| ||||||
Электронная научно-историческая библиотека «Гербовед.ру» | ||||||
» Библиотека › Каталог войсковых и станичных печатей XVIII - XX в.в. (2011) › Хачатурова Е.А. Античные печати и геммы | ||||||
Хачатурова Е.А.
Античные печати и геммы// Каталог войсковых и станичных печатей XVIII - XX в.в. (2011)Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: Каталог войсковых и станичных печатей XVIII - XX в.в. Краснодар: 2011. С. 6-13 Аннотация: Каменные печати в Северном Причерноморье, на Боспоре появляются со времени колонизации этих территорий эллинами. Как и ранее на Востоке, личные печати служили для удостоверения собственности и скрепления документов. Ими опечатывали двери дома, кладовые, амфоры с вином. Наиболее ранние печати появляются в VII – VI вв. до н.э. Это были каменные цилиндры, призмы, скарабеи, украшенные изображениями, выполненными углубленной резьбой в технике инталии и дававшими при оттиске в глине или воске рельефные отпечатки. Об авторе публикации/статьи: Хачатурова Е.А. Просмотр публикации в формате PDF:
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать Текст из PDF-файла получен посредством автоматического машинного распознавания оригинального текста публикации (OCR-технологии), поэтому в нем содержатся многочисленные ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания текста. Текст предоставляется по принципу "КАК ЕСТЬ".
Объем текста: 32687 знаков (с пробелами)
Античные печати и геммы Греческие города колонии появились в Северном Причерноморье в ходе Ве ликой греческой колонизации. Самое раннее греческое поселение на острове Бере зань возникло во второй половине VII в. до н.э. В первой половине середине VI в. до н.э. были основаны города на западном и восточном берегах Боспора Киммерий ского Пантикапей, Тиритака, Нимфей, Киммерик, Феодосия, Мирмекий, Кепы, Гер монасса Фанагория, позже Синдская гавань, названная затем Горгиппией, и дру гие города, существовавшие первоначально как самостоятельные полисы. В 480 г. до н.э. Пантикапей, Тиритака, Мирмекий и города на азиатской стороне пролива объ единились в одно государство Боспор, находившегося под властью аристократи ческого рода Ахеанатактидов на протяжении 42 лет. В 438 г. до н.э. на смену Археа натактидам пришла династия Спартокидов, выходцев из местной племенной зна ти, проводивших активную внешнюю политику по присоединению к Боспору дру гих городов и территорий, населённых варварскими племенами. Династия Спар токидов правила Боспором более 300 лет, когда в конце II в. до н.э. кризисные яв ления привели государство к упадку, и оно потеряло политическую самостоятель ность, войдя в состав Понтийской державы Митридата VI Евпатора, сделавшего Бо спор основным плацдармом в борьбе с Римом. После гибели Митридата в 63 г. до н.э. Боспор попадает в зависимость от Рима. Около 10 г. н.э. к власти пришёл Аспург, ставший основателем новой династии, правившей почти 400 лет. Правители этой династии носили царский титул, проводили независимую политику, признавая, в то же время, суверенитет римских императоров. В III в. н.э. Боспор, как и другие госу дарства Северного Причерноморья, пришёл в упадок. Этим воспользовались варва ры готы, опустошившие многие города и поселения Боспора. С вторжением гун нов в 70 х гг. IV в. н.э., превративших в руины города и уничтожавших население, Боспорское государство перестало существовать. Геммы малы, но они побеждают столетья С. Рейнак Е. А. Хачатурова 6 Античные печати и геммы Всю свою почти тысячелетнюю историю Боспорское царство соседствовало с многочисленными варварскими племенами, вступая с ними во взаимоотношения самого различного характера военные, союзные, торговые, культурные, что не могло не сказаться на всех сферах жизни скифов, меотов и сарматов, проникая и из меняя, в том числе, и материальную культуру этих народов. Каменные печати в Северном Причерноморье, на Боспоре появляются со вре мени колонизации этих территорий эллинами. Как и ранее на Востоке, личные пе чати служили для удостоверения собственности и скрепления документов. Ими опе чатывали двери дома, кладовые, амфоры с вином. Наиболее ранние печати появ ляются в VII VI вв. до н.э. Это были каменные цилиндры, призмы, скарабеи, укра шенные изображениями, выполненными углубленной резьбой в технике инталии и дававшими при оттиске в глине или воске рельефные отпечатки. 1Печати кре пились на вращающейся металлической дужке, на шнуре, их подвешивали к поя су, носили на шее, на запястье. В архаическую эпоху появились и металлические перстни печати с резьбой на щитке, а с конца IV в. до н.э. металлические перстни с каменной вставкой печатью инталией или камеей. 2 Для изготовления пер стней использовали золото, серебро, бронзу. Резные камни в оправе служили и как фибулы броши, применялись при изготовлении ожерелий и серег. В работе над геммами мастера предпочитали в раннюю эпоху одноцветные материалы гранат, аметист, гиацинт, халцедон, николо. яшму, горный хрусталь, аквамарин, альмандин, сердолик, берилл, позже их стали привлекать многослой ные минералы многослойные агаты индийский и арабский сардоникс, оникс, дававшие резчику поистине живописные возможности создания картины в кам не 3 Использовалось также стекло. Цветные камни, предназначавшиеся для пе чатей и украшений, были твёрже стали. Для резьбы, помимо резца, мастера приме няли твёрдые минералы корунд или алмаз в виде абразива. На изготовление крупных камей и инталий порой уходили годы. Профессия резчика была почётной. Наибольшего расцвета искусство глиптики достигло в эпо ху античной классики V IV вв. до н.э Именно с этого периода мастера стали под писывать свои работы. Известны имена ведущих греческих резчиков Дексамена, Пергама, Пирготеля, Трифона, Аполлония, Деметрия, Никия. В римское время над геммами работали Агатоп, Авл, Солон, Феликс, Эвод, Диоскурид, Евтих, Герофил, Гилл, Руф, Скилакс. 4 Богатство сюжетов, использованных художниками, отражают народный быт и религиозные верования. На геммах изображали животных и фан тастических чудовищ, богов и героев греческих мифов, жанровые сцены, портреты. Мастера часто копировали наиболее популярные произведения искусства. Резные камни, благодаря своей нетленности, позволили сохранить и донести через века об разы античной живописи, фресковой и станковой скульптуры. 5 Выполненные, по рой, лучшими мастерами, оправленные в золото, инталии и геммы утрачивали своё первоначальное назначение, становясь, в первую очередь, дорогими украшениями, принадлежностью знати. Коль не усыпан камнями, слыть не надейся богатым 7 Античные печати и геммы пишет о резных камнях римский поэт Манилий. Несмотря на то, что геммы по боль шей части служили печатями или вставками в перстни, иногда ими украшали драго ценную посуду, фалары, используя комплекты из двух, трёх, четырёх гемм. Особен но популярно это было в сарматской среде. 6 В эпоху античности камнерезные мастерские по изготовлению предметов глиптики были известны на Пелопоннесе, островах Эгейского моря, в Александрии, Передней и Малой Азии, Иране, Италии, Северном Причерноморье. Краснодарский государственный историко археологический музей заповедник им. Е.Д. Фелицына обладает небольшой коллекцией печатей, перстней печатей и резных камней инталий в украшениях. Все они поступили в музей бла годаря раскопкам археологических памятников Кубани в 70 е 90 е гг. XX в. Наиболее ранняя из них печать в виде восьмигранной призмы, выполнен ная из кварца, с просверленным отверстием для подвешивания. Она была найдена при исследовании одного из курганов у ст. Тбилисской археологической экспедици ей под руководством А.М. Ждановского в 1978 г. На нижней грани печати из хорошо отполированного камня схематично вырезано изображение жреца у алтаря. Длина печати 3 см. Печать вавилонской работы, датируемая VI в. до н.э., была найдена в комплексе II в. до н.э. 7 Во время своего захоронения она была уже антикварным предметом, хотя первые коллекции гемм и инталий стали появляться лишь в эпо ху эллинизма. 8 Возможно, она была семейной или родовой реликвией, или куль товым предметом. К более раннему времени относится гагатовая печать цилиндрической формы, найденная в погребе нии майкопской культуры в кургане у села Красног вардейского, раскопанного экспедицией под руковод ством А.А. Нехаева в 1983 1984 гг. На боковой по верхности печати было вырезано изображение оленя и древа жизни. Высота печати 19 см, диаметр 1см. Сквозь всю печать по её длине был просверлен канал для нити диаметром 0,4 см. К сожалению, печать была утрачена ещё до передачи её в музей г. Майкопа. Близкие ей аналогии археолог А.А. Нехаев находит в глиптике убейдских слоёв Тепе Гавры, а также среди цилиндрических печатей додинастиче ского Египта с изображением оленя и мирового древа. Он датирует эту печать нача лом 3 тысячелетия до н.э. 9 Находки уникальных для Северного Кавказа предметов свидетельствуют о широких культурных связях этого региона на протяжении дли тельного периода времени. К IV в. до н.э. возможно, к первой половине IV в. до н.э. относится стеклян ная вставка в перстень печать инталия с изображением бегущего вепря в про филь вправо. Печать овальной формы, литая, из прозрачного бесцветного стекла. Вдоль длинной оси инталии проделан сквозной канал с диаметром отверстия в 2 8 мм с одной стороны и 1мм с другой. Размеры печати длина 2,4 см, ширина 19 см, толщи на 0,9 см. Печать была найдена в кургане 30 у аула Нечерзий в 1976 г. экспедицией под руковод ством А.М. Ждановского среди инвентаря основ ного погребения у черепа лошади возле фраг ментов железного щита А.М. Ждановский дати рует погребение первой половиной IV в. до н.э. Но судя по тому, что в погребении была найдена книдская амфора второй третьей четверти IV в. до н.э. хронологические рамки определены старшим научным сотрудником КГИ АМЗ им. Е.Д. Фелицына В.В. Улитиным то датировку комплекса можно уточнить. 10 Стеклянные печати инталии являются отливками с настоящих инталий, выре занных в камне. Распространены были среди рядовых жителей греческих городов Северного Причерноморья, а также в варварской среде. Образы животных были по пулярны в эпоху архаики и в классическое время. Изображали львов, орлов, лоша дей, коров, ланей, быков, оленей, птиц, насекомых. Были изображения свиньи и ка бана. Среди наиболее известных инталий инталия с изображением свиньи, оваль ной формы на горном хрустале в золотой оправе. Была найдена в Семибратнем кур гане на Таманском полуострове в 1875 г., и датируется V в. до н.э. Инталия нахо дится в собрании Эрмитажа. Печать подвеска из халцедона белого цвета с серо голубым оттенком, усечённо конической формы, на верхней части которой сквозное отвер стие, на круглом основании голова вепря в про филь вправо, выполненная в технике инталии. Пе чать отполирована до зеркального блеска. Разме ры печати высота 2,8 см, диаметр верха 0,6 см, диаметр основания 13 см. Печать была найдена в культурном слое средневекового селища, разру шившего погребения могильника городища 3 хуто ра Ленина, археологической экспедицией КГИАМЗ им. Е.Д. Фелицына под руководством И.И. Марченко в 1983 году. Датирована II в. до н.э. 12 Золотая фибула брошь с овальным щитком со вставкой овальной формы гем мы инталии из сердолика в центре щитка. По краю щитка напаяна золотая поло ска и рубчатый дрот. Центральный каст украшен рядами проволоки, гладкой и скру ченной, верхний его край оформлен в виде зубчиков, обведённых овами из про волоки. Вокруг центрального каста орнамент из вставок гранатов одна утраче на между ними напаяны полусферы, орнаментированные проволокой и зернью. В касте укреплена гемма с изображением крылатой богини вправо. Правой рукой, 1 Античные печати и геммы 9 согнутой в локте, она опирается на колону, в левой держит светильник Брошь была найдена при раскопках курга на у хутора Песчаного Тбилисского района археологиче ской экспедицией Кубанского университета под руковод ством А. М. Ждановского в погребении 10 в 1979 г. Разме ры броши длина 6 см, ширина 4,5 см. 13 Овальные броши, составляющие довольно многочис ленную группу, происходят в большинстве своём из При кубанья, найдены в погребениях, датирующихся концом II первой половиной I в. до н.э. Декоративные элемен ты в них, кроме гемм, часто повторяются. Исследователи В. Мордвинцева и М. Трейстер отмечают, что сходство орна ментальных мотивов настолько близко, что можно предпо ложить изготовление указанных изделий в одной мастер ской, если не одним автором 14 Но геммы, украшающие подобные броши, доста точно редки. Инталия, вставленная в брошь, которая была найдена на х. Песчаном, по мнению исследователя О.Я. Неверова, была изготовлена в Александрии и датиру ется временем около 80 г. до н.э. 15 В. Мордвинцева и М. Трейстер, описывая гем мы, вставленные в эллинистические броши, выделяют группу гемм с изображени ем женской фигуры, опирающейся рукой на колону. Этот мотив был очень популя рен в эллинистическое время, авторы считают эти геммы работами александрий ских или левантийских мастерских. В качестве примера можно назвать левантий ского происхождения овальный сердолик с изображением Ники, хранящийся в Бра уншвайге, II в. до н.э. брошь из ст. Ахтанизовской с геммой из красного камня со стоящей женской фигурой, опирающейся на колону, вторая половина II в. до н.э. гранатовая гемма из Мюнхена с профильной фигурой Музы, опирающейся на коло ну овальный сердолик из Тартуса с изображением Афро диты Геры или нимфы II в. до н.э. сердоликовая гемма, вставленная в брошь, из Национальной библиотеки в Па риже с изображением музы или египетской царицы из ди настии Птолемеев Береники III около 80 г. до н.э 16 В 1978 году при раскопках курганного могильни ка в окрестностях ст. Брюховецкой археологической экс педицией Ленинградского отделения Института археоло гии Академии наук СССР под руководством В.С. Бочкарёва в кургане 3, в погребении 13 которое датируется вто рой четвертью I в. до н.э., была найдена золотая фибула брошь с вмонтированной в неё агатовой инталией. Осно ва броши тонкая золотая пластина овальной формы, по краю которой напаян ряд рубчатого дрота. В центре при паян каст овальной формы, свёрнутый из золотой поло 1 Античные печати и геммы 10 1 ски, украшенной рядами гладкой и скрученной проволоки, верхний край оформ лен овами обведёнными проволокой. В касте укреплена гемма из полосатого ага та с резным изображением женской фигуры, идущей влево. Женщина, на голове ко торой шлем, одета в хитон, в правой руке держит факел, левой рукой приподнима ет край хитона. Вокруг центрального каста расположен орнамент в виде S видных завитков с концами, закрученными в несколько витков, на которые посажен ша рик крупной зерни. Размеры броши длина 4,5 см. На броши следы истёртости, починки. На обороте припаян железный фибульный аппарат. В. Мордвинцева и М. Трейстер идентифицируют изображение на гемме, бегущую женскую фигуру с факе лом, пеплофору, как Артемиду Дадофору, изображавшуюся с оружием или без него. При этом они же отмечают, что данное изображение можно соотносить и с другими божествами Корой Персефоной, Деметрой, Гекатой, которые также изображались с факелами. 17 Аналогиями нашей инталии, по их мнению, можно считать овальный сердолик из Мюнхена с фигурой, движущейся влево с факелом в руке конец IV в. до н.э. овальный гранат с подобным изображением, хранящийся в Британском музее II в. до н.э Приводя ссылку на О.Я. Неверова, относящего гемму из Брюховецкой к изделиям боспорской мастерской I в. до н.э., они в то же время считают, что образ, представленный на гемме, восходит к изображениям на геммах II в. до н.э., предпо ложительно левантийского происхождения 18 В 1975 году в г. Анапа в восточной части некрополя античной Горгиппии были раскопаны два склепа и скальная могила археологической экспедицией Института археологии АН СССР под руководством Е.М. Алексеевой. Среди золотых украшений, предметов конской упряжи и парадного оружия находились три золотых перстня со вставками геммами работы италийских мастеров. Перстень печать с круглой в сечении шинкой и оваль ным щитком с овальной формы вставкой геммой на нико ло, изображающей Афину в шлеме, с копьём в правой руке и щитом, слева тамга царствующей династии. Диаметр перстня 2,8 2,4 см. Найден в скальной могиле, датируется первой половиной серединой II в. до н.э. 19 Перстень печать с круглой в сечении шинкой и оваль ным щитком с овальной вставкой геммой вырезанном на николо двусторонним изображением головы сатира. Диа метр перстня 165 см, был найден в склепе 2, саркофаге 2, датируется первой половиной серединой II в. до н.э. 20 Перстень печать с круглой в сечении шинкой, оваль ным щитком со вставкой геммой вырезанном на сардо никсе изображением доброго гения с колосьями в правой руке и чашей в левой. Диаметр перстня 3,4 см, был найден в склепе 2, саркофаге 2, датируется первой половиной се рединой II в. до н.э. 2 1 Античные печати и геммы Помимо указанных перстней, перстни печати были найдены и в других по гребениях некрополя Горгиппии. Перстень печать с плоскими в сечении, расширяющимися к щитку дужками и овальным щитком с вмонтированной в него гранатовой геммой с резным изобра жением поверженного воина со щитом. Диаметр перстня 2,3 см, был найден на не крополе Горгиппии, в погребении 15 по улице Горького г. Анапа датируется I II вв. н.э. 22 Перстень печать золотой, кованый, цельнометаллический, пластинчатый. На шинку напаян овальный щиток с изображением головы Сераписа с модием. Диа метр перстня 16 см, был найден на некрополе Горгиппии в 1985 г., датируется III в. н.э. 23 Примечания 1Неверов О.Я. Античные инталии в собрании Эрмитажа. Л., 1976. С. 25 30. 2. Неверов О.Я. Металлические перстни и печати Археология СССР. Антич ные государства Северного Причерноморья. М., 1984. С. 239 240. 3. Димитрова Милчева А. Антични геми и камеи от националния археологи чески музей в София. София, 1980. С. 10. 4. Неверов О.Я. Античные камеи. Санкт Петербург, 1994. С. 2. 5. Там же. С. 13 15. 6. Мордвинцева В., Трейстер М. Произведения торевтики и ювелирного искус ства в Северном Причерноморье. II в. до н.э. II в. н.э. Симферополь, Бонн, 2007. Т. Античные печати и геммы 12 Античные печати и геммы 13 1С. 304. 7. Шедевры древнего искусства Кубани. Каталог выставки. М., 1987. 160. С. 133. 8. Неверов О.Я. Античные камеи. С. 14. 9. Нехаев А.А. Погребение майкопской культуры из кургана у села Красногвар дейское Советская археология. 1986. 1С. 246 248. 10. Ждановский А.М. Курган 30 у аула Нечерзий Раев Б.А., Беспалый Г.Е. Курган скифского времени на грунтовом могильнике IV Новолабинского городища. Ростов на Дону, 2006. С. 9 1Таб. 7, 2. Неверов О.Я. Античные инталии С. 84. 17. 12. Шедевры древнего искусства Кубани. С. 135. 163. 13. Ждановский А.М. Новое погребение кочевников сарматского круга из За кубанья Древние памятники Кубани. Краснодар, 1990. С. 105. Рис. 35. 14. Мордвинцева В., Трейстер М. Указ. соч. С. 132 133. 15. Ждановский А.М. Новое погребение кочевников С. 102 6. 16 18. Мордвинцева В., Трейстер М. Указ. соч. С. 295 296. 19 Шедевры древнего искусства Кубани. С. 172. 266. Рис. 95. 20. Там же. С. 170. 259. Рис. 93. 2 1Там же. С. 170. 258. Рис. 92. 22. Там же. С. 164. 243. 23. Там же. С. 165. 248. Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте. Хачатурова Е.А. Античные печати и геммы (2011)
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|
||||||
© 2007-2024 Электронная некоммерческая библиотека открытого доступа «Гербовед.ру» Редакция: gerboved@gerboved.ru | › Пользовательское соглашение | ||||||
Проект сетевого издания «Геральдика.ру» | ||||||
Примечание: представленные в библиотеке научные тексты размещены только для ознакомления и получены большей частью посредством распознавания оригинальных текстов публикаций (OCR), поэтому в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания и степенью сохранности бумажных оригиналов. |