| ||
Электронная научно-историческая библиотека «Гербовед.ру» | ||
» Библиотека › Государственная символика России › : Пчелов Е.В. Вокруг двуглавого орла / 2015 | ||
Пчелов Е.В.
Вокруг двуглавого орлаБиблиографические данные публикации / опубликовано в издании: Историк. № 6. 2015. С. 47–51. Аннотация: История российского государственного герба восходит к концу XV века – эпохе правления великого московского князя Ивана III Васильевича. Россия становилась цент рализованной и сильной державой, а сам великий князь именовался уже Государем всея Руси, а в некоторых случаях даже царем… Об авторе публикации/статьи: Пчелов Евгений Владимирович (Москва) Просмотр публикации в формате PDF:
› См. также другие статьи Пчелова Е.В.
в библиотеке найдено еще 157 публикации(й) автора
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать Текст из PDF-файла получен посредством автоматического машинного распознавания оригинального текста публикации (OCR-технологии), поэтому в нем содержатся многочисленные ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания текста. Текст предоставляется по принципу "КАК ЕСТЬ".
Объем текста: 37396 знаков (с пробелами)
47 ДЕНЬ РОССИИ ЕДИНАЯ СТРАНА ТРЕБУЕТ ЕДИНЫХ СИМВОЛОВ. ТАКОВЫМ И СТАЛ ДВУГЛАВЫЙ ОРЕЛ, ВПЕРВЫЕ ПОЯВИВШИЙСЯ НА ПЕЧАТИ ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ В 1490 Х ГОДАХ ВОКРУГ ДВУГЛАВОГО ОРЛА стория российского госу дарственного герба восхо дит к концу XV века эпохе правления великого мо сковского князя Ивана III Васильевича. Россия становилась цент рализованной и сильной держа вой, а сам великий князь именовался уже Госуд рем всея Руси, а в некоторых случаях даже царем ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ В ОБРАЗЕ СВЯТОГО ГЕОРГИЯ В Российском государственном ар хиве древних актов в Москве хранится жалованная грамота Ивана III его пле мянникам сыновьям волоцкого князя Бориса Васильевича, Федору и Ивану. Она датируется июлем 1497 года. Гра моту скрепляют четыре печати, одна из которых, самая большая, сделана из красного воска, что сразу отличает ее от остальных. Печать эта двусторонняя. На лицевой ее стороне изображение всадника, поражающего копьем дра кона, или, как его называли на Руси, змия По окружности идет надпись легенда Иоанн, Божиею милостию господарь государь всея Руси и вели кий князь На оборотной стороне печати мы ви дим двуглавого орла с раскрытыми, но опущенными крыльями, приоткрыты ми клювами и двумя коронами над го ловами. Изображение орла также со провождает легенда И великий князь Владимирский, и Московский, и Нов городский, и Псковский, и Тверской, и Угорский, и Вятский, и Пермский, и Болгарский территориальные наи менования даны сокращенно Этот памятник сфрагистики явля ется самым ранним из сохранивших ся оттисков печати с изображением российского двуглавого орла в каче стве государственного символа. Поэто му 1497 й можно условно считать годом рождения герба России. Хотя, конечно, матрица печати была сделана прежде исследователи полагают, что произо шло это вскоре после 1490 года, пото му что именно тогда титул великого кня зя стал таким, каким он воспроизведен на печати. Всадник или ездец как говори ли в XVI XVII веках показан здесь свет ским воином, хотя визуально его образ абсолютно соотносится с известным иконописным сюжетом Чуда святого Георгия о змие Но если с точки зрения изображения ездец восходил к религиозной тради ции, то семантически он являл собой об раз князя, государя, царя, побеждающе го своих врагов. Иными словами, перед нами великий князь в образе Георгия Победоносца, но не сам святой Георгий как таковой. С этой трактовкой, извест ной нам по многочисленным источни кам XVI XVII веков, согласуется и леген да лицевой стороны печати Ивана III, называющая собственно имя великого князя. Только в петровское время такое изображение всадника, побеждающе го дракона, стало связываться именно с Георгием Победоносцем, и примерно тогда же оно стало восприниматься как герб города Москвы. ОРЕЛ, ВСАДНИК И ЕДИНОРОГ Вплоть до середины XVI века всадник и орел находились на двух сторонах пе чатей московских государей, при этом орел имел две короны над головами, И Печать Ивана III ПРЕДОСТАВЛЕНО АВТОРОМ и с т о р и к и ю н ь 2 0 15 48 а крылья его были опущены. Первые существенные изменения в изобра жениях произошли при Иване Гроз ном. 3 февраля 156 1года царь и вели кий князь печать старую меньшую, что была при отце его великом князе Ва силие Ивановиче, переменил, а учинил печать новую складную орел двоеглав ной, а середи его человек на коне, а на другой стороне орел же двоеглавной, а середи его инърог единорог Как видим, нововведения коснулись двух вещей. Во первых, всадник и орел, до этого существовавшие раздельно на двух сторонах печати, вошли в единую композицию человека на коне с тех пор стали помещать в щитке на груди двуглавого орла. Во вторых, в дополне ние к орлу и всаднику появилась третья государственная эмблема единорог. Его изображение на оборотной сторо не государственных печатей также рас полагалось в щитке на груди двуглавого орла или же он изображался отдельно. Единорог как государственный символ сохранялся на печатях практически не прерывно до середины XVII века, то есть в течение почти что столетия. Почему был выбран именно едино рог, а не какой то иной животный сим вол, также обозначающий мощь и силу Ответить на этот вопрос позволяет дата учреждения новой печати. 156 1год был вообще чрезвычайно важен для истории Московского царства. В этом году царский титул Ивана Грозного был признан Константинопольской право славной церковью, что придавало ему легитимный характер со стороны все ленского православия. И хотя грамоту о признании получили в Москве после реформы печати, можно думать, что уже в преддверии этого события Иван Гроз ный решил отразить свой царский ста тус в новой эмблеме. Рог единорога, как и рог вообще, неоднократно упоминается в Библии. Существенно, что рога, согласно би блейскому тексту, использовались в ка честве некоей регалии в церемонии по мазания на царство. В рога наливали миро, которым освящали царский ста тус царей Давида и Соломона. Таким образом, рог единорога служил сим волом помазания на царство, обрете ния царского статуса. И действительно, в начале 1560 х годов даже само наи менование рога единорога на некото рое время вошло в царский титул. К концу правления Ивана Грозно го относится еще одна, совершенно уникальная печать. Это Большая го сударственная печать, создание кото рой датируется концом 1570 х годов. В то время шла Ливонская война, и, по видимому, в связи с этим необходимо было отразить в государственной сим волике новоприсоединенные земли. Большая печать Ивана Грозного ше девр русской средневековой сфраги стики. Замечательна она, кроме проче го, тем, что на ней мы впервые видим территориальные эмблемы, многие из которых впоследствии станут россий скими земельными и городскими гер бами. Центральные изображения дву главого орла с всадником и единорогом на обеих сторонах печати увенчивает восьмиконечный православный крест, который был призван подчеркнуть пра вославный характер богоспасаемого Российского царства. Вокруг же орлов размещены в круговых надписях 24 по 12 на каждой стороне земельные эм блемы тех территорий, названия ко торых включал полный царский титул. Здесь мы находим прототип новго родского герба, и казанского дракона, и псковского барса, и нижегородского оленя В верхних же круговых надпи сях на каждой стороне печати располо жено изображение Голгофского Креста с орудиями Страстей Господних. Эта пе чать использовалась, вероятно, редко и исключительно в государственно ди пломатическом обиходе. ТРЕТЬЯ КОРОНА ДВУГЛАВОГО ОРЛА Смутное время принесло России не только чехарду царей, но и период во все без государя. Первое, а затем и Вто рое ополчения Советы всей земли применяли более скромную печать с одноглавым орлом. Учитывая тесную взаимосвязь изменений государствен ного символа с изменениями царского титула, можно думать, что одноглавый орел означал государство без госуда ря предположение, уже высказывав шееся в историографии. Следующее изменение произошло при Михаиле Федоровиче. Над голова ми двуглавого коронованного орла по явилась третья корона, увенчавшая всю композицию. Это нововведение отно сится к 1625 году. По нашему указу сде лана наша печать новая, больше преж ние, для того, что на прежней печати наше Государское титло описано было несполна а ныне перед прежнею печа тью прибавлено на печати в подписи, в нашем Государском именованьи Са модержец а что у прежней нашей пе чати были промеж глав орловых слова, и ныне у новыя нашия печати слов нет, а над главами у орла коруна объяс нялось в царском указе. Данный текст однозначно свидетельствует о том, что изменение было вызвано потребностью Иван III Малая печать Ивана Грозного Большая печать Ивана Грозного. Конец 1570 х Печать Алексея Михайловича. 1667 ПРЕДОСТАВЛЕНО АВТОРОМ ПРЕДОСТАВЛЕНО АВТОРОМ ПРЕДОСТАВЛЕНО АВТОРОМ ПРЕДОСТАВЛЕНО АВТОРОМ 49 символически отобразить на печати ти тульное наименование самодержец И хотя слово самодержец в царском титуле появилось уже при Федоре Ива новиче и Борисе Годунове, только Ми хаил Федорович таким образом обозна чил новый статус московского государя. В период правления Алексея Михай ловича в международном положении России произошли существенные пе ремены. В 1654 1667 годах Московское царство вело войну с Речью Поспо литой за Левобережную Украину. Уже в 1656 м Алексей Михайлович принял титул всея Великие и Малые и Белые России самодержец тем самым закре пляя свои права на бывшие древнерус ские земли, оказавшиеся под властью польско литовского государства. Изме нился в это время и герб. С середины 1650 х годов крылья рос сийского орла изображались подняты ми вверх, а в его лапах появились ски петр и держава символы монаршей власти. Эти изменения есть уже на пе чати жалованной грамоты Алексея Михайловича Богдану Хмельницкому 1654 года, изображение с которой позд нее перешло на печать Малороссий ского приказа. А в январе 1667 года в деревне Ан друсово под Смоленском было заклю чено перемирие, по которому Левобе режная Украина осталась за Россией. Стало ясно, что государственная печать устарела, и золотописец Посольского приказа Григорий Антонович Благушин по царскому приказу изготовил новую. Указ О титуле царском и о государ ственной печати от декабря 1667 года содержал описание российского герба здесь впервые в официальном доку менте он назван именно гербом Орел двоеглавный есть герб державный Ве ликаго Государя, Царя и Великаго Кня зя Алексея Михайловича всея Великия и Малыя и Белыя России самодержца, Его Царскаго Величества Российскаго Царствия, на котором три коруны изо бражены, знаменующия три великия, Казанское, Астраханское, Сибирское, славныя Царства, покоряющияся Богом хранимому и высочайшей Его Царска го Величества милостивейшаго Госу даря державе и повелению. На правой стороне орла три грады суть, а по опи сании в титле Великия и Малыя и Бе лыя России, на левой стороне орла три грады своими писаньми образуют Вос точных и Западных и Северных под ор лом знак отчича и дедича на персех на груди изображение наследника всад ника в пазноктех пазнокть послед ний сустав пальца, на котором растет ноготь скипетр и яблоко держава со бою являют милостивейшаго Государя, Его Царскаго Величества Самодержца и Обладателя Каждый элемент герба здесь тракту ется в соответствии с тем или иным эле ментом царского титула, помещенного на печати Божиею милостию мы, Ве Печать Петра I. Начало XVIII в. ликий Государь, Царь и Великий Князь Красная площадь во второй половине XVII века. Худ. А.М. Васнецов. 1925 С СЕРЕДИНЫ 1650 Х ГОДОВ КРЫЛЬЯ ДВУГЛАВОГО ОРЛА ИЗОБРАЖАЛИСЬ ПОДНЯТЫМИ ВВЕРХ, а в его лапах появились скипетр и держава символы монаршей власти ДЕНЬ РОССИИ ПРЕДОСТАВЛЕНО АВТОРОМ и с т о р и к и ю н ь 2 0 15 50 Алексей Михайлович всея Великия и Малыя и Белыя России самодержец и многих государств и земель Восточ ных и Западных и Северных отчич и де дич и наследник и Государь и Обла датель Таким образом, весь царский титул отражен во всей совокупности эм блематических изображений. На печати 1667 года в лапах у орла такие знаки, как скипетр и держава. Скипетр, как следует из текста указа, соответствовал слову самодержец царского титула, а держава слову об ладатель При этом эмблема всад ника на груди орла соотносилась со словом наследник то есть означа ла наследование царем власти вели ких московских князей ездец в каче стве их родового символа и служил для этого обозначения. Три короны теперь символизировали три самых важных и статусных территориальных объек та, которые были названы в титуле, Казанское, Астраханское и Сибирское царства ханства присоединение кото рых произошло еще в XVI веке. Кроме того, на печати есть еще две триады эмблем. С правой стороны орла при этом взгляд шел от орла три го рода означали Великую, Малую и Бе лую России. Три города с левой сто роны орла Восточные и Западные и Северные земли что соответствова ло словам титула, показывавшим, что власть московского царя распростра няется на земли в трех частях света. Вся композиция на печати Алексея Михайловича представляет собой три триады, расположенные по трем сто ронам от орла со скипетром и держа вой в лапах. Крылья орла здесь рас правлены и подняты вверх. Он как бы охватывает ими и три России и три страны объединяя их под своей вла стью. Знаменательно, что с этого време ни и вплоть до 19 17 года крылья орла на государственном российском гер бе оставались поднятыми за исключе нием первой половины XIX века, когда в одном из типов герба, впрочем не официальном, они изображались опу щенными, но расправленными Под орлом мы видим знак отчича и дедича соответствующий словам титу ла отчич и дедич Его символический смысл раскрывается при сопоставлении царской печати 1667 года с печатями жа лованной грамоты Богдану Хмельницко му и Малороссийского приказа. На них под орлом изображены две группы лю дей, между которыми на возвышении ле жит гетманская булава. Тем самым было обозначено принятие Левобережной Украины под власть московского госуда ря. Геральдическое изображение печати 1667 года сохранялось на Больших печа тях преемников Алексея Михайловича до начала XVIII века. РОССИЙСКИЙ ИМПЕРСКИЙ ГЕРБ При Петре Великом и Екатерине I про изошло еще несколько существенных из менений государственного герба. Во первых, с 17 10 х годов коро ны над головами орла приобрели вид императорских. Как известно, Россия была провозглашена империей толь ко после окончания Северной войны, в 172 1году. Но в этом случае изменения герба как бы предшествовали измене нию титула. Во вторых, вокруг изображения орла или щитка с всадником на груди орла появилась цепь ордена Святого Андрея Первозванного, учрежденного Петром после возвращения из заграничного путешествия. Этот орден стал высшим орденом Российской империи и остал ся единственным, имеющим такой эле мент, как шейная цепь. В третьих, именно при Петре на кры льях орла начали располагать гербы Средний государственный герб Российской империи Большой государственный герб Российской империи, 1882 год. Рисунок Р.И. Маланичева ТОЛЬКО В ПЕТРОВСКОЕ ВРЕМЯ ИЗОБРАЖЕНИЕ ВСАДНИКА, ПОБЕЖДАЮЩЕГО ДРАКОНА, СТАЛИ ОДНОЗНАЧНО СВЯЗЫВАТЬ ИМЕННО СО СВЯТЫМ ГЕОРГИЕМ ПОБЕДОНОСЦЕМ, и примерно тогда же оно стало восприниматься как герб города Москвы РИА НОВОСТИ ПРЕДОСТАВЛЕНО АВТОРОМ 5 1 ДЕНЬ РОССИИ главных титульных территорий пер воначально киевский, владимирский и новгородский, а также Казанского, Астраханского и Сибирского царств. Эта традиция была заимствована из запад ноевропейской геральдики. Наконец, были определены цве та российского государственного гер ба черный орел на золотом поле. Такое цветовое сочетание опять таки отсыла ло к Европе, причем к самому статус ному европейскому государству Свя щенной Римской империи германской нации, на гербе которой также был изо бражен черный двуглавый орел на зо лотом поле. Кратковременное царствование Пав ла I ознаменовалось столь же кратковре менным нововведением, просущество вавшим всего лишь с 1799 по 180 1год. Известен тот факт, что российский им ператор принял сначала звание протек тора покровителя а затем был избран и гроссмейстером великим магистром ордена Святого Иоанна в Иерусали ме, рыцарей Родоса и Мальты в про сторечии именуемого Мальтийским Этот орден стали неверно именовать орденом Святого Иоанна Иерусалим ского в русской традиции хотя ника кого святого Иоанна Иерусалимского никогда не существовало, а в названии имелось в виду месторасположение ор дена в Иерусалиме. Желая подчеркнуть свой новый статус и придавая ему очень большое значение, Павел I ввел в изо бражение российского государственно го герба белый орденский крест с раз двоенными концами он располагался за щитком с московским всадником на груди орла и корону гроссмейстера ор дена она увенчивала этот щиток Но поскольку Александр I отказался от зва ния протектора ордена, то и символы эти в государственной геральдике продер жались недолго. В первой половине XIX века при Александре I, а затем и при Нико лае I в армии утвердился вариант госу дарственного герба, считавшийся не официальным. На нем изображен орел в традиции искусства ампир с распла станными крыльями, с фигурным щит ком с всадником на груди и одной ко роной, а в лапах вместо регалий он держал лавровый венок, факел и мол нии перуны В 1832 году Николай I вновь скор ректировал государственный герб. На крыльях орла по прежнему располага лось шесть щитков с гербами, но теперь это были гербы пяти царств и одно го великого княжества. Вместо киев ского, владимирского и новгородско го гербов изображались гербы царства Польского, царства Херсониса Таври ческого то есть крымский и велико го княжества Финляндского. Напомню, что в 183 1году было подавлено поль ское восстание, и, по видимому, импе ратор хотел и символически закрепить власть Российской империи над непо корным Польским царством Последняя масштабная реформа российской государственной геральди ки пришлась на начало царствования Александра II. Осуществил ее в 1856 1857 годах известный геральдист ба рон Борис Васильевич Кёне, который и является создателем герба Россий ской империи. Император утвердил три варианта герба Большой, Сред ний и Малый апреля 1857 года. За тем Александр III внес еще одно изме нение, утвердив новые варианты всех трех гербов в 1882 1883 годах. Большой герб Российской империи стал шедев ром и апофеозом русской практической геральдики и геральдического искус ства. Рисунок герба 1882 года был вы полнен замечательным художником А.И. Шарлеманем известным неиз вестным большинству граждан нашей страны, поскольку именно он также соз дал и рисунки самой распространенной в России колоды игральных карт Большой герб Российской империи имел очень сложную структуру, посколь ку он объединил 50 территориаль ных гербов гербов тех земель, назва ния которых присутствовали в полном императорском титуле. Это была очень продуманная система, а среди этих гер бов находились и гербы ряда совре менных государств видоизмененные с тех пор в частности Норвегии, Поль ши, Финляндии, Эстонии, Литвы, Гру зии Иными словами, этот герб был эн циклопедией не только российской, но и мировой геральдики. Центральное место в гербе, конечно же, занимал черный двуглавый орел, коронованный двумя императорскими коронами, над которыми третья такая ж, в большем виде, корона с двумя раз вевающимися концами ленты ордена Святого апостола Андрея Первозван ного в золотом щите. Этот щит увен чивал так называемый шлем Алексан дра Невского окружала цепь ордена Андрея Первозванного, а поддержива ли его с двух сторон щитодержатели ар хистратиг Михаил и архангел Гавриил. Вся эта композиция размещалась под сенью императорской короны, над которой возвышалась государственная хоругвь. На сени девиз С нами Бог Вокруг центрального изображения рас полагалось 15 щитов с территориаль ными гербами, причем гербы наиболее статусных земель были увенчаны соот ветствующими коронами и помещены на лавровые и дубовые ветви. Средний герб представлял собой ту же композицию, но без шести верхних щитов. А малый имел только изображе ние двуглавого орла с регалиями, мо сковским гербом и цепью ордена Ан дрея Первозванного, но восемь гербов наиболее статусных территорий, без ко рон, были размещены на крыльях дву главого орла. Этот вариант герба и был наиболее распространенным. В таком виде российский герб дожил до Фев ральской революции 19 17 года. Евгений ПЧЕЛОВ, кандидат исторических наук Малый государственный герб Российской империи Государственный герб 1832 года Государственный герб времен Павла I. 1799 Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте. Пчелов Е.В. Вокруг двуглавого орла (2015)
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|
||
© 2007-2025 Электронная некоммерческая библиотека открытого доступа «Гербовед.ру» Редакция: gerboved@gerboved.ru | › Пользовательское соглашение | ||
Проект сетевого издания «Геральдика.ру» | ||
Примечание: представленные в библиотеке научные тексты размещены только для ознакомления и получены большей частью посредством распознавания оригинальных текстов публикаций (OCR), поэтому в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания и степенью сохранности бумажных оригиналов. |