 Широкое использование эмблем промышленности коренным образом отличает советскую символику от геральдики император ского периода. Фабрично заводская деятельность отражалась до 19 17 г. в гербах слабо2. По нашим подсчетам, до 1900 г. она при сутствовала всего у 18 городов и спектр таких символов был не велик кузница Кузнецк рудоискательская лоза Петрозаводск 3, машина для крашения полотен Грязовец доменная печь Барна ул плавильная печь Екатеринбург горная шахта Бийск и др. Шестеренка не встречается ни разу. К категории распространенных в советском геральдическом пространстве относились общегосударственные эмблемы серп и молот, пятиконечная звезда которые демонстрировали принад лежность герба к определенной знаковой системе. В гербах допускались элементы, восходящие к национальным орнаментам народов СССР. Так, в гербе Сибая, утвержденном в 1Сметанников И.С., Моченов К.Ф. Указ. соч. С. 53, 7 1 2 См. Винклер П.П. фон. Гербы городов, губерний, областей и посадов Рос сийской империи. СПб., 1900 3 О нем см. Емелин И.Б. Герб Петрозаводска 1973 года Гербовед. 2005. 84. С. 108 0. 122 1980 г., помещался фрагмент башкирского национального узора. В гербе Воркуты 197 1г. находился национальный орнамент но без указания его этнической принадлежности. В гербе Йош кар Олы 1968 г. изображался марийский национальный узор. В гербе Алдана 1984 г. присутствовал древний якутский символ Якутский же орнамент использовался в гербе Мирного 1989 г. В гербах Цивильска 1989 г. и Ядрина 1989 г. размещался чувашский орнамент. Несмотря на то, что в советской геральдике однозначно де кларировалась идея о категорическом отказе от монархических и религиозных символов, изредка они попадали в гербы под видом исторических эмблем. В гербе Белгорода 1970 г. использовалась городская корона, несомненно восходившая к модели, предла гавшейся бароном Б.В. Кёне, а сам символ с незначительными изменениями повторял герб императорского периода лев, а над ним парящий орел Уникальным для советского геральдического пространства следует признать герб Таганрога 1966 г., где распо лагалась эмблема, прямо заимствованная из старого герба вен зель Петра Первого, который можно отнести к монархическим символам 1Не менее уникальным был герб Подольска, утвер жденный в 1970 г. Мало того, что в него полностью вошел старый герб 178 1г. с изображением московского всадника, трактовавше гося в официальных описаниях как Святой Георгий. В 1970 г. его, правда, интерпретировали иначе как символ защиты Отечест ва борьбы за независимость Родины 2. Изображение подвер глось любопытной иконографической модификации на всаднике появился головной убор в виде буденовки. Таким образом старые эмблемы адаптировались к идеологическим требованиям эпохи. В некоторых советских гербах использовались частично, реже полностью гербы императорского периода. Среди гербов Московской области кроме указанного выше Подольска они при сутствовали в эмблемах Домодедова 1985 г. три тесанных белых камня из герба Никитска 178 1г. Истры 1989 г. солнце из герба 1Гербы городов России. М., 1998. С. 376. 2 Сметанников И.С., Моченов К.Ф. Указ. соч. С. 79. 123 Воскресенска Можайска 1979 г. крепостная стена с башнями 1 В перестроечный герб Хотьково 1986 г. вошел герб Московской губернии 1883 г., и он демонстрировал, что отношение к подоб ным символам изменилось2. В конце 1980 х гг. в гербах появились даже религиозные эмблемы. Так, в гербе города Коряжмы, утвер жденном в 1988 г., изображена церковь,3 что было совершенно не возможно раньше. Редки в советской геральдике символы древности города и его архитектурные достопримечательности в гербе Далматово 1980 г. старинная стена с башней, в гербе Куртамыша 1988 г. курганы, в гербе Городца 1984 г. старинная ладья, в гербе Абакана 1980 г. древние каменные изваяния в гербе Азова 1967 г. крепост ная башня с воротами. Причина такой частоты понятна советские гербы должны были не напоминать о прошлом, а сосредоточиться на социалистической современности и коммунистическом буду щем. Количество изображений подобного рода выросло в кон це 1980 х гг. Например, в гербе Сходни 1988 г. появилась ладья на четырех катках и олень с листовидным хвостом предмет, обнаруженный во время археологических раскопок недалеко от города. Революционные традиции советского времени транслиро вались в геральдическом пространстве при помощи буденовки, наложенной на перекрещенные шашки Новохоперск, Ростов на Дону или штыка, на котором помещен красный флаг Ала паевск В гербе Одессы изображен революционный броненосец Потемкин 4. Заслуги города в Великой Отечественной войне мо гли передаваться звездой города героя и красной гвоздикой Но вороссийск обелиском Туапсе Однако в целом подобная сим волика, как ни странно, не получила широкого распространения. Сравнительно редкими оказались также популярные до 19 17 г. эмблемы, символизирующие фауну и флору. Были использованы северный олень в гербах Воркуты, Вилюйска, Магадана и Инты, 1Сметанников И.С., Моченов К.Ф. Указ. соч. С. 58, 63, 72. 2 Там же. С. 85. 3 Гербы городов России. С. 167. 4 Герб города героя Одессы. Одесса, 1968. 124 гроздь винограда в гербах Анапы и Геленджика, пальма в гербе Сочи, лось в гербах Йошкар Олы, Чердыни и Лосино Петров ского, чайка в гербе Лобни, соболь в гербах Пушкино и Нижне го Тагила, журавль в гербе Талдома, яблоки в гербах Белёва и Мичуринска, рыба в гербе Мурманска, куст земляники в гербе Кстово, петух в гербе Белой Калитвы, осетры в гербах Азова и Таганрога, сокол в гербе Красноуфимска, медведь в гербе Ку дымкара, утки в гербе Чебоксар, ветка дуба с желудями в гербе Шумерли, дуб в гербе Цивильска. Представитель древней фауны мамонт, обнаруженный недалеко от города Среднеколымска, был изображен в его гербе 1967 г. Не во всех случаях животное отражало фауну региона. В гербе Пушкино 1975 г. соболь явно указывал на название города и выступал как наиболее наглядный символ пушнины, а не представитель местного животного мира 1 Для исчерпывающей символизации населенного пункта эти де идеологизированные эмблемы считались недостаточными и, как правило, соединялись с промышленными и иными символами. Так, в гербе Геленджика 1972 г. виноградная лоза обрамляла серп и молот2. Из географических объектов в советских территориальных гербах чаще всего изображались реки Магадан, Междуреченск, Комсомольск на Амуре и др. холмы Козьмодемьянск, Уссу рийск и горы Тольятти, Пятигорск Редкими были гласные гербы. На название города указывали, например, в гербе Ядрина 1989 г. ядра, в гербе Камышина 1968 г. камыши и др. В советских гербах практически отсутствует изображение че ловека. Исключением стал только герб Комсомольска на Амуре 1967 г., в котором есть человеческая фигура с раскинутыми в сто роны руками, которую сейчас толкуют как юношу строителя комсомольца3. Герб можно отнести к группе полугласных, то есть таких, в которых связь между основной эмблемой и названием 1Сметанников И.С., Моченов К.Ф. Указ. соч. С. 80. 2 Гербы городов России. С. 243. 3 Аксенов А.А. Герб Комсомольска на Амуре как отражение исторической и социокультурной специфики города Гербовед. 2006. 87. С. 9. 125 выражена не прямо, а опосредованно. В настоящее время даль невосточный историк А.А. Аксенов предложил другую интерпре тацию символу, увидев в фигуре человека некое подобие креста. Он писал В эмблематике и символогии человек с раздвинутыми в сторону руками символизирует крест, следовательно, согласно христианству, служит символом искупления и примирения. Цен ность данного городского символа в том, что наряду с комсомоль цами, добровольно участвовавшими в строительстве города, он отражает и строителей заключенных, процент которых был до вольно высок. Причем при отражении последних в том числе и военнопленных он имеет более выразительное значение как факт искупления и прощения грехов. В символике креста также можно выделить противопоставление двух начал, характерных для стро ителей города добровольного и принудительного, положитель ного и отрицательного, добра и зла 1С такой трактовкой нельзя согласиться. Изначально, при составлении герба юноша строи тель комсомолец символизировал и основание города, и указы вал, видимо, на название. Искусственное расширение смысла не допустимо, это влечет мифологизацию герба, снижение степени достоверности транслируемой им информации. К анализу семан тики необходимо подходить исторически, исходя из реалий вре мени создания источника, а не современности. В данном случае А.А. Аксенов допустил несомненную фальсификацию. Редки в советских гербах фантастические фигуры. Если не принимать во внимание прибалтийские города, в которых некото рые эмблемы были заимствованы из старых символов, то можно указать единственный подобный случай герб Златоуста 1966 г. с изображением крылатого коня 2 т.е. фактически Пегаса. Гербы сел и поселков, составленные в 1980 е гг., содержали эмблемы, характерные для советской эпохи, но одновременно в них заметно стремление как и в 1960 е гг. соблюдать отдельные правила геральдики, изображать фигуры так, как это принято в классический период. Также начал изменяться состав использу емых эмблем, расширяясь за счет тех категорий, которые не ис 1Аксенов А.А. Указ. соч. С. 9. 2 Гербы городов России. С. 455. 126 пользовались после 19 17 г. Из советских символов в гербах посел ков и сел имелись самолеты пп. Быково, Востряково, Монино бобины и челноки пп. Новобратцевский, Свердловский, Старая Купавна стилизованное изображение Экспериментального заво да древостружечных плит и деталей п. Новоподрезково радио антенна п. Северный Однако кирпичный завод в гербе поселка Некрасовского 1988 г. был передан при помощи геральдических фигур трех брусков, напоминающих кирпичи. В гербе села Мы шецкого 1989 г. изображался гусарский кивер, который указывал на то, что в XIX в. оно принадлежало герою Отечественной войны 18 12 г. Денису Давыдову. В гербе деревни Чашниково 1989 г. поя вилось невозможное ранее изображение купола Троицкой церкви, построенной в XV в. В гербе поселка Корпуса 1989 г. использо ваны элементы из герба графов Брюсов, которые владели поселе нием в XVIII в. На принадлежность гербов не городам, а селам и поселкам указывали эмблемы сельскохозяйственного производст ва курицы, кочаны капусты, голова коровы а также верстовые столбы с указанием расстояния до Москвы село Черная Грязь, поселок Старая Купавна 1 Советские гербы отражали преимущественно развитие про мышленности и сельского хозяйства. Такие традиционные для ге ральдики темы, как растительный и животный мир, историческое прошлое, а также группа гласных гербов были представлены эпи зодически. Редко использовались изображения человека, фанта стических существ, льва, орла и т.д. С другой стороны, получили распространение эмблемы, нигде ранее не встречавшиеся опре деленные разновидности предметов и орудий труда, машин, стро ений что расширяло общее представление об искусственных фи гурах и являлось визуальным компромиссом, давая возможность существовать институту городского герба во враждебных услови ях его официального отторжения. В соответствии с экономической политикой, проводимой в СССР, с диспропорцией в развитии между отраслями промыш ленности в эмблематическом пространстве преобладали эмбле 1См. эти гербы Сметанников И.С., Моченов К.Ф. Указ. соч. 127 мы, которые указывали на горнодобывающие, нефтяные и хими ческие предприятия, а также на энергетику. Сельское хозяйство символизировалось весьма условно колосом, причем часто в со четании с шестеренкой, что означало не столько развитие отрасли, сколько понятие социальное союз рабочего класса и колхозного крестьянства. Этот тезис подтверждается тем, что колос присутст вовал в гербах северных городов, где сельское хозяйство не имело особенного развития. Количественное и семантическое доминирование изображе ний шестеренки и колоса привело к анонимизации владельцев гербов. Эти эмблемы фактически утратили основную функцию геральдических фигур выделять город, указывать на его исто рические, географические, экономические и иные особенности. В эмблематическом пространстве СССР колосья и шестеренка ничего не выделяли. Наоборот, они являлись индикаторами при надлежности к конкретной системе, основными знаками ее само идентификации. Несмотря на то, что советские городские эмблемы в настоя щее время во многом вышли из употребления, опыт, накопленный в 1960 е 1980 е гг., оказывает влияние на современную гераль дику. Оно проявляется в том, что города, не имевшие гербов до 19 17 г., продолжают использовать символы, возникшие в период СССР, модифицируя их в соответствие с требованиями формаль ной геральдики. Известный геральдист профессор А.А. Корников характе ризовал герботворчество в СССР таким образом Абсолют ное большинство советских гербов были явно надуманными и неудачными 1В 1990 е гг. подвергались резкой и оправданной критике конкретные символы2. Соглашаясь с тем, что советская городская эмблематика имеет много иконографических ошибок и семантических недостатков, не соответствует классическим пра вилам, ее все таки следует признать интересным этапом в разви тии отечественного знакового пространства. Советская геральди 1Корников А.А. Основы российской геральдики. С. 203. 2 Напр., см. Либерман Д.В. Советский герб Киева Гербовед. 1997. 20. С. 89 90. 128 ка обладала высокой степенью визуального своеобразия, не имеет аналогов в мировой эмблематической среде, а потому безусловно заслуживает всестороннего и объективного анализа. Накопленный после 19 17 г. опыт городского герботворчества представляет собой феномен, точно отражавший политические и культурные приоритеты эпохи. Гербы являлись идеологически ми знаками, адекватно выражали политические, экономические и культурные приоритеты, их развитие было тесно связано с основ ными этапами эволюции общества оттепель застой пере стройка Все это означает, что советские городские эмблемы являются полноценными историческими источниками и должны привлекаться для изучения истории СССР. Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте. Наумов О.Н. Иконография и семантика советских городских гербов (2017)
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|
||
![]() | ||
© 2007-2025 Электронная некоммерческая библиотека открытого доступа «Гербовед.ру» Редакция: gerboved@gerboved.ru | › Пользовательское соглашение | ||
![]() | ||
Проект сетевого издания «Геральдика.ру» | ||
Примечание: представленные в библиотеке научные тексты размещены только для ознакомления и получены большей частью посредством распознавания оригинальных текстов публикаций (OCR), поэтому в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания и степенью сохранности бумажных оригиналов. |