| ||||||
Электронная научно-историческая библиотека «Гербовед.ру» | ||||||
» Библиотека › Каталог войсковых и станичных печатей XVIII - XX в.в. (2011) › Пьянков А.В. Средневековые печати-подвески | ||||||
Пьянков А.В.
Средневековые печати-подвески// Каталог войсковых и станичных печатей XVIII - XX в.в. (2011)Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: Каталог войсковых и станичных печатей XVIII - XX в.в. Краснодар: 2011. С. 26-33 Аннотация: До появления металлических печатей-подвесок документы или письма запечатывались воском или глиной, материалами более мягкими и хрупкими. Эти материалы использовались в Европе до позднеримского времени, когда в начале IV века впервые был опробован новый способ опечатывать документы с помощью свинцовой печати-подвески. Позднее в византийский период это нововведение распространилось очень широко и у соседних народов. Греки называли такие печати моливдовулами, а римляне – буллами. Печати имели двойную функцию. Во-первых, они заменяли личную подпись частного или должностного лица; во-вторых, буллы должны были предотвратить тайное вскрытие документа. Познакомимся теперь с тем, как можно было пользоваться подвесными печатями. Об авторе публикации/статьи: Пьянков А.В. Просмотр публикации в формате PDF:
› См. также другие статьи автора: Пьянков А.В.
в библиотеке найдено еще 1 публикации(й) автора
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать Текст из PDF-файла получен посредством автоматического машинного распознавания оригинального текста публикации (OCR-технологии), поэтому в нем содержатся многочисленные ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания текста. Текст предоставляется по принципу "КАК ЕСТЬ".
Объем текста: 34267 знаков (с пробелами)
А.В. Пьянков Средневековые печати подвески До появления металлических печатей подвесок документы или письма запе чатывались воском или глиной, материалами более мягкими и хрупкими. Эти мате риалы использовались в Европе до позднеримского времени, когда в начале IV века впервые был опробован новый способ опечатывать документы с помощью свин цовой печати подвески 1Позднее в византийский период это нововведение рас пространилось очень широко и у соседних народов. Греки называли такие печати моливдовулами, а римляне буллами. Печати имели двойную функцию. Во первых, они заменяли личную подпись частного или должностного лица во вторых, буллы должны были предотвратить тайное вскрытие документа. Познакомимся теперь с тем, как можно было пользоваться подвесными печатями. Вспомним, что для письма в Римской империи использовали, прежде всего, пергамент и плотную бумагу, изготавливавшуюся из папируса. Листы были прямоу гольными и могли иметь разную длину в зависимости от необходимости. Эти листы сворачивали в свиток в трубочку В нижней части листа вшивались две веревочки, длинные концы которых свободно свисали вниз у середины края листа. Для запеча тывания документа брали заранее изготовленные литьем круглые свинцовые диски средние размеры, которых варьировались от 2 до 3 см. Каждый такой диск имел расположенный по середине сквозной продольный канал. Готовый документ скру чивали в трубочку и несколько раз плотно оборачивали вокруг свитка каждым из концов веревочки несколько раз, но в разные стороны. Затем веревочки связывали узлом, а оставшиеся свободные концы пропускали сквозь канал свинцового диска и завязывались в узел еще раз. После чего в дело шли особые щипцы, называвши еся римлянами булотерием Рис. 1Особенностью этого инструмента было то, что рабочие концы щипцов имели вид двух цилиндров, обращенных друг к другу, на внутренних торцах которых были выгравированы изображения и надписи. Булоте рием прихватывали диск, опирали его на твердое основание и наносили сильный удар по верхнему торцу инструмента. Свинец крепко сжимал веревочки и одновре 26 менно на обеих поверхностях диска оставались оттиски двух матриц. Теперь, чтобы вскрыть документ, необходимо было перерезать одну из веревочек выше печати. Владельцы печатей были людьми знатными и состоятельными, об этом свидетельствуют сами печати и дорогостоящие булотерии. Част ные и должностные лица вести переписку с гра мотными людьми, но иногда император, высокое должностное лицо или церковный иерарх обра щались к простому народу, часто не грамотному. В таких случаях существенную роль играли изо бражения на моливдовулах, которые простолю динам было легче узнать и удостовериться в том кому принадлежит послание. Строгие правила были установлены для переписки императора Византии с монархами и правителями соседних независимых государств. Такие письма снабжались золотыми печатями подвесками и назывались хрисо вуллами. Из византийской Книги Церемоний Х века нам известно, что независи мые государи и Римский папа удостаивались писем с золотой печатью весом в 2 номисмы, то есть, весом около 9 г. номисма золотая монета весом около 4,5 г. царь Армении и патриархи Александрии, Антиохи, Иерусалима имели право на буллу весом в три номисмы. Письма, адресованные халифу и султану Египта, запеча тывали моливдовулом весом в 4 номисмы. Золотые византийские печати подвески очень редки. Известно, что существовали императорские печати весом в 18 номисм, то есть, 82 г., но такие образцы не дошли до нашего времени. Очень редкими являются серебряные печати, которыми запечатывали письма и скрепляли документы деспоты Эпира и Пелопоннеса. Несмотря на то, что в современных музейных и частных коллекциях хранятся тысячи моливдовулов, количество дошедших до нашего времени булотериев очень невелико. Конечно, один булотерий запечатывал сотни писем, но хозяевам прихо дилось заказывать новые матрицы всякий раз, когда они получали очередную долж ность или титул чин Вероятно, вышедшие из употребления булотерии уничто жали, только этим объясняются их малое количество, уцелевшее к настоящему вре мени. Изображения на металлических печатях подвесках отличаются разнообра зием. Первоначально наиболее распространенным изображением на лицевых сто ронах моливдовулов была фигура Богородицы с младенцем Христом на руках или с его изображением в медальоне. Дева Мария помещалась на печатях между крестами, звездами или деревьями. Известны изображения на буллах архангелов, апостолов и 27 Средневековые печати подвески святых. Как правило, владельцы печатей изображали на них своих святых покро вителей. Реже встречаются на печатях крестообразные монограммы. На печатях не помещались изображения, свидетельствующие о профессиональной принадлежно сти владельца печати, но встречается настоящий зверинец, состоящий из животных, птиц и насекомых. На лицевых сторонах моливдовулов мы находим представителей реальной фауны львов, волков, орлов, селезней, змей, пчел. Но известны изображе ния мифических существ, таких как драконы, грифоны, фениксы и т.д. С воцарением в Константинополе Исаврийской династии VIII в. в импе рии начинается борьба с иконопочитанием и, естественно, что на печатях исче зают любые изображения Богородицы, младенца Христа, архангелов, ангелов, апо столов и святых. Эти лики были заменены изображениями крестов и крестообраз ных монограмм. Императорская семья и столичные чиновники помещали на печа тях изображения императора и членов его семьи. После восстановления иконопочи тания в империи после середины IX в. на печати постепенно возвращаются лики Богородицы с младенцем Христом и святых. Со временем появляется даже изобра жение Христа Пантократора, хотя ранее лики Вседержителя на печатях и монетах не помещались. Изображения самих императоров на печатях остались. О портретном сходстве владык империи с их изображениями на буллах, конечно, не приходится говорить, но из за особенностей одежды, формы и размера бороды, а так же характера атри бутов власти и возраста их родственников и соправителей, изображенных рядом, автократоры самодержцы греческий титул византийского императора всегда уверенно опознаются. Первоначально в Восточной Римской империи надписи на печатях наноси лись по латыни, господствующей в обеих частях разделенной империи после Фео досия Великого в 395 г. но уже в седьмом веке надписи все больше стали делать на греческом языке, хотя латинская графика еще долго присутствует в эллинских тек стах. Только на императорских и патриарших печатях латинские легенды встреча ются и позднее вплоть до XI века. Известны так же печати с греческой легендой на одной стороне буллы и на латинском языке на другой стороне. Встречаются печати без изображений с надписями на обеих сторонах моливдовула. Правда, существо вали буллы без надписей, лишь изображениями на обеих сторонах. Главное содержание надписей на печатях, как правило на оборотной стороне, сводилось к формуле Господи или Богородица помоги такому то Чиновные и знатные лица старались отразить в надписи, свои титулы и должности. Но встреча ются и исключения. Например, надписи на буллах донесли до нас целые стихотвор ные строки, как в случае с печатью Анны Комниной дочери императора Алексея I Комнина 108 18 гг Византийцы научили многих соседей, попавших в сферу их влияния, пользо ваться металлическими моливдовулами. Среди таких соседей находились Абхазия, Алания и Киевская Русь. 28 Средневековые печати подвески Абасгия попала в сферу политических интересов Римской империи еще в пер вые века нашей эры, а впоследствии прибрежные территории этих народов стали провинцией Византийского государства. В VI веке в этой части Северо Восточного Причерноморья идет активная христианизация населения. Эти процессы подтверж даются не только письменными свидетельствами, но и данными сфрагистики, дис циплиной, изучающей печати. В Питиунте современная Пицунда в разное время были найдены свинцовые моливдовулы епископа Феодора, датированная VII в. и Константина Абасгского правителя Абасгии, жившего, примерно, в этом же время 2 Северокавказская Алания никогда не находилась в зависимости от Византии, но знать этого государства всегда стремились к союзу с Империей. Находясь в дипло матической переписке с греками, аланские правители запечатывали свои послания такими же буллам, какими пользовались византийские греки. До нашего времени дошло два моливдовула, принадлежавших аланским царям эксусиократеру Алании Гавриилу, христианское имя царя овсов Дургуреля жил в XI в. и севаста Росмика, который правил Аланией в последней четверти XI начале XII вв., севаст визан тийский титул Росмика до воцарения на престоле 3 После крещения Руси в 988 г. при Владимире Святом на всей территории Киев ского государства распространяется христианская культура и грамотность. Про цесс этот был длительным и сложным, но для нас важно, что вместе с грамотно стью появляются и металлические печати подвески, запечатывающие письма и скрепляющие документы. Первоначально печати во многом копировали византий ские буллы и даже имели надписи на греческом языке 4 Но уже в XII веке появля ются печати со славянскими легендами. Домонгольские печати несут имена князей их жен, как правило, имена, данные при крещении, церковных иерархов и отдель ных крупных бояр, занимавших посты при дворе киевского князя. Более пятисот лет вислые печати, как их называли на Руси, были неотъемлемым элементом каждод невного быта русской светской и церковной аристократии и чиновничества. Металлические печати подвески являются очень важным историческим источником, которые могут существенно дополнять другие письменные источники, такие как летописи, законодательные акты, письма, светские и церковные доку менты, надгробные эпитафии и т.д. Изучение сфрагистических материалов позво ляет глубже проникнуть в средневековое прошлое Византийского мира и ее соседей, наполнить историю государств и народов подлинными именами людей, живших в ту эпоху, а в отдельных случаях проследить историю фамилий или цепь событий в жизни конкретных людей. В истории Кубани имеется случай, когда изучение печатей дало возможность подправить данные русских летописей. Эта история связана с князем Олегом, кре стильное имя которого было Михаил. Судьба его такова. Олег Святославич 1055 5 был, пожалуй, самым известным тмутаракан ским князем, сын Святослава Ярославича, внук Ярослава Мудрого. Он прожил жизнь, 29 Средневековые печати подвески в которой неожиданная удача сменялась горечью поражения. Князь Олег оставил яркий но трагический след как в тмутараканской, так и в русской истории. В 1076 г. умер великий князь Святослав Ярославич. На великокняжеский престол взошел его брат Всеволод. Однако из изгнания вернулся еще один Ярославич Изяслав. Все волод был вынужден уступить старшему брату престол. Покойный Святослав Ярос лавич, виновный в несчастьях нынешнего Великого князя Изяслава, был объявлен узурпатором, а его дети стали изгоями. В 1077 г. князь Олег Святославич, поссорившись с дядей Всеволодом Яросла вичем, бежал в Тмутаракань. В следующем году, он вместе с Борисом Вячеславичем в отдельных летописях Борисом Святославичем 5 собрав свои дружины и наняв половцев, отправился отвоевывать черниговский престол. Князья изгои потерпели сокрушительное поражение в битве у села Нежатина Нива под Черниговом. В этом сражении погибли Великий князь Изяслав и Борис Вячеславич. Олегу чудом удалось уйти 6 На следующий год Роман с войском подошел к г. Воиню. Но новый великий князь ловкий дипломат Всеволод Ярославич договорился с половцами. Роман Свя тославич был убит в половецких кочевьях, а Олег Святославич был схвачен в Тмута ракани хазарами и выдан византийцам 7 Почти четыре года князь Олег был пленником на чужбине. Князь жил сначала в Константинополе, а затем на острове Родос. Его судьбу изменила смена императо ров в Константинополе. При покровительстве нового императора Византии Алексея Комнина князь Олег женился на греческой аристократке Феофано Музалон и в 1083 г. вернулся в Тмутаракань. В Тмутаракани к тому времени, изгнав киевского наместника Ратибора, с 108 1 г. правили князья Давыд Игоревич и Володарь Ростиславич. Видимо Олег вернулся с какой то то военной силой, которую предоставил ему византийский император 8 Князь, в первую очередь, расправляется со своими обидчиками, а захвачен ных им князей отпускает. Затем он укрепляет свою власть в княжестве. Сохрани лись свинцовые печати с изображением архангела Михаила и греческой надпи сью Господи помоги Михаилу, архонту Матрахии, Зихии и всей Хазарии и вторая с более скромной надписью Рис. 2, 2а 9 Известна свинцовая печать и его супруги Феофано, где она названа архонтиссой России 10 Деятельный и удачливый политик, Олег одиннадцать лет княжит в Тмутара кани, но внимательно следит за событиями в Киеве, мечтая занять Черниговский престол. И после смерти последнего из Ярославичей Всеволода в 1093 г., и осознав, что новый великий князь Святополк Изяславич еще слаб, в 1094 г. со своими союз никами половецкими ханами, осуществляет свою мечту, утверждается в Чернигове. После его отъезда власть русских князей в Тмутатакане заканчивается. Все эти факты были известны из древнерусских летописей. Булла Феофано Музалон подтвердила летописные свидетельства. Но существование печати Олега Михаила с пышной титулатурой и претензией на власть над всей Хазарией создало 30 Средневековые печати подвески новую интригу. Тмутараканское владе ние не было самостоятельным княже ством. Его статус был оговорен в дого воре между Византийским двором и киевским великим князем Владими ром I правил в 969 10 15 гг Тмутара кань можно рассматривать, как условное владение, переданное киевским князьям за оборону Причерноморских террито рий Империи от кочевых народов. В над писи на печати Олег Михаил провозгла шает свой политический манифест он претендует не только на Матраху Тму таракань но и на Зихию и всю Хазарию все хазарское наследство и заявляет это как независимый правитель. Захва тив Тмутаракань он фактически оказался в противостоянии с Киевом и Констан тинополем и, следовательно, выступал независимым хозяином Тмутаракани. Это могло произойти в краткий период 1077 1078 гг., до его выдачи в Констан тинополь. Возвращение Олега Михаила в 1983 г. могло состояться лишь после при несения им вассальной присяги Алексею Комнину, который обеспечил ему военную поддержку для экспедиции в Тмутаракань. Однако первоначально у князя Олега реально существовали грандиозные замыслы, о которых мы узнали благодаря только одной печати, и о чем мы нахо дим косвенные подтверждения в письменных документах. Так в некоторых источ никах Олег Святославич назван каганом, то есть он для хазар и других народов быв шего Хазарского каганата рассматривался как самостоятельный правитель, пользу ющийся значительным авторитетом и сакральной властью Другая замечательная булла касается факта существования Зихской епар хии Константинопольского патриархата. В 1997 г. на Тамани была найдена печать архиепископа Зихии Антония, впоследствии она была приобретена Национальным музеем Республики Адыгея Рис. 3 Моливдовул сохранился очень хорошо, был про читан и датирован 12 Важно, что архиепископ Антоний упоминается в нотициях Константинопольского патриархата в 1054 г., то есть, печать подтвердила, что дей ствительно существовала Зихская епархия, а епископ Антоний действительно жил и действовал в середине XI в. Это важно, поскольку письменные документы дошли до нас, как правило, в переписках более позднего времени и в них вкрадывались ошибки и неточности. 3 1 Средневековые печати подвески Кроме того, изучение и публикация молив довула помогли прочитать еще одну аналогич ную печать, сохранившуюся не так хорошо 13 Третья булла архиепископа Антония, хранится в Краснодарском музее заповеднике и впервые публикуется в каталоге этого издания под 5. Краснодарский экземпляр так же имеет утраты текста и изображения и без первого экземпляра, вероятно, не был бы прочитан. Все три печати изготовлены с помощью одного було терия, то есть, одной парой штемпелей. Остальные 4 экземпляра моливдовулов еще требуют внимательного изучения и прочтения. Новые находки печатей на Кубани могут в дальнейшем значительно обогатить наше знание о прошлом Родного края. Примечания 1Oikonomides Niсolas. Byzantine lead seals. Dumbarton Oaks. 1985. Dumbarton Oaks. Byzantine сolleсtion. Pabliсations, 7 P. 3. 2. Воронов Ю.Н. Колхида на рубеже средневековья Научные труды в семи томах. Т. I. Сухум Абхазский институт гуманитарных исследований АН Абхазии, 2006 г. С. 408, 4 13, 42 1 3. Малахов С.Н. Алано византийские заметки часть I Аланы история и куль тура. ALANIсA III. Владикавказ, 1995. С. 376 378. 4. Янин В.Л. Актовые печати Древней Руси X XV вв. Том I. Печати X начала XIII в. М. Изд во Наука 1970. С. 5. 5. Татищев В. История Российская. В 3 томах. Т Классическая мысль. М., 2003. С. 95. 6. Там же. 7. Повесть временных лет. Ч. 1Текст и перевод. Подготовка текста Д.С. Лихачева Пер. с древнерусского Д.С. Лихачева т Б.А. Романова Под ред. В.П. Адриановой Перетц. М. Л., 1950. 87. 8. Артамонов М.И. История хазар. Л., 1962. С. 444. 9. Янин В.Л. Актовые печати 1970. С. 26 30, 17 1Кат. 29 Янин В.Л., Гайду ков П.Г. Актовые печати Древней Руси X XV вв. Том III. Печати, зарегистрированные в 1970 1996 гг. М. ИНТРАДА, 1998. С. 22. Кат. 29а. 10. Янин В.Л. Актовые печати 1970. С. 17 1Кат. 30. Новосельцев А.П. К вопросу об одном из древнейших титулов русского князя История СССР. 1982. 4. С. 150 159 Гадло А.В. Тмутороканские этюды. V. Олег Святос 32 Средневековые печати подвески лавич Вестник ЛГУ. Сер. 2. 1990. Вып. 2 9 С. 10. 12. Малахов С.Н., Пьянков А.В. Моливдовул архиепископа Зихии Антония Историко археологический альманах. Вып. 6. Армавир Москва, 2000. С. 46 49. Рис. 3. Устаева Э.Р., Чхаидзе В.Н. Второй моливдовул архиепископа Зихии Антония Двенадцатая Всероссийская нумизматическая конференция. Тезисы докладов и сооб щений. Москва, 19 24 апреля 2004 г. ГИМ Отв. ред. А.С. Мельникова. М., 2004. С. 47, 48. Рис. на странице 47. 14. Лихачев Н.П. Моливдовулы греческого Востока. Научное наследство. Т. 19. М., 199 1С. 16 62. Кат. М 8040. Табл. LXVIII, 5. Соколова И.В. Монеты и печати византийского Херсона. Л., 1983. С. 168. Кат. 62. Табл. XIX, 62. 16. Малахов С.Н., Пьянков А.В., Моливдовул архиепископа 2000. С.46 49. Рис. 1 Устаева Э.Р., Чхаидзе В.Н. Второй моливдовул 2004. С. 47, 48. Рис. на странице 47. 17. Byzantine seals. Spink. Auсtion 132. London. 25 May 1999. P. 48. 227. 33 Средневековые печати подвески Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте. Пьянков А.В. Средневековые печати-подвески (2011)
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|
||||||
© 2007-2024 Электронная некоммерческая библиотека открытого доступа «Гербовед.ру» Редакция: gerboved@gerboved.ru | › Пользовательское соглашение | ||||||
Проект сетевого издания «Геральдика.ру» | ||||||
Примечание: представленные в библиотеке научные тексты размещены только для ознакомления и получены большей частью посредством распознавания оригинальных текстов публикаций (OCR), поэтому в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания и степенью сохранности бумажных оригиналов. |