| ||||||
![]() | ||||||
Электронная научно-историческая библиотека «Гербовед.ру» | ||||||
![]() | ||||||
» Библиотека › Вопросы геральдики (2022) › Пашков М.М. Геральдический аспект атрибуции персонажа «Бюста неизвестного» работы Б.К. Растрелли-старшего | ||||||
Пашков М.М.
Геральдический аспект атрибуции персонажа «Бюста неизвестного» работы Б.К. Растрелли-старшего// Вопросы геральдики (2022)Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: Вопросы геральдики: сборник научных статей - М.: Клипарто, 2022. С. 18-31 Аннотация: Вот уже более ста лет умы искусствоведов и ценителей искусства продолжает волновать загадка так называемого «Бюста неизвестного» работы Б.К. Растрелли-старшего. В данной статье мы постараемся с точки зрения геральдической науки если не решить эту загадку, то хотя бы дать направления для работы будущих исследователей. Об авторе публикации/статьи: Пашков Марк Михайлович (Челябинск) Просмотр публикации в формате PDF: ›
![]()
› См. также другие статьи Пашкова М.М.
в библиотеке найдено еще 21 публикации(й) автора
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать ![]() Объем текста: 55369 знаков (с пробелами)
ГЕРАЛЬДИЧЕСКИЙ АСПЕКТ АТРИБУЦИИ ПЕРСОНАЖА БЮСТА НЕИЗВЕСТНОГО РАБОТЫ Б.К. РАСТРЕЛЛИ СТАРШЕГО Марк Михайлович Пашков, эксперт Геральдической комиссии Московской области, эксперт форума Геральдика.ру markpashkov yandex.ru HERALDIс ASPEсT IN THE сHARAсTER ATTRIBUTION OF THE сARLO RASTRELLI SR. S BUST OF THE UNKNOWN Mark Pashkov, expert of the Mosсow Region Heraldiс сommission, expert of the Geraldika.ru Forum, markpashkov yandex.ru Вот уже более ста лет умы искусствоведов и ценителей искусства продол жает волновать загадка так называемого Бюста неизвестного работы Б.К. Рас трелли старшего. В данной статье мы постараемся с точки зрения геральдиче ской науки если не решить эту загадку, то хотя бы дать направления для работы будущих исследователей. Итак, на постаменте бюста неизвестного мужчины в возрасте 45 60 лет, находящемся в экспозиции Государственной Третьяковской галереи в Москве и происходящем из собрания Л.К. Зубалова Рис. 1имеется некий герб, очевидно относящийся к изображаемому лицу 1Под гербом имеется надпись 1732 а на боковом срезе бюста есть надпись сomte de Rastrelli feсit Граф де Растрелли исполнил что позволяет точно установить время создания произведения и его авторство. Неоднократно предпринимались попытки атрибуции портрета, как класси ческими искусствоведческими методами, так и с помощью геральдики. Исходя из некоего иконографического сходства портрета и изображений Я.В. Брюса, первый известный его владелец Л.К. Зубалов предполагал, например, что на бю сте изображен Я.В. Брюс. Но герб Брюса очень хорошо известен, и он не имеет ничего общего с гербом на бюсте. Также необходимо отметить, что при наличии на артефакте пригодного для опознания герба, методы атрибуции с помощью геральдики должны иметь приоритет перед прочими, часто интуитивными и априори ложными догадками. В противном случае возможны весьма спорные выводы, что мы можем наглядно видеть при рассмотрении истории попыток ат рибуции персонажа данного бюста. 1ФБУК Всероссийское музейное объединение Государственная Третьяковская галерея в Госкаталоге 5593504. по КП ГИК п.28736. Инв. СК 18. ГЕРАЛЬДИКА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ И НОВОГО ВРЕМЕНИ 19 Рис. 1Бюст неизвестного Рис. 3. Цветная реконструкция Б.К. Растрелли. герба на бюсте. Рис. 2. Прорисовка изображения герба на бюсте из книги Бартоломео Карло Растрелли 1675 1744. М. Л., 1964 ГЕРАЛЬДИКА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ И НОВОГО ВРЕМЕНИ 20 Теперь обратимся к оригинальному гербу, изображенному на бюсте. Сразу оговоримся, мы работаем по рисунку, изображенному в книге Н.И. Архипова и А.Г. Раскина Б.К. Растрелли Рис. 2 2. Имеющиеся в нашем распоряжении фо тографии постамента бюста оказались непригодными для работы в связи с не очень удачным ракурсом тень, отбрасываемая бюстом, закрыла верхнюю часть герба поэтому единственным качественным изображением рассматриваемого герба стал рисунок из книги. Прежде всего, герб необходимо блазонировать т.е. геральдически опи сать Блазонирование позволит четче уяснить основные мотивы, применяемые в композиции герба и их соответствие определенным национальным геральди ческим традициям. Некоторые сложности при блазонировании возникают при попытке пере дать цвет эмалей фигур герба. Специфика нанесения изображения на бронзу привела к тому, что шраффировка графическое обозначение цвета в геральдике различной штриховкой указана только для полей щита, но не для фигур. По этому будем считать, что основное правило геральдики запрет на наложение эмали на эмаль и металла на металл здесь соблюдается, и существует опреде ленная вариативность цветов фигур, что не позволяет точно определить цвета. Впрочем, для атрибуции герба это не имеет особого значения, так как все фигуры легко читаются и распознаются, поэтому, можно вести поиск данных фигур неза висимо от их предполагаемого цвета. Необходимо также отметить, что рисунок герба вероятно был произведен по словесному описанию портретируемого лица, и это также могло вызвать некоторые малосущественные отклонения изображения от существовавшего или желаемого этим лицом для воспроизве дения родового герба. Итак, описание герба следующее Щит пересечен узким червленым поя сом на две части. В золотой главе рождающийся черный или натурального цвета коронованный орел с распущенными крыльями, обращенный вправо в нижнем, лазоревом поле золотой или серебряный, или натурального цвета якорь в столб. Пояс обременен золотой или серебряной лилией и двумя шести лучевыми звездами того же металла по ее сторонам. В нашлемнике три се ребряных страусовых пера. Щитодержатели два ангела, обращенные в сто роны от щита. Намет присутствует, но его цвета не читаются Для дальнейшей работы реконструируем герб в цвете с помощью компью терных графических программ Рис. 3 Данная реконструкция с учетом уже упо минавшихся сложностей при блазонировании носит предварительный характер в части цветового соответствия фигур, и не может рассматриваться как оконча тельный вариант герба. Щитодержатели, намет, шлем и нашлемник, как гераль дически второстепенные элементы герба в реконструкции не присутствуют. 2 Архипов Н.И., Раскин А.Г. Бартоломео Карло Растрелли 1675 1744. М. Л., 1964. С. 64. ГЕРАЛЬДИКА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ И НОВОГО ВРЕМЕНИ 2 1 Атрибуция данного персонажа имеет свою историю. После революции 19 17 г., когда бюст стал достоянием общественности, стало очевидно, что он не явля ется портретом Я. Брюса. В 1928 г. была опубликована статья Н. Греча Новое произведение Растрелли в которой автор сообщал, что поиски герба прово дили известные отечественные геральдисты В.К. Лукомский и П.Д. Эттингер. Так как искомый герб не был ими найден ни в Общем Гербовнике дворянских родов Всероссийской империи, ни в западноевропейских гербовниках, были выска заны предположения, что Б.К. Растрелли мог самостоятельно сочинить дан ный герб для себя и рассматриваемый бюст является автопортретом самого скульптора3. В 1964 г. Н.И. Архипов и А.Г. Раскин довольно уверенно подтвердили вер сию Н. Греча в том, что мы имеем дело с автопортретом самого графа Б.К. Рас трелли старшего, чей герб был им неизвестен4. Совершенно игнорируя имею щиеся геральдические данные, что можно объяснить общей неразвитостью ге ральдической науки в СССР и, следовательно, почти полным отсутствием специ алистов, они крайне небрежно с геральдической точки зрения описали этот герб например, имеющийся в гербе пояс был назван перевязью и сделали вывод о его принадлежности роду Растрелли. Ниже мы покажем их ошибки. К сожале нию, некритически воспринятая точка зрения Н.И. Архипова и А.Г. Раскина стала доминирующей среди искусствоведов. Тем не менее, авторам надо отдать должное, хотя бы потому, что в их книге в научный оборот было введено изоб ражение герба на бюсте Б.К. Растрелли, чем мы и воспользуемся ниже. Третья версия появилась сравнительно недавно. Ее автором является Л.М. Вяткин, опубликовавший в 1993 г. статью5 версия в устной форме была выска зана намного раньше в которой содержалось предположение, что на портрете изображен видный дипломат петровской эпохи, серб Савва Владиславич Рагу зинский. В этой версии также игнорируется абсолютное несовпадение герба Владиславича Рагузинского и герба, изображенного скульптором на бюсте. Н.Ф. Демидова и А.И. Тарасова обстоятельно показали ошибочность данного утвер ждения в Московском журнале в апреле 2003 г.6 Для наглядности графически покажем явное несходство гербов рода Влади славичей и герба на бюсте. Прежде всего, следует отметить подробно это излагается ниже что С. Вла диславич обладал титулом графа, тем не менее никаких указаний на графский титул гербовладельца в изображении не имеется. 3 Архипов Н.И., Раскин А.Г. Бартоломео Карло Растрелли 1675 1744. М. Л., 1964. С. 63 65, прим. 4 Архипов Н.И., Раскин А.Г. Указ. соч. С. 96. 5 Вяткин Л.М. О портрете Неизвестного работы Бартоломео Карло Растрелли Страницы истории западноевропейской скульптуры. СПб., 1993. С. 2 15 22 1 6 Демидова Н.Ф., Тарасова А.И. Об одном заблуждении Московский журнал. История госу дарства Российского. 2003. 4. ГЕРАЛЬДИКА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ И НОВОГО ВРЕМЕНИ 22 Рис. 4. Герб графа Рис. 5. Герб рода Владиславичей С. Владиславича Рагузинского из далматинского тома гербовника Зибмахера Изображения герба рода Владиславичей, нередко более качественные, чем в книге Й. Дучича Граф Савва Владиславич 7, имеются как в сербских, так и в российских источниках, поэтому сетования Л.М. Вяткина на невозможность найти эти изображения8 мы не разделяем. Приведем одно из них Рис. 4 Это фрагмент с гербом на надгробии С. Владиславича Рагузинского в Благовещен ской церкви Александро Невской лавры в Санкт Петербурге. Этот герб может быть блазонирован геральдически описан следующим образом Щит четверочастный. В первой, золотой части выходящая справа рука с мечом, во второй, серебряной части три восьмиконечные звезды 2 1 в третьей, лазоревой части две серебряные перевязи влево, в четвертой, золо той части коронованная мужская голова, обращенная влево. Щит увенчан графской о девяти жемчужинах короной Как видим, описываемый герб не имеет ничего общего с гербом на бюсте работы Растрелли, следовательно, версию о том, что бюст представляет собой скульптурное изображение графа С. Владиславича Рагузинского можно считать неверной. 7 Дучи J. Гроф Сава Владислави Сараjево Београд, 1969 на сербском яз Вкладка между с. 234 235 и 276 277. 8 Вяткин Л.М. О портрете Неизвестного работы Бартоломео Карло Растрелли Страницы истории западноевропейской скульптуры. СПб., 1993. С. 2 15 22 1 ГЕРАЛЬДИКА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ И НОВОГО ВРЕМЕНИ 23 Справедливости ради, следует отметить, что древний сербский род Влади славичей Vladislaviсh имеет еще один герб, внесенный в далматинский гербов ник Зибмахера Рис. 5 9. Но и он также абсолютно не имеет никаких признаков сходства с гербом на бюсте, поэтому мы не будем утомлять читателей его бла зонированием. Теперь опровергнем доминирующую гипотезу о бюсте как автопортрете Б.К. Растрелли. Прежде всего, еще раз констатируем, что герб не принадлежит графскому роду, никаких признаков, указывающих на обратное, вопреки мне нию Н.И. Архипова и А.Г. Раскина, в изображении нет. Известно, что Б.К. Рас трелли старший очень гордился титулом графа Латеранского апостольского дворца, полученным им от папского нунция в Париже Ф. А. Гуальтерио и везде, где только мог, употреблял его. Отличительным признаком графского герба яв ляется классическая графская корона с девятью жемчужинами, но как можно увидеть, никакой короны здесь вообще не просматривается. Судя по шлему и нашлемнику, герб принадлежит потомственному дворянину или даже бюргеру буржуа или патрицию Во всяком случае, некий полукруг над шлемом застав ляет предположить наличие бурелета, характерного для недворянских гербов. Из этого можно сделать четкий вывод о принадлежности обладателя герба к низшему нетитулованному дворянству или сословию зажиточных горожан. Графическое оформление щита в стиле барокко, характерного для творче ства Б.К. Растрелли, в некоторой степени затрудняет опознание национальной принадлежности герба. Овальная форма щита присуща итальянской геральди ческой традиции и здесь можно только гадать, проявились ли при исполнении герба эстетические предпочтения автора итальянца или действительно, гербо владельцем может быть итальянец. Некоторые сомнения вызывает изображение шлема. Он изображен в ан фас, что в итальянской геральдике означает принадлежность шлема следова тельно, также и герба титулованному дворянству начиная с титула маркиза Но, как отмечают исследователи 10, это правило настолько часто нарушалось, начиная со Средневековья, что при атрибуции титула гербовладельца им можно пренебречь. Тем более, правила поворота шлема не распространялись на гербы с действительным или мнимым пожалованием Священной Римской империи, на что как мы увидим ниже, указывает глава щита. Для того, чтобы окончательно отбросить сомнения в непринадлежности герба роду Растрелли, приведем изображение герба флорентийского рода Рас трелли, реконструированного по описанию из Архива Керамелли Папиани, хра нящегося в Государственном архиве города Флоренции 9 J. Sibmaсher s Der Adel des K nigreiсhs Dalmatien. N rnberg, 1873. Bd. IV. Abt. 3. Taf. 54. 10 Санти Мадзини Дж. Геральдика История, терминология, символы и значение гербов и эм блем. М., 2007. С. 488 489. Arсhivio di Stato di Firenze. La Raссolta сeramelli Papiani. Fasс. 3932. ГЕРАЛЬДИКА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ И НОВОГО ВРЕМЕНИ 24 Также приведем и переведем само описание итальянский блазон герба рода Растрелли из квартала базилики Санта Мария Новелла Basiliсa di Santa Maria Nove 12, прихода Красного Льва, что во Флоренции. Он довольно краток D azzurro, a fasсia сontromerlata, aссompagnata in сapo da due stelle a otto punte e in punta da una сometa, il tutto d oro В лазоревом поле зубчатый с обеих сторон пояс, сопровождаемый вверху в главе двумя восьмилучевыми звездами в пояс и одной кометой в столб внизу, все фигуры золотые Гра фическая реконструкция выполнена для Armoriale delle fam e italiane Гер бовника итальянских фамилий портала итальянской Википедии Рис. 6 13. Сю жет герба рода Растрелли имеет мотивы, явно взятые из герба известной фами лии Альдобрандини основная почетная фигура их герба, обоюдозубчатая пере вязь, изображена в виде пояса, а три звезды, сопровождающие эту перевязь вверху и внизу, превратились в две звезды и комету. Таким образом, флорентий ские Растрелли, возможно, хотели подчеркнуть родственную связь с более знат ным флорентийским родом Альдобрандини, или их покровительство. Утверждение, что на бюсте изображен неизвестный герб миланской ветви семьи Растрелли, не выдерживает никакой критики. Версия о флорентийском происхождении рода Б.К. Растрелли доминирует, и обстоятельства, при которых граф, так гордившийся своим титулом, использовал не свой собственный герб, а герб своих родственников, невозможно представить. Более того, как правило, в итальянской и не только геральдике родственные ветви одного рода исполь зуют лишь незначительно отличающиеся друг от друга гербы, и даже если допу стить существование особого, не известного нам, герба у миланской ветви се мейства Растрелли, вряд ли он слишком бы отличался от флорентийского герба. Как видим, два представленных герба не имеют между собой ничего об щего. Даже наличие в обоих гербах двух звезд нельзя признать каким то призна ком сходства. В гербе на бюсте звезды шестилучевые, в гербе Растрелли они восьмилучевые. Смеем предположить, что, если бы Н.И. Архипов и А.Г. Раскин имели возможность визуально сравнить эти два изображения, версия о принад лежности герба на бюсте роду Растрелли у них бы не возникла. Отметим, что существует еще один герб однофамильного рода Растрелли габсбургского пожалования, присвоенный вместе с дворянским достоинством 2 июня 1607 г. в Праге некому Андреасу Растрелли за поход против турок под ко мандованием дона Хуана Австрийского Рис. 7 14. 12 Lunardi R. Arte e storia in Santa Maria Nove Firenze, 1983 Santa Maria Nove e i suoi сhiostri Monumentali. Firenze, 2004. 13 https it.wikipedia.org wiki Armoriale delle fam e italiane Ra media File сoa fam ITA rastrelli.jpg 14 sterreiсhisсhe Staatsarсhiv. Reiсhsadelsakten Австрийский государственный архив. Государ ственные акты о дворянстве AT OeStA AVA Adel RAA 335. 17. ГЕРАЛЬДИКА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ И НОВОГО ВРЕМЕНИ 25 Рис. 6. Герб рода Растрелли Рис. 7. Герб А. Растрелли Флоренция Реконструкция габсбургского пожалования. Его можно геральдически описать следующим образом Щит пересечен на лазоревое и серебряное в другом варианте золотое поля с зеленой оконеч ностью террасой На оконечности стоит червленая или дамасцированная черв ленью колонна, с серебряными пьедесталом, капителью и шаром на ней и чер ными распростертыми орлиными крыльями, выходящими из вершины колонны в стороны на лазоревом поле. На шаре золотая шестилучевая звезда. На шлеме дворянская корона. В нашлемнике два черных распростертых ор линых крыла, между которыми золотая шестилучевая звезда. Намет справа золотой, подложенный лазоревым слева серебряный, подложенный червле ным Данный герб помещен в наиболее известных европейских гербовниках старом Зибмахере 15 и в гербовнике Й. Б. Рьетстапа 16, где опубликован его французский блазон. Но он также не имеет ничего общего с гербом на бюсте, еще раз подтверждая наш вывод, что этот герб не принадлежит роду с фамилией Растрелли. 15 Erneuert und Vermehrten Wappen Buсhs. IV Theil. N rnberg, 1705 15 6 Rietstap J. B. Armorial g n ral. 2 d. T. 2. Gouda, 1884. P. 526. ГЕРАЛЬДИКА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ И НОВОГО ВРЕМЕНИ 26 Рис. 8. Герб семейства Баррас из кантона Валлис Швейцария Варианты 1946 и 1974 гг. Теперь приступим к рассмотрению герба, изображенного на бюсте. Прежде всего, здесь бросается в глаза весьма характерная для итальянских гербов глава. В итальянской геральдике она широко распространена и носит собственное название сapo dell Impero или глава империи Графически она представляет собой черного орла в золотом поле. Здесь мы не будем касаться причин ее рас пространения или теорий возникновения. Отметим только, что данная глава щита характерна для гербов, которым приписывается имперское имеется ввиду Священная Римская империя пожалование. Особенно часто она встречается в родовых гербах Ломбардии, Савойи и Пьемонта, но в ходе миграции населения получила также широкое распространение и на юге Италии, включая Сицилию. Многочисленность гербов с главой империи потребовала ввести их некото рую классификацию. Различают главы империи с одноглавым и двуглавым ор лом, с короной и без нее, с орлом, изображенным полностью и восстающим рождающимся в геральдической терминологии наполовину т. е. изображена верхняя половина туловища орла и т. д. Для нас это не очень существенно, так как то, что здесь изображена именно глава империи не вызывает никаких со мнений. Наличие черного орла в золотом поле в главе щита оставляет мало шан сов другим версиям. Серебряный белый орел на золотом фоне в главе здесь присутствовать не может. Столь грубое нарушение правил геральдики наложе ние металла на металл в почетной части гербовой композиции настолько редко встречается на практике, что его можно игнорировать. ГЕРАЛЬДИКА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ И НОВОГО ВРЕМЕНИ 27 Все вышесказанное заставляет с довольно большой долей вероятности го ворить о принадлежности искомого герба итальянскому патрицию. Здесь необ ходимо сделать оговорку, связанную с некоторыми историческими особенно стями бытования итальянских геральдических источников. Эти особенности не только существенно затрудняют поиск герба в данной стране, но и часто делают его практически невозможным. Речь идет о том, что в Италии никогда не было централизованной геральдической системы, и, следовательно, до последнего времени не существовало общенациональных гербовников, как это было в Гер мании Й. Зибмахер или во Франции Ш. Р. д Озье Гербы часто утверждались на уровне власти конкретного городка или района и вносились в стеммарии гер бовники этого городка района которые зачастую сохранялись в единственном экземпляре в местном архиве или библиотеке. За рамки этих архивов библио тек огромный массив гербов никогда не выходил, не говоря уже об их введении в научный оборот. Как отмечает английский исследователь итальянской гераль дики Тимоти Уилсон, практически занимающийся атрибуцией предметов с ита льянскими гербами Без указания региона или источника, или отметки о цер ковном ранге, большинство итальянцев при поиске гербов приходят в отчаяние и даже наиболее опытные люди в этом не очень успешны 17. Этим фактором видимо можно объяснить неудачу в поиске данного герба в конце 1920 х гг., постигшую выдающегося отечественного геральдиста В.К. Лу комского. Очевидно, что он пользовался при поиске герба своей значительной геральдической библиотекой погибшей в 1942 г. во время блокады Ленин града но в имеющихся у него источниках данного герба не нашел 18. Это и дало повод к необоснованному мнению об искусственном происхож дении данного герба. Но вряд ли граф Растрелли мог сочинить такой замыс ловатый герб, с не очень распространенными сочетаниями фигур и полей, и с главой империи И главное, никаких веских причин выдумывать для себя но вый герб имея собственный, как показано выше у него не было. Отсутствие изображения герба в гербовниках из библиотеки В.К. Лукомского объективно не может быть признано убедительным доказательством ни отсутствия данного герба вообще где бы то ни было, ни искусственности его происхождения. Теперь обратим внимание на вторую часть герба пояс, обремененный ли лией и двумя звездами. Этот мотив весьма характерен для родовых гербов Юж ной Швейцарии, в частности много гербов с такой композицией встречается в кантоне Вале Валлис Во французских гербах особенно в самой Франции в по добном сочетании фигур вместо лилии часто используется полумесяц рогами вверх. Особых противоречий с итальянской версией здесь нет, так как в кантоне проживает много итальянцев, естественно, использующих свои родовые гербы. 17 Wilson T. Notes on sourсes for Italian heraldry for the ignorant but not yet despairing enquirer. Oxford, 20 P. 6. 18 Архипов Н.И., Раскин А.Г. Указ. соч. С. 96. ГЕРАЛЬДИКА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ И НОВОГО ВРЕМЕНИ 28 К сожалению, фронтальный поиск, проведенный в общеевропейских, швей царских, итальянских и австрийских гербовниках, не дал положительного ре зультата. Точно такой же, как на бюсте, герб, не был найден. Однако, это абсо лютно не говорит об отсутствии герба как такового, учитывая вышеуказанные сложности, а зачастую и невозможность успешного поиска неизвестного герба в регионах Италии. Тем не менее, в просмотренных источниках были найдены два весьма по хожих герба, что говорит о правильности географического направления поисков. Первый, найденный в валезианских гербовниках 1946 19 и 197420 гг. герб принадлежал семейству Баррас варианты написания фамилии Barras, de la Barra, Barra, Bar r az жившему в городках Ленс и Шерминьон Рис. 8 От герба на бюсте он отличается только фигурой в нижнем, лазоревом поле. Вместо якоря на нем изображена золотая башня с тремя зубцами и тремя бойницами. Фигура орла незначительно отличается от изображения на бюсте геральдической позой, но орел также одноглавый, коронованный и обращенный геральдически вправо, поэтому учитывая, что здесь, как мы определили, классическая сapo dell Impero следует признать это отклонение допустимым. Похожесть компо зиции очевидна. Появление в гербе фигуры якоря вместо фигуры башни в данном случае мо жет быть связано с религиозной символикой обратим внимание на ангелов в качестве щитодержателей и пальмовые ветви как декоративное дополнение герба Рассматриваемый герб, как отмечается в пояснениях к изображениям в обоих валезианских гербовниках, вероятно, происходит из некого итальянского источника 2 1что подтверждает нашу первоначальную версию о северо ита льянском происхождении герба. Еще один, весьма похожий герб найден нами в так называемых Гербовых карточках Фишналера Fisсhnaler Wappenkartei хранящихся в библиотеке Му зея земли Тироль Фердинандеум в Инсбруке Рис. 9 22. В нем также лишь одно отличие пояс обременен не двумя звездами и лилией, а тремя звездами. Не значительно отличается фигура орла, который изображен полностью, а не напо ловину. Герб принадлежит капитану и командиру дивизиона Анджело Марии Феррари Ferrari из местности около озера Ледро итальянская провинция Трен тино и датируется 25 июня 1798 г. Шраффировки на рисунке нет, поэтому су дить о цветах данного герба мы не можем. 19 Armorial Valaisan Walisser Wappenbuсh Z riсh, 1946. P. 23 Planсhes. P. 2 1 20 Nouvel Armorial Valaisan. T. 1Neues Walisser Wappenbuсh. Bd. 1Saint Mauriсe, 1974. P. 27 Planсhes. P. 32 33. 2 1Armorial Valaisan Walisser Wappenbuсh Z riсh, 1946. P. 23 Nouvel Armorial Valaisan. T. 1Neues Walisser Wappenbuсh. Bd. 1Saint Mauriсe, 1974. P. 27. 22 Tiroler Landesmuseum Ferdinandeum, B othek. L Stn. 23 1474. ГЕРАЛЬДИКА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ И НОВОГО ВРЕМЕНИ 29 Так как упоминаний в официальных документах эпохи о рассматриваемом бюсте не найдено, он по всей видимости являлся собственностью семьи Рас трелли23. Таким образом, персонаж с высокой долей вероятности либо род ственник, либо близкий знакомый семьи Растрелли. До осени 1732 г. Б.К. Растрелли был в Москве где бюст до сих пор и нахо дится поэтому можно уверенно предполагать, что персонаж также пребывал в это время вместе с семьей Растрелли там же, вероятно, с двором императрицы Анны Иоанновны. Рассмотрим генеалогию и по возможности, геральдику родственных по от ношению к роду Растрелли семей, применительно к России XVIII в. Генеалогия рода Растрелли в общих чертах описана Ю.М. Овсянниковым. Женой графа Б.К. Растрелли была некая Катерина Осмо сatherine Osmo, Osmaux на которой он женился, пребывая в Париже24. Точно ее национальность неизвестна. В источни ках она называется то испанской дворянкой, то француженкой, в документах пе реписи населения Санкт Петербурга 1737 г. говорится, что она итальянской нации 25. Герб рода Осмо неизвестен. В Испании, Португалии и Италии есть не сколько семей с фамилией Осма de Osma которые имеют гербы, значительно отличающиеся от герба на бюсте. Супругой старшего сына Б.К. Растрелли знаменитого архитектора Ф.Б. Рас трелли, женившегося в том же 1732 г., была Мария Анна Уоллес von Walles 17 10, Берлин 1767, Митава Известна ее мать, это баронесса Елизавета Уол лес. Ю.М. Овсянников предполагает, что фамилия была искажена в русских до кументах, и известный по материалам Сената в 1740 1750 х гг. секунд майор Вельс из Лифляндии был родственником жены Ф.Б. Растрелли26, 27. В середине XVIII в. в Риге действительно существовал род Уэлс Wels, Wells имевший английское происхождение. Его герб неизвестен М. Гритцнеру28, од нако, он есть в гербовнике М. Мюллера29 Рис. 10 Кроме Уэлсов, например, в 1450 г. в Риге был известен ратман Йоханн Уол лес Уоллэнт Wa сe или Wa nt 30. В Германии существовал известный граф ский род Валлис фон Кэррингмэйн Wallis von сarrighmain шотландско ирланд ского происхождения. Их гербы также не имеют ничего общего с гербом на бю сте, да и не могут иметь, так как эти роды не итальянские. 23 Архипов Н.И., Раскин А.Г. Указ. соч. С. 64. 24 Wasser L. Europ isсhe Hofk nstler in St. Petersburg in der ersten H lfte des 18. Jahrhunderts. Berlin, 20 15 85. 25 Овсянников Ю Великие зодчие Санкт Петербурга. СПб., 2000. С. 250. 26 Овсянников Ю Франческо Бартоломео Растрелли. Л., 1982. С. 56, 204. 27 Овсянников Ю Великие зодчие Санкт Петербурга Д. Трезини, Ф. Б. Растрелли, К. Росси. СПб., 2000. С. 250. 28 Gritzner M. J. Siebmaсher s grosses und allgemeines Wappenbuсh. Der Adel der Russ isсhe Ostseeprovinzen. Bd. 3. Abt. 8. Theil 2. Der Niсhtimmatrikulirte Adel. N rnberg, 190 1246. 29 M ller M. Beitrag zur Baltisсhen Wappenkunde. Т. 1Riga, 193 1Без пагинации. 30 B thf hr H Die Rigisсhe Rathslinie von 1226 bis 1876. Riga, 1877 104, 340. ГЕРАЛЬДИКА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ И НОВОГО ВРЕМЕНИ 30 Рис. 9. Карточка с гербом А. М. Феррари Рис. 10. Герб жены Ф.Б. Растрелли из собрания Фишналера из лифляндского рода Веллс Wells по Гербовнику М. Мюллера Таким образом, невозможно точно установить род, из которого вышла Ма рия Анна. Однако, с большой вероятностью, можно считать его прародиной Бри танские острова. У Б.К. Растрелли был еще младший сын Бартоломео, о котором известно очень мало, после 1736 г. его имя в российских документах не упоминается. Также ничего неизвестно о наличии или отсутствии у него супруги и детей3 1 В браке Ф.Б. Растрелли и М. А. Уоллес родилось трое детей. Двое из них, Джузеппе Якопо 1733 1737 и Элеонора 1735 1738 умерли в раннем возрасте. Дочь Елизабета Катарина 1734 вышла замуж за помощника отца, архитек тора из Сессы кантон Тичино, Швейцария Франческо иногда назывался Вин ченцо32 Бертольятти33 по итальянски фамилия писалась по разному Bertogliatti, Bertoliatti, Bartoliatti ок. 1720, Сесса после 178 1Варшава работавшего, помимо России, в Австрии и Польше34. Из одного итальянского медицинского трактата узнаем, что Елизавета Бер тольятти, урожденная графиня Растрелли, прожившая 28 лет в Санкт Петербурге, 3 1Bianсoni L Dizionario biografiсo degli Italiani, Querenghi Rensi. Vol. 86. Roma, 20 16. Rastrelli, Franсesсo. 32 сrivelli A. Artisti tiсinesi in Russia. Loсarno, 1966. Прил. 53. 33 Матвеев А. Растрелли. М., 1938. С. 13. 34 oza S. S ownik arсhitekt w i budowniсzyсh Polak w oraz сudzoziemс w w Polsсe praсuj сyсh. 2 е изд. Warszawa, 193 136. ГЕРАЛЬДИКА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ И НОВОГО ВРЕМЕНИ 3 1 страдала от цинги, и исцелилась только благодаря знаменитым болонским вра чам, прописавшим ей лечение термальными водами в Падуе35. Помимо Тичино род Бертольятти проживал в Пьемонте и имел титул баро нов Сканделуцца Sсandeluzza 36, также они были совладетелями поместий Сальто и Приакко Salto e Priaссo К сожалению, их герб неизвестен итальянским источникам37. Однако, он присутствует в недоступном для нас Тичинском гер бовнике А. Лейнхарда Ривы38. По данным Геральдического института в Риме в этом гербе идущий червленый грифон в серебряном поле, на шею которого надеты три золотых древних короны39. Однако, это информация может быть не достоверной, так как институт ссылается на Болонский гербовник Ф. Кане толи40, в котором нет ни такой фамилии, ни такого, или даже похожего, герба. Понятно, что в случае присутствия на бюсте герба Бертольятти, он относится не к самому Франческо, которому в момент его изготовления было 12 лет, а к одному из представителей старших поколений рода. В частности, известен До менико Бертольятти ок. 1700, Сесса после 175 1Мадрид тичинский архитек тор, долгие годы работавший руководителем строительных работ в Пьемонте и Испании. Также известно, что у него был брат, работавший с ним в Мадриде4 1 Таким образом, подытоживая вышесказанное, отметим что, герб на бюсте имеет явное сходство с гербами семьи Баррас из швейцарского кантона Валлис Вале и семьи Феррари из области Трентино Северная Италия Так как герб и бюст, на котором он присутствует, вероятнее всего, принадлежали близким род ственникам или друзьям семьи Растрелли в России, прежде всего, среди них и следует искать персонажа. В связи с тем, что рассматриваемый герб с очень большой долей вероятности принадлежит выходцу из Южной Швейцарии или Северной Италии, персонаж может относиться к кругу близких людей Б.К. Рас трелли, выходцев из этих регионов Европы. 35 Mingoni G. Historia mediсa thermarum Patavinarum sive observationum mediсo praсtiсarum сirсa morbos iisdem thermis traсtatos сenturia prima. Padova, 1775. P. XV. Obs. XVI. 36 Manno A. Dizionario feudale degli antiсhi stati сontinentali de monarсhia di Savoia. Firenze, 1895. P. 234. 37 Manno A. Le armi gentilizie piemontesi da il Patriziato Subalpino Torino, 2000. P. 3 1 38 Leinhard Riva A. Armoriale tiсinese. Stemmario di fam e asсritte ai patriziati de repubbliсa e сantone del Tiсino, сorredato di сenni storiсo genealogiсi. Bellinzona Lausanne, 1945. Репринт Milano, 20 39 https www.heraldrysinstitute.сom lang en сognomi Bertogliatti idс 803659 40 сanetoli F. Il Blasone Bolognese. Arme gentilizie di fam e bolognesi, nobili, сittadinesсhe e aggregate. Bologna, 179 795. 4 1Stevens U. Artisti tiсinesi in Europa dal XIII al XIX seсolo. сastel San Pietro Svizzera 20 14. Bertogliatti Domeniсo. Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте. Пашков М.М. Геральдический аспект атрибуции персонажа «Бюста неизвестного» работы Б.К. Растрелли-старшего (2022)
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|
||||||
![]() | ||||||
© 2007-2023 Электронная некоммерческая библиотека открытого доступа «Гербовед.ру» Редакция: gerboved@gerboved.ru | › Пользовательское соглашение | ||||||
![]() | ||||||
Проект сетевого издания «Геральдика.ру» | ||||||
Примечание: представленные в библиотеке научные тексты размещены только для ознакомления и получены большей частью посредством распознавания оригинальных текстов публикаций (OCR), поэтому в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания и степенью сохранности бумажных оригиналов. |